Проблемы и перспективы развития социального туризма

Дипломная работа

С каждым годом становится все больше инвалидов, вследствие влияния различных факторов. Состояние экологии влияет на высокий процент рождаемости людей с различными отклонениями. Существует олимпиады для людей с ограниченными возможностями, что говорит о численности таких людей и их желании и стремлении вести полноценный образ жизни.

Инвалиды более чем кто — либо нуждаются и в отдыхе, и в разнообразии жизни но, к сожалению, их выбор невелик. Так, например, на хабаровском туристском рынке существуют предложения для пенсионеров и других льготников (пансионаты, профилактории, санатории, и т.д.), но нет специальных предложений для инвалидов.

Проблемы инвалидов — людей с ограниченными возможностями — актуальны во всём мире. В странах с развитой экономикой: в Европе, Америке, или Японии внимание к инвалидам на особом учете государства. Безусловно, для этого требуются огромные средства и развитая социальная инфраструктура.

В нашей стране мы имеем, скорее, негативный опыт «решения» столь острых и болезненных проблем.

Сегодня в России существует ряд государственных программ оказания помощи инвалидам, но мы лишь в начале пути.

На сегодняшний день на хабаровском туристском рынке, нет предложений для инвалидов, с сопутствующими услугами. Существует предложение для пенсионеров и других льготников в профилакторий, санаторий, пансионаты, и т.д.

На сегодняшний день в Хабаровске 93 тыс. инвалидов, от общего числа населения города — 670 тыс. чел. — это составляет 14 %. Это довольно значительна часть населения, но не достаточный сегмент рынка для создания отдельного предприятия предоставляющего туристские услуги для инвалидов. Целесообразно и более рентабельно было бы введение этой услуги как дополнительной.

Все вышеизложенное позволяет определить:

Объект исследования : социальный туризм как вид туристской деятельности.

Предмет исследования : туристские услуги для инвалидов как специфический турпродукт.

Целью данной выпускной квалификационной работы исследование проблемы и перспектив развития туризма для инвалидов в Хабаровске. Для достижения данной цели необходимо решить ряд некоторых задач:

  • Определить основные понятия социального туризма и его нормативно — регулирующую базу;
  • Рассмотреть зарубежный и отечественный опыт развития социального туризма по работе с инвалидами;
  • Осуществить анализ взаимодействия социальных служб и туристских организаций Хабаровска;
  • Изучить перспективы развития социального туризма
  • Разработать тур для инвалидов

Гипотеза исследования : Разработанный на основе изучения зарубежного и отечественного опыта социального туризма и анализа взаимодействия социальных служб и туристских организаций Хабаровска, тур для инвалидов будет экономически и социально востребован.

18 стр., 8816 слов

Экономическое воздействие государства на предпринимательскую ...

... социального тура не превышает_10%. Появление отмеченных негативных обстоятельств связано в основном с тем, что на современном этапе слабо действуют рыночные рычаги, обеспечивающие дальнейшее развитие туризма. Усиление действий рыночных ... признавая туристическую деятельность одной из приоритетных отраслей экономики РФ, руководствуется следующими принципами: содействует туристической деятельности и ...

ГЛАВА 1 ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОГО ТУРИЗМА

1.1 Основные понятия социального туризма

В социальном туризме используются десять основных понятий, которые соответствуют Федеральному закону «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» и общепринятой международной терминологии.

Социальный туризм — путешествия, другие туристские поездки с целью отдыха, оздоровления, приобщения к природному и культурно-историческому наследию, реализуемые гражданам Российской Федерации по цене социального тура или осуществляемые самостоятельно и субсидируемые из средств, выделяемых государством на социальные нужды.

Туристская деятельность в сфере социального туризма -туроператорская, турагентская, а также иная деятельность по формированию, продвижению и реализации социальных туров.

Социальный тур — минимально необходимый набор туристских услуг, не превышающий базовый стандарт доступности для граждан Российской Федерации.

Базовый стандарт доступности социального тура — совокупность расчетных показателей минимально необходимого набора туристских услуг; устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с нормами настоящего Федерального закона.

Дополнительные платные услуги — услуги, предоставляемые туристу по его желанию сверх базового стандарта доступности социального тура и не влияющие на ценообразование социального тура.

Участник социального туризма — турист, являющийся потребителем социального тура; организация социального туризма, общественное объединение, общественное движение как совокупность общественных объединений участников социального туризма, образовательное учреждение по подготовке специалистов для сферы социального туризма, научно-исследовательское учреждение по проблемам социального туризма.

Организация социального туризма — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, формирующие, продвигающие и реализующие на основании лицензии социальные туры при условии, что их реализация составляет в совокупности не менее 70 % всех туристских услуг и норма рентабельности при формировании цены социального тура не превышает 10 %.

Членская карта (билет) участника социального туризма — индивидуальный типовой документ первичного учета добровольного члена общероссийского объединения социального туризма.

Маршрутная книжка, маршрутный лист — основной путевой документ группы, совершающей туристский поход определенной категории сложности (маршрутная книжка) или внекатегорийный (маршрутный лист).

Выдается клубом туристов, общественным объединением участников социального туризма, образовательным учреждением в качестве свидетельства коллективного участника социального туризма на время группового туристского похода.

14 стр., 6533 слов

Система социального туризма в РФ: история и современность

... социального туризма в Российской Федерации, ее исторические аспекты и современный этап. Задачи курсовой работы: 1) рассмотреть развитие социального туризма в России на федеральном и региональном уровнях; 2) проанализировать правовые основы социального туризма в России; 3) охарактеризовать регулирование социального туризма на региональном и ...

Отпускной чек — типовой документ первичного учета в социальном туризме, дающий гражданину Российской Федерации право на получение в рассрочку перечисленных в отпускном чеке льготных услуг по оздоровлению, путешествиям, отдыху, предоставляемых по условиям коллективного договора между работниками и работодателем. Порядок выпуска и правила хождения отпускного чека устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В условиях несовершенства рыночных отношений, налоговой системы, ослабления взаимосвязи субъектов туристской индустрии регулирующие функции в части обеспечения доступности отдыха и оздоровления осуществляются через установление базового стандарта социального тура.

Базовый стандарт доступности социального продукта -это фиксированная цена компонентов социальных услуг, входящих в набор предоставляемых услуг населению.

Базовый стандарт зависит от минимального размера оплаты труда на момент формирования социального набора услуг оздоровления и отдыха через турфирму. Он распространяется только на объекты социального туризма, находящиеся на территории Российской Федерации.

Базовый стандарт доступности включает:

  • размещение — ночевку в гостинице, стоимость которой составляет не более 0,4 величины минимального размера оплаты труда (МРОТ) на момент расчета цены социального тура;
  • питание — дневной рацион, стоимость которого составляет не более 0,3 величины МРОТ;
  • сопутствующие услуги по программам обслуживания (трансфер и экскурсия) — из расчета не более 0,4 величины МРОТ.

На основе базового стандарта, с учетом местных особенностей органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливаются региональные стандарты доступности социального тура.

Предоставляемые в рамках социального тура услуги не могут быть меньшими или не в том объеме, чем предусмотрено базовым стандартом доступности, не должны превышать стоимостных показателей, складывающихся исходя из норм, предусмотренных федеральным законодательством.

Базовый стандарт доступности является защитным механизмом от диктата руководителей субъектов социального туризма, а также механизмом реализации конституционного права граждан на достойную жизнь и свободное развитие, иные предусмотренные гарантии социальной защиты.

Основные цели социального туризма:

  • совместное (туристской администрации, туристскими организациями и туристами) решение социальных задач, способствующих развитию человека, воспитывающих уважение к нему, а также повышенное чувство солидарности и братства;
  • достижение доступности туризма для всех, включая семьи, молодежь, пожилых людей, малообеспеченный слой населения, лиц с ограниченными средствами и т.п.;
  • возможность получения добавленной стоимости неэкономического характера, так как она является неотъемлемым элементом предлагаемого туристского продукта (речь идет о направлении части социальных расходов, трансфертных платежей на оплату туристских услуг);
  • разработка долгосрочной социальной политики в области туризма (устойчивый социальный туризм может существовать только при ее наличии), предусматривающей прямую государственную поддержку и др.

Приведенное определение и цели социального туризма вступают в противоречие с тотальной коммерциализацией туристской деятельности в России.

10 стр., 4744 слов

Социальная защита населения в Российской Федерации

... социальной защиты населения с позиции государственного регулирования при рыночной экономике; ·Изучить правовые основы социальной защиты населения в Российской Федерации; ·Проанализировать организационно-правовые формы социальной защиты населения в Российской Федерации; ·Рассмотреть пути совершенствования инструментов социальной защиты населения в РФ. Объект исследования - социальная защита ...

В странах Европейского союза социальный туризм ассоциируется с клиентурой с низкими доходами, которые не позволяют получать высококачественные туристские услуги. Эта категория граждан нуждается в льготах социального характера. К ней относятся в первую очередь многодетные семьи, дети-сироты, воспитанники детских домов и школ-интернатов, учащаяся и работающая молодежь, пенсионеры, инвалиды и малоимущие граждане. Основными источниками средств для оказания целевой помощи наиболее уязвимым слоям населения являются федеральный и местный бюджеты. По некоторым экспертным данным, в 2002 г. в России социальную помощь на проведение отдыха и лечения получили около 160 тыс. пенсионеров и инвалидов.

Обеспечение доступности туристского отдыха для всех, включая многодетные семьи, молодежь и пожилых лиц, требует разработки и осуществления ряда конкретных мер, к числу которых относятся определение социальной туристской политики государства, принятие собственных законодательных и нормативных актов, создание социальной инфраструктуры, обеспечение систем и механизмов поддержки малообеспеченных слоев населения, подготовка работников системы социального туризма, включая его организаторов, информационная работа и многое другое. Сотни миллионов людей в мире путешествуют благодаря социальному туризму. В статье 13 Монреальской декларации БИТС определены формальные категории туристских организаций, которые могут заниматься социальным туризмом: «К движению социального туризма может принадлежать любая туристская организация (ассоциация, кооператив, общество взаимопомощи, фонд, федерация, бесприбыльная организация и т. д.), которая в своем уставе или регламенте четко ставит задачи социального характера и цель обеспечения доступности путешествий и туризма для максимального количества людей, не ограничивая себя единственной целью получения прибыли». Принадлежность к организациям социального туризма должна подтверждаться условиями, изложенными ниже.

Предлагаемые виды деятельности нацелены на совместное решение социальных, просветительских и культурных задач, способствующих уважению и развитию человека.

Четко определяется целевая клиентура, при этом отсутствует какая-либо дискриминация по расовым, культурным, религиозным, политическим, философским или социальным признакам.

Неотъемлемым элементом предлагаемого турпродукта является добавленная стоимость неэкономического характера.

Четко указываются стремления обеспечить гармоничную интеграцию социального туризма в местную среду.

Вид деятельности и цена турпродукта социального туризма указываются в конкретных документах. Цены соответствуют заявленным социальным целям. Прибыль полностью или частично реинвестируется в улучшение качества туристских услуг, предлагаемых общественности.

Управление кадрами отвечает требованиям социального законодательства и нацелено на обеспечение удовлетворенности работой и постоянное повышение квалификации кадров.

Несмотря на достигнутые успехи, упрочить свои позиции социальный туризм может только при наличии долгосрочной продуманной социальной политики в области туризма на национальном, региональном и международном уровнях.

Поскольку организациями социального туризма извлечение прибыли как цель не ставится, а общая тенденция в развитии международного туризма направлена на предоставление туристских услуг все более высокого качества, то учреждения социального туризма сталкиваются в последнее время со значительными трудностями, которые включают явления разного порядка:

6 стр., 2671 слов

Разработка новых тур продуктов в целях развития культурно-познавательного ...

... состоит в изучении способов разработки новых тур продуктов в целях развития культурно-познавательного туризма в Российской Федерации. Объектом исследования выпускной квалификационной работы выступает туристский продукт. Предметом исследования выпускной квалификационной работы является г. Калининград. ...

  • проблемы создания новой или адаптации к современным требованиям существующей материальной базы социального туризма;
  • отсутствие надлежащей законодательной и нормативной базы;
  • информационные и психологические проблемы, с которыми сталкиваются отдыхающие в системе социального туризма;
  • растущие стандарты качества обслуживания социального туризма;
  • формы оказания материальной помощи клиентам социального туризма и ряд других проблем.

Таким образом, социальный туризм понимается как сектор туристского рынка, где покупатели получают субсидии из средств, выделяемых государством на социальные нужды, или иных источников покрытия, в целях создания условий для путешествий и отдыха школьникам, работающей и учащейся молодежи из малообеспеченных семей, пенсионерам, ветеранам и инвалидам, т. е. лицам, которым государственные и иные организации оказывают социальную поддержку. Интересно отметить, что в высокоразвитых странах, таких, как США и Германия, социальный туризм как вид дотируемого туризма отсутствует. Известно и одно из положений Гаагской декларации 1989 г., в котором провозглашается, что государства не могут тратить на туризм больше того, что они надеются от него получить. Таким образом, центральная проблема социального туризма, наиболее сложная и трудноразрешимая, состоит в поиске источников его финансирования, а при наличии таковых — в системе добросовестного распределения финансовых средств среди малоимущих категорий лиц, имеющих по тем или иным критериям предпочтительное право на льготы в нем. Можно предположить, что при отсутствии надлежащих правовых норм, законодательной базы, финансовых и кадровых документов социальный туризм может превратиться в кормушку для недобросовестных лиц.

1.2 Нормативно — регулирующая база социального туризма

Социальный туризм как приоритетное направление государственного регулирования туристской деятельности входит в систему национальной политики (а значит, в систему федеральных и региональных интересов) как отрасль оздоровления населения посредством предоставления доступного социального продукта, новых рабочих мест, пополнения муниципальных и региональных бюджетов, консолидированного федерального бюджета.

К нормативно-правовой базе социального туризма можно отнести:

  • Конституцию РФ;
  • Указ Президента РФ от 25.04.1994 г.

№ 813 «О дополнительных мерах по развитию туризма в Российской Федерации и об упорядочении использования государственной собственности в сфере туризма»;

  • Указ Президента РФ от 22.12.1995 г. № 1284 «О реорганизации и развитии туризма в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 24.11.96 г.

№ 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»;

  • Федеральный закон от 14.06.95 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» ( с изм. и доп. от 31.07.98 г.);
  • постановление Правительства РФ от 26.02.1996 г.

№ 177 «О Федеральной целевой программе «Развитие туризма в Российской Федерации».

13 стр., 6182 слов

Студентки Паучак А.В. — руководитель Лоншакова О.Н. — ...

... тема курсовой работы определена следующая: «Особенности социальной работы за рубежом, ее отличие от российской социальной работы» Объект курсовой работы - социальная работа за рубежом Предмет курсовой работы – социальная работа за рубежом, ее отличие от российской социальной работы Цель курсовой работы – изучить особенность социальной работы за рубежом, ее отличие от российской социальной работы ...

Постановление Межпарламентского Комитета Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации и Республики Таджикистан от 12 июня 2000 г. №10-16 «О модельном законе «О социальном туризме»

Существующая нормативно-правовая база позволяет рассматривать развитие внутреннего туризма как важное направление в осуществлении социальной политики.

Подтверждением тому служит Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», в ст. 4 которого приоритетным направлением государственного регулирования туристской деятельностью определены поддержка и развитие внутреннего, выездного, социального и самодеятельного туризма. Данная правовая норма вытекает из ст. 3 Закона, которая определяет, что «государство, признавая туристскую деятельность одной из приоритетных отраслей экономики Российской Федерации, содействует туристской деятельности и создает благоприятные условия для ее развития»:

Указ Президента РФ от 22.12.1995 г. № 1284 признает приоритетной задачей государства оказание всемерной поддержки отечественным туристским организациям в выполнении Федеральной целевой программы «Развитие туризма в Российской Федерации», что еще раз подтверждает социальную ориентацию государства на развитие внутреннего туризма.

Сознательная направленность, приоритетность правовой нормы является основанием для принятия соответствующих нормативных документов на федеральном и региональных уровнях.

Закон о социальной защите инвалидов

Закон об обязательном социальном страховании от несчастных случаев

Постановление о льготах инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов

Закон о благотворительной деятельности и благотворительных организациях

Закон «О социальном туризме». Настоящий Закон создает условия для предоставления дешевого туристского продукта социально незащищенным категориям населения: учащимся общеобразовательных учреждений, студентам, инвалидам, пенсионерам, ветеранам и другим малообеспеченным категориям граждан.

2. Настоящий Закон рассматривает социальный туризм как одно из средств путешествий и экскурсий, других туристских занятий, лечения и отдыха, реализующее конституционные права социально незащищенных групп граждан на отдых и свободу передвижения, на восстановление и укрепление здоровья, благоприятную окружающую среду, пользование учреждениями культуры и доступ к природному, культурному наследию, на свободное получение информации и социальную защиту.

1. Туристские путешествия инвалидов, лиц с ограниченной дееспособностью осуществляются на условиях и по ценам, действующим в социальном туризме и регулируемым национальным законодательством.

2. Социальные льготы на туристские путешествия для инвалидов, предусматриваемые в коллективных договорах между работниками и работодателем, указываются в отпускном чеке как документальном подтверждении взаимных обязательств работника и работодателя.

Законодательное регулирование государственной политики в отношении детей-инвалидов и проблемы его совершенствования

В Российской Федерации вопросы социальной защиты детей-инвалидов регулируются, наряду с общими нормами социального права, также в специальном законодательстве по вопросам социальной защиты инвалидов.

10 стр., 4574 слов

Туризм для лиц с ограниченными возможностями

... доступных городов для передвижения инвалидов в Европе.Туркомпания «Либерти» из Санкт-Петербурга с 2004 года исследует доступность городских объектов. Так были построены первые специализированные экскурсионные туры по Северной Венеции и пригородам Санкт-Петербурга для людей с ограниченными возможностями. Однако, это ...

Современная законодательная база социальной защиты инвалидов в России сформировалась под влиянием международно-правовых документов Организации Объединенных Наций.

ООН с начала своего существования проявляла озабоченность проблемами инвалидов как наиболее уязвимой и наименее защищенной части общества.

Имеется целый ряд международно-правовых документов ООН, в которых закреплены права детей-инвалидов.

1. Декларация прав ребенка (1959 год),

2. Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (1960 год),

3. Декларация о правах умственно-отсталых лиц (1971 год),

4. Декларация о правах инвалидов (1975 год),

5. Конвенция о правах ребенка (1989 год),

6. Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990 год),

7. Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов (1993 год).

Главным приоритетом политики ООН в отношении инвалидов провозглашена политика их интеграции в общество.

В 1982 году Генеральная Ассамблея ООН приняла Всемирную программу действий в отношении инвалидов и в соответствующей резолюции провозгласила Десятилетие инвалидов ООН.

Основным международным документом, объединившим существующие резолюции и другие правовые документы о жизни инвалидов, стали принятые Генеральной Ассамблеей ООН 20 декабря 1993 года «Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов». Правила, в свою очередь, базировались на Билле о правах человека, Пакте об экономических, социальных и культурных правах, Конвенции о правах ребенка, Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин и Всемирной программе действий в отношении инвалидов.

Правила дают конкретные рекомендации государствам принимать меры по устранению препятствий, не позволяющих инвалидам реализовывать свои права и свободы, полноправно участвовать в общественной жизни.

Странам рекомендовано принимать меры по углублению понимания в обществе проблем инвалидов, их прав, потребностей на национальном и местном уровнях. Они предписывают государствам признавать право инвалидов на объединения с целью представлять свои интересы на национальном и местном уровнях, обеспечить участие инвалидов при разработке государственной политики в отношении лиц с ограниченными возможностями.

К основным направлениям деятельности государства Правила относят: определение потребностей и самых важных проблем инвалидов, планирование, реализация и оценка услуг и мер, которые необходимо принять в сфере социальной адаптации инвалидов.

При формировании российского законодательства в отношении инвалидов были учтены указанные выше международно-правовые документы.

С учетом этих и других международных документов в 1995 году был принят Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

В Законе определены понятие и критерии инвалидности, компетенция федеральных и региональных органов власти по социальной защите этой категории граждан; установлены права и льготы, предоставляемые инвалидам; определена система реабилитации инвалидов и обеспечения их жизнедеятельности.

В указанном Законе социальная защита инвалидов определяется как система гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, компенсации ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

5 стр., 2357 слов

Событийный туризм в регионах Российской Федерации (на примере ...

... виду. Среди российских исследователей, которые изучали событийный туризм, можно выделить Е. Г. Леонидову [2, 3], С. В. Батальянц [4]. Состояние туристической отрасли Удмуртской Республики на современном этапе ... г. Ижевске с 2004 г. Цель данного проекта - создание нового имиджа города, развитие межнационального сотрудничества и национально-культурных организаций; - В 2013 г. состоялся Международный ...

Таким образом, основополагающей концепцией в отношении инвалидов является профилактика и реабилитация. Именно реабилитация должна стать инструментом, устраняющим или компенсирующим ограничения жизнедеятельности инвалида.

В России признаны равные гражданские, социальные, культурные права инвалидов.

В целях законодательного обеспечения государственной поддержки инвалидов в России разработаны и введены в действие такие важные законы, как:

  • «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»,
  • «О ветеранах»,
  • «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»,
  • Указ Президента Российской Федерации «О мерах по обеспечению государственной поддержки инвалидов»
  • и другие.

Отдельные аспекты проблемы инвалидности нашли свое отражение также в:

  • Налоговом кодексе Российской Федерации,
  • в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях,
  • Градостроительном Кодексе Российской Федерации,
  • Федеральном законе «О лицензировании отдельных видов деятельности».
  • Принят и введен в действие Федеральный закон, установивший систему социальных гарантий для лиц, пострадавших от испытания ядерного оружия на Семипалатинском полигоне.

Права детей-инвалидов особо закреплены в Семейном кодексе Российской Федерации, Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, а также в Законе Российской Федерации «Об образовании», в Федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и других законах.

Во исполнение перечисленных законов Правительством Российской Федерации, принято более 20 федеральных нормативных актов. Кроме того, органами исполнительной и законодательной власти субъектов Российской Федерации по проблемам инвалидов принято свыше 800 нормативных актов.

Следует отметить, что наиболее существенным недостатком российского национального законодательства в области социальной защиты инвалидов, в том числе детей-инвалидов, является недостаточность в законодательстве конкретных механизмов реализации важнейших правовых норм по профилактике инвалидности и реабилитации инвалидов.

Очевидно, что стратегическим направлением реформирования государственной политики в отношении инвалидов, в том числе детей-инвалидов, является переход от вопросов материальной поддержки инвалидов к профилактике инвалидности, обеспечению для инвалидов среды жизнедеятельности и их медицинской, социальной и трудовой реабилитации.

ГЛАВА 2 СОСТОЯНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ТУРИЗМА В ХАБАРОВСКОМ КРАЕ (НА ПРИМЕРЕ РАБОТЫ С ИНВАЛИДАМИ)

Уровень развития социального туризма, как составляющей части туризма в целом, отражает общее состояние социальной сферы в стране.

В соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1996 года № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (статья 4) социальный туризм в Российской Федерации является формально приоритетным направлением государственного регулирования туристской деятельности.

9 стр., 4449 слов

Туризм и здоровье человека

... на байдарке, на лыжах, на велосипеде являются важнейшими стимуляторами улучшения здоровья населения. 1.Влияние занятий туризмом на организм человека Походы выходного дня играют важную роль в системе физической ... вдвое меньше, чем среди лиц того же возрастного и социального состава, но не участвующих в походах. Различные виды туризма должны занять достойное место в арсенале средств профилактики ...

Социальный туризм может активно развиваться при достаточной государственной поддержке и наличии соответствующей инфраструктуры.

В новых рыночных условиях существовавшая ранее модель социального туризма практически невозможна. Представляется, что для возрождения социального туризма требуются новые концептуальные подходы, основанные на разумном балансе интересов государства, его граждан и туристских организаций.

Удельный вес консолидированных бюджетных инвестиций в социальный туризм в С-Петербурге и Москве (крупнейших центрах развития туризма) весьма невысокий. В С-Петербурге всего 2 фирмы занимаются социальным туризмом. В Москве, при общем расчетном объеме инвестиций в реализацию «Программы развития туризма города Москвы до 2010 года» в размере 168,2 млрд. рублей, бюджетная составляющая не превышает 3,4 млрд. рублей или 2%.

На федеральном уровне практически не осуществляется координация инвестиционной деятельности в туризм, а привлечение таких инвестиций ведут, в основном, сами туристские предприятия при активной поддержке органов власти субъекта федерации, в том числе под гарантии самих предприятий (реже — субъектов федерации).

В развитии социального туризма важная роль принадлежит всем формам инвестиционной поддержки туристской сферы со стороны государства, посредством обоснованных налоговых льгот, льготного кредитования, использования механизма государственных гарантий в привлечении отечественных и зарубежных инвесторов, участие в инвестициях негосударственных фондов и частного капитала и др.

В России, при низком уровне благосостояния основной массы населения и недостаточной государственной поддержке, туризм превратился в чисто коммерческий, элитно-дифференцированный, а его социальное содержание пока чисто декларативное.

По рекомендациям ВТО туризм в стране считается массовым, если в нем принимает участие более 50% населения страны. Исходя из этого, туризм в большинстве европейских стран, США и Японии классифицируется как массовый. Аналогичные показатели интенсивности туризма были достигнуты в СССР в 70-80 годах, сейчас говорить о развитии социального туризма в России не представляется актуальным.

Показатель интенсивности туризма в России, в отличие от развитых стран почти в 10-14 раз меньше, что означает, с одной стороны, недоступность туризма для основной массы населения и упадок социального туризма, а с другой стороны, перспективность рынка туристских услуг с ростом благосостояния населения.

2.1 Отечественный и зарубежный опыт социального туризма по работе с инвалидами

Отдых для инвалидов — это необходимость. К сожалению, многие туроператоры предлагают свои услуги только для «стандартных» людей. В рекламных брошюрах многих туристических компаний даже нет и намека на предложения различных поездок для людей с ограниченными возможностями.

Однако все же существуют специальные туристические организации и различные дома отдыха, которые предлагают таким людям и их семьям отлично отдохнуть. А отели без различных препятствий в виде больших бордюров непосредственно перед зданием, например, пользуются особой популярностью. И даже если сам курорт не приспособлен для людей с физическими недостатками, то все же там должны иметься и места для таких людей, где им будет удобно, и они смогут чувствовать себя более или менее самостоятельными.

В последние годы все больший интерес представляет Россия для туристов из-за рубежа. Благодаря этому по всей стране идет мощное строительство новых гостиниц, реконструкция уже существующих площадей. Но все это создается, в основном, для здоровых людей, а как же быть людям, которые ограничены в движении (в нашей стране их называют инвалидами), как путешествовать им? Ведь то, что им труднее передвигаться, чем здоровым людям, не означает, что они должны быть привязаны к одному месту. Но, к сожалению, в России напрочь забыли как о своих собственных инвалидах, так не думают и о приезжих.

Делать специальные номера для инвалидов в каждой гостинице — это не экономично, ведь за весь год может не приехать ни один человек, поэтому лучше оснастить каждый номер приспособлениями, которые могут пригодиться такому человеку.

Но не смотря на это нельзя сказать что в России ни чего не делается в сфере социального туризма. Например в Санкт — Петербурге создана туристическая фирма для инвалидов «Либерти» — первая туристическая фирма в России для людей с ограниченными возможностями. Идеи о туризме для инвалидов в России давно витают в воздухе, но никто пока не брался за их реализацию. Это связано с невероятными трудностями, которые туристическая фирма не может решить самостоятельно.

Одна из целей — продвижение идеи доступности города. Можно, конечно, ждать, пока Петербург изменится сам и будет соответствовать европейским стандартам, пройдет еще не мало времени, а Северная Венеция остается городом, о красотах которого инвалид-колясочник может лишь в книжках прочитать.

Некоторые городские объекты организаторы т.ф. постепенно «перевели» из разряда совсем недоступных в «условнодоступные», так как сами начинали обзаводиться разными техническими приспособлениями для преодоления препятствий. Действительно, инвалидная коляска — это еще не повод лишать себя удовольствия общения с любимым городом.

Данная туристская фирма предлагает специализированные туры для инвалидов в Финляндии, которая славится своей доступностью: «Выходные в Иматре», Однодневный тур в Финляндию. Компания «Либерти» организует разнообразные автобусные и пешеходные туры по Санкт-Петербургу для экскурсантов с ограниченными возможностями.

Также проводятся различные социальные программы для инвалидов, которые позволяют людям с ограниченными возможностями отправиться в путешествие, так например, в Санкт-Петербурге, 4 августа 2008г. Дети инвалиды-колясочники «Ассоциации Spina Bifida и гидроцефалии» с сопровождающими отправились в Турцию на отдых в рамках акции «Весь мир — в подарок детям», организованной Северо-Западным региональным отделением Российского союза туриндустрии при поддержке Администрации Санкт-Петербурга.

На сегодняшний день при строительстве современных зданий, инженеры предусматривают пандусы на входах, поручни на ступеньках, и т.д., но т.к. у нас все-таки большое количество зданий, которые не предусмотрены для беспрепятственного передвижения инвалидов, то и соответственно большой процент гостиниц и общественных заведений не доступны для инвалидов. Так, например, есть 2 санатория, которые готовы к приему инвалидов-колясочников, т.е. оборудованы пандусами (наклонные бетонные заезды), лифтами и предлагают доставку на пляж транспортом санатория. Это санаторий «Известия», расположенный в Адлерском районе в 25 км от центра города Сочи и санаторий «Светлана», который располагается в самом центре города Сочи, недалеко от знаменитого сочинского цирка.

Также в России начинается развиваться инфраструктура для инвалидов, вот например, в этом году планируется открыть на берегу Черного моря единственный в России пляж для людей с ограниченными возможностями. Инвалиды смогут заезжать в море прямо на колясках. Этот уникальный для нашей страны проект планируется подготовить к началу курортного сезона. Строительство специального пляжа ведется в самом популярном курортном месте Новороссийска — Суджукской косе. Размер участка, выделенного под этот пляж, составляет 35 х 50 метров.

Информационно-ресурсный центр активного отдыха и туризма для людей с ограниченными возможностями организует сплавы по рекам на лодках, для инвалидов, они работают с Банком «Возрождение», а также финансовая поддержка со стороны спонсоров. Целью данного проекта является обмен опытом в отрасли психо-физичной реабилитации детей — инвалидов через привлечение их к занятиям активными видами отдыха и туризма и привлечение новых негосударственных организаций к работе в этой сфере деятельности.

Также периодически проводятся спортивные мероприятии, одно из которых «Параолимпиада», в которых активно участвуют инвалиды со всей страны. Проводятся различные программы социальной реабилитации инвалидов, форумы, конференции и т.д.

Большой вклад в развитие социального туризма вносит Ростовская область т.к. она стала первым субъектом Южного федерального округа, в котором организация социальных туров осуществляется за счет бюджетных средств в рамках реализации областной целевой программы развития туризма. В 2008 году на эти цели из средств областного бюджета было выделено 400 тыс. руб.

Экскурсии для инвалидов, ветеранов, детей-сирот, детей из малообеспеченных семей и других социально незащищенных категорий граждан проводятся турфирмами по госзаказу минэкономики Ростовской области.

В текущем году на эти цели из областного бюджета планируется потратить около полумиллиона рублей.

Всего в 2008 году социальным туризмом удалось охватить 973 человека, в том числе 133 ребенка-инвалида.

В Москве социальный туризм развивается в направлении привлечения к организации и помощи в проведении экскурсий для людей с ограниченными возможностями, инвалидов. Там инвалиды уже организуют не только однодневные экскурсии, но и выезды за границу: в Грецию, Турцию. Есть определенный опыт социокультурной реабилитации людей с ограниченными возможностями в Вологодской области. Совместно с их обществом инвалидов этим летом в планах осуществить обмен группами туристов.

Но все же в нашей стране еще рано говорить о том, что туризм для людей с ограниченными возможностями является — беспрепятственным. У нас существует огромный ряд проблем, и в целом в туризме, не говоря уж о социальном туризме. Российским туроператорам проще организовать тур заграницу, нежели внутренний тур по стране, вследствие чего и утекают деньги за границу. У нас элементарно инвалиды не могут самостоятельно передвигаться по улице без помощи сопровождающего.

Заграницей все совершенно по-другому, у них инвалиды это полноценные члены общества, а не как у нас, их считают изгоями общества. Там людей с ограниченными возможностями уважают, и взрослые и даже самые маленькие дети с ранних лет.

Заграничная туристическая индустрия в последнее время значительно расширила сервис для инвалидов, которые хотят провести отпуск. Под лозунгом “Туризм без барьеров” туристические агентства предлагают своим ограниченным в движении клиентам специально оснащенные гостиничные места, программы свободного времени и необходимые услуги. Федеральная ассоциация Клубов инвалидов и их друзей предлагает маршруты экскурсий для инвалидов в городах Германии и Европы, а также адреса более чем 240 туристических бюро, которые ориентируются и на потребности туристов с физическими недугами. Девиз «Туризм для инвалидов» стал основной темой специальных мероприятий, проведенных в столице Франции с 10 по 12 марта. Лувр, музей Искусства и ремесел, музеи Искусства и Истории иудаизма, церковь Святого Северина и другие «достопримечательности» Парижа сообщили о своей готовности предоставить инвалидам специальный сервис, помощь и программы.

Все больше и больше принимаются во внимание потребности людей с ограниченными двигательными функциями: на вокзалах, в аэропортах, в супермаркетах, в местах отдыха и развлечений и по экскурсионным маршрутам предоставляются инвалидные кресла и специально оборудованные места, оказывается помощь. Многочисленные профессионалы в области туризма и оказания услуг действуют под лозунгом «Туризм и Инвалиды». Для приема людей с ограниченными двигательными функциями они стараются предоставить необходимую, точную информацию и соответствующим образом оборудовать места их пребывании. Помните, что в это время места туризма и дороги загружены значительно больше.

Беспрепятственность в сфере туризма означает возможность инвалидам путешествовать и отдыхать также свободно, как и остальным. Для них подготавливаются специальные транспортные средства, помещения, организуются особые виды активного отдыха.

В России еще много предстоит сделать, чтобы создать подобные условия для инвалидов. В «переходный период» Финляндия могла бы предложить российским инвалидам возможность полноценного отдыха. В Финляндии это дело давно поставлено на солидную основу. Фирмы, предлагающие подобные услуги, действуют во многих населенных пунктах, рассредоточенных по всей территории страны. В каждом отдельном месте скоординировано действуют специальные небольшие фирмы, находящиеся в контакте с местными властями. Одни предлагают гостиничные услуги, другие специализируются на организации досуга. Будь даже в том или ином месте многозвездочный Хилтон, это не привлечет финских туристов-инвалидов, если там не будет для них специализированного туристического сервиса.

Регион Порвоо (Uusimaa Porvoonseutu)

В Порвоо и его окрестностях находится целая «гроздь» малых фирм, предлагающих услуги по организации туризма для инвалидов. Это один из самых приближенных к российской границе очагов специального сервиса. По реке и морю здесь курсируют прогулочные суда, на борт которых могут подняться и люди в инвалидном кресле. Многочисленные старинные поместья предлагают прекрасные места для проживания. Инвалидам предлагаются самые различные формы отдыха: от сбора ягод до верховой езды. Здесь происходят также музыкальные фестивали, известные не только в Финляндии, но и за ее пределами.

Северная Сатакунта (Pohjois-Satakunta)

В этом районе, расположенном в Западной Финляндии, сосредоточены многие фирмы беспрепятственного туризма, объединенные под общим названием Рейма Кантри (Reima Country).

В программе отдыха представлены сафари на собаках, лошадях, четырехколесных мотоциклах, снегоходах (зимой), а также рыбная ловля, гребля и лыжи. Лыжным спортом можно заниматься круглогодично в лыжном туннеле. Размещение может быть в отеле-аквапарке, оздоровительном комплексе или на фермерских усадьбах. Есть также возможность играть в гольф или в курлинг (на инвалидном кресле).

Западная Лапландия.

Районы Колари и Пайала. Проект Аскел — Стегет

На берегах реки Торнио разрабатывается комплекс всем доступных туристических услуг. Целью проекта является расширение ассортимента беспрепятственного туристического сервиса. Фирмы, задействованные в проекте, постоянно расширяют границы своей деятельности. Инвалидам предлагаются гостиничные услуги, различные сафари, специальный спортивный инвентарь и многое другое. Организованы также лыжные курсы. Преподавателями являются специалисты по горным лыжам. В прокатном пункте можно получить даже специальные сани для спуска. Кроме этого, организуются походы на рыбалку и плавание на плоту.

Главным инициатором всей деятельности является спортивный союз инвалидов Норботтен (Norrbotten).

На территории существуют развитая сеть общественного транспорта. Например, в Колари можно попасть поездом. А в Киттилэ и Пайалас — воздушным путем. В городах Энонтеко и Муонио существуют давние традиции беспрепятственного туризма. Помимо любования лапландским ландшафтом и знакомства с саамской культурой, инвалиды могут принять участие в различных видах активного отдыха.

Восточная Лапландия

Этот район с его островами, аквапарками и лыжными склонами является среди российских туристов (в том числе и инвалидов) наиболее известным местом в Лапландии.

Например, Инари может быть привлекателен и для наиболее взыскательных туристов. Здесь есть саамский музей, хорошие места для размещения, сафари на собаках, оленях и снегоходах. Круглый год организуются различные мероприятия. Что касается Рануа, то здесь «гвоздем программы» служит зоопарк и так называемая гора «Пентик» (Pentik-mдki).

Салла, Савукоски и Пелкосенниеми предлагают спокойный отдых на природе. Утсйоки предоставляет возможность познакомиться со знаменитой дорогой Ледовитого океана. Такие города как Соданкуля, Кемиярви и Рованиеми выглядят просто мегаполисами в сравнении с выше перечисленными местами. Лапландия — это такое место, где каждому человеку надо бы прожить целый год и испытать все: от кромешной дневной тьмы до полуночного солнца.

Южная Карелия — Кюменлааксо

Несравненное место для шоп-поездок. Так считают многие российские туристы. Дополнительным плюсом является то, что в Финской Карелии по-русски говорят и понимают лучше, чем в любом другом месте Суоми. Благодаря выгодному географическому положению, Кюменлааксо пользуется популярностью среди путешественников из России, в том числе инвалидов. Сюда можно прибыть на автомобиле, по морю, по воздуху и, конечно, по рельсам. В данной местности можно найти, как нетронутые природные пустоши, так и оживленные торговые и развлекательные центры.

Союз инвалидов

Во многих местных объединениях союза существуют свои места отдыха, которые естественно существуют для туристов-инвалидов. Такие объекты бронируются группами до открытия сезона. Одиночные отдыхающие могут найти себе место и в разгар сезона. Помимо всех перечисленных выше объектов, в Финляндии можно найти и другие места, где инвалид может беспрепятственно отдыхать. В крупных отелях, как правило, есть комнаты для инвалидов. Музеи, зоопарки и разные культурные объекты также, в большинстве своем, спроектированы с учетом потребностей инвалидов. Даже в отдельных парках аттракционов, таких как, например, Jukujukumaa, инвалидам предоставляется возможность «покататься» на определенных снарядах и устройствах. В парке Калайоки можно также найти развлечения для туристов-инвалидов. А от Калайоки недалеко и до Каунисет, где проводится фестиваль народной музыки. Все это можно соединить с визитом в Тервеюскуля (деревню здоровья), где народные целители и аквапарк помогут укрепить вашу форму.

Социальные организации по работе с инвалидами г. Хабаровска

На сегодняшний день в Хабаровском крае существует около 60 организаций, которые каким либо образом взаимодействуют с инвалидами, их в городе около 60. также непосредственно в каждом городе есть свои отделы и департаменты социальной защиты населения. Министерство социальной защиты населения г. Хабаровска у них есть отдел по социальной реабилитации и интеграции инвалидов; Всероссийское общество инвалидов; Городское общество инвалидов; Всероссийское общество слепых Дома инвалидов; Всероссийское общество глухих Реабилитационные центры; Краевой оздоровительный центр инвалидов в г. Хабаровске; Отдел по вопросам интеграции и реабилитации инвалидов; Хабаровский социально — оздоровительный центр для инвалидов; Хабаровский дом — интернат для престарелых и инвалидов; Центр по работе с населением; Управление социальной защиты населения г. Хабаровска; Социально — реабилитационное предприятие «Ариес»; Хабаровский краевой благотворительный фонд активного развития, интеграции детей-инвалидов, Хабаровский краевой физкультурно-спортивный клуб инвалидов, Хабаровская общественная организация поддержки и реабилитации детей с нарушением слуха и глухонемых, Общественная организация «АРИДИ» также существуют Общественные и спортивные организации, которые работают с инвалидами: «Грант», «Солидарность», «Аридонс», «Взлет», «Диабет». «Гемофилия-стоп», «Лидер», «Эдельвейс» и т.д.

Некоторые из этих организаций как таковыми инвалидами не занимаются, а прикрываются ими для получения льгот, и поддержки от государства.

Министерство социальной защиты населения г. Хабаровска

Отдел по вопросам реабилитации и социальной интеграции инвалидов

ОТДЕЛ ПЛАНИРОВАНИЯ, АНАЛИЗА И ФИНАНСИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОГРАММ

ОТДЕЛ ПО ПРОБЛЕМАМ ВЕТЕРАНОВ И ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ

ОТДЕЛ ПО ПРОБЛЕМАМ СЕМЬИ И ДЕТЕЙ

УПРАВЛЕНИЕ ОПЛАТЫ ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

ОТДЕЛ ПО УРЕГУЛИРОВАНИЮ КОЛЛЕКТИВНЫХ ТРУДОВЫХ СПОРОВ И РАЗВИТИЮ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

ОТДЕЛ ПО ВОПРОСАМ РЕАБИЛИТАЦИИ И СОЦИАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ НВАЛИДОВ

ОТДЕЛ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ ВЫПЛАТ

ОТДЕЛ ОРГАНИЗАЦИИ МЕР СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ

ОТДЕЛ СТАЦИОНАРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

Сектор эксплуатации и содержания объектов социального обслуживания отдел выполняет следующие функции:

1. реализует меры социальной поддержки за счет средств краевого бюджета гражданам, имеющим право на получение мер социальной поддержки в соответствии с краевым законодательством;

2. реализует меры социальной поддержки инвалидов за счет средств федерального бюджета в соответствии с федеральным законодательством;

3. осуществляет системное информационное обеспечение министерства, подведомственных учреждений и органов местного самоуправления, выполняющих отдельные государственные полномочия на территории Хабаровского края по социальной поддержке инвалидов;

4. участвует в реализации государственной политики в отношении инвалидов на территории края. Определяет приоритеты в осуществлении социальной политики в отношении инвалидов с учетом уровня социально- экономического развития края;

5. организует совместно с органами исполнительной власти края создание, развитие и управление объектами по реабилитации инвалидов, осуществляет контроль их деятельности;

6. разрабатывает перечень гарантированных государством социальных услуг, оказываемых подведомственными учреждениями, с учетом потребностей инвалидов, условия и порядок их предоставления;

7. осуществляет координацию деятельности по квотированию рабочих мест для инвалидов;

8. организует работу по предоставлению услуг по изготовлению и ремонту протезно-ортопедических изделий гражданам, не имеющим группу инвалидности;

9. осуществляет взаимодействие с Федеральным агентством по здравоохранению и социальному развитию по вопросам предоставления спецтранспорта инвалидам;

10. определяет порядок и организует обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации;

11. организует обеспечение неработающих пенсионеров края путевками на санаторно-курортное лечение в соответствии с утвержденными лимитами финансирования;

12. организует выполнение мероприятий, обеспечивающих условия безбарьерной среды жизнедеятельности инвалидов;

13. разрабатывает проекты краевых законов, нормативных правовых актов в области социальной поддержки инвалидов;

14. организует информирование населения края по актуальным вопросам социальной поддержки инвалидов;

15. координирует деятельность и осуществляет методическое обеспечение органов местного самоуправления, выполняющих отдельные государственные полномочия края по социальной поддержке инвалидов;

6. осуществляет контроль выполнения органами местного самоуправления государственных полномочий края по социальной поддержке инвалидов;

17. подготавливает проекты договоров с предприятиями и организациями по возмещению денежных средств за предоставленные услуги льготным категориям населения;

18. организует мероприятия, направленные на поддержание социального статуса инвалидов: декады инвалидов, фестивали художественного творчества, выставки, физкультурно-оздоровительные спартакиады, смотры-конкурсы, участие во Всероссийских мероприятиях и др.

19. рассматривает предложения, заявления, жалобы граждан, организует принятие по ним необходимых мер; ведет прием граждан по вопросам, относящимся к компетенции отдела;

20. содействует в работе и оказывает помощь общественным объединениям и организациям инвалидов;

21. организует и координирует научно-исследовательские работы в области социальной защиты инвалидов;

22. в соответствии с утвержденной номенклатурой готовит статистическую отчетность по основным направлениям деятельности отдела;

23. выполняет иные функции в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Хабаровского края.

2.2 Опыт взаимодействия социальных служб и туристских организаций

На данный момент в г. Хабаровск сложилось ситуация при которой взаимодействие туристских фирм и социальных организаций сводится к нулю. В г. Хабаровск в настоящее время такого явления как социальный туризм не существует. Если в СССР еще существовал социальный туризм, поскольку его контролировали государственные исполнительные органы власти, то после распада советского союза, туризм как отрасль экономики полностью перешел в коммерческое русло. Туристским фирмам проще и выгодней разработать индивидуальный тур, чем организовать отдых для группы социальных туристов.

Исследование туристского рынка г. Хабаровска на предмет предложений социального тура проводилось путем опроса менеджеров турфирм города.

Согласно данным администрации Хабаровского края на 01 июля 2008 г. В крае зарегистрировано 227 организаций оказывающих туристско-экскурсионные услуги. Из них 126 включены в единый федеральный реестр тур операторов. Выборочная совокупность опрошенных предприятий составило 44 % — это 100 туристских фирм города Хабаровска.

На сегодняшний день существует потребность в социальных турах для инвалидов. В результате интервьюирования было выявлено, что одна из организаций предоставляющих рабочие места инвалидам организовывает массовые выезды и встречи с целью отдыха. Но организовать социальный тур для них не представляется возможным, потому что нет финансовой возможности и организация имеет другую направленность.

Вследствие этого необходимо создание специализированных туров среди действующих туркомпаний.

Численность инвалидов в городе Хабаровск.

Рисунок 1. Численность инвалидов в городе Хабаровск

На сегодняшний день численность населения города Хабаровска составляет 600 000 человек. Из них 93 000 человек людей инвалидов, что составляет 15,5 % от общей численности населения г. Хабаровска. Данная категория граждан представлена в различных возрастных группах.