Великий Хемингуэй

Эссе

Эссе по повести «Старик и море» Э. Хемингуэя

Мир, в котором мы живём, сложен и противоречив. Но просто жить в нём — уже счастье. Счастье — чувствовать запах, и вкус, видеть цвет, даже ощущать боль. Наслаждаться явлениями природы. Быть рядом с другими людьми и среди них. Радоваться завтрашнему дню и дню прошедшему, оставившему след в твоей памяти, а иногда — на твоём теле. Осознание этого важно и актуально для каждого человека вне зависимости от его возраста, пола, образа жизни. Эти мысли отражены во многих произведениях искусства, в том числе, литературы. Одно их самых ярких произведений ХХ века, посвящённое этой теме — «Старик и море» Э. Хемингуэя. Сегодня это произведение не менее популярно, чем в середине ХХ века, когда оно было создано, ведь ценности и проблемы человека, к которым обращается автор, не только не потеряли актуальности, но ещё более обострились. А предлагаемый формат эссе поможет привести в порядок свои эмоции и более точно сформулировать собственные мысли о произведении.

Цель написания эссе — раскрытие основных проблем, поставленных Э. Хемингуэем в рамках повести, формирование и обоснование собственной точки зрения по отдельным вопросам, к которым обращается автор и по произведению в целом. То есть, говоря языком науки, объект исследования — вовсе не мир общечеловеческих ценностей, а единственная повесть — «Старик и море».

Основная проблема, решение которой предложено Хемингуэем в повести — это, с нашей точки зрения, не проблема юности — старости, не вопрос взаимодействия человека и природы, не смирение и даже не тема человека как «царя природы» и «победителя», а проблема возможности одиночества человека как существа природного и социального. Столь же значима тематика борьбы, её возможности и необходимости. При том все прочие озвученные проблемы также явно значимы для автора.

Основные герои повести немногочисленны: старик и мальчик. Впрочем, героем можно также назвать рыбу-меч. Ещё героями можно назвать и маленькую птичку, присевшую на лодку старика, и безжалостных злобных акул — врагов старика, и морских свинок, и прочих обитателей моря. Яркое их описание позволяет нам «увидеть» их глазами старика. Упоминаются и другие персонажи — те, которых мы не «видели», это родители мальчика, полуслепой рыбак, с которым мальчик выходит в море сейчас, хозяин ресторана и бара, негр, которого старик сумел побороть (причём, дважды).

Мы не слышим их слов, не знаем их мыслей. Кстати, в конце повести есть туристка и турист, а также официант, которые включаются в диалог. Но как героев мы их почему-то не воспринимаем, они безличны.

18 стр., 9000 слов

«Лето на море» (Литература в 3 классе)

... своего здоровья. Отдых на море обладает множеством преимуществ: свежий морской воздух, морская вода и просто классная обстановка и энергетика природы. Каждый год ... особого труда можно арендовать как небольшую яхту на пять–семь человек (от 6000 рублей в час), так и парусно ... чтобы открыть для себя что-то новое. Многие люди предпочитают море, там можно плавать, загорать, собирать ракушки и строить ...

Действие несложно: старый рыбак живёт в бедности, выходит в море в течение 84 дней, но не приносит ничего. Первые 40 дней с ним плавает мальчик, а потом родители находят для него нового учителя, обвинив старика в невезучести. На 85-й день старик уверен в везении, заплывает дальше в море. Ему на крючок попадается действительно крупная рыба, которую он, благодаря сноровке и хитрости, всё-таки смог поймать. Но из-за размеров рыбы старик оставляет её в воде. Результат — нападения акул, с которыми старик сражается, пока есть хоть какое-то оружие. Но против стаи акул он сделать ничего не может, рыбу, пойманную им, съедают. Старик возвращается в свой посёлок, ослабевший от физических усилий и травм. Его выхаживает верный мальчик, ему сочувствуют окружающие.

Поразительно, как в столь незначительном по объёму произведении (всего лишь крупная повесть, даже не роман!) сконцентрировано такое количество эмоций, такая мудрость — мудрость природы и нескольких поколений людей. Вопрос объёма Хемингуэем нестандартно решён и в отношении содержания. В произведении автор использовал в очередной раз «принцип айсберга»: в словах выражена лишь малая часть содержания, остальное — в намёках, эмоциях, символах. Хотя сам Хемингуэй, отвечая на вопрос о символах, говорит: «Море означает море, старик — старик, мальчик — это просто мальчик, а акулы не лучше, чем прочие акулы» [7, C.213]. Это высказывание писателя тоже можно понять двояко: «просто мальчик» — обобщённый образ мальчика, мальчик в целом. То же касается старика, моря как природного объекта, акул… Высказанный нами вариант подтверждает то, что даже для себя самого главный герой — не Сантьяго, то есть некая индивидуальность, личность, но почти в 100% случаев — старик — некоторое обобщение. При этом старик Сантьяго — невыдуманный кубинец, 84 раза выходивший в море и возвращавшийся без улова.

Одиночество человека в мире людей — проблема, поднимающаяся постоянно, в каждом поколении. А Хемингуэй решает эту проблему совершенно нестандартно, своеобразно. С одной стороны, старик один: мы не видим рядом ни семьи, ни его детей. Жена умерла, и даже её фото для старика слишком грустно видеть на стене хижины: пусть лучше лежит под чистой рубашкой. Даже в море он теперь выходит один: родители запретили мальчику ходить с ним: старик «невезучий». А Хемингуэй показывает другую сторону: мальчик постоянно приходит к старику, приносит ему еду, наживку; любит и уважает его, заботится о нём. Он явно радуется, что Сантьяго привёз хотя бы скелет той огромной рыбы: это доказывает, что старик не является неудачником как рыбак, и родители мальчика, возможно, разрешат ему снова выходить в море со стариком. Мальчик сидит рядом со спящим стариком, охраняя его сон.

И другие люди добры по отношению к старику: кофе даётся ему в долг, соседи помогают с дровами. Знакомый даст почитать газету. А когда обнаружат, что старик пропал, кинутся на поиски, даже пустят вертолёты.

И тот же старик оказывается вне человеческого общества — в море. Казалось бы — совсем один. Но одинок ли он на самом деле? Нет, и доказательства неопровержимы. Он разговаривает с природными объектами, и те его «понимают». Например — та большая рыба, которую старик поймал. Он уважает и жалеет эту рыбу — меч, понимает её, даже видит в её глазах нечто божественное. Старик говорит даже о её уме, наделяя рыбу человеческими качествами. Эта рыба, даже когда старик убивает её, остаётся его другом. Он разговаривает и с более мелкими рыбками, с маленькой птичкой, присевшей на корму его лодки. А ещё совсем рядом, в его памяти и в его фантазиях — и африканские львы, гордые и прекрасные, и великий Ди-Маджио, и мальчик, и даже Бог, в которого он, кстати, не верит. Таким образом, старик не может быть одиноким, ведь рядом — множество природных существ, которых он понимает, любит, жалеет. А в его памяти — целый мир людей, значимых для старика. Старик не одинок, благодаря своей мудрости, желанию понять и принять всех, кто рядом.

2 стр., 881 слов

Ленино-Кокушкино или край мальчика с добрыми глазами

... Мальчика привозили в Кокушкино, куда семья приезжала на лето. Родные места приняли Ленина, когда он был исключен из Казанского университета и арестован за революционное выступление. Дом-музей Ленина ... Казанского университета собрались в актовом зале, чтобы передать ректору петицию с рядом требований. Казанские студенты протестовали против ненавистной инспектуры, сословных ограничений для получения ...

Море представляется ему в женском образе. Мы считаем, что такое воплощение моря придаёт ему два смысловых оттенка: во-первых, море — женщина, значит, неизбежны черты непредсказуемости, опрометчивости в решениях, непознаваемости, но при этом — красота. Второй аспект — женщина как мать, прародительница. Море рождает множество живых существ, одни из которых — опасны, враждебны для человека (акулы, физалии), другие — его друзья. Возможно, поэтому у старика в море легче читается молитва к Богородице как матери.

Забавный и не совсем понятный для нас момент — когда старик разговаривает со своими руками, называя левую предательницей за то, что та затекла. Припоминает левой руке он и давние обиды, например, то, что в армрестлинге, поставив на неё, старик, а тогда — «Чемпион» — всегда проигрывал. Почему он отделяет свои руки от тела? Может, он так отрицает, отдаляет собственную проблему и вину: есть я, а есть рука, она плоха и слаба, а я нет, я победитель. Или эта рука — очередной собеседник для старика? А может быть, это намёк на разделение души и тела в человеке: слабость телесного начала и сила духа? Но ведь старик не верит в Бога…

Вопрос божественного начала в повести также привлекает нас с точки зрения одиночества старика. С позиций христианства, человек не может быть одинок, так как рядом с ним Бог, который помогает, поддерживает, укрепляет. Пусть Хемингуэй выбрал иное решение проблемы одиночества, но какова роль Бога в жизни старика? Наш старик не верит в Бога — примем это как исходное положение. И всё же бог оказывается постоянно рядом с ним — начиная от олеографий: цветные полиграфические изображения, украшающие стены хижины старика посвящены Христу и Богородице. Но их приобрёл или получил в дар не сам старик — они достались рыбаку от жены. Старик знает молитвы («Богородица» и «Отче наш»).

Но этими молитвами он не благодарит бога за каждый прожитый день. Нет, он обращается к Богу только в тяжёлый дл себя момент, когда не уверен, что сможет справиться своими силами. А его обещание в случае удачи (при вероятной божественной помощи) прочитать 100 раз «Отче наш» и 100 раз — «Богородице» — некая расплата за собственный успех, какая-то бартерная сделка с Богом, ведь от чтения молитв радости герой не испытывает, это почти наказание. Возможно, Хемингуэй таким образом оправдывает свой атеистический век, а может — порицает его, но писатель утверждает, что человек может быть счастливым, если любит людей и вообще каждое живое существо, весь природный мир.

2 стр., 734 слов

Жизнь моя — железная дорога

... и вокруг вокзала. Очень часто вокзал может рассказать об истории места, где он находится, и о людях, которые там живут. Я люблю железнодорожный вокзал своего родного города Волгограда, ведь это ... я ждала с нетерпением, мне вновь хотелось испытать эти необычные чувства. Стремительность жизни, волнующие встречи, горькие расставания, ведь кто-то, садясь в вагон, едет навстречу судьбе, ...

Борьба — неизбежность и необходимость в жизни каждого человека. Например, этот вопрос старик поднимает в разговоре с маленькой птичкой: «Отдохни хорошенько, маленькая птичка, — сказал он. — А потом лети к берегу и борись, как борется каждый человек, птица или рыба». Борьба принимается как необходимость, это борьба не против, а только за что-то. И в рамках собственной борьбы старика интересно переплетение жёсткой реальной действительности и элементов некой сказки. Сам старик — персонаж почти карикатурный: на его лице и шее — «пятна неопасного кожного рака». Мы знаем, что рак кожи не может быть неопасным, скорее, Хемингуэй имеет в виду какую-то другую болезнь кожи, возможно — пигментные пятна. Но понятно, что старик страшен. И при этом — невероятно силён физически и духовно. Он — «необыкновенный старик». Старик хитростью, опытом, терпением и сноровкой побеждает рыбу, которая по размерам больше его лодки. При этом как у всякого эпического персонажа у него есть не только верные друзья, но и злобные, свирепые враги. Старик борется с ними и побеждает, пока у него есть оружие: двух акул с помощью гарпуна, потом — привязав свой нож к веслу, затем — просто дубинкой.

Но врагов слишком много, а старик оказывается безоружным. И самая большая рыба в его жизни оказывается съеденной врагами. Старик уже сомневается в собственной силе, не уверен, что он — победитель. Но ведь рядом — мальчик, который докажет старику: он — самый сильный, он смог победить ту рыбу, в честной борьбе один на один. А борясь против стаи акул, он оказался один против многих, честной такую битву уже не назовёшь, и это поражение не страшно. Само то, что старик сумел прийти живым — уже победа. К тому же в будущем мальчик встанет рядом со стариком, и тогда им ничего будет не страшно. Почти сказочна огромная рыба-меч. Она прекрасна, она — друг. Такая своеобразная золотая рыбка, если обратиться к знакомой сказке. Но в этом случае желания старика слишком реальны, банальны, приземлённы: он радуется, что если довезёт и продаст эту рыбу, то может прожить всю зиму, не бедствуя. Вообще действительность, окружающая старика — это старая хижина, кровать, застеленная газетами, колонка, идти до которой далеко, вонь с акульей фабрики. Всё это изображено очень ярко и жёстко. Но почему-то герой-старик не кажется нам «маленьким человеком», ненужным в этом большом мире. Да, у него есть враги — но ведь есть и друзья! Есть мальчик, который скажет: «На свете немало хороших рыбаков, есть и просто замечательные. Но таких, как ты, нету нигде» [8]. Мы не можем сказать, что у старика есть какие-то перспективы к улучшению своей действительности. Зато у него есть надежда, и в этой надежде — не только вера в чудо (слова «повезёт», желание купить лотерейный билет именно в 85 день, который должен быть счастливым), но и вера и себя. Он человек, а значит, будет бороться до последнего. И есть шанс на победу.

17 стр., 8472 слов

Мелихово в творческой и повседневной жизни А.П. Чехова

... отрывок реальности, в которой он творит. И эта реальность – усадьба Мелихово, в которой прошла значительная часть жизни Чехова, и которая теперь являет собой значительный интерес в культурно ... Павловича Мария Павловна и Михаил Павлович съездили в Мелихово и осмотрели усадьбу. Антон Павлович до приобретения усадьбы ни разу в Мелихово не был. (А. П. Чехов наспех ездил ...

Повесть «Старик и море» заставляет задуматься над множеством проблем, значительная часть из которых могут быть отнесены к области философии. Даже в названии: союз «и», как известно, соединительный. Если старик — представитель человечества, то море — природа. Человек и природа вместе, неразделимы.

Скорее всего, многие аспекты произведения остались за рамками нашего понимания. Повесть Э. Хемингуэя «Старик и море» — одно из произведений, которые можно не просто прочитать второй раз, но читать сотни раз, снова и снова получая огромное удовольствие, наслаждаясь как языком, которым написана повесть, так и её необычной философией. В последующем, при совершенствовании собственного английского, хотелось бы прочитать повесть «Старик и море» в оригинале: это позволило бы лучше понять некоторые нюансы, например, действительно ли образы старика, мальчика, акул, рыбы для Хемингуэя — обобщение, каковы львы в повести: царственны, свирепы или просто прекрасны и другое.

Конечно, не всё содержание повести в рамках «подводной части айсберга» нам удалось уловить, наверно, один человек и не справится с такой задачей. К тому же автор — американец, значительную часть жизни проживавший в Европе. Он жил более чем полвека назад, относится к другому поколению, потому понять повесть в абсолютном смысле для русского студента нереально, а ограниченный формат эссе не позволяет отразить всю гамму своих мыслей и переживаний, а также собственное понимание философии автора во всей совокупности аспектов. Однако мы постарались оценить в повести философские аспекты, некоторые литературные и психологические моменты.

Основные аспекты, задетые нами, это проблема одиночества человека в мире, роль бога в жизни человека, борьба в жизни (но не борьба с жизнью).

Мы постарались высказать собственное понимание ряда философских моментов в повести, которые нам кажутся более значимыми для автора — Э. Хемингуэя (хоть в этом вопросе мы можем и ошибаться).

Автор повести, что отличает его от многих литераторов, не просто актуализирует проблемы, но и предлагает собственные решения.

Важна не бедность или богатство старика, важно то, что у него есть прошлое, яркое и оставившие свои следы: в его памяти (прозвище «чемпион», львы Африки) и на его руках (старые шрамы от лески — следы пойманной им большой рыбы).

Есть настоящее, в котором он тоже не перестаёт бороться и может побеждать и терять. И конечно — есть будущее, и старик верит в то, что завтрашний день будет более счастливым.

Список использованной литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://jret.ru/esse/turistyi-poteryannyie-v-more/

Белова Т.В. Набоков и Э. Хемингуэй (Особенности поэтики и мироощущения) / Т.В. Белова// Вестник Московского университета. — 1999. — №2. — С. 55-61.

Бунина С. Эрнест Хемингуэй. Жизнь и творчество / С. Бунина. — Харьков.: Ранок, 2002. — 74 с.

Гиленсон Б. Эрнест Хемингуэй. Книга для учащихся старших классов / Б. Гиленсон. — М.: Просвещение, 1991. — 190 с.

9 стр., 4130 слов

Курорт-легенда: Мертвое море

... Это так поразило римлян, что они решили помило­вать осужденных. Плотность морской воды зависит от соле­ности воды и температуры. С увеличением глубины соленость воды возрастает. В Мертвом море ... выдавлен на поверхность геологическими силами и образует огромную солевую гору Содом. Современное Мертвое море образовалось всего лишь 20 — 40 тысяч лет тому назад из пресной воды. Пополняется ...

Грибанов Б. Эрнест Хемингуэй: жизнь и творчество. Послесловие // Хемингуэй Э. Избранное. — М.: Просвещение, 1984. — 304 с.

Денисова Т. Секрет Айсберга / Т. Денисова // Литературная учёба. — 1980. — № 5. — С. 202-207.

Литературный словарь-справочник / Под ред. Р.Т. Громяка, Ю.И. Ковалина, В.И. Теремка. — Киев: Академия, 2006. — 812 с.

Эрнест Хемингуэй о литературном мастерстве. — Иностранная литература. — 1962. — № 12. — С. 209-214.

Хемингуэй Э. Старик и море. // read_book.php?id=2468&p=3

8