Экскурсионный туризм

Курсовая работа

Цель данной работы — анализ особенностей экскурсионного направления в туризме.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:

1) рассмотреть особенности понятия экскурсии;

2) рассмотреть классификацию экскурсий;

3) проанализировать методику проведения экскурсии.

На наш взгляд, выбранная нами тема является актуальной, так как экскурсия — методически продуманный показ достопримечательных мест, памятников истории и культуры, в основе которого лежит анализ находящихся перед глазами экскурсантов объектов, а также умелый рассказ о событиях, связанных с ними. Характеризуя место экскурсионной деятельности во внешкольной работе с детьми, экскурсионист Л. Бархаш считал, что экскурсия — это наглядный метод получения определенных знаний, воспитания путем посещений по заранее разработанной теме определенных объектов (музей, завод, колхоз и т. д.) со специальным руководителем (экскурсоводом).

Объект работы — экскурсоведение.

Предмет работы — экскурсия.

Работа состоит из введения, двух глав с параграфами, заключения и списка литературы.

Глава 1. Понятие и классификация экскурсий

1.1. Понятие экскурсии

Слово «экскурсия» происходит от латинского «экскурсио». В русский язык это слово проникло в XIX в. и первоначально означало «выбегание, военный набег», затем — «вылазка, поездка». Позднее произошло видоизменение этого слова по типу имен на «ия» (экскурс + ия).

«Каждая экскурсия представляет особый процесс деятельности, суть которого обусловлена конкретными закономерностями (тематичность, целеустремленность, наглядность, эмоциональность, активность и др.).

Впервые о закономерности экскурсий было сказано на научной конференции, проведенной в 1978 г. Главным экскурсионным управлением Центрального совета по туризму и экскурсиям ВЦСПС и Центральной научно-исследовательской лабораторией по туризму и экскурсиям (ЦНИЛТЭ)1. Экскурсионный процесс и задачи, стоящие перед экскурсией, могут быть выражены в следующем виде» Емельянов Б.В. Экскурсоведение: Учебник. М.: Советский спорт, 2004. -С. 38.

5 стр., 2260 слов

Контрольная работа: Описание Новосибирского краеведческого музея

... которые готовит музейный педагог. Цель данной работы – рассмотреть Новосибирский краеведческий музей. Задачи: рассмотреть историю становления и развития; выявить основные экскурсии; изучить коллекции. 1. История Новосибирского краеведческого музея Музей был открыт 20 августа 1920 ...

В ходе экскурсионного процесса экскурсовод помогает экскурсантам увидеть объекты, на основе которых раскрывается тема (первая задача), услышать об этих объектах необходимую информацию (вторая задача), ощутить величие подвига, значение исторического события (третья задача), овладеть практическими навыками самостоятельного наблюдения и анализа экскурсионных объектов (четвертая задача).

В решении последней задачи большое место занимает формирование умения видеть.

Материал экскурсии, профессиональное мастерство экскурсовода в его изложении дают возможность экскурсантам анализировать, делать необходимые выводы. Эти умения в ходе показа и рассказа экскурсантам прививает экскурсовод. При этом в качестве активных помощников экскурсовода выступают авторы экскурсии.

Одна из задач экскурсии — выработать у экскурсантов отношение к теме экскурсии, деятельности исторических лиц, событиям, фактам, в целом к материалу экскурсии и дать ей свою оценку.

Экскурсия, являясь произведением конкретных авторов, строится с учетом требований, предъявляемых к литературному произведению и имеет свой сюжет, которому подчинен весь экскурсионный материал. Обзорная экскурсия по своим задачам и форме проведения более сложна, чем путевая экскурсионная информация или беседа инструктора в туристском походе. Тематическая экскурсия по сравнению с городской обзорной, более сложна по своей структуре, содержанию, методике проведения.

«Первоначально экскурсия была прогулкой, преследующей практические задачи, например, поиск лечебных трав. Затем перед ней встали научные задачи, такие как выявление экспонатов для краеведческого музея. Поиски новых форм самообразования выдвинули перед экскурсиями общеобразовательную цель. Стремление улучшить воспитательную работу, сделать ее более эффективной превратили экскурсию в один из видов культурно-просветительской работы.

В настоящее время экскурсия выступает как нечто законченное, целостное, имеющее свои специфические функции и признаки, своеобразную индивидуальную методику. В значительной степени она обогатилась по содержанию, формам проведения и методике преподнесения материала и характеризуется как неотъемлемая часть идейно-воспитательной и культурно-массовой работы. Цели, задачи и формы проведения экскурсий показаны в таблице 1.1» Емельянов Б.В. Экскурсоведение: Учебник. М.: Советский спорт, 2004. — С. 74..

Таблица 1.1

№ п/п

Цели

Задачи

Формы проведения

1

Отдых

Поиск лечебных трав, ягод, грибов, фруктов

Прогулка

2

Учебная

Усвоение детьми знаний по учебному предмету (ботанике, географии, истории)

Урок вне классного помещения

3

Научная

Выявление экспонатов для краеведческого музея

Экспедиция

4

Общеобразовательная

Расширение общего культурного кругозора

Беседа в туристском походе, путевая экскурсионная информация в транспортном путешествии

5

Культурно-просветительная

Повышение уровня знаний по истории, архитектуре, литературе и другим отраслям

Обзорная многоплановая экскурсия

6

Культурно-воспитательная

Усвоение знаний в сочетании с воспитанием

Тематическая экскурсия

Итак, экскурсия представляет собой наглядный процесс познания человеком окружающего мира, построенный на заранее подобранных объектах, находящихся в естественных условиях или расположенных в помещениях предприятий, лабораторий, научно-исследовательских институтов и т. д.

Показ объектов происходит под руководством квалифицированного специалиста — экскурсовода. Процесс восприятия объектов экскурсантами подчинен задаче раскрытия определенной темы. Экскурсовод передает аудитории видение объекта, оценку памятного места, понимание исторического события, связанного с этим объектом. Ему небезразлично, что увидит экскурсант, как он поймет и воспримет увиденное и услышанное. Он своими объяснениями подводит экскурсантов к необходимым выводам и оценкам, добиваясь тем самым нужной эффективности мероприятия.

В краткой форме сущность экскурсии можно определить так: экскурсия — сумма знаний, в специфической форме сообщаемых группе людей, и определенная система действий по их передаче.

Действия в процессе экскурсии подразделяются на две части: деятельность экскурсовода и деятельность экскурсантов Емельянов Б. В. В помощь экскурсоводу. — М.: Профиздат, 1976. — С. 5- 14..

Деятельность экскурсантов находит свое выражение в таких активных формах, как наблюдение, изучение, исследование объектов.

Деятельность экскурсовода состоит из ряда действий, главные из них — подготовка и проведение экскурсий. Экскурсия — специфический вид деятельности специалиста-экскурсовода. Нельзя признать правильным утверждение некоторых методистов, что экскурсия, будучи работой для экскурсовода, является отдыхом для экскурсантов. Практически участие в экскурсионном процессе — работа сложная, а поэтому трудная для обеих сторон — экскурсовода и экскурсантов.

Знание основ психологии и педагогики помогает экскурсоводу правильно организовать процесс экскурсии. Практически общение представляет собой коммуникативную фазу в деятельности экскурсовода.

Правильно организованное общение экскурсовода и экскурсантов является основой такого педагогического процесса, как экскурсия. Коммуникативный компонент — важная часть профессионального мастерства экскурсовода. Эффективность экскурсии определяется не только обширными знаниями экскурсовода по теме, умением использовать методику преподнесения этих знаний аудитории, но и способностями в общении с экскурсантами, методистами и другими работниками экскурсионного учреждения, музея, с водителем автобуса. Важную роль в общении с аудиторией играют такие качества, как предупредительность, умение вести нормальный диалог Емельянов Б. В. В помощь экскурсоводу. — М.: Профиздат, 1976. — С. 5- 14..

В практической деятельности экскурсия рассматривается в нескольких аспектах а) как самостоятельная форма воспитания и обучения, как составная часть других форм обучения и воспитания;

  • б) как форма работы с массовой аудиторией и одна из форм обучения;
  • в) как форма организации культурного досуга, воспитательной работы;
  • г) как эпизодическое (разовое) мероприятие, часть тематического цикла, а также как одна из ступеней познания;
  • д) как форма распространения научных знаний, идейного воспитания;
  • е) как мероприятие по одному из направлений воспитания — патриотического, трудового, эстетического, а также как часть процесса формирования всесторонне развитой личности;
  • з) как автономная форма культурно-просветительной работы и как неотъемлемая часть организованного туризма;
  • и) как форма межличностного общения экскурсовода с экскурсантами, экскурсантов друг с другом и как форма общения экскурсантов с объектами.

1.2 Классификация экскурсий

Деление экскурсий на четко определенные группы имеет большое значение для практической деятельности. Классификация экскурсий обеспечивает условия для лучшей организации работы экскурсоводов, облегчает их специализацию с учетом знаний и личных склонностей экскурсоводов. Использование закономерностей проведения экскурсий конкретной группы способствует тому, чтобы каждая экскурсия становилась более эффективной. В середине 70-х гг. XX в., в период расцвета в Советском Союзе деятельности по развитию экскурсионного дела Центральным советом по туризму и экскурсиям Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов была принята классификация экскурсий, оставшаяся неизменной до настоящего времени.

Согласно ей все разнообразие экскурсий подразделяется по следующим признакам:

  • по содержанию;
  • по составу участников;
  • по месту проведения;
  • по способу передвижения;
  • по форме проведения Емельянов Б.

В. В помощь экскурсоводу. — М.: Профиздат, 1976. — С. 5- 14..

По содержанию экскурсии делятся на обзорные и тематические. Тематические, в свою очередь, Экскурсионное управление ЦСТЭ подразделило на следующие группы Ефремова М.В. Основы технологии туристского бизнеса. М., 1993. — С. 69.:

  • исторические;
  • историко-революционные;
  • военно-исторические;
  • производственные;
  • природоведческие;
  • искусствоведческие;
  • литературные;
  • [Электронный ресурс]//URL: https://jret.ru/kursovaya/ekskursionnyiy-turizm/

архитектурно-градостроительные

В настоящее время историко-революционные экскурсии практически не находят места в экскурсионной практике, хотя подтемы на историко революционную тематику сохранились в ряде обзорных экскурсий. Но в классификацию тематических экскурсий сегодня следует добавить группу экскурсий на религиозные темы, которые получают все большее распространение в туристско-экскурсионных организациях с начала 90-х гг.

Каждая из перечисленных тематических групп в свою очередь подразделяется по содержанию на определенные подгруппы. Исторические экскурсии могут быть разделены на подгруппы, в которых освещается конкретный период истории края.

Кроме того, они подразделяются на историко-краеведческие, археологические и этнографические. Военно-исторические экскурсии подразделяются на следующие подгруппы: по памятным местам, где происходили военные события, с показом военно-инженерных сооружений крепостей, башен, мостов, рвов, земляных валов и др.; по местам, связанным с подвигами народных героев; в военно-исторические и мемориальные музеи Ефремова М.В. Основы технологии туристского бизнеса. М., 1993. — С. 72..

Производственные экскурсии делятся на производственно-исторические, производственно-экономические, производственно-технические и профориентационные. Производственно-исторические раскрывают историю предприятия, показывают биографию и достижения завода, фабрики, транспортного узла, сельскохозяйственного предприятия, научного или учебного учреждения.

На производственно-экономических экскурсиях раскрываются такие вопросы, как себестоимость продукции, научная организация труда, качество продукции. Производственно-технические обеспечивают показ технологического процесса, работу отдельных цехов и участков. В особую подгруппу выделяются производственные экскурсии, которые проводятся с целью профессиональной ориентации подростков, оказания помощи учащимся общеобразовательных школ в выборе ими будущей профессии.

Подобные экскурсии посвящены подробному знакомству с различными профессиями, а в ряде случаев всестороннему показу одной-двух профессий. В группу природоведческих экскурсий входят географические, обзорные природоведческие, геологические, гидрологические, почвоведческие, ботанические, зоологические, экскурсии к уникальным памятникам природы, экскурсии по природоохранной, или экологической, тематике, в отделы природы краеведческих музеев.

Искусствоведческие экскурсии объединяют следующие подгруппы: театральные, историко-музыкальные с рассказом о творчестве композиторов и музыкантов, экскурсии с показом произведений монументальной скульптуры, экскурсии в картинные галереи, музеи, в мастерские художников и скульпторов, в выставочные залы, по народным промыслам, по местам жизни и деятельности артистов и художников Квартальнов В.А. Туризм. М., 2000. — С. 104..

Литературные экскурсии обычно группируют следующим образом: литературно-биографические по местам, которые хранят память о жизни и творчестве писателя или драматурга, историко-литературные, раскрывающие определенные периоды развития русской литературы, экскурсии по местам, которые описаны в произведениях того или иного писателя, в мемориальные музеи.

Для экскурсий на архитектурно-градостроительные темы распространенной является следующая классификация: экскурсии, связанные с показом памятников архитектуры определенного периода; экскурсии, дающие представления о творчестве одного архитектора; экскурсии, знакомящие с планировкой и застройкой городов. Группа экскурсий на религиозные темы в настоящее время общепринятой классификации по содержанию не имеет. Туристские организации и паломнические службы епархий проводят экскурсии по храмам и монастырям.