Развитие туризма в Республике Татарстан: состояние и перспективы развития

Дипломная работа

Актуальность избранной темы состоит в том, что туризм является одной из крупнейших и динамичных отраслей экономики. Высокие темпы его развития, большие объемы валютных поступлений активно влияют на различные сектора экономики, что способствует формированию собственной туристской индустрии. На сферу туризма приходится около 6% мирового валового национального продукта, 7% мировых инвестиций, каждое 16-е рабочее место, 11% мировых потребительских расходов. Таким образом, в наши дни нельзя не заметить того огромного влияния, которое оказывает индустрия туризма на мировую экономику.

Во многих государствах мира туризм развивается как система, которая предоставляет все возможности для ознакомления с историей, культурой, обычаями, духовными и религиозными ценностями данной страны и ее народа. Туризм приносит доход в бюджет страны, а также очень многим физическим и юридическим лицам, так или иначе связанных с оказанием туристических услуг.

Помимо значительной статьи дохода туризм является еще и одним из мощных факторов усиления престижа страны, роста ее значения в глазах мирового сообщества и рядовых граждан. По данным Всемирной туристской организации в сфере туризма занято свыше 250 млн. человек. Туризм оказывает огромное влияние на такие ключевые секторы хозяйства, как транспорт, связь, торговля, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и многие другие, выступая катализатором социально-экономического развития. И в этой связи изучение развития туризма в РФ является одной из актуальных проблем.

В настоящее время создание благоприятных условий для развития международного туризма выдвигается как одна из главных целей для нормального функционирования туристического дела в РФ и Республике Татарстан. Мировой опыт свидетельствует о том, что международный туризм как одна из форм международных экономических отношений приобрел в современных условиях огромные масштабы и стал оказывать существенное влияние на политические, экономические и культурные связи между государствами.

В современных условиях становится очевидным осознание цели создания в РФ и в нашей республике, в том числе, современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристического комплекса, обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения потребностей российских и иностранных граждан в разнообразных туристических услугах. В связи с этим необходимо проведение работ по созданию современной системы подготовки кадров для сферы туризма, осуществление комплекса мер по содействию модернизации материальной базы туризма, активизации строительства новых объектов, развертывание широкомасштабной рекламной компании по продвижению отечественного туристического продукта на мировой рынок туристических услуг. Без активной государственной поддержки развития туризма невозможно обеспечить приток иностранной валюты и увеличить налоговые поступления в федеральный бюджет в этой сфере деятельности. В этих условиях приоритетными мероприятиями является разработка необходимых нормативных правовых актов, и реализация комплекса мер по развитию въездного и внутреннего туризма.

12 стр., 5621 слов

Разработка мероприятий по развитию имиджа туристической фирмы ...

... на рынок свои новые продукты; повышает эффективность рекламы; снижает расходы на формирование ... разработки, формирования и постоянного изготовления тех или иных носителей фирменного стиля целесообразно воспользоваться услугами ... элементов комплекса ... примера ... формирования благоприятного имиджа ... на рынке. Так, по ... формирования фирменного стиля можно назвать: 1. Идентификацию продуктов фирмы, их связь ...

Существенно необходимо участие в проведении международных туристических выставок и ярмарок на территории РФ, в том числе Республики Татарстан и за рубежом. Основная задача мероприятий по рекламно-информационному обеспечению продвижения туристического продукта на внутреннем и внешнем рынках –воссоздание имиджа России в целом в мировой системе как страны с уникальными туристическими возможностями. Важно осуществление работ по следующим основным направлениям, рекламно–информационной деятельности: издание бюллетеней туристической информации, каталогов туристических фирм и маршрутов, объектов гостиничного хозяйства, туристических карт.

Учитывая все выше изложенное, необходимо выделить следующие задачи, которые необходимо рассмотреть в дипломной работе для развития международного туризма в нашей республике и России в целом:

  • изучение понятия и функций туристического бизнеса;
  • этапы развития туризма;
  • место туризма в экономике РФ и Республике Татарстан;
  • анализ и улучшение позиций российских туристических компаний на мировом туристическом рынке
  • деятельность по созданию в стране и ее регионах в совокупности туристического комплекса
  • рекламно-информационная и имиджевая деятельность туризма.

Целью дипломной работы является исследование и сравнительный анализ развития туристического бизнеса в Российской федерации и ее регионах, а именно в Республике Татарстан и его столице за последние годы, выявить перспективы развития туристического бизнеса в Республике Татарстан, дать оценку состоянию туристического бизнеса на сегодняшний день и определить позитивные и негативные моменты, а также перспективы в этой сфере деятельности.

Для решения задач исследования изучены разнообразные источники. Среди этих источников несомненный интерес представляют статистические данные, опубликованные в статистических сборниках. Другой не менее важной группой источников являются данные, содержащиеся в официальных документах органов государственной власти РТ.

Объектом исследования выступает область международного туристического бизнеса, на которую направлено внимание исследователя.

Предметом исследования являются мировой опыт в области развития

туристического бизнеса и сравнение его с развитием туристического бизнеса в Российской Федерации и ее регионах, а именно в Республике Татарстан.

4 стр., 1720 слов

Развитие туристического бизнеса в Республике Татарстан

... деятельность туризма. Целью дипломной работы является исследование и сравнительный анализ развития туристического бизнеса в Российской федерации и ее регионах, а именно в Республике Татарстан и его столице за последние годы, выявить перспективы развития туристического бизнеса в Республике Татарстан, дать оценку состоянию туристического бизнеса на ...

1. Теоретические основы формирования рынка туристических услуг

1.1. Социально-экономическое содержание понятия «туризм»

Человечеству на протяжении всей его многовековой истории было свойственно стремление к путешествиям с целью развития торговли, завоевания и освоения новых земель, поиска ресурсов и т. п.

Туризм (фр. tourisme, от tour – прогулка, поездка) – явление, с одной стороны, относительно молодое, ставшее массовым только после Второй мировой войны, с другой – имеющее глубокие исторические корни [8, с. 7].

Туризм в первоначальном смысле понимался как передвижение и временное пребывание людей вне постоянного места жительства. Однако в процессе исторического развития содержание и смысл данного понятия постоянно претерпевали изменения и дополнения.

В 1993 г. Статистическая комиссия ООН приняла определение, одобренное Всемирной туристской организацией (ВТО) и широко используемое в международной практике. В соответствии с ним туризм охватывает деятельность лиц, которые путешествуют и осуществляют пребывание в местах, находящихся за пределами их обычной среды, в течение периода, не превышающего одного года подряд, с целью отдыха, деловыми и прочими целями [8, с.11].

Современная экономическая наука рассматривает туризм как системный объект изучения, что позволяет, с одной стороны, выявить его структуру с многообразием внутренних связей, а с другой – определить характер взаимодействия с внешней средой.

В соответствии с определением, разработанным Международной ассоциацией научных экспертов в области туризма, туризм как социально-экономическая система есть совокупность отношений, связей и явлений, возникающих во время перемещения и пребывания людей в местах, отличных от их постоянного места проживания и не связанных с их трудовой деятельностью [8, с.15].

В основе системы туризма, по мнению швейцарского исследователя К. Каспара, лежат две субсистемы:

  • субъект туризма, т. е. турист – потребитель туристских услуг со всем многообразием его потребностей и мотивов поведения;
  • объект туризма, состоящий из трех элементов: туристского региона, туристского предприятия и туристских организаций.

Экономическая эффективность функционирования туризма во многом определяется его формой, предполагающей соответствующий набор услуг, удовлетворяющих потребности туристов. Выделяют две формы туризма: внутренний и международный туризм.

Внутренний туризм – путешествия внутри своей страны лиц, постоянно проживающих в пределах границ своего государства, без занятия оплачиваемой деятельностью в месте временного пребывания. На долю внутреннего туризма в мире приходится 80-90% поездок. Расходы на него в 5-10 раз превышают расходы на международный туризм.

Международный туризм – это туризм в другую страну с туристскими целями без занятия оплачиваемой деятельностью в месте временного пребывания. В среднем около 65% всех международных туристских поездок приходится на Европу, около 20% — на Америку и около 15% — на остальные регионы [7, с. 40].

2 стр., 985 слов

Особенности развития туризма в странах Прибалтики (на примере Латвии)»

... туристские путешествия данного направления единичны на рынке туризма и недостаточно изучены. Этим и обусловлена актуальность дипломной работы на тему “Особенности развития туризма в странах Прибалтики (на примере Латвии)”. Цель данной дипломной работы – обоснование особенностей развития туризма в Прибалтийских странах ... Туризм оказывает огромное влияние на та кие ключевые отрасли экономики, как ...

В последнее время наметилась тенденция сближения внутреннего и международного туризма. Это обусловлено упрощением туристских формальностей (например, Шенгенское соглашение в объединенной Европе).

Вид туризма связан со спецификой отражения финансовых результатов в бюджете страны или ее региона. По данному признаку в формах туризма выделяют два вида туризма: активный и пассивный. Приезд иностранных туристов в страну или отечественных туристов в данный регион страны является активным туризмом. Активный туризм служит фактором ввоза денег в страну или данный регион. Путешествие граждан одной страны в другие государства и выезд туристов из данного региона страны является пассивным туризмом. Пассивный туризм служит фактором вывоза денег в страну или данный регион [1, с. 22].

Туризм по наиболее существенным признакам делится на отдельные разновидности. Таковыми признаками являются: цель путешествия, способ передвижения, интенсивность туристского потока, продолжительность путешествия, характер организации путешествия и т.п.

В зависимости от цели поездки выделяют следующие разновидности туризма: рекреационный, познавательный, оздоровительный, научный, деловой, спортивный отдых, шоп-туры, приключенческий, паломнический, экзотический, экотуризм и т.п. (рис.1.1.1).

Рис.1.1.1. Виды туризма

Рекреационный туризм характеризуется длительностью путешествия, небольшим количеством городов, входящих в маршрут, широким использованием авиационного транспорта. Познавательный туризм выполняет функции расширения кругозора и интеллекта. Оздоровительный отдых в зависимости от средств воздействия на человека тоже подразделяется на различные подвиды. Деловой туризм (поездки бизнесменов с деловыми целями) представляет собой наиболее динамичный и доходный вид туризма. Поэтому многие государства стремятся к проведению у себя международных форумов и конференций. Сравнительно новым в международном бизнесе является научный туризм. Образовательные поездки за границу стали одним из установившихся сегментов российского турбизнеса.

По способу передвижения туристов различают: пешеходный, авиационный, морской, речной, автотуризм, железнодорожный, велосипедный и смешанный. По интенсивности туристских потоков различают постоянный и сезонный туризм. По продолжительности туристов в путешествии выделяют кратковременный и продолжительный туризм. По характеру организации путешествия выделяют индивидуальный, групповой, организованный и самодеятельный (неорганизованный) и т.п.

Существуют факторы, которые определяют развитие туризма и формируют направленность туристских потоков. Благоприятные факторы приводят регион или страну к лидерству в мировом туризме, неблагоприятные – снижают туристский поток. Такие факторы нужно устанавливать как можно более полно для каждого конкретного сегмента рынка.

Внешние обстоятельства эффективности туризма включают статистические (неизменные во времени) и динамические факторы. В статистическую группу входят природно-климатические, географические, культурно-исторические факторы.

Привлекательность мест отдыха определяют в первую очередь именно эти условия. Не случайно южные регионы с теплым климатом имеют положительное сальдо по статье «туризм», в то время как во всех северных странах, будь то Россия или Скандинавские страны, сальдо – отрицательное. Историко-культурные ресурсы приобретают все большее значение с ростом уровня образования и познавательной потребности людей.

4 стр., 1639 слов

Особенности организации экологического туризма в странах Северной Европы

... показать перспективы развития экологического туризма в данных странах. Понятие экологического туризма Всемирная туристская организация предлагает следующее определение экологического туризма: «Все формы и виды туризма, при которых главной мотивацией туриста к совершению путешествия является ...