Основные формы, методы и средства социально-культурной деятельности

Дипломная работа

Успех деятельности клубного учреждения зависит от того, насколько интересно и разнообразно содержание его деятельности. Содержание деятельности определяется интересами и запросами аудитории; событиями, происходящими в стране и за рубежом; спецификой развития и проблемами региона, в котором находится клубное учреждение; обычаями и традициями, бытующими в данной местности; знаменательными и памятными датами в жизни общества; календарём государственных праздников; годовым кругом народных праздников; уровнем профессионализма работников клубного учреждения, его материально — техническими и финансовыми возможностями.

Содержание деятельности должно обязательно облекаться в определенную форму. Форма работы клубных учреждений — это способ реализация их деятельности, а также способы и приёмы организации клубной аудитории.

Массовые формы работы предполагают включение в действие большого числа участников (народного гуляния, балы, маскарады, шоу, дискотеки и др.).

При использовании различных форм работы необходимо учитывать одно непременное условие: форма должна соответствовать содержанию, чтобы оно могло раскрыться наиболее полно. Средства — это инструменты, с помощью которых осуществляется социальная — культура деятельность, своеобразный «механизм» доведения содержания деятельности до аудитории. В неразрывной связи с формами и средствами находятся методы. Методы — это пути достижения поставленной цели, способы и приёмы практической реализации деятельности. Первая группа методов используемая при осуществлении культурно — досуговых программ — это так, называемые родовые методы, которые включают в себя: метод иллюстрирования, метод театрализации, метод игры. Предназначение этих методов — предельно донести информацию, заложенную в программе, добиться эмоционального восприятия действия и включить в него аудиторию. Можно обратиться к самым современным формам, методам и средствам работы, использовать всё многообразие средств, но если не знать во имя чего и в какой логической последовательности действовать, то в итоге вряд ли можно достигнуть положительного результата.

Цель: Возникновение и диалектика развития термина «культурно — досуговая деятельность», обоснование его родовых методов, форм и средств. Взаимосвязь теории культурно — досуговой деятельности с историей общественно — просветительного движения в России, современными зарубежными социально — педагогическими и досуговедческими теориями . Задача: Взаимосвязь и взаимоотношение понятий «культура», «досуг», «просвещение», «творчество», «отдых», «развлечение», «методика культурно — досуговой деятельности».

28 стр., 13959 слов

Культурно-познавательный тур. Организация тура

... проводимый по намеченной теме и специальному маршруту под руководством специалиста - экскурсовода в образовательных и воспитательных целях3. Экскурсия является универсальной организационной формой деятельности туристов в ходе культурно-познавательных туров, включающей ...

1 Формы как способ реализации содержания деятельности учреждений культуры

К числу важнейших компонентов методики культурно — досуговой деятельности относятся формы деятельности учреждений элементов функционирования учреждения культуры, компонент культурно — досуговой деятельности.

Термин “форма” употребляется в различных смыслах. Форма (вообще) — устройство, структура, внешнее выражение чего — либо, система организации чего — либо.

Содержание деятельности должно обязательно облекаться в определенную форму. Формы работы клубных учреждений — это способы и приёмы организации клубной аудитории.

По способам реализации содержания клубной деятельности мы различаем лекции и беседы, диспуты и вечера вопросов и ответов, дискотеки и шоу — программы и т.д.

В зависимости от способов организации клубной аудитории формы бывают индивидуальные, групповые и массовые.

Индивидуальны формы:

  • Беседы: в обыденном смысле — литературная или театральная форма устного или письменного обмена в разговоре между двумя и более людьми;
  • в философском и научных смыслах — специфическая форма и организация общения, коммуникации. Традиционно противопоставляется монологу.

Основные исторические основания беседы находятся в философских приёмах, обнаруживаемые в классической греческой и индийской литературе, в особенности в античной риторике, логике и софистики. Помимо осуществления коммуникации беседы может быть использован в художественных целях (в литературе, кино), для передачи философских идей (например, диалоги Платона — «Федон», «Пир»), для обучения иностранному языку (как упражнение).

В XIX в., потеряв почти полностью соприкосновение со своей основой и поддержкой в риторике, понятие беседы появляется вновь, трансформируясь в работах критиков культуры, таких как Михаил Бахтин и Паулу — Фрейре, богословов, таких как Мартин Бубер, а также, в сущности, смягчая борьбу с атомизацией и социальным отчуждением человека в массовом индустриальном обществе.

Консультации: объяснение, разъяснение каких либо понятий. Ответы на вопросы.

Групповые формы:

— Лекции: устное систематическое и последовательное изложение материала по какой — либо проблеме, методу, теме вопроса и т. д. Является элементом лекционно-семинарской формы обучения, практикуемой преимущественно в старших классах средней школы и в высшей школе (где эта форма является основной в процессе обучения).

Лекция, как метод обучения, относится к словесным методам обучения и может применяться при классной — урочной системе обучения. В средней школе лекции обычно практикуются при изложении нового довольно объёмного и достаточно сложного материала с использованием приёмов активизации учебно — познавательной деятельности учащихся, в том числе приучения их к конспектированию излагаемого материала. Механизм восприятия лекции выглядит следующим образом: воспринимается информация, затем в сознании происходит её анализ, после чего информация снова выражается словами (в виде конспекта лекции).

Конспект является уже продуктом мышления учащегося, что требует от него значительного умственного напряжения. Кроме того, на протяжении лекции возбуждаются одни и те же участки коры головного мозга, в результате чего уровень восприятия может понизиться.

5 стр., 2138 слов

Экскурсия как форма организации обучения и воспитания. Методика ...

... ее проведения. 5. Виды экскурсий (примеры) ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ЭКСКУРСИИ МОСКОВСКИЙ ЧАСОВОЙ ЗАВОД "СЛАВА" ХЛЕБОКОМБИНАТ Экскурсия включает в себя ... завершении экскурсии следует обработать собранные материалы и наблюдения, подговорить коллекции, альбомы, выставки, стенгазеты, доклады, рефераты. ... в форме беседы с оценкой полученных знаний и выполняемых работ. Итак, методика проведения экскурсии включает ...

Встречи: это хорошая возможность организовать людей в определённом месте, пообщаться, обсудить и проанализировать ситуации, проблемы и успехи.

Тренинги: метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений и навыков и социальных установок.

Массовые формы:

Праздники: день торжества, установленный в честь или в память кого-нибудь, чего-нибудь. День или ряд дней, отмечаемых церковью в память религиозного события или святого. Выходной, нерабочий день. День радости и торжества. День игр и развлечений. Праздник является особым элементом в структуре социального времени. Главная функция праздника — социокультурная интеграция той или иной общности людей. Разные праздники осуществляют разные виды интеграции. Праздничный спектакль любого уровня строится по образу семейного праздника, при этом делаются попытки усилить интеграцию социокультурных полей, приблизить управляющих к управляемым, главу государства к народу. В общем, сплотить ту или иную социальную общность. Цель государственных праздников — сплочение граждан вокруг официальных лидеров. Государственные праздники бывают двух уровней: организуемые самими властями и индивидуальные. Второй уровень, это когда государственный праздник сливается с индивидуальным и люди устраивают застолья. В случае первого уровня праздник просто становится дополнительным выходным. Религиозные праздники обеспечивают интеграцию всех членов данной церкви вокруг ее руководства. Семейные праздники выполняют функцию сплочения членов семьи и родственников. Важную роль в праздничных ритуалах играет потребление. Оно выражается в застолье, подарках и специальной праздничной одежде. Формирование общества потребления превращает бизнес в ключевого участника праздничного дискурса. Праздник — это инструмент маркетинга. К тому же, праздник выполняет важную функцию релаксации. Праздник делает перерыв в рутинизированной жизни человека.

Семинары: форма учебно-практических занятий, при которой учащиеся (студенты, стажёры) обсуждают сообщения, доклады и рефераты, выполненные ими по результатам учебных или научных исследований под руководством преподавателя. Преподаватель в этом случае является координатором обсуждений темы семинара, подготовка к которому является обязательной. Поэтому тема семинара и основные источники обсуждения предъявляются до обсуждения для детального ознакомления, изучения. Цели обсуждений направлены на формирование навыков профессиональной полемики и закрепление обсуждаемого материала. Семинары — эффективная форма подготовки инженерных и научно — педагогических кадров в ВУЗах. Научные семинары — в научных коллективах традиционная форма повышения квалификации, ознакомление с работами коллег, форма коллективного, публичного рабочего обсуждения научной информации коллегами для формирования компетенции участников коллектива в объёме новых знаний, методов, для оптимизации взаимодействия по проектам и программам. В лучшем случае семинар проводится с представлением материалов в доступе до семинара, когда доклад содержит только краткую, реферативную, обзорную форму, задавая тему обсуждений. Собственно семинар есть перенос предметных кулуарных обсуждений в публичную форму семинара, который может сниматься на видео или протоколироваться.

4 стр., 1648 слов

Традиционные формы организации досуговой деятельности в санаторно-курортных ...

... развития. 1. Специфика досуговой деятельности в санаторно- курортных учреждениях Организация отдыха рекреантов на курортах является одной из важнейших задач специалистов курортного дела. Многочисленные опросы ... их несоответствие форм и методов деятельности работников досуговой сферы возросшему культурному уровню отдыхающих; отставание материальной базы досуговой сферы от современных требований. Две ...

Используются, в основном, в работе школ, студий, народных университетов. К групповым формам работы относятся, прежде всего, клубные объединения — это кружки и коллективы самодеятельного художественного творчества, а также мероприятия, носящие камерный характер (вечера — кафе, дискуссионные формы, литературно — музыкальные и поэтические вечера и т.п.)

Понятие формы применительно к деятельности учреждений культуры также иметь различное значение. Прежде всего форма является выражением содержания культурно — досуговой деятельности. Под формой понимают также структурное оформление отдельных документов (форма плана, форма сметы доходов и расходов, форма статического отчета о деятельности учреждения культуры, форма афиши и т.п.) и, наконец, формами называют способы организации культурно — досуговой деятельности.

Под формами — программами культурно — досуговой деятельности следует понимать способы и приемы организации людей в учреждении культуры, по месту жительства в целях доведения до них определенного содержания.

В зависимости от характера аудитории и средств воздействия формы культурно — досуговой деятельности делятся на массовые, групповые и индивидуальные. Формы — программы культурно — досуговой деятельности — не существуют сами по себе. По отношению к содержанию форма — программа носит зависимый характер.

Каждое средство воздействия требует соответствующих форм организации людей. Отмечая зависимость форм и их правильное использование, в свою очередь, имеют большое значение. Формы — программы обладают известной самостоятельностью, они могут оказать и оказывают обратное влияние на содержание деятельности. От выбора форм часто зависит результат деятельности.

Содержание деятельности должно обязательно облекаться в определенную форму. Формы работы клубных учреждений — это способы и приёмы организации клубной аудитории.

В зависимости от способов организации клубной аудитории формы бывают индивидуальные, групповые и массовые. Индивидуальные формы — это беседы, консультации и др. К групповым формам относятся, прежде всего, клубные объединения, кружки и коллективы самодеятельного художественного творчества, а также мероприятия, носящие камерный характер (вечера — кафе, дискуссионные формы, литературно — музыкальные и поэтические вечера и т.п.)

Массовые формы работы предполагают включение в действие большого числа участников (народные гуляния, балы, маскарады, шоу, дискотеки и др.).

При использовании различных форм работы необходимо учитывать одно непременное условие: форма должна соответствовать содержанию, чтобы оно могло раскрыться наиболее полно.

7 стр., 3217 слов

Реализация конституционных прав и свобод гражданина Российской Федерации

... гражданина // Право и жизнь. - 2004. - С. 83 - 85. 32. Алебастрова И.А. Конституционные принципы: проблемы юридической природы и эффективности реализации // Конституционное и муниципальное право. - 2007. - № 7. 33. Амирбеков К. Конституционные основы деятельности прокуратуры России // Право ...

Форма не может изолированно от содержания. В зависимости от характера аудитории и средств воздействия формы культурно — досуговой деятельности делятся на массовые, групповые и индивидуальные. Формы — программы культурно — досуговой деятельности — не существуют сами по себе. Их выбор обусловливается содержанием и средствами. По отношению к содержанию форма — программа носит зависимый характер.

Каждое средство воздействия требует соответствующих форм организации людей. Отмечая зависимость форм — программ культурно — досуговой деятельности — от содержания и средств воздействия, следует иметь в виду, что выбор форм и их правильное использование, в свою очередь, имеют большое значение. Формы — программы обладают известной самостоятельностью, они могут оказать и оказывают обратное влияние на содержание деятельности. От выбора форм часто зависит результат деятельности.

Выбранная форма программы влияет на отбор содержания, а содержание, в свою очередь, лепит форму. Форма — это способ существования содержания.

Содержание деятельности, заключенное а ту или иную форму, невозможно реализовать без использования определённых средств. Средства — это основные инструменты, с помощью которых осуществляется социально — культурная деятельность, своеобразный “механизм” доведения содержания деятельности до аудитории.

Они подразделяются на:

Художественно — выразительные средства: живое слово, музыка.

Живое слово — Слово как ведущее средство в социально — культурной деятельности. Живое слово — форма литературного, а иногда и ораторского искусства, художественное выступление, в котором текст, стихи, истории, эссе больше говорятся, чем поются.

Музыка — вид искусства, художественным материалом которого является звук <#»510481.files/image001.jpg»>

Художественно выразительные средства живое слово 1

Художественно выразительные средства живое слово 2

Приложение 3

Игра

Определение игры .

Игра — явление многогранное, ее можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности коллектива. Столь же много оттенков появляется с игрой в педагогическом руководстве воспитательным процессом. Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре — важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально — волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Советский педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Прежде всего, игра, поскольку речь идет об играх человека и ребенка,- это осмысленная деятельность, т. е. совокупность осмысленных действий, объединенных единством мотива. Игра это деятельность, она является выражением определенного отношения личности к окружающей действительности. Игра человека — порождение деятельности, посредством которой человек преобразует действительность и изменяет мир. Суть человеческой игры — в способности, отображая, преображать действительность . В игре впервые формируется и проявляется потребность ребенка воздействовать на мир в этом основное, центральное и самое общее значение игры.

5 стр., 2126 слов

Об основах туристской деятельности в Российской Федерации, принятым ...

... -deyatelnosti-v-rf/ Гражданский кодекс РФ Федеральный закон от 24.11.1996 № 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 5 февраля 2007г. №12-ФЗ) Федеральный закон от 08.08.2001 № 128-ФЗ "О ...

Сущность и особенности игры .

Первое положение, определяющее сущность игры, состоит в том, что мотивы игры заключаются в многообразных переживаниях , значимых для играющего сторон действительности. Игра, как и всякая неигровая человеческая деятельность, мотивируется отношением к значимым для индивида целям. В игре совершаются лишь действия, цели которых значимы для индивида по их собственному внутреннему содержанию. В этом основная особенность игровой деятельности и в этом ее основное очарование. Вторая — характерная — особенность игры заключается в том, что игровое действие реализует многообразные мотивы человеческой деятельности, не будучи связанным, в осуществлении вытекающих из них целей теми средствами или способами действия, которыми эти действия осуществляются в неигровом практическом плане. Игра является деятельностью, в которой разрешается противоречие между быстрым ростом потребностей и запросов ребенка, определяющим мотивацию его деятельности, и ограниченностью его оперативных возможностей. Игра — способ реализации потребностей и запросов ребенка в пределах его возможностей. Следующая, внешне наиболее бросающаяся в глаза отличительная особенность игры, в действительности производная от вышеуказанных внутренних особенностей игровой деятельности, — возможность, являющаяся для ребенка и необходимостью, замещать в пределах, определяемых смыслом игры, предметы, функционирующие в соответствующем неигровом практическом действии, другими, способными служить для выполнения игрового действия (палка — лошадь, стул — автомобиль и т.д.).

Способность к творческому преобразованию действительности впервые формируется в игре. В этой способности заключается основное значение игры. В игре есть отлет от действительности, но есть и проникновение в нее. Поэтому в ней нет ухода, нет бегства от действительности в будто бы особый, мнимый, фиктивный, нереальный мир. Все, чем игра живет, и что она воплощает в действии, она черпает из действительности. Игра выходит за пределы одной ситуации, отвлекается от одних сторон действительности, с тем, чтобы еще глубже выявить другие.

Игровая карусель

В конце мая на территории « Города мастеров» Парка Фили состоялся фестиваль дворовых игр и конкурсно — игровых программ «Авсень — 2010».

Его главной задачей является возрождение культурно дворовых игр. Фестиваль принял свыше 300 участников из Москвы и других городов России.

Помимо конкурсных программ ведущие игровики России провели мастер — классы «Играй — город», «Ярмарка головоломок», « Когда деды были молоды!»

В заключение фестиваля был показан кукольный спектакль и увлекательное интерактивное игровое шоу «Карусель игр». Жюри отметило представленное разнообразие дворовых игр, конкурсно — игровых программ, реквизита и высокую активность участников.

Раздел I. Общие положения , Статья 1., Статья 2.

Законодательство Российской Федерации о культуре состоит из настоящих Основ, законов Российской Федерации и законов республик в составе Российской Федерации о культуре.

17 стр., 8413 слов

Въезд и выезд из Российской Федерации иностранных граждан и апатридов

... нарушение порядка въезда в РФ и выезд из РФ иностранных граждан и апатридов. въезд выезд иностранный апатрид Глава 1. Правовое регулирование въезда в РФ и выезда из РФ иностранных граждан и апатридов Выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию (включая транзитный проезд через ее территорию) иностранных граждан и апатридов ...

Законодательные и иные правовые акты Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт — Петербурга, прямо или косвенно касающиеся вопросов культуры, должны соответствовать данным Основам. В случае возникновения разногласий действуют нормы настоящих Основ.

Подзаконные акты Российской Федерации в области культуры издаются в случаях, предусмотренных настоящими Основами и иными законодательными актами Российской Федерации о культуре.

Статья 3.

Используемые в настоящих Основах термины означают:

Культурная деятельность — деятельность по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей.

Культурные ценности — нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты.

Культурные блага — условия и услуги, предоставляемые организациями, другими юридическими и физическими лицами для удовлетворения гражданами своих культурных потребностей.

Творческая деятельность — создание культурных ценностей и их интерпретация.

Творческий работник — физическое лицо, которое создает или интерпретирует культурные ценности, считает собственную творческую деятельность неотъемлемой частью своей жизни, признано или требует признания в качестве творческого работника, независимо от того, связано оно или нет трудовыми соглашениями и является или нет членом какой — либо ассоциации творческих работников (к числу творческих работников относятся лица, причисленные к таковым Всемирной конвенцией об авторском праве, Бернской конвенцией об охране произведений литературы и искусства, Римской конвенцией об охране прав артистов — исполнителей, производителей фонограмм и работников органов радиовещания).Достоинство культур народов и национальных групп — признание их ценности и проявление уважения к ним.

Культурное наследие народов Российской Федерации — материальные и духовные ценности, созданные в прошлом, а также памятники и историко-культурные территории и объекты, значимые для сохранения и развития самобытности Российской Федерации и всех ее народов, их вклада в мировую цивилизацию.

Культурное достояние народов Российской Федерации — совокупность культурных ценностей, а также организации, учреждения, предприятия культуры, которые имеют общенациональное (общероссийское) значение и в силу этого без Раздельно принадлежат Российской Федерации и ее субъектам без права их передачи иным государствам и союзам государств с участием Российской Федерации.

Культурные аспекты программ развития — перспективы социально — экономических, научно — технических и других программ развития с точки зрения воздействия результатов их реализации на сохранение и развитие культуры, а также влияния самой культуры на эти результаты.

5 стр., 2357 слов

Событийный туризм в регионах Российской Федерации (на примере ...

... области. Диаграмма - Численность граждан, посетивших объекты туристической индустрии Удмуртской Республики в 2014 - май 2017 гг., тыс. человек. Примечание - диаграмма составлена по данным официального сайта Министерства культуры и туризма в Удмуртской Республике. ... проекта - создание нового имиджа города, развитие межнационального сотрудничества и национально-культурных организаций; - В 2013 г. ...

Государственная культурная политика (политика государства в области культурного развития) — совокупность принципов и норм, которыми руководствуется государство в своей деятельности по сохранению, развитию и распространению культуры, а также сама деятельность государства в области культуры.

Статья 4., Статья 5., Статья 6., Статья 7.

Органы государственной власти и управления Российской Федерации в обязательном порядке учитывают культурные аспекты во всех государственных программах экономического, экологического, социального, национального развития. В этих целях федеральные государственные программы развития, аналогичные программы республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт — Петербурга подвергаются обязательной, независимой и гласной экспертизе группами специалистов в области культуры, назначаемыми совместно органами представительной и исполнительной власти соответствующих уровней.

Раздел II. Права и свободы человека в области культуры , Статья 8., Статья 9.

Права человека в области культурной деятельности приоритетны по отношению к правам в этой области государства и любых его структур, общественных и национальных движений, политических партий, этнических общностей, этноконфессиональных групп и религиозных организаций, профессиональных и иных объединений.

Статья 10., Статья 11., Статья 12., Статья 13., Статья 14.

Порядок приобретения, условия владения, пользования и распоряжения объектами собственности в области культуры регламентируются законодательством Российской Федерации.

Статья 15.

Граждане имеют право создавать организации, учреждения и предприятия (именуемые в дальнейшем организациями) по производству, тиражированию и распространению культурных ценностей, благ, посредничеству в области культурной деятельности в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации.

Статья 16., Статья 17., Статья 18., Статья 19.

Раздел III. Права и свободы народов и иных этнических общностей в области культуры

Статья 20., Статья 21.

Национальные культурные центры, национальные общества и землячества вправе: разрабатывать и представлять в соответствующие органы государственной власти и управления предложения о сохранении и развитии национальной культуры; проводить фестивали, выставки и другие аналогичные мероприятия; содействовать организации национального краеведения, охране национальных исторических и культурных памятников, созданию этнографических и иных музеев; создавать национальные клубы, студии и коллективы искусства, организовывать библиотеки, кружки и студии по изучению национального языка, общероссийские, республиканские и иные ассоциации. Национальные культурные центры, национальные общества и землячества, а также общероссийские и иные территориальные ассоциации этих центров, обществ и землячеств пользуются правами юридических лиц и регистрируются в соответствии со своим статусом. Реализация одними этническими общностями права на культурно — национальную автономию не должна наносить ущерб другим национальным общностям.

17 стр., 8233 слов

Субъекты Российской Федерации: виды и правовой статус

... федеративное правовое государство с республиканской формой правления». В ст. 5 Конституции зафиксировано: «Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов – равноправных субъектов Российской Федерации». Однако нормы ...

Статья 22., Статья 23., Статья 24.

Раздел IV. Национальное культурное достояние и культурное наследие народов Российской Федерации

Статья 25., Статья 26.

Раздел V. Положение творческих работников

Статья 27., Статья 28.

Раздел VI. Обязанности государства в области культуры

Статья 29., Статья 30., Статья 31., Статья 32., Статья 33.

Обязанности государства по созданию условий для самореализации талантов. Органы государственной власти и управления осуществляют свой протекционизм (покровительство) по отношению к юным талантам, творческой молодежи, дебютантам, начинающим творческим коллективам, не посягая на их творческую независимость. Содержание, формы и способы такого протекционизма (покровительства) определяются государственными программами сохранения и развития культуры.

Статья 34.

Обязанности государства по обеспечению приоритетных условий для национальных культур Российской Федерации Государство осуществляет протекционизм (покровительство) по отношению к национальным культуре и искусству, литературе, иным видам культурной деятельности. В целях создания благоприятных условий для их развития органы государственной власти и управления могут вводить квоты и таможенные тарифы на импорт культурных ценностей зарубежного производства, лицензирование и в соответствии с налоговым законодательством дифференцированные ставки налогообложения при их распространении.

Статья 35.

Обязанности государства по сохранению памятников истории и культуры. Государство ответственно за выявление, учет, изучение, реставрацию и охрану памятников истории и культуры. Органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления обязаны содействовать сохранности и использованию таких памятников, находящихся в частной и коллективной собственности, брать особо значимые их них на государственный учет. Государство обладает приоритетным правом приобретения культурных ценностей, находящихся в частном владении, законодательно регулирует права и обязанности владельцев.

Статья 36.