Тематическая квест-экскурсия как инновационная деятельность в туризме

Дипломная работа

Ч Выявить особенности квест-экскурсии.

Ч Характеристика и история квест-экскурсии.

Ч Разработать и описать квест-экскурсию по Омской крепости.

Ч Охарактеризовать музейный квест, как вид экскурсий.

Ч Произвести анализ культурно-познавательных и природных ресурсов Омского Прииртышья.

Методы исследования:

Ч изучение источников работ авторов, содержащих в себе информацию об понятие и разновидностях квест-экскурсии.

Ч анализ имеющихся данных периодических печатных изданиях и среде интернет.

Ч системный анализ изученной информации.

Ч анкетирование.

Новизна исследования

Практическая значимость-работы состоит в возможности внедрения результатов исследования в туристско-экскурсионную деятельность в целях,разработки направления на совершенствование квест-экскурсии.

Данная квест-экскурсия рассчитана на школьников, 5-9 класс, возраст 10-15 лет.Степень изученности. В разработке данной темы были использованы работы таких авторов как: Окладникова Е. А., Покровский Н. Е., Бутко И. И., Родионов М. В., Буйленко В. Ф., Христов Т. Т., Воскресенский В. Ю., Александрова А. Ю., Бутузов А. Г., Сенин В. С., Соловьев С. С. и др.

Глава 1. Особенности квест-экскурсии

Ч длительность (от одного академического часа до суток);

  • Ч должна быть экскурсионная группа (20-25 чел.);
  • Ч должен быть квалифицированный руководитель — экскурсовод;
  • Ч обязательная показ объектов (первичность зрительных впечатлений);
  • Ч перемещение экскурсионной группы по маршруту, который тщательно разработан;
  • Ч показ объектов с четко обозначенной целью (наличие определенной темы).

Что такое тематика экскурсий? Набор, группа определенных тем экскурсионного процесса. Отличительной чертой любой экскурсии является ее построение в соответствии с выбранной темой [5, c. 76].

Тема экскурсии ? предмет показа и сообщения. Формулировка темы является кратким, концентрированным изложением содержания экскурсии. Она отражает «цель» и «идею». Тема предусматривает изложение четко конкретизированного материала.

В самой идее экскурсии заложена главная мысль. Тема и идея выступают в качестве идейно-тематической основы экскурсии. Тематика экскурсий желательно, чтобы была адекватной. И в данном случае, основным критериями адекватности выступают интерес туриста к теме, расширение общей осведомленности. Неограниченность и многообразие тематики экскурсий является значимым фактором развития экскурсионного дела.Заметим, что любой город России владеет достаточными ресурсами, только в городской черте большое количество тематических экскурсий. Но они должны быть актуальными, разнообразными, удовлетворять потребностям и интересам потребителей.

3 стр., 1320 слов

Проектирование цикла профориентационных экскурсий по свердловской ...

... исследования, учебный план направления подготовки «Туризм», учитывая требования ФГОС ВО по формированию компетенций, значимость и близость расположения экскурсионных объектов и экономическую целесообразность, нами спроектирован следующий цикл профориентационных экскурсий ... к разработке туристского продукта, познать особенности работы экскурсовода, формировать профессиональные компетенции. Экскурсия « ...

Подтема экскурсии ?сумма нескольких важнейших вопросов. В рамках каждой темы экскурсии они и обнаруживаются: исторические сведения о городе, характеристика индустрии, достижения науки и культуры. Верно, разрабатывать подтему вместе с другими подтемами. Особого внимания требует построение композиции темы экскурсии: расположение, последовательность и соотношение подтем, основных вопросов. Важны вводные и заключительная части подтемы.

Подтемы обрисовываются в соответствии со спецификой истории развития города, области, края. Как правило, одна из подтем выделяется как ведущая и становится, таким образом, основой экскурсии.

Главная подтема экскурсии поддерживает глубже раскрыть ее содержание. Благодаря этому, экскурсия становится обоснованной и запоминающейся. Любая подтема обзорной экскурсии возможно в дальнейшем перерасти в самостоятельную тему экскурсии. В большинстве случаев, тема затрагивает конкретный исторический время, значимые события в перспективе и ретроспективе. Обширная разработка тематики разрешаетреализовывать группирование тем по различным вариациям [6, c. 76].

Тематика экскурсий имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать. Прежде всего, это тесная взаимосвязь с объектами и с экскурсионным материалом, который усваивается экскурсантами при показе достопримечательностей.Объекты имеют все шансыдемонстрироваться во всех экскурсиях: обзорной, военно-исторической, историко-революционной, литературной, архитектурно. В экскурсии нередко задействованы и объекты, находящиеся напути маршрута. Разумеется, эти объекты не должны становиться главными предметами демонстрации. Повествовать о них следует исключительно по желанию туристов или в качестве дополнения к основному материалу.

Как лучше назвать экскурсию? Ведь нужно подобрать такое слово, которое сразу отразит ее содержание. Верно назвать ? это значит привлечь туристов, вызвать их интерес, замотивировать аудиторию к восприятию материала экскурсии. Название экскурсии должно соответствовать единому замыслу, оно должно быть предельно точным, не вызывающим смысловой барьер и толкующийся однозначно,а не двусмысленно.

Название экскурсии может быть простым и сложным. Если применяется сложное название, то его вторая часть уточняет и объясняет первую. Экскурсия может иметь даже несколько названий, что обусловлено составом участников и поставленной задачей.

Есть принципы, которым нужно следовать при подготовке и реализации экскурсии:

1. Принцип научности — один из главных в экскурсионном процессе. Соблюдение этого принципаполагает изложение материала с опорой на данные проведение исследования той или иной науки. Факты, события, теоретические положения должны предоставляться в научной трактовке и быть предельно объективными.

2. Принцип связи теории с жизнью. Этот принцип намереваетсясоздать связь с жизнью, с современным этапом развития страны, города, района.

5 стр., 2033 слов

Разработка (нового) экскурсионного тура по маршруту Пушкинские места России

... России. Целью работы является разработка нового тура по Пушкинским местам России. Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие ... сгущения сети объектов наследия в региональном и федеральном аспектах и их включения в туристские маршруты (российские ... рекреационными потребностями. Данное определение включает три основных принципа: 1) ориентацию на активную и содержательную деятельность ...

3. Принцип объективности. Располагает соответствие излагаемого сообщения экскурсоводом действительности, уйти от субъективности на воззрения тех или иных исследователей на развитие истории и культуры.

4. Принцип доступности. Согласно этому принципу, нужно учитывать особенности возраста и других параметров для того, чтобы информация была воспринята.

Экскурсия выполняет ряд функций, которые реализуются сообразно целям и задачам в экскурсионном процессе:

1. Информативная функция. Любая экскурсия преподносит определенную информацию о развитии общества, архитектуры, науки. Рассказ экскурсовода должен быть основан на достаточно полной и тщательно выверенной информации по сообщаемой теме.

2. Функция организации отдыха. Некоторые виды экскурсии обеспечивают эмоциональный и физический комфорт потребителям. Экскурсанту не нужно думать, как организовать свой досуг с пользой и смыслом.

3. Функция расширения кругозора. Однозначно, знакомство с новыми объектами природы, архитектуры, памятниками культуры и истории уже априори пополняют нас новыми знаниями.

4. Функция подготовки и переподготовки кадров. Реализация данной функции предполагает непрерывную подготовку будущих специалистов-экскурсоводов и организаторов экскурсий [4, c. 87].

Главным провиантом в фактической экскурсионной деятельности

выступает единый сервис. Этостандартныйнаборуслуг, сбываемых потребителям в одном «пакете». Помимо всего остального, требует внимания особая деятельность ?это создание и продвижение добавочных услуг, никак не вступающих в «комплект услуг» и предоставляемых экскурсанту согласно его желанию и за дополнительную плату.

Задача программы экскурсионного обслуживания ?обеспечить новыезнания. И здесь используется самая разнообразная тематика: из области истории, архитектуры, литературы, искусствоведения и т. д. Нужно внимательно относиться к описанию тура и составлению экскурсионной программы.

Изучение технологического процесса разработки и проведения экскурсий позволило выделить три этапа, и на каждом из них обозначить объекты или процессы, которые выступают качеством экскурсионной услуги:

1. Творческий этап. Этот этап включает в себя: зарождение идеи новой экскурсии. Разработку и утверждение ее текста, выбор маршрута, знакомство с объектом (объектами) демонстрации, сбор и обработку по ним информации, написание индивидуального текста экскурсии.

Вырабатывание экскурсионного пакета, утверждение маршрута, подготовку контрольного текстаэкскурсии «портфеля экскурсовода», разработку методики проведения экскурсии, подготовку технологической карты, контрольный «прогон» экскурсии. Руководитель утверждает текст экскурсии, качество которой в основном назначается грамотно выбранным объектом показа, содержанием и подбором наибольшей и полной информации в портфеле экскурсовода.

2. Организационный этап. На данном этапе заключаются договоры с партнерами (музеями, транспортными предприятиями и т.д.), рассчитывается стоимость экскурсии, определяются мероприятия по продвижению и продаже экскурсии. Итогом становятся определение стоимости экскурсии и формирование экскурсионной группы. При этом на качество экскурсионной услуги оказывают влияние разработанность маршрута экскурсии, определение транспортных средств и четкие мероприятия по продвижению экскурсии.

2 стр., 932 слов

Организация экскурсионного обслуживания

... документы: технологическая карта экскурсии ; контрольный текст экскурсии; материалы «портфеля экскурсовода»; схема трассы маршрута транспортной экскурсии. В организации экскурсионного обслуживания значительная роль принадлежит экскурсоводу. К нему предъявляются не только специальные квалификационные требования, но и личностные: способности, ...

3. Контактно-информационный этап. На этом этапе назначается экскурсовод с учетом целевой аудитории. Он знакомится с группой, содействует адаптации текста для сформированной экскурсионной группы, информирует группу с правилами техники безопасности на маршруте. Знакомит с достопримечательностями в аудиовизуальной системе, то есть одновременно рассказывает и показывает [7, c. 87].

Разрабатывают экскурсии менеджеры, методисты и экскурсоводы фирмы. Их сплоченность в деятельности, компетентность, опыт работы, элементарные знания педагогики и психологии, будут способствовать успеху предприятия экскурсии в целом [7, c. 87].

На этапе разработки экскурсии осуществляется:

  • Ч конкретизация целей и задач экскурсии;
  • Ч выбирается тема;

Ч выбор литературы и формирование библиографий

Ч изучение музейных экспозиций и фондов по теме;

  • Ч подбор и исследование экскурсионных предметов;
  • Ч разработка маршрута экскурсии;
  • Ч обход либо объезд поездки;
  • Ч организация ревизорского текста поездки;
  • Ч комплектование «портфеля экскурсовода»;
  • Ч создание технологии выполнения экскурсии;
  • Ч выбор техники проведения;
  • Ч подготовка индивидуального текста;
  • Ч прием (сдача) экскурсии;
  • Ч утверждение экскурсии в качестве продукта туристской фирмы.

Первые требования к экскурсионным услугам. Прежде всего:

  • Ч соответствие функциональному назначению (полнота информации);
  • Ч точность и своевременность выполнения;
  • Ч соответствие требованиям безопасности;
  • Ч качество обслуживания.

Особого внимания в настоящее время заслуживают «квест-экскурсии». Слово «квест» англоязычного происхождения и означает «поиск предметов,приключения, исполнение рыцарского обета».

В мифологии и литературе в переводе с английского «квест» исходно обозначало метод построения сюжета — путешествие персонажей к определенной цели трудности и преграды. Нам хорошо известен миф о Персее или 12-ти подвигах Геракла. Как правило, вовремя этого путешествия героям нужно было преодолеть многочисленные трудности и встретить на пути множество персонажей, которые помогают, либо препятствуют им. Герои могут выполнять квест, как из личной выгоды, так и из лучших побуждений. Выполнение некоторых квестов связано с решением для себя нравственно-этических задач. Весьма популярны подобные сюжеты в рыцарских романах, в частности, один из наиболее знаменитых квестов рыцарей Круглого Стола — поиски Святого Грааля.

В двацатом столетии квест наиболее активно был выставлен в жанре фэнтези (вспомним Дж. Р.Р. Толкиена «Хоббит» и «Властелин колец»).

В 1970-е годы термин «квест» заимствовали разработчики компьютерных игр. Им стали обозначать компьютерные игры, целью которых выступает движение к некой конечной цели. Ее достижение становится возможным только при устранении различных препятствий путем решения задач, поиска и использования необходимых предметов, взаимодействия с другими персонажами.

В середине девяностых годов термин «квест»приобрел новое содержание. Глобальное распространение интернета и накопленный опыт разработки компьютерных игр, содействовали появлению образовательных веб-квеста. Их первыми создателями были американские педагоги Берни Додж и Том Марч. Образовательные веб-квест представляет собой сайты с алгоритмизированными заданиями, решая которые участники последовательно достигают желаемой цели.

30 стр., 14823 слов

Проектирование профориентационной квест-экскурсии для учащихся основной школы

... квест-экскурсии для учащихся основной школы в г. Верхняя Салда. Цель: спроектировать профориентационную квест-экскурсию для учащихся основной школы в городе Верхняя Салда. Задачи: 1. Охарактеризовать понятие «профориентационная квест-экскурсия». ... и внешкольную работу с учащимися [12, с. 116]. Профориентационная экскурсия – форма организации познавательной деятельности учащихся, направленной ...

В качестве такой цели, как правило, выступает заранее обозначенный учебный продукт: реферат, проект, презентация. На сайте, гденаходится веб-квест педагог подробно разъясняет, какие этапы необходимо пройти, дает ориентиры по теме, обсуждает промежуточные результаты.

Таким образом, квест имеет долгую историю, но сохранил свою специфику: движение к определенной цели через препятствия, которые необходимо преодолеть. Путешествие может быть как реальным, так и виртуальным. Играют, обычно, несколько команд. Они по определенному маршруту достигают «станций», при этом должны выполнить различные задания. За успешно выполненное задание команды зарабатывают очки. Условие — командам нужно посетить все обозначенные станции.

Сегодня термин «квест» употребим и для обозначения игры-повествования, в которой управляемый игрок движется по сюжету, и коммуницирует с игровым миром с помощью посредством каких-то предметов. Взаимодействуя с другими персонажами и решая логические задачи, и для конкретизации задания в подобной игре, которое необходимо осуществить персонажу (или персонажам) для достижений игровой цели [9, c. 65].

Резюмируя, можно сказать, что, квест?это игра, где нужно проявить логическое мышление для поиска полезной, для достижения конечной цели, информации.

Обязательные признаки квеста:

  • Ч должен быть определенный сюжет игры;
  • Ч должно быть задание/препятствие;
  • Ч должна быть цель, которую можно достичь при определенных стратегических волевых усилиях.

Резюмируя вышеизложенные теоретические положения, дадим определение понятию «квест-экскурсия».

Квест-экскурсия ?это услуга предоставляемая экскурсоводом по организации посещения индивидуальными туристами (экскурсантами) или туристскими группами заранее подобранных объектов экскурсионного показа.Проводится целью ознакомления и изучении указанных объектов посредством просмотра, общения с остальнымилицами. И решения логических задач под руководством квалифицированного гида специалиста экскурсовода [9, c. 98].

Разложив очевидныелогические понятия можно сказать, что экскурсионный квест сочетает в себе необходимые признаки экскурсии:

  • Ч длительностью по времени, обычно от академического часа до одного дня;
  • Ч наличие экскурсионной группы (10 — 50 человек);

Ч разработку маршрута и алгоритмизированных заданий

квалифицированным специалистом-экскурсоводом;

  • Ч конкретно сформулированную определённую тему, определённый сюжет и определённую легенду), которая являетсястержнем этого осмотра, это своеобразный вектор направления;
  • Ч обозрение экскурсионных объектов, первичность зрительного восприятия;

Ч ознакомление с объектами в процессе передвижения и на пунктах

12 стр., 5729 слов

«Квест-технологии во внеклассной работе как средство развития ...

... мотива. Мотивация – это источник активности и направленности деятельности человека по приобретению знаний. К ... 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КВЕСТ ТЕХНОЛОГИИ ПО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ ... годы, интересует не то или иное задание различного содержания, а учение вообще как ... являются два мотива: игровой и учебный. Игра еще важна. Оба эти мотива имеют ...

остановки;

  • Ч присутствие в наличие заданий, препятствий;

Ч присутствие иналичие цели, которую возможно достичь, применив

определенныеусилия для преодоления препятствий.

Заметим также и то, что спортивные и активные этапы способствуютколлективному переживанию участниками ярких и интенсивных эмоций, что, конечно, психологически их сближает.

При выполнении игровых заданий, участники чувствуют массу позитивных эмоций и радостных воспоминаний, что содействуютвырабатыванию коммуникативных навыков участников [11, c. 67].

То есть, помимо функций традиционных экскурсий ?информации, организации культурного досуга, расширения кругозора и формирования интересов, экскурсионные квесты способствуют созданию команды, что очень важно.

Выстроенные тимбилдингекоманды? термин, который обыкновенно применяется в контексте бизнеса и причисляются я к обширномудиапазону воздействий для произведения и увеличения эффективности работы команды. Идея командных методов взаимодействия заимствована из мира спорта и стала активно внедряться в практику менеджмента в 1960-1970-е годы 20 века. В настоящее время тимбилдинг является одной из самых перспективных моделей корпоративного менеджмента, которая содействует эффективности компании и представляет собой наиболее действенный инструмент управления персоналом. Командное строительство направлено на образование групп равноправных специалистов различной специализации, совместно ответственных за результаты своей деятельности и на паритетной основе осуществляющих разделение труда в команде.Образование команды — это внутриколлективный процесс. Основная цель ?содействие сплоченности группы на основе общих ценностей и представлений.

Ставит перед собой следующие цели:

  • Ч формирование навыков успешного командного взаимодействия в различных ситуациях;
  • Ч повышение уровня личной ответственности за результат;
  • Ч изменение стратегии от конкуренции к сотрудничеству;
  • Ч создание доверительности в отношениях и потребности в оказании взаимопомощи;
  • Ч перенос позиции собственного эго на общие интересы команды;
  • Ч повышение командного духа, получение заряда позитивного настроя;
  • Ч вывод команды на лидирующие позиции турнира.

Стабильность к стрессу,способность взаимодействовать вуказанию, творчество при решении задач ?это те качества, которые все чаще становятся необходимыми для эффективной деятельности компании. Опытные руководители проводят тренинги этих полезных качеств у своих сотрудников. Участие в городском квесте-командной игре, заключающейся в движении по заданному маршруту и выполнении различных заданий в пути, обеспечивает в развлекательной форме положительный настрой на командное взаимодействие, раскрыть таланты сотрудников, повысить их самооценкутаким образом, поощрить на проявление креативности к решению трудных задач.

Экскурсанту нужно постараться запомнить многое из увиденного и услышанного. Для этого необходима продуктивно работающая память.

А. В. Петровский выделяет следующие условия успешного запоминания информации:

1. Остаётся в памяти лучше тот материал, над которым человек размышляет. Известно, что непроизвольно и на длительное времязапоминается то, что имеет для личности смысл, значимость и если оно эмоционально окрашено. Непроизвольное запоминание тем более продуктивно, чем более интереса вызывает у личности осуществляемая деятельность.

26 стр., 12885 слов

Занятий; 3) обработку материалов экскурсии и подведение ее итогов

... выступает как форма взаимопонимания и самопознания). 4. Трансляционная функция (передача способов деятельности, оценок и т. п.). Также коммуникации имеют ряд таких функций как: 1. ... трех параграфов и освещает теорию экскурсии, её особенности как педагогического процесса. Третья глава называется «Направления работы по реализации экскурсий, направленных на развитие коммуникативных навыков ...

2. Остаётся в памяти все то, с чем человек активно взаимодействует. Эта закономерность обнаружена и в опытах с практическими, трудовыми действиями. Однако, отметим, что одни и те же внешние условия деятельности не приводят к абсолютно одинаковым результатам запоминания у всех людей, так как эти условия всегда преломляются через прошлый опыт человека и его индивидуальные особенности [5, c. 32].

Еникеев М. И. также отмечает несколько факторов успешного непроизвольного запоминания информации:сильные физические раздражители то, что вызывает повышенную ориентировочную деятельность раздражители, значимые для данного индивида раздражители, имеющие особую эмоциональную окраску;то, что более всего связано с потребностями данного человека;то, по отношению к чему проявляются активные действия.

То есть, задача, требующая длительного усилия для ее решения, запоминается непроизвольно и прочно, источник хорошо запоминается в ходе работы лица индивида.В первую очередь в целом, в памяти оставляется, то, что значимо в деятельности человека, с чего начиналась и чем заканчивалась эта деятельность, какие трудности возникали на пути к ее осуществлению. Как известно, что все люди по разному воспринимают поступающею информацию, некоторые люди лучше запоминают помогающие, а другие — затрудняющие факторы деятельности. В той или иной степени все эти факторы присутствуют во время выполнения квеста.

Таковым образом, квест-экскурсия ? это услуга по организации посещения коллективом или индивидуально, заранее подобранных достопримечательностей экскурсионного показа, в ознакомлении и изучении посредством наблюдения, знакомство с другими субъектами и решения логических задач под инструкцией экскурсовода [5, c. 84].

Квест-экскурсия, как новое течение, дает потенциалсоединить игру и экскурсионнуюдеятельность. Данное организация услуг проводится в отсутствии классических экскурсоводов, сочетание экскурсии и квеста, в ходе прохождения познают исторические реалии о людях, основывавших биографию города, чередуются с занимательнымиразгадками и головоломками. Город возникает, то как хорошо узнаваемым, то как в абсолютно неожиданном ракурсе, участники постигают и город, знакомясь с новыми фактами его биографии.

Квест-экскурсии ? это широко распространенный возможность попробовать себя,свои возможности, посмотреть на себя по-новому и заработать драгоценный опыт. Помимо этого ? это хорошая тренировкадля нового ролевого поведения, различающееся от его привычной общественной роли. Подобный способ вырабатывает у личности гибкость, она может побывать, благодаря квесту, в разных позициях и на самых разнообразных логических уровнях.

Необходимость следовать заданным правилам игры,достигать своей предоставленной экскурсоводом целей и мотивов других участников,вынуждают человека,посредством наводящих вопросов и анализа поведения напарников по игре, разгадывать их скрытые мотивы и предполагать действия. Поэтому квест-экскурсию не только приятное занятие. Оно дает возможность участникам примерить на себя незнакомые роли, научиться понимать и предсказывать действия другого человека, толерантно относиться к людям, которые отличны от них самих.

11 стр., 5213 слов

Технология создания экскурсии и техника ее проведения

... специальная литература для изучения технологии подготовки создания экскурсии. Для решения третьей задачи будут изучены основные правила по организации и технике ведения экскурсии. Для решения ... учреждении экскурсии. Первое направление - процесс создания новой для экскурсионного учреждения экскурсии. Подготовка новой экскурсии поручается творческой группе. Обычно каждому из участников творческой ...

1.2 Видыэкскурсий

Автоквест ? активное, познавательно-развлекательное состязание, заключающееся в разгадывании зашифрованных пунктов размещения задания. Этот вид эффективен, поскольку развивает эрудицию,учитмыслить и работать в команде, а также вырабатывает навык применения тактики и стратегии в практической деятельности. Автоквест позволяет лучше познать историю своего города, его жителей их обычаи и их нравы. Игра развивает самое главное для ориентирования в городе: коммуникативные навыки и умение находить выход в критической ситуации [8, c. 75].

Современный автоквест — это некий симбиоз «Что? Где? Когда?», «Зарницы» и «Форт Байярд-а». Для участия в игре понадобится автомобиль, фонари, выход в интернет. А также желательна удобная одежда, которую не жаль испортить. Команды, в состав которых входят штаб и несколько экипажей, соревнуются с другими, кто быстрее найдет в загадках зашифрованноеместо в городе. Загадки распределяются по командам с помощью интернета. В загадке зашифрован адрес, по которому нужно найтиособый код, который необходимо ввести на сайте организатора квеста, чтобы получить следующее задание.

Коды могут быть расположены в любом неожиданном месте: в подъездах, разрушенных зданиях, сараях. Масса заданий таких, когда участники не знают место нахождения и что необходимо делать, для того, чтобы найти код. Побеждает та команда, которая быстрее других команд, выполнит все необходимые задания.

Кроме игровых, бывают и краеведческие автоквесты. Участники игры в установленный день скачивают по сети интернет задание, содержаниекоторого, множество фотографий и изображений исторических достопримечательностей, которые им предстоит отыскать и сфотографировать за отведённое время (как правило, 1-2 выходных дня), а иногда и выполнить дополнительное задание по поиску какой-либо исторической информации. Обязательным элементом автоквеста является посещение музеев. Результаты должны быть представлены организаторам в виде фотографий и ответов на вопросы и отправлены по электронной почте.

Краеведческий автоквест дает возможность участникам совершать периодические путешествия, передвигаясь на собственном автомобиле по историческим местам города, не обладая никакими особо — специфичными навыками вождения или дополнительными знаниями. Вся нужная для такого путешествия информация вложена в полученном задание автоквеста. Как правило, в таком путешествии с удовольствием участвуют всей семьей, чтобы только за один уикенд испытать яркие впечатления и обогатиться новыми знаниями [4, c. 88].

Примером подобного вида квеста является известный в Санкт-Петербурге и по всей России автоквест «Дозор». Этот квест образовался в 2008 году и успешно функционирует по сегодняшний день. Игры проводятся по всем городам России. «Дозор» получил широкую славу своими сложными головоломками и самыми нестандартными заданий. Например, в 2012 году проводился квест в Казани, одной из пунктов, где участники должны были найти серебряный ключ для разгадки. В одном из испытаний был бассейн, куда участники должны были погружаться с аквалангом и искать на дне брелки с кодами.

При организации и разработке автоквеста, ведущим требуется тщательно изучить место, где будет проходить будущий квест. Большое значение имеет дорожная инфраструктура, так как квест проводится на машинах. Если это крупный город, то игры лучше проводить в ночное время, когда нет «пробок» в дороге — время все же жестко ограниченно у участников [8, c. 22].

4 стр., 1801 слов

Особенности организации индивидуальной экскурсии

... и предоставления экскурсионной услуги не является окончательными, т.к. в процессе работы с уже утвержденной экскурсией необходимо постоянно корректировать стоимость экскурсии с учетом ... эстетических, информационных и других нематериальных потребностей туристов.2. Основные функции экскурсии: информации, научной пропаганды, формирования интересов, организации досуга, расширение мировоззрения.3. ...

Фут-квесты ? это командная игра, в которой игроки передвигаются по пунктам с поручениями, объединенными общемруководством и заданием. Задание или инструкцияисполняет роль прогулочного пешеходного маршрута, построенного на основе загадок и ребусов. Кто скорее справится полноценно с заданиями и разгадает основное слово, нужного для игры, тот приходит к победе. Смысл игры ?добраться до финала, разгадав кодовое слово с подмогой промежуточных заданий-подсказок. В этом квесте нужны знания, интеллект, смекалка, сила и ловкость. Идея элементарна, но особенность в самих заданиях.Они подбираются таким образом, чтобы не требовались какие-то специальные знания или умения, но в то же времянаибольшему вниманию уделяется оригинальности и интересности. Так что, чтобы извлечь код, за которым идет охота, командам придется немало постараться. Способы передвижения: пеший ход и общественный транспорт. Все доступно и привычно, длительность игры: 3-4 часа. В качестве основной аудитории может выступить любой желающий. Здесь нет ни возрастного ограничения, ни ограничений по половому признаку. Но все же основная масса играющих — энергичные молодые люди и девушки в 16-30- летнего возраста.

Особенно приветствуют такие квесты школы и университеты, там они очень распространены. Так,например, Санкт-Петербургский государственный институт в октябре 2011 года провел фут-квест для студентов, живущих в общежитиях. Начинался квест в учебном корпусе, откуда студенты стартовали в поиск разгадок, посещая находящиеся в городе общежития. Заковыристо составленные задания, приводили студентов на территории заводов и предприятий Санкт-Петербурга.

Фут-квест более энергичный вид, чем автоквест, так как участники передвигаются по городу пешком или на общественном транспорте, что намного снижает скорость движения.

Фут-квесты проводятся днем, в связи с тем, что участники передвигаются самостоятельно, ночью это менее удобно, при разработке данного квестацелесообразнее использовать объекты, находящиеся в доступной близости друг от друга.

Городское ориентирование — квест, является своеобразным видом спорта, включил в себя элементы интеллектуальной игры и получил широкое распространение в начале 21 века. Целью участников соревнований является поиск и достижениезаданных организаторами,контрольных пунктовза наименьшее время. В отличие от классического спортивного, городское ориентирование располагает несколькими способами задания контрольных пунктов. Это возможно могут быть адреса, местные названия и ориентиры, свойственные городскому проекту, условные схемы и фотографии, описания и городские загадки. Остальные правила оговаривают отдельно в зависимости от самого соревнования.

Правила соревнования диктуют разрешение или запрещение пользования различными видами транспорта, к ним относятся:автомобиль, автомобильные соревнования проводятся преимущественноночью в связи с меньшей загруженностью дорог;общественный транспорт (кроме такси); велосипед. Некоторые соревнования подразумевают исключительно пеший ход[7, c. 88].

Примером такого вида квеста является городской квест «Соревнующийся город». Впервые этот квест провели в Санкт-Петербурге в 2000 году. Это новая познавательно ?состязательная форма краеведения. Целью участников является поиск и достижение за короткое время данных организаторами объектов в городе. Квесты выстроены на применении типично урбанических средств передвижении на общественном или личном транспорте, велосипеда, роликовых коньков или пешего хода.

Формирование городского квеста не требует строгих рамок или ограничения по возрасту. В нем могут участвовать дети, молодые и пожилые люди, единственное условие дети, не достигшие 18-ти лет, участвуют в одной команде с родителями или родственниками. В случае,если ни родители, ни родственники не участвуют в соревнованиях, то организаторы требуют письменного разрешения родителей ребенка. Организаторы не несут ответственности за последствия, произошедшие с участниками по вине самих участников или других лиц.

На основе тщательного анализа возникновения видов квестов и их истории, можно сделать вывод, что они берут свое начало именно от салонных игр. Затем появились квест-экскурсии. Это яркий, нестандартный способ передачи информации туристам. Этот вид экскурсий предназначен, в основном, для молодых людей в возрасте 18-35 лет и любителей активного отдыха, так как маршрут динамичен и непредсказуем. Продвигая подобного рода экскурсии, туристические фирмы не откладывают в «долгий ящик» традиционные экскурсии с привычными экскурсоводами, привлекая новые группы туристов, а напротив, предлагают новый способ знакомства с достопримечательностями и культурным наследием.

Квест-экскурсия, как новый способ встречи с историческими объектами, появиласьотносительно недавно, не более пяти лет назадно, несмотря на большое количество туристических фирм и экскурсионных бюро, предлагают немалое количество тематических квест-экскурсий. Проведя анализ уже разработанных и предлагаемых экскурсионных маршрутов, были выделены следующие квест-экскурсии по возрастным категориям:

— экскурсии для детей дошкольного возраста от трёхдосемь лет. Они разрабатываются с особенностями возрастных ограничений для принимая во внимание детские увлечения. Внимание у них неустойчивое, быстро переходящее от одного объекта к другому. Поэтому важно преподносить так информацию, чтобы детям было интересно и доступно. Нужно обеспечить личный подход к каждому ребенку, особенно во время игр, эстафет, состязаний это является непременным условием правильного организационного управления экскурсии для детей пяти-семи лет. Экскурсии аналогичного типа имеют в основном развлекательный характер. Внимание детей привлекают включением в программы экскурсий театрализованных представлений, музыкального сопровождения, просмотром мультипликационных фильмов. Гиды-аниматоры с помощью костюмов превращаются в сказочные, мультипликационные персонажи или героев игр. Все экскурсии проводятся только днем. Для всех групп дошкольников обязательно присутствие взрослых или родственников ребенка [6, c. 22].

— школьники от семи до шестнадцати лет. Так же как и для меленьких детей, экскурсии для данного возраста разрабатываются с применением игровых и театрализованных сцен в отличие от экскурсий для дошкольников, разрабатывая подобные экскурсии, нужно, чтобы в программе были не только развлекательные моменты. В этом возрасте дети могут анализировать, отвлечься, они опираются понятия, термины. Благодаря этому важным остается познавательно-образовательный процесс, который направлен на изучение биологии, химии, физики, географии, истории, литературы и достопримечательностей городов. В общем, все, что предполагает школьная образовательная программа. Подобные экскурсии способствуют закреплению знаний школьников. Благодаря взаимодействию, воспоминания об экскурсии у школьников остаются намного дольше, что способствует лучшему запоминанию информации.

Ч подобная экскурсия опирается на подлинник;

  • Ч процесс экскурсионного обслуживания проходит в залах музея, являющихся наиболее органичной средой для восприятия музейного памятника.

Содержание и основные вопросы музейной обзорной экскурсии:

  • Ч знакомство с архитектурой и историей музейного здания;
  • Ч знакомство с историей и содержанием музейной коллекции;
  • Ч общее знакомство с основными разделами экспозиции музея;
  • Ч знакомство с отдельными выдающимися экспонатами, наиболее ярко представляющими музейную коллекцию и основные разделы экспозиции музея.

Распределение информации по каждой из обозначенных тем может быть равномерным или различным в зависимости от времени, обстоятельств или пожеланий экскурсионной группы. Большее внимание на обзорной экскурсии может быть уделено одной из обозначенных задач, в то время как остальные будут затронуты в меньшем объеме.

Длительность обзорной экскурсии может быть разнообразна в вариантах, в зависимости от обстоятельств и пожеланий группы [20, c. 90].

Распространенным типом музейной экскурсии является образовательная экскурсия. Элементы образовательного характера, имеют место быть в любой экскурсии, в том числе и в обзорной, однако преимущественном значение они имеют в экскурсии образовательного типа. Тематическая, монографическая экскурсия адресована широкой аудитории любого возраста и любой социальной группы и всегда познавательна.

Наиболее распространенные экскурсанты, как правило, школьники или студенты. Экскурсия такого типа может решать познавательные и различные образовательные задачи.

Главная роль образовательной экскурсии — расширение познаний в сознание экскурсанта. При этом акцент должен быть перенесен с информативности на познание более глубокого уровня, в чем и заключается отличие образовательной экскурсии от экскурсии ознакомительного (обзорного) типа.

Круг задач и тематику образовательной экскурсии необходимо соотносить со спецификой группы ? ее уровнем, пожеланиями, количеством времени, отведенным на экскурсию. Образовательный характер экскурсий, в отличие от развивающего, предполагает несколько иное понимание их задач и содержания. Задача образовательной экскурсии имеет более познавательный акцент, чем в обзорной экскурсии на ту же тему.

Продолжительность образовательной экскурсии в зависимости от ее цели, возраста зрителей и образовательных задач, может быть различна. Однако, в любом случае, установка на расширенное и глубокое знание требует и большей продолжительности экскурсии. Таким образом, экскурсия образовательного типа, являясь традиционной и весьма распространенной формой музейной экскурсии, решает познавательные задачи углубленного характера и предполагает систематическую и целенаправленную работу с учащимися на экспозиции музея.

Современное образованиеориентированно на каждую личность индивидуально. Это означает, что в центре обучения и внимания педагога должна быть личность ученика.

В игровой технологии главную идею и основу эффективности результатов составляют активизирующие деятельность учащихся средства. В ней дидактическая цель формулируется перед учащимися в форме игровой задачи, а учебный материал используется в качестве её средства. В учебной деятельности содержится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую.

Игра полностью не заменяет традиционные формы и методы обучения; она разумно их дополняет, позволяя более эффективно достичь поставленной цели и задач конкретного занятия и всего учебного процесса. В то же время игра пробуждает интерес игроков к учебным занятиям и стимулирует познавательную активность. Это позволяет учащимся получать и усваивать большее количество информации, способствует приобретению навыков принятия спонтанных решений в разнообразных ситуациях, формирует опыт совершения нравственного выбора [18, c. 89].

Игра оптимизирует отношения между ее участниками и педагогами, так как игровые взаимодействия предусматривают неформальное общение и позволяют и тем, и другим проявить свои личностные качества, раскрыть лучшие стороны своего характера; повышает самооценку участников игры, так как и у них появляется возможность перейти от слов к делу и проявить свои способности. Игра изменяет отношение ее участников к окружающей действительности, нивелирует страх перед неизвестностью.Она ставит школьника в несколько позиций. Личность находится одновременно в двух планах — реальном и условном (игровом).

Участники квеста мысленно переносятся в прошлые века и пытаются воспроизвести те события, которые происходили, в 14 веке на территории Ферапонтова древнего монастыря, посещают церковь Благовещенья, в которой и пытаются отыскать тайную комнату.

Специалисты по активным методам по-всякому относятся к роли игр в усвоении учебного материала. Если при лекционной форме усваивается не более 20% информации, то в деловой игре усваивается до 90% информации, поэтому авторы различных игровых методических разработок доказательно настаивают на их использовании. Это одна из причин, по которой музейный квест или иная форма интерактивного занятия в музее является более результативной для развития универсальных учебных действий, чем традиционная экскурсия-лекция.

Проведение музейного игрового занятия ? современная педагогическая инновация последних десятилетий, сегодняшний день одна из распространённыхзанятий практической форы: многие музей создают свои новее экскурсионные программы культурно-познавательного и игрового, развлекательного направления для детей и взрослых.

Такой пример, как квест «Музейный обзор» в Ярославском государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике, квест для детей «Радостные открытия» в Музее Востока в Москве, квест «В поисках партитуры М. И. Глинки» (увлекательное путешествие по шести музеям Всероссийского музейного объединения музыкальной культуры имени М. И. Глинки), квест «В гости к необычному человеку» в Музее Н.К. Рериха, квест в рамках мероприятия « Неожиданная встреча в музее» в архитектурно-этнографическом музее «Семеново», квест игра «Необитаемый остров спасения», посвященная 80-летию Дарвинского заповедника, в Вологодском государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике.

Квесты иногда выходят за пределы зданий и охватывают городское пространство, включая элементы ориентирования. Например, осенью 2014 года в городе Вологда прошли «Городские квесты», организованные Молодежным центром.

Современному педагогуочень важно не только включать в учебный процесс посещение музеев, но и уметь самостоятельно создавать квесты в контексте изучаемого учебного предмета. Однако методической литературы по созданию музейных квестов в качестве образовательных технологий недостаточно. В основном, в современных методических разработках только имеется описание веб-квестов. Попытаемся определить основные признаки музейного квеста, отталкиваясь от этого понятия.

Веб-квест (webquest) как технология обучения ?проблемное задание с элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета. В таком случае музейный квест ?это проект, в котором ресурсным пространством является музей. Для проведения любого квеста необходима насыщенная информацией образовательная среда, которая имеется и в музейномквесте [14, c. 93].

Идея и общая логика квеста заключается в преодолении участниками определенного маршрута и одновременном получении новых знаний. Путь маршрута исходно неизвестен, и участникам необходимо постепенно его открывать. Для этого они отгадывают загадки и находят в пространстве музея объекты, поставленные задачами квеста.

Найденный объект содержит новую загадку для решения и т.д. Отгадка последовательно продвигает участников по пути к конечной точке маршрута, а неправильные решения тормозят дальнейшее движение до появления правильного ответа. Все задания квеста являются тематическими.

Квест не базируется на каком-либо определённом школьном курсе, а является между предметным, привлекая знания из различных предметных областей. Осваивая игровое пространство и находясь в состоянии свободного поиска, подростки отыскивают источники информации, осмысливают и перерабатывают её, накапливая знания, учатся применять их в нестандартных ситуациях.

Выводы

Таким образом, квест-экскурсия представляет собой услугу по организации посещения специально подобранных объектов экскурсионного показа индивидуальными туристами (экскурсантами) или туристскими группами, заключающаяся в ознакомлении и изучении указанных объектов посредством наблюдения, общения с другими субъектами и решения логических задач под руководством квалифицированного специалиста — экскурсовода.

Квест-экскурсии ? это прекрасная возможность самопроверки, формирования нового взгляда на себя, как на личность, многое умеющую и знающую. Квест предоставляет каждому бесценный опыт. Помимо этого, квест-экскурсия ? это своего рода тренинг нового ролевого поведения, когда появляются новые паттерны поведения и роли, отличные от других социальных ролей.Это дает возможность человеку понять то, насколько подходит ему эта роль, почувствовать себя в другой позиции. Определенные условия игры дают необходимость достичь своей цели и незнание целей и мотивов других участников, заставляют героя, путем наводящих вопросов и анализа поведения, распознавать скрытые мотивы и прогнозировать действия напарников по игре. Таким образом, данные условия превращают квест-экскурсию не просто приятным занятием, но и позволяет участникам побывать в незнакомых ролевых позициях, научиться понимать и предугадывать поведение другого человека, принимать людей, отличных от них самих.

Глава 2. Исследованиякультурно-позновательных ресурсов Омского Прииртышья

2.1 Анализ культурно-познавательных и природных ресурсов Омского Прииртышья

Туристская промышленность города Омска и Омской области отличается своей характерностью.Состоит она в том, что Омская область, в силу своего геополитического расположения, занимает наименьший сектор туристского рынка России. Омское Прииртышье по объективным основаниям нельзя назвать туристической центром. На это воздействовало и то, что г. Омск долгое время был «закрытым». Наряду с этим, Омская область обладает неиспользованным природным возможностью, сопоставимым по своим привлекательным, оздоровительным, культурным качествам сзнаменитыми классическими назначениями мирового туризма

Омская область находится на юге Западно-Сибирской равнины в бассейне реки Иртыш. На юге находится с границей с Казахстана, на западе и севере ? с Тюменской областью, на востоке ? с Новосибирской и Томской областями. Входит в состав Сибирского федерального округа.

Площадь ?141,1 тысяч квадратных километров. Население ?1 977 450 человек (2010 г.) Административным центром является город Омск.Рельеф в Омской области равнинный. Река Иртыш пересекает территорию области с юга на север, разделяет ее на левобережную и правобережную части. На левобережье выделяется Ишимская равнина (высотой до 140 м).

Из-за отсутствия речной сети, поверхность равнины слабо раздроблена. Увлекательны по форме рельефа гривы ?плоские грядообразные повышения высотой до 5-6 метров, длиной 2-4 метра, редко 10 метров. К северу от Ишимской равнины рельеф местности постепенно уменьшается, минимальная отметка здесь ?урез воды на Иртыше ? 41 м близ поселка Мал. На самом юге левобережья выделяется Северо-Казахская равнина (высотой до 142 м).