Туристическая деятельность в современной России представляет собой сложное социально-экономическое и правовое явление, которое динамично развивается. Он оказывает значительное влияние на различные секторы экономики, строительство, производство товаров народного потребления и культурный обмен между народами. Все это подчеркивает важность, актуальность и необходимость не только его правового регулирования, но и постоянного исследования.
Актуальность темы исследования. Это определяется рядом обстоятельств.
Во-первых, постоянное расширение объемов и содержания туристической деятельности как правового процесса, требующего совершенствования правового регулирования. Это подтверждается наличием значительного количества правонарушений со стороны туристических организаций, отсутствием четкой системы юридической ответственности их должностных лиц и правовой уязвимостью туристов.
Во-вторых, возрастающая роль и значение туризма в жизни современного общества, увеличение его вклада в экономику страны. В современных условиях сложилась отдельная отрасль по организации и продвижению туристского продукта на рынке туристических услуг. Субъектами этих услуг являются частные туристические компании, базы, многие из которых не гарантируют безопасность своих клиентов, что требует четкого правового регулирования их деятельности.
В-третьих, необходимость изучения механизма правового регулирования сложного комплекса изменяющихся гражданско-правовых отношений, возникающих в сфере туризма. Их регулирование является важнейшим условием развития туризма в России и надежной защиты прав и законных интересов туристов. В связи с этим необходимо дальнейшее развитие нормативной дисциплины туристских правоотношений, ее понимания и исследования.
В-четвертых, необходимость систематизации и обобщения правоприменительной практики, существующей за рубежом и в Российской Федерации. Это позволит определить основные направления, тенденции и характеристики развития туризма в условиях санкций. Кроме того, данная практика будет способствовать формированию концептуальной модели правового регулирования туристической деятельности.
Данные обстоятельства и состояние разработанности правовой регламентации туризма предопределили выбор темы выпускной квалификационной работы, определение ее объекта, предмета, цели и задач исследования, а также его структуру.
Степень разработанности темы исследования. Проблема правового регулирования туризма и туристической деятельности исследовались многими учеными цивилистами. Так сущность и содержание правового воздействия рассматривались в трудах А.В. Малько, В.В. Ныркова, К.В. Шундикова, в работах Е.Л. Писаревского, О.А. Кисловой раскрывается правовое обеспечение туризма, его особенности в современной России, в исследовании И.В. Зорина, В.А. Квартальнова4 формулируются основные категории туристической деятельности. Вместе с тем до настоящего времени не сложилось общепринятой концепции правового регулирования туризма.
Административно-правовые аспекты регулирования в сфере физической ...
... и спорта, а также решают ряд других проблем, связанных с упорядочением управленческих отношений в исследуемой сфере. Важное место в системе источников регулирования физкультурно-спортивных правоотношений занимают и нормативно-правовые ... власти РФ в области физической культуры и спорта - Министерства спорта, туризма и молодежной политики РФ. Министерство спорта, туризма и молодежной политики ...
Объект исследования представляет систему общественных отношений, возникающих и развивающихся в сфере туризма, опосредованная деятельностью его субъектов.
Предмет исследования составляет правовое регулирование туристической деятельности выступающее сложноорганизованным и многогранным юридическим процессом.
Цель исследования заключается в раскрытии сущности, содержании и ценности правовой регламентации современной туристической деятельности.
Раскрытие предмета и достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:
- исследованием основного содержания процесса правового регулирования, его юридической ценности;
—рассмотрением структуры и функций правового регулирования туристической деятельности, ее субъектов;
—выявлением роли и места туристического договора в системе средств регламентации туристических услуг;
—выяснением направлений и путей повышения эффективности правового регулирования в современных условиях. Выполнение этих задач осуществлялось при помощи различных методов.
Теоретическая и практическая значимость исследования в теоретическом аспекте она заключается в обосновании определения сущности правового регулирования туристической деятельности; в установлении роли и места договора об оказании туристических услуг в системе юридических средств ее регламентации; в выявлении путей и направлений повышения эффективности правового регулирования туристической деятельности в условиях ее усложнения и информатизации.
В практическом плане значимость исследования выражается в возможности использования полученных выводов и обобщений в деятельности практикующих юристов, а также в организации и проведении правовой пропаганды, направленной на повышение правовой культуры туристов и в учебном процессе ВУЗов осуществляющих подготовку юристов.
1. Правовое регулирование туристической деятельности как объект формально-юридического анализа
1.1Понятие, признаки и генезис правового регулирования туристской деятельности в России
В современной теории цивилистики все большее внимание уделяется осмыслению туризма как правового явления. Возникла и утвердилась туристская индустрия, а вместе с ней туристическое законодательство. Оно составляет основу регулирования туристической деятельности.
Категория «правовое регулирование» обозначает сложную правовую конструкцию и процесс. Она может рассматриваться в соотношении «правовое воздействие» — «правовое регулирование» — «правовая регламентация». Такой подход позволяет исследовать и раскрыть потенциал данных терминов, показать их специфику, механизм действия и использования. Данный философско-методологический аспект требует отдельного исследования. Вместе с тем, в юридической науке под правовым воздействием А.В. Малько понимает «совокупность всех форм влияния (специально-юридического воздействия, информационно-психологического, культурно-воспитательного) права на социальные отношения, сложившиеся в обществе». К.В. Шундиков определяет правовое регулирование как «… целенаправленное и результативное воздействие на социальные отношения и поведение людей с помощью каких-либо правовых средств».
Актуальные вопросы правового регулирования деятельности по оказанию ...
... состояние правового регу-лирования отношений в сфере туристической деятельности, а также ма¬те-риалы арбитражной и судебной практики. Цели и задачи дипломной работы. Основная цель дипломной работы – изучение особенностей и проблем правового регулирования туристской дея ...
«Правовая регламентация означает наделение участников правоотношений субъективными правами и юридическими обязанностями». Данные категории характеризуют различные стороны гражданских правоотношений, разновидностью которых являются туристические. Они выражают динамику и статику их возникновения, существования, изменения и прекращения.
В научной литературе эти категории обобщаются и выражаются в понятии правовое регулирование. В туристической сфере под ним следует понимать целенаправленное и результативное влияние на туристические отношения и поведение их субъектов с помощью правовых средств.
Характерными свойствами правового регулирования, отличающими его от иных форм регулирования туристических отношений и деятельности их субъектов, выступают следующие:
—наличие специфического предмета регулирования, представленного туристическими отношениями и деятельностью их субъектов;
—направленность на достижение конкретных целей и задач туристической деятельности (оказание туристических услуг и продвижение на рынке туристического продукта);
—осуществление регулирования в особой нормативно предусмотренной форме туристических правоотношений;
—использование специфических средств и методов воздействия на туристические отношения и деятельность ее субъектов.
Эти свойства выражают сущность правового регулирования, его специфику и ценность.
Правовое регулирование туристической деятельности выступают исторически обусловленным явлением. Оно прошло в своем историческом развитии несколько этапов, тесно связанные с развитием туризма.
Процесс возникновения и развития туризма в отдельно взятой стране имеет свои особенности. Однако, он детерминирован общими предпосылками такими как: историко-географические, материально- технические, социально-экономические, информационно-психологические и целевыми функциями. Поэтому многие авторы выделяют следующие этапы его развития, к которым относятся: «этап возникновения туризма. Он охватывает время от античности до начала Х1Х века (предистория туризма);
Стандартизация и сертификация как гарантия качества туристских услуг
... туристских услуг; 3. Описать нормативную базу стандартизации и сертификации в туризме; 4. Рассмотреть регулирование отношений между турфирмой и потребителем; 1.1 Понятие стандартизации и сертификации, их цели Стандартизация - это деятельность ... стандартам качества. Под сертификацией подразумевается также процедура получения сертификата.[9, C.48] Сертификамция услуг (работ) ... Стандарты национальные ...
-й этап — (начало Х1Х века и до начала ХХ века).
Он характеризуется зарождением специализированных организации по производству туристических услуг и элитарным туризмом;
-й этап — (начало ХХ века до второй мировой войны) характеризуется развитием массового туризма; 4-й этап — (после окончания второй мировой войны по настоящее время) связан с формированием туристической индустрией по производству туристического продукта».
Развитие туризма в России шло в русле общемировых тенденций. Оно в определенной мере соотносится с периодами развития мирового туризма с учетом особенностей российской экономики.
В этом процессе выделяются такие периоды как древний «просветительский» (1Х до 90-х гг. Х1Х в.) характеризуется путешествиями связанными с познавательными, торговыми, политическими и религиозными целями. Вместе с путешествиями в ХП, ХVП веках совершалось паломничество в Константинополь, Иерусалим и другие святые места. В ХVШ веке появляются святые места. В ХVШ веке появляются первые путеводители по Петербургу и Москве, создаются первые курорты, минеральные источники.
Второй период (1890-1917 гг.) связан с предпринимательской туристической деятельностью. Это период зарождения организованного туризма, когда появляются общества, клубы туристской направленности. Предпринимательский период характеризуется созданием туристской инфраструктуры, ресторанов, гостиниц, транспортной сети, формированием туристского рынка, возникновением сети туристских фирм, компаний, обществ.
Третий, организационно-централизованный период (1930-1970 гг.).
В этот период шло «развитие социального туризма, создание материальной базы рекреационного, (дома отдыха, санатории, пионерские лагеря), семейного, самодеятельного и спортивного туризма, а также лиминитирование внешнего туризма».
Четвертый — «административно-нормативный период (1970-1990 гг.) характеризуется развитием туризма в условиях жесткого планирования и регламентации, расширением географии, распространении новых форм туристических услуг, формированием самой крупной и дешевой в мире базы самодеятельного туризма, созданием научной основы изучения туризма, ростом показателей иностранного туризма».
Пятый — современный, постсоветский период (1990 г. по настоящее время).
Основными чертами этого периода выступают:
—дальнейшее развитие туристского рынка;
—разработка новых видов туристского продукта;
—использование информационных систем в туристской деятельности (бронирование, резервирование, реклама);
—создание российских туристских обществ;
Государственное регулирование туристской деятельности в РФ (на примере.. .)
... в доход государства в сумме 981 руб. 81 коп., в остальной части иска и в иске к ООО «Ислайн» отказано. В ... основах туристской деятельности в Российской Федерации» ... деятельности, процесс с участием организаций туристической отрасли в ... товаре (работе, услуге), он ... туризму в официальных изданиях не ведется, что не отвечает интересам правовой информации и правильного решения правовых вопросов, возникающих в ...
—совершенствование законодательной базы.
Следует особо подчеркнуть, что указанные черты характеризуют туризм как вид деятельности, требующей четкой правовой регламентации.
В этой связи в течение этого периода активно развивается нормативно- правовая база регулирования туризма. Она становится комплексной, поскольку правовому регулированию предпринимательской деятельности вообще присущ частно-публичный характер. Это обусловлено достаточно «глубоким проникновением начал публичности в правовое регулирование предпринимательства». Именно единство частного и публичного интереса — специфика правового регулирования туристской деятельности в современных условиях.
Однако в этот же период значительно усиливается роль частноправового начала в правовом регулировании туристской деятельности. Поэтому активно осуществлялось оперативное формирование комплексного массива новой нормативно-правой базы, что было обусловлено принятием первой, второй и третьей частей Гражданского кодекса РФ, который «отразил итоги коренных преобразований в экономике страны, выразившихся, в первую очередь, в создании свободного рынка товаров, работ и услуг».
На данном этапе также принимается Федеральный закон №132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ», содержащий элементы как частноправового регулирования (ст. 1, 6, 7, 9, 10, 17), так и публично- правового (ст. 3, 4, 5 и др.).
«В теории права такие законы именуют межотраслевыми». В этом же законе законодателем впервые дается определение туристской деятельности, под которой согласно ст. 1 Закона, понимается: «туроператорская и турагентская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий».
В этот же период развивалось законодательство о защите прав потребителей»; принимаются законы РФ «О стандартизации»; «О сертификации продукции и услуг», Указ Президента РФ «О дополнительных мерах по развитию туризма в РФ и об упорядочивании использования государственной собственности в сфере туризма» и др. Все они формировали новую нормативно-правовую базу правового регулирования туризма.
Вместе с тем российское законодательство не было интегрировано в международное правовое пространство, регулирующее туристскую деятельность. Например, не учитывались положения таких актов как Манильская Декларация о мировом туризме (1980 г.).
Хартия туризма, одобренная резолюцией I VI сессии Генеральной ассамблеи Всемирной туристской организации (22.09.1985 г.) и др.
Более того отсутствовала концепция государственного регулирования туризма. В законодательстве того времени не были закреплены ни принципы государственного регулирования туристической деятельности, ни цели, ни способы его осуществления. Таким образом, присущая тому времени общая тенденция упования на некую «саморегуляцию рынка» не имела положительных результатов.
Как показывает анализ научной литературы, не содействовали эффективности регулирования туризма и такие проблемы как:
Особенности развития туризма в регионах России
... для развития курортов КМВ в целом. В особой экономической зоне Ставропольского края планируется развивать следующие виды туризма: ... метод лечения с использованием камней вулканического ... туристским потокам или наличие уникальных возможностей для отдыха - озера, горные склоны, площадки для ... 90% наиболее ценных в архитектурном плане ... в России по критериям II — застройка центра Ярославля, сложившаяся в ...
коллизионность нормативно-правовой базы, регулирующей гражданско-правовые отношения в туризме (причиной этого был спешный характер её формирования).
Ярким примером такой коллизионности является, например, противоречие ст. 6, 10 ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ» главе 39 ГК РФ, согласно которой отношения с туристом;
отношения возмездного оказания услуг, а не отношения купли-продажи имущественных прав на тур (как комплекс услуг).
Такие коллизии значительно усложняли практику применения новейшего гражданского законодательства, в том числе и судебную практику разрешения споров;
—отсутствие межведомственной координации федеральных органов власти, имеющих право в соответствии со своей компетенцией издавать те или иные виды нормативных актов, связанные с регулированием туризма. Так, например, в настоящее время действую две разные Концепции развития туризма в РФ, одна из которых, как уже отмечалось выше, утверждена Указом Президента РФ от 22.12.1995 г. № 1284, другая утверждена Распоряжением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. № 954-р;
—возникновение тенденций к унификации российского гражданского законодательства с целью его соответствия положениям международных нормативных актов, регулирующих туристскую деятельность на уровне международного права.
Кроме того, все большее влияние на правовые системы всех государств мира начинают оказывать резолюции международных организаций, прежде всего специализированных учреждений системы ООН, а также акты международных туристских организаций, которые в совокупности и составляют основу унификации норм международного туристского права.
Итак, правовое регулирование туристской деятельности представляет собой целенаправленное и результативное воздействие, с помощью правовых средств на туристские отношения и деятельность их субъектов. Характерными свойствами этого выступают целенаправленность, конкретность, процессуальность, законность, нормативность и другие.
Содержание процесса правового регулирования определяется содержанием туристической деятельности, ее целями, функциями и видами. Особенностью туристской деятельности выступает ее историческая обусловленность, выраженная в этапах ее развития.
1.2Объекты и субъекты процесса правового регулирования туристской деятельности
Туристская деятельность в юридическом смысле является основанием возникновения и функционирования туристских отношений. Это важнейший объект «определяющий динамику их изменений. Она сложное образование так как состоит из многих видов деятельности (деятельность туроператоров, турфирм, туриста, других субъектов).
Все виды туристской деятельности непосредственно связаны с использованием разнообразных материальных благ, интегрированных в предмете правового регулирования туризма, сфера которого устойчиво расширяется и совершенствуется.
Планирование деятельности туристской фирмы
... туристском рынке все больше предприятий обращает самое пристальное внимание на планирование своей деятельности. А. Э. Саак в своей книге «Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме» говорит, планирование ... задачи: Раскрыть сущность бизнес-планирования; Рассмотреть основные моменты, которые нужны для открытия туристской фирмы; Рассмотреть юридические аспекты открытия туристской фирмы Данная ...
В посланиях Президента Федеральному Собранию России последних лет были сформулированы основные направления социально-экономической политики: удвоение ВВП, уменьшение бедности и др. В них Президент обращает внимание на то, что сегодня основные усилия должны быть направлены на те сферы жизни, которые прямо влияют на качество жизни граждан. Этому будет содействовать развитие туризма. Более того в последующие годы значение туризма в мире будет постоянно увеличиваться. Индустрия туризма (включая выездной и въездной туризм) — это крупнейшая сфера по числу занятых рабочих мест. В большинстве стран она обеспечивает работой свыше 100 млн. человек. Туризм является существенным источником валютных поступлений, способствует диверсификации экономики, создавая отрасли, обслуживающие данную сферу. Кроме того, туризм является существенным фактором реализации внешней политики государства. Потенциальные возможности России позволяют при соответствующем уровне развития туристской инфраструктуры принимать более 40 млн. иностранных туристов в год.
Анализ современного состояние туризма в России показывает, что в целом эта сфера развивается стабильно и динамично. Отмечается ежегодный рост внутреннего туристского потока. Быстро растущий спрос на туристские услуги внутри страны вызвал бум строительства малых гостиниц, в основном, в курортных регионах, а также увеличение числа гостиниц международных гостиничных цепей в Москве, Санкт-Петербурге и других крупнейших городах страны. Резко увеличился объем инвестиционных предложений по гостиничному строительству как со стороны иностранных, так и со стороны отечественных инвесторов. При этом основные предложения направлены на развитие гостиничного бизнеса в регионах России.
По прогнозным оценкам Всемирного Совета по туризму, доходы от туризма в 2013 году в ВВП нашей страны составили 6,7%.
Как известно, наша страна насчитывает огромное количество культурных и природных достопримечательностей, а также других объектов туристических показов. В нашей стране, по данным Росстата, «действует 2368 музеев в 477 исторических городах, 590 театров, 67 цирков, 24 зоопарка, почти 99 тысяч памятников истории и культуры, 140 национальных парков и заповедников».
Что касается таких объектов туристской инфраструктуры как аквапарки, горнолыжные комплексы, туристский транспорт, то их явно не хватает. Очевидным является и то, что туристский потенциал страны используется далеко не в полной мере, и создание условий для качественного отдыха на территории России российских и иностранных граждан требует более активного проведения государственной политики в сфере туризма.
По докладу Федерального Агентства по туризму, основными факторами, сдерживающими развитие выездного и въездного туризма в России, является: «формирование образа России как страны, неблагоприятной для туризма, создаваемый отдельными средствами зарубежной массовой информации; действующий порядок выдачи российских виз гражданам иностранных государств; недостаточно развитая туристская инфраструктура, малое количество гостиничных средств размещения (2-3 «звезды») с современным уровнем комфорта, несоответствие соотношения цены и качества в гостиницах и др.».
Развитие делового туризма в сфере региональной экономики
... сферы отелям, транспортным предприятиям и прочим поставщикам туристской отрасли приходится закупать оборудование и некоторые услуги у зарубежных производителей. Глава II. 2.1 Факторы, влияющие на развитие делового туризма. ... воздействия на развитие туризма. Поэтому их учет объективно необходим для организации эффективной туристской деятельности. Факторы, воздействующие на туризм, подразделяются на ...
Государство должно обеспечить формирование конкурентоспособного российского туристского рынка, повышение качества туристских услуг, рекламное имиджевое продвижение России как страны, благоприятной для туризма. Все эти направления развития туризма являются объектами их правовой регламентации.
В России регулирование туристской деятельностью осуществляет Федеральное агентство по туризму, также оказывают влияние на состояние туризма: Министерство иностранных дел РФ, Министерство внутренних дел РФ, Федеральная миграционная служба, Федеральная служба безопасности и Федеральная таможенная служба.
В соответствии с Указом Президента РФ от 12 мая 2008 г. №724 «О Федеральном агентстве по туризму и Федеральном агентстве по физической культуре и спорту» образовано Федеральное агентство по туризму. Оно является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом, а также правоприменительные функции в сфере туризма.
Основными «функциями Федерального агентства по туризму являются:
—реализация приоритетных направлений государственного регулирования туристской деятельности в России, осуществление формирования и ведения единого федерального реестра туроператоров;
—продвижение туристского продукта на внутреннем и мировом рынках;
— информирование в установленном порядке туроператоров, турагентов и туристов об угрозе безопасности туристов в стране временного пребывания;
—создание представительств за пределами России в сфере туризма;
—организация приема граждан, обеспечение рассмотрение устных и письменных обращений граждан-туристов».
Министерство иностранных дел России в сфере туризма решает следующие задачи:
—защита прав, свобод и интересов граждан и юридических лиц Российской Федерации за рубежом;
—содействие развитию связей и контактов с соотечественниками, проживающими за рубежом;
—организация на территории России и за рубежом консульской работы;
—оформление паспортно-визовой документации.
Министерство внутренних дел России в сфере туризма осуществляет защиту прав и свобод человека и гражданина, предупреждает и пресекает административные правонарушения, обеспечивает охрану общественного порядка.
Федеральная миграционная служба России осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы. Ее основными задачами в сфере туризма являются:
Основы организации деятельности туристского предприятия
... туристское предприятие и организовать его деятельность. Туристическая деятельность как отрасль экономики страны требует надежного правового регулирования, то есть создания благоприятных условий для ее развития. Туризм ... развития туризма. При выборе организационно-правовой формы деятельности предприятия ... продукцию, выполняет работы, оказывает услуги, составляющие материальную основу жизнедеятельности ...
—оформление и выдача иностранным гражданам и лицам без гражданства документов для въезда в Российскую Федерацию;
—осуществление контроля за соблюдением иностранными гражданами и апатридами установленных правил временного пребывания в России.
Федеральная служба безопасности в сфере туристской деятельности осуществляет контрразведывательную деятельность: ведет борьбу с преступностью и терроризмом.
Федеральная таможенная служба в сфере туризма осуществляет сбор таможенных пошлин и валютный контроль, а также взимание налогов связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу. Таковы важнейшие государственные коллективные субъекты правового регулирования туристской деятельности.
Основным индивидуальным субъектом, как подчеркивает В.С. Белых, в туризме выступает «турист (потребитель, заказчик), главной целью которого является получение комплекса туристских услуг для удовлетворения физических и психологических потребностей в отдыхе, путешествиях, экскурсиях».
Определение «турист» законодательно закреплено в ст. 1. ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ». Согласно данной норме турист — гражданин, посещающий страну (место) временного пребывания в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в период от 24 часов до 6 месяцев подряд или осуществляющий не менее одной ночевки. Это понятие коррелируется с понятием «туризм», которое определяется в ст. 1 данного закона: следующим образом как временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства … с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания».
Точное определение понятия «турист» имеет принципиальное значение для правового регулирования туристских отношений. Это особенно важно при рассмотрении дел в судах о защите «потребительских прав» и законных интересов туристов.
Сущностью понятия туризма является его цель и характер. Туристический характер цели поездки можно определить по тому перечню услуг, который необходим лицу, обратившемуся с заказом в фирму. Если их общая направленность свидетельствует о социокультурной, рекреационной цели поездки, то лицо, выезжающее с постоянного места жительства, является туристом в случае, если оно не извлекает дохода, а также не ведет предпринимательской деятельности в стране, месте временного пребывания.
Исходя из сказанного, представляется, что не являются туристами чиновники, или группы артистов, пользующихся услугами турфирм по бронированию билетов или отелей, визовой поддержке, выезжающие в страну или место временного пребывания по служебной необходимости (т.е. в командировку).
Не являются туристами граждане, систематически совершающие «шоп-туры», поскольку их выезд за границу имеет предпринимательские цели. Таковы характеристики индивидуального субъекта туристической деятельности.
Туристская фирма — отдельный (специальный) субъект туризма ФЗ №132 «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» не содержит определения туристской фирмы. Оно отсутствует и в Гражданском кодексе Российской Федерации.
В соответствии с действующим законодательством туристская фирма обладает всеми общими признаками, характерными для юридического лица, осуществляющего хозяйствование в любой сфере деятельности. Эти признаки установлены в ст. 48 ГК РФ:
—наличие организационного единства;
—наличие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленного имущества;
«ответственность по своим обязательствам этим имуществом, возможность от собственного имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности; быть истцом и ответчиком в суде».
Кроме общих признаков, характерных для любых юридических лиц, представляется, что туристской фирме (аналогично банкам, страховым компаниям) присуши и специальные признаки, наличие которых обусловлено особой сферой ее деятельности, которые как раз и позволяют отграничить ее от иных организаций, функционирующих в свободном экономическом пространстве России. К таким специальным признакам относятся:
—посреднический характер туроператорской и турагентской деятельности;
—оказание особого вида услуг (как специального вида товара), удовлетворяющих конституционное право (и потребность) людей в отдыхе;
—осуществление (в большинстве случаев) внешнеэкономической деятельности по экспорту и импорту туристских услуг.
Данные особенности подчеркивают их предпринимательской характер деятельности на рынке услуг. Как правило они зарегистрированы в организационно-правовых формах, отнесенных законодательством к коммерческим организациям. Главной целью деятельности турфирм является извлечение прибыли, что осуществляется ими систематически.
Исходя из вышесказанного можно предложить следующее определение туристской фирмы: туристская фирма — это коммерческая организация, созданная в одной из установленных ГК РФ организационно-правовых форм, являющаяся юридическим лицом и ведущая туристскую деятельность по формированию и (или) продвижению и реализации комплекса туристских услуг.
Согласно ст.1 ФЗ «Об основах туристической деятельности в Российской Федерации» турфирмы осуществляют следующие виды туристской деятельности — туроператорскую и турагентскую. Это деление турфирм по видам деятельности представляется условным, но оно достаточно сильно укрепилось как в российской, так и международной туристской практике.
Туроператорская деятельность предполагает формирование, продвижение и реализацию туристического продукта юридическим лицом (туроператор).
Туроператорами могут быть только юридические лица. Раньше таким бизнесом могли заниматься и индивидуальные предприниматели.
Турагентская деятельность связана с продвижением и реализацией туристского продукта юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (турагент).
В отличие от туроператоров турагенты продают уже готовый туристический продукт, но не формируют его. Вместе с этими видами деятельности турфирмы оказывают «нематериальные туристические услуги».
Таковы специфические индивидуальные и коллективные субъекты правового регулирования туристической деятельности.
1.3Нормативно-правовые основы правового регулирования туристской деятельности
Юридическая регламентация туристской деятельности осуществляется на основе многих нормативно-правовых актов, которые в своей совокупности обозначаются категорией «нормативно-правовые основы». Они составляют фундамент, основания регулирования какого-либо юридического процесса и представляют собой систему нормативно-правовых актов и общеправовых принципов организованных наиболее последовательным образом в целях упорядочения и регламентации туристской деятельности направленной на удовлетворение и обеспечение прав и законных интересов туристов. Такое определение позволяет выделить характерные свойства данных основ, которые выражают их сущность и специфику.
Нормативно-правовые основы корректируются с понятием «основание», под которым Г.В. Гегель понимал «существенным образом существующую сущность». В словаре Д.Н. Ушакова понятие «основание» определяется как «достаточное и необходимое условие существования, момент возникновения чего-нибудь в соответствии с чем-нибудь». Данные определения выражают не только сущность и необходимость, но и универсальность, всеобщность основ (оснований).
В этом заключается их теоретическая и практическая значимость.
Специфика нормативно-правовых основ выражается в их характерных свойствах таких как:
—системность, выраженная в единстве, упорядоченности и иерархичности нормативных актов, устанавливающих права, свободы и законные интересы субъектов туристической деятельности;
—общеобязательность требований правовых актов, определяющих цели, направления и виды туристской деятельности;
—целенаправленность воздействия нормативных актов на деятельность субъектов туристских отношений;
—приоритетность в обеспечении гражданских прав и свобод туристов, совершающих туры за пределы России;
—обеспеченность положений нормативных актов регулирующих туристскую деятельность принудительной силой государства;
—всеобщность и универсальность действия правовых актов, составляющих основу механизма регламентации туристской деятельности;
—структурность этих основ, определяющих пределы, сроки, средства и способы осуществления различных видов туристской деятельности.
Вышеназванные свойства позволяют отграничить нормативно- правовые основы регулирования туристской деятельности от других сходных явлений (социально-экономических, политических, культурологических и других).
Особенностью юридических основ является то, что они четко детерминируют, предопределяют параметры осуществления туристской деятельности. В этом качестве они выступают элементом объективного (позитивного) права устанавливающего порядок, условия, формы и способы осуществления туристской деятельности туроператорами, турагентами и туристами.
В структуре нормативно-правовых основ правового регулирования туристкой деятельности можно выделить по иерархическому принципу акты- регламентаторы данной деятельности. Такими актами выступают Конституция РФ, Федеральные законы и акты международных организаций.
Конституция Российской Федерации во второй главе «Права и свободы человека и гражданина» определяет, что в «Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией». В ней установлены личные неимущественные права (права на жизнь, достоинство, неприкосновенность личности), а также политические, социально-экономические и культурные права. Они составляют основу правового статуса человека и гражданина в том числе и туриста. Права человека в России охраняются и защищаются государством. Многие положения Конституции развиваются Гражданским кодексом.
Гражданский кодекс Российской федерации частью второй регулирует отношения, возникающие в сфере туристских услуг. Статья 779 ГК РФ определяет, что правила главы 39 применяются к договорам оказания медицинских, аудиторских, консультационных, информационных услуг, а также услуг по обучению туристическому обслуживанию, которому посвящен отдельный федеральный закон.
Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» развивает и конкретизирует положения Конституции РФ и Гражданского кодекса России. Он определяет основные цели, принципы и способы правового регулирования туристской деятельности в современных условиях. В нем признается туризм одной из приоритетных отраслей экономически и необходимость поддержки туристской деятельности. в соответствии с законом органы государственной власти осуществляют защиту и поддержку российских туристов и их объединений.
Вопросы, связанные с туристской деятельностью, рассматриваются и в других нормативных правовых актах. Например, Федеральный закон от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» дает понятие туристско-рекреационной деятельности, под которой понимается деятельность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по строительству, реконструкции, эксплуатации объектов туристской индустрии, объектов, предназначенных для санаторно-курортного лечения, медицинской реабилитации и отдыха граждан, а также туристская деятельность и деятельность по разработке месторождений минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов, их добыче и использованию, в том числе деятельность по санаторно- курортному лечению и профилактике заболеваний, медицинской реабилитации, организации отдыха граждан, промышленному розливу минеральных вод.
Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» устанавливает требования, предъявляемые к стандартизации и классификация объектов туристской деятельности. Классификация объектов туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы, пляжи, осуществляется в порядке, установленном приказом Минкультуры России от 3 декабря 2012 г. № 1488 «Об утверждении порядка классификации объектов туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы и пляжи, осуществляемой аккредитованными организациями».
Большое значение в рассматриваемой сфере имеет законодательство, регулирующее вопросы защиты прав потребителей туристского продукта, в частности Закон РФ «О защите прав потребителей», постановление Правительства РФ от 18 июля 2007 г. № 452 «Об утверждении Правил оказания услуг по реализации туристского продукта», письмо Роспотребнадзора от 6 июля 2010 г. № 01/9963-0-32 «О защите прав потребителей в сфере туризма», а также вопросы правового регулирования деятельности туроператоров и турагентов.
В 2012 г. вступил в силу Административный регламент по предоставлению Федеральным агентством по туризму государственной услуги по информированию в установленном порядке туроператоров, турагентов и туристов (экскурсантов) об угрозе безопасности туристов (экскурсантов) в стране (месте) временного пребывания, утв. приказом Минкультуры России от 27 июня 2012 г. № 666.
Отношения в сфере туристской деятельности регулируются также такими подзаконными актами, как приказ Госкомспорта России от 4 декабря 1998 г. № 402 «Об утверждении Методических рекомендаций по планированию, учету и калькулированию себестоимости туристского продукта и формированию финансовых результатов у организаций, занимающихся туристской деятельностью», приказ Росстата от 6 сентября 2010 г. № 306 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью в сфере торговли, услуг, туризма, транспорта и связи, правонарушений», приказ Ростуризма от 4 августа 2009 г. № 175 «Об утверждении Порядка представления юридическими лицами, осуществляющими туроператорскую деятельность, бухгалтерской отчетности в Федеральное агентство по туризму и внесении изменений в приказ Ростуризма от 10 мая 2007 г. № 28» и др.
В сфере туризма действует ряд государственный стандартов, утвержденных Госстандартом России, лежащих в основе сертификации туристско-экскурсионных услуг:
ГОСТ-Р 50644-94 «Туристско-экскурсионное обслуживание / Требования по обеспечению безопасности туристов».
В этом Стандарте используются ссылки на ГОСТы о пожарной безопасности, санитарно-гигиеническим требованиям к воздуху рабочей зоны, о допустимых уровнях шумов в жилых помещениях и общественных зданиях, на правила пожарной безопасности туристских баз и кемпингов. При предоставлении туристских услуг должен быть обеспечен приемлемый уровень риска для жизни и здоровья туристов. К вредным рискам этот ГОСТ относит: травмоопасность, воздействия окружающей среды, пожароопасность, опасность излучений, повышенная запыленность и загазованность, возможность возникновения катастроф и т.д.
Контроль над выполнением требований безопасности туристов обеспечивают органы государственного управления. Контроль осуществляется в начале сезона, а также в ходе текущих проверок.
Текущие проверки обеспечения безопасности проводятся в соответствии с планами и графиками технических осмотров зданий, транспортных средств, пляжей и мест для купаний, туристского снаряжения, проверок приготовления пищи, проверок готовности к выходу туристов в походы.
Стандарт подразделяет средства размещения на коллективные и индивидуальные. К коллективным относятся: гостиницы и аналогичные средства размещения (мотель, пансионат) и специализированные средства размещения (санаторий, базы отдыха, кемпинги).
К индивидуальным средствам размещения относят: квартиры, комнаты, дома, коттеджи.
Стандартом определяются требования к проектированию и застройке средств размещения, а также к обслуживающему персоналу.
ГОСТ-Р 50681-94 «Туристское — экскурсионное обслуживание / Проектирование туристских услуг». В этом Стандарте даны определения понятий: «туристская услуга», «заказчик», «туристский маршрут», «туристская трасса», «портфель экскурсовода», «описание туристской услуги» и другие.
Стандарт устанавливает порядок разработки документации при проектировании туристских услуг. Определяются последовательность проектирования туристских услуг, образца документов по проектированию туристских услуг. ГОСТ-Р 50690-2000 «Туристские услуги. Общие требования». Данный Стандарт восполняет пробелы в обеспечении туристской деятельности. В нем приведены определения, которых нет в Законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»: «маршрут путешествия», «договор с туристом», «аннуляция» и др. Также указанный ГОСТ дает классификацию туристских услуг и видов туров.
Таковы важнейшие правовые акты составляющие юридическую основу регулирования туристской деятельности. Частью данных основ выступают принципы права, которые представляют собой исходные начала, руководящие положения регламентирующие туристическую деятельность. К таким принципам относятся: принцип законности, приоритетности в защите прав и законных интересов туристов, свобода выбора места отдыха и путешествий, диспозитивности и ответственности. В своем единстве правовые акты и принципы права составляют юридический фундамент нормативного регулирования всех видов туристской деятельности.
Выводы по первой главе.
Рассмотрение процесса правового регулирования туристской деятельности позволяет сделать следующие выводы:
Нормативная регламентация туристской деятельности предстает сложным юридическим процессом. По своей сущности она представляет собой целенаправленное и результативное воздействие на общественные отношения, возникающие в сфере туризма и деятельности с помощью правовых средств. Характерными свойствами этого процесса выступают целенаправленность, законность, процессуальность, структурность и обеспеченность принудительной силой государства.
Объектами процесса правового регулирования в сфере туризма выступают туроператорская и турагентская деятельность, осуществляемая многими субъектами. Такими объектами являются физические и юридические лица. Физические лица представлены туристами, а юридические государственными органами исполнительной власти (Федеральное агентство по туризму) и туристические фирмы, агентства и центры.
Юридическую основу процесса правовой регламентации туристской деятельности составляют нормативно-правовые акты, правовые принципы, а также Административный регламент и Методические рекомендации по планированию, учету и калькулированные себестоимости туристского продукта. Данная основа во многом определяет эффективность развития туризма в современной России.
2. Практические аспекты правового регулирования туристской деятельности в современных условиях
2.1Юридические средства и механизм правового регулирования туристской деятельности
Правовое регулирование туристской деятельности невозможно представить без использования определенных юридических средств. Они представляют собой совокупность правовых установлений, требований, разрешений, ограничений инструментов) и форм правореализационной практики с помощью которых осуществляется туристская деятельность достигаются цели и интересы ее субъектов. Все правовые средства инструменты характеризуются следующими свойствами:
—выраженность в определенной юридической форме (законе, постановлении Правительства РФ, приказе Федерального агентства по туризму, договоре по оказанию туруслуг…);
—их применение всегда влечет правовые последствия, как правило позитивного характера, связанного с удовлетворением прав и законных интересов туристов;
—неразрывная связь с целями правового регулирования туристской деятельности и целями государственной политики в сфере туризма;
—выступает важнейшим функциональным элементом механизма правового регулирования туристской деятельности;
—обеспеченность и гарантированность мерами государственного властного воздействия;
—выражает социально-юридическую ценность и значимость права в процессе регламентации туристской деятельности;
—представляют собой критериальные характеристики эффективности или дефективности правового регулирования туристской деятельности.
«Все юридические средства,- как отмечает А.В. Малько,- в зависимости от особенностей их природы и сферы функционирования можно разделить на средства права (инструменты) и средства правореализационной практики». К средствам-инструментам относятся юридические нормы, принципы, субъективные права и обязанности, правовые режимы и механизмы и другие регламентаторы туристской деятельности установленных в гражданском законодательстве. Они являются частью позитивного публичного права и отличаются нормативностью, субстанциональстью и статичностью данные средства образуют нормативную основу правового регулирования туристской деятельности.
В состав средств правореализации входят заявления, иски, жалобы, протоколы, акты контрольных органов и проверок в соответствии туристской деятельности требований закона, а также акты-деяния, к которым относятся оформление туров, иных туристских документов, инструктажи, консультации, извещения, объявления и другие действия должностных лиц, турфирм и агентств.
Юридические средства могут классифицироваться и по другим основаниям, что является отдельной темой исследования. Наиболее часто они используются в виде определенного способа.
Например, одним из способов государственного регулирования туристской деятельности в России является ведение Единого федерального реестра туроператоров. Реестр ведется Федеральным агентством по туризму.
В целях защиты прав и интересов туристов на территории Российской Федерации статья 4 Федерального закона «Об основах туристкой деятельности в Российской Федерации» обязывает «туроператоров получать финансовое обеспечение в форме договора страхования гражданской ответственности за неисполнение или за ненадлежащее исполнение обязательств по договору реализации туристского продукта либо банковской гарантии исполнения обязательств по договору о реализации туристского продукта. Сведения туроператоре, получившем такое обеспечение, вносятся в реестр.
Институт финансового обеспечения является новеллой ФЗ от 5 февраля 2007 г. «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туроператорской деятельности в Российской Федерации». Изменения вступили в силу с 1 июня 2007 г. Он заменяет собой институт лицензирования. С 1 июня 2007 г. туроператорская и турагентская деятельность в России лицензированию не подлежит.
Сведения о туроператоре вносятся в Реестр на основании заявления туроператора. К заявлению прилагаются также: копии учредительных документов, копия свидетельства о внесении в государственный реестр юридических лиц; копия свидетельства о постановке на налоговый учет; копия договора страхования гражданской ответственности за неисполнение или за ненадлежащее исполнение туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта; информация об адресах юридического лица; документ, подтверждающий полномочие руководителя заявителя; копия его паспорта руководителя юридического лица; реестровая карточка. Все копии документов должны быть нотариально заверены.
На основании специального заявления туроператора, сведения о котором занесены в Единый Федеральный реестр, Федеральное агентство по туризму выдает соответствующее свидетельство. Оно по результатам рассмотрения и проведенной предварительной правовой экспертизы поданных документов информирует заявителя о соответствии или несоответствии представленных документов требованиям закона. Информация об юридических лицах, размещается на сайте Ростуризма.
Таким образом, в Реестре содержатся следующие данные: полное и сокращенное фирменные наименования; адрес и почтовый адрес.
Сведения об учредителях туроператора составляют:
серия, номер и дата выдачи документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц;
—серия, номер и дата выдачи свидетельства о постановке на налоговый учет, идентификационный номер налогоплательщика;
—фамилия, имя, отчество руководителя юридического лица, осуществляющего туроператорскую деятельность;
—размер финансового обеспечения, номер, дата и срок действия договора страхования гражданской ответственности, наименование организации, предоставившей финансовое обеспечение;
—сфера туроператорской деятельности (международный туризм, внутренний туризм, международный и внутренний туризм);
—адреса структурных подразделений туроператора.
Отказать во внесении в реестр могут вследствие предоставления недостоверных сведений о туроператоре либо о несоответствия финансового обеспечения требованиям закона.
Федеральный орган исполнительной власти в сфере туризма исключает сведения о туроператоре в случаях ликвидации туроператора и исключения туроператора из реестра юридических лиц; прекращения деятельности туроператора в результате его реорганизации (кроме реорганизации в форме преобразования); непредставления туроператором сведений о наличии у него финансового обеспечения на новый срок.
Решение об исключении туроператора из реестра должно быть мотивированно.
По заявлению туроператора, федеральный орган исполнительной власти в сфере туризма может выдать свидетельство о внесении в Реестр.
При сертификации услуг в сфере туризма должны проверятся характеристики услуг, условий обслуживания и использоваться методы проверок, позволяющие провести идентификацию услуги, проверить ее соответствие техническим документам, а также полно и достоверно подтвердить соответствие услуг требованиям безопасности, установленным в нормативных документах.
Процедура сертификации туристских услуг включает: подача заявки на сертификацию, рассмотрение и принятие решение по заявке, выбор схемы сертификации, проведение необходимых проверок и анализ полученных результатов, принятие решения о возможности выдачи сертификата соответствия, заключение договора на проведение инспекционного контроля, инспекционный контроль над сертифицированным объектом.
При положительном решении происходит регистрация в Реестре и заявителю выдается сертификат, срок действия которого составляет 5 лет.
Если результат сертификационных проверок отрицательный, то орган по сертификации выдает заявителю заключение с указанием причин отказа в выдаче сертификата.
Специфическим способом регламентации туристской деятельности является страхование.
Статья 15 Закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» посвящена вопросам страхования при осуществлении туристской деятельности. Она гласит:
«Основными видами страхования в сфере туризма являются:
—личное страхование туристов (страхование медицинских расходов на лечение в случае внезапной болезни или в результате несчастных случаев);
—имущественное страхование туристов (страхование багажа, страхование расходов на различные цели);
—страхование ответственности туристских организаций».
Страхование расходов на лечение туриста предусматривает расходы на размещение в больнице, покупку лекарств, диагностические исследования.
Отечественное законодательство не предусматривает обязательного личного страхования российских туристов, выезжающих за рубеж. Согласно, ст. 17 Закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» в случае, если законодательством страны (места) временного пребывания установлены требования предоставления гарантий оплаты медицинской помощи лицам, временно находящимся на ее территории, туроператор обязан предоставить такие гарантии. Страхование туристов на случай внезапного заболевания и от несчастных случаев является основной формой предоставления таких гарантий.
Страховым полисом должны предусматриваться оплата медицинской помощи туристам и возмещение их расходов при наступлении страхового случая непосредственно в стране временного пребывания. Страховой полис оформляется на русском языке и государственном языке страны временного пребывания.
Этот страховой полис начинает действовать с момента приема багажа в аэропорту вылета и обеспечивает страховую защиту на протяжении всего срока пребывания на месте отдыха.
Одним из наиболее перспективных видов страхования в сфере туризма является страхование ответственности туроператора перед потребителем туристского продукта. В соответствии со ст. 932 ГК РФ «страхование риска ответственности по договору относится к имущественному страхованию». Объектом страхования ответственности по договору являются не противоречащие законодательству имущественные интересы туроператора, связанные с возмещением туристу убытков в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором обязательств, вытекающих из договора на туристское обслуживание. Надлежащим исполнением договора на туристское обслуживание признается:
Предоставление комплекса услуг, объем, сроки и качество которых предусмотрены договором, а также лицами и средствами, указанными в нем.
Ненадлежащим признается исполнение, при котором не выполнено хотя бы одно из условий или обязанностей.
В структуре российского страхового рынка недостаточно внимания уделяется туристскому страхованию. Например, не является страховым случаем невозможность совершения поездки или сокращения ее сроков, потеря паспорта и денег, страхование от природных катастроф. Все эти виды страхования очень популярны во всем мире, но в России они не находят большого спроса.
Все вышеназванные юридические средства и способы являются важнейшим элементом механизма правового регулирования туристской деятельности. Данный механизм отражает внутреннюю структуру процесса регламентации туристской деятельности, показывает из каких стадий он состоит. На различных стадиях используются различные юридические инструменты, обеспечивающие достижение конкретных результатов.
Этот процесс начинается со стадии нормативно-правовой регламентации туристской деятельности при помощи юридических норм, устанавливающих его пределы. Воплощение этой модели (программы) предопределяют наступление юридических фактов (оформление туристской путевки или договора).
Поэтому содержание второй стадии составляет формирование фактического состава механизма регулирования туризма. Третья стадия характеризуется установлением юридической связи между гражданином и турфирмой. На основе специальных норм и возникает туристская деятельность. Четвертая стадия — это стадия практической реализации субъективных прав и юридических обязанностей участниками туристической деятельности.
Таковы основные стадии процесса правового регулирования туристической деятельности. на всех стадиях этого процесса используются разнообразные юридические средства, инструменты и способы нормативного регулирования туристской деятельности. в системе данных средств особое место занимает договор.
2.2Туристский договор в системе юридических средств правового регулирования туристской деятельности
Важнейшим правовым средством регулирования туристской деятельности является договор. На основании договора возникает большинство обязательственных отношений между субъектами туристской индустрии.
Наибольшую практическую применимость в туристской деятельности турфирмы, а значит и в ее правовом обеспечении, имеют следующие виды договоров:
Договор возмездного оказания услуг, опосредует в сфере туризма, в основном, следующие отношения ее участников:
—по туристскому обслуживанию туриста в стране (месте) временного пребывания, которые турфирма обязуется предоставить заказчику за плату своими силами или силами третьих лиц;
—по дополнительным услугам в стране (месте) временного пребывания туриста и организацией (исполнителем), готовой к оказанию этих услуг туристу.
В соответствии с Федеральным Законом «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» реализация туристского продукта осуществляется на основании договора, заключаемого в письменной форме между туроператором и туристом.
В Законе сформулированы права и обязанности туриста. При подготовке к поездке и во время своего путешествия турист имеет право получить достоверную информацию о правилах въезда в страну временного пребывания.
Представитель турфирмы должен ознакомить туриста с местными обычаями, о состоянии окружающей среды, о памятниках природы, культуры, истории, которые находятся под особой охраной. Своевременно получить такую информацию важно при поездках в страны, где существует ограничения, например, на ввоз спиртных напитков.
Турист имеет право: на свободу передвижения по стране временного пребывания, получение неотложной медицинской помощи, возмещение убытков в случае невыполнения или ненадлежащего выполнения условий туристского договора.
Турист обязан: соблюдать законодательство страны временного пребывания, уважительно относится к ее социальному устройству, сохранять окружающую среду, бережно относится к памятникам природы, культуры, истории.
К существенным условиям договора о реализации туристского продукта, согласно ст. 10 Закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» относятся:
«- полные и сокращенные наименования, адрес (место нахождения) и почтовый адрес турагента;
—размер финансового обеспечения, номер, дата и срок действия договора страхования ответственности туроператора или банковские гарантии, наименование, адрес организации, предоставившей финансовое обеспечение;
—сведения о туристе или ином заказчике (объем таких сведений определяется туроператором);
—информация о возможности туриста в случае исполнения или ненадлежащего исполнения условий договора обратиться с письменным заявлением о выплате страхового возмещения или об уплате денежной суммы по банковской гарантии;
—общая цена туристского продукта в рублях;
—информацию о потребительских свойствах туристского продукта;
права, обязанности и ответственность туристов;
—условия изменения и расторжения договора;
—сведения о порядке и сроках предъявления туристом претензий к туроператору в случае нарушения туроператором условий договора».
Кроме того, условия договора должны соответствовать законодательству о защите прав потребителей.
Конкретные условия путешествия и цена указываются в туристской путевке, считающейся письменным согласием турфирмы на продажу туристского продукта и неотъемлемой частью договора.
Туристические фирмы иногда стремятся заключить максимально упрощенный договор, из которого не всегда ясно, как будет организованно путешествие. В таких случаях туристу следует проявить настойчивость и добиваться ясности и конкретности прав и обязанностей сторон.
Следует также помнить, что, если турист откажется от исполнения договора до его реализации по собственной инициативе, он должен компенсировать турфирме ее расходы. Это предусмотрено статьей 782 Гражданского Кодекса РФ. В зависимости от сроков расторжения договора эта сумма может составлять от 10% до 100% стоимости тура. Как правило, турфирмы фиксируют данное положение в договоре.
Так, например, агентский договор, по которому «одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершить по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала». Он применяется с учетом целей его заключения, в основном при оформлении отношений между: туроператором (принципалом) и турагентом (агентом).
Агент за вознаграждение и по поручению туроператора (принципала) совершает действия по продвижению и реализации туров туроператора (принципала) всегда за счет принципала, но от своего имени или от имени принципала. В случае неисполнения договорных обязательств возникший спор разрешается в суде. Например, «агент обратился в суд с иском к субагенту о взыскании неустойки, предусмотренной субагентским договором о реализации туристского продукта, за отмену бронирования туристского продукта по истечении определенного периода. Истец указывал на то, что выплатил соответствующую сумму неустойки по агентскому договору с аналогичными условиями туроператору. Ответчик возражал против удовлетворения исковых требований, указывая на отсутствие нарушения обязательства, поскольку он немедленно сообщил истцу о реализации туристом права на односторонний отказ от договора (п. 1 ст. 782 ГК РФ).
Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлениями судов апелляционной и кассационной инстанций, исковые требования удовлетворены. Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации названные судебные акты отменила, дело направила на новое рассмотрение в суд первой инстанции;
—компанией — перевозчиком (принципалом) и турфирмой (агентом).
В данном случае агент за вознаграждение и по поручению перевозчика (принципала) заключает договор перевозки пассажиров и багажа от имени и за счет перевозчика (принципала), удостоверяя факт заключения договора перевозки выдачей билета;
—банком или иной организацией (принципалом) и турфирмой (агентом).
По данному договору, как отмечает П.Н. Бирюков, «агент за вознаграждение и по поручению принципала заключает сделки купли- продажи специальных пластиковых карт типа: IAPA, ETN, ISIC (Intemetional Student Indentity Card), FIYTO (Federation of International Youth Travel Organization) и др., которые предоставляют значительные льготы (скидки с цены номеров в гостиницах, скидки при пользовании международной связью, скидки с цены авиабилетов и т.п.)».
Договор аренды применяется в непосредственном обеспечении туристской деятельности. Им оформляются отношения между:
—гостиницей, турбазой, летним лагерем отдыха или иным предприятием туристской индустрии размещения (арендодателем) и турфирмой (только туроператором) — арендатором. По данному договору арендатор получает от арендодателя имущество за плату во временное владение и пользование блок гостиничных номеров, либо целостный имущественный комплекс (турбазу, летний лагерь отдыха);
—титульными владельцами транспортных средств — транспортными компаниями: авиаперевозчиками, автоперевозчиками и др. (выступают в качестве арендодателя) и туроператором (арендатором) эксплуатации (ст. 632 ГК).
Например, турфирма фрахтует на время авиалайнер или автобус;
—крупным туроператором, передающим арендованное им имущество малому туроператору по договору субаренды, что является законным только при наличии согласия арендодателя (п.2 ст. 615 ГК);
—лицом, постоянно осуществляющим предпринимательскую деятельность (арендодателем), посредством сдачи движимого имущества (средств отдыха) в прокат арендатору для использования его в потребительских целях.
Договор перевозки применяется при оформлении отношений между:
—транспортной организацией (перевозчиком) и туристом (пассажиром).
По данному договору перевозчик обязуется перевести пассажира (за плату) в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его уполномоченному лицу. Заключение договора перевозки удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа — багажной квитанцией (п.п.1, 2 ст.786 ПС).
Договор страхования, по которому страхование осуществляется на основании договоров имущественного или личного страхования, заключаемых гражданином или юридическим лицом (страхователем) со страховой организацией (страховщиком).
Договор личного страхования является публичным договором.
Представляется, что договоры турфирмы в своей совокупности составляют определенную систему ее договорных связей, оформляющую конкретные виды обязательств, связанных с туристской деятельностью.
С позиции системного подхода, любое целостное образование, состоящее из двух или более взаимосвязанных компонентов, представляет собой систему. Каждый компонент системы, в свою очередь, может быть расчленён на ряд составляющих. Следовательно, система, как правило, являясь многоуровневым образованием, включает в себя как сложные так и элементарные, но относительно самостоятельные элементы деления.
Для выявления структурных элементов системы существенное значение имеет главная цель туристской деятельности, которой является — организация и осуществление качественного туристского обслуживания. Она обеспечивает взаимосвязанность элементов и целостность всей системы договорных связей. Именно для достижения этой цели турфирма, как хозяйствующих субъект, заключает в той или иной степени все договоры. Совокупность же всех договоров турфирмы представляет собой систему ее договорных связей, целенаправленных на организацию и предоставление потребителю (туристу) туристского обслуживания (турпродукта).
2.3Формы и способы защиты прав и законных интересов туристов (клиентов)
В целях обеспечения реализации конституционного права на отдых граждан, находящихся в правовом положении потребителей туристских услуг, а также предотвращения иных гражданских правонарушений и устранения их последствий законодательство устанавливает гражданско-правовую ответственность за нарушение обязательств в виде определенных санкции (взыскание неустойки, убытков, утраты задатка и т.д.).
Под гражданско-правовой ответственностью обычно понимается «санкция за правонарушение, вызывающая для нарушителя отрицательные последствия в виде лишения субъективных гражданских прав либо возложения новых или дополнительных гражданско-правовых обязанностей».
Для привлечения лица к гражданско-правовой ответственности необходима совокупность определенных условий, которые в единстве образуют «состав гражданского правонарушения». К ним обычно относят: убытки (вред), противоправность действия или бездействия; причинно-следственную связь между ними, вину обязанного лица.
Представляется, что термин «состав гражданского правонарушения» по своей сути — рецепция из уголовного права «теории состава преступления». Некоторые ученые-цивилисты, например, М.И. Брагинский, В.В. Витрянский и др., придерживаются мнения о том, что такая рецепция не совсем уместна, поскольку для привлечения лица к гражданско-правовой ответственности требуется не «состав гражданского правонарушения», а совокупность определенных условий, конкретизация которых зависит от ситуации, урегулированной законом. Несмотря на некоторые различия во взглядах в доктрине гражданского права прочно утвердилось положение о составе гражданского правонарушения как общем, и по большей части единственном, основании гражданско-правовой ответственности.
Формы гражданско-правовой ответственности могут быть различны. В ст. 12 ГК, как отмечает проф. Т.И. Илларионова, дан перечень форм гражданско-правовой ответственности, который не является исчерпывающим. При этом, под формой ответственности понимается внешнее выражение правового воздействия на правонарушителя. Применение иных способов воздействия, не предусмотренных в ст. 12 ГК РФ, возможно, только если они предусмотрены в других нормативных актах. Обобщая существующие в цивилистике научные позиции о том, что следует относить к формам (мерам) гражданско-правовой ответственности, правомерно заметить, что большинство ученых (например, О.С. Иоффе, Н.Д. Егоров, Б.И. Путинский, О.Н. Садиков и др.) к числу мер (форм) гражданско-правовой ответственности относят: возмещение убытков (п.1 ст. 393 ГК) и взыскание (уплату) неустойки (ст. 330 ГК), которые в практике договорной ответственности в сфере туризма также являются наиболее распространенными.
В гражданском праве сложилось деление гражданско-правовой ответственности на договорную и вне договорную.
Договорная ответственность наступает за неисполнение или ненадлежащее исполнение договорного обязательства.
Внедоговорная ответственность имеет место тогда, когда соответствующая санкция применяется к правонарушителю, не состоящему в договорных отношениях с потерпевшим. Следовательно, основанием возникновения внедоговорной ответственности являются деликты и иные правонарушения, не связанные с договорными обязательствами41.
Договорная ответственность в сфере туризма встречается чаще, чем ответственность внедоговорная.
По общему правилу, закрепленному в ст. 401 ГК РФ, для наступления договорной гражданско-правовой ответственности «необходимы в совокупности следующие условия:
—наличие убытков у кредитора;
—противоправный характер действий или бездействий должника, (нарушение договорного обязательства);
наличие причинной связи между противоправным поведением должника и убытками кредитора;
—вина должника».
Возникающие обязательственные отношения между турфирмой и туристом, помимо ГК, также регулирует специальное законодательство — ФЗ №132 «Об основах туристской деятельности в РФ», а также Закон РФ №2 «О защите прав потребителей». Таким образом, договорная гражданско-правовая ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнением обязательств в туризме регулируется комплексом законодательства. Представляется, что в этом проявляется один из элементов специфики гражданско-правовой договорной ответственности в сфере туризма.
Так, например, если туристу не оказаны какие — либо услуги, входящие в тур и обозначенные в договоре между ним и турфирмой, то он вправе согласно ст. 10 ФЗ № 132 «Об основах туристской деятельности в РФ» и ч.1 ст. 393, ст. 403 ГК требовать от турфирмы полного возмещения убытков (реального ущерба и упущенной выгоды).
Принцип полного возмещения убытков потребителю (туристу) также закреплен в статьях 7, 12, 14, 16, 28, 29 Закона РФ №2 «О защите прав потребителей».
Учитывая, что специфика гражданско-правовой ответственности при туристском обслуживании граждан проявляется в отсутствии у туристов упущенной выгоды, в правоприменительной практике вести речь о компенсации убытков в полном объеме не представляется возможным.
К специфике ответственности за неисполнение договорных обязательств в сфере туризма также можно отнести то, что та же ст. 10 ФЗ № 132 «Об основах туристской деятельности в РФ» устанавливает следующее: «возмещение убытков при расторжении договора осуществляется в соответствии с фактическими затратами сторон. При этом сумма, выплачиваемая в качестве возмещения убытков, не может превышать два размера стоимости туристского продукта». Таким образом, в указанной норме речь идёт об ограничении ответственности турфирмы перед потребителем, что является прямой реализацией положений п.1 ст. 400 ГК РФ, который закладывает правовые основы ограничения размера ответственности по обязательствам, связанным определенными видами деятельности. Однако, турист не лишается права на защиту своих нарушенных прав, поскольку согласно ФЗ «О защите прав потребителя», а также ГК РФ он вправе обратиться в суд непосредственно на услугодателя.
Причинно-следственная связь, а также вина должника, как уже упоминалось ранее, являются условиями наступления гражданско-правовой ответственности. В соответствии с п. 1 ст. 393 ГК возмещению подлежат убытки, причиненные противоправным поведением должника. В большинстве случаев нарушения договорных обязательств в туризме решение вопроса о наличии или отсутствии причинно-следственной связи не вызывает трудностей.
Так, например, при просрочке на сутки вывоза туристов из страны, места временного пребывания, не вызывает сомнения наличие причинно- следственной связи между противоправными действиями исполнителя и возникшими у туристов в связи с этим убытками по оплате своего ночлега в ближайшей гостинице в течение суток просрочки.
Одной из главных особенностей договорной ответственности в сфере туризма является то, что туристская деятельность турфирмы — деятельность предпринимательская. Потому общая норма абз. 1 п. 1 ст. 401 ГК РФ в
большинстве случаев не применяется при возложении ответственности на предпринимателя (как обязанное лицо) при нарушении им договорных обязательств в сфере туризма (п. 3 ст. 401 ГК РФ).
Тут действует принцип «ответственности без вины», что подтверждается и ст. 10 ФЗ № 132 «Об основах туристской деятельности в РФ», в которой закреплено, что турист вправе потребовать надлежащего оказания ему услуг независимо от того, кем эти услуги туристу оказываются.
Например, «решением Ленинского районного суда г. Владимира от 7 февраля 2013 года в удовлетворении иска потребителя о взыскании части стоимости туристического обслуживания в связи с отказом от исполнения договора по состоянию здоровья потребителя было отказано по причине нарушения письменной формы отказа. При этом из материалов дела следует, что фактически исполнение услуги не производилось. Исполнителю услуги из самого факта отказа потребителя вылететь в Хорватию был очевиден факт расторжения договора. С этой даты туроператором должны были быть приняты меры к возвращению денежных средств от контрагентов. Решение оставлено без изменения определением Владимирского областного суда от 16 мая 2013 года».
Применение в потребительских отношениях принципа «ответственности без вины» действительно представляется оправданным, поскольку только так можно достаточно эффективно защитить права потребителя. Однако, реализация данного принципа в туристской деятельности приводит к ситуации, при которой из всех субъектов договорных отношений сферы туризма (принимающая сторона — туроператор — турагент — турист), совокупность действий которых ведет к реализации тура, первично весь груз ответственности перед туристом чаще всего ложится «на плечи» турагента, реализующего чужие туры, туры туроператора. Соответственно, после потребителя, турагент становится наиболее слабым звеном во всей этой цепочке обязательственных отношений.
Спецификой договорной ответственности в сфере туризма также является то, что договорное ограничение ответственности турфирмы перед туристом в силу ст. 16 ФЗ № 2 «О защите прав потребителей» является недопустимым, так как оно расценивается как ущемление прав потребителя по сравнению с правилами, установленными законом. Такие договорные ограничения ответственности турфирмы на основании упомянутой нормы закона признаются недействительными.
В некоторых случаях, даже при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств турфирмой, гражданско-правовая договорная ответственность турфирмы перед туристом не наступает.
Так, в соответствии со ст. 10 ФЗ №132 «Об основах туристской деятельности в РФ» «туроператор или турагент не несёт ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по договору, если докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы».
Итак, гражданским законодательством установлены формы и способы защиты прав и законных интересов туристов. Основным видом защиты прав туристов выступает договор. Поэтому в нем необходимо детально указывать все виды услуг. Защита прав туристов осуществляется в форме гражданской правовой ответственности которая может быть внедоговорной и договорной.
Выводы по второй главе.
Изучение практических аспектов правового регулирования туристской деятельности позволяет сделать ряд обобщающих выводов.
Процесс нормативной регламентации туристской деятельности осуществляется на основе использования разнообразных юридических средств. В состав таких средств входят юридические нормы, принципы права, субъективные права и юридические обязанности, правовые режимы, возмещение убытков, иски, жалобы, процедуры, договоры, а также средства- деяния субъектов туристских отношений.
Основным средством правовой регламентации туристской деятельности выступает договор об оказании туристских услуг. Содержание договора, порядок его заключения и исполнения определяются нормами ГК РФ и ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации. В регулировании туристской деятельности могут использоваться различные виды договоров. Например, договор аренды, оказания возмездных услуг и другие.
В процессе осуществления туристской деятельности используются не только средства-регламентаторы, средства-инструменты, но и средства, способы защиты прав и законных интересов туристов. Основные способы защиты прав граждан установлены ст. 12 ГК РФ. Наиболее часто используются выплаты по страховым случаям возмещение вреда и убытков, возникающих из ненадлежащего исполнения договорных обязательств.
Заключение
правовой федеральный туристский договор
Проведение исследование процесса правового регулирования туристской деятельности позволяет сформулировать несколько обобщающих выводов, рекомендаций и предложений.
Правовое регулирование туристской деятельности предстает достаточно сложным и многогранным явлением. По своей сущности оно представляет собой системное, управленческое и результативное воздействие на туристскую деятельность и поведение ее участников, с помощью юридических средств в целях реализации и защиты их прав и законных интересов. Его характерными свойствами являются целенаправленность, нормативная детерминированность, процессуальность, структурность, системность и результативность. Данные свойства выражают не только сущность регулирования, но и его социально-юридическую ценность. Необходимость и полезность регулирования наиболее полна выражена в эффективности осуществления туристской деятельности.
Субъектами правового регулирования туристской деятельности выступают физические и юридические лица. В состав юридических (коллективных) субъектов входят орган исполнительной государственной власти, представленной Ростуризмом, а также турфирмы, турагентства, турбазы осуществляющие различные виды туристической деятельности. к физическим лицам относятся граждане, иностранцы, Лица без гражданства потребляющие турпродукт, а также должностные лица туристических организаций, создающих турпродукт, выступающий объектом правовой регламентации. Вместе с турпродуктом видами туристической деятельности являются туроператорская и турагентская деятельность. В целом туристская и турагентская деятельность, по организации путешествий.
Нормативно-правовой основой регулирования туристской деятельности является система юридических актов и принципов, определяющих порядок и пределы ее осуществления. В этой системе центральное место занимают положения Конституции РФ и Гражданского кодекса России, которые конкретизируются и развиваются Федеральным законом «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». В нем раскрываются содержание основных понятий. Так туристская деятельность определяется как туроператорская и турагентская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий. Туроператорская деятельность по формированию, продвижению и реализации туристического продукта, осуществляемого юридическим лицом (туроператор).
Турагентская деятельность это деятельность по продвижению и реализации турпродукта. Регулирование данных видов туристской деятельности осуществляется на основе общеправовых принципов. Инструментами регулирования туристской деятельности являются различные правовые средства. Они подразделяются на средства-регламентаторы. Они подразделяются на средства-инструменты, при помощи которых осуществляется правореализационная деятельность в сфере туризма. Средствами-регламентаторами выступают признание права, возмещение убытков, вреда, выплаты по страховым случаям и другие. Защита прав и законных интересов туристов может осуществляться в юрисдикционной (судебной) и неюрисдикционной (досудебной) формах. Гарантированность прав туристов, их защита является не только средством регулирования туристской деятельности, но и условием ее развития.
Представляется, что к предмету правового регулирования туристской деятельности также относятся отношения, связанные с туризмом и туристской деятельностью, регулируемые международным частным правом, такие как:
—отношения с участием иностранного элемента — иностранной турфирмы, урегулированные международным частным правом (заключение, исполнение, изменение, расторжение внешнеэкономических соглашений, связанных с туристским обслуживанием);
—отношения по возмещению вреда, причиненного туристу, его жизни или имуществу на территории иностранного государства;
отношения по расчетам при исполнении внешнеэкономических контрактов турфирм. Турфирма, при расчетах по внешнеэкономическим сделкам, обязана соблюдать нормы международного частного права.
Туристская деятельность — это постоянно изменяющееся правовое явление, имеющие социально-экономическое, информационно- психологическое содержание, оно требует постоянного теоретического осмысления и результативного применения. В этой связи в теоретическом аспекте было целесообразным исследовать такие ее проблемы как:
—правовое регулирование современной туристской индустрии в России;
—юридическая ответственность в сфере современного туризма;
—туристическая деятельность в системе юридических ценностей.
В практическом плане представляется необходимым разработать специальный курс: «Основы туристского права» и ввести в учебные планы в качестве факультатива в учебных заведениях юридического профиля. Выводы и обобщения полученные в результате исследования могут быть использованы в процессе правовой пропаганды и деятельности практикующих юристов. Учитывая ценность туризма в современном обществе следовало бы в журнале «Человек и закон» открыть специальную рубрику: «В помощь туристу советы и рекомендации».
Литература
[Электронный ресурс]//URL: https://jret.ru/diplomnaya/pravila-predostavleniya-otdelnyih-vidov-turistskih-uslug/
1.Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. // «Российская газета». 25.12.1993.
2.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 г. №52-ФЗ // «Собрание законодательства РФ» 21.03.2002. №31. Ст.3301.
3.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 г. №14-ФЗ // «Собрание законодательства РФ», 29.01.1996 №5, Ст.410.
4.Федеральный закон Российской Федерации от 29 июля 1998 г. №135- ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. №15. 2006. Ст.239.
5.Федеральный закон Российской Федерации от 03.10.2002 г. №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» // Собрание законодательства РФ. 2002. №27. Ст.2256.
6.Федеральный закон Российской Федерации от 05 февраля 2007 г. №12 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» // Российская газета (Федеральный выпуск).
09.02.2007. №4291.
7.Федеральный закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. №15.
8.Указ Президента Российской Федерации от 02.05.1994 г. «О дополнительных мерах по развитию туризма в РФ и об упорядочивании использования государственной собственности в сфере туризма» // Собрание законодательства РФ. 1994. №1. Ст. 2.
9.Постановление Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 г. №1013 «Об утверждении перечня товаров, подлежащих обязательной сертификации, и перечня работ и услуг подлежащих обязательной сертификации» // Собрание законодательства РФ. 18.08.1997. №33. Ст. 3899.
10.Постановление Пленума Верховного Суда и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 г. №6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации // Вестник ВАС РФ. 1996. №9.
11.Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 4.03.2015 г.) // Бюллетень Верховного Суда. 2015. №4. П. 17.
12.Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 г. №17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» // Собрание законодательства РФ. 2012. №7. П. 17.
13.Белых В.С. Правовое положение субъектов предпринимательской деятельности. М.: Дрофа, 2012.
14.Белых В.С. Субъекты предпринимательской деятельности и виды. М.: Дрофа, 2013.
15.Биршаков М.Б. Введение в туризм. СПб: Издательский дом «Герда», 2000.
16.Буйленко В.Ф. Туризм: Учебник. Ростов на Дону: Феникс, 2008.
17.Вахмистров В.А., Вахмистрова С.И. Туризм: Правовое обеспечение туризма: Учеб. пособие. СПб: Изд-во Михайлова В.А., 2005.
18.Волошин Н.И. Правовое регулирование в туризме. М.: Финансы и статистика, 2004.
19.Дехтярь Г.М. Лицензирование и сертификация в туризме: Учебное пособие. М.: Финансы и статистика, 2014.
20.Зорин И.В., Квартальнов В.А. Энциклопедия туризма. М.: Финансы и статистика, 2000.
21.История туризма: Учебник / Отв. ред. Ю.С. Путрик. М.: Федеральное агентство по туризму, 2016.
22.Косолапов А.Б. Технология и организация туроператорской и турагентской деятельности. М.: Кнорус, 2008.
23.Кусков А.С., Джаладян Ю.А. Основы туризма: Учебник. М.: Кнорус, 2008.
24.Квартальнов В.А. Туризм: Учебник. М.: Финансы и статистика, 2012.
25.Кислова О.П. Правовое регулирование туристической деятельности в России // Юридические науки: Проблемы и перспективы: «Материалы ІV Междунар. науч. конф.» Казань: БУК, 2016.
26.Лебедев В.М., Чененов Ю.А. Правовое регулирование туристской деятельности в РФ, Екатеринбург: изд-во Урал. Ун-та, 2000.
27.Малько А.В. Теория государства и права. М.: Юристъ, 2016.
28.Основы туризма: Учебник / Под ред. Е.Л. Писаревского. М.: Федеральное агентство по туризму, 2014.
29.Писаревский Е.Л. Туризм в России и за рубежом // Закон. Услуги: туризм. М.: Просвещение, 2013.
30.Правовое обеспечение туризма: Учебник / Коллектив авторов: под общ. ред. Е.Л. Писаревского. М.: Федеральное агентство по туризму, 2014.
31.Сергеев В.С. Обвал финансового рынка и обстоятельства непреодолимой силы в турбизнесе. Теоретические аспекты и практические рекомендации // Туризм: практика, проблемы, перспективы. 1998. № 12.
32.Соколова М.В. История туризма. М.: Академия, 2010.
33.Сутягин А.В., Феоктистов И.А. Новые правила оказания туристических услуг. М.: ГроссМедиа, 2008.
34.Халфина Р.О. Общее учение о правоотношении. М.: Просвещение, 1974.
35.Хомяков С.В. Грамотно составленный договор — лучшая защита от любых кризисов и потрясений // Туризм в вопросах и ответах. 2008. № 1.