- Библиографический список
[Электронный ресурс]//URL: https://jret.ru/diplomnaya/zaklyuchaetsya-v-vyiyavlenii-osnovnyih-tendentsiy-i-perspektiv-2/
- Приложения
религиозный туризм ресурс природный
В XX веке бурно развивалась индустрия туризма, совершенствовались средства транспорта и связи. У людей появилось больше возможностей посещать святые места своей религии, одновременно возникло желание приобщиться к духовным достижением народов других стран, понять суть их религии. Можно предположить, что это вызвано определённым кризисом религий наступившем в связи с бурными изменениями всех сторон жизни человечества в последнее несколько десятилетий.
Во многих учебных пособиях понятие религиозный туризм это: Виды деятельности связанные с предоставлением услуг и удовлетворением потребности которые направлены к святым местам, центрам за пределами их обычной среды обитания.
По видам религиозный туризм можно разделить на:
- религиозно — экскурсионный туризм;
- паломничество.
В первом случае интересует иным образом посещение монастырей, храмов, памятников религиозной тематики, музеев, выставок с целью просвещения, познания нового, интерес к святым местам, даже если человек исповедует не ту религию на экскурсию, которой он поехал.
Объектами привлечения религиозных туристов являются святые места и центры религий. Поездки туда могут быть обусловленными культовыми актами, праздниками, фестивалями, проходящих в определенное время года. При международных поездках туристам следует пройти таможенные, валютные, визовые и другие формальности. На российском рынке туризма уже сформировались фирмы, занимающиеся практической организацией поездок экскурсантов и специализирующиеся на предоставлении слуг в области религиозного туризма.
Одной из целью религиозного туризма является любопытство ко всему новому. Будучи православным, католиком или атеистом, человек все равно может отправиться в Мекку — наблюдать за религиозным действом. Люди даже если приехали с целью познания для них чего-то нового, они всё же стараются попасть на службу.
Даже если чужая религия — но природное любопытство, тяга к познанию ведут человека в мечеть или буддийский храм, католический монастырь или православную церковь.
Туризм с целью отдыха и развлечений
... факторов успеха географии туризма с целью отдыха и развлечений в странах Западной Европы; выявить главные тенденции развития географии туризма с целью отдыха и развлечений в странах Западной Европы. ... культуры людей). Наполняя свободное время развлечениями и спортом, человек отдыхает и восстанавливает силы. Развлекательные предприятия и организации включают цирки, зоопарки, аттракционы, игровые ...
Не только для верующих, но и для обычных туристов часто имеет значение, а есть ли там куда они направляются храм? Часто, кроме церкви, в городке нет ничего интересного но если есть храм или монастырь, человек обязательно задержится ненадолго.
Во втором случая подвида религиозного туризма это паломничество. В обществе, СМИ, среди преподавателей идёт дискуссия: можно ли считать паломничество туризмом?
М. Б Биржаков отвечает, что паломничество является наиболее ранним видом организационного туризма в нашей цивилизации. Все виды паломничество по своим общим признаком он относит к туризму, поскольку все они содержат единообразно определяемы признаки туризма и туристического продукта [5,6].
Если в первом случае туристы интересовались храмами, церквями, монастырями с точки зрения интереса познать что-то новое, то во втором случае паломников интересует непосредственное участие в культурно — массовых действиях таких как:
- крестный ход;
- купание в святых источниках;
- посещение утренних и вечерних служб.
[Электронный ресурс]//URL: https://jret.ru/diplomnaya/zaklyuchaetsya-v-vyiyavlenii-osnovnyih-tendentsiy-i-perspektiv-2/
Паломничество в отличие от религиозно — экскурсионного туризма всегда имеет, как правило, одну основную цель — поклонение святыне, что связано с большой напряженной духовной работой, с молитвами и богослужениями. Иногда паломничество связано с физической работой, когда «трудникам» (так называются эти паломники) приходится выполнять физическую работу в святых местах. Паломничество — это часть религиозной жизни каждого верующего человека. Паломничество притягивает сотни тысяч, и даже миллионы людей, ведь в святом месте молитвы более действенны, а все православные верующие мечтают посетить святые места, связанные с земной жизнью Спасителя и Пресвятой Богородицы. Очень важно, что человек несёт с собой в душе во время паломничества к святыне, насколько он искренен. Если он приходит в паломническом туре только ради любопытства это уже не паломничество. А если человек прибывает к святому месту с трепетной молитвой и мольбой к Господу нашему Иисусу Христу и Пресвятой Богородицы, исходящей от самой души, с верою, то человек получает в святом месте особую Божью благодать.
Туристы — паломники исповедуют ту религию, святым местам которым они приехали поклониться, приложиться к святым мощам. Экскурсии, посещение памятников, музеев для них не самое главное в поездке, можно даже сказать это второстепенное действие [27, 37].
В средние века паломничество, особенно на Западе, часто приобретало форму «эпидемии», многие считали, что чем больше паломничество совершат, тем больше грехов им отпустится. Отправляясь в подобные путешествия, мужчины опускали бороду, одевались в паломническую одежду — коричневый или серый плащ, огромный капюшон, шляпу с весьма широкими полями, украшенную раковинами. Паломничество было мероприятием весьма опасным. Но усердное желание поклониться святыням своей вере, помолиться Богу преодолевала все тяжести путешествия.
К началу ХХ века число паломников в Святую Землю достигало 30 тысяч в год. Большая заслуга в развитии паломничества принадлежит Русской духовной миссии в Иерусалиме и Императорскому православному Палестинскому обществу. Деятельности этого общества посвящен значительный раздел выставки. Здесь собраны такие раритеты, как гравюры XIX века с видом Иерусалима с Елеонской горы и с изображением гроба Господня, плакатный паспорт 1905 года, изданный обществом разговорник для путешественников, письмо паломницы Мелании Петровны Пупыниной, в котором жительница Тамбовской губернии описывает трудности, подстерегавшие паломников в те годы.
Инвалидный туризм. Проблемы и перспективы туризма инвалидов Организация ...
... специально для инвалидов, а также их друзей и родных. Оно активно развивает такие направления туризма, как: Паратуризм туризм для людей с ограниченными физическими возможностями; - Социальный туризм - туризм, полностью ... Идея турфирмы заключается в том, что зрячие туристы получают скидку при совместном путешествии с людьми либо группой людей с ограниченным зрением. Желающие поучаствовать в проекте ...
Посетив святыни, паломник обязательно привозил домой что-нибудь памятное. В коллекции музея представлены привезенные из Святой Земли кипарисовые кресты конца XIX — начала XX века, перламутровые раковины (одна из них — величиной с ладонь, с изображением Тайной вечери).
Паломник, побывавший в Троице-Сергиевой лавре, мог привезти домой двухлитровую бутыль с иконой преподобного Сергия Радонежского и Богородицы внутри — монахи собирали их пинцетом через узкое горлышко прямо внутри бутылки; из других мест — пузыречки для освященного масла и святой воды с оттисками образов святых. Например, бутылочку 1903 года с надписью «Вода из источника преподобного Серафима Саровского».
Монастыри и храмы, через которые пролегают паломнические маршруты, не место развлечения отдыхающих. Большинство людей пришли сюда для молитвы, надо постараться чтобы Ваше поведение и внешний вид не отвлекали и не мешали им в этом. В монастырях, как правило стараются накормить всех паломников, это делается не от избытка средств, конечно, а в соблюдении в многовековой традиции гостеприимства, служения странника. А традицией странников было жертвовать монастырю на поминовения близких — живых и усопших. Многие люди, не раз бывшие в паломнических поездках, зная, что едут в монастырь, берут с собой, что ни будь для пожертвования. Даже в складчину выкупают муку, сахар, какие — то продукты, а иные везут одежду для братии. Благочестиво вспомнить на святом месте не только о себе, но и об оставшихся дома близких. Подать в храме записочки — помилования о живых и усопших родственниках и знакомых [7,23, 37].
Современных паломников можно условно разделить на две категории. Первая и, увы, пока меньшая по численности, включает людей укоренённых в Православии, как правило, образованных, хорошо ориентирующихся в реалиях церковно-общественной жизни, чётко представляющих себе цели и задачи паломничества. Их впечатления от поездок информативны, изложены церковным языком, часто с привлечением исторических сведений.
Другая категория паломников — люди, недавно переступившие порог храма. Направляясь в паломничество, они руководствуются самыми разными источниками информации, в том числе рассказами других паломников, далеко не всегда компетентных. На их мотивацию большое влияние оказывает характер подачи информации о поездках, предоставляемой паломническими структурами. К сожалению, даже самое беглое знакомство с содержимым рекламных листовок, в изобилии распространяемых сегодня по храмам, а также рекламы в Интернете выявляет примеры удручающей духовной безграмотности. Продолжает процветать пропаганда утилитарного, прагматичного подхода к посещению святых мест, многократно подвергавшаяся обоснованной критике на многих конференциях. Собранием характерных «перлов» является рекламный текст, размещённый на сайте одной из паломнических служб северной столицы. Эта служба образована, как особо подчеркивается в тексте, «с Божьей помощью» и «с учётом главных интересов православного паломника: посетить монастыри и труднодоступные святые места русской глубинки, встретиться со старцами и духоносными священниками…». В качестве ремарки хочется заметить, что цель паломничества всё же поклонение святым местам, разумеется, вне зависимости от их досягаемости, а коммерциализированная и поставленная «на поток» организация встреч со «старцами и духоносными священниками» вообще недопустима.
Аргументом в пользу посещения монастырей, является наличие в них «святых целебных источников и других святынь». Апофеозом недомыслия, другое слово в этом случае трудно подобрать, представляется утверждение: «во время нашего путешествия царит атмосфера Божьей благодати и любви к ближнему, благодаря чему на время поездки обычный человек и становится паломником»! Подобным псевдоцерковным нравоучительным тоном нередко злоупотребляют и сопровождающие паломнические группы, полагая, что таким образом они свидетельствуют о своей компетентности. К сожалению, этот стиль у них нередко перенимают паломники, ошибочно считающие, что только так можно говорить о Православии. В результате нередко рассказы о посещении православных святынь изложены высокопарным напыщенным слогом, чуждым реальному живому языку и не воспринимаемым обычными читателями [3,4].
Неверно расставленные организаторами паломничеств акценты дезориентируют неопытного паломника, а у более сведущих вызывают неприятие. Например, приглашения совершить паломничество с целью посещения «старца» или участия в совершаемом им богослужении, многими уже воспринимаются очень критично, что свидетельствует о здравом православном взгляде. Подобное предложение, исходящее от московской паломнической организации, на одном из форумов было прямо названо кощунством [8].
Туризм с религиозной тематикой, а также паломничество уже давно приобрело массовый характер во многих регионах, в том числе и Нижегородской области. Сегодня очень много возрождается традиционных и народных форм религиозного туризма. Например, многодневны крестные ходы к определённой святыне, или от одной к другой. Многие паломники — туристы приезжают в Москву и Санкт — Петербург, также очень популярным религиозным паломническим центром Стало с. Дивеево Нижегородской области, там можно создавать как обычный экскурсионный тур с посещением храмов, также приезжать паломником поклонятся святыням.
Туристы — экскурсанты пользуются услугами индустрии туризма: секторов транспортных перевозок, размещения и питания, развлечений, а также туристических операторов и туристических агентов, реализующих туристический продукт. Паломники во многих случаях пользуются также и другими услугами; живут и питаются при храмах, монастырях, иногда добираются до пункта назначения средствами транспорта, предоставляемыми этими организациями.
Объектами привлечения религиозных туристов являются святые места и центры религий. Поездки туда могут быть обусловлены культовыми актами, праздниками, фестивалями в определённое время года.
При международных поездках туристам следует пройти таможенные, валютные, визовые и другие формальности.
На Российском рынке туризма уже сформировались фирмы, занимающиеся практической организацией поездок паломников и экскурсантов и специализирующиеся на предоставление услуг в области религиозного туризма [5, 27].
секторы |
значения |
|
размещение |
Совокупность средств размещения (гостиницы, кемпинги, общежития, гостиницы при монастыре).
|
|
питание |
Рестораны, кафе, столовые, при храмовые столовые, закусочные, предприятия питания на транспорте. |
|
транспорт |
Транспортные предприятия, услуги разных видов транспорта. |
|
религиозные объекты |
— культовые сооружения — монастыри, храмы, церкви, часовни, святилища, капеллы, ступы. природные объекты — святые источники, камни, реки, озёра, горы, водоёмы, рощи, леса, поля. небольшие объекты культа — придорожные кресты, алтари божеств на обочинах дорог, троп. |
|
В индустрии выделяют культовые центры религиозного центра. Культовый центр — это место, имеющее большое значение для представителей определенной конфессии, в котором проводятся культовые и иные мероприятия, собирающие большое число паломников. В таких местах обычно есть храм с чудотворной иконой, или раньше жил известный святой, духовный учитель, аскет, или имели место исторические религиозные события. Религиозный центр — более широкое понятие, чем культовый центр. Религиозный центр, помимо объекта культа, включает образовательные учреждения или административные органы религиозных организаций. Например старейший монастырь Москвы, Свято Данилов является религиозным центром для паломников. Здесь помимо объектов культа находится резиденция Патриарха и Священного синода. Дать четкие определения этим понятиям, учитывая особенности всех религий, невозможно. Например, понятие культового центра для ислама практически неактуально, как и нахождение какого либо священного предмета в религиозном центре. Определение культового центра и религиозного центра подходят только для обобщенного понимания вопросов религиозной жизни.
Следует иметь в виду, что эти объекты могут быть расположены вместе. Например, святой источник может находиться в православном монастыре или отдельно. Можно сказать, что святое место — это место, имеющее очень большое значение для представителей определенной религиозной конфессии, в котором проводятся культовые и иные мероприятия, собирающие большое число паломников. Религиозный центр — понятие более широкое, чем «святое место». Сюда наряду со святынями входят образовательные учреждения и (или) административные органы религиозных организаций. На самом деле дать определения этим понятиям, учитывая воззрения всех религий , невозможно. Определения святого места и религиозного центра подходят для обобщенного понимания вопросов религиозной жизни.
Туристы, отправляющиеся в поездки по святым местам и религиозным центрам, пользуются услугами предприятий общественного питания. Это могут быть:
Рестораны, кафе, закусочные и т.д. В религиозных центрах, ряде святых мест паломники и экскурсанты могут пользоваться услугами этих заведений и имеют возможность выбора блюд.
Монастырские, ашрамовские и прочие столовые и т.д., в которых готовится еда для посетителей. Ассортимент блюд здесь отличается от предлагаемого в кафе и ресторанах. В ряде случаев пища может быть более простой, постной во время православного поста, вегетарианской. Паломникам часто подается пища в определенное время, часто также без возможностей выбора блюд. Однако мы уже знаем, что добровольные самоограничения лишь идут на пользу и приводят к духовному росту человека.
Туристы, отправляющиеся в паломническую и экскурсионную поездки, используют различные средства транспорта для достижения пункта (пунктов) прибытия. Средствами используемого транспорта являются:
авиационный,
железнодорожный,
автомобильный (автобусный),
водный (речной, морской) транспорт и другие.
В паломническом туризме практикуются пешие перемещения на определенной части маршрута, от одного пункта до другого. Это, с одной стороны, добровольно взятые на себя трудности, с другой стороны, тот факт, что многие объекты (вершины священных гор, пещеры) труднодоступны для большинства или всех средств транспорта.
Разработка туристского продукта, т.е. создание и организация путешествий является чрезвычайно сложным процессом. Создание тур. продукта обычно начинается с появления идеи и принятия решения разработать тур (тур — комплекс услуг по размещению, перевозке, питанию религиозных туристов, услуги экскурсионные, гидов-переводчиков и другие, предоставляемые в зависимости от цели путешествия (паломничество, экскурсия, научная деятельность).
Программа тура — расписанный по дням план поездки с указанием дат посещения религиозных центров на маршруте и завершается процессом продвижения его на рынке с последующими продажами [3,4,5,8,34].
Этапы разработки туристического продукта это:
Изучение спроса на туристском рынке и определение базовых составляющих тура.
Расчет стоимости и установление цены тура.
Продажа (реализация) тура, т.е. продвижение его на рынке
На первом этапе происходит создание концепции тура, изучение основных тенденций в паломническом туризме и экскурсионном туризме религиозной тематики. Исследуются качественно-количественные характеристики тура: вид транспорта, предполагаемые средства размещения, пункты питания, объекты экскурсионного показа (при экскурсионной поездке) — культовые сооружения и т.д. Наряду со спросом исследуется также предложение с целью поиска и отбора для предстоящего тура первичных туристских услуг и их производителей и поставщиков. Изучаются религиозные центры, в которые прибудут туристы. Важны их транспортная доступность, степень развитости инфраструктуры, качество услуг и т.д. При практической организации паломнических поездок исследуются особенности проведения культовых мероприятий в храмах, монастырях и т.д. При создании тура важно учитывать все нюансы. Так, например, отдельные мужские православные монастыри принимают только паломников-мужчин и т.д. В некоторые индусские храмы в Индии (или их части) пускают только индусов, а Духовные Учителя могут отсутствовать в своих храмах некоторое время в году. В Мекку не разрешен въезд не мусульман.
После того как завершено изучение спроса и предложения, на рынке составляется рабочий проект (вербальная модель) тура. Туроператор выбирает контрагентов, устанавливает с ними контакт и начинает переговоры. Таким образом, когда более определенными становятся параметры будущего тура, создаются основы для расчета его цены.
Цена продажи вычисляется на основе учета суммы расходов, прибыли и налогов. Сумма расходов включает прямые расходы (затраты на перевозку, размещение, питание туристов, их экскурсионное обслуживание) и косвенные расходы туроператоров (затраты по менеджменту туристской организации — арендные платежи, зарплата сотрудникам, затраты на решение организационных вопросов работы фирмы и т.д.).
Следует особо подчеркнуть, что, например, в России в православном туризме при практической организации поездок паломнические службы не ставят своей целью извлечение прибыли. Прибыль нужна для обеспечения работы паломнической службы, но выгода здесь не являются приоритетными. Главное — служение паломникам. Есть некоммерческие паломнические службы.
Продвижение туристского продукта на туристском рынке — система мероприятий, направленная на создание спроса и стимулирование сбыта туристских услуг, т.е. на увеличение продаж. Существуют прямые и косвенные каналы сбыта продукции. Прямой канал сбыта представляет собой продажу туров или отдельных услуг их производителем напрямую потребителю. Такой способ дает ряд преимуществ, как производителям, так и покупателям. Это относительная простота процесса продажи (не требуются посредники), более высокая прибыль производителя в расчете на одного покупателя (не нужно делиться выгодой с посредниками).
Это также возможность неорганизованным туристам приобретать необходимые услуги в процессе их поездки, возможность проверить качество той или иной услуги (например, размещения) перед ее покупкой. Но такая система имеет и ряд недостатков.
Косвенный канал сбыта предполагает наличие посредника между производителем и потребителем. Турист приобретает отдельные услуги или туры у посредника. Посредники владеют информацией, которая длительное время собиралась и обобщалась и которую будущему туристу крайне сложно собрать и изучить самостоятельно. У производителя расширяются возможности сбыта своего товара
В религиозном туризме экскурсионно-познавательной направленности основной формой подачи материала является экскурсия. Экскурсионные услуги направлены на удовлетворение познавательных интересов туристов. К ним относятся разработка и внедрение программ экскурсионного обслуживания, организация и проведение экскурсий.
Во время своей поездки туристы следуют по определенному маршруту. Маршрут — определенный путь следования туристов, предусматривающий посещение святых мест религий, различных религиозных объектов в соответствии с целью поездки. В маршруте указаны все пункты, посещаемые туристами. В понятие маршрута также входят транспортные коммуникации, используемые туристами для перемещения между пунктами остановок на маршруте [7,9,21].
В религиозном туризме очень важна концепция рекламы. Посещение тех или иных религиозных центров, святых мест сопряжено с глубокими душевными чувствами и переживаниями людей, в первую очередь паломников. Поэтому важны этические стандарты в рекламе туров религиозной тематики. Информация должна быть представлена в корректной форме и благопристойных выражениях, никоим образом не оскорбляющих чувств верующих. Она должна помещаться в авторитетных изданиях с хорошей нравственной репутацией.
Для развития религиозного туризма экскурсионно-познавательной направленности большое значение имеют экскурсионные ресурсы (это памятники культовой архитектуры и скульптуры; религиозные праздники, традиции, обычаи, обряды людей; выставки, музеи при монастырях) и информационные ресурсы (данные Интернета, литературных и художественных произведений, научные сведения, народный эпос, мифы, предания).
Учитывая духовно-просветительскую и образовательную функцию паломничеств, многие паломнические службы специально организуют программу поездок таким образом, чтобы рассказать паломникам об истории, архитектуре и культурном значении наиболее интересных мест, встречающихся на маршруте. В отличие от светских экскурсий, в таких рассказах историко-архитектурная часть тесно переплетена с рассказами о значении того или иного места для русской духовной культуры.
Некоторые паломнические службы организуют поездки для не церковных или мало воцерковленных людей, желающих познакомиться с духовной культурой и историей своей страны. Специфика таких поездок заключается в большем акценте на экскурсионную часть программы и в размещении путешественников в гостиницах, а не монастырях. Часто такие поездки играют миссионерскую роль, способствуя воцерковлению их участников.
Еще одной важной составляющей паломнических программ является благотворительная деятельность. Практически все паломнические службы перед посещением монастырей узнают об их конкретных нуждах. Эта информация сообщается паломникам. Занимается сбором помощи и сама служба. Приезжая в монастырь, паломники привозят туда необходимые вещи и продукты, делают денежные пожертвования. Для многих возрождающихся обителей такая поддержка, тем более осуществляемая на регулярной основе, оказывается очень существенной.
В индуизме, православии и католицизме, других конфессиях получили развитие пешие паломничества, особенно по уже существующим маршрутам. Люди отправляются в паломничества, когда им недостаточно ритуальных действий в местах обычной среды их проживания. Они едут или идут в святые места, более значимые для них
Организаторы паломнических туров должны учитывать специфику подобных поездок и соответствующим образом планировать время, разумно сочетая экскурсию и участие паломников в богослужении. В то же время уже на стадии комплектования группы следует учитывать интересы людей, информировать их о специфике тура, рискуя в противном случае создать в одной туристической группе конфликт людей, приехавших в одно место, но преследующих различные цели.
Часто неоправданно считают, что паломничество преследует только религиозные цели, полностью исключают путевую информацию и экскурсии. Это серьезно обедняет само паломничество как путешествие к святому месту, прикосновение к историческому прошлому, христианской культуре и традициям благочестия. При организации паломнических туров следует учитывать интеллектуальные и возрастные особенности, эмоциональное состояние участников поездки, случаи совпадения паломнического тура с днями религиозных праздников. Важное, а иногда и определяющее значение для организации религиозно-экскурсионного туризма имеет взаимодействие с епархиальными управами, благочинными округами, настоятелями монастырей. При организации паломничества это один из ключевых моментов.
Нужно сказать, что паломничество, поклонение святыням — это значимая составляющая полноценной церковной жизни, поэтому его возрождение и организация являются важнейшим общецерковным делом. И это дело нужно развивать, учитывая с одной стороны тысячелетнюю паломническую традицию Церкви, а с другой стороны — сложившуюся современную практику организации туризма [5,6,7,8].
Название религиозного места |
Религиозные объекты |
Святые источники [Электронный ресурс]//URL: https://jret.ru/diplomnaya/zaklyuchaetsya-v-vyiyavlenii-osnovnyih-tendentsiy-i-perspektiv-2/ |
|
Дивеево |
Казанский храм, колокольня, Троицкий собор, Преображенский собор, Святая канавка. |
Источник Серафима Саровского, Казанский источник, Источник матушки Александры, Ивеский источник. |
|
Арзамас |
Пятиглавый Кафедральный Воскресенский собор, Свято — Николаевский женский монастырь, храм Преображения Господня. |
||
Старцев Угол |
Спасо — Преображенская мужская пустынь, Спиридониевская церковь, мраморный крест, три святых камня у часовни, святой овраг. |
Четыре колодца (Спиридониевский, Спасский, Никольский, Всех Святых, колодец с «мертвой водой». |
|
Макарьево |
Макарьевский Желтоводский монастырь, Троицкий собор, Успенская церковь, надвратная церковь Михаила Архангела, Казанская церковь, колокольня. |
||
Дивеево
«Четвертый в мире удел Божьей Матери» — Свято — Троицкий Серафимо — Дивеевский монастырь, где покоятся мощи великого русского святого — Серафима Саровского. Самыми уникальными религиозно — историческими объектами Дивеево являются:
- Казанский храм;
- Колокольня;
- Троицкий собор;
- Преображенский собор;
- Святая канавка.
Эти объекты я считаю, будут наиболее интересны паломникам и просто туристам, которые решили приобщиться к святому. Познать их историю, узнать множество интересных и увлекательных легенд этой обители, как возрождались множество храмов, что им пришлось пережить, прикоснуться к мощам святых, загадать самые сокровенные свои желания, если Вы решили пройти по Святой канавке и многое другое.
Само село Дивеево находится недалеко от Саровского монастыря, прославившегося в XVIII — XIX веках святостью жизни многих подвижников, по произволению Самой Царицы Небесной избрано четвертым уделом Божьей Матери. В Дивееве Пресвятая Богородица явилась угоднице монахине Александре, в миру Агафье Семеновне Мельгуновой, повелела ей остаться и положить начало четвертому Ее уделу. На том самом месте, где Матушке Александре явилась Богородица, по благословлению саровских старцев первоначальница общины воздвигла каменный храм во имя иконы Богородицы Казанской. Несомненно, Сама Матерь Божья во время непрестанных молитв подвижницы открыла ей, что следует построить церковь именно в честь Казанской Ее иконы. Один из первых уникальных объектов был построен каменный Казанский храм с приделами святителя Николая Чудотворца и архидьякона Стефана возводился с конца 1773 по 1779 год, а освещен в 1780 году строителем Саровской пустыни иеромонахом Пахомием. Монахиня Александра сама приходила носить камни для храма. По сооружению храма или несколько ранее матушка Александра ездила в Казань, где получила «вернейший список с чудотворной и явленной иконы Казанской Божьей Матери». Из Киева она привезла частицы святых мощей в серебряном позолоченном кресте, а из Москвы — колокол и церковную утварь. Иконостас в Казанский храм был отдан матушке из старого Саровского собора. По пророчеству преподобного, Серафимо — Дивеевский монастырь станет единственной в мире женской Лаврой, которая будет располагаться там, где находится Казанская церковь [21,29]. Главный пятипридельный храм обители — собор во имя Святой Троицы (1848 — 1875) — каменный, пятиглавый, с прекрасными росписями, созданными сестрами монастыря, поражает своим величием. Соборный храм в честь Пресвятой Живоначальной Троицы Свято — Троицкого Серафима — Дивеевского монастыря построен в 1875 г., поновлен и монастырь украшен освещением Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II в 2003г. к столетию прославления в лике святых преподобного и богопостного отца нашего Серафима. Внутренне пространства храма, устремленное ввысь полукружиями перекрещивающихся парусных арок, удерживается четырьмя мощными столпами. Независимо от массивности архитектурных форм их совершенные пропорции создают ощущение легкости и простора. Этот храм занимает важное место этой обители, тут проходят службы, праздничные службы. В Троицком соборе можно увидеть некоторые вещи которые принадлежали батюшке Серафиму: мантию, настольный крест, кожаные рукавицы, башмаки, чугунок. Зимний храм во имя Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы (1847 — 1848) был деревянным на каменном фундаменте. На нижнем этаже был храм во имя иконы Божьей Матери «Утоли моя печали». Однопрестольный деревянный кладбищенский храм во имя Преображения Господня (1855) был особенным — его алтарь устроили из ближней пустыньки преподобного Серафима, в которой хранились принадлежащие ему вещи [16].