Туристический потенциал Венгрии

Дипломная работа

Объект исследования в работе – Венгрия как туристский регион.

Предмет исследования – туристский потенциал Венгрии.

Цель настоящей работы: определить туристский потенциал Венгрии.

Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач:

  • изучение теоретических основ оценки туристического потенциала;
  • исследование туристических ресурсов Венгрии для развития туризма;
  • исследование интереса российских туристов к Венгрии;
  • разработка маршрута и формирование программного обслуживания;
  • экономическое обоснование тура «Ожившая история».

Теоретико — методологической базой исследования являются многочисленные литературные источники, посвященные изучению турресурсов Венгрии, публикации в специализированных СМИ, посвященных анализу туризма Венгрии и его перспективам, опыт работы российских туристских предприятий по созданию Венгерского турпродукта, а также учебно-методическая литература и актуальные аналитические материалы известных авторов в сфере туризма : Александровой А.Ю., Джанджугазовой Е.А., Драчевой Е.Л., Чудновского А.Д, Жуковой М.А. и др.

Методы исследования – в работе использованы аналитический метод для анализа законодательных и литературных источников, анализа предложений венгерского турпродукта российскими турфирмами в сети Интернет, метод социологических исследований для выявления интереса туристов к Венгрии, метод .

Структурно работа состоит из введения. Трех глав, заключения и списка использованных источников.

Глава 1. Понятие туристического потенциала

1.1 Сущность туристического потенциала

Туристский потенциал базируется на двух основных составляющих -ресурсы и возможность их использования в туристических целях.

Можно привести следующий состав ресурсов: природа, история, население, культура, экономика и политика. Каждый ресурс разделяется на виды и разновидности. Ресурсы определяют как развитие туризма, так и особенности пребывания (проживания) туристов в том или ином месте. Однако они непосредственно не задействованы в различных видах туристской деятельности.

9 стр., 4408 слов

МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ТУРИЗМЕ

... их выполнения. Порядок проведения маркетингового исследования в общем случае состоит из пяти основных звеньев. 1. Выявление проблем и формулирование целей исследования считается важнейшим этапом. Правильно и точно сформулированная цель маркетингового исследования является залогом ...

Ресурсы могут, как способствовать, так и препятствовать развитию туризма. Возможность использования ресурсов подразумевает под собой средства и условия осуществления туров (программ, экскурсий).

Закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» определяет туристские ресурсы как природные, исторические, социально-культурные объекты, включающие объекты туристского показа, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные потребности туристов, содействовать восстановлению и развитию физических сил.

В Федеральном законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» дается следующее определение данного понятия: «Туристские ресурсы — природные, исторические, социально-культурные объекты, включающие объекты туристского показа, а также иные объекты, призванные удовлетворять духовные потребности туристов, содействовать восстановлению и развитию их физических сил»[4]

К туристским ресурсам относят природные и антропогенные геосистемы, тела и явления природы, артефакты, обладающие комфортными свойствами и потребительной стоимостью для рекреационной деятельности, которые могут быть использованы для организации отдыха и оздоровления определенного контингента людей в фиксированное время с помощью определенной технологии и имеющихся материальных возможностей.

Туризм основан на целевом и разумном использовании туристских ресурсов. Суть туристских ресурсов — объекты туриcтcкoгo интереса, которые потенциально способны удовлетворять потребности людей, возникающие в процессе туризма. Там, где нет каких-либо туристских ресурсов, туризма не может быть в принципе. Отдельные туристские ресурсы предполагают лишь туризм в ограниченных масштабах, поскольку в данном случае посещение объектов туристского интереса может быть связано с опасностью для жизни человека или этот интерес имеет кратковременный ресурс по каким-либо показателям, чаще всего временным.[5]

Туристские ресурсы создают возможность расширить производство туристского продукта, определяемую активами, запасами, внутренними резервами туристской организации, а также природными и социальными условиями, в которых она действует, — совокупностью природных, оздоровительных, культурных, и иных ресурсов, способных удовлетворять различные запросы и потребности туристов. Туристские ресурсы доступны для ознакомления и использования независимо от формы собственности, если к тому нет наложенных в установленном законом порядке ограничений.

Туристские ресурсы количественно ограничены и качественно дифференцированы, следовательно, выступают как экономическое благо, как товар, требующий значительных затрат на воспроизводство. В экономическом плане туристские ресурсы выступают как факторы производства туристского продукта, так как их дифференциация порождает различия в результатах хозяйственного использования.

Туристские ресурсы являются национальным достоянием.

Однако часть из них, имеющая особое значение, отнесена к объектам и памятникам мирового значения. Такой перечень устанавливает и ежегодно обновляет ЮНЕСКО. Все памятники культуры и природные объекты находятся под охраной государства, на поддержание и сохранение памятников и объектов всемирного значения выделяются также средства ООН.

6 стр., 2510 слов

Услуга трансфер, как одна из основных услуг туристского продукта

... и туристы. 1.2 Понятие « Трансфер », значение и важность в сфере туризма. Термин « Трансфер » имеет несколько формулировок, некоторые из них: Туристский трансфер — в это понятие входит организация индивидуальной или групповой перевозки пассажиров, ...

Специфическими свойствами и характеристиками туристских ресурсов являются:

  • привлекательность (аттрактивность) — основное свойство туристских ресурсов. Именно она делает объект предметом туристского показа;
  • целостность — понимается как взаимосвязь всех ресурсов: объектов питания, гостиничного хозяйства, транспорта и др.;
  • емкость — заключается в возможности включать в себя ресурсы других сфер экономики, не имеющих тесного контакта с туризмом;
  • устойчивость — в масштабах национальной экономики означает ненарушение экономического баланса, т.е.

туристской индустрией используются те природные условия и ресурсы, которые остались невостребованными другими отраслями народного хозяйства, поэтому не происходит пересечения интересов;

  • надежность — в туристской сфере определяется в первую очередь социально-политическими условиями;
  • уникальность туристского объекта — может вызвать интерес человека, проживающего в любой точке земного шара, придает ему мировое значение, статус;
  • познавательная ценность — связь объекта с конкретным историческим субъектом, жизнью и творчеством известных людей, эстетические достоинства;
  • рекреационная ценность — возможность использования объекта для организации отдыха и оздоровления туриста;
  • известность — популярность туристского объекта среди туристов;
  • экзотичность — степень контрастности объектов по отношению к условиям места постоянного проживания туристов, необычность объектов;
  • выразительность — взаимодействие объекта с окружающей средой, зданиями, сооружениями, природой;
  • сохранность — состояние объекта, его подготовленность к организованному приему туристов.

При использовании туристских ресурсов потребителями предполагается:

  • знакомство с природными ценностями (осмотр достопримечательностей природы, заповедных территорий, обзор пейзажа и др.);
  • усвоение культурных ценностей (осмотр памятников истории, культуры, архитектуры, посещение музеев, выставок, театров и т.п.);
  • возможность занятия спортом (пешеходные, водные, лыжные, велосипедные, авто — и мотопутешествия, прогулки, плавание, спортивные игры и проч.);
  • любительские занятия (рыбалка, охота).

Существует множество различных классификаций туристских ресурсов. Рассмотрим основные из них. В первую очередь туристские ресурсы делят на две большие группы: непосредственные и косвенные. К непосредственным относятся преимущественно природные и историко-культурные ресурсы, используемые самими туристами и отдыхающими (привлекательность ландшафта, оздоровительные средства местности, объекты познания и т.д.).

Косвенные (социально-экономические) туристские ресурсы привлекаются для освоения и использования непосредственных туристских ресурсов; их подразделяют на материальные, технические, финансовые, трудовые и др.

По функциональному признаку туристские ресурсы делят на оздоровительные, познавательные и спортивные. Важное значение при этом имеет природно-эстетическая ценность территории, которая усиливает или, наоборот, ослабляет функциональные качества. Познавательные свойства территории обусловлены наличием природных и социально-культурных объектов (памятников истории и культуры, музеев, национальных особенностей и традиций населения, уникальных объектов природы, культуры, промышленности и др.).

6 стр., 2758 слов

Великая Китайская Стена как туристский объект

... работа была посвящена теме «Великая китайская стена как туристский объект», вследствие этого целью данной работы являлась систематизация информации по историческому наследию Китая ... Послушайте, как поют дети. Великая Китайская стена — один из крупнейших и древнейших памятников архитектуры в ... в Китай начинается с понимания того, как в действительности все работает. Красоты страны, как природные, так ...

Н.П. Крачило весь комплекс туристских ресурсов делит на три группы:[6]

  • природные: климат, водные ресурсы, минеральные источники и лечебные грязи, рельеф, пещеры, растительный и животный мир, природные памятники и заповедники, живописные ландшафты, уникальные природные объекты и др.;
  • культурно-исторические: музеи, выставки, театры, археологические, исторические, архитектурные памятники, этнографические особенности, фольклор, центры прикладного искусства и т.д.;

— социально-экономические: экономико-географическое положение, транспортная доступность территории, уровень ее экономическогo развития, современная и перспективная территориальная организация, уровень обеспечения обслуживания населения, трудовые ресурсы, особенности населения, уровень развития транспортной сети[7]

Популярными являются классификации туристских ресурсов, предложенные польским экономистом М. Труаси и французским экономистом П. Дефером.[8]

В основе классификации Труаси лежит деление туристских ресурсов на созданные и не созданные трудом человека. Труаси выделяет три группы туристских ресурсов: природные туристские ресурсы, опpeдeляeмыe как «потенциальный туристский капитал»; туристские ресурсы, созданные трудом человека; «дополнительные» туристские ресурсы (инфраструктура, экономические удобства).

В отличие от Труаси Дефер не относит к туристским ресурсам объекты инфраструктуры и экономические удобства.

Он подразделяет все туристские ресурсы на четыре группы:

  • гидром (водные объекты);
  • фитом (земля, природа);
  • литом (созданные трудом человека — архитектура);
  • антропом (нематериальные виды человеческой деятельности — обычаи, праздники, обряды, нравы и др.)[9].

Туристские ресурсы фиксируются в кадастре, представленном в региональной или тематической форме. Кадастр туристских ресурсов представляет собой обобщенную (экономическую или экологическую) потребительную (стоимостную или балльную) оценку туристских ресурсов.

В зависимости от целей путешествия могут рассматриваться самые различные природные ресурсы. Туристская территория или акватория — географически определенное место концентрации наиболее ценных туристских ресурсов, а также объектов туристского интереса, выделяемое в составе туристского региона с указанием в реестрах, кадастрах и иных видах документации с введением режима приоритетного целевого функционирования и использования в целях туризма в ее пределах.

Существуют и другие разновидности туристских ресурсов, например информационные. Туристские информационные ресурсы представляют собой информацию о территории, ее истории, Культуре, природе и людях, полученную туристами непосредственно во время путешествия, в ходе подготовки к нему или по прошествии не которого времени[10].

Основой использования туристских ресурсов и туристских объектов для целей туризма является туристский интерес и туристское впечатление.

3 стр., 1344 слов

Музыкальный фестиваль как ресурс развития туризма

... ресурсов, функций и инфраструктуры туризма (Квартальнов В. А., Сенин В. С. и др.). С точки зрения социально-культурного подхода, туризм анализируется как средство взаимодействия объектов туристской ... с целью активного участия в фестивально -музыкальной жизни города 1. Музыкальные фестивали являются эффективным условием развития туризма на Северо-западе России; разнообразие музыкально-фестивальных ...

Туристские ресурсы, которые в своей основе формируют туристско- рекреационный потенциал территорий, представлены двумя категориями: природно-рекреационные и рекреационно-познавательные. Зоны развития туризма федерального значения специализируются по видам туризма, городам, районам, которые рекомендованы для развития видов туризма.

К основным свойствам туристских ресурсов относятся: [11]

  • аттрактивность (привлекательность);
  • доступность;
  • степень изученности;
  • значимость для показа (зрелищность);
  • пейзажные и видеоэкологические характеристики;
  • социально-демографические характеристики;
  • потенциальный запас, емкость;
  • способы использования.

Туристские ресурсы принято условно разделять на: