Туризм в патриотическом воспитании молодежи на примере Беларуси

Контрольная работа

В настоящее время общественное развитие республики требует воспитания социально активных, самостоятельных, творческих личностей, адаптированных к условиям современной жизни. А это невозможно без решения таких задач как[3, c.70-72]:

  • ознакомление детей с историей и современностью родного края;
  • формирование у детей представления о различных сторонах жизни своего края и его жителей;
  • развитие у школьников стремления знать свой край; (это, пожалуй, один из ключевых элементов, так как именно от интереса к объекту изучения зависит, насколько хорошо дети будут знать историю своей малой родины);
  • способствование развитию патриотического отношения к малой родине;
  • создание условий для изучения проблем развития края, формирования у школьников видения своего места в решении этих проблем, развитие установки на необходимость внести личный вклад в совершенствование его жизни;
  • способствование адаптации школьников к действительности своего края, профессиональному самоопределению;
  • способствование становлению и развитию учебно-воспитательных коллективов, семьи;
  • способствование развитию личностных качеств учащихся.

Участвуя в туристских мероприятиях, учащиеся восстанавливают свои силы, укрепляют физическое и психическое здоровье. Оздоровительной составляющей здесь принадлежит особая роль. Сегодня учащиеся значительную часть времени проводят в закрытых помещениях, поэтому даже однодневный туристский поход является эффективным средством оздоровления и профилактикой заболеваний. Свежий воздух, двигательная активность, умеренные физические нагрузки — все это способствует укреплению здоровья юных туристов. Однодневные походы и экскурсии могут выполняться недалеко от учебного заведения, ведь в каждом уголке Беларуси, в каждом городе, посёлке, деревне есть свои природные особенности, специфические черты истории и культуры, составляющие тот феномен, который формирует у молодого поколения интерес и привязанность к родному краю, его патриотические чувства, исто­рическое сознание, социальную активность.

Любовь к Отечеству начинается с любви к своей «малой родине»: городу, селу, лесу, речушке. Без любви к Родине и уважения к ее истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота своей Родины, сформировать у детей чувство собственного достоинства, положительные качества личности.

7 стр., 3296 слов

О БОЛЬШОЙ ЛЮБВИ К МАЛОЙ РОДИНЕ

... лейтенантскими погонами и с высоко поднятой головой. Есенгельдинов Нурсултан, Малая Родина Моя малая родина — Капчагай. Это место, где я родился, где ... свой родной край за то, что он дал мне яркое детство и светлое будущее. Абатова Томирис, О малой Родине Я ... недавно оказались вдали от родных мест. Возможно, поэтому их эссе такие трогательные. Старший преподаватель кафедры языков подполковник полиции ...

Углубленные знания о родном крае, его прошлом и настоящем, его людях, природе, культуре, истории способствуют воспитанию гражданина, который уважает традиции своего народа, неравнодушен к судьбе страны, к судьбе своей «малой родины».

В Концепции воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь отмечено, что воспитание тесно связано с повседневной жизнью, с особенностями жизнедеятельности в регионах. Человек всегда является частью целого: народа, нации, религиозной общности, с которыми он связан неразрывными духовными связями как субъект соответствующей культуры. Особое значение имеет такая выделенная в Концепции задача воспитания, как формирование патриотизма и гражданственности, основанных на любви к своей земле, народу, языку, уважении к истории Отечества, его культуре[4].

Одной из наиболее действенных форм патриотического воспитания является проведение походов по местам боевой славы белорусского народа, во время которых можно возложить цветы и привести в порядок памятники, познакомиться с историческими местами и мемориальными комплексами, провести соревнования. В отличие от пассивных форм воспитательной работы (встреч с интересными людьми, бесед, утренников, уроков мужества) туристические походы позволяют поставить каждого участника, в уникальные, с точки зрения воспитания, условия, когда абстрактные идеи приобретают конкретную реальность.

Условиями эффективности гражданско-патриотического воспитания учащихся средствами экскурсионно-туристической деятельности являются[7]:

1. Использование творческого потенциала учащихся. Именно экскурсионно-туристическая деятельность, в которой учащиеся вступают в непосредственный контакт с окружающим миром, позволяет им реализовывать свою потребность в познавательной и физической активности, открывать «секреты» окружающего мира, формировать образ Родины.

2. Процесс познания Родины реализуется в предметно-наглядной, активной форме, когда учащиеся непосредственно видят, слышат, осязают окружающий мир. Они глубже воспринимают его в более ярких, эмоционально насыщенных, запоминающихся образах, чем те, которые предстают перед ними со страниц книг, учебных пособий.

3. Изучение окружающей действительности проводится по гносеологической спирали – от своего дома, улицы до города, области, страны. Важная составляющая: «Великое – рядом». Происходит комплексное освоение окружающего мира: природы, истории, культуры, краеведения, экономики изучаемого региона.

Добиться эффективности, достичь цели, решить задачи можно только лишь при грамотной организации экскурсий и туристических походов.

В наше время особенно актуально возрождение исторического и духовного наследия нашего народа. В решении этой задачи важную роль играет краеведение, ибо каждый человек гордится своей «малой родиной». Краеведение воспитывает чувство сопричастности к делам предков, т.е. национальное самосознание, заставляет задуматься о своих корнях, делах минувших и настоящих в их сопряжении, неразрывности и преемственности в длинной череде поколений не в виде готовых истин и формул, а в непрерывном поиске, исследовании, изучении. Это является важным средством активизации внимания и интереса учащихся к учебным предметам и, одновременно, является мощным средством развития когнитивных и креативных способностей ребенка. Патриотизм формируется в ходе работы с историческими материалами, раскрывающими традиции белорусского народа; героическую борьбу, подвиги, талант лучших сынов Отечества; воспитывающими нравственные качества государственных, политических и общественных деятелей и др.; непримиримость к врагам; уважение к атрибутам государственности (Флагу, Гербу и Гимну) страны[5, c.202-204].

9 стр., 4089 слов

Анализ и моделирование потребительского и коммуникативного поведения ...

... о существующих моделях коммуникативного и потребительского поведения; сделаны попытки применить их к сфере туризма. В процессе изучения коммуникаций в сфере туризма был сформирован перечень информационных ... Эти базовые положения легли в основу плана исследования. План исследования Предмет: особенности потребительского и коммуникативного поведения молодежи в туристской сфере. Сегмент: Y-поколение. ...

Чем полнее и содержательнее получены знания о родном крае, его людях, прошлом и настоящем, тем эффективнее решается одна из главных воспитательных задач – формирование человека, который уважает и почитает традиции своего народа, гордится его материальной и духовной культурой, является социально ответственным, неравнодушным к судьбе своей родины.

Таким образом, туризм воспитывает молодежь, способную любить и понимать свой народ, сопереживать и помогать людям, гордиться своей принадлежностью к Беларуси.

Заключение.

Новые экономические отношения, возникшие в настоящее время в нашей республике, обострили проблемы в детско-юношеском туризме, требуют изменений в подходах и механизмах организации деятельности по развитию массового детского туризма. Ведь туризм, краеведение и средства спорта являются традиционными формами обучения и воспитания молодежи. Специальные методики использования экскурсий, путешествий, систематические занятия спортом, массовые мероприятия спортивно-оздоровительной направленности способствуют приобщению детей, подростков и молодежи к здоровому образу жизни, пониманию своей истории.

Беларусь – страна с древней и богатой историей, самобытной культурой, поэтому туризм в патриотическом воспитании молодежи является приоритетным направлением развития разносторонне развитой личности.

Формирование чувства патриотизма не может ограничиваться только вербальным изложением знаний о стране и закреплением в сознании информации о правах и обязанностях гражданина. Поэтому важной является практическая подготовка молодежи к активному участию в общественной жизни, включение их в сознательную деятельность по выполнению гражданских обязанностей, основанных на традициях прошлого нашего народа.

Туристическая работа способствует развитию самостоятельности, творческой активности.

Углубленные знания о родном крае, его прошлом и настоящем, его людях, природе, культуре, истории способствуют воспитанию гражданина, который уважает традиции своего народа, неравнодушен к судьбе страны, к судьбе своей «малой родины».

Таким образом, можно сделать вывод о том, что туризм является неотъемлемой частью патриотического воспитания молодежи. Только увидев собственными глазами места боевой славы, побеседовав с ветеранами, участниками боевых действий, можно почувствовать гордость за свою страну и своих людей.

Список литературы:

[Электронный ресурс]//URL: https://jret.ru/kontrolnaya/patrioticheskiy-turizm-v-respublike-belarus-2/

1. Богомазова Т.И. Воспитание гражданственности и патриотизма студенческой молодежи. Часть I.- Могилев, 2007;

25 стр., 12482 слов

История и перспективы развития молодежного туризма Российской Федерации

... туристических услуг для молодежи. Объектом курсовой работы является молодежный туризм в начале 21 века. Предметом курсовой работы выступает история и перспективы развития молодежного туризма РФ. Цель работы - выявить и проанализировать перспективы развития молодежного туризма РФ. Реализация поставленных ...

2. Буторина Л. А. Воспитание патриотизма средствами образования. М.: Каро, 2005;

3. Константинов Ю.С., Куликов В.М. Педагогика школьного туризма: Учебно-методическое пособие. М.: ЦДЮТиК МО РФ, 2002;

4. Концепция воспитания детей и учащейся молодежи Республики Беларусь.- Мн., 2007;

5. Митрахович С.С. Детский туризм и краеведение Беларуси.- Мн.: РИТФУТ, 2003;

6. Яковлев Д. Е., Касимова Т. А. Патриотическое воспитание школьников: Методическое пособие. М.: Айрис-пресс, 2005;

7. [Электронный ресурс].- Режим доступа: www.ripo.unibel.by/