Урок литературы на тему: «Рассказ «Зеленая лампа» Александра Грина, Цели урока, Оборудование урока, Эпиграф к уроку:, Технологическая карта урока:
1) фаза вызова: мозговой штурм, ассоциации, синквейн;
2) этап понимания: чтение с остановкой, ромашка Блума, дерево прогнозов;
3) этап размышлений: сравнительная таблица, синквейн, эссе.
Во время занятий
Стадия вызова., Мозговой штурм”.
Работа над стихотворением В. Саянова:
Он жил среди нас, этот рассказчик странный,
Создал страну, где туман на земле
Они бегут от славных разбойников на рассвете
Высокие люди с обманчивой улыбкой,
С глазами, как эхо январских морей
С большой злобой, с большой любовью,
С кровью соленой, как море, бунтарь
С вечным, как солнце, мечтой о добре.
— Как вы думаете, на ком написаны эти строки? Причины вашего выбора ответа!
(Странный рассказчик — А. Грин; туманный берег, море, бриг, эхо морей, соленая кровь — все это так страшно ласкалось в душе А. Грин, именно такие ассоциации вызывает его фамилия.)
— Почему поэт называет Грина рассказчиком?
— О какой стране говорится в стихотворении?
Гринландия – так называется эта загадочная страна.)
— Кто живет в этой сказочной Гренландии?
(Люди, которые страстно мечтают о добре в своей мятежной крови, в великом гневе и великой любви.)
— Почему Грина называют «странным рассказчиком”?
( Он не только переносит читателя в изначальный мир моря и солнца, любви и веры, но также пугает его, заставляет страстно желать исполнения мечты, какой бы невероятной она ни возникала.)
Приём “Ассоциации”.
— Сегодня перед нами новый рассказ Александра Грина — «Зеленая лампа». Какие ассоциации вызывает у вас эта фраза?
(Дом, свет, уют, семья, чтение, книга, учение, ночь, зелёная трава, зелёный свет светофора, литературное общество А. Пушкина, весна…)
Поставленный вопрос является очень важным с точки зрения прав ...
... вопрос о понятии прав человека и гражданина, о понятии его обязанностей, то есть о том, что является составляющей такого сложного понятия как статус личности, в-третьих, в нормальном, цивилизованном обществе ...
— Почему именно так называется произведение?
— Что может произойти в рассказе с таким названием?
— Сформулируйте свои догадки письменно, записав пять-шесть предложений о сюжете.
Приём “Синквейн”.
— Составьте синквейн “Зелёная лампа”.
Лампа.
Тёплая, уютная.
Светит, привечает, помогает.
Зелёная лампа дарует жизнь.
Радость.
2. Стадия осмысления.
Текст разбивается на три части и последовательно прочитывается в классе.
-
Чтение первого отрывка (до слов “… а Стильтон при одобрении толпы и при помощи полисмена усадил беспризорного человека в кэб”).
-
Вопросы учителя классу (“Ромашка Блума”).
1) Простые вопросы :
— Где происходят события, описанные в рассказе?
— Когда происходят описанные события?
— Назовите действующих лиц.
— В какой момент жизни они описаны?
— Что настоятельно подчёркивает автор в двух героях, вышедших из ресторана?
Хорошо одетые, дорогой ресторан.)
— Что произошло с человеком лет двадцати пяти?
— Как его описал автор?
Лежащий без движения, плохо одетый
2) Уточняющие вопросы :
— Что мы можем сказать о позиции автора?
Автор осуждает богатых за их презрение к бедному.)
— А в чём это выражено?
В авторских ремарках: брезгливо сказал толстый джентльмен, пробормотал несчастный.)
— Проследите, какие синонимы к слову “человек” использует автор?
( Богачи – двое людей, толстый джентльмен, сказал приятелю; бедняк – человек, лежащий, падаль, несчастный, лежащий, человек.)
— Чем вы объясните такой выбор автора?
Слово “человек” употребляется автором только в отношении бедного, лежащего на улице.)
— Какая стилистическая фигура помогает в этом автору?
(Антитеза.
3) Интерпретационные вопросы :
— Почему два богато одетых господина подошли к плохо одетому человеку, лежащему на дороге? Они хотели ему помочь?
Место и роль сервиса в жизнедеятельности человека
... состоит из двух глав: теоретической и практической. Первая глава имеет три подглавы и посвящена изучению особенностей сервиса, потребностей человека и их взаимодействия в повседневной жизни. ... финансовый сервис; сервис в сфере обращения товаров и услуг, а именно торговля, общественное питание, коммуникационные и транспортные услуги, услуги складского хозяйства и другие; хозяйственно-бытовой сервис, ...
Скорее, им было скучно.
— Только ли скука привела их сюда?
Возможно, и любопытство, ведь здесь собралась толпа.
— А почему вы не допускаете, что они из жалости могли остановиться?
Тогда бы они не называли его падалью, пьяным, не смотрели бы на него брезгливо.)
— А толпа по какой причине могла собраться?
— Почему автор так бегло описывает эту сцену?
Это краткая экспозиция, в которой представлены все герои и обрисовано их социальное положение.)
4) Оценочные вопросы :
— Какие слова вы считаете ключевыми в этой части? Прочитайте их.
(“ Мне надоели обычные развлечения, а хорошо шутить можно только одним способом: делать из людей игрушки”.)
— Почему вы их считаете ключевыми?
5) Творческие вопросы:
— Как вы думаете, какой “интересный замысел” задумал Стильтон? Что это может быть?
Дети высказывают свои предположения относительно планов Стильтона.)
6) Практические вопросы:
— Как бы вы поступили, окажись рядом с несчастным человеком, упавшим в голодный обморок?
-
Чтение второго отрывка рассказа (от слов “Экипаж направился к одному из трактиров … до конца первой части).
-
Беседа по вопросам:
— Какое чувство у вас вызвал этот отрывок и почему?
— Насколько он не соответствует вашим предположениям?
— Изменилось ли ваше отношение к героям? Почему? Чем вы можете это объяснить?
— О ком из героев ваше мнение не изменилось? Что вас в этом убеждает?
— Как приём антитезы помогает нам в восприятии содержания?
( Автор детальнее знакомит нас с прошлым героев, подчёркивая трудные условия жизни, постоянную борьбу за выживание Джона Ива и праздную жизнь холостого миллионера Стильтона, не знающего забот о ночлеге и пище)
— Прав ли Стильтон, считая себя “человеком большого воображения и хитрой фантазии”?
(Нет, играть с человеческой судьбой никому не позволено.)
— А какие его решения, поступки позволили бы именно так назвать его?
— Почему у Стильтона нет семьи, детей?
(Его жизнь – это шутки над людьми, лишённые доброты и смысла)
— Почему Ив был изумлён предложением Стильтона и назвал происходящее “благоденствием”?
Мелихово в творческой и повседневной жизни А.П. Чехова
... которой он творит. И эта реальность – усадьба Мелихово, в которой прошла значительная часть жизни Чехова, и которая теперь являет собой ... Чехов рассматривается как сторонник революционных идей, но к судьбе и творчеству писателя нельзя подходить односторонне. В книгах М. ... только Антон Павлович…». «К первой же осени вся усадьба стала неузнаваема. Были перестроены и выстроены вновь новые службы, сняты ...
(Все прежние попытки Ива найти работу были безуспешны, поэтому такой поступок богача был для него настоящим спасением)
— “Так состоялась странная сделка, после которой бродяга и миллионер расстались, вполне довольные друг другом”, — пишет А. Грин. Чем же доволен Стильтон?
( Он приобрёл живую игрушку – “дурака”, который живёт по его правилам; “игрушка из живого человека – самое сладкое кушанье”)
— Почему именно такую судьбу предсказывает Стильтон Иву?
— Почему Реймер назвал своего давнего друга Стильтона “дураком”? Что заставило его поступить так?
(Реймеру чужды циничные игры с людьми, обещание неосуществимого; он не приемлет таких забав.)
— Почему Реймер не остановил Стильтона, не потребовал от него других решений судьбы Ива или не предложил Иву собственную помощь?
Приём “Дерево предсказаний”.
— Как дальше будут разворачиваться события?
— Свои предположения о дальнейшем развитии сюжета оформите в виде “Дерева предсказаний”. Первый вариант – предскажите дальнейшее развитие судьбы Джона Ива, второй вариант – судьбы богача Стильтона.
Дерево предсказаний”
( Учащиеся записывают свои версии предстоящих событий, на “стрелочках” дают объяснение, аргументируют свою точку зрения, связывая свои предположения с данными текста рассказа.)
— Выскажите свои предположения и аргументируйте их.
— Какую судьбу Джону Иву вы предсказываете?
— Какую судьбу Стильтону приготовили?
Чтение третьего отрывка
Беседа с классом:
— Какие ваши предсказания подтвердились? Почему именно так произошло? Аргументируйте.
— Какие версии не нашли своего отражения? Почему?
— Какую развязку предложил нам автор? Что же произошло с героями?
( Герои практически поменялись местами: богатый Стильтон стал несчастным бродягой, голодным, грязным, истощённым, а прежде несчастный Ив превратился в образованного хирурга, помогающего всем, без исключения, людям.)
— Почему же прежде уверенный в себе, надменный Стильтон вдруг “стал ничем”?
( Пресыщенность, праздность прежней жизни не научили его преодолевать трудности, а привели к тому, что он стал пассивным её потребителем, который не только пожинал плоды чужого труда, но и не строил никаких планов на будущее. Первая же в его жизни неудача (проигрыш — разорение) сломала его, и он превратился в “ничто”. Он не знал, как жить своим трудом, не имел ни цели, ни смыла жизни, даже позавидовал “дураку” Иву, что у того есть надежда”.)
Проведение природоведческой экскурсии «Мир животных глазами человека»
... и реклама экскурсии. Допуск экскурсовода к проведению экскурсии осуществляется в общепринятом порядке. 1.2 МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ПРИРОДОВЕДЧЕСКОЙ ЭКСКУРСИИ природоведческая экскурсия зоопарк Природоведческая экскурсия включает вводную ... четкостью дикции, правильным произношением звуков. Следует избегать монотонности рассказа, так как эмоциональное изложение материала содействует повышению внимания ...
— Как оценивает своё нынешнее состояние Стильтон?
( Он понял, что его прежняя шутка была жестока и глупа по отношению к человеку, поэтому просит его простить.)
— За что наказан Стильтон?
(За противоестественное стремление позабавиться судьбой человека, превратить его в игрушку.)
— Почему Джон Ив смог добиться многого?
( Жизнь была жестока с ним с самого начала: он сирота, голодный и бездомный, познал трудности, и поэтому полагался только на себя; шутку Стильтона принял как благоденствие, но и тут положился на себя, став усиленно готовиться к профессии врача.)
— Почему Джон Ив после не ударил прежде жестоко пошутившего над ним Стильтона, когда тот, уже разорившийся, назвал его “дураком”, хотя и завидовал ему?
Он был благодарен ему за эту “глупую шутку”, которая помогла ему стать образованным человеком.)
— Где же момент истины? В чём его суть?
(Джон Ив не только стал образованным врачом, но и сохранил своё человеческое достоинство: не спился, не сошёл с ума, а поставил цель, к которой усиленно стремился и которую достиг. Он и сейчас благородно поступает: узнаёт своего прежнего “хозяина”, признаёт в нищем бродяге человека, не подвергает его такой же издевательской шутке (зуб за зуб), а поступает великодушно — предлагает Стильтону работу в своей амбулатории.)
3. Стадия рефлексии., Работа над сопоставительной таблицей “Две судьбы”, — Проследите динамику судьбы Джона Ива и Стильтона.
Презентация таблиц. Защита. Аргументация.
— В чём особенность композиции рассказа?
( Рассказ построен на контрасте: вторая часть противопоставлена первой, один герой противопоставлен другому. В первой части источник света — лампа, во второй — Ив советует Стильтону осветить себе дорогу хотя бы спичкой.)
— Какое значение для выражения авторской позиции имеет зеркальная композиция?
Работа с цитатами.
— Выразите своё мнение относительно содержания следующих строк. Какие морально-философские суждения автора содержатся в них?
“ Если желание сильно, то исполнение не замедлит”;
“ А спускаясь по тёмной лестнице, зажигайте … хотя бы спичку”.
(Учащиеся рассуждают, аргументируя своё мнение.)
— Чем была зелёная лампа для Стильтона и чем стала для Джона Ива?
Проблема природы и сущности человека
... воздействия на мир и на самом человеке для обеспечения его существования, функционирования, развития. 2. Категория бытия и разнообразие ее определений. Первый ответ. Б. - одна из основных ... включает в себя не только все непосредственно наблюдаемые объекты и тела природы, но и все те, которые в принципе могут быть познаны в будущем ...
(Для Стильтона – это возможность проявить своё превосходство, преимущество, подчеркнуть презрение к людям; для Джона – это надежда, вера в осуществление мечты. Тот, кто имеет перед собой высокую цель, может стать хозяином своей судьбы. Именно это и произошло с Ивом, проявившим жизненную стойкость и целеустремленность. Зеленая лампа, которая должна была, по мысли Стильтона, превратиться в символ никчемности жизни одураченного человека, стала источником света, осветила ему путь в будущее.)
— Какова тема рассказа?
(Удивительная судьба бродяги Ива, ставшего знаменитым врачом и обеспеченным человеком, и жизненное падение богача Стильтона, превратившегося в жалкого, больного нищего)
— Какова идея?
Тот, кто имеет перед собой высокую цель, может стать хозяином своей судьбы.
— Каковы жанровые особенности рассказа А. Грина?
(Это рассказ-притча. В нём есть все присущие этому жанру особенности: исключительное заострение главной мысли, морально-философское суждение писателя, элементы фантастики, условности и гротеска.)
— Вернёмся к названию рассказа. В чём его особенность?
(Название имеет метафорический смысл. “Зелёная лампа” — это символ веры в безграничные возможности человека, в оправданность его стремления к осуществлению мечты, символ надежды, символ света и добра.)
Возвращение к синквейну.
— Как бы вы сейчас составили синквейн “Зелёная лампа”? Что бы изменили в его содержании? Что бы добавили?
-
Лампа
-
Зелёная, настоящая.
-
Светит, греет, обнадёживает.
-
Лампа, озаряющая темноту ночи!
-
Маяк!
4. Домашнее задание.
Написать эссе на тему: ““Грин – один из немногих, кого следует иметь в походной аптечке против ожирения сердца и усталости” (Д. Гранин).