Как можно увидеть из результатов анкетирования, одной из основных проблем, затрудняющих, по мнению специалистов, развитие въездного туризма на Южном Урале, является недостаточность инвестиций в сферу туризма.
В связи с этим руководителям фирм предложили вопрос об основных направлениях инвестирования и развития рынка туристских услуг на Южном Урале, не акцентируя внимания на источнике инвестирования [34].
Надо отметить, что большинство опрошенных считают, что этими инвестициями должно заниматься не только государство, но и частные компании. Результаты представлены на рис. 1.
Руководители турфирм, работающие на рынке уже более 4 лет, не исключают возможность инвестирования собственных средств в комплексные объекты: средства размещения, общественное питание, места развлечения, санаторно-курортные объекты.
Таким образом, рассмотрев современное состояние туристической индустрии на Южном Урале, можно прийти к выводу, что Южный Урал обладает мощным туристским потенциалом. Это выражается в большом количестве специфических туристских ресурсов, относительной политической и экономической стабильностью региона в последние годы и т.д. Но при всех этих условиях роль туризма в экономике региона довольно скромна.
Рис. 1. Основные направления инвестирования для развития въездного туризма на Южном Урале
Положительные сдвиги в структуре туристских передвижений, произошедшие в результате послекризисного снижения платежеспособного спроса населения, не имеют устойчивого характера. Для их закрепления нужно создание привлекательной материально-технической базы въездного и внутреннего туризма, увеличение количества событийных мероприятий.
Анализ экономических показателей состояния туристской отрасли Челябинской области является отправной точкой в постановке задач по развитию туристского бизнеса. За 2010 г. отмечено увеличение объемов платных услуг в Челябинской области по сравнению с 2009 г. в среднем на 130%. Характеризуя емкость рынка туристских услуг Челябинской области на 01.01.2010 г, следует отметить, что имеющиеся средства размещения могут одновременно принимать и обслуживать около 13 тыс. человек в летний пиковый период, что составляет 2% от вместимости всей базы страны и 40% — от уровня 1991 г.
За 2001-2010 гг. произошло сокращение номерного фонда гостиничных предприятий при одновременном увеличении номеров типа «люкс», «полулюкс», апартаментов, что связано со стабильным ростом спроса на данные типы номеров (табл. 2).
Перспективы развития зимнего туризма на Южном Урале
... на Южном Урале обсудили гости пресс-центра ГТРК "Южный Урал" В настоящий момент министерство культуры региона готовит заявку на включение проекта в федеральную целевую программу "Развитие внутреннего и въездного туризма ... объем услуг за прошедший год составил 150 млн.рублей. В перспективе - создание инфраструктуры международного уровня для проведения соревнований, активного отдыха, туризма и ...
Таблица 2 Показатели развития гостиничного бизнеса в Челябинской области
Показатели |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
|
Число гостиничных предприятий |
39 |
35 |
36 |
36 |
38 |
35 |
|
Номерной фонд гостиничных предприятий, номеров |
1270 |
1169 |
1360 |
1294 |
1159 |
1149 |
|
Единовременная вместимость гостиничных предприятий, мест |
2534 |
2201 |
2780 |
2660 |
2308 |
2293 |
|
Предоставлено ночевок за год |
208300 |
178600 |
255000 |
254900 |
298500 |
292500 |
|
Отметим, что критическое состояние ресурсной базы, отсутствие системного подхода к регулированию рынка туристских услуг в Челябинской области приводят сегодня к потере реальных денежных потоков в бюджет области. Анализ показал, что в настоящее время существует достаточно широкий круг проблем и в области развития культурно-познавательного туризма в Челябинской области. Сделан вывод, что даже с учетом общей кризисной ситуации в экономике страны имеющийся рекреационный потенциал используется в регионе далеко не в полной мере.
Чтобы привлечь туристов в малоизученные районы, необходимо подготовить программы и условия обслуживания не хуже тех., что предлагают туристам фирмы в хорошо освоенных регионах. Турист оплачивает новые ощущения и знакомство с неизвестным. И нужно дать ему эти ощущения. Поэтому создание турпродукта начинается с изучения его потребительских качеств и свойств, с выявления наиболее привлекательных его сторон для туристов. Именно привлекательные качества туристского продукта являются ориентирами при его разработке и реализации.
Проектируя новый тур, необходимо исходить из местных возможностей (туристских ресурсов), а также учитывать возможность создания дополнительных аттрактивных ресурсов и мероприятий. Это очень привлекательные мотивы для посещения туристами той или иной местности.
Базис для разработки туристских программ:
- живописное, вызывающее интерес место расположения объекта;
- погодно-климатические условия;
- хорошее санитарное состояние места отдыха, его чистота и ухоженность, экологическая безопасность;
- здоровое и вкусное питание, его хорошая организация;
- максимальная изолированность от шума;
- наличие естественных водоемов.
На основе благоприятных рекреационных ресурсов и возможностей составляют программы обслуживания. Описания маршрутов предназначены для фирм организаторов экстремальных походов.
Чтобы начать разработку нового тура по Южному Уралу, необходимо оценить те предложения, которые сегодня предлагаются потребителям туристическими фирмами.
Для того, чтобы определить какие экскурсионные маршруты могли бы быть интересны гостям Южного Урала, проведено анкетирование 100 посетителей, туристского агентства «Спутник» г. Магнитогорск. Опрос проводился только среди тех туристов, которые приобретали туры по России. (см. Приложение 1).
Для того, чтобы определить в какой целевой аудитории проводится анализ, выяснялся возраст, уровень образования и доходы опрашиваемых.
Результаты анкетирования (рис.3) показали, что большинство респондентов находятся в возрасте от 30 до 45 лет (72%), молодые люди в возрасте от 18 до 29 лет составили 8%, остальные (20%) отнесли себя к людям в возрасте от 46 лет и старше.
Рис. 3. Структура респондентов по возрасту
Разрабатывая тур и текст приключенческих туров необходимо также ориентироваться и на уровень образования участников. Уровень образования респондентов отображен на рис. 3.
Рис. 4. Структура респондентов по уровню образования
Опрос показал, что уровень образования целевой группы довольно высок, высшее образование имеют 63% опрошенных, среднее 27%, к людям, имеющим иное образование отнесли себя 10% анкетируемых.
Анализ ответов на вопрос об уровне доходов (рис 5), показал, что большинство отдыхающих относят себя к людям имеющим средние доходы (62%), к группе с высокими доходами отнесли себя только 15% человек, при этом 23% считают себя людьми, имеющими небольшие доходы.
Рис. 5. Структура опрашиваемых по уровню доходов
Планируя новые туры, разработчики должны учитывать на какой сегмент надо ориентироваться, если респонденты обычно отдыхают семьей, то понятно, что и на экскурсию или в поход они тоже отправятся вместе, и вряд ли это будет экстремальный туризм, а если гость молодой активный человек, который отдыхает с друзьями, то для него может подойти, как поход в горы с песнями у костра, так и гонки на джипах. Поэтому важно знать, какие отдыхающие больше всего представлены в целевой группе (рис. 6 ).
Из результатов следует, что большинство анкетированных отдыхает с семьей (63%) или в компании (14%), в одиночестве отдыхают 11% гостей, вдвоем отдыхают 12%.
Рис. 6. Предпочтения опрашиваемых по виду отдыха
На вопрос «Сколько раз вы побывали в турах от турфирм?». Ответы распределились следующим образом (рис 7) :
Рис. 7. Структура ответов респондентов о частоте покупки туров
Из опроса следует, что, большинство опрошенных покупают туры, причем каждый пятые делал это 2 или более раз.
Какие приключенческие туры могли бы вызвать Ваш интерес?
Допускалось несколько ответов, которые отображены (рис 8).
Большинство (84%) предпочитают туры, которые совмещают отдых и элементы познавательного туризма, чуть менее половины респондентов интересуют велосипедные и конные туры с познавательной целью (44 и 43% соответственно), 52% опрашиваемых интересует поездки в горы, экстремальный туризм и посещение культовых мест интересны только каждому пятому туристу (18 и 19% соответственно).
Рис. 8. Опрос о предпочитаемых турах
На вопрос «Какая продолжительность туров для Вас наиболее предпочтительна?», Допускалось несколько ответов, ответы распределились следующим образом: большинство (44%) ответили, что им интересны туры протяженностью от 10 до 15 дней, 27% хотели бы посетить туры длительностью от 5 до 8 дней, 17% интересуют непродолжительные туры от 3 до 5 дней, туры продолжительностью от 1 до 3 дней выбрали 12% участников опроса. (рис. 9)
Рис. 9. Структура предпочтений туров по продолжительности
Таким образом, проведенное анкетирование выявило следующее: большинство участников опроса — люди в активном возрасте от 30 до 45 лет, имеющие хороший уровень образования и средние доходы, отдыхающие вместе с семьей и желающие посещать туры продолжительностью от 10 до 15 дней, связанные с посещением природных объектов, при этом хорошо, если тур совмещает в себе отдых и познавательный туризм.
2.2 Сплавы по реке Белой как вид приключенческого туризма
Южный Урал удивительно богат водными маршрутами, по которым с весны и до осени путешествуют туристы на самых разнообразных судах: лодках, яхтах и круизных теплоходах, степенно наблюдая медленно меняющиеся пейзажи и ведя размеренный и неторопливый образ жизни. Те же, кто любит активный отдых на воде и приключения, готов испытать острые ощущения и побороться с водной стихией, выбирают рафтинг.
Классический рафтинг — это сплав по порожистым рекам на больших надувных бескаркасных судах — рафтах, которые обладают большой плавучестью, надежны, устойчивы на воде и удобны для размещения группы туристов (6-12 человек).
С появлением рафта сплав по бурным рекам перестал быть привилегией туристов-водников, на протяжении многих лет традиционно осуществлявших рискованные самодеятельные походы на байдарках и плотах.
В последние годы рафтинг вызывает огромный интерес, поэтому большинство рек России, пригодных для этого вида туризма, агентства путешествий используют для организации коммерческих сплавов. Большинство сплавных бурных рек подходят для рафтинга только на отдельных участках своей протяженности и при определенном уровне воды.
Для того, чтобы принять решение об участии в туре, необходимо оценить сложность сплава на рафтах. Она прежде всего зависит от тех препятствий, которые придется преодолевать во время рафтинга. Препятствиями могут служить отдельные камни в русле реки, а также пороги — участки в русле реки с перепадом уровня воды и сопутствующие им неоднородности водного потока, такие как сливы, валы (стоячие волны) и бочки. Бочки — участки с обратным течением, которое возникает в месте падения воды со слива. Они опасны тем, что препятствуют движению рафта и относят его обратно под поток воды, где он может перевернуться. Согласно Международной классификации сложности препятствий каждому участку бурной реки (вплоть до отдельного порога) присваивается одна из шести категорий: чем выше номер, тем серьезнее и опаснее препятствия, а значит и рискованнее маршрут.
Сплавы по рекам можно разделить на шесть категорий сложности в зависимости от уровня сложности порогов на реке.
Первая степень. Самая простая — представляет собой сплав по равнинной реке со слабым течением и практически без порогов.
Вторая и третья степень. Это реки с небольшими порогами и относительно бурным течением; на таких реках хорошо начинать тренироваться под присмотром опытного инструктора.
Четвертая и пятая степень. Сплав по горной реке, полной экстрима, различных порогов и «бочек» — развлечение продвинутых экстремалов.
Шестая степень порога. Чаще непроходимая. Иногда сплавы по рекам с такими порогами возможны при определённых условиях: очень высокий или низкий уровень воды, серьёзный уровень подготовки спортсменов, наличие соответствующего снаряжения или наличие других обстоятельств, когда порог всё же удаётся пройти.
Туры, рассчитанные на людей без специальной подготовки, не предполагают преодоления препятствий выше третьей категории, которая хотя и не исключает вероятность экстремальной ситуации, но ничем серьезным, кроме как выбросом адреналина в кровь, не грозит. Тем, кому требуется адреналин в больших количествах, предлагаются специальные туры и даже экспедиции, однако на участие в подобных приключениях, как правило, решаются путешественники, имеющие в личном зачете не один сплав на рафтах по бурным рекам.
Во время сплава туристы сидят на бортах рафта и гребут веслами под руководством инструктора, присутствие которого в рафте является для коммерческого сплава обязательным. На несложных маршрутах туристы могут не иметь опыта водных походов. Инструктор отдает простые команды, касающиеся направления работы веслами, которые участники сплава должны постараться максимально точно выполнить. На сложных маршрутах гидами нередко выступают приглашаемые турфирмами спортсмены.
Популярность того или иного маршрута складывается из нескольких факторов, и не менее важными, чем получение бурных эмоций от самого прохождения порогов, являются наличие природных, культурных или исторических достопримечательностей, удобство заброски к началу маршрута, комфорт при использовании снаряжения и оборудования. Рафтинг — это не только гребля, это и остановки в живописных местах со всеми атрибутами туристской жизни: с приготовлением пищи на костре, ночевками в палатках, песнями под гитару. В большинстве своем сплавы на рафтах это многодневные туры. Впрочем, для тех, кто только начинает знакомство с этим видом отдыха, организуются туры выходного дня.
Путешествия по Уралу привлекают изумительными по красоте и величию скалами, обрамляющими реки, быстрыми перекатами, прозрачными плесами, таинственными гротами и пещерами. На Урале турфирмы преимущественно предлагают многодневные водные походы, которые организуются по рекам Белая, Юрюзань, Чусовая, и подходят для семейного отдыха (см. Приложение 2).
Принять участие в рафтинге по рекам Большой Инзер и Лемеза с препятствиями второй и третьей категории сложности имеет смысл во время весеннего половодья. Это время идеально для приобретения навыков и умений для начинающих туристов-водников.
Какой бы сложности не был маршрут и где бы он не проходил, каждый участник сплава должен серьезно отнестись к качеству как личного снаряжения, так и к качеству и надежности судов. Конструкция рафта (наличие надувных поперечин, фиксирующих ноги) должна обеспечивать туристам дополнительную страховку от падения за борт. Однако полностью исключить это досадное недоразумение, как и переворот самого рафта, невозможно, а значит, каждый путешественник должен надеть индивидуальные средства защиты: спасательный жилет и шлем. Это тот минимум, который обязана предоставить туристическая фирма — организатор сплава. Нередко имеет смысл задуматься и о дополнительной экипировке. Так, например, для ледяной воды горных рек может пригодиться гидрокостюм, и уж точно имеет смысл приобрести удобную обувь — специальные ботинки на резиновой ребристой подошве. В целях личной безопасности каждый участник водного похода должен уметь плавать, поскольку спасательный жилет самостоятельно доставить участника сплава к берегу не может. Впрочем, самое мощное спасательное средство — это сам рафт, и если вы вдруг случайно оказались за бортом в бурной воде, то препятствия лучше пройти крепко держась за рафт, чем самосплавом.
Почти все реки Южного Урала относятся к бассейну Каспийского моря; только в северной части начинает свое течение несколько рек, принадлежащих бассейну реки Обь, то есть бассейну Северного-Ледовитого океана (реки Уй и Миасс).
Основной водораздел проходит по хребту Уралтау, который является границей бассейнов р.Белая и р.Урал. Больше всего крупных рек начинается у гор Иремель и Ямантау (Белая, М.Инзер, Б.Инзер, Юрюзань, Катав).
Это наиболее высокие горы и на них выпадает много осадков. Истоки многих рек заболочены. Остальные реки имеют преобладающую ширину 10 -30 м (на перекатах 20 — 50м), глубину 0,3 — 1,0 м, скорость течения 0,5 — 0,9 м/сек. Дно валунно-галечниковое, берега крутые и обрывистые. Реки преодолимы вброд, подъезд возможен, как правило, только по дорогам. Замерзают реки в середине ноября, в редкие годы в конце ноября — начале декабря, вскрываются в середине апреля, на перекатах вначале апреля. Толщина льда в конце зимы 60 — 70 см, на перекатах 20 — 50 см. Многие небольшие реки промерзают до дна. Половодье начинается во второй половине апреля и продолжается около месяца, уровень воды поднимается на высоту 1 — 3 м (на р.Инзер до 4 м).
Межень в конце мая — начале июня. Летом и осенью бывают дождевые паводки с подъемом уровня воды на 50 — 80см. Главным источником питания рек являются атмосферные осадки — снег и дожди.
Сплав по реке Белой представляет из себя 3-х, 4-х, 7-ми или 11-ти дневный увлекательный маршрут по живописным берегам реки. Чистейшая вода, уникальная природа и неповторимая атмосфера древних пещер по всему пути сплава, создают незабываемые впечатления.
Одним из самых приятных и интересных «бонусов» а для многих и основная цель сплава по речке Белой, является посещение Каповой пещеры. Это грандиозное природное строение возрастом миллионы лет, долгое время было местом проживания древних людей. Сама пещера, в плане туристической организации места, представляет из себя целый комплекс небольших музейчиков, посвященных находкам и прочей ерунды, когда либо найденных в Каповой или как называют ее местные пещера Шульган-Таш.
Рассмотрим примерную программу тура — сплав по реке Белой.
Базовый тур рассчитан на 11,12 дней.
Шестидневный тур — первая или вторая половина базового тура.
Таблица 3 Программа тура — сплав по реке Белой
Этап/срок |
Содержание |
|
1 день |
Встреча на ж./д. вокзале г. Белорецка, прибытие на базу Малиновка, приезд на р. Белая. Подготовка сплавсредств, получение снаряжения, начало сплава. Переход до д. Нижний Авзян. Инструктор обучает управлению катамаранами (10 км.).
|
|
2 день |
Переход до г. Маяк (18 км.). Осмотр трех живописных гротов на скале, каменного останца «Столб». Организация стоянки у г. Маяк, где река Белая делает причудливую петлю (Кривая лука). Экскурсия на смотровую площадку на горе. |
|
3 день |
Переход до дер. Ст. Мунасипово, по пути туристы смогут купить мёд и прогуляться в поселок за деревенскими продуктами. |
|
4 день |
Сплав до «стоянки Сказок» (14 км.).
|
|
5 день |
Дневка. Купание в Белой. Поход за ягодами. Экскурсии на скалы. |
|
6 день |
Переход до Ишдавлетово (12 км.) через пос. Бурзян, где заканчивается первый шестидневный маршрут и начинается второй. По пути осмотр скалы «Три брата». |
|
7 день |
Переход до местечка под названием Ырекле, близ д. Миндигулово (10 км.).
|
|
8 день |
Переход до о. Липовый. Остановка неподалеку от грифона Таравал (22 км.). Осмотр живописных скал, рыбалка. Поход в Миндигуловскую пещеру. |
|
9 день |
Переход до хутора Акбулатово (8 км.). Осмотр грифона, скалы «Трон». Осмотр вертикального грота, скалы «Кабан-Таш». Организация стоянки. |
|
10 день |
Дневка. Экскурсия в пещеру «Сказка». |
|
11 день |
Сплав до Каповой пещеры. По желанию -экскурсия в Капову пещеру**, Музей природы, на бортевую пасеку, Бар меда**. Сбор сплав средств, приезд в г.Белорецк на базу Малиновка. Баня. Прощальный ужин, шашлык. Раздача белых слонов. |
|
Условиями тура являются:
Стандартный: на маршруте туристы самостоятельно ставят и снимают палатки, готовят еду. Инструктор помогает сделать это правильно. В стоимость входит: Встреча и проводы только на ж/д вокзал г.Белорецка + все внутримаршрутные переезды, трёхразовое питание, аренда группового и личного снаряжения, работа инструкторов, баня, страховка.
«Услуга Комфорт» — в обязанности инструктора дополнительно входят все работы по организации лагеря (постановка/сбор палаток, разведение костра, заготовка дров), сбор катамаранов — 200 руб./чел./день. Минимум 5 человек.
«Комфорт+» — приготовление еды, организация стола, уборка посуды — 250 руб./чел./день. Минимум 5 человек.
Проживание: в 2,3,4-х местных палатках.
Питание: 3 раза в день. Натуральные деревенские продукты: мясо, рыба, молоко, сметана, творог, и походная еда: каши, супы, консервы. В походе приготовление пищи туристами самостоятельно. На базе Малиновка готовит повар. южный урал приключенческий туризм
Условия и характер сплавов по реке Белой предъявляют к снаряжению целый ряд требований. Оно должно быть легким, прочным, надежным, отличаться простотой в употреблении, небольшими габаритами, возможностью использования в условиях холода, жары и повышенной влажности. Желательно, чтобы зимняя одежда туриста была теплой, защищала от ветра, не стесняла движений, сохраняла теплоизоляционные свойства в увлажненном состоянии. Туристская палатка должна быть непромокаемой, быстро устанавливаться и разбираться, защищать от комаров и мошки, обеспечивать максимум удобств при минимальных размерах. Туристское снаряжение подразделяется на личное и групповое, а также на снаряжение для пешеходных, водных, горных и других путешествий.
Таблица 4 Рекомендуемый перечень личного снаряжения для сплава по р. Белой
Наименование |
Количество — штук (пар) в путешествиях |
||||
пеших |
горных |
водных |
лыжных |
||
Рюкзак большой с непромокаемым вкладышем |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
Спальный мешок с вкладышем |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
Циновка пенопластовая (поролоновый коврик, надувной матрац) |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
Обувь основная |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
Кеды, кроссовки |
1 |
1 |
1 |
— |
|
Чулки меховые (меховые тапочки, чуни и т. п.) |
— |
— |
— |
1 |
|
Костюм штормовой |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
Костюм тренировочный |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
Куртка пуховая, меховая или ватная |
— |
— |
— |
1 |
|
Плащ-накидка |
1 |
1 |
1 |
— |
|
Свитер шерстяной |
1 |
2 |
1 |
2 |
|
Брюки |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
Шорты |
1 |
1 |
1 |
— |
|
Рейтузы шерстяные |
— |
— |
— |
1 |
|
Ковбойка |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
Нижнее белье |
2 |
2 |
2 |
2 |
|
Носки шерстяные |
2-3 |
3-4 |
2-3 |
3-4 |
|
Носки х/б и капроновые |
2-3 |
2-3 |
2-3 |
1-2 |
|
Головной убор теплый |
— |
1 |
— |
1 |
|
Головной убор легкий |
1 |
1 |
1 |
— |
|
Плавки |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
Рукавицы брезентовые |
1* |
1 |
1* |
1 |
|
Варежки меховые, шерстяные |
— |
— |
— |
1-2 |
|
Перчатки |
— |
1* |
1* |
1 |
|
Полотенце |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
Платки носовые |
2 |
2 |
2 |
2 |
|
Миска, кружка, ложка, нож |
компл. |
компл. |
компл. |
компл. |
|
Мешочки (для посуды, белья, мелочей) |
3-4 |
3-4 |
3-4 |
3-4 |
|
Полевой дневник, карандаш |
компл. |
компл. |
компл. |
компл. |
|
Компас системы Андрианова |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
Часы с секундной стрелкой |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
Очки защитные в жестком футляре |
1* |
1 |
1 |
1 |
|
Туалетные принадлежности |
компл. |
компл. |
компл. |
компл. |
|
Индивидуальный медицинский пакет |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
Маска защитная |
— |
1* |
— |
1 |
|
Спички в непромокаемой упаковке |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
Мешочек из пластика для документов |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
Ледоруб (альпеншток) |
— |
1 |
— |
— |
|
Репшнур |
— |
1 |
— |
1 |
|
Моток шпагата |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
Карабин альпинистский |
— |
1 |
— |
— |
|
Лыжи туристские |
— |
— |
— |
1 |
|
Крепления лыжные |
— |
— |
— |
1 |
|
Палки лыжные |
— |
— |
— |
1 |
|
Спасательные жилет, круги |
— |
— |
1 |
— |
|
Шнур лавинный |
— |
1* |
— |
— |
|
Бахилы |
— |
— |
— |
1 |
|
Сетка Павловского, накомарник |
1* |
— |
1* |
— |
|
Трубка для питья воды |
— |
1 |
— |
— |
|
Стельки запасные |
1 |
2 |
1 |
2 |
|
* Берется в зависимости от конкретных условий путешествия.
Одежда. В летнем путешествии, если оно проходит не по северным районам, из шерстяных вещей достаточно иметь длинный свитер (желательно с высоким, но расстегивающимся воротником) и носки, которые должны быть мягкими и хорошо облегать ногу, не образовывая складок, поскольку рубцы, утолщения, небрежная штопка легко становятся причиной наминов и потертостей. Брюки должны быть из плотной материи. Не желательна байка или ткань с начесом: одежда, сшитая из такого материала, тяжела, быстро намокает и долго высыхает. Важно, чтобы брюки не сжимали ноги в коленях и не мешали широкому шагу. Особенно удобны с этой точки зрения легкие тренировочные костюмы. Рубашка-ковбойка должна быть достаточно длинной, чтобы прикрывать поясницу, и расстегиваться сверху донизу. Для жаркого времени желательны шорты, купальный костюм, из белья — пара трусов и пара маек с коротким рукавом. На случай непогоды обязателен плащ-накидка, который должен полностью укрывать от дождя туриста вместе с его рюкзаком. Необходим и головной убор — не столько для защиты от дождя, сколько от солнечных лучей. Особенно нужен он в начале сезона, когда после зимнего солнечного «голодания» организм человека весьма чувствителен к тепловым нагрузкам. Наиболее удобны легкие шапочки светлых тонов с козырьками. Шляпы с широкими полями или, наоборот, головные уборы без полей (береты, тюбетейки, сванки) менее желательны. Обувь. Наиболее удобны так называемые туристские ботинки на профилированной подошве типа «вибрам». Выбирая обувь по ноге, надо стараться, чтобы кожа ботинка не давила сверху на пальцы и они могли свободно шевелиться. Ботинки должны быть настолько просторны, чтобы в них можно было вложить дополнительную стельку, и надеть на ногу толстый носок, а при затянутой шнуровке они бы плотно облегали голеностопный сустав. В качестве основной обуви туристы-водники вместо ботинок часто используют кроссовки и кеды. С собой рекомендуется иметь также резиновые сапоги. Удачным вариантом облегченных сапог являются самостоятельна сшитые из прорезиненной ткани «брюки-сапоги» типа колготок. Для предупреждения потертостей рук при работе с веслами или на постройке плота полезно иметь перчатки и брезентовые рукавицы. Обязательны индивидуальные спасательные средства: надувной или пробковый жилет, спасательный пояс. Изготовить самостоятельно спасательный жилет несложно из двух медицинских подкладных кругов, соединяемых широким брезентовым поясом. На несложных маршрутах можно носить и другую крепкую, но разношенную обувь на низком каблуке и рифленой подошве. В период весенней распутицы и осенних дождей туристы берут с собой резиновые сапоги. Рюкзак. Из многочисленных разновидностей вещевых мешков и спортивных сумок, выпускаемых сейчас промышленностью, предпочтение следует отдать большим рюкзакам, которые изготовлены из плотной крепкой ткани, имеют вшитое дно прямоугольной или овальной формы, надежно прикрепленные широкие заплечные ремни, емкие карманы и сравнительно небольшой вес. Очень удобны для переноски, но не универсальны (не годятся для водных и некоторых горных походов) станковые рюкзаки.
Спальные принадлежности. В несложных путешествиях хорошо зарекомендовал себя спальный мешок-одеяло. Особенно удобен этот легкий, раскладывающийся, как одеяло, спальный мешок, на застежке «молния» (с прокладкой из ватина или очесов искусственных материалов) в сочетании с надувным матрацем. Спальный мешок можно сделать и самостоятельно из широкого шерстяного одеяла (сложив его пополам и прошив по двум краям), а вместо матраца использовать пенопластовую циновку или поролоновый коврик. Такая подстилка смягчает неровности почвы под дном палатки и избавляет от искушения ломать хвойный лапник. Начинающие путешественники, боясь ночного холода, иногда спят в спальном мешке одетыми. Это негигиенично и к тому же не приносит желаемого тепла. В мешке надо спать раздетым, сшив вкладыш из простыни. В прохладные ночи на себя надевают тельняшку, тренировочный костюм, а другой одеждой накрывают мешок. При переноске в рюкзаке спальный мешок должен находиться в водонепроницаемой упаковке (например, в полиэтиленовом мешке).
«Мелочи» личного снаряжения. В туалетные принадлежности полезно включить небольшую жесткую щетку для рук и одежды. Чтобы мелкие вещи не рассыпались в рюкзаке, сшейте заранее несколько мешочков разных размеров. Такие же чехлы пригодятся для белья и посуды.
Таблица 5 Рекомендуемый перечень группового снаряжения для сплава по р. Белой
Наименование |
Количество штук в путешествиях |
||||
пеших |
горных |
водных |
лыжных |
||
Палатка двускатная |
2 |
2 |
2 |
— |
|
Палатка утепленная |
1 |
||||
Тент, полиэтиленовая пленка |
2 |
2 |
2 |
-1 |
|
Комплект из трех ведер (кастрюль) от 5 до 8 л, в чехле |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
Топор средний в чехле |
1-2 |
1 |
2-3* |
2 |
|
Топор малый в чехле |
1 |
1 |
1 |
«1 |
|
Пила двуручная в чехле |
1* |
— |
1 |
1* |
|
Металлические рогульки, тросик, крючья для подвески посуды и т. п. |
компл. |
компл. |
компл. |
компл. |
|
Рукавицы костровые |
1 |
— |
1 |
1 |
|
Сковорода |
1 |
— |
1 |
— |
|
Разливательная ложка |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
Нож консервный |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
Фляга |
2-3 |
2-3 |
2-3 |
2-3 |
|
Термос |
— |
— |
1 — 2* |
2-3 |
|
Клеенка обеденная (полиэтиленовая) |
1 |
— |
1 |
— |
|
Мочалка капроновая |
2 |
2 |
2 |
2 |
|
Безмен |
1* |
— |
1* |
— |
|
Тара для продуктов (мешочку с тесемками) |
компл. |
компл. |
компл. |
компл. |
|
Мыло хозяйственное |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
Спички в непромокаемой упаковке |
3 |
3 |
3 |
3 |
|
Планшет (с бумагой, калькой, карандашом) |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
Карты, кроки, выкопировки (комплект) |
2 |
2 |
2 |
2 |
|
Свисток сигнальный |
2-3 |
2-3 |
2-3 |
2-3 |
|
Фонарь карманный с батарейками |
3 |
3 |
3 |
3 |
|
Запасной комплект батареек |
3 |
3 |
3 |
3 |
|
Запасная лампочка к фонарям |
3-5 |
3-5 |
3-5 |
3-5 |
|
Свеча стеариновая |
3-4 |
3-4 |
5 |
5 |
|
Подсвечник к свечам |
2 |
2 |
2 |
1 |
|
Бритвенный прибор с комплектом лезвий и зеркальцем |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
Очки защитные запасные |
— |
2 |
— |
1 |
|
Медицинская аптечка |
по списку |
||||
Ремонтный набор |
по списку |
||||
Рыболовные снасти (комплект) |
1 |
— |
2-3 |
— |
|
Фото- и киноаппараты, принадлежности к ним и материалы |
по списку |
||||
Бинокль с дальномером |
— |
1 |
1* |
— |
|
Лодка, байдарка, плот (со спасательнымисредствами и запчастями) |
— |
— |
2-4 |
— |
|
Веревка oсновная (30-40 м) |
1* |
1-2 |
1* |
— |
|
Веревка вспомогательная (30-40 м) |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
Репшнур (пояс Абалакова) |
2-3 |
2-3 |
2-3* |
— |
|
Карабин альпинистский |
2-3 |
2-3 |
2-3* |
1 |
|
Кошки с фитилями в чехле |
— |
2-3* |
— |
— |
|
Крючья |
— |
4-8* |
— |
— |
|
Молоток скальный |
— |
1* |
— |
— |
|
Примус туристский (бензиновая плитка) с и комплектом иголок, ключей, прокладок т. п. |
— |
2-3* |
— |
— |
|
Печка походная с чехлом |
— |
— |
— |
1* |
|
Емкость для топлива (канистры, фляги) |
— |
1-3* |
— |
— |
|
Топливо (бензин, сухой спирт в кг) |
— |
2-4* |
— |
1-2* |
|
Лопата лавинная (лист дюраля) |
— |
1 |
1 |
||
Лопата саперная |
1 |
— |
— |
— |
|
Лыжа запасная |
— |
— |
— |
1-2 |
|
Крепления лыжные запасные |
— |
— |
— |
2-3 |
|
Валенки (для дежурных) |
— |
— |
— |
2 |
|
Набор лыжных мазей |
— |
— |
— |
компл. |
|
Пробка для растирания мази |
— |
— |
— |
2 |
|
Мазь для пропитки обуви |
— |
1 |
— |
1 |
|
Спринцовка большая (для байдарки) |
— |
— |
3-4* |
— |
|
Песенник |
1-2* |
1-2* |
1-2* |
1-2* |
|
Музыкальный инструмент |
1* |
1* |
1* |
1* |
|
Волейбольный мяч |
1* |
— |
1* |
— |
|
Бадминтон |
1* |
— |
1* |
— |
|
Приборы для наблюдений (термометр, анемометр, снегомер и т. п.) |
* |
* |
* |
* |
|
Определители (растений, минералов и т. п.) |
* |
* |
* |
* |
|
Транспортир |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
Курвиметр |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
Шагомер |
1* |
1* |
— |
— |
|
Визирная линейка |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
Измеритель (циркуль) |
1* |
1* |
1* |
1* |
|
* Берется в зависимости от конкретных условия путешествия по усмотрению группы.
Основными предметами группового снаряжения у туристов-водников являются байдарки, лодки или плоты. Каждое из них имеет свои разновидности и типы, однако все они должны обладать определенными мореходными качествами — плавучестью, остойчивостью, непотопляемостью, управляемостью, прочностью и т. п. Разборная байдарка. Наиболее универсальное судно для путешествия. Обладает большой легкостью, транспортабельностью и отличными ходовыми качествами, позволяющими использовать ее также под парусами и с бортовым мотором. В путешествии на байдарках с собой необходимо взять несколько непромокаемых мешков для хранения снаряжения и продуктов, резиновую грушу-спринцовку для отсоса воды из байдарки и резиновые поплавки, обеспечивающие ее непотопляемость. Обычно поплавками служат заполненные воздухом баскетбольные или мотоциклетные камеры, которые вставляют в носовой и кормовой отсеки и располагают вдоль фальшбортов. Планируя маршрут по мелким рекам с быстрым течением или каменистым дном, надо усилить оболочку байдарки наклейкой (по кильсонам и нижнему поясу стрингеров) резиновых протекторов шириной 4 — 6 см и толщиной 1 — 1,5 мм. Если байдарка не имеет фартука, то он изготовляется самостоятельно из тонкой прорезиненной ткани. Целесообразно для зачаливапия привязать к байдарке линь — капроновый шнур диаметром 4 — 6 мм, длиной 3 — 5 м, на конце которого укрепить дюралевый колышек для установки судна на прикол. К бортам следует приделать проволочные держатели для весел. В районах с частыми и сильными дождями целесообразно сделать для байдарки тент из непромокаемой ткани. Длина тента зависит от конструкции байдарки, а высота стоек должна быть больше сидящего в байдарке человека на 25 — 30 см. По концам тента можно выкроить клиновые «крылья», к ним пришить застежки «молнии», которые защитят от лобового или кормового дождя.
Успешное решение спортивных и других задач туристского похода при обеспечении безопасности и достижении максимального оздоровительного эффекта возможно лишь при условии поддержания высокой физической работоспособности организма на протяжении всего похода. Главным фактором успешного восстановления работоспособности — и физической, и умственной — является сбалансированное питание. Сбалансированное питание — это правильное, удовлетворяющее потребности организма соотношение веществ, обеспечивающих не только жизнедеятельность организма и сохранение устойчивого равновесия внутренней среды (гомеостаз), но и высокую работоспособность. Важно не только верное соотношение основных компонентов питания — белков, жиров и углеводов, но также и обязательное наличие в пище минеральных веществ, в том числе и микроэлементов, витаминов и других биологически активных веществ.
Таблица 6 Раскладка продуктов на одного человека в сутки
1 |
Рис |
300 г |
12 |
Масло растительное |
0,4 л |
|
2 |
Спагетти |
600 г |
13 |
Сухари |
160 г |
|
3 |
Гречка |
500 г |
14 |
Чеснок |
25 г |
|
4 |
Гороховые хлопья |
250 г |
15 |
Шоколад |
300 г |
|
5 |
Картофельное пюре |
350 г |
16 |
Конфеты |
250 г |
|
6 |
Геркулес |
200 г |
17 |
Халва |
100 г |
|
7 |
Соевое мясо |
125 г |
18 |
Орехи |
180 г |
|
8 |
Сало |
200 г |
19 |
Курага |
200 г |
|
9 |
Печень трески |
120 г |
20 |
Изюм |
100 г |
|
10 |
Приправа (вегета) |
120 г |
21 |
сахар |
350 г |
|
11 |
лук |
100 г |
итого |
4900 г |
||
Рассмотрим ниже калькуляцию тура (табл. 7): сплав по реке Белой и заповедник Шульган-Таш.
В стоимость тура включено: 3-х разовое питание, проживание в туристском приюте и на оборудованных туристских стоянках, аренда снаряжения, работа инструкторов, экскурсия в Капову пещеру и в музей заповедника «Шульган-Таш», баня, внутримаршрутный транспорт, трансфер Белорецк- Кага — Белорецк, страховка на сумму 50000 руб
Таблица 7 Подробная смета туристского сплава на примере реки Белая (на одного человека, в рублях).
№ |
Статья расходов на 1 человека |
На 1 чел/день, руб. |
За 11 дней пребывания (рублей) |
|
1. |
Транспортные расходы (внутримаршрутный транспорт) + экскурсия в Капову пещеру и в музей заповедника «Шульган-Таш |
45 |
500 |
|
2. |
Питание 1 участника |
250 |
2750 |
|
3. |
Оплата проката рафтов (катамаранов) на 1 человека |
150 |
1650 |
|
4. |
Приобретение ремнабора |
50 |
550 |
|
5. |
Медицинская аптечка |
30 |
330 |
|
6. |
Оплата проката группового снаряжения — палатки 3-х местные |
100 |
1100 |
|
7. |
Коврики полистриролловые (пенка) |
50 |
550 |
|
8. |
Оплата проката бани |
10 |
110 |
|
9. |
Оплата проката спасжилетов |
10 |
110 |
|
10. |
Оплата проката турснаряжения для проведения занятий (спасательные концы, карабины, обвязка, веревка основная, компасы жидкосные) |
40 |
440 |
|
11. |
Прокат группового снаряжения (костровое оборудование, пила, топоры, ведра для приготовления пищи, канистры для хранения питьевой воды, половники, сковорода и пр.) |
40 |
440 |
|
12. |
Зарплата инструкторам |
300 |
3300 |
|
13. |
Итого стоимость дня |
1075 |
||
14. |
Стоимость 11 дневного тура |
11830 |
||
15. |
Медицинская страховка на сумму |
50000 |
||
Уникальная особенность сплава по рекам Урала — это насыщенность маршрутов с точки зрения исторического, архитектурного и событийного туризма. Так, во время сплава по реке Березовая, можно побывать в деревнях, где жили раскольники-старообрядцы; во время сплава по реке Колве посетить знаменитую Дивью пещеру (самую большую в Пермском крае), полюбоваться храмами и церквями 17-18 веков, посетить уникальные музеи Чердыни и святые места Чердынского уезда.
Сплав по рекам Урала — это не только, даже не столько, захватывающие приключения и борьба с водной стихией, а скорее шанс в полной мере насладиться многогранной природой нашего края, посетить уникальные исторические и культурные достопримечательности.
2.3 Организация горных маршрутов в сфере приключенческого туризма
Горы — естественный элемент среды обитания человека. Пути торговли и общения между народами, бесчисленные войны, неистребимая любознательность непрерывно толкали человека на поиски способов преодоления горных препятствий, освоения специфики гор, расширяли его географические познания.
Горы Южного Урала, как правило, имеют пологие склоны крутизной не более 10-20 градусов. Но местами имеются и более крутые скалы, доходящие по крутизне до 60-70, а местами и до 90 градусов. Протяженность таких участков, как правило, составляет от 20 до 60-80 метров. Не дотягивает, к сожалению, Южный Урал и по уровню высоты до гор Алтая, Памира, Тянь-Шаня и Кавказа. Вместе с тем, техническая сложность некоторых участков хребтов Южного Урала может оказаться идентичной с высокогорными. При планировании маршрута необходимо будет соблюдать некоторые условия. Первое условие: маршрут должен проходить в период межсезонья, преимущественно весной, когда в расщелинах скальных отрогов лежит достаточно плотный снег. При его наличии локальное препятствие будет в какой-то степени приближено к условиям высоких гор. Второе: при планировании маршрут подобного рода препятствиями необходимо активно насыщать, а не обходить их стороной. При правильном построении спортивного горного маршрута и тщательной его разработке вполне можно набрать достаточное количество технических препятствий, необходимых для горных походов 1-2 категорий сложности. Как известно, при прохождении перевалов траверсов вершин в высокогорных районах категория засчитывается по наиболее легкому пути. В условиях низкогорья, каким является Южный Урал, для увеличения технической сложности при планировании маршрута необходимо сделать всё с точностью наоборот. Крутые склоны нужно будет выискивать и их проходить, а не обходить. Недостаточно освоенных участков хребтов на Южном Урале более, чем предостаточно. Стоит только чуть в сторону отойти от традиционных ниток маршрутов. Описываемое тактическое построение ниток маршрутов дает возможность заявлять и проходить спортивные горные походы 1-2 категорий сложности в близко расположенном регионе Южного Урала, не выезжая в районы высокогорья. Очень важно достаточно насыщать такие «единички» и «двойки» техническими препятствиями, которые при защите должны быть детально описаны в отчете. В МКК необходимо предоставлять аргументированные доказательства достаточного количества пройденных сложных участков с подробным описанием способов их преодоления. В противном случае маршрут не может быть защищен как горный. Несмотря на частую посещаемость района Южного Урала, информации по технически трудным участкам на сегодняшний день всё же недостаточно. К сожалению, она не систематизирована и не находится в единой информационной базе.
На многих вершинах гор имеются высокие скалы. Так на Южном Урале, большие останцевые скалы находятся на плато горы Юрма, на Метео-пике, на Таганайском хребте, на хребтах Большая Сука, Зигальга.
В частности, на Большом Таганае выделяется среди всех вершин Откликной гребень, представляющий скальный гребень-зубчатку альпийского типа. Многие маршруты восхождения на эту вершину достаточно сложны. Самый простой маршрут выводит на северную вершину гребня, в обход с запада северного скального гребня, по более простым скалам (традиционный путь).
Восточные скальные контрфорсы и склоны гребня оцениваются как 2А-2Б категории сложности. Полный траверс гребня оценивается летом 2Б, а в зимнее время может усложниться до ЗА. Пересечение гребня с востока на запад (перевал гребня) оценивается 2А (ск.).
На Южном Урале туристские маршруты можно планировать как с обходом высоких гор, так и с пересечением или траверсом высоких хребтов.
Южный Урал представляет отличный полигон для проведения горных походов первой и второй категории сложности. Для жителей Урала и прилежащих к нему областей, это достаточно удобно, не требует больших денежных затрат и, в отличие от многих горных районов, в частности Кавказа, безопасно, не требует оформления приграничных документов и других формальностей, осложняющих организацию похода. Руководители групп и инструктора, как правило, хорошо знают свой район.
Традиционное время проведения туристских походов на Урале, это летний период, начало ноября и мая (школьники и студенты), конец марта (школьники).
Если учесть, что в майское межсезонье в высоких горах сохраняется высокая лавинная опасность, переориентировка, в частности, студенческих групп городов Урала с Кавказа на Северный и Южный Урал значительно снизит процент аварийных ситуаций в межсезонье.
На Южном Урале допускается проведение усложненных маршрутов, а так же тренировочных, в которых могут включаться более сложные элементы, чем 1А. Допуск участников на такие элементы аналогичен допуску на классифицированный перевал, по принципу непрерывного увеличения сложности прохождения перевалов и вершин, от похода к походу.
Хребты и вершины Южного Урала, превышающие верхнюю границу леса, оценивают, как минимум 1А категории сложности. В зимний период, когда склоны могут покрываться льдом, их сложность увеличивается до 1Б и выше (табл. 8).
Таблица 8 Классификация наиболее популярных горных вершин Южного Урала
№ |
Название вершины |
Характер |
летом |
зимой |
|
1 |
Уфалейский Район |
||||
2 |
Гора Большой Шихан Траверс Северного Шихана с севера на Юг Траверс Северного Шихана (с прохождением южной стены) Траверс Южного Шихана (С-Ю или Ю-С) |
Ск Ск Ск |
2А 2А 2Б |
2Б 2Б 2Б* |
|
3 |
Гора Курма (по восточному склону) |
Осыпь |
1А |
1А |
|
4 |
Гора Сова |
Осыпь |
1А |
1А |
|
5 |
Карабашский район |
||||
Карабашский пик (полный траверс) |
Ск-ос |
1А |
1А |
||
Гора Юрма (с севера) |
Тропа |
н/к |
н/к |
||
Гора Юрма (по восточному склону) |
Осыпь |
1А |
1А |
||
Гора Юрма (восхождение на 4 скальные массива) |
Скалы |
1Б |
1Б |
||
6 |
Район Большого Таганая |
||||
Метео-пик 1112м (с Ю-В до метеостанции) |
Тропа |
н/к |
н/к |
||
Метео-пик 1112м (с севера или траверс) |
Ск-ос |
1А |
1А* |
||
Вершина Ицил 1049м (восхождение или траверс) |
Осыпь |
1А |
1А |
||
Вершина Круглица 1178 (с севера, юга, траверс) |
Ск-ос |
1А |
1А* |
||
Вершина Круглица (по восточному склону) |
Осыпь |
1А |
1Б |
||
Северный пик Откликного гребня (с С-3) |
Ск-ос |
1А |
1Б |
||
Полный траверс Откликного гребня |
Скалы |
2Б |
2Б* |
||
Восточные склоны и контрфорсы |
Скалы |
2А-2Б |
2Б* |
||
Вост. Контрфорс С. вершины |
Скалы |
2Б |
2Б* |
||
Контрфорс Готический |
Скалы |
2Б |
2Б* |
||
Перевал Самолетная щель |
Скалы |
2А |
2А* |
||
Траверс западного склона, ниже гребня |
Ск-ос |
1Б |
1Б |
||
7 |
Хребет Нургуш |
||||
Нургуш 1406м, с севера |
Ск-ос |
1А |
1А* |
||
Вершина 1267 (траверс) |
Скалы |
1А |
1А* |
||
Вершина 1267 (с запада) |
Скалы |
1Б |
1Б |
||
8 |
Район Бакал-Сатка-Зюраткуль |
||||
Вершина Зюраткуль 1175м |
1А |
1А* |
|||
9 |
Хребет Зигальга |
||||
Вершина 1270м |
Ск-ос |
1А |
1А* |
||
Вершина Поперечная 1389м |
Ск-ос |
1Б |
1Б |
||
Вершина 1237м |
Ск-ос |
1А |
1А* |
||
Вершина Большой Шолом 1427м |
Ск-ос |
1А |
1А* |
||
10 |
Горный узел Иремель |
||||
Б. Иремель 1582 (с севера, запада,юга) |
Осыпь |
1А |
1А* |
||
Б. Иремель 1582 (по восточному склону) |
Ск-ос |
1Б |
1Б* |
||
Малый Иремель 1449 |
Ск-ос |
1А |
1А* |
||
Млый Иремель, западная вершина (по западному склону) |
Скалы |
1А |
1Б |
||
Вершина Синяк 1068м |
Ск-ос |
1А |
1А* |
||
Вершина Абараш-Баш 1292м |
Ск-ос |
1А |
1А* |
||
Вершина Большой Аваляк 1205м |
Ск-ос |
1А |
1А* |
||
Вершина Малый Аваляк 1054м (с запада) |
Ск-ос |
1А |
1А* |
||
Вершина Малый Аваляк 1054м (с Ю-В ) |
Ск-ос |
1А |
1А* |
||
11 |
Хребет Большая Сука |
||||
Вершина 1102 м |
Ск-ос |
1А |
1А* |
||
Гора Уван 1222 м |
Ск-ос |
1А |
1А* |
||
Наиболее популярными маршрутами горного туризма на Южном Урале являются следующие:
- Маршрут 1 к.сл: Город Карабаш — г. Карабаш 611, н/к. (или полный траверс 1 А к.сл.) — исток р.Уфа (озеро Уфимское) — г. Юрма (траверс с севера на юг) — Метео-пик 1112м; 1А к.сл (траверс с севера на юг) — г. Круглица 1А (траверс с севера на юг) — пик Откликной (по С-3 склону) -г. Малый Таганай — г.Златоуст.
Маршрут 1 к.сл: Город Сатка — пос. Зюраткуль — г. Нургуш 1406м, 1А к.сл. (траверс с севера на юг) — траверс на юг хребта Нургуш 1267м,1А к.сл. — пос. Тюлюк — г. Бол. Иремель 1582м; 1А к.сл (или Мал. Иремель 1449, 1А к.сл.) — пос. Тюлюк.
Маршрут 1 к.сл: Город Уфа — ст.Бердяуш -г.Бакал-д.Катавка- траверс хребта Большая Сука -Р.М.Сатка — хр.Нургуш-р.Б.Березяк-хр.Уреньга-г.Златоуст-г.Уфа.
Маршрут 1 к.сл: г. Уфа-г.Миасс-г.Карабаш -р.Сак-Елга — хр.Юрма (восх.)-р.Киалим- хр.Дальний Таганай (восх.) — г.Ицыл (восх.)-приют Таганай-г.Круглица (восх.)-р.Б.Тесьма-г.Златоуст-г.Уфа.
Маршрут 1 к. сл: г. Уфа-г.Златоуст- Белый Ключ — Откликной гребень-г.Круглица -скалы Три Брата-г.Дальний Таганай -г.Ицыл -хр.Уральский-г.Крутой Ключ -оз.Тургояк — г.Миасс — г.Уфа. Данные маршруты являются пешими или лыжными, однако в настоящее время особой популярностью пользуются горные снегоходные туры. Рассмотрим данный тур более подробно.
Таблица 9 Программа снегоходного горного тура «Перевалы Южного Урала»
1 день |
С 06.00 до 07:00 Встреча группы на ж/д вокзале г. Белорецка. Время местное. Прибытие в с. Кага. Размещение на турбазе «Тенгри». Завтрак. Знакомство с историей местности и посещение памятника архитектуры 19 века — Никольского храма. Экскурсия «История с. Кага и уральских железоделательных заводов». Подбор снаряжения. Инструктаж. Обед. Прогулочный выезд вдоль границы Башкирского государственного заповедника, хребты Среднего Крака (30-40 км). Ужин. Деревенская баня. |
|
2 день |
Завтрак. Выезд к границе Башкирского заповедника, далее хребтами Среднего Крака в долину реки Белая, Черная речка, р. Сев. Узян. Снегоходный переезд 50-70 км. Обед — на активной части перекус в лесу: бутерброды, горячая еда в термосах, чай. Размещение в лесной избушке с печным отоплением. Ужин. Ночёвка в спальниках. |
|
3 день |
Завтрак. Выезд на горный массив «Большой Шатак» (1270 м). Осмотр скальных останцев и вулканических пород, превращённых морем в крупные валуны. По дороге — старая лиственница 300-400 лет. Урочище Кухтур /памятник природы/. Обед — бутерброды, горячая еда в термосах, чай. Возвращение в с. Кага, турбаза «Тенгри». Снегоходный переезд 70-80 км. Ужин. «За чашкой чая…» — чайная церемония (травяной чай) и дегустация башкирского мёда, бальзамов. Отъезд на ж/д вокзал г. Белорецка в 22.00. Время местное. |
|
Встреча группы на привокзальной площади ж/д вокзала г. Белорецка.
Группа собирается у автобуса с табличкой «ТЕНГРИ».
Трансфер с ж/д вокзала г. Белорецка до туристской базы и обратно предоставляется строго в день заезда/отъезда.
Отъезд: организован трансфер до ж/д вокзала г. Белорецка к 22.00 по местному времени.
Доставка снегоходов, бензина до места — фурой, в которую входит десять снегоходов.
Необходимая экипировка в походе. Нижняя одежда. Ближе всего к телу должна быть своя рубашка, а в нашем случае — термобелье. Только оно гарантирует тепло и отсутствия пота. Борьба с потом во время мороза, вещь жизненно важная. Опыт гласит: шанс свалиться с воспалением легких гораздо выше у тех, кто на холоде потеет, чем у других, кто мерзнет «всухую». Эффект сохранения тепла термобельем основан на создании прослойки из теплого воздуха между кожей и холодной внешней средой, а также отводе влаги от тела. Это снижает потери тепла в холодную погоду, защищает организм от охлаждения и перегрева и создает ощущение комфорта. Не стоит использовать белье, футболки, свитера из натуральных тканей (хлопок, шерсть), так как такая одежда просто будет впитывать в себя влагу, а процесс терморегуляции будет нарушен. Кроме того, одежда из простых материалов долго сохнет, в то время, как «хай-тек» (пусть даже сделанный из отходов пластиковой посуды) просохнет за час-два (а у печки и того меньше), и при этом не «сядет». Особенно такое свойство важно в походах, где нет возможности сушить одежду…
Внутренняя одежда. Поверх термобелья одевается легкая и мягкая кофта или свитер, сохраняющие тепло тела. Для этого подойдет любая, в том числе и горнолыжная. Вопреки мнению людей старшего поколения, современные костюмы из тканей типа «полартек», «гортекс», хотя они и изготовлены из синтетических материалов, греют неплохо и чрезвычайно носки. Большое их достоинство и в том, что они быстро просыхают от конденсата или наружной влаги.
Верхняя одежда. Извечная дилемма: что лучше — комбинезон или раздельный куртка и штаны. Не дам однозначного ответа (думаю, его и нет, раз шьют и то, и другое), хотя мне больше по душе раздельный костюм. У комбинезонов только одно достоинство — совершенно не дует. Зато возникают неудобства, когда жарко, а главное, когда остро встает «туалетный вопрос». Последнюю проблему совершенно гениально решили на спецодежде для северных авиамехаников: в задней части брюк вшили две параллельные молнии, позволяющие при нужде широко открывать «люк». У специальной снегоходной одежды туристской направленности применяют удлиненную куртку и «высокие» штаны, что почти исключает поддувание холодного воздуха внутрь одежды.
На голову. Зимний шлем-модулятор полностью решает вопросы защиты головы, в том числе и от мороза. Для активной езды обычно используют кроссовые шлемы, но в этом случае на лицо надевают специальную маску, уменьшающую поток поднимающегося вверх теплого воздуха при дыхании и очки, которые тоже специальные. Обычно используют двойные стекла, которые не запотевают, и специальные элементы вентиляции. Часто очки имеют желтый светофильтр — такой цвет повышает контрастность, что ценно при езде по белому сливающемуся снегу.
На ноги. Ноги, как известно, советуют всегда держать в тепле. Для туристической езды, особенно на снегоходах, лучше всего себя зарекомендовывали специальные боты (их еще называют бахилами).
Они достаточно высокие и имеют сверху мембрану, чтобы снег не засыпался внутрь (бывает, сойдешь со снегохода — и провалишься по пояс).
Толстая эластичная подошва не промерзает и снижает нагрузки на ноги от толчков, верх выполнен из стойкой к разрывам ткани Cordura, которая, в отличие от кожи, обеспечивает большую подвижность ноги. Внутри теплоизоляционный валенок с многослойной структурой, материал рассчитан на очень низкие температуры (до -70 и даже -100 градусов по Цельсию).
На руки. Хотя большинство снегоходов имеют электро-обогреваемые рукоятки руля, в длительных поездках при сильных морозах утепления никогда не бывает много. Вообще, чем короче поездка и выше температура окружающего воздуха, тем цивильнее могут быть перчатки. И наоборот, для туристических целей и, особенно в холодную погоду, нужны более плотные перчатки, лучше всего с раструбами («крагами»), заходящими на рукава куртки, чтобы воздух не проникал в рукава. Желательнее перчатки с внутренними «дублерами» их синтетических материалов. А лучше всего подойдут специальные варежки, с внутренними вкладышами, они могут быть и шерстяными. В любом случае, зимние перчатки или варежки не должны быть тесными. Еще один критерий, не важный на морозе, но выступающий на первое место при «кислой» погоде — перчатки (варежки) не должны промокать. При такой погоде есть резон в изделиях из кожи или ее заменителей. Вообще по хорошему в длительную поездку брать минимум две пары разных перчаток, и еще комплект обычных х/б на случай ремонтных работ.
Обладание всем названным «гардеробом» гарантирует отсутствие проблем со здоровьем после морозных покатушек, а также добавит положительных эмоций и удовольствия от вождения. В походе так же необходимо: Разборная, снеговая лопата, мини пила, запасной снегоходный ремень, моторное масло, дополнительные «свечи», рем-набор, аптечка, личный рюкзак, спички.
Проведем расчет стоимости тура.
1. Транспортное обслуживание
Стоимость транспорта на одного человека составляет 3000 руб. (Миасс-Кытлым-Миасс), доставка снегохода на одного человека составляет 4000 руб. Стоимость бензина на один снегоход на 2 дня составляет 80 литров 1920 руб.
Стоимость обслуживания группы составит: