Музей и наука. Научно-исследовательская работа как неотъемлемый элемент деятельности музея

Дипломная работа

Актуальность темы моей дипломной работы заключается в том, что музеи сохраняют и представляют культурное наследие того или иного народа, укрепляют культурную идентичность, играют важную роль в воспитании патриотизма подрастающего поколения. В музее сохранён опыт многих поколений, он является незаменим так как каждое поколение начинает свой путь с освоения духовного и материального богатства общества, проходя социальную и культурную адаптацию к современному миру, а научно- исследовательская работа является неотъемлемым элементом работы любого современного музея.

Научно-исследовательская работа в музее – это одно из главных направлений в работе каждого музея. Это направление связано с накоплением, обработкой и введением в научный и общекультурный оборот материальных и нематериальных объектов наследия народов

В основе всей деятельности музеев находится научно-исследовательская работа, поскольку она охватывает целиком весь спектр работ, от выработки научной концепции музея до его просветительной деятельности.[1]

На сегодняшний день сложилось и прочно устоялось два направления научно-исследовательской работы в музеях.

Первое, связано с профилем и составом собраний в музее, оно основано на современных достижениях профильных наук и одновременно включает в себя изучение музейного собрания и памятников.

Второе направление — музееведческие исследования — является общим для всех музеев (мира) и связано оно с музееведением и смежными с ним (с музееведением) науками. Результаты научно-исследовательской работы находят отражение в специфических музейных формах, к важнейшим из них относятся экспозиции и выставки.

Публикация каталогов коллекций, путеводителей по экспозициям и выставкам и другие музейные публикации также являются результатом этой деятельности (данного направления работы) музея. Одним из очень важных компонентов исследовательской работы являются научные конференции, регулярно организуемые и проводимыми музеями. Многие музеи страны признаны авторитетными центрами в области изучения специализированных наук, они поддерживают тесные связи с академическими учреждениями.

В настоящее время существует опасная тенденция превращения музея в центр досуга населения, сокращая и даже отказываясь от профильных научных исследований. Не умаляя значения культурной и образовательной деятельности, очень важно сохранить основные параметры музейной работы — научное изучение источников и представление результатов этой работы обществу (подрастающему поколению).

4 стр., 1821 слов

Историко-культурный потенциал республики Башкортостан на примере ...

... занимающегося научно-исследовательской и просветительской деятельностью"; одновременно "театром культуры" и "кладовкой ценностей"... 1.2 Музеи Республики Башкортостан Государственные музеи. Национальный музей Республики Башкортостан (ул. Советская , 14) является одним из старейших музеев России. Национальный музей Республики Башкортостан – головной музей республики. Общая площадь ...

Музеи по своей природе являются частью системы исследовательских учреждений. Приобретение музейной коллекции, если она не заменена простой коллекцией экспонатов для экспозиций, непременно сопряжено с исследованиями. В ходе формирования коллекций музей обретает объекты музейного значения, документирующие те процессы и явления, которые происходят в обществе.

Научные исследования кроме того необходимы для эффективного сохранения музейных коллекций. Чтобы обеспечить их максимальную долговременную сохранность, осуществлять их консервацию и восстановление, необходимо не только использовать принципы хранения, уже известные и апробированные на практике, но и разрабатывать и применять новые технологии.

Построение экспозиции, с помощью которой можно в полной мере осуществлять музейное общение, требует выявления не только информативных и выразительных свойств музейных предметов, но и связей между этими предметами. Также необходимы специальные исследования, чтобы создать наилучшие условия для восприятия экспозиции музейной аудиторией.

Выявляя и собирая предметы музейного значения, храня музейные предметы, создавая экспозиции и проводя культурно-просветительскую работу, музеи не могут использовать только результаты опросов, проведенных другими организациями.

Музеи в современном мире играют роль хранителей и преобразователей общественной памяти. Модель реального мира, которую они создают, способствует передаче культурного наследия из поколения в поколение. Следовательно, музеи выступают в качестве социокультурного феномена, который способствует как социализации личности, так и аккультурации всего общества в целом.

Деятельность музеев довольно обширна. Он начинается с определения его профиля на основе сохранившихся памятников истории и культуры. Следующим этапом является сбор и сохранение исторической общественной памяти, воплощенной в музейных предметах. На их основе создается модель реального мира в виде экспозиций и выставок. Общение с ними способствует культурному, в широком смысле слова, образованию, социализации как личности, так и общества в целом. Культурно-просветительские мероприятия, проводимые музеем, расширяют состав музейной аудитории, вовлекают широкие слои общества в сферу своего влияния. Современный мир не может обойтись без музея как социокультурного института.

В этих условиях возрастает социальная роль музейных работников, музейных ученых, среди которых главными являются хранители, экспозиционеры и гиды.[2]

Степень изученности темы.

Работа написана на основе изучения и анализа специальной музееведческой литературы, документальных источников и наблюдений автора. Сложившаяся к настоящему времени литература по вопросу комплектования музейных фондов может быть сгруппирована следующим образом:

— Работы, посвященные общеисторическим проблемам;

— Работы, освещающие отдельные аспекты теории комплектования музейных коллекций;

4 стр., 1898 слов

Художественные музеи

... употребления. Целью данной работы является анализ художественных музеев, их классификации и особенности. Задачами работы являются: исследование основных тенденций в определении ценностей музейных объектов в России; ... давших им описание. Научную ценность геологических, минералогических и почвоведческих музеев определяют коллекции эталонных образцов, т.е. таких, по которым были установлены минералы ...

— Методические пособия, освещающие вопросы методики организации и проведения собирательской работы;

— Литература, посвященная вопросам атрибуции и научного описания музейных предметов;

— Литература, посвященная комплектованию фондовых собраний отдельных типов и видов музейных предметов.

Вопросам музееведения, и в особенности комплектованию музейных фондов, посвящено очень много научных и учебных изданий.

Например, в учебном пособии «Музееведение. Музеи исторического профиля» под ред. К. Г. Левыкина, В. Хербста излагаются теоретические основы музееведения и научная методика работы музеев исторического профиля. Рассматриваются социальные функции музеев, их научно-исследовательская деятельность, вопросы фондовой, экспозиционной и массовой идейно-воспитательной работы, характеризуются музейные здания. Главное внимание в пособии сосредотачивается на проблеме прикладного музееведения. Авторы стремились дать максимально возможную в отведенном объеме информацию по теоретическому обоснованию научно-методических и практических вопросов всех основных направлений деятельности музеев: научному комплектованию, исследовательской, научно-фондовой, экспозиционно-выставочной, образовательно-воспитательной и просветительской работе.

Юренева Т.Ю. в учебнике «Музееведение» излагает не только теоретические основы музееведения и методику музейной работы, но и историю музеев мира. На обширном фактическом материале автор анализирует причины и обстоятельства возникновения музеев в различных регионах мира, прослеживает становление и развитие музея как социокультурного института, показывает его место и роль в каждой конкретной исторической эпохе. Также рассматриваются социальные функции музеев, их научно-исследовательская работа, вопросы фондовой, экспозиционной и культурно-образовательной деятельности, и даже менеджмента и маркетинга. [3]

Учебное пособие Тельчарова А.Д. «Основы музейного дела» посвящено одной из актуальных проблем современного гуманитарного образования — подготовке музейных работников разных уровней квалификации. Преподавание теории и истории музейного дела в системе как высшего, так и среднего специального образования сегодня нуждается в подкреплении современными учебными пособиями и материалами. В этой книге приводятся сведения о развитии музейного дела в России и формировании музейной системы, о классификации музеев и основных музейных технологиях, о направлениях и формах культурно-просветительной работы музеев. [4]

Сборник научных трудов НИИ культуры «Музей и современность. Комплектование музейных коллекций» обобщает некоторые результаты исследований проблемы комплектования музейных коллекций.

В своей совокупности эта и другая литература дает хорошее представление о современном состоянии разработки проблемы в целом и отдельных теоретических и методических вопросах, о научной концепции комплектования фондов.

Новизна исследования.

И хотя по этим вопросам уже представлено не мало исследований, работа представляет несомненный интерес для анализа музейного дела России.

15 стр., 7486 слов

Научно-фондовая работа в музее МОУ СОШ № 84 города Барнаула

... Объект исследования, Предмет исследования Цель работы: рассмотреть комплектование, учет и хранение фондов в музее МОУ СОШ № 84 г. Барнаула. Задачи данной курсовой работы: - изучить теоретические основы научно-фондовой работы в музеях; - изучить литературу по комплектованию, учёту и хранению музейных фондов; ...

Цель работы: , Объект исследо?ания , Предмет исследо?ания

Исходя из цели работы, были сформулиро?аны следующие задачи:

Рассмотреть основные формы, направления и виды научно-исследовательской работы, а также организацию научно- исследовательской работы проводимой в музеях.

Теоретическая значимость исследования. В ходе исследования подробно изучается и систематизируется информация, посвященная вопросам направления и видов научно-исследовательской работы в музеях.

Источниковая база исследования основана на использовании широкого круга материалов опубликованных с 2014-го по 2018 годы.

Они содержат материалы о обо всех видах, формах, направлениях и элементах музейной деятельности

Методами исследо?ания ? данной работе я?ляются методы анализа, синтеза и обобщения научной литературы по теме исследо?ания.

Структура работы. Структурно данное исследование представлено введением, двумя главами, заключением, приложениями, списком источников и используемой литературы.

Объем данного исследования составляет страниц, включая приложения.

Глава 1. Основные направления и виды научно-исследовательской работы в музеях

Музеи — это не просто «хранилища артефактов, которые необходимо сохранить», музеи являются образовательными учреждениями, которые также просвещают общество мультимедийными выставками, различными образовательными программами и публикациями. Научно-исследовательская деятельность музеев складывается из профильных и музееведческих изысканий.[5]

Научные исследования в рамках профильных наук в целом соответствуют тем направлениям научного поиска, которые характерны для отраслей науки, чей источниковый материал хранят музеи.

Специалисты музея занимаются разработкой примерно тех же проблем, что и сотрудники других смежных научно-исследовательских учреждений. Однако в то же время они полагаются на средства и концентрируют свое внимание на вопросах, которые недостаточно изучены в специализированных дисциплинах, но имеют важное значение для музеев.

В первую очередь это касается исследований источниковедческого характера, направленных на выявление документирующих свойств музейных предметов и их значения для развития специализированных дисциплин. Другими словами, музейные предметы в этих исследованиях изучаются с точки зрения новых знаний, которые они могут дать соответствующей научной дисциплине.

Таким образом, имея единый предмет исследования, музеи и специализированные научные учреждения выполняют различные функции. Первые занимаются сбором эмпирических данных, накоплением, хранением, первичной обработкой и систематизацией источников, сбором полученных данных, их преобразованием в систему научных фактов, корреляцией с уже существующими знаниями и идеями. Вторые занимаются глобальным синтезом новых данных и их вводом в систему уже сложившихся научных идей. Но это разделение функций не исключает возможности для отдельных специалистов делать то и другое.

Музейные исследования призваны формировать новые знания в области теории и методов сбора, хранения, обработки и использования музейных предметов. В этой области действуют следующие направления научно-исследовательской деятельности музеев:

2 стр., 929 слов

История развития частных музеев в России

... их родителей. Предмет курсовой работы - бизнес в сфере детских частных музеев. Объект - дом-музей сказок «В гостях у сказки». Частные музеи в России, История развития частных музеев в России Частными называются музеи, которые ... стране практически не создавались. В начале 1990-х гг. частные музеи стали постепенно возвращаться в музейный мир России, причем не только в Москве и Петербурге, но и ...

— разработка научной концепции музея;

— научное проектирование экспозиций и выставок;

— исследования в области музейной коммуникации;

— исследования в области комплектования фондов

— изучение музейных предметов и коллекций;

— исследования в области охраны и хранения фондов;

— изучение истории музейного дела;

— изучение историографии музееведения.[6]

Разработка научной концепции музея является комплексным обоснованием целей и задач создания, функционирования и развития музея, а также методов и средств реализации целей.

Исследования в области приобретения средств заключается в разработке научной концепции комплектования, то есть всестороннем и углубленном изучении тем комплектования. Такое обоснование является неотъемлемой частью научной концепции музея, а его уточнение считается особой, относительно самостоятельной областью исследовательской деятельности музея.

Научная концепция комплектования включает в себя следующие работы — оценку структуры и содержания имеющегося фонда в музее, в том числе анализ уже сложившихся коллекций, определение степени их полноты, определение круга, а также объёма информации, которая фиксируется в документах комплектования, обоснование направленности, характера комплектования либо пополнения коллекций, а также разработку системы каталогов комплектования.

Основным результатом исследовательской работы в области фонда коллекций является создание или пополнение музейных коллекций. По результатам этой работы составляются научные отчеты, создаются выставки новых поступлений, публикуются печатные каталоги новых поступлений, публикуются научные статьи и монографии.

Изучение музейных предметов и коллекций является необходимым условием их включения в научный оборот. В ходе анализа источников новая информация извлекается из музейных предметов, которые впоследствии используются основной наукой для более полного понимания изучаемых ею процессов, явлений и закономерностей. Но музейная ценность предмета не ограничивается его научной ценностью, поскольку он может иметь более широкое значение — историческое, художественное, эстетическое, мемориальное, коммуникативное. Исследование музейных предметов и предназначено для выявления и оценки всего спектра информации о них.

Исследования в области хранения и охраны музейных фондов направлены в первую очередь на создание оптимальных условий для обеспечения физической безопасности музейных предметов и могут проводиться непосредственно только в тех музеях, которые имеют соответствующее оборудование и специалистов — реставраторов, подготовителей, таксидермистов. Но музеи, которые не обладают необходимыми техническими и кадровыми возможностями, могут и должны изучить условия хранения своих средств, чтобы поставить перед специалистами определенные задачи в определенной области.[7]

32 стр., 15669 слов

Экскурсии, экспозиций и фондов музеев

... и проведение заочных экскурсий по пушкинской теме в 5–7 ... различные виды заочных экскурсий на уроках литературы по изучению творчества А.С. Пушкина в 5–7 классах. Объект исследования – заочная экскурсия на уроках литературы. Предмет исследования – методика организации ...

В последние десятилетия консервация, то есть деятельность, которая направлена на обеспечение длительной сохранности музейных предметов, развилась в столь же самостоятельную отрасль прикладного музееведения, как и реставрация, которая ставит своей целью не только сохранение музейных предметов, но также и устранение имеющихся на них повреждений, а также восстановление их первозданного вида.

Прежде чем приступить к реставрации памятника, специалисты всегда определяют состояние его сохранности и прогнозируют результат реставрационных работ. Иконы обязательно проходят рентгенологические исследования, которые показывают слои сохранившейся живописи и состояние доски. Затем эти слои идентифицируются, то есть определяются границы записей и слой краски автора. Но технологии, даже современные, не всегда раскрывают истинное состояние памятника.

Исследования в области музейного общения проводятся в музеологическом, педагогическом, социологическом и психологическом аспектах, которые дополняют друг друга и требуют междисциплинарного подхода.[8]

Музейно-психологические исследования направлены на повышение эффективности общения. Посетитель воспринимает выставку как своего рода целостность, поэтому её содержание и форма должны быть едины, поэтому выбор предметов для показа важен; и наиболее подходящие формы размещения экспонатов в отдельных комплексах.

Эстетическое оформление экспозиции, её цветовое, световое и пространственное решение, подбор и графический дизайн текстов, использование аудиовизуальных средств — все это важно реализовать, учитывая данные, полученные в результате психологических исследований. При проектировании экспозиционного оборудования, такого как витрины, следует учитывать физиологические характеристики человека, технические характеристики которого должны быть связаны с высотой, уровнем глаз и полем зрения посетителя.

Исследования, посвященные проблемам эффективности воздействия на здания, основаны на обобщении предыдущего опыта воздействия, а также на использовании экспериментальных методов. В ходе экспериментов широко использовалось прототипирование, а в последние годы компьютерное моделирование, что позволяет определить наиболее оптимальный вариант экспозиции решения.

Все виды взаимоотношений между музеем и его аудиторией исследуются музейной педагогикой, которая является одной из отраслей педагогической науки, предметом исследования которой является культурно-просветительская деятельность в условиях музея. Она изучает музейную аудиторию, анализирует потребности различных социальных и возрастных групп посетителей и их восприятие экспозиции, в некоторых случаях вносит коррективы в содержание самой экспозиции, создает и тестирует новые методы и программы для работы с различными категориями посетителей.

Музейная аудитория, её ценностные ориентации и духовные потребности, эффективность музеев в их формировании и удовлетворении также изучается специальным разделом социологии — музейной социологией.[9]

Первые социологические исследования в музеях начали проводиться в середине 1920-х годов и были направлены на изучение социально-демографического состава посетителей, их запросов и интересов.

19 стр., 9037 слов

Школьный музей как форма воспитательной работы

... школьных музеев в современных образовательных системах, обобщил материал о музейно-педагогических традициях с середины XIX века, раскрыл сущности культурно-образовательной деятельности школьного музея, рассмотрел проблемы взаимодействия музея ... Объект исследования: музей образовательного учреждения. Предмет исследования: организация музея в образовательном учреждении Представляя школьный музей как ...

В зарубежных музеях, используя методы наблюдения и хронометража, они определяли продолжительность осмотра посетителями экспонатов и отдельных экспонатов, тем самым раскрывая их привлекательность и поведенческую реакцию музейной аудитории.

В 1960-х годах анализировались не только социально-демографические показатели, но и психологические и мотивационные; На основании различий в мотивах посещения была разработана типология музейной аудитории.

В 1980-х годах в зарубежных музеях началось комплексное изучение интересов посетителей и выявление эффективности музейной деятельности по таким признакам, как состав и количество посетителей, степень удовлетворения их потребностей. В российских музеях социологические исследования начали набирать обороты в 1970–1980-х годах; Социологические отделы появились в Эрмитаже, Русском музее, Историческом музее, а также в ряде крупных музеев — Третьяковской галерее, Музее изобразительных искусств им. Александра Сергеевича Пушкина — в штат введены социологи. В 1970-х годах на базе региональных музеев и музеев-заповедников НИИ Культуры провел масштабное и репрезентативное исследование музея и посетителя; в 1982 году он провёл исследование социально-демографического состава аудитории художественного музея, что позволило моделировать его «портрет».[10]

Основной задачей музейной социологии является определение эффективности музейной деятельности путем изучения влияния музейной экспозиции и различных форм культурно-просветительской работы на разные категории посетителей. В то же время анализируются такие аспекты экспозиции, как объективность, наглядность, доступность, последовательность, образность, привлекательность и эмоциональное воздействие в целом. По результатам такого анализа разработаны конкретные рекомендации по подготовке экспозиции и определены наиболее эффективные формы выражения её содержания.

В последние десятилетия также стали проводиться социально-психологические исследования, направленные на изучение особенностей процесса мышления и восприятия в конкретных условиях музея, а также проблем психологического воздействия музея на современного человека. Например, психологи установили, что зрительное восприятие гораздо более эффективно, чем слуховое восприятие, в то время как уровень восприятия значительно возрастает, если активность оптических и акустических «рецепторов» сочетается с двигательной и тактильной. И это открытие уже активно используется музейной педагогикой. Также изучается восприятие других аспектов экспозиции музея, в частности её архитектурно-художественного решения.

Исследования в области истории, теории и методов музейной работы могут проводиться в каждом музее, но на практике они в основном занимаются крупными музеями, которые имеют для этого необходимый опыт и кадры. Кроме того, разработкой общих проблем музееведения занимаются специализированные научные учреждения — научно-исследовательские институты и кафедры высших учебных заведений.[11]

1.1 Изучение музейных предметов

Теоретическое обоснование концепции «изучения музейных предметов» стало формироваться в отечественных музейных исследованиях в 1960-х годах. Составление основы работ по приобретению фондов, их учету, хранению и использованию, изучение музейных предметов также имеет самостоятельное значение. Это одно из важнейших направлений научно-исследовательской деятельности музея, целью которого является определение музейной ценности предмета.

33 стр., 16311 слов

Создание школьного музея

... введения в школьную программу факультатива по "Экскурсоведению" Музей - игротека. Это музей игр и игрушек, часть которых принесена из дома, но основная - изготовлена руками детей. Музейный ... предметных кабинетах. Экспозиционное пространство включает исследовательские лаборатории и оборудование. Музей - клуб, музей - театр. Экспозиция данного жанра, как правило, достаточно компактная и статичная, ...

Предметы музея изучаются с использованием методов, используемых в основных дисциплинах музея: произведения искусства с использованием методов истории искусств, археология для археологических материалов и естественные науки для объектов естествознания. Но музеологи изучают предмет не только как источник знаний, но и как культурную ценность, источник эмоций, поэтому они учитывают привлекательные свойства предмета. Изучение музейных предметов состоит из трех последовательных этапов — атрибуции предметов, их классификации и систематизации, а затем интерпретации.[12]

Атрибуция, или определение, ставит перед собой задачу идентификации атрибутов, присущих объекту — физических свойств, функционального назначения, истории происхождения и существования. Для этого устанавливаются материал и способ изготовления изделия, цвет, форма, размер, вес, устройство, авторство, стилистические особенности, время и место создания и существования предмета, его социальная, этническая, мемориальная принадлежность.

Для графических, письменных, фонетических, фото- и кинематографических источников также определяются предмет и сюжет. В процессе атрибуции расшифровываются надписи, знаки, штампы и другие знаки, определяются отметки на предмете, определяется степень их сохранности и описывается повреждение.

В процессе определения объекта музея проводится сравнение всех присущих ему атрибутов, его сравнивают с другими подобными и связанными объектами. В этой работе большую помощь оказывают научные и справочные издания — монографии, справочники, каталоги, путеводители. Существуют также публикации, специально предназначенные для оказания помощи в идентификации объектов — определители. Это иллюстрированные издания, которые выделяют и описывают характеристики конкретной группы связанных предметов. Некоторые определители описывают объекты, связанные с материалом, другие описывают признаки объектов, связанных с целью или средой существования.

Данные, полученные в результате определения предмета, фиксируются в бухгалтерских документах и научно-справочном аппарате музейных фондов.

Следующий этап изучения музейных предметов — классификация и систематизация — призван установить взаимосвязь предметов. Классификация заключается в разделении на группы по признакам родства и разнице в общем объеме предметов, необходимых музею. Он осуществляется по классификационным схемам, разработанным самим музеем, и охватывает не только предметы в музее, но и те, которые в нем должны быть. Таким образом, выявляются существующие пробелы в музейной коллекции.

Целью классификации может быть постепенное деление объектов на группы в соответствии со всеми существенными признаками или по одному из них. В зависимости от выбранного принципа это будет хронологическая или географическая, авторская или именная, тематическая или тематическая классификация.[13]

7 стр., 3013 слов

Музеи, экспозиции Республики Алтай как объекты экскурсий

... музеев республики Алтай и Алта йского края. Данная работа представляет собой попытку осмысления исторического прошлого Алтая в ее культурном аспекте. Позиция курсового проекта такова, что экскурсии, раскрывающие страницы жизни республики через экспозиции ...

На основе принятых музеем классификаций проводится систематизация, то есть группирование объектов, фактически существующих в музейной коллекции, с использованием карточек или современных электронных средств организации и хранения научной информации. Создана система каталогов, соответствующая схеме классификации.

Завершающим этапом изучения музейных предметов является критический анализ и интерпретация (интерпретация) их как источников знаний и эмоций. Он основан на обобщении результатов атрибуции и систематизации при установлении подлинности, надежности, репрезентативности субъекта, объема информации, содержащейся в нём, его привлекательных, выразительных и коммуникативных качеств, принадлежности к типичным или уникальным объектам и, наконец, музейная ценность.[14]

1.2 Научное проектирование экспозиции

Создание музейной экспозиции — сложный исследовательский, творческий и производственно-технический процесс, требующий совместных усилий исследователей, художников, дизайнеров, музейных педагогов и инженеров. Ему необходима предварительная система разработки научного содержания выставки, её архитектурно- художественных решений и технического оснащения. Поэтому составляющими дизайна экспозиции являются: научный дизайн, в ходе которого разрабатываются основные идеи экспозиции и её конкретное содержание, художественный дизайн, призванный обеспечить образное, пластическое воплощение темы, технический и рабочий дизайн, фиксация место каждого экспоната, текстовые и технические средства.

Научное оформление экспозиции начинается с подготовительного этапа, на котором изучается необходимая научная литература по теме и архивные материалы, и это исследование должно быть музейно-ориентированным, то есть учитывать специфику отражения явлений, событий и факты музейными средствами. В то же время музейные коллекции изучаются и анализируются, а также составляются файлы с предполагаемыми экспонатами.[15]

Следующий этап заключается в разработке научной концепции, которая раскрывает план экспозиции и дает первое, наиболее общее представление о будущей экспозиции. Он определяет цели и задачи экспозиции, её основные вопросы и тематическую структуру, описывает характеристики материалов экспозиции, предлагает способы их представления, показывает различия между созданной экспозицией и ранее действовавшей, а также её особенности по сравнению с экспонатами односекционных музеев. В научной концепции с участием художника определяются общие и специфические требования к художественному проекту будущей выставки.

Научная концепция оформляется в виде единого документа, который включает в себя чертежи выставочных залов с указанием предполагаемого расположения секций экспозиции и крупногабаритных экспонатов — диорамы, образцы оборудования, макеты и т.д.

Второй этап оформления экспозиции состоит в разработке расширенной тематической структуры — документа, который фиксирует разделение будущей экспозиции на взаимосвязанные части — разделы, темы, экспозиционные комплексы. В нем перечислены группы музейных предметов и других материалов, предназначенных для показа, определены конкретные мемориальные комплексы, научные реконструкции, определены технические средства, которые способствуют усилению экспозиции посетителей музея — различные аудиовизуальные устройства, рабочие модели, модели и демонстрационные установки. В музейной практике расширенная тематическая структура часто соответствует тематическому плану экспозиции — документу, который составляется одновременно с подбором материала экспозиции и определяет содержание и тематическую структуру проектируемой экспозиции.

На третьем этапе научного проектирования разрабатывается тематико-экспозиционный план (ТЭП).

[16]

В соответствии с расширенной тематической структурой исследователи отбирают необходимые материалы из музейных коллекций и группируют их в выставочные комплексы. Только те предметы, которые прошли необходимую научную обработку и имеют надежные атрибутные данные, могут быть отобраны для воздействия. На этом же этапе работы готовится соответствующая документация для изготовления репродукций и научных вспомогательных материалов, решаются вопросы, связанные с консервацией и реставрацией объектов. Таким образом, суть предметно-экспозиционного плана как документа заключается в том, что он отражает специфическую композицию выставочных материалов со всеми присущими им научными характеристиками.

Тематико-экспозиционные планы составляются по определенной схеме, но в различных музеях могут иметь существенные особенности. Как правило, тематико-экспозиционный план включает в себя:

— наименование разделов, тем, тематических комплексов;

— ведущие тексты и аннотации;

— перечни экспонатов в экспозиционных комплексах с указанием основных атрибутивных данных;

— сведения о характере экспозиционных материалов, а также их размерах;

— указание мест для хранения материалов, в том числе их шифра.

Тематический план экспозиции включает маркировку, документацию для создания научных обновлений, разработку научных и вспомогательных материалов, подробные предложения для конкретных художественных решений — выделение экспонатов для первого или второго плана, специальные художественные приемы, меры по сохранению экспонатов.

Перед окончательной разработкой плана предметной экспозиции часто проводится так называемая пробная экспозиция или макет. Он заключается в том, что материалы, предназначенные для экспонирования, выкладываются, вывешиваются, располагаются в заданном пространстве в соответствии с тематической структурой или тематическим планом, с проектами архитектурных и художественных решений. Это позволяет выяснить взаимную «поддержку» экспонатов, их визуальную совместимость, уточнить состав комплекса, оптимальную нагрузку на стены и витрины.[17]

Раскладки – это итог совместной творческой работы научного сотрудника и художника. Итоги их совместной работы фиксируются в картотеке отобранных материалов, тематико-экспозиционном плане (ТЭП) и в эскизном проекте архитектурно-художественного решения.

Современные компьютерные технологии позволяют строить модель экспозиции, в которой массив компьютерных изображений экспонатов «развешивается» по стенам или располагается в залах компьютерной модели. Они позволяют взглянуть на экспозицию еще до её построения. Это позволяет заранее тщательно продумать все стороны экспозиции, найти и исключить «слабые места» будь то даже недостаточная освещенность.

Разработка тематического плана экспозиции в большинстве случаев является завершающим этапом научного проектирования. Однако в последнее десятилетие в музейной практике появился опыт сопровождения тематического плана экспозиции литературным описанием будущей экспозиции и её восприятия зрителем. Для обозначения этого документа взят термин из кинематографической практики — сценарий. Исходя из научной концепции, авторы сценария ставили перед собой задачу выразить в литературной форме внутреннюю драму темы экспозиции, которая возникает в результате вовлечения посетителей музея в события и людей, описываемых экспонатами. В основе сценария лежит желание учесть психологию посетителя, попытка предсказать его эмоциональное состояние на протяжении всего осмотра экспозиции.

Особое внимание уделяется средствам усиления эмоционального воздействия на посетителей музея. Но всегда ли нужен сценарий? Среди специалистов однозначного утвердительного ответа на данный вопрос. Большинство специалистов считает сценарий возможной формой изложения или детализации экспозиционного замысла, которую целесообразно применять при проектировании экспозиций многоплановых, с нетрадиционной тематикой, задуманных как театрализованное действие.

Сценарий может создаваться как сотрудниками музея, так и литераторами, знакомыми с практикой музейной работы.[18]

В то же время обязательным условием его написания должен быть высокий профессионализм авторов и хорошее знание не только вопросов экспозиции, но и материалов экспозиции. В противном случае, как показывает опыт, накопленный в этой области, сценарий превращается в набор абстрактных идей и литературных упражнений, которые очень отдаленно связаны с конкретным музеем.[19]

1.3 Изучение историографии музееведения

Круг проблем историографии сложно систематизировать в современной проблемной области музееведения / музееведения / музейного дела. В то же время вопросы определения места историографии неизбежны при любой попытке определить предмет и структуру науки.

Этот раздел традиционно включает в себя весь объем работ, что позволяет проследить основные закономерности формирования и развития научных знаний по истории, теории и практике музея.

Так, Людмила Михайловна Шляхтина (кандидат педагогических наук) выделяет в структуре науки музеологии генетический элемент, в том числе историю и историографию, указывая на то, что историография выявляет проблемы выделения особенностей музейной работы в научной литературе в разные исторические периоды.

Валентин Петрович Грицкевич (доктор культурологии) полагает, что историография музейного дела сопредельна со смежными и близкими ей разделами историографии такими как: историографией истории культуры, историографией истории общественной мысли, историографией всех отраслей культуры, которые освещаются в музеях соответствующего профиля.

При этом необходимость исследования проблем историографии определяется тем обстоятельством, что пятивековой путь развития музея как социокультурного института, ещё более длительная «предыстория» феномена музея, триумфальное шествие музея по всем континентам в XX в. и, наконец, неожиданные трансформации в начале XXI в. связаны с появлением огромного количества работ, в которых проанализированы различные стороны феномена музея. [20]

За последние три десятилетия было опубликовано большое количество научных статей, монографий и учебных пособий, предлагающих осмысление различных аспектов исторического, теоретического и практического музееведения.

Между тем историографических работ по музееведению наблюдается очень мало. Среди наиболее значительных публикаций, которые затрагивают историографию отрасли, можно обратить внимание читателя на раздел «Источниковедение и историография истории музейного дела» в монографии В. П. Грицкевича «История музейного дела до конца XVIII века», исторические очерки Л. М. Шляхтиной и Е. Н. Мастеницы «Музейно-педагогическая мысль в России», отдельные публикации, рассматривающие ряд сюжетов историографии музееведения, таких авторов, как Николай Аркадьевич Томилов, (доктор исторических наук) Татьяна Васильевна Галкина (Кандидат исторических наук).

Необходимо подчеркнуть, что каждая из этих публикаций посвящена отдельному аспекту историографии музееведения, в связи с чем задача развития общей историографии музееведения становится все более актуальной.[21]

Самым последним исследованием, освещающим проблемы историографии, можно назвать коллективный труд московских авторов «Музееведение в России в XVIII — XX веках», в котором содержатся комментированные выдержки из наиболее значительных произведений русской музеологии того периода.

Такое незначительное количество историографических работ и некоторое невнимание к историографии становится причиной ряда серьёзных методологических проблем:

— возникнув изначально в виде вспомогательной исторической дисциплины, на сегодняшний день историография уже имеет общенаучный характер и является обязательным этапом любого частного исследования.

— историографические исследования дают возможность понять специфику процесса формирования музеологии, который, как отмечают исследователи, можно описать, как «процесс постепенной эмансипации, который включает в себя разрыв музеологии с иными профильными дисциплинами и формирование ею собственной когнитивной ориентации и методологии».

— наличие масштабных историографических исследований способствует включению отечественного научного дискурса в мировое дискурсивное пространство, фокусируясь на наиболее значимых проблемах национальной музееведения / музеологии представляя имена исследователей.

С учётом приведённых выше соображений, можно констатировать то, что отсутствие полноценных историографических исследований может стать существенным препятствием на пути развития данной науки.

Между тем, основной преградой на пути формирования корпуса историографических исследований является неопределённость вопроса относительно структуры науки, и, как следствие, не решенный вопрос — что должно стать предметом историографического исследования.

Отправной точкой рассуждений о структуре «музейного знания» стало утверждение об отсутствии полноценного диалога между представителями теоретического направления музееведения / музееведения и практиками музейного дела, связанными с неструктурированным основным предметом научного дискурса, эта ситуация не является исключительной проблемой музейного дела.

Исходя из концепций методологии науки и иерархии научных знаний, мы можем различать уровни музейных исследований.[22]

Первое направление — поиск концептуальных основ. Прежде всего, теоретические, на которых впоследствии основываются практические исследования на методологической основе науки.

Второе направление основано на использовании методов, используемых в основных музеологических исследованиях — исторических и практических, а также на изучении разнообразных вопросов этих разделов.

И, наконец, третье направление — технология музейного дела. На сегодняшний день третий из представленных уровней должен быть признан наиболее развитым. Технологический уровень — это фактически уровень процедур, определяющий методы работы музея.

Эта структура позволяет нам сформулировать ключевые определения, которые определяют границы земель и пространство научного дискурса. Исходя из рассмотренной логики иерархии научного знания, можно выделить три уровня исследований в проблемной области познания музейного феномена, музейного характера и особенностей музея: концептуальный уровень, синтетический уровень и технологический уровень. Каждый уровень соответствует разделу научных знаний.

Тот факт, что музей может являться объектом исследования в рамках различных гуманитарных и точных наук позволяет предположить, что музееведение – является культуроведческой наукой, которая позволяет суммировать многообразные знания по разным аспектам истории, теории и практики музейного дела.

Музеология — это концептуальный уровень исследований. Наконец, музейный бизнес представляет собой совокупность технологий, обеспечивающих функционирование музейных институтов и способствующих решению конкретных задач по приобретению, учету, хранению средств, экспонированию, образованию и отдыху. Это технический уровень.[23]

Наряду с ней, выделяют музеографию, под которой понимают музейную практику. В российской традиции под понятием «музеография» понимают «отрасль музееведения, задачи которой состоят в описании музеев, их экспозиций, коллекций».

Таким образом, термин «музеография», который появился в XVIII веке изначально обозначал «описание музеев», в отечественной традиции получил значение совокупности работ, посвященных музею.

В итоге, можно выделить 3 уровня исследований в проблемном поле исследования феноменов музея, музейности, музейной практики:

— технологический уровень (музейное дело);

— концептуальный уровень (музеология);

— синтетический уровень (музееведение и музеография).

Исходя из такого понимания структуры «музейного знания», можно выделить и три уровня историографических исследований:

— историография музееведения и музеографии;

— историография музеологии;

— историография музейного дела.[24]

Анализируя развитие историографии, можно сделать вывод, что первые исследования относятся к области историографии музея до конца XIX века.

Интенсивное развитие музейной практики в XIX веке и, как следствие, высокий интерес к проблемам музея, определил появление произведений, отражающих новые реалии.

Прежде всего, необходимо было окончательно определить возникающую дисциплину. В 1878 году впервые от имени Немецкого журнала музееведения и антиквариата появилось название направления научных исследований, претендующего на роль научной дисциплины в будущем.

Однако, несмотря на появление этого термина, рождение науки на рубеже XIX — XX вв. говорить преждевременно. Появление этого термина было, скорее, стремлением закрепить растущую роль музеев в общественном сознании, признанием успехов в развитии музейного дела в Европе.

Анализируя дальнейшие периоды развития музееведения, Н. А. Томилов выделяет второй период (1860 – 1930-е гг.), который, преимущественно характеризуется развитием музееведческих знаний в самих музеях, и третий период (1930-е гг. – наше время).

Третий период он разделяет на два этапа: этап до конца Второй Мировой войны и этап с середины XX в. до сегодняшнего дня.

Таким образом, можно определить основные проблемы в рамках историографии музеологии. Донаучный (музеографичесий) этап, характеризующийся формально-описательным подходом в изучении различных сторон музейной деятельности, приходится на XVI – XX вв. Данный этап можно охарактеризовать как период подготовки общественного признания музея, отчетливо проявившегося к концу XIX в. [25]

Утверждение общественной значимости музея как социокультурного института обусловило необходимость профессиональной идентификации музейных работников, а усложнение деятельности музея — рождение новых направлений научных исследований. В то же время начало XX в. связан с попытками исследовать феномен музея, определить философию музея, т. е. выделить основные черты социального института, ставшего «культурной нормой», определить его глобальную универсальную функцию.

Среди наиболее значительных концепций, появившихся в первой половине XX в., стоит отметить проект музея в «Философии общего дела» Н. Ф. Федорова и идею Всемирного дворца Поля Отле.

Этап профессиональной консолидации, подготовивший этап развития музееведения как академической дисциплины, приходится на первую половину XX века.

В свою очередь, международное признание музееведения, его развитие как академической дисциплины определило становление нового этапа – этапа системного осмысления феномена музея и музейности, начало которого приходится на 1990-е гг.

В этих этапах переплетается интерес к музейному делу, музееведению, музеологии, причем очевидна тенденция включения новых областей в круг музейных исследований: от музейного дела к музееведению и музеологии. Так, предлагая обзор основных этапов развития представлений об истории музейного дела, В. П. Грицкевич (доктор исторических наук) обращает внимание на развитие историографии «от описательных форм к формам обобщения и синтеза».

В связи с вышеизложенным, наряду с приведенной выше периодизацией, основными этапами развития концептуальных идей можно назвать:

– этап осмысления феноменов музея и музейности в рамках философских концепций;

– этап определения дефиниции музейности и разработки круга проблем музеологии в контексте формирования и развития науки.

Выделенные этапы условно отражают эволюцию представлений о музее, музейном и музейном деле, характеризуя лишь центральное направление научных исследований. Наряду с основной тенденцией всегда можно выделить ряд работ, отражающих различные области частных исследований. Так что, конечно, в основе значительного объема работ первого десятилетия XXI века. Музеографические проблемы продолжают сохраняться, что не мешает нам говорить о согласованности как о ведущей тенденции на современном этапе развития музееведения.

Основной объем работ, посвященных музею как социокультурному феномену, можно разделить на два блока — структурно ориентированный и функциональный.

Работы первого блока — это произведения, определяющие смысл и назначение музея, его социальную, историческую, нравственную миссию. Музей в произведениях такого рода участвует в контексте философско-культурного дискурса. Однако такое «включение» не полностью отражено: таким образом, не совсем ясно, где находятся границы между культурологическим анализом музея и культурологическими исследованиями частных областей его деятельности.[26]

Исследования функционального блока носят прикладной характер и представляют собой анализ определенного направления музейной деятельности.

Это работы, которые в русле европейской традиции можно охарактеризовать как музеографические; их число необычайно велико, так как практически любая работа, которая связана с музеями, может быть отнесена к этому блоку.

Представляется, что выделение трех основных блоков историографических исследований и их разработка позволят прояснить ряд вопросов, касающихся структуры музееведческого/ музеологического/ музеографического знания.

Наконец, заслуживает особого внимания комплекс проблем историографии русской музеологии, связанных с решением проблем формирования стратегий ее международной интеграции.

Современная российская музеология находится в состоянии методологического кризиса, определяемого Л. М. Шляхтиной как состояние «методологической инфантильности», выход из которого, как представляется, связан с усилением внимания к следующим группам проблем:

– важным этапом развития отечественной музеологии является её международная интеграция, включение концепций отечественной науки в мировой дискурс;

– дальнейшее развитие науки предполагает появление научных теорий и направлений;

– появление новых концепций и направлений предполагает систематизацию основных этапов развития российской музеологии, проведение комплексного историографического исследования;

– международная интеграция музеологии позволит соотнести российскую музеологическую мысль с важнейшими и актуальными тенденциями и направлениями развития мировой музеологии.[27]

Проблема составления историографии российской музеологии связана с систематизацией материала, накопленного в области осмысления феноменов музея и музейности, выделением основных научных школ, научных направлений, научных концепций как фундамента для формирования новых идей, отражающих тенденции развития музеологии, музееведения, музейного дела XXI в.

Итак, основными направлениями и видами научно-исследовательской работы в музеях являются

— разработка научной концепции музея;

— научное проектирование экспозиций и выставок;

— исследования в области музейной коммуникации;

— исследования в области комплектования фондов

— изучение музейных предметов и коллекций;

— исследования в области охраны и хранения фондов;

— изучение истории музейного дела;

— изучение историографии музееведения.

Проведение исследовательской работы в области фонда коллекций подразумевает собой пополнение музейных коллекций учреждения (музея), конечным результатом данной работы является написание научных отчётов, публикация научных статей и монографий.

Глава 2. Организация научно-исследовательской работы в музее

Музеи проводят научно-исследовательскую работу: научное комплектование и научное изучение музейных предметов и коллекций, создает компьютерную информационно-поисковую систему на основе их коллекций, проводит научные исследования, готовит научные доклады, разрабатывает научные концепции музея, научные проекты экспозиций и Выставки, организует экспозиции, готовит к публикации фондовые материалы, результаты научных экспедиций, командировок, организует научные конференции и семинары, участвует в работе научных форумов в России и за рубежом, поддерживает научные связи с российскими и зарубежными исследовательскими институтами, проводит историко-культурную экспертизу.[28]

К научно-исследовательским работам относят:

— исследования в области естественной истории региона, истории человеческого общества древнейшего прошлого до новейшей истории, исследования государственного музейного фонда;

— анализ, атрибуция, определение и научное описание, систематизация музейных предметов, их каталогизация;

— создание компьютерной базы данных предметов и коллекций, хранящихся в фондах музея, информационно-поисковой системы на основе музейных коллекций;

— разработка научных концепций и программ по приобретению средств;

— составление указателей, буклетов, проспектов, карт, каталогов, идентификаторов, справочников, тематических картотек и словарей;

— подготовка к публикации монографий, научных статей, альбомов, буклетов, путеводителей, отчетов;

— разработка научных программ для изучения и презентации музейных коллекций;

— разработка научных концепций экспозиций, выставок, тематических структур, тематических планов экспозиций, сценариев экспозиции, подробных аннотаций и аннотированных списков предметов;

— подготовка обзорных и тематических экскурсий по музейной экспозиции;

— выступление с подготовленными научными докладами и сообщениями на конференциях, семинарах, симпозиумах, совещаниях ученых, научно-методических советах;

— подготовка научных отчетов о результатах экспедиций и научных поездок, на основе изучения музейной аудитории и восприятия музейного общения посетителями;

— разработка способов повышения физической безопасности музейных предметов, методов борьбы с их разрушением, новых принципов консервации и реставрации, разработка соответствующих практических рекомендаций;

— историко-архивные исследования, отбор, изучение и обработка материалов;

— создание, расширение и совершенствование фактографических баз данных, видеобанков безопасности, а также баз данных технико-технологических исследований музейных предметов и их реставрации, поиск способов получения и использования различных типов оцифрованных изображений;[29]

— разработка научно-методических материалов в области музейного дела, в том числе методических разработок по научно-воспитательной работе и музейной педагогике, образовательных и образовательных программ, циклов музейной деятельности;

  • рецензирование научных работ, рецензирование, подготовка рецензий на диссертации;

— консультирование, подготовка ответов на научные и тематические запросы, проведение историко-культурных экспертиз;

— подготовка диссертаций на соискание ученой степени;

— составление справок, отчетов, аналитических материалов по вопросам научной деятельности;

— разработка нормативных, статистических и аналитических документов по научно-исследовательской, научно-организационной работе и подготовке научных кадров;

— руководство научно-исследовательскими работами.

Музеи, являющиеся структурными подразделениями академий наук, научно-исследовательских институтов и вузов, работают по общему с ними плану и совместно организуют свои исследования.

Но большинство музеев являются независимыми учреждениями, и разнообразие функций, которые они выполняют, придает особое значение организации их исследований. Научная работа музеев, с одной стороны, должна быть связана с общими направлениями научных исследований в области специализированных дисциплин и способствовать фундаментальным исследованиям. Но с другой стороны, он должен учитывать многофункциональность музея и в силу этого сохранять определенные особенности. Первостепенное значение для музеев имеют темы, связанные с изучением музейных предметов и их среды обитания, а также темы, способствующие постоянному пополнению фондов, продолжительному хранению и эффективному использованию собранных материалов.

В основе планирования исследований лежит создание многолетних перспективных планов. Время, отведенное для тех или иных опросов, зависит от сложности темы, ее кадрового и финансового потенциала музея.

Небольшие темы обычно разрабатываются в течение года, длительность более сложных варьируется от двух до пяти лет. Координация деятельности музеев с другими научными учреждениями неразрывно связана с планированием, что помогает не только избежать неоправданного дублирования, дублирования и несогласованности в исследованиях, но и оказать взаимную помощь в проведении исследований.

В области специализированных дисциплин музеи используют такие формы координации своих исследований с другими научными учреждениями, как совместные научные встречи, конференции, круглые столы, экспедиции, общие проблемные планы.

Многие научные исследования в музеях проводятся коллективно усилиями отделов или секторов, и для разработки некоторых тем временные группы создаются в виде проблемных групп. В крупнейших музеях мира иногда создаются специальные исследовательские структуры.[30]

Результаты многих из их исследовательских музеев отражаются в коллекциях, выставках и экспозициях.

2.1 Научное комплектование

Комплектование музейных фондов – это целенаправленный систематический процесс выявления и сбора предметов музейного значения для формирования и пополнения музейной коллекции, основанный на методологических принципах основных дисциплин и музееведения.

Комплектование должно соответствовать концепции музея и отвечать принципам комплексности, историзма и объективности.[31]

Основная цель приобретения заключается в выявлении подлинных памятников истории, культуры и природы в окружающей действительности, которые наиболее убедительно отражают происходящие или происходящие явления или процессы, приобретая их в музейной коллекции и формируя исходную базу для музейной деятельности и специализированные науки, научная организация музейных предметов, в том числе их в информационном банке данных, а также сохранение культурных и природных ценностей и создание условий для их использования в общественных интересах.

Приобретение средств осуществляется на основе научной концепции.

На основе научной концепции приобретения и с учетом конкретных задач, возникающих в процессе источниковедения, работы с коллекциями, создания экспонатов и выставок, разрабатываются планы сбора средств. Они могут быть перспективными, рассчитанными на 5-10 лет, а текущими, то есть годовыми. Они состоят из плановых заявок сотрудников складского и экспозиционного отделов. Эти приложения предварительно согласованы друг с другом, чтобы сконцентрировать усилия на решении наиболее важных, нетерпеливых задач приобретения.

В зависимости от методов существует три основных типа или метода набора — систематический, тематический, комплексный. Систематический набор регулярно пополняет музейные коллекции музейными предметами того же типа, иными словами, он направлен на формирование и пополнение систематических коллекций.

Тематическое приобретение заключается в выявлении и сборе предметов разных видов музейной ценности, отражающих конкретную тему. Это позволяет документировать процессы и явления по темам, изучаемым музеем, а также формировать и обогащать тематические коллекции. Задачи систематического и тематического приобретения объединяет комплексное комплектование, которое распространяется в основном в небольших музеях.

1. для музея необходимо приобрести не отдельные предметы, а комплексы вещей, связанных между собой; а также отбор вещей одного типа, но сделанных в разное время.

2. включение в музейную коллекцию прежде всего памятников, которые в ней отсутствуют.

3. Музей должен приобретать не только уникальные, но и «массовые вещи», характерные для определенной эпохи.

4. Подбор памятников должен сопровождаться сбором подробной информации о каждом из них, а также об условиях их существования (легенда)

Легенда включает:

1. точное название объекта или его частей, которые взяты на русском языке и местные названия.

3. место и время его изготовления;

4. Технология изготовления материалов.

5. информация о цели и существовании субъекта.

6. Подробная информация о его владельце.[32]

Формы комплектования:

1. Экспедиции;

2. Научные командировки;

3. Покупка предметов через корреспондентскую сеть на местах. Суть его заключается в том, что сотрудники музея на местах, устанавливают прочные контакты с людьми, которые хотят принять участие в этой работе. Работники музея дают им инструкции и дают ориентировочный список предметов, представляющих интерес для музея.

4. приобретать товары у организаций и частных лиц.

5. получение предметов в подарок, по завещанию, после конфискации имущества.

6. подбор экспонатов на выставках.

7. обмен коллекциями между музеями.

Завершающий этап набора — включение объектов музейного значения в музейный фонд и придание им статуса музейных предметов.

Во избежание ошибок при принятии решения о том, имеет ли предмет музейную ценность и нуждается ли он в собрании музея, проводится коллективный экзамен, который проводится специальным органом — комиссией по приобретению фонда, в которую входят специалисты разных профилей, сотрудники экспозиционных и складских отделов. Она не только принимает решение о приобретении предмета, связанного с музеем, но также связывает его с основным фондом или фондом научной поддержки, а также занимается методами инвентаризации, ее решения оформляются протоколом, который подписывается главным хранителем, утвержденный директором музея и служащий правовой основой для музейной коллекции предмета и превращения ее в музейный объект.[33]

До поступления в фонды объекты музейного значения проходят долгий и сложный путь, основные вехи которого зафиксированы в специальной документации. Если предметы поступают от организаций и частных лиц, они предварительно принимаются на временное хранение, что фиксируется специальным актом приема, который подписывается владельцем объекта и сотрудником музея. При этом записывается легенда предмета, в которой содержится информация о происхождении предмета, его среде, способах использования, а также о самом владельце. Затем предметы рассматриваются специалистами, которые дают письменное мнение.

На основании заявления владельца о передаче предметов или коллекций в качестве подарка, о покупке, обмене, а также акта приемки, легенды, мнений экспертов и собственных наблюдений комиссия по покупке акций принимает решение о принятии или возврате предметов а также их ценность. При приеме предметов или коллекций в качестве подарка оформляется акт дарения; при приеме предметов на покупку заключается договор купли-продажи; при приеме предметов в обмен заключается соглашение об обмене. Составляется акт приема предметов на постоянное хранение, который утверждается директором музея и скрепляется печатью. Если коллекция принята на хранение, к акту должен быть приложен инвентарный список, в котором будет подробно раскрыто ее содержание.

Специальная документация ведется во время экспедиций отражает процесс работы и состав формируемой коллекции. В зависимости от целей и задач экспедиции полевая документация может включать: полевой инвентарь, полевой дневник, тетрадь для записи фольклорных памятников, воспоминания и рассказы очевидцев и участников событий, представляющих интерес для музея, легенды о предметах, реестр фотографий с указанием порядкового номера негатива, места, времени и сюжета.[34]

Главный документ экспедиции – полевая опись, которая предназначается для учета и описания предметов музейного значения.

В ней имеются такие графы:

— порядковый номер предмета;

— дата и место обнаружения;

— наименование и краткое описание;

— количество предметов;

— материал и техника изготовления, датировка предмета;

— назначение, сохранность и способ использования в среде бытования;

— история бытования;

— данные о владельце или источнике поступления;

— стоимость, примечания.

Под соответствующими номерами в полевую опись включается и вся остальная полевая документация.

Вторым важным документом является полевой дневник, в котором в хронологическом порядке фиксируется ход собирательской работы, наблюдения над действительностью, перемещения, встречи, сведения о предметах, выходящие за рамки рубрик полевой описи; соображения о путях дальнейших исследований и розысков.

По возвращении в музей собранные материалы вместе с полевой документацией проверяются ФЗК. Она оценивает коллекцию в целом — с точки зрения полноты отражения темы и каждого предмета в отдельности — с точки зрения ее музейной ценности. После принятия решения комиссией фонда часть предметов пополняет основной фонд, а часть — научный филиал, что фиксируется в специальном протоколе. Факт передачи материалов работникам фондов зафиксирован на последних страницах выездной инвентаризации, которая вместе с другой транспортной документацией подлежит вечному хранению.

В этом случае коллекция тематической экспедиции, состоящая из разных типов объектов, разбивается на разные фондовые подразделения. Это необходимо для того, чтобы каждый предмет хранился и изучался экспертами как часть определенной музейной коллекции, сформированной на основе классификации этой музейной коллекции.[35]

Итак, процесс привлечения средств можно разделить на следующие взаимосвязанные этапы.

Во-первых, разрабатывается научная концепция для коллекции музейных фондов, которая содержит оценку структуры и содержания существующего музейного фонда, обоснование направления и характера коллекции или пополнения коллекций, а также определение критериев для Подбор материалов для фондов с учетом целей и задач музея.

Далее составляется план комплектования с указанием конкретных тем, каждая из которых имеет свои объекты, методы и формы; проводится экспертный опрос экспертов. Следующим шагом является подготовка к сбору работ, в ходе которых необходимая литература по теме, архивные фонды; анализируются коллекции других музеев, проводятся консультации со специалистами в области специализированных дисциплин, составляются планы коллекций по конкретной теме. Затем начинается сама работа по сбору — изучается среда обитания, объекты музейного значения идентифицируются и собираются на постоянных участках приобретения или во время деловых поездок и экспедиций, составляется необходимая полевая документация

Наконец, предметы музейной ценности вместе с соответствующей документацией и отчетами представляются комиссии по приобретению фондов, (ФЗК) по решению которой они включаются в фонды музея, то есть принимаются на постоянное хранение.[36]

2.3 Разработка научной концепции музея

Проектирование музейной деятельности исходит из понятия музея и начинается с разработки проекта научной концепции музея.

Для начала давайте посмотрим на словарь, который определяет научную концепцию музея как «обобщенную системную экспозицию общественного пользования, теоретические основы деятельности, цели, методы, задачи музея и пути их реализации. Он основан на всестороннем анализе истории и современного состояния музея, культурной, политической и социальной ситуации в обществе, на месте музей в региональной системе культуры и сети музеев, результаты современных музейных исследований и специализированные для музея исследования и лучшие практики музея. Она включает в себя основные направления научной, фондовой, выставочной, выставочной, научной, образовательной, культурной и образовательной деятельности музея, управление музеем и его маркетинговую деятельность, финансовое и техническое оснащение музея, организацию его помещения и персонал. Он призван связать воедино различные виды деятельности музея, подчинить работу всех отделов общим задачам. Он устанавливает условия комплексного использования музейной коллекции, определяет перспективы развития музея и служит основой для разработки концепций, программ и планов деятельности музея в различных областях. »[37]

Рассмотрим другие мнения музееведов. В «Основах музейного дела» говорится, что научная концепция как часть научно-исследовательской работы музея есть «всестороннее обоснование целей и задач создания, функционирования и развития музея … целей и задач, способов и средств их реализации». В «Основах музееведения» эта точка зрения принимается и дополняется тем, что концепция «должна включать все функциональные характеристики, соответствующие отдельным направлениям».

Соглашаясь с этими авторами, Наталья Гурьевна Самарина пишет: «Научная концепция – это теоретическое обоснование целей, задач и основных направлений деятельности музея, которое подразумевает позиционирование музея по отношению к предшествующему опыту его развития, однопрофильным музеям данного региона, а также формирование функциональной модели развития музея».[38]

В советском музееведении научные концепции музея начались разрабатываться в 1980-1990-е годы. Среди опубликованных следует назвать научные концепции музеев Иван-города, Красноярска, Ноябрьска, Дудинки, Самары. Однако все они носят более теоретический, чем прикладной характер. При этом, рассматривая концепции отдельных направлений музейной деятельности и уделяя внимание информационной системе музейной коммуникации и музейному менеджменту и маркетингу, авторы обошли стороной научно-просветительную работу, экспозиционно-выставочную и научно- исследовательскую деятельность.

Но какова бы ни была направленность той или иной уже разработанной концепции, она может быть полезной при разработке концепции конкретного музея. Разработка концепции – творческий процесс научного коллектива музея, который может опираться на опыт других музеев, но основываться необходимо на конкретных местных условиях социокультурной обстановки Разработка концепции музея имеет научный характер, отступление от которого ведёт к искажению музейной презентации.

Каковы же этапы работы над концепцией? По мнению Л. М. Шляхтиной, процесс разработки научной концепции имеет три этапа:

1 – подготовка и анализ исходных данных,

2 – разработка «идейного замысла» музея,

3 – составление генерального плана развития музея.

По мнению Н. Г. Самариной, «такое понимание представляет проектно-социологический подход к музейной деятельности, смещает акцент в сторону коммуникативных функций и музейного менеджмента, что порождает недооценку хранительской и фондовой работы музея». Она предлагает свой вариант этапов работы над концепцией:

1 – определение профиля, цели и задач деятельности музея,

2 – изучение фондов и источниковой базы,

[Электронный ресурс]//URL: https://jret.ru/diplomnaya/estestvennonauchnyie-muzei/

3 – изучение музееведческой и научно- исследовательской литературы,

4 – создание функциональной модели развития музея,

5 – анализ механизмов реализации концепции.

С этим мнением можно согласиться, хотя первые три этапа можно объединить в один – подготовительный. Добавим только, что эту схему можно применять не только для концепции музея в целом, но и для концепций его форм деятельности.

При разработке научной концепции вначале определяется цель написания научной концепции. Для чего, собственно, она нужна? Для создания нового музея? Для перепрофилирования существующего музея? Для переориентации музея в связи с изменившейся социокультурной обстановкой? Для более полного отражения в экспозиции вновь поступивших коллекций? Для внедрения в экспозиционно-выставочную и научно-просветительную работу новых технических средств на электронных носителях?

Определившись с целью, пишем обоснование создания музея и его профильной и тематической направленности. Здесь важно зафиксировать специфику музея и определить его место в системе задач, стоящих перед ним.[39]

С одной стороны, музей может создаваться как профильный. С другой стороны, музей может иметь конкретную направленность в своей деятельности и выступать как музей-выставка, музей-мастерская, музей-клуб, музей – адаптационный центр, музей – центр досуга, музей – научный кабинет и т.д.

Затем необходимо:

— определить миссию музея;

— рассмотреть историю вопроса;

— проанализировать современное состояние музея;

— охарактеризовать культурное пространство, в котором будет функционировать музей;

— определить аудиторию, с которой будет взаимодействовать музей:

— наметить основные формы сотрудничества с посетителями;

— кратко охарактеризовать подходы к решению основных форм деятельности музея;

— описать здание музея и его охранную зону;

— определить основные положения Устава музея и документов, определяющих его деятельность;

— сформулировать основные подходы сотрудничества музея с местным населением, учреждениями и организациями;

— обосновать создание отделов музея;

— определить штатное расписание;

— описать техническую оснащённость музея, а также формы охранной и пожарной сигнализации;

— определить перспективы развития музея;

— разработать основные положения менеджмента и маркетинга;

— обозначить формы реализации концепции.

Отдельным пунктом могут быть прописаны охрана труда сотрудников музея и техника безопасности.[40]

Важное место отводится научной организации труда, внедрению новых форм деятельности и использованию новейших методик и достижений в области науки и техники. Концепции предусматривают комплексное использование музейной коллекции в различных видах деятельности. На их основе разрабатываются перспективные программы и планы деятельности.

После этапа создания концепции музея в целом и форм его деятельности в отдельности, приступаем к разработке проектов, необходимых для реализации концепций.

Для организации работы научных сотрудников музея необходимо определить должностные инструкции на основании устава музея и основных документов органов управления в системе культуры.

Для создания экспозиции и выставок на основе научной концепции готовятся художественные проекты, затем сценарии, на основе которых создаются расширенная тематическая структура и тематические экспозиционные планы.

Для организации научной и воспитательной работы написана методическая разработка экскурсионных и музейных мероприятий, сценарии музейных праздников.

Для организации научно-исследовательской работы определяется направление профильных и социологических исследований, разрабатываются программы научных экспедиций.

Для организации редакционно-издательской деятельности определяются форма публикаций музейных работ и направление информационных продуктов.

Для организации административно-хозяйственной деятельности определены основные положения внутримузейной организации взаимодействия музейных отделов, обоснованы формы финансовой деятельности и материально-техническое оснащение.

Разрабатывая концепцию музея, его проекта, следует помнить, что сам дизайн не только носит научный характер, но и является своеобразным искусством.[41]

Содержанием концепции музея являются:

Социокультурная среда. Краткая история района, где расположен музей или который предназначен для его создания. Особенности экономического развития и сложившихся трудовых отношений. Характерные категории населения: с кем будет работать музей. Традиции и особенности культуры. Сеть научных и культурных учреждений.

Концепция музея и музейная тематика. Место музейной тематики в исследовательской, экспозиционной и научно-просветительской работе.

Обоснование новой концепции музея. Название музея, его профиль, проблемы и объяснение, почему такой музей необходим.

История музея и особенности его формирования. Основные вехи в истории музея. Изменения в его назначении. Если музей только создается, какие аналоги существуют и почему выбран этот предложенный вариант.

Актив музея и форма его организации. Характеристика населения, активно сотрудничающего с музеем. Круги, клубы, секции, совместные экспедиции и др.

Посетители музея и формы работы с различными категориями населения. Характерные категории посетителей, которые будут направлены на музейную деятельность. Все категории или только детская аудитория. Формы и программы работы с разными возрастными и семейными группами, с посетителями с ограниченными физическими возможностями. Учет возрастных, профессиональных, национальных, социальных, физиологических и других особенностей посетителей.

Сотрудничество музея с учреждениями, предприятиями и организациями. Цель сотрудничества. Планирование отношений с ними. Формы сотрудничества. Выездные или внутримышечные мероприятия.

Территория музея, охранная зона, комплекс памятников и формы их использования. Расположение здания музея. Зоны отдыха. Транспортная сеть Наличие и характер использования памятников истории и культуры.[42]

Заключение

Исследовательская деятельность музея основана на коллекциях, антикварных работах, архивах, библиотеках и других источниках, которые могут пролить свет на определенные предметы. На этом фоне исследования музея способствуют пониманию связи между обществом и развитием общества, культурой и культурной самобытностью, а также взаимодействием человека и природы. В этих областях музей проводит исследования, чтобы получить новые знания о нашем культурном наследии.

Музей сообщает результаты своих исследований как широкой общественности, так и исследовательским кругам.

Музейные исследования являются важной частью музейной работы, это моральная ответственность музейных работников выполнять эту работу для общества и поощрять это начинание в своих учреждениях другими заинтересованными сторонами.

Но как этические кодексы в их нынешнем виде способствуют этому? Вместо того, чтобы продвигать современную идею исследования — многогранную, сложную, открытую для участия многих различных заинтересованных сторон, таких как разные специалисты и сообщества знаний, — зачастую в наше время данная работа понимается как довольно односторонний феномен, объектно-ориентированный и на основе коллекций. Если этические кодексы являются воплощением музейного профессионализма и музейных ценностей, то эти этика должна быть воплощена в новых положениях, касающихся музейных исследований.

Такие понятия, как социальная интеграция, общественная подотчетность и прозрачность, являются центральными в музейных исследованиях и должны быть включены во все этические кодексы, отражающие усилия, предпринимаемые музеями для воплощения демократических идеалов и обмена как исследованием, так и написанием истории со своей аудиторией, таким образом создавая сообщества знаний.

Исследования всегда считались важной обязанностью музейного профессионала.

Важность исследований для музеев, их точное содержание и масштабы были предметом обсуждений многих специалистов музейного дела в течение последних нескольких лет.

Под давлением финансовых ограничений, с которыми сталкиваются музеи, акцент работы музеев быстро смещается в сторону исследования посетителей и маркетинга, тогда как такие вопросы, как «для кого мы проводим исследования?» и «почему это важно?» задаются всё реже.

Было много попыток провести различие между различными категориями исследований. Даваллон, в 1995 году выделил четыре категории: первая, основанная на музейных коллекциях, в значительной степени опирается на дисциплины, связанные с содержанием музея. Вторая включает в себя науки и дисциплины (такие как физика, химия, коммуникация и медиаисследования), преследуемые с целью разработки инструментов для музейной практики. Третий тип исследований направлен на стимулирование размышлений о музее как об институте и проводится на более теоретическом, философском или музеологическом уровне. Четвертый тип также является музеологическим в том смысле, что он посвящен анализу учреждения с помощью исследований в области коммуникации и наследия; в этом смысле,

В аналогичном свете, различные музеи по всему миру приняли это многогранное, междисциплинарное понимание исследований. Например, в музее Дойча в Мюнхене была разработана исследовательская программа, разделенная на четыре очага, два из которых ориентированы на научные круги (исследования на основе коллекций и объектно-ориентированные исследования; исследования исторических инноваций) и два — на музей (наука, технология и общественность; музеологические исследования).

Итак, вся деятельность музея прямо или косвенно основана на научных исследованиях. Без них невозможно успешное приобретение средств, их долгосрочное хранение, создание полноценной экспозиции и проведение эффективной культурно-просветительской работы. Направления научно-исследовательской работы музея связаны как с научными исследованиями в рамках специализированных научных дисциплин, так и с исследованиями в области музееведения.

Музеи отличаются от других научных учреждений по формам публикации результатов своих исследований. Эти результаты отражены не только в печатной продукции, но и в научно отобранных и обработанных коллекциях, а также в экспозициях и выставках.

Научно-исследовательская работа в музеях требует правильной организации и планирования, чтобы отдельные темы согласовывались между собой, становясь связующим звеном в единой цепочке проблем, решение которых имеет первостепенное значение для развития музея.

Музеи координируют свою деятельность с другими музеями и специализированными научными и образовательными учреждениями. Музеи предоставляют свои коллекции историкам, археологам, этнографам, искусствоведам, палеонтологам, биологам, литературоведам и другим специалистам, тем самым участвуя в их работе. Собственные исследования музеев открывают новые источники для науки и обогащают разработку проблем профильной науки.

Научная работа музеев, с одной стороны, должна быть связана с общими направлениями научных исследований в области специализированных дисциплин и способствовать фундаментальным исследованиям. Но с другой стороны, он должен учитывать многофункциональность музея и в силу этого сохранять определенные особенности. Первостепенное значение для музеев имеют темы, связанные с изучением музейных предметов и их среды обитания, а также темы, способствующие постоянному пополнению фондов, длительному хранению и эффективному использованию собранных материалов.

В основе планирования исследований лежит создание многолетних перспективных планов. Работа над таким планом обеспечивает преемственность и логическую связь в исследованиях, предотвращает необоснованную смену предмета у отдельных сотрудников и в конечном итоге способствует росту профессиональной квалификации исследовательских коллективов. Время, затрачиваемое на те или иные опросы, зависит от сложности темы, её кадрового обеспечения и финансовых ресурсов музея. Небольшие темы обычно разрабатываются в течение года, продолжительность более сложных варьируется от двух до пяти лет.

Координация деятельности музеев с другими научными учреждениями неразрывно связана с планированием, что помогает не только избежать неоправданного дублирования, дублирования и несогласованности в исследованиях, но и оказать взаимную помощь в проведении исследований. В области специализированных дисциплин музеи используют такие формы координации своих исследований с другими научными учреждениями, как совместные научные встречи, конференции, круглые столы, экспедиции, общие проблемные планы.

Проблематика, разработанная музеями, основана главным образом на изучении музейных предметов, составляющих музейный фонд. Сотрудники специализированных научных учреждений часто работают с материалами, которые сосредоточены в хранилищах других организаций.

Музеи отличаются от других научных учреждений по форме публикации результатов своих исследований. Эти результаты отражены не только в печатной продукции, но и в научно отобранных и обработанных коллекциях, а также в экспозициях и выставках.

Научно-исследовательская работа в музеях требует правильной организации и планирования, чтобы отдельные темы согласовывались между собой, становясь звеньями единой цепочки проблем, решение которых имеет первостепенное значение для развития музея. В поисках кратчайших и наиболее рациональных способов решения насущных проблем музеи координируют свои усилия с деятельностью других музеев и специализированных научных и образовательных учреждений. Музеи предоставляют свои коллекции историкам, археологам, этнографам, искусствоведам, палеонтологам, биологам, литературоведам и другим специалистам, тем самым участвуя в их работе. Собственные исследования музеев открывают новые источники для науки и обогащают разработку проблем профильной науки.

Список использованной литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://jret.ru/diplomnaya/estestvennonauchnyie-muzei/

1.Александрова М.А. Экспертиза, оценка и страхование музейных предметов. М.,2014. — 104 с

2.Астафьева А.К. Музееведение России. М., 2014. — 203 с

3.Беззубова О.Музейное дело. М., 2015. — 74 с

4.Беловинский Л.В. Актуальные проблемы музейного дела. М., 2018. — 17 с

5.Василёва Т.М. Основы музейного дела. Омск. 2018. — 98 с

6.Володин П.А. Музейное дело и охрана памятников. М., 2014. — 47 с

7.Горбунова Т.Г. Евглевская Е.В.Тишкин А.А. Музеология и основы музейного дела. Барнаул. 2016. — 3 с.

8.Грицкевич В.П. История музейного дела. М., 2018. — 52 с

9.Гужова Л.Г., Мягтина Н.В. Музееведение. Владимир. 2015. — 94 с

10.Есенин В.Е. Основы музееведения. М.,2017. — 91 с

11.Калугина Т. Г. Основы музейного дела. М.,2014. — 53 с

12.Козиев В.Н.Музей и общество. М., 2015. — 101 с

13.Косторакова Г.Е. Музееведение.М., 2015. — 165 с.

14.Костин А.В. Охрана памятников в России. Омск, 2015. — 31 с

15.Кудрявцева С.В. Музейное дело. М., 2014. — 141 с

16.Кириленко Е.Ю Особенности и специфика экспозиционной деятельности в музее. М., 2014. — 58 с

17.Каченя Г.М. Музейная педагогика. М., 2016. — 71 с

18.Каулен М.Е. Экспозиция и экспозиционер. М., 2015. — 22 с

19.Лысикова О.В Музееведение. Вопросы научного содержания экспозиций краеведческих музеев. М.,2015. — 79 с

20.Маковецкий Т. О. Основы музееведения. М., 2018. — 67-69 с

21.Никитина Л.А., Семибратов В.А. Сохранение и изучение культурного наследия. М., 2018. — 86 с

22.Николаева А.А., Немцева Т.П.Музейное дело. М., 2017. — 203 с

23.Петренко М.З.Основы музейного дела. М., 2015. — 231 с

24.Павлов А.Н. Музееведение. М., 2016. — 50 с

25.Пигров К.А. Основы музейной деятельности. М., 2016. — 87 с

26.Пиотровский М. Философия музея. Учебное пособие. М., 2014. — 41 с

27.Потюкова Е.А. Музееведение. Музеи исторического профиля. М., 2017. — 196 с

28.Полякова М.А. Музееведение. М., 2017. — 77 с

29.Пилецкая Л.В.Музейное дело. Томск. 2016. — 282 с.

30.Столяров Б.А. Музейная педагогика. История, теория, практика. М., 2016. — 61-62 с

31.Подосенова Ю.А., Сарапулов А.И. Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия. Пермь, 2014. — 61 с

32.Романова Л.С. Музееведение. М., 2017. — 81 с

33.Самарина Н.Г. Научная концепция музея: понятие и этапы разработки // Научно- исследовательская работа в музее: Тезисы докладов на VIII научно-практической конференции. МГУКИ. М., 2005.

34.Троянская C.Л. Музейная педагогика и ее образовательные возможности в развитии общекультурной компетентности. Ижевск. 2017. — 122 с

35.Тверская Д.И. Музей как научно-исследовательское учреждение. — М., 2014.- 71 с

36.Терлеева А.Д. Основы музейного дела. – М., 2015. – 149 с

37.Тельчаров А.Д. Основы музейного дела. М., 2014. — 61 с

38.Тельман А.Г. Музееведение. М.,2018. — 56-57 с

39.Томилов Н.А. Музеология как отрасль знаний. Омск. 2014. — 44 с.

40.Формозов А.А.Основы музейного дела. М., 2015. — 94 с

41.Хугаева М.Г.Образовательная деятельность музеев России. Спб., 2018. — 13 с

42.Шулепова Э.А. Основы музееведения. М., 2014. — 35 с

43.Шаманаев А.В., Зырянова С.Ю. Музейное дело России. М., 2016. — 73 с

44.Эбель А.В. Основы музееведения. М., 2016. — 254 с

45.Юрьев М.Ю. Я поведу тебя в музей. – М., 2014. – 224с.

46.Юрьева П.Ю. Музееведение. – М., 2014. – 228 с.

47. Юхневич М.Ю. Музейная педагогика за рубежом

48. Ямашкин А.А. Музейное дело. М., 2014. — 45 с

[1] Тельчаров А.Д. Основы музейного дела. М., 2015. — 105 с

[2] Тельчаров А.Д. Основы музейного дела. М., 2015. — 168 с

[3] Горбунова Т.Г. Евглевская Е.В.Тишкин А.А. Музеология и основы музейного дела. Барнаул. 2016. — 3 с.

[4] Тельчаров А.Д. Основы музейного дела. М., 2014. — 61 с

[5] Гужова Л.Г., Мягтина Н.В. Музееведение. Владимир. 2015. — С 94

[6] Косторакова Г.Е. Музееведение. М., 2015. — С 101

[7] Шулепова Э.А. Основы музееведения. М., 2014. — С 35

[8] Каченя Г.М. Музейная педагогика. М., 2016. — С 71

[9] Столяров Б.А. Музейная педагогика. История, теория, практика. М., 2016. — С 61-62

[10] Грицкевич В.П. История музейного дела. М., 2018. — С 52

[11] Троянская C.Л. Музейная педагогика и ее образовательные возможности в развитии общекультурной компетентности. Ижевск. 2017. — С 122

[12] Ямашкин А.А. Музейное дело. М., 2014. — С 45

[13] Эбель А.В. Основы музееведения. М., 2016. — С 254

[14] Шаманаев А.В., Зырянова С.Ю. Музейное дело России. М., 2016. — С 73

[15] Формозов А.А.Основы музейного дела. М., 2015. — С 94

[16] Романова Л.С. Музееведение. М., 2017. — С 81

[17] Полякова М.А. Музееведение. М., 2017. — С 77

[18] Подосенова Ю.А., Сарапулов А.И. Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия. Пермь, 2014. — С 61

[19] Петренко М.З.Основы музейного дела. М., 2015. — С 231

[20] Костин А.В. Охрана памятников в России. Омск, 2015. — С 31

[21] Николаева А.А., Немцева Т.П.Музейное дело. М., 2017. — С 203

[22] Никитина Л.А., Семибратов В.А. Сохранение и изучение культурного наследия. М., 2018. — С 86

[23] Пилецкая Л.В.Музейное дело. Томск. 2016. — С 282

[24] Хугаева М.Г.Образовательная деятельность музеев России. Спб., 2018. — С 13

[25] Н. А. Томилов Музеология как отрасль знаний. Омск. 2014. — С 44

[26] Володин П.А. Музейное дело и охрана памятников. М., 2014. — С 47

[27] Астафьева А.К. Музееведение России. М., 2014. — С 203

[28] Тверская Д.И. Музей как научно-исследовательское учреждение. — М., 2014.- С 71

[29] Есенин В.Е. Основы музееведения. М.,2017. — С 91

[30] Павлов А.Н. Музееведение. М., 2016. — С 50

[31] Тельчаров А.Д. Основы музейного дела. М., 2015. — С 109

[32] Тельчаров А.Д. Основы музейного дела. М., 2015. — С 111

[33] Тельчаров А.Д. Основы музейного дела. М., 2015. — С 121

[34] Павлов А.Н. Музееведение. М., 2016. — С 50

[35] Павлов А.Н. Музееведение. М., 2016. — С 51

[36] Павлов А.Н. Музееведение. М., 2016. — С 52

[37] Василёва Т.М. Основы музейного дела. Омск. 2018. — С 98

[38] Самарина Н.Г. Научная концепция музея: понятие и этапы разработки // Научно- исследовательская работа в музее: Тезисы докладов на VIII научно-практической конференции. МГУКИ. М., 2005.

[39] Каулен М.Е. Экспозиция и экспозиционер. М., 2015. — С 22

[40] Каулен М.Е. Экспозиция и экспозиционер. М., 2015. — С 22

[41] Беловинский Л.В. Актуальные проблемы музейного дела. М., 2018. — С 17

[42] Павлов А.Н. Музееведение. М., 2016. — С 56