«Спорт в нашей жизни»; – оформление альбомов, стендов, отражающих выступление детей на празднике

Дипломная работа

В детском саду ребенок получает всестороннее воспитание. В процессе разнообразной деятельности под руководством педагогов он развивается умственно, воспитывается эстетически, физически, нравственно. При этом очень важно, чтобы все, что ребенок узнает, все, чем он овладевает, было эмоционально окрашено.

Эмоции в жизни ребенка играют очень важную роль. Известный советский физиолог Н. М. Щелованов писал: «Эмоции не только составляют наиболее ценное психологическое содержание жизни ребенка, но и имеет очень важное физиологическое значение в жизнедеятельности организма».

Самая ранняя стадия общения ребенка с миром – стадия эмоциональная. Таким образом, положительная эмоциональная обстановка должна быть постоянна в детском саду. Этому в значительной мере способствуют различные формы досугов: музыкальные, физкультурные, и т.д. Особое место занимают физкультурные праздники и досуги.

Физическая деятельность сама по себе приятна. Мышечное движение есть источник сильнейшей радости, которую И. П. Павлов так и называл «чувство мышечной радости». Умеренная мышечная нагрузка всегда улучшает самочувствие и поднимает настроение. Физические нагрузки лучший способ разрядки.

Утвержденные Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования предполагают построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Ведущим видом деятельности для дошкольников является игра.

Физкультурные праздники и досуги при правильном подборе входящих в них элементов могут стать эффективным средством воздействия на личность ребенка. Они способствуют развитию мышления, воображения, целеустремленности, а также формированию чувства ответственности, приучают сдерживать свои желания, проявлять решительность. Физкультурные праздники и досуги позволяют педагогу, не снижая общего эмоционального состояния, стимулировать активность каждого ребенка, с учетом его индивидуальных особенностей; дифференцированно подходить к оценке результатов его действий; не разочаровывать излишними замечаниями и критикой, а дать возможность испытать приятное ощущение радости от выполняемых им и другими детьми движений; радоваться успехам другого.

При проведении досугов все дети приобщаются к непосредственному участию в различных состязаниях, соревнованиях, с увлечением выполняют двигательные задания, при этом дети ведут себя более непосредственно, чем на физкультурном занятии, и это раскованность позволяет им двигаться без особого напряжения. Более естественно использовать те двигательные навыки и умения, которыми они уже прочно овладели, проявлять своеобразный артистизм, эстетичность в движениях. Хорошо, когда физкультурные праздники и досуги сопровождаются музыкой: это благотворно влияет на развитие у детей чувства прекрасного, закрепляет умения двигаться под музыку, понимать характер музыкального произведения, развивает музыкальный слух, память.

33 стр., 16364 слов

Организация семейного оздоровительного досуга с детьми старшего ...

... семейных праздников с элементами физкультуры и спорта. Третья глава - проведение эксперимента, с целью изучения особенностей организации семейного оздоровительного досуга с детьми старшего дошкольного возраста. В ходе проведения экспериментальной работы ... психофизического развития детей, их запросов и интересов в области физкультуры и спорта. Практическая значимость дипломной работы заключается в ...

Существует противоречие между необходимостью использования физкультурных праздников и досугов как эффективной формы работы детского сада с семьей и тем, что родители не проявляют должного участия и внимания данной форме взаимодействия.

Данное противоречие обусловило проблему исследования – как построить работу детского сада, чтобы приобщить родителей с разным уровнем заинтересованности к участию в спортивных праздниках и досугах.

цель исследования, Объект исследования, Предмет исследования, Гипотеза исследования

  • осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход в работе с родителями и детьми;
  • использовать разнообразные формы работы с семьей в ДОУ;
  • разработать содержание деятельности по подготовке и проведению совместных с родителями спортивных праздников в ДОУ

Задачи исследования

1. Изучить совместные праздники с родителями как средство воспитания детей в дошкольном учреждении.

2. Проанализировать содержание работы дошкольного учреждения по организации совместных с родителями праздников.

3. Разработать проект по организации совместных с родителями спортивных праздников «Спортивная семья».

В ходе исследования нами были реализованы такие методы научного исследования:

1. Теоретические – анализ, синтез, обобщение психолого-педагогической литературы, конспектирование, библиографическое описание;

2. Эмпирические методы – наблюдение.

Структура работы включает введение, две главы, заключение, список литературы и приложение.

База исследования при написании работы является МДОУ №15 «Журавушка» г. Березовского Кемеровской области, старшая группа в количестве 23 человек.

Глава I . Теоретические основы организации совместных с родителями спортивных праздников как средства воспитания детей

1.1 Совместные праздники с родителями как средство воспитания, детей в дошкольном учреждении

В системе физического воспитания ребенка дошкольника прочное место заняли физкультурные праздники, которые зарекомендовали себя как наиболее приемлемая и эффективная форма активного отдыха детей. Многолетняя практика работы детских дошкольных учреждений показала значимость физкультурного праздника в активном приобщении каждого ребенка к занятиям физической культурой.

Опыт организаций физкультурных праздников показал их положительное влияние на воспитание у детей интереса к активной двигательной деятельности, а также повышение роли семьи и детского сада в решении задач физического воспитания. Целью таких праздников является активное участие всего детского коллектива группы, посредством чего выявляется двигательная подготовленность детей, умение проявлять физические качества в необычных условиях и игровых ситуациях [12, с. 246].

В программу праздников включаются физические упражнения, игры с элементами спорта и подвижные игры, спортивные упражнения, игры- эстафеты, а также занимательные викторины и загадки. Широкое использование музыкальных произведений, игровых приемов (построение сценария в сюжетной форме) делает праздник эмоционально ярким, запоминающимся событием в жизни ребенка. На праздник к детям приглашаются школьники – бывшие воспитанники дошкольного учреждения, спортсмены, активными его участниками являются родители. Не остаются безучастными и дети-болельщики, для них проводятся конкурсы и аттракционы.

25 стр., 12289 слов

Особенности организации семейного оздоровительного досуга детей ...

... Дошкольные учреждения посещают дети в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. Вся работа в дошкольных учреждениях осуществляется в соответствии с государственной «Программой воспитания ... деятельности: в зависимости от складывающейся игровой ситуации он может чередовать движения с отдыхом. Это содействует воспитанию наблюдательности, сообразительности, способности ориентироваться в изменяющихся условиях ...

Интересно проходят летние и зимние физкультурные праздники, под девизами: «Будем спортом заниматься», «Зимушка-зима», «Зимние забавы», «Праздник Нептуна». В форе занимательного сюжета с детьми проводятся разнообразные упражнения и игры в воде. Физкультурные праздники являются важной организационной формой работы, которая имеет большое значение для комплексной реализации широкого круга оздоровительных и воспитательных задач. В рациональном сочетании с другими видами работы по физическому воспитанию, они помогают создать целесообразный двигательный режим, который служит повышению функциональных возможностей, улучшению работоспособности и закаленности детей [4, с. 261].

Физкультурные праздники значимы для всестороннего развития и воспитания ребят. Во время праздника они принимают заинтересованное участие в разнообразной двигательной деятельности – упражнениях, подвижных и спортивных играх, эстафетах, танцах. Действуя с большим эмоциональным подъемом, стремясь к достижению лучших результатов в условиях соревнования, дети совершенствуются физически. Проявление самостоятельности и инициативы в коллективе сверстников способствуют активному применению дошкольниками приобретенных ранее двигательных умений и навыков, развитию ловкости, быстроты, силы, выносливости, ориентировки в пространстве и др. полезных качеств и способностей [21, с. 297].

Участие в праздниках и подготовка к ним приносят большое эмоциональное и эстетическое удовлетворение, объединяет детей и взрослых общими радостными переживаниями, надолго остаются в памяти как яркое событие. Совместная с товарищами деятельность, игры, красочное оформление места проведения праздника и отдельных видов соревнований, оригинальные костюмы, красивые цветные эмблемы, звучание музыки, торжественное открытие и закрытие праздника влияют на развитие у ребят чувства красоты, хорошего вкуса, воображения. Все это стимулирует их творчество. Воспитатели привлекают детей к изготовлению различных поделок, для украшения спортивной площадки и гимнастического зала, расчистки катка, прокладывания лыжни, разметки беговых и велосипедных дорожек, мест для игр, а также подбору и размещению физкультурного оборудования и инвентаря, подготовки костюмов, атрибутов праздника. Даже самые маленькие, не только участники, но и болельщики, получают задания, соответствующие их подготовленности.

Вследствие такой разносторонней творческой деятельности решаются многие задачи трудового воспитания. Дети обогащаются новыми представлениями и знаниями, у них пробуждается интерес к окружающему, понимание идейной направленности физкультурного праздника определенной тематики. Праздники помогают донести до осознания маленьких граждан представления о явлениях общественной жизни. Воспитывать уважение к людям разных профессий, привлекать внимание к выдающимся спортивным достижениям [24, с. 197].

31 стр., 15154 слов

Тематические праздники как явление современной городской культуры ...

... работ, посвященных православным праздникам и их месту в системе традиционных календарных праздников. Появились также исследования, связанные с изучением городских праздников. ... праздников и анимации. Сказанное открывает перспективы для дальнейших исследований. Что касается непосредственно темы дипломной работы, ... практике, а также при организации воспитательных мероприятий в образовательных учреждениях ...

Физкультурные праздники оказывают действенное влияние на формирование детской личности. Совместная деятельность, достижение хороших результатов командой, преодоление трудностей сплачивает коллектив, вызывает чувство ответственности (индивидуальной и коллективной).

Дети приучаются сопереживать успехам и неудачам товарищей, уметь радоваться их достижениям, поддерживать хорошие, дружеские взаимоотношения между собой, быть предупредительными и заботливыми к младшим по возрасту. У них воспитывается стремление добиваться не только высоких индивидуальных, но и командных успехов. При этом развивается уважение к партнерам по игре, команде соперников.

Соревновательный характер проведения игр и упражнений на празднике способствует воспитанию целеустремленности, настойчивости и находчивости, смелости, решительности и других морально волевых качеств. Участие в физкультурных праздниках помогает детям глубже осознать значение систематических упражнений в двигательных действиях, достижении желаемых результатов, пробуждает интерес к регулярным занятиям физической культурой [8, с. 23].

Большое значение имеет слаженное действие взрослых – сотрудников дошкольного учреждения, родителей, представителей шефствующих предприятий и спортивных организаций, их совместное участие в подготовке к программе праздника (веселых играх, соревнованиях, песнях и т.п.)

Положительный пример взрослых служит повышению родительского авторитета. Привлечение их к участию в детских физкультурных праздниках содействует пропаганде физической культуре и спорта среди широких слоев населения и является одной из форм работы коллектива дошкольного учреждения с родителями по физвоспитанию. Кроме того, физкультурные праздники содействуют улучшению физкультурно-массовой работы среди детей и взрослых [20, с. 169].

Физкультурный досуг – одна из наиболее эффективных форм активного отдыха. Его содержание составляют физические упражнения, которые проводятся в форме веселых игр, забав, развлечений. Упражнения, выполняемые с эмоциональным подъемом, оказывают благоприятное воздействие на организм ребенка.

На физкультурных досугах закрепляются двигательные умения и навыки детей, развиваются двигательные качества (быстрота, ловкость, ориентировка в пространстве и др.) [6, с. 318].

Правильная организация всех видов активного отдыха в сочетании с другими формами воспитательно-образовательной работы помогает установить целесообразный двигательный режим, который способствует улучшению функциональных возможностей детского организма, развитию и совершенствованию двигательных качеств. Используемые двигательные действия, игры, развлечения доставляют детям большую радость, поднимают настроение, дают эмоциональную разрядку. Кроме того, проведение таких форм активного отдыха, как каникулы, дни здоровья, спортивные праздники и развлечения предоставляют большие возможности для самостоятельной игровой, художественной, трудовой деятельности, а также для развития индивидуальных творческих проявлений [15, с. 12].

Обучение детей основным движениям должно быть неразрывно связано с воспитанием у них двигательной активности и самостоятельности. Это значит, что двигательные умения и навыки, приобретенные на занятиях, должны естественным образом использоваться детьми в различных жизненных обстоятельствах и игровых ситуациях. Способность вовремя принять решение, самостоятельно выбрать способ движения, быстро ориентироваться в пространстве, действовать решительно и результативно – вот основы двигательной самостоятельности.

6 стр., 2851 слов

«Организация и проведение спортивного праздника в школе»

... физического воспитания и организация досуга детей во внеурочное время в общеобразовательных школах стоит довольно остро. Поэтому организация и проведение спортивных праздников это лишь ... мероприятия: способы и методы подготовки, формы проведения, тематическая направленность, возрастной диапазон, масштабность. Для организации и проведение массовых физкультурно-оздоровительных мероприятий надо знать и ...

Совершенствование двигательной активности и самостоятельности осуществляется путем организации различных форм работы по физическому воспитанию детей. Это и физкультурные занятия, и подвижные игры, и физкультурные паузы, и самостоятельные физические упражнения-игры в повседневной жизни, вечера физкультурных развлечений или физкультурные досуги и праздники. Каждая из этих форм выступает самостоятельно, и вместе с тем все они тесно связаны между собой и составляют единую систему мероприятий, дающих возможность судить по усвоению детьми учебного материала и об умении его использовать [20, с.182].

Действительно, невозможно представить жизнь ребенка в детском саду без веселых досугов и развлечений, шумных праздников и соревнований, интересных игр и увлекательных аттракционов. Одни развивают сообразительность, другие – смекалку, третьи – воображение и творчество, но объединяет их общее – воспитание у ребенка потребности в движении и эмоциональном восприятии жизни. Двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учится любить его и целенаправленно действовать в нем, совершенствует опыт организации игр, поскольку игра для дошкольника – это не просто воспоминание о каких либо действиях, а творческая переработка имевших место впечатлений, комбинирование их и построение новой действительности, отвечающей запросам и впечатлениям ребенка [22, с. 15].

Одной из основных задач физического воспитания дошкольников является использование разнообразных форм работы с детьми, которые способствуют функциональному совершенствованию детского организма, повышению его работоспособности, делают его стойким и выносливым, обладающим высокими защитными способностями к неблагоприятным факторам внешней среды, т.е. создают условия для того, чтобы дети росли здоровыми.

Эти формы работы нацелены не на оттачивание техники выполнения тех или иных упражнений, а на воспитание положительных эмоций, высокую двигательную активность, свободное и непринужденное взаимопонимание и на гармоничное развитие детей.

Именно такая работа с детьми дошкольного возраста и ценна тем, что создает условия для эмоционально-психологического благополучия, так как оказывает большое влияние на развитие ума, воспитание характера, воли, нравственности. Создает определенный духовный настрой, побуждает интерес к самовыражению, способствует не только лучшему усвоению знаний и закреплению навыков, но и благотворно влияет на детскую психику [14, с. 3].

Несомненно, что при поведении спортивных праздников, организации досугов и развлечений дети получают возможность проявлять большую активность, самостоятельность и инициативу в действиях. Это открывает еще один немаловажный аспект: отпадает необходимость давать детям временные и пространственные ориентиры, подгоняя их такими словами, как «быстрее, скорее, поторопитесь» или «живее, не туда, выше», т.к. дети спокойно, без суеты, уверенно выполняют задания.

55 стр., 27067 слов

Организация работы производства ресторана испанской кухни на ...

... и праздниках собираться вместе за общим столом, с многочисленными яствами. Поэтому не стоит удивляться, что в Испании существуют ... яства, подаваемые на стол высокопоставленным особам. Сегодня всю Испании можно разделить на несколько крупных гастрономических зон, которые ... традиции. Общие атрибуты испанской трапезы для всех областей Испании -- это оливковое масло, чеснок, ароматические травы и ...

Использование музыки в физкультурной деятельности делает ее увлекательной и эффективной. Она поднимает настроение, организует движение детей и облегчает в ряде случаев их усвоение. Музыка способствует улучшению осанки, придает движениям точность и выразительность, способствует развитию координации движений. Она также облегчает усвоение различных построений и перестроений, которые обычно даются в начале и в конце занятия, а также широко используется при проведении спортивных праздников и развлечений.

Музыка, обладающая исключительной силой эмоционального воздействия, сопровождая движения, повышает качество их исполнения – выразительность, ритмичность, четкость, координацию. Большое значение имеет индивидуальный подход: надо обращать внимание на музыкальность ребенка, его способность пластически отображать особенности музыки, что немаловажно при исполнении индивидуальных гимнастических или акробатических упражнений.

Известно, что дети увлекаются всем сказочным, волшебным, необычным. Вот почему музыка, связанная с персонажами сказок, с ожившими игрушками, с играми, всегда будет близкой и понятной ребенку. Поэтому использование музыки во время проведения спортивных праздников и развлечений направлено к одной цели: сформировать активное творческое восприятие музыки и умение выразить ее содержание в движениях [13, с. 25].

Физкультурные праздники, в которых участвуют несколько групп одного или разного возрастов, проводятся не менее 3 раз в год. Они посвящаются различным сезонам года или могут носить тематический характер: «Мама, папа, я – дружная семья», «Зарница», «Малые Олимпийские игры», «А ну-ка, парни!» и т.д. На праздниках используются не только разнообразные двигательные задания, но и танцы, песни, стихи, загадки. Как правило, они проводятся на воздухе и имеют продолжительность 1-1,5 часа, поэтому при планировании мы предусматриваем такое чередование материала, которое позволяет обеспечить оптимальную нагрузку, адекватную возрастным возможностям и уровню подготовленности детей.

В программу включается и пеший туризм. Зимой со старшими дошкольниками мы дети выходим в лес на лыжах. Во все периоды года дни здоровья сопровождаются эстафетами, подвижными и спортивными играми (футбол, хоккей, бадминтон).

Все эти физкультурно-оздоровительные мероприятия помогают детям реализовать на практике накопленный опыт: выполнять упражнения из раздела основных движений, использовать элементы спортивных игр.

В дни организации дня здоровья во время каникул физкультурные занятия в режиме дня не планируются.

Таким образом, спортивные праздники у детей пробуждают не только повышение двигательной активности, но и интерес к творчеству, воспитывают умение жить в коллективе, содействуют накоплению опыта общественного поведения, проявлению инициативы и самостоятельности. Каким бы ни был повод для проведения праздника, всегда найдется возможность познакомить детей с новыми фактами, помочь им проявить свои знания, умение думать, размышлять [21, с. 297].

Физкультурный праздник в детском саду представляет собой демонстрацию здорового, жизнерадостного состояния детей и их достижений в формировании двигательных навыков. Насыщенные динамикой двигательного содержания они являются радостным событием в детской жизни. У детей праздники пробуждают интерес к творчеству, воспитывают умение жить в коллективе, содействуют накоплению опыта общественного поведения, проявлению инициативы и самостоятельности. Массовость, красочность, положительные эмоции, доступность восприятия всего происходящего детям нужны как витамины.

12 стр., 5834 слов

Экскурсии как формы организации детей в дошкольных учреждениях

... экскурсия в дошкольных учреждениях является основной формой обучения детей - изучение его организации и проведения является актуальным. Целью курсовой работы является выявить особенности организации экскурсии, определить эффективность педагогического процесса. В связи с этим ...

Воспитательное, познавательное, эстетическое воздействие на ребенка велико, поэтому очень важно не допускать формализма и однообразия при их проведении. Необходимо продумывать художественные элементы праздника и тщательно отбирать музыкальный репертуар, стихи и т.д. И, безусловно, игры. Без них ни один праздник не станет по-настоящему веселым, ярким, интересным [14, с. 6].

Хлопоты о подготовке праздника, досуга или спортивного развлечения для ребенка не менее важны, чем сам праздник. От предвкушения радостных событий, ожидания встречи с друзьями ребенок переживает, по выражению А. С. Макаренко, «завтрашнюю радость». Немаловажное значение имеет и личная ответственность детей за какую-либо часть праздника – это уже само по себе волнующее событие. В подготовке к празднику дети должны иметь равные права с взрослыми. Это сотворчество педагогов и воспитанников. Скорее именно дети – хозяева праздника [23, с. 29].

Таким образом, работа по проведению спортивно-физкультурных мероприятий в детском саду направлена на решение задачи воспитания у детей интереса к физической культуре, укреплению здоровья и положительных взаимоотношений в детском коллективе, а также с взрослыми. Спортивные досуги и праздники повышают двигательную активность, что также положительно отражается на здоровье детей и снижению заболеваемости. При этом нужно учитывать, что наибольшие успехи в ней могут быть достигнуты только при условии сотрудничества детского сада и семьи.

1.2 Содержание работы дошкольного учреждения по организации, совместных с родителями праздников

Физкультурные праздники организуются в соответствии с программными указаниями. Количество их в течение года в средней, старшей и подготовительной к школе группах – два раза в год. Периодичность проведения, продолжительность (в пределах 40 минут) дифференцируется в зависимости от возраста детей, условий проведения, задачи и содержания праздника.

Программой воспитания и обучения в детском саду физкультурные праздники предусмотрены для детей средней, старшей и подготовительной к школе групп. Дети этого возраста уже достаточно самостоятельны, им доступно коллективное взаимодействие в играх и других видах деятельности, интересно и понятно участие в соревнованиях, аттракционах, драматизация, они инициативны при выполнении поручений или ролей, способны мобилизовать усилия для достижения лучших результатов, правильно воспринять оценку своих действий, поведения. В начале года планируются физкультурные праздники, намечаются их тематика. Это позволяет предусмотреть наиболее целесообразные их сочетания с праздниками общественной направленности. Более всего приемлемы для детей дошкольного возраста физкультурные праздники, которые организуются для воспитанников одного дошкольного учреждения. Вместе с тем, иногда допускаются объединения двух-трех групп старших дошкольников из двух-трех близлежащих детских садов [12, с. 198].

При любой форме организации физкультурного праздника дошкольников он должен быть настоящим праздником для детей, недопустимо перерастание детского праздника в развлечение для взрослых, особенно это касается физкультурных праздников с соревновательной направленностью, организуемых по инициативе спортивных организаций. Недопустим отбор участников праздника из детей, отличившихся на соревнованиях. Такой подход не соответствует особенностям психического и физического развития ребенка-дошкольника.

9 стр., 4143 слов

Технология разработки и организации анимационных программ для ...

... анимационных программ для детей дошкольного возраста, и ее роли в туристических комплексах. Предметом исследования являются виды анимационных программ и процесс анимации для детей дошкольного возраста. Для ... технологии отдыха и развлечений для детей; охарактеризовать этапы организации и проведения анимационной работы с детьми; разработать анимационную программу для детей. Анимация в туризме - ...

Отбор детей, показывающих только лучшие результаты, не способствует решению важнейших воспитательных задач, стоящих перед дошкольным учреждением, не нацеливает на обеспечение подлинно массового увлечения детей занятиями физической культурой. Тренировочные же занятия с «избранными» отвлекают внимание воспитателей от систематической работы со всеми ребятами.

Как правило, на соревнованиях с последующим выбыванием от этапа к этапу более слабых участников, возникает обстановка чрезмерного детского возбуждения, ажиотажа окружающих. Это неблагоприятно для развития и воспитания дошкольников, у более подготовленных детей это может привести к зарождению эгоистических черт характера – зазнайству, недоброжелательному отношению к партнеру, неуважению к более слабым, у последних – вызвать неуверенность в своих силах, снизить интерес к занятиям, пробудить отрицательные эмоции, доставить много огорчения [21, с. 300].

Активная двигательная деятельность всех детей на физкультурном празднике важный фактор в его воспитательно-образовательной эффективности. Организаторам праздника необходимо позаботиться о том, чтобы никто из детей не находился в рядах постоянных зрителей, болельщиков, желательно, чтобы дети все вместе и поочередно командами участвовали в разных номерах программы, помогали ведущим и судьям. Детям свойственно эмоционально-двигательное восприятие происходящих на празднике соревнований, эстафет, аттракционов [20, с. 184].

Часто они слишком бурно реагируют на победу и неудачу своих товарищей, очень громко кричат, топают ногами. Хотя и понятно желание детей поддержать соревнующихся. Важно все же уметь сдерживаться, выражать свои чувства более умеренно. Взрослые не должны забывать об этом, стремиться к поддержанию на празднике разумной организованности и дисциплинированного поведения детей. В это же время следует чутко относиться к проявлениям детей, не заглушать их радость частыми и неоправданными замечаниями. Наибольшую пользу для оздоровления и закаливания детей приносят физкультурные праздники, организованные на открытом воздухе. Во время праздника необходимо обеспечивать достаточно высокую двигательную активность, при условии рациональной одежды детей. При проведении физкультурных праздников в помещении следует руководствоваться настоящими правилами, не допускать сокращения времени пребывания детей на воздухе [23, с. 15].

Одним из важнейших требований к организации праздников является проведение их в разные сезоны года. С учетом этого они могут проходить в разнообразных природных условиях местности. Например, физкультурный праздник может быть организован не только на участке дошкольного учреждения, но и в парке, на стадионе, в естественных условиях природного окружения – в лесу, на лугу, берегу озера, моря, реки. От конкретного места проведения праздника во многом зависит его тематика, структура, специфика, подготовительные работы и оформление.

15 стр., 7135 слов

Музейная педагогика в системе художественно-творческого развития детей

... в целом. В.А. Сухомлинский требовал «гармонии разума и сердца» в обучении. В последнее время в работе с детьми ... Школа и музей в единой образовательной системе ГДР»;·Внешняя служба государственных музеев Прусского культурного наследия в Западном ... родителей. Музейная педагогика пыталась ответить на вопрос, как должен измениться характер музейной коммуникации, визуальной в своей основе, в ...

При составлении программы праздника, определении тематики, отбора содержания и его оформления целесообразно учитывать специфику климато-географических, экономических, социальных условий, особенности национальных традиций населения республики, края, области, района [24, с. 271].

Подготовка к физпразднику начинается с составления программы. Это поможет четко спланировать работу и своевременно приступить к ее организации определить название или образный девиз праздника, предусмотреть распределение обязанностей между его организаторами, составить план работы каждого из них на длительный срок. Желательно как можно подробнее отразить всю предварительную работу, которая должна быть проделана воспитателями вместе с детьми, родителями, так как успех праздника во многом зависит от того, насколько подробно и четко она спланирована.

В программе целесообразно выделить несколько разделов, где следует отразить:

  • цель и задачи праздника (и на этой основе проводить всю подготовительную работу);
  • дату и время его проведения, предполагаемую длительность, место проведения физпраздника и отдельных номеров программы – парады участников, массовых выступлений, соревнований по разным видам игр и упражнений, конкурсов;
  • определить ответственных за подготовку и проведение праздника; указать количество участников, возрастные группы детей – из дошкольного учреждения, школы, класса, которые примут в нем участие;
  • указать, кто из воспитателей, родителей, шефов будут привлечены к работе, а также приглашены на праздник в качестве гостей, выступить с показательным номером или принять участие в судействе;
  • обусловить порядок подведения итогов конкурсов и соревнований (индивидуальных и коллективных), поощрение участников праздника.

Например, при составлении программы физпраздника, которая предполагается провести под девизом «Мы – будущие спортсмены», целесообразно обозначить следующее:

1. Цель физкультурного праздника – пропаганда массовости физической культуры и спорта.

2. Задачи:

  • развитие у детей интереса к занятиям физкультурой, содействие творческому проявлению физических и волевых условий соревнования;
  • воспитание чувства гордости за спортивные достижение страны;
  • популяризация значимости физической культуры среди родителей и общественности.

3. Место и время проведения праздника (физкультурная площадка дошкольного учреждения, в том числе стадион завода, спорткомплекса).

4. Руководство подготовкой праздника.

Состав комиссии: коллектив дошкольного учреждения, в том числе врач или медицинская сестра, представители отдела народного образования, родительского комитета, спортивного общества (указывается фамилия, имя, отчество, занимаемая должность каждого члена комиссии)

5. Участники праздника. Состав: дети, воспитатели, родители, учащиеся спортшколы, мастера спорта приглашенные на праздник.

6. Поощрение участников (награждение), осуществляется по принципу «Главное – не победа, а участие». Памятные значки, сувениры вручаются всем детям.

7. Предварительные работы.

Распределение обязанностей: подготовка атрибутов для игр и упражнений; изготовление эмблем для команд, памятных значков для награжденных; отработка сценария праздника, его музыкальное оформление; разучивание детьми гимнастических упражнений для выступлений на физкультурных занятиях, отбор и повторение песен, танцев, обеспечение травмобезопастности места проведения праздника.

Подготовительная работа воспитателя с детьми:

  • регулярное освоение гимнастических упражнений во время физкультурных занятий и упражнений, гимнастики;
  • ежедневное участие детей в подвижных и спортивных играх, спортивных упражнениях, предусмотренных программой;
  • оформление мест проведения праздника с выдающимися спортсменами и достижениями (проведение бесед, рассматривание картин, книг, показы диафильмов);
  • проведение занятий по изобразительному искусству на тему «Спорт в нашей жизни»;
  • оформление альбомов, стендов, отражающих выступление детей на празднике.

Организация совместной работы с родителями:

  • распределение обязанностей с родителями;
  • создание команды из числа родителей, участвующих в празднике, проведение консультации;
  • подготовка места для организации соревнований и аттракционов, спортивной одежды и костюмов для выступлений, праздничного сюрприза и плакатов;
  • участие в художественном оформлении, утверждении сценария и реализации программы праздника;
  • фотографирование детей [11, с. 283].

Приведенная схема физкультурного праздника является примерной, ее следует конкретизировать для каждого праздника, с учетом задач и условий, в которых намечено его проведение.

Заинтересованному участию родителей, общественности служат вся система работы дошкольного учреждения (родительские собрания, беседы и консультации о физическом воспитании детей, встречи с шефами, проведение открытых занятий по физкультуре с последующим их обсуждением, демонстрация выставок детских работ).

Одним из важнейших разделов работы при подготовке к физкультурному празднику, является разработка сценария, которая поручается комиссии из числа сотрудников дошкольного учреждения: старший воспитатель, воспитатель детских групп, выступающих на празднике, музыкальный руководитель. В том случае, когда на празднике объединяются дети из нескольких дошкольных учреждений, в работе комиссии принимают участие воспитатели и музыкальные руководители этих детских садов.

В ходе подготовке группы, группа сотрудников, ответственная за разработку сценария, обращается к помощи опытных и творческих воспитателей, родителей, привлекает их к составлению приветствий, перекличек, конкурсов, сочинений стихотворений, консультируется с ними по другим номерам программы.

Сценарий физкультурного праздника строится на основе программно методических требований, предъявляемых к физическому, гигиеническому, эстетическому, нравственному воспитанию детей дошкольного возраста. При разработке сценария праздника следует учитывать основную его идею, девиз, под которым он проходит.

Так, например, для праздников, проходящих под девизом «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья», «В здоровье – сила», «Мы растем здоровыми, крепкими, веселыми», главными задачами являются пропаганда значимости физической культуры, гигиенических факторов, естественных сил природы, как важнейших средств укрепления здоровья, закаливания, совершенствования функций организма, воспитания у детей интереса к занятиям физическими упражнениями и играми [14, с. 4].

В программе таких праздников должны занять большое место игры, эстафеты, коллективные выступления детей, в которых они демонстрируют, какими стали крепкими, сильными, быстрыми. В литературно художественном материале стихотворениях, песнях, обращениях команды к команде раскрывается значение утренней гимнастики, веселых игр на воздухе. Уместно использование стихотворения, игровых образов, сюжетных ситуации, позволяющих в шутливой форме показать, к чему приводят отрицательное отношение к гигиене, пренебрежение физкультурными занятиями, боязнь свежего воздуха и т.п.

Содержание физкультурного праздника во многом зависит от сезона года, и конкретных условий, в которых проводятся. Так, на празднике в зимнее время возможно использование физических упражнений и игр, характерных для зимних условий – катание на санках, игры и соревнования на лыжах и коньках, элементы игр в хоккей, игры-эстафеты на льду, на снегу и т.п. Широкий простор для подбора разнообразных упражнений и игр открывается при проведении физкультурных праздников в летнее время на открытом воздухе.

В этих условиях возможно включение в содержание праздника массовых выступлений детей, требующих большого свободного пространства, игр-эстафет с бегом, прыжками с места и разбегом, метанием в цель и на дальность, упражнения в равновесии в разных условиях, а также заданий, выполняемых на велосипедах и самокатах, элементов спортивных игр (баскетбол, бадминтон, футбол), веселых аттракционов (бег со связанными ногами в парах, перепрыгивание каната и др.) [3, с. 125].

Своеобразно содержание физкультурного праздника на воде – в бассейне, на берегу моря. В ходе его дети показывают свои умения в выполнении подготовительных к плаванию упражнений (скольжение, всплывание, погружение в воду с головой, прыжки в воду и др.), плавание с поддерживающими предметами и без них. При этом широко включаются разнообразные игры, аттракционы, в воде и у воды [16, с. 273].

При составлении сценария физкультурного праздника, независимо от того, где и в каких условиях он проводится, следует стремиться к тому, чтобы его содержание было разнообразным, интересным, создавало возможность активного участия всех групп детей, доставляло радость и удовольствие не только детям – участникам праздника, но и зрителям, детям и взрослым, приглашенными на праздник гостями. При разработке сценария физкультурного праздника необходимо придерживаться определенного материала. Этому поможет провиденная ниже примерная схема построения праздника:

1. Открытие праздника, парад участников.

2. Показательные выступления групп, команд, сводные гимнастические упражнения.

3. Массовая часть праздника с участием всех детей и присутствующих гостей в играх, эстафетах.

4. Окончание праздника, подведение итогов, награждение, закрытие праздника.

Открытие праздника начинается обычно с торжественной части, выхода участников в зал или на физкультурную площадку, после чего следует построение, сдача рапорта, приветствие заведующего детским садом. В зависимости от темы, девиза праздника, приветствовать детей могут спортсмены, врачи и т.д.

В начале праздника проводится перекличка, исполняется общая песня, в которой ярко выражена идейная направленность праздника. Открытие завершается подъемом флаг и парадом участников.

После торжественной части – показательные выступления, состоящие из разных композиций обще развивающих упражнений, которые выполняются детьми в разных построениях: колоннах, двух кругах, квадратах, в колонне или шеренге, по диагонали, с различными предметами: разноцветными флажками, цветами, шарами, обручами.

Выполнение общеразвивающих упражнений группой детей сменяется мало групповыми или индивидуальными выступлениями, в которых дети показывают свои умения в разных видах физических упражнений (прыжках со скакалкой, упражнения с длинными лентами, разноцветными мячами, булавами и другими предметами).

Физкультурные номера чередуются с исполнением песен, танцевальных номеров, с чтением стихотворений. С показательными номерами могут выступить и приглашенные на праздник гости: гимнасты, фигуристы, бывшие воспитанники детского сада, учащиеся спортивных школ, взрослые сотрудники дошкольного учреждения, родители, шефы. Большое оживление в содержание праздника вносят игры с элементами соревнований, эстафеты, разные игры, виды спортивных упражнений и спортивных игр.

Наряду с мало групповыми играми на празднике организуются и массовые игры, хорошо знакомые всем детям. В них принимают участие целые группы детей, а также гости, родители. Особенно интересны для детей игры-аттракционы, в которых задания выполняются в необычных условиях [17, с. 29].

Поддержание интереса, создание хорошего, праздничного настроения способствует включению в содержание праздника «сюрпризного момента» неожиданное появление Зимы, деда Мороза, Снегурочки, веселых скоморохов, Бабы Яги, Красной Шапочки, доктора Айболита и др. сказочных героев. Их общение с детьми и гостями праздника, участие в играх, танцах, награждении победителей эстафет и соревнований оживляет праздник, привлекает внимание к происходящему, доставляет детям много веселья и радости, надолго остается в памяти. В заключении подводятся итоги праздника, проводятся награждения, общий хоровод, танцы, парад участников [22, с. 17].

Представленный комиссией сценарий праздника обсуждается на производственном совещании сотрудников дошкольного учреждения. В ходе обсуждения даются рекомендации по уточнению содержания и оформления праздника. С содержанием сценария знакомят родителей, шефов, которые непосредственно будут заняты в каких либо номерах праздничной программы, а также людей, занятых подготовкой мест проведения игр, эстафет, оформления помещений, участка детского сада, стадиона, бассейна и других сооружений, подготовке костюмов, пособий, украшений. Окончательное утверждение сценария проходит на педагогическом совете коллектива дошкольного учреждения, примерно за три недели до проведения праздника, будут определены количество участников, основные номера, подготовленность детей. Здесь же утверждается ведущий праздника.

Вся подготовительная работа с детьми в группах должна вестись постепенно.

Воспитатель систематически проводит с детьми все предусмотренные программой формы работы, и виды занятий по физической культуре: определенные виды физических упражнений и игр, включенные в содержание праздника, усваиваются детьми постепенно, на физкультурных занятиях, повторяются на утренней гимнастике, прогулке, путем организации подвижных и спортивных игр. Все это делается с целью физического развития детей, совершенствования их двигательных навыков, воспитания физических качеств.

Не следует разучивать с детьми конкретные игры, упражнения, эстафеты, которые войдут в программу праздника. Отдельные их элементы, в виде заданий, целесообразно выполнять на учебных занятиях, прогулках, но с другими пособиями и в иных условиях. Так, в процессе индивидуальной работы, проведенной воспитателем, дети упражняются в различных действиях с мячом – отбивании, ведении, передачи мяча, одно из этих действий будет включено в эстафету во время праздника.

Упражнения в равновесии целесообразно выполнять в разных условиях: на земле, бревне, кубе, узкой рейке. В эстафете дети легко справляются с заданием пробежать по мостику. Подготовку к физкультурному празднику следует вести так, чтобы не было необходимости в неоднократных массовых репетициях [12, с. 199].

Следует особенно внимательно относится к отбору музыкальных произведений. Для открытия праздника подбирается выразительная, торжественная музыка, для парада – бодрый марш. Музыкальное сопровождение разных выступлений должно соответствовать их характеру: выполнение общеразвивающих упражнений сопровождается ритмичной, плавной музыкой, игры-аттракционы – веселой, бодрой. Музыкальным руководителям поручается подобрать песни, танцы, музыкальные произведения, разучивать их при необходимости, сделать запись отдельных музыкальных фрагментов на магнитофонную ленту, обеспечить своевременную трансляцию их по ходу праздника.

Группа, ответственная за художественное оформление мест проведения праздника (гимнастического зала, физкультурной площадки, бассейна, территории детского сада), должна стремиться к тому, чтобы вся окружающая обстановка вызывала у детей приподнятое настроение и радостное ожидание праздника. В помещении детского сада и на участке летом развешиваются гирлянды, шары, разноцветные флажки, картинки, плакаты со спортивной тематикой. Территория участка заранее приводится в порядок – поливаются зеленые насаждения, насыщаются песком дорожки, на площадке красиво располагаются пособия и игрушки.

В зимнее время участок украшается снежными фигурами хорошо знакомых детям животных, персонажей сказок (зайца, лисицы, медведя, и др.), расчищаются от снега дорожки, заливается каток, дорожки для скольжения, приводятся в порядок снежные постройки (горки, валы и лабиринты), прокладывается лыжня. Места выступления детей зимой украшаются цветами, флажками, льдинками, серпантином, мишурой.

В обязанности ответственного за художественного оформление входит подготовка объявления для родителей, праздничных плакатов, транспарантов, пригласительных билетов для шефов, гостей праздника.

В праздничном оформлении помещения, территорий детского сада, вместе с воспитателями и родителями активное участие принимают дети. На занятиях по изобразительному искусству (рисование, аппликация) старшие дошкольники могут выполнять разные поделки (фонарики, разноцветные флажки, разукрасить эмблемы, значки) для украшения физкультурной площадки и гимнастического зала. Дети оказывают помощь воспитателю в подготовке пособий и физкультурного инвентаря, уборки участка, изготовлении костюмов для отдельных персонажей, сооружении построек из снега [21, с. 301].

Готовясь к физкультурному празднику, одной из задач которого является выявление динамики развития двигательных умений и физических качеств детей за год, желательно подготовить стенд (в старших возрастных группах), с описанием сведений о навыках и умениях. И физических качеств детей за год, желательно подготовить стенд на начальной ступени все осознанного физкультурного движения, что может служить определенным перспективным ориентиром в работе со старшими детьми, а также внимание взрослых на заблаговременную и систематическую подготовку к освоению программы [20, с. 193].

Особое внимание уделяется подготовке судий. В состав судейской коллегии входят: заведующая, старший воспитатель, воспитатели групп, принимающих участие в празднике, родители, проявляющие заинтересованность в участии в празднике. На совете судейской коллегии, совещании, следует обсудить требования к выполнению различных номеров празднике, определить критерии оценки с учетом возрастных особенностей участников праздника.

Как показывает практика, наиболее правильной является оценка достижений детей не по бальной системе, а по качеству выполнения разнообразных двигательных действий, включенных в программу праздника, а также проявлению физических качеств быстроты, ловкости, хорошей координации движений и ориентировки в пространстве. Члены судейской коллегии должны быть внимательными, доброжелательными, объективными при подведении итогов. Анализ достигнутых результатов в командных соревнованиях, играх, эстафетах необходимо учитывать индивидуальные данные и возможности каждого, отмечать старательность, честное выполнение правил детьми. Важно заботиться о поддержание дружеских отношений в коллективе, предупреждать случаи неуважения, недоброжелательного отношения к товарищу, зазнайства [9, с. 14].

В день проведения праздника все должно быть готово к его проведению. Красочное, соответствующее тематике праздника оформление мест для проведения выступлений, игр, соревнований должно вызывать у детей радостное ожидание праздника. В этом активное участие принимает весь коллектив дошкольного учреждения.

Праздник надо начать точно в назначенное время. Важно создать хорошую, спокойную обстановку, не допускать нарушения режима жизни детей. С этой цель. Физкультурные праздники чаще всего проводятся во второй половине дня (в отрезок времени от 15.30 до 16.10).

Особенно это важно для их организации в зимнее время (с учетом длительности светового дня).

Внимательное отношение к каждому ребенку со стороны сверстников детского сада, поддержания радостного настроения, оказание необходимой помощи в переодевании праздничных костюмов – все это помогает детям чувствовать себя уверенно и спокойно [13, с. 15].

Важная роль при проведении праздника принадлежит ведущему. Им может быть опытный воспитатель, старший воспитатель, или кто-либо из родителей, гостей. От ведущего во многом зависит успех проведения праздника. Он должен хорошо знать сценарий праздника, последовательность выступлений всех участников, уметь кратко и ясно объяснит задания для команд и отдельных выступающих, быть активным, находчивым, быстро разрешать непредвиденные ситуации. Ведущий должен хорошо знать особенности детей дошкольного возраста, уметь распределять внимание, видеть реакцию детей на победу и поражение в играх, эстафетах, аттракционах. Очень важно вовремя подбодрить малоактивного ребенка, подключить его к выступлению вместе со всеми.

На протяжении всего праздника необходимо максимально активизировать каждого его участника, в том числе не оставляя без внимания детей, присутствующих на празднике в качестве зрителей, использую для этого минутку юмора. В процессе руководства ходом праздника обязательными являются поддержание контактов ведущего с судейской коллегией, согласованные совместные действия с ней.

Нельзя допускать чрезмерного затягивания праздника. Это может привести к переутомлению детей, потери у них интереса к происходящему и, как следствие этого, нарушение дисциплины. Важно, чтобы действия на празднике сменялись непрерывно, не должно быть пауз между выступлениями, длительного обдумывания оценок судьями. Праздник должен создавать, приподнятое настроение, поддержание которого зависит от ведущего.

Хорошее впечатление от праздника создается при его организационном завершении, подведении итогов, награждении участников. Следует заранее продумать форму поощрения детей за хорошее выполнение упражнений, первенство в эстафетах, находчивость и ловкость, проявленную в аттракционах и играх-забавах. Важно, чтобы на празднике не было побежденных, чтобы каждый ребенок почувствовал себя счастливым от участия в нем. Хорошо, если победителей награждают, принимая во внимание такие девизы, как «Выигрывают все – не проигрывает никто», «Главное – не победа, а участие », «Побеждает дружба».

Награды, знаки внимания могут быть разными: памятные медали, вымпелы, значки, дипломы, эмблемы их применяют дифференцированно. Так, победители в каждом отдельном виде соревнований награждаются медалями сразу после их про ведения, остальные дети (участники праздника) в конце всех видов соревнований получают памятные медали (сувениры).

Наиболее целесообразны в воспитательном отношении коллективные награды (всей команде, группе).

Они помогают сплочению детей, воспитанию у них чувства дружбы и коллективизма. Команда победитель может быть поощрена тем, что первой проходит круг почета, ей доверяют спуск флага соревнований. На следующем физкультурном празднике (при его открытии) команда поднимает флаг [19, с. 5].

На празднике, где участвуют семейные команды, оценивается каждое соревнование, награждения могут быть за победу, как в индивидуальных соревнованиях, так и за победу команды. Формы поощрения предусматриваются следующие: результаты детей в индивидуальных упражнениях (движениях) отражаются на экране соревнований, команды победители награждаются дипломами, команды-участники праздника получают памятные вымпела. Награждение победителей и участников могут быть самыми неожиданными. Так, в честь победителей исполняется песня или танец, дети участники получают сладкие призы (им могут быть вручены и разнообразные медали собственного изготовления).

Необходимо также отметить не только детей, но и взрослых, принимавших активное участие в подготовке и проведении праздника.

Впечатлениями о празднике дети делятся в беседах со взрослыми, самостоятельно повторяют отдельные упражнения, игры, эстафеты.

Понравившиеся эпизоды праздника отражаются в рисунках, лепке и аппликации. Взрослым следует внимательно относится к эмоциональным переживаниям детей, связанными с праздником, поддерживать заинтересованное отношение к физкультуре и спорту, всемерно способствовать приобщению детей к полезному активному отдыху [18, с. 17].

Таким образом, участие в праздниках и подготовка к ним приносят большое эмоциональное и эстетическое удовлетворение, объединяют детей и взрослых общими радостными переживаниями, надолго остаются в памяти, как яркое событие. Совместная с товарищами деятельность, игры, красочное оформление места проведения праздников, звучание музыки, торжественное открытие и закрытие праздника влияют на развитие вкуса, воображения. Все это стимулирует их творчество. Вследствие такой разносторонней деятельности решаются многие задачи воспитания, оказывают влияние на формирование детской личности.

Глава II . Проект по организации совместных с родителями спортивных

праздников «Спортивная семья»

Использование метода проекта предполагает реализацию конкретного замысла. Проект позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике.

Работа по реализации проекта позволяет внедрять новые методы работы, технологии, которые можно освоить и усовершенствовать, а сама проектная деятельность относится к разряду инновационных работ.

Проект «Спортивная семья»

В структуру проекта входит: цели, задачи, содержание, формы и методы, обеспечивающие воспитание интереса детей и родителей к занятиям физической культуры, формирование положительной мотивации к спорту, здоровому образу жизни, развитие физических качеств.

Проект может быть реализован в любом объединении дошкольников: в группе, подгруппе, с привлечением родителей дошкольников.

Проект может быть полезным воспитателям дошкольных учреждений, руководителям по физическому воспитанию, родителям.

Паспорт проекта

Велика ценность каждого человека – здоровье. Обеспечить ребенку здоровье в дошкольном возрасте – значит заложить фундамент в развитии здорового поколения в будущем.

Цель: организация на базе МДОУ совместной детско-родительской физкультурно-оздоровительной деятельности, в процессе которой взрослые личным примером будут подкреплять осознанное желание детей быть здоровыми.

Задачи:

1. Формировать двигательные навыки и умения у детей;

2. Дать возможность родителям заниматься физкультурой вместе с детьми, создать атмосферу радости от совместной двигательной деятельности;

3. Создать модели семейного физкультурного праздника, развлечения на базе МДОУ;

4. Воспитывать и укреплять взаимоотношения взрослых и детей; снизить дефицит общения родителей с детьми;

5. Воспитывать потребность в здоровом образе жизни детей и родителей.

Этапы реализации проекта

1. Подготовительный этап. Разработка проекта.

  • составления плана деятельности;
  • обращение за рекомендациями к специалистам ДОУ;
  • разработка конспектов занятий, спортивных досугов, праздников, развлечений – совместных с родителями.
  • составление текста консультаций, рекомендаций для родителей и педагогов.

2. Основной этап. Внедрение проекта.

  • формирование установки на сотрудничество с родителями, педагогами, специалистами ДОУ посредством проведения родительских собраний;
  • организация совместной деятельности педагогов и родителей в физическом воспитании детей.
  • индивидуальные и групповые консультации, рекомендации;
  • организация открытых мероприятий для родителей.

3. Итоговый этап.

В результате выполнения проекта необходимо:

1. Сформировать потребность у родителей сотрудничать с ДОУ.

2. В сотрудничестве с семьёй воспитать физически развитого, жизнерадостного ребенка путем формирования у него осознанного отношения к здоровому образу жизни.

3. Создать систему взаимодействия с семьёй в процессе воспитания у детей интереса к физкультурным занятиям и спорту.

4. Родители и дети – инициаторы, авторы спортивных мероприятий.

Актуальность темы:

Состояние здоровья во многом определяет развитие личности ребенка, успешность его социализации, формирование полноценного физического и психологического статуса на всех последующих этапах развития. Поэтому задачи сохранения и укрепления здоровья детей самые актуальные, а физкультурное оздоровительное направление — приоритетное в дошкольном образовании.

В законе РФ «Об образовании» сказано, что родители несут полную ответственность за здоровье и развитие ребенка.

Отсюда вытекает важная задача по привлечению родителей к совместной с детьми физкультурно-оздоровительной деятельности.

Совместные спортивные праздники укрепляют взаимоотношения взрослых и детей, наполняют их теплотой, пониманием, способствуют повышению авторитета родителей. Дети любят праздники, а когда рядом папа и мама – это праздник вдвойне.

Краткое описание проекта по этапам

1 этап. Подготовительный

Не будет преувеличением сказать, что семья и детский сад – те социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья ребенка. Не секрет, что поступая в детский сад, многие дети имеют отклонения в физическом развитии — нарушение осанки, излишний вес, задержки в развитии быстроты, ловкости, координации движений. И одной из причин таких результатов является неосведомленность родителей в вопросах физического воспитания детей. На предложение воспитателя организовать совместную деятельность в ДОУ детей и родителей по физическому воспитанию, дети и их родители ответили согласием.

Анкетирование родителей детского сада по вопросам педагогической компетентности в физическом воспитании детей показало, что только 30 % родителей уверенны в своих знаниях, около 20 % постоянно знакомятся с рекомендациями по воспитанию детей, а 50 % испытывают потребность в консультациях и рекомендациях по физическому воспитанию (закаливание, укрепления здоровья с помощью физических упражнений, подвижных игр.)

Это означает, что сотрудникам детского сада необходимо систематическое, разностороннее педагогическое просвещение родителей, включая как передачу теоретических знаний, так и оказание помощи в приобретении практических навыков, а также распространение положительное семейного опыта воспитания детей. Воспитателем изучается методическая, педагогическая литература, интернет сайты, проводится диагностика детей и знакомство родителей с ее результатами.

2 этап. Разработка проекта

Воспитатель совместно с специалистами дошкольного учреждения составляют план работы над проектом, подбираются темы занятий, досугов, праздников, развлечений. Определяется тематика консультаций для родителей (основываясь на анкетировании).

3 этап. Внедрение

Для успешной реализации проекта в ДОУ спланирована большая работа по физическому развитию и охране жизни и здоровья дошкольников. Наиболее интересными и продуктивными являются следующие формы работы: спортивные праздники и физкультурные досуги с участием родителей; дни открытых дверей; выпуск родительской газеты; семинары-практикумы. Организуются совместные с родителями экскурсии на стадион, в спортивные секции города.

Четвертый этап – организация открытых мероприятий.

Формы работы с родителями

В совместном с родителями проведении всех праздников и развлечений можно отметить три этапа:

На первом этапе ведущая организаторская роль принадлежит воспитателям. Они готовят сценарий, план мероприятия, оформление, атрибуты, исполняют роли, а взрослые и дети участвуют в спортивном празднике или развлечениях, досугах. Такая организация совместных физкультурных мероприятий характерна для начального этапа работы с взрослыми по физическому воспитанию детей.

На втором этапе сценарий и план мероприятий готовят воспитатель и родители. Взрослые играют роли сказочных персонажей, являются членами жюри, помогают в оформлении зала, готовят атрибуты.

И, наконец, третий этап: родители и дети инициаторы, авторы спортивного мероприятия, предложили подготовить соревнование «Олимпийские игры в детском саду» (Приложение 1).

4 этап. Итоговый

Подготовка итогового спортивного мероприятия с родителями, организовывалась следующим образом: сначала предлагаемый сценарий праздника обсуждался вместе с родителями, вносились предложения и изменения. Затем выбрали ведущего, ответственного за оформление зала, подготовку костюмов, приза, музыкальное оформление, распределение ролей среди родителей и детей

Итоговый проект разработан с приложениями, которые оформлены в брошюры, фотоальбомы. Составлены конспекты физкультурных занятий, досуги, развлечения, праздники организованные совместно с родителями.

Ожидаемые результаты

В начале проекта предполагалось, что информация и практический опыт, полученный родителями, помогут:

  • увидеть, узнать работу детского сада по физическому развитию детей;
  • получить необходимые знания о физическом воспитании ребенка;
  • сформировать потребность в здоровом образе жизни, предоставить возможность заниматься физкультурой и ребенку и взрослому;
  • снизить «дефицит» положительных эмоций у детей, создать атмосферу праздника при совместной спортивной деятельности;
  • обеспечить преемственность методов и приёмов воспитания детей в семье и в детском саду;
  • повысить эффективность работы по оздоровлению детей.

Сложностью в реализации проекта на данный момент является отсутствие критериев оценки полученных результатов. Для оценки эффективности проведения спортивных праздников и досугов нами планируется разработать систему вопросников для детей и родителей, а также индивидуальную карту развития ребенка, взяв за основу уже существующую и апробированную в других детских садах (Приложение 2).

В ходе наблюдений в процессе проведения праздника за межличностными отношениями детей и родителей можно сделать вывод о том, что эта деятельность приносить радость и моральное удовлетворение как детям, так и взрослым. Необходимо продолжать работу в этом направлении и совершенствовать педагогические знания и умения, как родителей, так и самих педагогов по подготовке спортивных мероприятий.

Заключение

Таким образом, согласно первой поставленной задаче в §1.1. мы изучили теоретические основы проведения совместных праздников с родителями как средства воспитания детей в дошкольных учреждениях. Нами было установлено, что физкультурные праздники заняли прочное место в системе физического воспитания ребенка-дошкольника, и зарекомендовали себя как наиболее приемлемая и эффективная форма активного отдыха детей. Многолетняя практика работы детских дошкольных учреждений показала значимость физкультурного праздника в активном приобщении каждого ребенка к занятиям физической культурой.

Опыт организаций физкультурных праздников показал их положительное влияние на воспитание у детей интереса к активной двигательной деятельности, а также повышение роли семьи и детского сада в решении задач физического воспитания. Целью таких праздников является активное участие всего детского коллектива группы, посредством чего выявляется двигательная подготовленность детей, умение проявлять физические качества в необычных условиях и игровых ситуациях

Решая вторую поставленную задачу в §1.2. мы проанализировали содержание работы дошкольного учреждения по организации совместных с родителями праздников. Нами было выявлено, что физкультурные праздники организуются в соответствии с программными указаниями. Количество их в течение года в средней, старшей и подготовительной к школе группах – два раза в год. Периодичность проведения, продолжительность (в пределах 40 минут) дифференцируется в зависимости от возраста детей, условий проведения, задачи и содержания праздника.

Подготовка к физпразднику начинается с составления программы. Это поможет четко спланировать работу и своевременно приступить к ее организации определить название или образный девиз праздника, предусмотреть распределение обязанностей между его организаторами, составить план работы каждого из них на длительный срок. Желательно как можно подробнее отразить всю предварительную работу, которая должна быть проделана воспитателями вместе с детьми, родителями, так как успех праздника во многом зависит от того, насколько подробно и четко она спланирована.

В программе целесообразно выделить несколько разделов, где следует отразить:

  • цель и задачи праздника (и на этой основе проводить всю подготовительную работу);
  • дату и время его проведения, предполагаемую длительность, место проведения физпраздника и отдельных номеров программы – парады участников, массовых выступлений, соревнований по разным видам игр и упражнений, конкурсов;
  • определить ответственных за подготовку и проведение праздника; указать количество участников, возрастные группы детей – из дошкольного учреждения, школы, класса, которые примут в нем участие;
  • указать, кто из воспитателей, родителей, шефов будут привлечены к работе, а также приглашены на праздник в качестве гостей, выступить с показательным номером или принять участие в судействе;
  • обусловить порядок подведения итогов конкурсов и соревнований (индивидуальных и коллективных), поощрение участников праздника.

В процессе решения третьей задачи в Главе II мы разработали проект по организации совместных с родителями спортивных праздников и апробировали его на базе МДОУ №15 «Журавушка» г. Березовского Кемеровской области. В проекте участвовали: старшая группа в количестве 23 человек, родители и работники детского сада.

В ходе наблюдений в процессе проведения праздника за межличностными отношениями детей и родителей мы сделали вывод о том, что эта деятельность приносить радость и моральное удовлетворение как детям, так и взрослым. Необходимо продолжать работу в этом направлении и совершенствовать педагогические знания и умения, как родителей, так и самих педагогов по подготовке спортивных мероприятий.

Исходя из вышеизложенного, мы можем сказать, что гипотеза исследования подтвердилась:процесс воспитания детей через совместные с родителями спортивные праздники будет более эффективным, если:

  • осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход в работе с родителями и детьми;
  • использовать разнообразные формы работы с семьей в ДОУ;
  • разработать содержание деятельности по подготовке и проведению совместных с родителями спортивных праздников в ДОУ.

Сложностью в реализации проекта на данный момент является отсутствие критериев оценки полученных результатов. Для оценки эффективности проведения спортивных праздников и досугов нами планируется разработать систему вопросников для детей и родителей, а также индивидуальную карту развития ребенка, взяв за основу уже существующую и апробированную в других детских садах.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://jret.ru/diplomnaya/sportivnyiy-turizm-v-detskom-sadu/

1. Аксенова, З. Ф. Спортивные праздники в детском саду [Текст] / З. Ф. Аксенова. – М.: СФЕРА, 2012. – 64 с.

2. Алямовская, В. Г. Как воспитать здорового ребёнка [Текст] / В. Г. Алямовская // Дошкольное воспитание. – 2004. – №6. – с. 87–100.

3. Бакненкова, А. И. Игры как средство воспитания физических качеств у детей старшего дошкольного возраста [Текст] /А. И. Бакнецкова, Л. В. Русакова. – М.: Просвещение, 2003. – 499 с.

4. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях [Текст]: учеб. пособие / Н. Н Кожухова, Л. А. Рыжкова, М. М. Самодурова. – М.: Академия, 2010. – 320 с.

5. Доронова, М. А. Роль подвижной игры в развитии детей дошкольного возраста [Текст] / М. А. Доронова // Дошкольное воспитание. – 2007. – №4. – с. 4 –7.

6. Дошкольное образование [Текст]: словарь терминов / Сост. Виноградова Н. А. – М.: Айрис–пресс, 2005. – 400 с.

7. Кабанов, А. Н., Анатомия, физиология и гигиена детей дошкольного возраста [Текст]: учебник /А. Н. Кабанов, А. П. Чабовская. – 2–е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1975. – 270 с.

8. Казина, О. Б. Веселая физкультура для детей и их родителей. Занятия, развлечения, праздники, походы [Текст] / О. Б. Казина. – Ярославль: Академия развития, 2008. – 144 с.

9. Казина, О. Б. Лучшие спортивные занятия, праздники и развлечения в детском саду [Текст] / О. Б. Казина. – Ярославль: Академия развития, 2009. – 160 с.

10. Казина, О. Б. Роль родителей в физическом оздоровлении дошкольников [Текст] / О. Б. Казина // Инструктор по физкультуре. – 2010. – №3.

11. Казина, О. Б. Физическая культура в детском саду. Конспекты занятий, праздников, развлечений [Текст] / О. Б. Казина. – Ярославль: Академия развития, 2011. – 320 с.

12. Кожухова, Н. Н. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста [Текст] / Н. Н. Кожухова, Л. А. Рыжкова, М. М. Борисова. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 350 с.

13. Луконина, Н. Физкультурные праздники в детском саду [Текст] / Н. Луконина, Л. Чадова. – М.: Айрис Пресс, 2007 – 128 с.