История Великого Новгорода

Дипломная работа

К концу XII в. падение Киева стало совершенно очевидным. Этот великолепный город, возбуждавший удивление иностранцев своею красотою и богатством, стал беднеть и пустеть. Население Киева и окружающих его днепровских волостей начало искать других мест для поселения, убегая от половецкого разорения и княжеских усобиц. Оно уходило все чаще на запад, в сторону Карпатских гор, или же на север, в лесную область вятичей и далее, за нее, в так называемое «залесье» на верхней и средней Волге. На Карпатских нагорьях и в лесах Поволжья кочевники не были страшны: они туда не доходили; не страшны были и княжеские «коромолы», потому что князья спорили между собою не за окраины, а за государственный центр — Киев.

И вот на окраинах Русской земли на смену старому Киеву к XIII в. возникают три различных центра государственной жизни, вокруг которых начинает сосредоточиваться русская народность. Этими новыми центрами государственности были: Господин Великий Новгород, ставший самостоятельным и обособленным государством; затем новый город Владимир, основанный в Ростово-Суздальской земле, и, наконец, город Галич на Днестре.

Новгород устоял против шведов и немцев и сохранил свою независимость. Но юго-западные русские области — Поднепровье — были покорены сначала татарами, а затем литовскими князьями. Восточная же Русь, разоренная татарами, надолго подпала под власть монголо-татарского ига. В новой тяжелой обстановке русскому народу пришлось приложить огромные усилия для того, чтобы просто выжить и уцелеть, пришлось бороться за самое свое существование. Народными героями этой эпохи стали именно те князья, которые сумели объединить народные силы для этой борьбы и выступили добрыми страдальцами за землю Русскую. Таким был князь Александр Невский — в северной Руси, князь Даниил Галицкий — в южной Руси, князь Довмонт — выходец из Литвы во Псков.

Н.А. Рожков главное внимание уделял собственно периоду республиканского существования Новгорода и причинам его падения. Историк избегал характеризовать Новгородскую землю как просто республику (феодальную, боярскую или какую-либо еще), для него характерен поиск определения сути новгородской государственности.

Современник Н.А. Рожкова М.Н. Покровский рассматривал Новгород как образец того, чем стала бы Киевская Русь, если бы ее экономические ресурсы не были исчерпаны в XII в.

По мнению Б.Д. Грекова, со второй половины XII в. Новгород превратился в республику, которая управляется администрацией, присланной не из внешнего центра (Киев), а выбранной на вече. Произошедшие в Новгороде перемены Б.Д. Греков предлагает называть революцией.

55 стр., 27197 слов

Опыт развития малых городов как туристских центров

... ОЭЗ ТРТ «Елец". Работа будет состоять из введения, трех глав, заключения, списка источников и приложений. 1. Малые города России на рынке туризма В современной России ... центрами российской провинции, единственными доступными для жителей сопредельных территорий, где сохранились традиционные народные промыслы и ремесла. И перезапуск ремесел, не рассчитывая на туристический поток, напрасен, так как ...

С.В. Юшков в свою очередь считал, что основным органом власти в Новгороде был боярский Совет, которому подчинялся князь.

Цель курсовой работы: изучить историю, развитие Великого Новгорода и проанализировать его государственное устройство и управление.

Объектом является Великий Новогород.

Предмет — государственное устройство и управление Великого Новгорода.

Задачи:

  • рассмотреть историю м причины возникновения Великого Новгорода;
  • изучить хозяйство, торговлю, состав новогородского населения;
  • изучить общественный строй Новгородской республики;
  • рассмотреть административное деление и судебную систему Новгорода;
  • проанализировать государственное устройство и управление Новгорода.

    Глава 1.

Великий Новгород: история, экономика, население

1.1 История и причины возникновения Великого Новгорода

Северно-Западная Русь, где были расположены Новгородская и Псковская земли, развивалась своеобразно. Псков первоначально входил в состав Новгородской земли (1136-1478гг.) и только в 1348г. добился независимости, поэтому их историю следует рассматривать вместе.

Древнее ядро Новгородско-Псковской земли составляли земли между Ильменем и Чудским озером, а также по берегам рек Волхова, Ловати, Великой, Мологи и Меты, которые делились в территориально-географическом отношении на пятины, а в административном — на сотни и погосты. Новгородские «пригороды» (Псков, Ладога, Старая Русса, Великие Луки, Бежичи, Юрьев, Торжок) служили важными торговыми и военно-опорными пунктами внутри и на границах земли. Крупнейшим пригородом, занимавшим в системе Новгородской земли особое, автономное положение («младшего брата» Новгорода), был Псков, отличавшийся развитым ремеслом и собственной торговлей с Прибалтикой, немецкими городами и с самим Новгородом. Во второй половине XIII века Псков фактически стал самостоятельной феодальной республикой. Падение самостоятельности Пскова связано с собиранием русских земель вокруг Москвы. В 1510г. земли Пскова были присоединены к Московскому государству.

С XI века началась активная новгородская колонизация Карелии, Подвинья, Прионежья и обширного Северного Поморья, ставших новгородскими колониями. В XII — XIII веках там уже имелись крупнейшие вотчинные владения новгородской знати, не допускавшей проникновения в эти районы феодалов из других княжеств и создания там княжеской собственности.

В XII в. Новгород был одним из крупнейших и наиболее развитых городов на Руси. Возвышению Новгорода способствовало его исключительно выгодное расположение в начале важных для Восточной Европы торговых путей, связывавших Балтийское море с Черным и Каспийским морями. Торговля Новгорода опиралась на развитые в Новгородской земле ремесло и различные промыслы. Основу экономики, наряду с названными выше торговлей и ремеслом, составляло земледелие.

Причины, вызвавшие своеобразие развития русских северо-западных земель, были заложены еще в процессе складывания государственности у приильменских славян. В отличие от Приднестровья, где власть в государстве захватили представители военной знати, господствующее положение в государстве заняла старая племенная знать.

21 стр., 10143 слов

Великий Новгород государственное устройство и управление

... Новгородской земли. Позади протянулись «Новгородские земли» по рекам Северная Двина, Печора, Вятка.Таковы были владения Новгорода, владельцем которого был «Великий Новгород» ... Новгородской губернии. Это пятичастное деление Новгородской области встречается уже в летописях московской эпохи, с конца XV ​​века, но неизвестно по памятникам вольного Новгорода. ... о походе князя Олега из Новгорода на Киев, ...

Кроме того, новгородские князья (до распада единого Древнерусского государства на ряд отдельных полусамостоятельных княжеств и земель), посылаемые из Киева, снова возвращались в Киев для занятия киевского престола. Поэтому князья-посадники не стремились создавать в Новгороде собственное домениальное землевладение, рассматривая свое пребывание в Новгороде как временное, а Новгород — в качестве трамплина для утверждения в Киеве. Это привело к тому, что князья не создали в Новгороде необходимой экономической и социальной базы. Новгородская знать, обретя к концу XII в. достаточно сил для обеспечения своих классовых интересов, добилась с 1126г. замены посадников, назначаемых киевским князем, посадниками, избираемых вечем, а после народного восстания 1136г. провозгласила в Новгороде боярскую аристократическую республику и полностью освободилась от власти Киева.

Через Новгород пролегал знаменитый путь «из варяг в греки», северную часть которого обслуживали новгородцы. В городе сложилось сообщество заморских купцов, которые сами выходили в море. В годы княжения Владимира Святославича Новгород принял христианство.

Великий Новгород, один из самых древних и знаменитых русских городов, впервые упоминается в Новгородской летописи под 859 годом в связи с именем легендарного князя Рюрика, который начал продвижение на Русь из Ладоги. Уже в первые века своего существования Новгород играл важную роль в событиях, происходивших на русской земле, фактически став первой столицей Руси. Столицей Новгород оставался недолго. В 882 году князь Олег совершил поход на Киев и перенёс столицу туда. Образовалось сильное славянское государство — Киевская Русь. Но и после перенесения княжеской резиденции в Киев Новгород не утратил своего значения. С помощью новгородских дружин князья вели борьбу за великий киевский престол, ратники из Новгорода принимали участие в военных походах на Византию, в обороне рубежей государства от кочевников. Новгород старался держаться независимо и даже отказаться принять князя-наместника, присланного из Киева.

Находясь в полосе оживлённых торговых контактов с зарубежными странами, Новгород был своеобразным «окном в Европу». Знаменитый путь «из варяг в греки» состоял из нескольких этапов. Его северную часть обслуживали новгородцы. В городе сложилось сообщество заморских купцов, которые сами выходили в море, даже не дожидаясь приезда иноземных гостей.

Большие изменения в жизни Новгорода произошли в годы княжения Владимира Святославича и его сына Ярослава Мудрого. При первом была крещена Русь. В 989 году в Новгород прибыл первый епископ, грек Иоаким Корсунянин, который вместе с посадником Добрыней разрушил древние языческие святилища и крестил новгородцев. При Ярославе Мудром Новгород попытался освободиться от власти Киева. В 1014 году князь Ярослав отказался платить дань Киеву и пригласил к себе наёмников — варяжскую дружину, которая лишь причинала городу многие беды.

Возмущённые новгородцы перебили большую часть варягов и рассорились со своим князем. Вскоре Ярослав узнал о кончине отца и захвате киевского престола Святополком. Восстановив с Новгородом мир и опираясь на его помощь, после несколькоих лет упорной борьбы Ярослав становится великим киевским князем и в знак благодарности щедро одаривает новгородцев. Всё же полной независимости от Киева Новгород так и не получил. По-прежнему из Киева присылались в Новгород наместники, одним из которых был сын Ярослава Мудрого князь Владимир. При нём в городе развернулось большое каменное строительство. Был возведён Софийский собор, ставший не только главным храмом всеей земли новгородской, но и политическим символом будущей республики. Про собор говорили: «Где Святая София, тут и Новгород».

10 стр., 4724 слов

Великий Новгород

... Московского царства 1478 год — Новгород и все его земли вошли в Московское княжество после походов великого Московского князя Ивана III. - ... прозваша и Новъгород Новгородская I летопись младшего извода упоминает новгородцев в недатированные времена легендарного Кия. Въ времена же ... IX—XII век столица, затем второй по значимости после Киева центр Киевской Руси, столица Новгородской республики до её ...

К XII веку Новгород становится центром огромной территории, простиравшейся от Ледовитого океана до Торжка. Большая дань, получаемая с подвластных территорий, являлась одним из источников богатства Новгорода. В других русских землях обосновались княжеские династии, а Новгород так и не обзавёлся собственными князьями. Великие династии по традиции присылали в город своих представителей, однако власть их была довольно шаткой. Уже в следующем столетии, когда на Руси одновременно правили несколько сильных князей, Новгород сам заключал договор с одним из них и принимал в качестве правителя его родственника. Но если князь не нравился новгородцам, то ему «указывали путь», то есть изгоняли из города. Смена князей в Новгороде происходила довольно часто: за два столетия, с 1095 по 1305 год, князья в новгороде менялись 58 раз.

Новгородская республика образовалась не сразу, окончательно она сложилась к середине XIII века. Одновременно с вечем существовал Совет господ во главе с архиепископом, избиравшимся на вече, как и высшие должностные лица республики, из числа бояр: посадские и тысяцкие. Со второй половины XIV века город называет себя Великий Новгород, а в XV веке в грамотах, исходящих от веча, — Господин Государь Великий Новгород.

Иногда в Новгороде усиливалась княжеская власть. Обычно это связано с военной опасностью. Так, в годы княжения Александра Невского новгородцы были вынуждены мириться со своеволием князя, который защитил земли от рыцарей-крестоносцев. Даже когда тот стал великим князем и покинул Новгород, горо продолжал признавать его власть.

В XIII веке монголо-татары не дошли до Новгорода. Древний русский город остался цел, и в нём сохранились многие памятники культуры и искусства. Но всё равно город разделил судьбу покорённых городов, платя Орде дань, а в 1259 году новгородцы прошли и татарскую перепись.

Вплоть до вхождения в состав единого Русского государства Новгород вёл самостоятельную внешнюю политику, в задачу которой входило расширение территории и охрана границ. Именно Новгород защитил северо-западные рубежи Руси: в 1240 году новгородское ополчение разгромило крестоносцев на берегах Невы, а через два года вместе с владимирскими дружинами нанесло сокрушительное поражение немецким рицарям на льду Чудского озера. Новгород вёл успешную борьбу со своим северным соседом — Швецией. Шведы не раз нарушали «вечный мир» и вторгались в новгородские земли, но неизбежно терпели поражение.

1.2 Хозяйство, торговля и состав новгородского населения

Экономическое могущество Новгорода, его богатство основывались на промыслах и торговле.

5 стр., 2447 слов

Великий Новгород

... Литовскому). Тогда великий князь Иван III обвинил новгородцев в предательстве и в 1471 году объявил поход на Новгород. Московские войска встретились с новгородским ополчением на ... люди»; на новгородских же землях были испомещены служилые люди из центральных областей Московского княжества. Из Новгорода был вывезен вечевой колокол. Новгородский детинец Крепость Великого Новгорода . Детинец расположен ...

Слабым местом новгородской экономики была постоянная нехватка собственного хлеба: обширные земли республики в большинстве своем не были плодородными. Хлеб приходилось закупать в соседних русских княжествах. Эта «хлебная зависимость» от соседних князей подчас дорого обходилась новгородцам. Так, во время Андрея, прозванного Боголюбским, вторглось в Новгородскую землю, произвело страшные опустошения и осадило сам Новгород. Храбро бились новгородцы за вольность родного города, но перевес в силах был не на их стороне.

Чтобы укрепить боевой дух осажденных, архиепископ Иоанн вынес на стену икону Богоматери. В какой-то момент от удара вражеской стрелы икона повернулась ликом к городу, и тогда многим показалось, что из глаз Богородицы потекли слезы. Разъяренные новгородцы бесстрашно обрушились на суздальские полки. Объятые страхом, суздальцы побежали, и осада города была снята. Однако вскоре после этой блестящей победы Новгороду пришлось заключить мир с Андреем Боголюбским и даже принять к себе князя, предложенного бывшим злейшим врагом. Главная причина столь странной уступчивости крылась в нехватке продовольствия, пути доставки которого в Новгород были перекрыты Андреем Боголюбским.

Еще один пример из богатейшей новгородской истории также весьма показателен: в 1216 г. в Новгороде княжил Ярослав Всеволодович, отец Александра Невского. Поссорившись с новгородцами, он схватил несколько бояр и в кандалах отправил их в Тверь. Князь также захватил новгородские хлебные запасы, хранившиеся в Торжке, и не велел выпускать ни воза хлеба в Новгород. Летопись рисует страшную картину наступившего голода. За репу и овес платили серебром. Люди ели сосновую кору, липовый лист и мох. «По торгу (на рыночной площади) лежали трупы, по улицам — трупы, по полю — трупы».

Скудная новгородская почва была крайне неудобна для земледелия, поэтому край нередко посещали голодные годы; но обилие водных путей и торговый предприимчивый дух новгородцев с избытком вознаграждали бедность почвы. Покупая в северо-восточных русских областях хлеб, новгородцы сбывали туда те товары, которые покупали или выменивали у своих западных соседей на Балтийском побережье; это были ткани (сукна и полотна), металлические вещи и предметы, вино, фрукты.

Чтобы добыть эти дорогие товары на западе, новгородцы должны были доставлять туда в обмен разного рода сырье, в котором нуждались западные государства. Это сырье новгородцы либо производили у себя в пятинах, либо покупали на востоке. В необъятных лесах севера добывались меха пушного зверя: соболей, лисиц, куниц, бобров и др. Лесные «борти» (ульи в дуплах деревьев) давали воск и мед. На далеком Белом море доставали ворвань (жир морских животных).

В южных пятинах разводили лен и коноплю. С далекого востока получали шелк в коконах. Всеми этими товарами Новгород и снабжал запад. Так, недостаток в хлебе создал для новгородцев необходимость торгового обмена и повел к развитию торговли, которая и стала главным занятием Новгорода.

В глубокой древности в поисках товаров новгородцы проникли в северные и северо-восточные русские земли и даже за Урал. Они не могли, конечно, завоевать такие обширные земли; тогда новгородцы основали в них свои колонии, заняли места для промыслов, начали скупать земли у местного населения (лопарей, карелов, самоедов) — и таким образом становились хозяевами на севере. Для заселения занятых там земель и для устройства промыслов новгородские промышленники отправляли на север отряды своей челяди, которая и закрепляла за своими господами-боярами огромные пространства диких земель с рыбными ловлями, соляными варницами и разными лесными и охотничьими промыслами. За боярской челядью шли на север отряды свободных новгородцев для промысла, а иногда и для грабежей и насилий над местным населением. Весь русский север был таким образом захвачен новгородцами и «прикреплен» за Новгородом.

17 стр., 8381 слов

Формирование имиджа региона (на примере газеты «Новгородские ведомости»)

... понятия; изучить факторы, влияющие на возникновение и развитие территориального имиджа; определить роль в формировании имиджа региона; сопоставить существующий имидж определенного региона и попытаться проследить практически процесс его формирования на примере истории конкретного регионального печатного издания. ...

Странствуя по северным рекам и Белому морю на своих лодках — «ушкуях», «ушкуйники» новгородские хорошо знали, откуда и какими путями можно доставить в Новгород драгоценные товары, необходимые для торга с заморскими немцами. Все такие пути с севера вели в Ладожское озеро и из него по Волхову в Новгород. Как Волхов служил путем на новгородский рынок для северных товаров, так реки Мста и Ловать служили путями для товаров восточных и южных, которые шли в Новгород из Поволжья и Приднестровья. Сосредоточив у себя русские товары, новгородцы отправляли их на Балтийское побережье уже речными путями. Кроме речных путей, шли из Новгорода на запад и сухопутные дороги.

По западным путям приезжали в Новгород немецкие купцы. В древнейшие времена Новгород торговал преимущественно с «готскими» купцами: так назывались купцы с о. Готланда, из города Визби. Они имели в Новгороде свой особый, «готский» торговый двор. Позднее, с расцветом Ганзейского союза (в XIII-XIV вв.), в Новгороде стали преобладать ганзейские купцы из северной Германии, построившие в Новгороде новый «немецкий» двор.

Немецкое купечество составляло в Новгороде особую замкнутую общину, которая имела свой устав и даже свои церкви. Торговые отношения между немцами и новгородцами сложились так, что заморские купцы чаще появлялись в Новгороде, чем новгородские за морем, и потому весь оборот западной торговли направлялся скорее немцами, чем русскими купцами. Зато в торговле восточной новгородцы были полными распорядителями; не говоря уже о «землях» на севере Руси, где новгородцы были полными городами. Торговали новгородцы даже на Новгородской области.

Об обширных культурных связях Новгородского государства XI-XIII вв. мы можем судить по многим историческим источникам. Так, французский средневековый эпос часто упоминает «прекрасную Новгородскую Русь» — ее коней, ее красавиц, изделия ремесла и чудесные кольчуги. О Новгородской Руси как о сказочной и могучей стране говорят и скандинавские саги.

Испытывая культурное влияние наиболее передовых стран тогдашнего мира, молодое и крепкое Новгородское государство не теряло своего национального характера. Новгородцы творчески воспринимали все лучшее и создали свои памятники культуры неповторимого своеобразия.

Новгородская художественная культура достигла высшего расцвета при Ярославе Мудром. Его архитектурным и идейным центром стал воздвигнутый Ярославом Софийский собор. Вокруг даты сооружения собора идут споры, во всяком случае, она относится к периоду 20-50-х гг. XI в. Своей величиной и величием Софийский собор в Новгороде превосходил знаменитую Десятинную церковь в Киеве. Это был грандиозный для той эпохи храм. Его ядро опоясывали два ряда галерей, из которых одна была открытой аркадой, как бы связывавшей громаду собора с внешним миром. Могучая ступенчатая композиция здания завершалась пирамидой высоких глав.

105 стр., 52424 слов

Развитие паломнического и религиозно-познавательного туризма ...

... людей, информировать их о специфике тура, рискуя в противном случае создать в одной тургруппе конфликт людей, приехавших в одно место, но преследующих различные цели. Религиозно ... Новгородской области. Вопросами туризма в Новгородской области ведает управление культуры. Адрес: Новгород, ул. ... человек 1800 человек 450 человек 1300 человек 1800 человек 500 человек Также я хотела бы в своей работе ...

В XII веке в Новгороде вырабатывается особый тип строительства небольшого, простого храма, чаще всего с одним куполом. Церквей этого типа сохранилось до наших дней в Новгороде несколько. Все они кажутся игрушечными, как бы вылепленными от руки, очень живописными и простыми. Особенно славилась в Новгороде церковь Нередицы, построенная в 1198 г. и разрушенная немецко-фашистскими захватчиками. Всю ее от самого низа и доверху украшали яркие фресковые изображения великолепной сохранности. Фрески давали посетителям храма полное представление об изумительном искусстве новгородских художников. Языком камня зодчего и кисти живописца соборы и церкви Новгорода Великого утверждали идею могущества и уйму непостижимой силы народа, способного воздвигнуть столь грандиозные, торжественные и прекрасные здания «жилищ Бога».

Население Новгорода и его земель делилось по своему имущественному положению на две группы: людей «лучших», или «вящих», и людей «меньших», или «молодших». К первой группе принадлежали новгородские бояре, «житые» люди и «добрые» купцы. Это была богатая новгородская знать, владевшая землями в разных развитием торговли в Новгороде богатство и влияние торговой знати возросли до такой степени, что резко отделили эту знать от прочего населения, жившего в бедности. Все это бедное население составляло одну массу черни, называемую меньшими людьми.

В самом Новгороде, как и в других городах Новгородской земли, это были мелкие торговцы, ремесленники и рабочие. В пятинах же меньшими людьми называли крестьян и «половников» (батраков, работавших на хозяев из половины урожая).

Крестьяне (смерды) жили на государственных землях и были устроены в особые общины — погосты. «Половники» зависели от своих хозяев-землевладельцев и по своему социальному положению приближались к холопам.

Новгородская история богата хитросплетением междоусобий и смуты. Первоначально несогласия между новгородцами были редко случайностью и возникали, например, по поводу приглашения князя, когда одна часть вече хотела одного князя, а другая — другого. Впоследствии же, с образованием в среде новгородцев сильной и властолюбивой торговой знати, внутренняя вражда в Новгороде стала постоянной и непрерывной. Знать стремилась управлять Новгородом по своему праву и воле. Бояре пользовались для этого своим влиянием в погостах, где у них была масса владений; в самом Новгороде от бояр зависели мелкие торговые и рабочие люди.

Нажимая на зависимую от них бедноту, бояре заставляли ее исполнять на вече свою волю и решать дела так, как выгодно было боярам. Однако эта зависимость крайне раздражала свободную новгородскую чернь и делала ее взрывоопасной. Вечевую толпу легко можно было поднять на тех бояр, которые казались ей утеснителями, и тогда «худые мужики вечники» начинали бить и грабить своих «лучших людей», а затем снова впадали в прежнюю от них зависимость. Со временем вражда «больших» и «меньших» людей новгородских получила чрезвычайную остроту, и Новгород впал в тяжелую непрерывную смуту. Боролись между собою не только бояре и чернь, но и одни боярские семьи с другими. В надежде овладеть властью в Новгороде честолюбивые бояре сближались с недовольной толпой, поднимали ее против других бояр, их соперников, и начинали открытое междоусобие, сопровождаемое грабежами и убийствами.

6 стр., 2967 слов

Туристский потенциал Новгородской области: современное состояние ...

... экономики города и региона.Тщательная подготовка и продвижение новых туров в Великом Новгороде станут ещё одним важным шагом в формировании позитивного имиджа современной России. На основе проведенного исследования состояния туристской отрасли в Новгородской области были ...

Именно эти смуты и были первой и главной причиной падения Новгорода. Лишенный внутреннего порядка, Новгород не мог удерживать в повиновении свои пригороды и земли; не мог успешно обороняться от внешних врагов. По всей земле Новгородской шла «смута», а соседи Новгорода — Литва и Москва — были готовы ею воспользоваться и при первом же удобном случае подчинить себе Новгород.

Чувствуя опасность и не имея сил в открытой борьбе отстаивать свою независимость, новгородцы должны были прибегнуть к единственному оставшемуся средству: искать союза с одним врагом, чтобы с его помощью защищаться от другого. И в этом деле новгородское общество не пришло к единому мнению: одни хотели в союзе с Литвой обороняться от Москвы, а другие, наоборот, желали сблизиться с Москвой и бороться с Литвой.

На литовской стороне стояли «лучшие люди»; «меньшие» же люди тянулись к Москве. Дело кончилось тем, что Московское княжество в 1478 г. завоевало Новгород, а затем присоединило к себе и все его земли. При этом завоевании погибли или разорились «лучшие люди» новгородские, а новгородская беднота получила московское устройство. Став московским городом, Новгород постепенно утратил свое торговое значение, потому что его торговым оборотом стал распоряжаться московский рынок.

новгород история республика политический

Глава 2. Основные черты государственного строя Великого Новгорода

Во главе новгородского общества (городского и сельского) стоял сильный, влиятельный и богатый класс феодалов, владевший землей, лесами, водными угодьями. Как и в других землях Руси, здесь существовали светские и духовные феодалы. К духовным относились монастыри и высшие духовные иерархи: архиепископ, епископ, настоятели монастырей. К светским феодалам относились бояре, житьи, т. е. зажиточные, люди и своеземцы (земцы в Пскове).

В Новгородской земле рано сложилось и стало господствующим крупное боярское, а затем и церковное землевладение. Важнейшей особенностью Новгорода и Пскова было отсутствие княжеского домена и наличие землевладения городской общины. Указанная особенность позволяет выделить в новгородском боярстве две группы.

Первая — это наиболее влиятельная группа феодалов, которая уходит своими корнями в родоплеменную власть. Эта группа бояр возникла, как и в других областях Руси, отчасти из древней местной знати, отчасти из старшин дружинников, пришедших с русскими князьями на север. В основе их политического могущества лежало богатство, накопленное как в результате использования доходов от общественных земель Новгорода, так и от занятий торговлей и ростовщичеством.

Вторая группа боярства — это члены городской общины, которые имели исключительное право на приобретение вотчин из земель, тяготеющих к городу (в отличие от Новгорода в Пскове отсутствовало крупное боярское землевладение в связи с небольшими размерами республики).

Дружина, пришедшая с князьями в Новгородскую и Псковскую земли, помимо старшин, выделила из своей среды младших дружинников, или гридей, которые также примкнули к местному зажиточному сословию, но за ними еще сохранялась военная обязанность: они по преимуществу составляли гарнизоны в городах и лучшую часть земского ополчения. В целом же бояре — это крупные землевладельцы. Они занимали высшие должности в государственном аппарате — посадника, наместника, архиепископа, входили в совет бояр (совет господ), направляя внутреннюю и внешнюю политику Новгорода.

2 стр., 886 слов

Будущее Нижнего Новгорода

... объектов культурного наследия Нижегородской области». Культурное наследие - это духовный, культурный, экономический и социальный капитал огромной ценности. Без объектов культурного наследия немыслимы современная жизнь Нижнего Новгорода и перспективы ...

Известна и такая категория землевладельцев, как своеземцы или земцы. Ими были мелкие и мельчайшие земельные собственники. В большинстве случаев они формировались в результате разорения житьих людей, распада земельной собственности городской общины или покупки небольших земельных участков у крестьян, вышедших из сельской общины. Большей частью своеземцы жили в городе. Поэтому в сельскую общину они не входили, но пользовались привилегиями члена городской общины.

В составе городского населения следует выделить купцов, ремесленников, малодших людей.

Сословие купцов в Новгороде было многочисленно и влиятельно. Хотя торговлей мог заниматься каждый гражданин, со временем выделился особый купеческий класс со своими обычаями, уставами, особым судом. Основным занятием купцов была внутренняя и внешняя торговля, однако, как и каждый горожанин, они могли быть и землевладельцами. На это указывают статьи 17 и 18 Новгородской Судной грамоты, упоминая купца наряду с боярами и житьими людьми при разрешении споров о земле.

Ниже купцов на социальной лестнице стояла остальная масса городского населения. Это были так называемые черные, малодшие люди, к которым относились мастера, ученики, ремесленники, наемные рабочие (наймиты) — плотники, каменщики, гончары, кузнецы и т. д. Это были лично свободные, но лишенные средств производства городские жители. Однако, как члены городской общины, они пользовались некоторыми привилегиями, в частности, при покупке земель, расположенных в черте и вблизи города, принимали участие в местном самоуправлении, обладали податным иммунитетом. В самом низу социальной лестницы находилась городская голытьба.

Все слои свободного городского населения пользовались одинаковыми гражданскими и политическими правами и, принимая участие в вечевых собраниях, образовывали политическую общину, которой юридически принадлежала верховная власть во всем Новгородском государстве.

Основными производителями материальных благ в Новгороде было сельское население. Это было феодально-зависимое население, включавшее в себя крестьян, половников, холопов. Сельское население объединялось в особые общины, носившие название погостов. В погостах существовало самоуправление. Народ собирался на сход (преимущественно по воскресным дням) к церкви своего погоста. Здесь выбирали старост, решали вопросы сбора и расклада податей, исполнения повинностей, обсуждали свои нужды и творили суд.

Большая часть крестьян находилась в зависимости от феодального государства. Эту большую часть сельнян (сельского населения) составляли смерды. Смерды жили на государственных землях Великого Новгорода, а также на землях церкви и землях вотчинного землевладения. Они выполняли повинности в пользу государства, платили налоги и, по сути, прикреплялись к земле. Крестьяне, зависимые от отдельных феодалов, смердами не именовались. Монастырские крестьяне назывались сиротами.

Лично свободными и подлежащими юрисдикции государственных судебных органов были половники. Это были люди, работающие из половины урожая за последний год. Половник был зависим от господина-государя и отдавал ему половину своего урожая в уплату феодальной повинности.

В свою очередь половники делились на категории изорников, огородников и кочетников. Изорник, огородник, кочетник — представители феодально-зависимого крестьянства, отличавшиеся по профессиональному признаку.

Поземельная зависимость изорника от государя не делала его лицом недееспособным. В частности, если изорник считал, что в отношении к нему была допущена ошибка. Если в Филиппов день, т. е. в день, когда государь имел право отпускать (дать отрок) изорника, огородника, кочетника, последние отказывались уходить, оспорив отрок и доказав при этом свою правоту, государь лишался четверти урожая, части огородной продукции или части рыболовного улова. И, тем не менее, степень зависимости изорника от господина определялась размерами господского землевладения. Чем крупнее был землевладелец, тем прочнее он был связан с изорником письменными обязательствами, возлагавшими на изорника дополнительные повинности.

Низшую ступень социальной лестницы в Новгороде и Пскове занимали холопы. Они были слугами в боярских дворах и рабочими в крупных боярских вотчинах. Холопы находились в зависимом положении от своих господ. В Новгородской земле полный холоп, т. е. человек, полностью зависимый от господина, назывался одерноватым холопом. Купля-продажа холопа оформлялась одерноватой грамотой. Дети и жены холопов, передаваемых по наследству, оставались свободными. Беглые холопы возвращались их хозяевам, которые отвечали за них в случае совершения ими преступления по делам частного обвинения.

2.2 Административное деление и судебная система Новгородской республики

Новгород делился Волховом на две части, или стороны, — Торговую и Софийскую. Эти стороны соединялись мостом Великим. Торговая сторона получила название от находившегося там торга, то есть рынка. На торге находился Ярославов двор, у которого собирались веча, степень — помост, с которого обращались с речами на вече. Около степени находилась башня с вечевым колоколом, там же располагалась вечевая канцелярия. Софийская сторона получила название от находящегося там Софийского собора.

Новгород также подразделялся на 5 концов или райнов: Славенский и Плотницкий составляли Торговую сторону, а Неревский, Загородский и Гончарский — Софийскую. Деление на концы было историческим. Новгород составился из нескольких слобод или поселков, которые сначала были самостоятельными поселениями, а потом соединились, образовав город. Славенский конец раньше был отдельным городом — Словенском. В середине IX века резиденцией князей становится Рюриково городище, а напротив Словенска строится крепость Новая, вскоре ставшая Новгородом. Загородский конец, судя по названию, образовался последним, изначально он находился за городом, и только после постройки крепости смог войти в его состав. Концы Плотницкий и Гончарский, вероятно, раньше составляли рабочие пригороды Словенска, в которых жили соответственно плотники и гончары. Название пятого конца, Неревского, можно объяснить тем, что «на рву» обозначает «на окраине». То есть, название конца говорило о том, что он находится на самой окраине города.

За каждым концом была закреплена определенная земля. Всего пятин было пять — по количеству концов: Вотьская, которая простиралась на северо-запад от Новгорода, между реками Волховом и Лугой по направлению к Финскому заливу, получившая свое название от обитавшего здесь племени Водь; Обонежская — на северо-востоке, справа от Волхова по направлению к Белому морю; Деревская к юго-востоку, между реками Мстою и Ловатью; Шелонская к юго-западу, между Ловатью и Лугой, по обе стороны реки Шелони; Бежецкая — далеко на восток и юго-восток, за пятинами Обонежской и Деревской.

Вероятнее всего, Новгородская земля была разделена на пятины между концами для того, чтобы более систематизировано взимать налоги с проживавшего там населения. Возможно, Новгород регулярно перераспределял пятины между разными концами, чтобы снизить вероятность коррупции.

Кроме пятин, в Новгородской республике существовало разделение на волости. Волости — это владения более отдаленные и позднее приобретенные. К волостям относились города, находившиеся в совместном владении с другими княжествами, такие как Волок-Ламский, Бежичи, Торжок, Ржев, Великие Луки с их округами. Волок-Ламский, Бежичи и Торжок находились в совместном владении с великими князьями Владимирскими, а потом — Московскими; а Ржев и Великие Луки — с князьями Смоленскими. К волостям относилась обширная часть Новгородской республики, находившаяся на северо-востоке от пятин Бежецкой и Обонежской — Двинская земля или Заволочье. На реке Вычегда с притоками находилась Пермская волость. Далее к северо-востоку находилась волость Печора по обеим сторонам одноименной реки, а за Уральскими горами — Югра. На северном берегу Белого моря находилась волость Тре, или Терский берег.

Все административно-территориальные единицы Новгородской республики пользовались широкими правами. Известно, например, что концы и пятины управлялись выборными должностями, а во Пскове и других городах был собственный князь.

Для судебных систем Новгорода и Пскова характерно широкое участие в правосудии веча, которое осуществляло суд по наиболее опасным для государства делам. Известны случаи, когда на вече производилось и дознание. Ни в Новгороде, ни в Пскове князья не имели право судить единолично. Судили только вместе с посадниками или представителями бояр и житьих людей. На местах дела также рассматривались княжьими людьми вместе с представителями городских общин.

Тысяцкий и два купеческих старосты председательствовали в торговом суде. Статьи 5 и 6 Рукописания князя Всеволода подчеркивают независимость этого суда от посадника. Только в случае совершения преступления, в котором были замешены новгородские и иностранные купцы, суд по делу осуществлял посадник совместно с тысяцким и купеческими старостами.

Споры между духовенством, церковными людьми, а также дела, подлежащие церковной юрисдикции, решались церковным судом. Церковный суд по вечевому решению 1385г. должен был осуществляться новгородским архиепископом при участии представителей новгородских бояр и житьих людей (по два представителя от каждой из тяжущихся сторон).

Одновременно был определен и состав суда посадника и тысяцкого, на которых также должны были присутствовать по два боярина и по два житьих человека от каждой стороны.

Суду архиепископа Новгорода (владычный суд) были подсудны не только церковные люди, но и светские (бояре, житьи — средние феодалы, малодшии — низшие слои городского населения).

Церковные люди подлежали церковному суду по всем преступлениям в соответствии с действовавшими в Новгороде церковными уставами (Устав князя Владимира Святославича о десятинах, судах и людях церковных. Синодальная редакция; Устав князя Ярослава о церковных судах. Краткая и Пространная редакции; Новгородский устав великого князя Всеволода о церковных судах, людях и мерилах торговых; Рукописание князя Всеволода, XIII век).

Эти положения закрепляет статья 1 Новгородской Судной грамоты.

Дела, в которых одна сторона подлежала церковной юрисдикции, а другая — светской, рассматривались судом со смешанным составом, то есть совместно представителями духовенства и городских властей (статья 109 Псковской Судной грамоты).

Был популярен и суд братчины — суд соседской территориальной общины сельчан и уличан, совпадающей с церковным приходом. Суду братчины подлежали мелкие ссоры, а также кражи на пиру (статьи 34 и 113 Псковской Судной грамоты).

2.3 Государственное устройство и управление Новгорода

В древнейшее время своего существования под властью киевских князей, то есть в X и XI вв., Новгород ничем не отличался от прочих русских городов. Кто княжил в Киеве, тот владел и Новгородом. Киевские великие князья держали в Новгороде своего наместника, обыкновенно одного из своих сыновей, и управляли Новгородскою областью по общему порядку, как управляли Киевом. Но когда в Киевской Руси, после смерти Владимира Мономаха (1125), начались непрерывные распри князей за Киев, Новгород воспользовался княжескими усобицами и перестал послушно принимать себе князей из руки Киевского князя. Новгородское вече стало само приглашать князей в Новгород, избирая их из разных ветвей русского княжеского рода и предлагая им от себя известные условия.

Такой порядок мог утвердиться в Новгороде в XII в. потому, что Новгородская земля была далека от Киева: с одной стороны, ослабевшие князья киевские не имели сил держать дальний Новгород в подчинении себе, а с другой стороны, князья, искавшие Киева не хотели связывать свою судьбу с Новгородом, они боялись, сидя» Новгороде, упустить Киев и оттого держались на юге, предоставляя Новгородский стол младшей братье. Усвоив себе обычай избирать князя, новгородцы в то же время начали избирать себе и «владыку» До середины XII в. архиерея (сперва епископа, потом архиепископа) присылал в Новгород Киевский митрополит по своему собственному выбору. С середины XII в. новгородцы стали сами выбирать архиепископа из местного духовенства и посылали его от себя к митрополиту для поставления в сан. Наконец, новгородцы стали взамен прежних княжеских посадников и тысяцких выбирать своих и, таким образом, окружили князя своими чиновниками, требуя, чтобы он управлял в Новгороде только с «новгородскими мужами» а не со своею княжескою дружиною.

Добившись такого порядка, Новгород добился полной политической независимости и обособленности. Он превратился в самостоятельное государство, в котором верховная власть принадлежала вечу. Вече избирает князей и изгоняет их; избирает владык и в случае недовольства ими сводит их; избирает и увольняет сановников, управляющих делами Новгорода. Вече установляет новые законы, утверждает договоры с иноземцами, решает вопросы о войне и мире. Вече судит важнейших лиц и важнейшие дела — от столкновений князя с новгородскими сановниками до преступлений пригорожан новгородских. Словом, новгородское вече направляет всю политическую жизнь Новгорода и его земель. Местом собрания веча бывал «Ярославов двор» (площадь у торга на Торговой стороне) или же площадь в Детинце у св. Софии. На вече шел всякий свободный граждански новгородец, имевший свое хозяйство (дети, хотя бы и взрослые, но жившие в хозяйстве отца, не считались в древней Руси полноправными гражданами).

Одинаково с новгородцами на вече могли идти и жители пригородов, приезжавшие в Новгород. Дела на вечах решались не по большинству голосов, а общим криком (предполагалось — единодушно).

На наш современный взгляд, этот способ кажется странным и беспорядочным. Чтобы понять его, надобно помнить, что Новгород состоял из нескольких общин — «концов», делившихся в свою очередь на меньшие общины — «сотни» и «улицы». На вечах члены этих общин стояли, конечно, вместе и легко могли сговориться между собою по каждому делу, так что после переговоров выяснялось мнение каждой общины. А из суммы этих мнений и составлялось мнение веча. Стало быть, не было нужды считать отдельные голоса людей, составлявших тысячную толпу: надобно было только убедиться, что все общины, составлявшие Великий Новгород, сошлись на том или другом решении. В случае согласия их дело считалось решенным. Если же согласия не достигали, то ссорились и даже дрались. Иногда из одного веча образовывалось два взаимно враждебных. Начиналось междоусобие; всего чаще на мосту через Волхов сходились враги для боя, и владыка новгородский с духовенством спешил мирить сограждан.

При таких порядках, понятно, вече не могло толково обсуждать подробности сложных и важных дел. Оно могло только, выслушав готовый доклад по делу, принять его или отвергнуть. Такие доклады подготовлялись для вечевых собраний особым правительственным советом. В него входили все важнейшие новгородские сановники — посадники и тысяцкие, как те, которые были в должности («степенные»), так и те, кто уже оставил должность («старые»).

Во главе совета стоял в древнейшее время князь, а потом — «владыка». Совет назывался по — новгородски «господою»; немцы, торговавшие с Новгородом, называли его «Herren». Вся государственная жизнь Новгорода подлежала владению «господы»; она руководила и внешними сношениями, и вечевою деятельностью. Чем далее шло время, тем влиятельнее становился в Новгороде этот аристократический совет.

Избирая себе князя, новгородское вече вступало с ним в договор или «ряд». Оно обязывало князя целовать крест на том, на чем целовали Новгороду крест его предки: «Новгород держати в старине по пошлине». Само же вече целовало князю крест на том, чтобы его «княжение держати честно и грозно без обиды». По новгородской «пошлине», то есть по старому обычаю, князь в Новгороде был высшею военною и правительственною властью. Он предводительствовал новгородскою ратью, был верховным судьею и правителем новгородским. Среди своих внутренних ссор и усобиц новгородцы очень нуждались в справедливом посреднике, который бы ни от кого из них не зависел, «любил добрых и казнил злых». Таким посредником и являлся князь. Но чтобы сам князь не обратил своей власти против Новгорода, новгородцы ставили ему ряд условий. Они рассматривали князя как постороннего Новгороду иноземца и потому обязывали его и его дружину не приобретать в Новгородских владениях земли и челяди и не торговать самому, без посредства новгородских купцов, с немцами на немецком дворе. Таким образом, князь не мог никакими путями войти в состав новгородского общества и всегда оставался для Новгорода посторонним. В ту минуту, когда вече «показывало ему путь из Новгорода», то есть отказывало ему от власти, князь терял всякую связь с Новгородом и сейчас же мог оставить Новгородские пределы. Как постороннее Новгороду лицо, князь и жил не в самом Новгороде, а верстах в трех от Новгорода, ближе к Ильменю, в так называемом Городище. Править Новгородом князь обязывался, не изменяя новгородских законов и порядков, притом с постоянным участием посадника, избранного вечем. Посадник сопровождал князя на войну, присутствовал при княжеском суде, вместе с князем назначал должностных лиц на низшие должности, словом, контролировал каждое действие князя. Управлять Новгородом князь должен был исключительно посредством новгородцев, никуда не назначая своих дружинников; кроме того, и сам он должен был находиться в Новгородских пределах, а если уезжал оттуда, то терял право управлять Новгородом. За свою службу Новгороду князь получал «дары» и «дань» в точно определенном размере и, сверх того, пользовался разными угодьями и правом охоты в особо отведенных местах. В свою очередь, князь давал новгородцам различные льготы в своем княжестве, откуда он был приглашен в Новгород.

Выборные новгородские сановники, посадник и тысяцкий, вели текущие дела управления, помогая князю и в то же время наблюдая за ним. Посадник ведал гражданские дела, а тысяцкий был предводителем новгородской «тысячи», то есть ополчения. Под ведением посадника находились выборные старосты концов («кончанские», «конецкие») и улиц («уличанские», или «улицкие»).

Тысяцкому были подчинены сотские — начальники десяти «сотен», составляют тысячу. В древности всегда бывало так, что каждый чиновник не только управлял, но и судил своих подчиненных; по общему обычаю был свой суд и у посадника, и у тысяцкого. Вече выбирало этих сановников без срока; они были на степени, то есть правили свою должность, пока были угодны вечу. Посадник всегда выбирался из знатнейших и богатейших новгородцев, из больших «бояр», и поэтому был представителем новгородской аристократии. Напротив, тысяцкий представлял собою всю новгородскую массу, входившую в «тысячу».

Управление пятин новгородских и пригородов находилось в руках выборных новгородских властей. Пятины и пригороды были приписаны к «концам» Новгорода и сносились с Новгородом через свой «конец». Что же касается до новгородских «земель» и «волостей», то степень и порядок их зависимости от Новгорода трудно определить. Ими правили скорее всего новгородские промышленники, которые в них заводили свои промысла и устраивали свое частное вотчинное управление.

Новгородский владыка, архиепископ, не только ведал новгородскую церковь, но имел большое значение и в политической жизни Новгорода. Он занимал первое место в новгородском правительственном совете. Он следил за деятельностью веча: всякое решение веча обыкновенно требовало «благословения» владыки; в вечевых распрях владыка являлся примирителем, входя в бушующую толпу в священном облачении и с крестом. В сношениях с иноземцами владыка часто являлся на первом месте: он своею печатью скреплял договорные грамоты; к нему иноземцы обращались за покровительством и защитою, когда их обижали в Новгороде. Двор владыки у Софийского собора и самый собор св. Софии были правительственным центром, где собиралась «господа», хранился государственный архив Новгорода и богатая Софийская церковная казна, на которую новгородцы смотрели как на государственную. Владыка управлял громадным количеством церковных новгородских земель. У него был свой штат чиновников и служни («софияне») и свой «полк», отдельно от общего новгородского ополчения. Понятно, почему новгородцам было важно самим выбирать своего владыку, а не получать назначенного со стороны.

Заключение

Необычна судьба Новгорода в истории русского Средневековья. Один из древнейших русских городов, впервые упомянутый в летописях в 859 г., он с конца X в. становится вторым по значению центром Киевской Руси. Этот город был расположен вблизи жизненно важной торговой магистрали тогдашней Восточной Европы — так называемого пути «из варяг в греки», соединявшего Балтийское море с Черным системой рек и озер. Благодаря этому Новгород являлся посредническим центром в торговле между Западной Европой, славянскими землями и Востоком. Он был одним из крупнейших европейских городов с высокоразвитым ремеслом и широкими торговыми связями.

Однако уникальность исторического опыта Новгорода проявлялась прежде всего в том, что в системе древнерусских земель и княжеств это был самый крупный город-государство, где не существовало правящий династии князей. В XII в. он становится боярской республикой с самобытным «вечевым» политическим устройством, при котором важнейшие государственные дела решались на городском собрании — вече, в то время как в других землях и княжествах Древней Руси главным законом была воля князя.

Именно с историей Древнего Новгорода связаны политические сдвиги, приведшие в итоге к возникновению Киевского государства. Именно новгородцы пригласили на княжение в свой город варяга Рюрика. В составе Киевского государства Новгород был тем городом, поддержка которого часто обеспечивала победу претендентам на киевский престол. Именно из Новгорода в 980 г. князь Владимир Святославич начал свой поход за властью: Тот же Новгород оказал поддержку и будущему великому князю киевскому Ярославу Мудрому. Умирающий Ярослав Мудрый, выделяя владения для своих сыновей в завещании, не отдал Новгород никому: он не создал «Новгородского княжества», а оставил город под управлением киевских князей. Так продолжалось до второй четверти XII в. Вплоть до этого времени киевские князья без особого успеха боролись с древней, еще племенной традицией вечевой власти Новгорода, постепенно отдавая городу все больше прав.

Внешнеполитическая история Новгородской республики богата эпизодами борьбы, которую приходилось вести этому государству, отстаивая свою независимость и целостность владений от посягательств соседних государств и государей.

Новгородской республике пришлось 26 раз воевать со Швецией и 22 раза — с Ливонским орденом. В 1240 и 1242 гг. под руководством Александра Невского новгородцам удалось одержать две знаменитые победы: на реке Неве ими были разбиты шведы, а на Чудском озере — немецкие крестоносцы.

В XIV веке Новгород поначалу имел с Москвой, новым центром русской государственности, дружественные отношения, но в конце столетия уже воевал с ней, отстаивая собственные земли за Северной Двиной, которые московский князь попытался присоединить к своим владениям. В борьбе с Москвой Новгород тщетно пытался обрести поддержку в лице государей литовских. В 1471 г. московский князь Иван III разбил новгородцев в битве на реке Шелони и лишил их государственной самостоятельности. Немало способствовали этому раздоры самих новгородцев, среди которых было много приверженцев партии, тяготевшей к Москве.

В политической истории Древней Руси вечевой строй Новгородского государства был прекраснейшим, неповторимым цветком вольнолюбия на фоне бессмысленных междоусобных войн и тяжкого самовластия. Он обессмертил память Новгорода в русской истории и погубил самих новгородцев, не научившихся единению в решающие моменты борьбы за собственную независимость.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://jret.ru/diplomnaya/novgorodskaya-oblast-velikiy-novgorod/

1. Греков Б.Д. Киевская Русь. М.: АСТ, 2008. 672 с.

2.Иловайский Д. Краткие очерки русской истории. Саратов: Оникс, 2006. 315 с.

.Иловайский Д.И. Становление Руси. М.: Аст, 2007. 862 с.

.Исаев И.А. История государства и права России. М.: Юристъ, 2006. 544 с.

.Лихачев Д.С. Культура русского народа X-XVII вв. М.: Литера, 2001. 336 с.

6.Мартышин О.В. Вольный Новгород. Общественно-политический строй и право феодальной республики. М.: АСТ, 2005. 384 с.

.Митяев А.В. Героические страницы истории Родины IX — XVIII вв. М.: Проспект, 2005. 448 с.

.Проценко Ю.Л. Государство и право Руси в период феодальной раздробленности (XII-XIV вв.).

Волгоград: Издательство Волгоградского государственного университета, 2009. 60 с.

.Рыбаков П.А. Мир истории. М.: Проспект, 2006. 119 с.

.Сыров С.Н. Страницы истории. М.: АСТ, 2005. 227 с.

11.Титов Ю.П. Хрестоматия по истории государства и права России. М.: ООО «Издательство Проспект», 2009. 472 с.