Развитие образовательного туризма в Европе

Дипломная работа

Тезис «XXI век – век туризма», провозглашенный почти 20 лет назад, в 2013 г. получил безусловное подтверждение. Рост туристского рынка продолжался вопреки экономической нестабильности в мире. В 2012 г. число международных туристических поездок составило 983 млн, что на 4,6% больше, чем годом ранее. А в середине декабря 2013 г. в документах Всемирной туристской организации при ООН (United Nations World Tourism Organization – UNWTO), было официально подтверждено участие в международном туризме в исходящем году 1 млрд туристов.

На современном этапе туризм стал крупной статьей глобальной экономики. На туризм приходится 9% мирового ВВП, 30% экспорта услуг, до 45% экспорта наименее развитых стран и каждое 12-е рабочее место. По оценкам Американской Ассоциации Путешествий, для каждых 3 5 зарубежных гостей создается одно новое рабочее место. В 2013 г. туризм будет способствовать созданию дополнительных 69 млн рабочих мест, включая прямую, косвенную и индуцированную занятость, при этом почти 80% этих мест придется на Азию, Латинскую Америку, Ближний Восток и Африку. Это имеет особенное значение для развития экономик стран данных регионов, сталкивающихся в современный период с финансовыми трудностями и имеющих слабое внутреннее потребление.

Быстро растут и поступления от международного туризма. В 2010 г. туристическая отрасль заработала 928 млрд дол. В 2011 г. вместе с дополнительными 196 млрд дол., полученными в сфере международных пассажирских перевозок, общая сумма экспортных поступлений от международного туризма составила 1,2 трлн дол., т.е. доходы от международного туризма в 2011 г. впервые перешли рубеж в 1 трлн дол., показав рост на 3,8% по сравнению с 2010 г. Самые высокие темпы роста поступлений от туристской отрасли были зафиксированы в Американском регионе (5,7%), за ним следуют Европа (5,2%), Азиатско-Tихоокеанский регион (4,3%) и Африка (2,2%).

Ближний Восток оказался единственным регионом с отрицательными темпами роста (–14%).

Это вполне объяснимо: так туристская отрасль среагировала на волну политических и военных конфликтов и революций в данном регионе. Согласно прогнозам Всемирного Совета по Туризму и Путешествиям (WTTC), количество денег, которые туристы потратят в зарубежных поездках, будет увеличиваться до 2022 г. на 6,6% ежегодно и достигнет 1789 трлн дол. Рост индустрии туризма за последние десятилетия значительно превышает рост любой другой отрасли экономики. Важнейшим показателем является число туристских прибытий.

3 стр., 1299 слов

Диплом — Социальный туризм: международная практика, региональные ...

... выводы по главам дипломной работы и реко-мендации по развитию социального туризма. Практическая значимость дипломной работы состоит в попытке разработки системы социального туризма в регионе, что ... и становление международного и национального туристского права. Туризм, как доходная отрасль экономики, стал оказывать влияние на политику государств. Мировой опыт и практика экономической, социальной и ...

Одним из востребованных направлений туристической деятельности в последние время становится образовательный туризм.

Актуальность развития образовательного туризма обусловлена тем, что мобильность студентов и преподавателей становится все более важным компонентом образовательной деятельности вузов, особенно это касается Европейских образовательных учреждений. К наиболее распространенным формам развития образовательного туризма относятся совместные программы, программы двойных (тройных) дипломов, имеются примеры реализации программ двойной аспирантуры.

Наряду с относительно новыми формами развития образовательного туризма активно развиваются классические формы (стажировки, участие в семинарах и конференциях, повышение квалификации).

Объектом исследваония является опыт развития образовательного туризма в Европе.

Предметом исследваония выступает возможность использования Европейского опыта в развитии отечественного образовательного туризма.

Цель исследваония заключается в анализе развития образовательного туризма в странах Европы в рамках Болонского процесса и активизации мобильности образования.

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

1. Рассмотреть особенности развития туристической деятельности.

2. Выявить особенности образовательного туризма.

3. Проанализировать потенциал стран Европы для развития образовательного туризма

4. Проанализировать опыт стран Европы в развитии образовательного туризма.

5. Оценить возможность использования опыта продвижения образовательного европейского туризма в России.

Методологические основы и теоретические основы: труды отечественных ученых, экспертов, аналитиков, правоведов. В работе использовались учебные пособия, статьи из научных журналов.

Научная новизна исследования заключается в обобщении современной практики Европейских государств в развитии образовательного туризма.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://jret.ru/diplomnaya/mirovyie-tsentryi-obrazovatelnogo-turizma/

1. Анисовец, Т. А. Экономика образования и образовательного учреждения: учебно-методическое пособие (компендиум) – СПб.: отдел оперативной полиграфии НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург, 2012. – 100 с

2. Ащеулов Н.А. Мобильность ученых как механизм включения России в мировое научное сообщество // Инновации. — 2010. — N 3. — C.7-11.

3. Арефьев А.Л. Деятельность иностранных фондов и организаций в области образования и науки в России: социологический анализ. — М.: Центр соц. прогнозирования, 2006. — 320с.

4. Безрукова Е. Образование, наука и бизнес: мультимедийное объединение // Нац. проекты. — 2011. — N 10. — С.30-35.

5. Бердашкевич А.П. Социально-правовые основы интеграции образования и науки / А.П.Бердашкевич, Н.И.Булаев // ЭКО. — 2006. — N 10. — С.117-125.

6. Бобков В. Образование и наука: адекватны ли они задачам модернизации? // Экономист. — 2010. — N 10. — С.57-70.

7. Брызгалина Е.В. Наука и образование: современные тренды в глобальном мире // Философия образования. — 2012. — N 6 (40).

— С.11-20.

28 стр., 13816 слов

Проблемы и перспективы развития образовательного туризма в россии

... высшее образование в Чехии приводит к росту туристических компаний, предлагающих широкий спектр услуг, направленных на организацию данного образовательно тура. Объект исследования: Образовательный туризм как вид туризма. Предмет: Проблемы и перспективы развития образовательного туризма в Чехии. Цель: Проанализировать проблемы и перспективы развития образовательного туризма в ...

8. Булюбаш Б. Нарратив между наукой и образованием // Знание — сила. — 2009. — N 1. — С.15-21.

9. Володарская Е.А. Динамика имиджа науки в процессе развития исследовательских умений студентов // Психол. журнал. — 2008. — N 1. — С.14-31.

10. Болл Р. Научная коммуникация будущего: от книжной информации до решения проблем // Международный форум по информации. — 2012. — Т.37, N 4. — С.6-9.

11. Валтман Л. Глобализация науки в километрах / Л.Валтман, Р.Я.В.Тейссен, Н.Я. ван Эк // Международный форум по информации. — 2011. — Т.36, N 2. — С.3-10.

12. Ветцель С. Совместные научные исследования российских и германских ученых в области возобновляемых источников энергии / С.Ветцель, Е.Соломин // Альтернативная энергетика и экология. — 2011. — N 11. — С.82-88.

13. Гусев А. Университетская наука в России: перенос западной модели и возможные риски // Общество и экономика. — 2013. — N 9. — С.141-164.

14. Данилова Д. Силки на туриста / при участии А.Веселова, Е.Соловьевой, А.Смирновой // Русский репортер. — 2013. — N 10. — С.46-55.

15. Дежина И.Г. Интеграция науки и образования: оценка работы научно-образовательных центров в ведущих российских университетах // Alma mater = Вестн. высш. школы. — 2008. — N 7. — С.20-23.

16. Дежина И.Г. Международное научное сотрудничество России // Мировая экономика и междунар. отношения. — 2010. — N 2. — С.28-37.

17. Заусаев В.К. Мультипликативный характер воздействия туризма на экономику Дальневосточного региона / В.К.Заусаев, Д.Н.Марков // Уровень жизни населения регионов России. — 2013. — N 1. — С.88-95.

18. Иванов В.В. Концептуальные основы формирования единого научно-технологического пространства Беларуси и России / В.В.Иванов, А.В.Марков // Вестн. Рос. акад. наук. — 2011. — Т.81, N 10. — С.915-920.

19. Игнатущенко Е.И. Участие России и Германии в формировании Европейского научно-исследовательского пространства // Инновации. — 2012. — N 2. — С.66-72.

20. Интеграция российских ученых в международное научное сообщество: сб. науч. тр. / под ред. И.И.Елисеевой и др. — СПб.: Наука, 2009. — 231с.

21. Изотов Д.А. Перпективы интеграции науки и образования на Дальнем Востоке в условиях модернизации научно-исследовательского сектора России // Инновации. — 2012. — N 9. — С.89-96.

22. Интеграция науки и образования. Информационная культура и креативный потенциал общества и личности: материалы междунар. науч. конф., Краснодар, 4-7 сентября 2008 г. / ред.-сост. Васькова Н.И. и др. — Краснодар: КГУКИ, 2008. — 531с.

23. Костина Г. Магелланов запах открытия // Эксперт. — 2012. — N 24. — С.62-67.

24. Котилко В.В. Экономическое развитие Российской Федерации и стран Содружества Независимых Государств в инновационной и научно-технической сферах // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. — 2011. — N 21. — С.19-31.

25. Кудрявцева Ю.В. Перспективы участия России в Азиатско-Тихоокеанском экономическом сотрудничестве для развития туристской сферы страны // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. — 2013. — N 10. — С.54-60.

9 стр., 4100 слов

Библиотеки и музеи: кооперация и интеграция электронных ресурсов

... электронным ресурсам и преодоление «информационного неравенства» связаны, в первую очередь, с общественными точками доступа в библиотеках, музеях, учреждениях образования. По оценкам экспертов практически все региональные библиотеки, а также большинство городских библиотек России ...

26. Лукша О.П. Инфраструктура поддержки проектов международного научно-технического сотрудничества России и ЕС: состояние и перспективы / О.П.Лукша, Г.Б.Пильнов, А.Э.Яновский // Инновации. — 2013. — N 4. — С.79-85.

27. Маршакова И.В. Научное сотрудничество России со странами ЕС: библиометрический анализ // Вестн. Рос. акад. наук. — 2010. — Т.80, N 2. — С.124-130.

28. Механик А. Симметричный ответ // Эксперт. — 2011. — N 3. — С.46-50.

29. Молодин В.И. Интеграция науки и образования для подготовки специалистов XXI века / В.И.Молодин, М.Ю.Черевикина // ЭКО. — 2007. — N 6. — C.140-155.

30. Петров В.В. Интеграция науки и образования в условиях модернизации российского общества // Философия образования. — 2012. — N 1(40).

— С.64-70.

31. Пушкарев Ю.В. Взаимодействие науки и образования в системе современного вуза: методологический анализ проблемы / Ю.В.Пушкарев, Е.А.Пушкарева // Философия образования. — 2012. — N 6(40).

— С.132-137.

32. Ракитов А.И. Наука, образование и супериндустриальное общество: реалистический проект для России // Вопросы философии. — 2009. — N 10. — С.60-69.

33. Темный Ю. В., Темная Л. Р. Экономика туризма: Учебник. М., 2008.

34. Ушаков Д.С. Прикладной туроперэйтинг. Изд. 3-е, переработ. и доп. –Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2009. –113

35. Чешков М. Россия в мире и в сфере научного знания // Мировая экономика и междунар. отношения. — 2011. — N 4. — С.108-112.

36. Шаповалов В.А. Сетевое научно-технологическое сотрудничество университетов, академической науки и бизнеса // Ученый совет. — 2011. — N 2. — С.42-46.

37. Шугуров М.В. Международно-правовой принцип свободы научных исследований и глобализация научно-технологического прогресса // Рос. юстиция. — 2012. — N 2. — С.17-21.

38. Юревич А.Е. К проблеме оценки вклада российской социогуманитарной науки в мировую // Вестн. Рос. акад. наук. — 2011. — Т.81, N 7. — С.613-625.

39. Buhm A., Davis D., Meares D. Global Student Mobility 2025. Sydney: Idp Education, 2010.432 p.

40. Guidelines for Quality provision in cross-Border Higher Education. [Электронный ресурс] URL: http://www.oecd.org/dataoecd/27/51/35779480.pdf

41. Making learning mobility an opportunity for all / Report of the high level expert forum on mobility. [Электронный ресурс] URL: http://ec.europa.eu/education/doc/2008/mobilityreport_en.pdf

42. Mobility for Better Learning. Mobility strategy 2020 for the European Higher Education Area (EHEA): EHEA Ministerial conference, Bucharest, Romania, 26–27 April 2012 [Электронный ресурс] URL: http://www.ehea.info

43. Project atlas: trends and global data 2011 // Institute of International Education [Электронный ресурс] URL: http://www.iie.org/en/Research-and-Publications/~/media/Files/Services/ProjectAtlas/Project-Atlas-Trends-and-Global-Data-2011.ashx

44. Лэм Квини. Национальная политика в области мобильности в Европе. [Электронный ресурс] URL: http://www.ihe.nkaoko.kz/archive/274/2461.

45. Предложения по содействию молодежной мобильности с целью получения образования. [Электронный ресурс] URL: http://register.consilium.europa.eu/pdf/en/11/st09/st09036.en11.pdf

11 стр., 5445 слов

Оценка туристских ресурсов Лениградской области

... туризма природным рекреационным ресурсам. При подходе, который существует сегодня нельзя серьезно говорить о большой позитивной роли природных рекреационных ресурсов при формировании турпродукта в Ленинградской области. Как мы можем видеть, Ленинградская область ... г. Всеволожск Негосударственное образовательное учреждение дополнительного образования «Северная Гардарика» г. Выборг АОЗТ «Счастливые Путешествия» ...

46. Приложение к Рекомендации Комитета министров Совета Европы государствам-членам по академической мобильности. № R (95) 8 от 02 марта 1995 г, Страсбург. [Электронный ресурс] URL: http://5legko.com/ru/rekomendatsiya-gosudarstvam-akademicheskoi-mobilnosti