Концепция работы школьного краеведческого музея «Открой в себе память»

Эссе

..Ни Бог, ни природа не виноваты, что ты стал тем, чем ты стал. Ищи в себе виноватого, тогда не будет виноватых вокруг. Уверти тлеющий фитиль, погаси зло в себе, и оно погаснет в других, только так и не иначе — это самый легкий, но и самый сложный путь к людскому примирению. И открой в себе память!

Виктор Астафьев., «ОТКРОЙ В СЕБЕ ПАМЯТЬ!…»

Эссе – концептуальный взгляд на развитие музея муниципального общеобразовательного учреждения «Гимназия №1 имени А.А. Иноземцева»

В будущее мы входим,

Оглядываясь на прошлое.

Поль Валери, французский поэт

Слово «музей» происходит от латинского « musaeum » — храм. Храм, который хранит память о человеческом обществе, истории своей малой родины: о людях, их подвигах, быте, о духовных ценностях, о прошлом и о настоящем… Память делает человека зрячим, утверждает писатель Виктор Петрович Астафьев и призывает: «Открой в себе память!..» Только приостановившись в потоке неумолимого Времени, оглянувшись с трепетом в прошлое, мы сможем «открыть память в себе» и, прозрев, заглянуть в будущее, постараться сделать его лучше, добрее, честнее. И в этом неоценима роль такого феномена отечественной культуры как школьный музей.

Музей гимназии… Без его существования невозможно было бы вести речь о реализации задачи духовно-нравственного, патриотического воспитания Гражданина XXI века, созидателя, творца. Воспитание Гражданина, Интеллигента, Интеллектуала – такие задачи поставлены программой развития нашего образовательного учреждения, и гимназическому музею отводится особое место в открытом культурно-образовательном пространстве гимназии.

Несомненно, инновационному учебному учреждению нужен инновационный музей. Система деятельности такого музея может быть представлена в нескольких концентрах.

В первом концентре

  • археология,

  • история края,

    8 стр., 3988 слов

    Музеи Астраханской области

    ... с музеями, учеными обществами и частными лицами с целью комплектования коллекций, выпустили ряд сборников краеведческих статей. В ... Астрахани в 1837 г. В 1862 г из-за недостатка средств на содержание музея часть предметов была сдана на хранение в гимназию, ... мемориальных музеев, так как они призваны увековечить память о выдающихся людях и событиях. Необходимым компонентом мемориальности стала считаться ...

  • моя родословная, быт прародителей,

  • образование Братска,

  • almamater . страницы истории гимназии

Второй концентр, В третьем концентре, Четвертый концентр, И, наконец последний концентр,, музей-лаборатория

Это определяет новые задачи деятельности музея, в основе которых компетентностный поход. Что-то стало уже сегодня реальностью, а над чем-то ещё предстоит работать.

Новые задачи деятельности музея:

  1. Формирование чувства личной ответственности, сознательной гражданской позиции, интереса к отечественной культуре на основе развития исследовательской компетентности гимназистов.

  2. Формирование уважительного отношения к духовным ценностям прошлых поколений, ценностям гимназии, воспитание толерантности.

  3. Развитие коммуникативных и социальных компетенций гимназистов на основе совместной созидательной деятельности, направленной на сохранение культурных богатств своей малой родины.

Принципы деятельности современного музея гимназии:

  • историзм, научность в освещении фактов и событий;

  • интегративность, системность, связь с образовательной концепцией гимназии;

  • опора на субъектный опыт ученика;

  • системно-деятельностный подход;

  • открытость, развитие внешних связей.

современные технологии

  • Информационно-коммуникационные;

  • Групповые; технология коллективных творческих дел;

  • Метод проектов, социальное проектирование;

  • Исследовательские;

  • Музейная педагогика.

    19 стр., 9037 слов

    Школьный музей как форма воспитательной работы

    ... в теории и практике музейно-педагогической и краеведческой работы, с материалами из опыта работы. Правовой основой деятельности школьных музеев являются Письмо Министерства образования и науки РФ № ... 28-51-181/16 от 12 марта 2003г. "О деятельности музеев образовательных учреждений", ...

Инновационные формы работы:

  • Социальное проектирование и исследовательская краеведческая работа: проведение научного исследования , основанного на поиске, сборе информации, историографическом анализе и оформлении выводов исследования, представление результатов работы не только в музее, но и на научно-практических конференциях. Исследовательские работы хранятся в фондах музея, и к ним при необходимости можно всегда обратиться.

  • Экскурсионная деятельность: в гимназии традиционные экскурсии, уроки-экскурсии могут проводится не только на русском, но и на английском, немецком, французском языках; результатом проектной, исследовательской деятельности становятся видео-экскурсии как связанные с экспонатами гимназического музея, так и с виртуальными путешествиями в музеи мира и в школьные музеи других учебных заведений. Экскурсии проводятся не только для учеников гимназии, но и для родительской общественности, гостей гимназии (гимназию посещают ветераны, педагогическая общественность городов Иркутской области, атташе и представители французской культурной миссии в Сибири и другие гости).

  • Проектная деятельность с применением информационно-коммуникационных технологий: создание мультимедийных презентаций, баннеров, стендов, фильмов, панорам и диорам по краеведению, результатам исследований.

  • Проведение специальных курсов на основе музейной педагогики, формирующих совместную деятельность на материале музейной практики.

  • Создание медиатеки музея, как части виртуального образовательного пространства гимназии, включающей не только экскурсионно-экспозиционный материал, но и возможность интерактивной деятельности всех субъектов образовательного процесса (на сайте гимназии, на собственном сайте музея).

Геннадию Семеновичу Уткину

Очень трудно существовать и развиваться школьному музею в эпоху кризисов и реформ. Кому бы напомнить слова Д.С. Лихачева: «Главной заботой государства, власти должна быть не химера национальной идеи, а культура… Вне культуры существование человечества на планете лишается смысла»? Но мы идем, развиваемся, созидаем…