Когда автор настоящей публикации продиктовал название ее по телефону своему товарищу, тот переспросил “храмы и памятники?”. Это характерно. Понятие храм-памятник встречается чаще в узком кругу специалистов. Когда сегодня мы слышим слово “памятник”, то чаще всего представляем себе всеми любимого бронзового Пушкина, склонившего голову на главной улице города или иной скульптурный монумент. С другой стороны, если речь идет о сохранении старины, то все согласятся, что любой старый храм — тоже памятник, но памятник старины, памятник архитектуры и истории. А вот является ли памятником храм Святого Мученика Георгия Победоносца на Поклонной горе, рожденный всего-то несколько лет тому назад? Несомненно. Ибо этот храм изначально создавался как памятник , памятник Победы 1945‑го года. Вот о таких храмах-памятниках, иначе говоря, мемориальных храмах (а также монастырях, часовнях) мы хотели бы рассказать. Ведь светская традиция увековечения событий и исторических лиц путем постановки скульптурных монументов получила распространение в России лишь в петровскую эпоху. В нашем же городе первый скульптурный городской памятник — героям ополчения 1612-го года гражданину К. Минину и князю Д. Пожарскому — появился и того позже, лишь в 1818 году.
памятные престолы
При этом помимо простого напоминания о событии, как это происходит в светских скульптурно-архитектурных мемориалах, храм-памятник всегда несет в себе идею молитвенного благодарения за помощь (благодарственные храмы) или прошения о ниспослании благ свыше (т.н. моленные храмы), или молитвенного поминовения усопших (не случайно и хоронили прежде под полом церкви или рядом).
Хотя и назидательная функция имела место. Достаточно вспомнить Святого Преподобного Сергия Радонежского, во времена братоубийственных феодальных войн поставившего храм (будущий Троице-Сергиев монастырь) “дабы взиранием на Святую Троицу прекратилась ненавистная рознь мира сего”. В народной памяти сохранился мемориальный характер некоторых выдающихся храмов нашего города, вроде собора Покрова на Рву (более известного как собор Василия Блаженного), колокольни Иван Великий, подкупольная надпись которой напоминает нам о ее строителе царе Борисе и его сыне Федоре. Но немногие знают сегодня, что изначально мемориальный характер носили очень многие престолы московских церквей, однако со временем память об этом поистерлась, особенно если ставили их в память о частных лицах, родственники которых на свои средства построили церковь, или часовню, или отдельный придел в помин души усопшего ближнего. Поэтому новое открытие таких фактов могло бы составить, на наш взгляд, отдельное направление в современном москвоведении. Сам автор, приведя в настоящей публикации часть материала из собираемого им массива данных по мемориальным сооружениям Москвы, Подмосковья и Санкт-Петербурга, тем не менее, никак не претендует на исчерпанность данной темы. Нельзя при этом не помянуть покойного П.Г. Паламарчука, чья Краткая иллюстрированная история московских храмов (“Сорок сороков”) весьма продвинула нас в этом направлении, также как и работы проф. А.Ч. Козаржевского (Московский православный месяцеслов. М., 1995), С.К. Романюка (Москва. Утраты. М., 1992), М.В. Нащокиной (Храмы-памятники русской воинской славы// Памятники Отечества.–1988.–№ 1), Л.Р. Вайнтрауб, М.Г. Карповой, В.В. Скопина (Святыни православной Москвы. Храмы Северного округа. М.,1997).
Анализ архитектурных памятников Кремлевского ансамбля
... разработать технологическую карту и текст экскурсии. Объектом курсового проекта – разработка экскурсии на тему «Первая прогулка по Кремлю». Предметом курсового проекта являются многочисленные архитектурные памятники Московского Кремля. Структура работы состоит из введения, ...
Обратимся вначале к древнейшим московским храмам-памятникам.
московский монастырь, собор Рождества Пресвятой Богородицы, придел Св. Мины в церкви Зачатия, Архангельский собор, Спасо-Андроников монастырь, собор Смоленской иконы Божией матери
Век шестнадцатый оставил нам три выдающихся в архитектурном отношении храма-памятника на московской земле. Все они имеют непосредственное отношение к личности человека, именем которого иногда и называют само столетие — век Ивана Грозного.
Коломенского, церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи, собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву, Иван Великий или Годунов столп, собора Казанской Иконы Богоматери на Красной площади, храм Казанской иконы Божией Матери в, Знаменский монастырь, церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Рубцове, кафедральный собор Богоявления в, церковь Святого Климента епископа, церкви во имя Христа Спасителя
Полная стоимость сооружения обошлась в 15 млн. 123 163 руб. 69 коп. [3] Безусловно, храм, ставший кафедральным собором Московского митрополита, является наиболее выдающимся во всех отношениях мемориальным сооружением нового времени. Леса с храма были сняты в 1858 г., а освящение его состоялось 25 мая 1883 г. Высота храма составляла 48.5 саженей (103.5 м), площадь – более 1500 саженей (6823 кв.м), он вмещал более 10.000 человек. По случаю освящения храма в 1883 г. был издан Высочайший Манифест, в котором наиболее полно выражена идея мемориального благодарения, да и вообще идея памятника в православной отечественной традиции: «Да будет сей храм во все грядущие годы памятником милосердного Промысла Божия о возлюбленном Отечестве нашем в годину тяжелого испытания, памятником мира после жестокой брани, предпринятой не для завоеваний, но для защиты Отечества от державного завоевателя. Да простоит сей храм многие века и да курится в нем перед Святым престолом Божиим кадило благодарности до позднейших родов, вместе с любовью и подражанием в делах их предков.» [iv] [4]
Вся тематика храмовой декорации подчинялась выражению мемориального содержания, будучи прямо или косвенно связана с темой войны 1812 года. Арсенал средств оказался необыкновенно богат. Приделы храма были освящены во имя небесных покровителей царей-храмоздателей – Александра Невского и Николая Чудотворца (Николай поддержал дело старшего брата).
Храмы Москвы: возрождение
... храм Христа Спасителя или собор Рождества Пресвятой Богородицы Зачатьевского монастыря. Одновременно возводятся новые храмы — в основном в районах новостроек. За последние десятилетия Москва ... * Храмовое строительство, как и христианская вера, пришло к нам из Византии. ... но и вести кропотливую работу в архивах в ... храм, восстановленный после разрушения войсками неприятеля во время Отечественной войны ...
На южной стене в средней большой арке было помещено изображение Иконы Богородицы Смоленской, бывшей в войсках накануне Бородинского боя. В малых арках помещались изображения святых, во дни которых произошли сражения: Св. Роман Рязанский (сражение при Клясицах 19.07.1812г.); Св. Апостол Фома (у Тарутина 6.10.1812 г.); Св. Иоанн Креститель (при Малоярославце 12.10.1812 г.); Св. Иоанн архиепископ Новгородский (при Красном 5.11.1812 г.).
Скульптурные композиции, разрабатывая библейские сюжеты, аллегорически мемориализовывали события Отечественной войны (Авраам и Давид встречаемые как победители).
На северной стороне над аркой больших врат помещалась икона Богородицы Иверской, а в четырех малых арках – изображения Св. мученика Лаврентия (битва при Кульме 18.08.1813г.); Св. муч. Сергия (взятие Лейпцига 7.1071813 г.); Св. Григория Двоеслова (начало похода на Париж 12.03.1814 г.); Св. муч. Хрисанфа (взятие Парижа 19.03.1814 г.).
По углам были сделаны изображения сцен из русской истории, ощущаемых в параллели с событиями 1812 г.: Преп. Сергий Радонежский благословляет на битву князя Димитрия; Преп. Дионисий благословляет Минина и Пожарского. Перечисленные формы характерны для прежней храмовой мемориальной традиции. Неординарной же чертой явилось создание «мемориальной галереи» –коридора вокруг внутрихрамового пространства, в котором на 177 мраморных плитах были изложены в хронологическом порядке главные сражения войны, имена участников и другие сведения (время; место сражения; главноначальствующие; перечень частей; имена убитых и раненых офицеров; число убитых нижних чинов; имена отличившихся; отдельно – имена награжденных Орденом Св. Георгия).
Мемориальные доски сообщали о выставленных в ополчение ратниках и о сделанных сословиями пожертвованиях во время войны. Всего на 177 плитах было вырублено св. 200 тыс. букв. На западной стороне храма была укреплена мемориальная доска следующего содержания:
ЗАВЕЩАНО ИМПЕРАТОРОМ
АЛЕКСАНДРОМ ПЕРВЫМ
ЗАЛОЖИЛ ИМПЕРАТОР
НИКОЛАЙ ПЕРВЫЙ
10 сентября 1839
при председателе Комиссии
Д.В.Голицыне
по проекту архитектора К.А.Тона
Аще не Господь созиждет дом,
всуе трудишася зиждущии.
ДОВЕРШИЛ ИМПЕРАТОР
АЛЕКСАНДР ВТОРОЙ
ОСВЯЩЕН
ПРИ ИМПЕРАТОРЕ
АЛЕКСАНДРЕ ТРЕТЬЕМ
26 мая 1883
Окончен при председателе
Комиссии В.А.Долгорукове
архитекторами
Константином Тоном
и Александром Резановым
Как известно храм-памятник был взорван в 1931 году для строительства на его месте гигантского здания Дворца Советов –Вавилонской башни советской эпохи – а с 1990 года решением Священного Синода Русской Православной Церкви начато возрождение храма.
часовня Святого Благоверного Князя Александра Невского
- Отец, благословляющий иконой сына-гренадера,
- Женщина (олицетворение Болгарии), склоняющаяся перед воином –освободителем;
- Русский воин и сдающийся турок;
- Зверства баши-бузуков
Внутри были установлены семь бронзовых досок с именами убитых и умерших от ран солдат и офицеров. Снаружи – надписи:
- «Товарищам Гренадерам, павшим в бою под Плевной 18 ноября 1877 г.»;
- «В память войны 1877-1878 г.г. Плевна, Карс, Аладжа»;
- «Больше сея любве никто же имать, да кто душу положит за други своя»;
- «Всяко зерно падшее на землю, не оживет, аще не умрет.»
Глубоко значим и выбор образов святых для оформления часовни: Александр Невский, Иоанн Воин, Николай Чудотворец, Кирилл и Мефодий.
Разработка интерактивной экскурсии по современному Берлину «Берлин ...
... к героям Великой Отечественной Войны. Цель дипломной работы — разработка интерактивной экскурсии по современному Берлину на тему «Берлин в Великой Отечественной Войне» для учеников 11 класса. ... предмет исторического содержания и возможности использования интерактивной экскурсии по теме «Великой отечественной войны». 3. Определить понятие интерактивной экскурсии и ее роли в обучении школьников. ...
у Соломенной Сторожки, Братским кладбищем во Всехсвятской роще, собора Александра
С жертвами первой русской революции связан чудом уцелевший и возрожденный к настоящему времени в Москве (ул. Поликарпова, 18) храм-памятник «русской скорби во имя Ватопедской иконы Божией матери, именуемой «Отрада и Утешение» на Ходынском поле в память Великого князя Сергия Александровича и всех верных долгу и присяге царских слуг, павших за царя и отечество от руки злодеев-революционеров крамолою 1905 года.» [9] Храм этот, при Первой Гренадерской графа Брюса артиллерийской бригаде, был построен по инициативе частного благотворителя И.А. Колесникова по проекту архитектора В. Адамовича в формах, вызывающих в памяти церковь Двенадцати Апостолов в Солуни. Закладка состоялась 29 апреля 1907 г., а освящение 5 апреля 1909 г. По внутренним стенам церкви располагались мемориальные доски из белого мрамора с именами должностных лиц, убитых по политическим мотивам в 1904 – 1907 г.г. – всего 1850 имен, распределенных по 73 губерниям, областям, городам и воинским частям.
церковь Василия Исповедника в Новой, церковь Святого Герасима с престолом Преподобной Пелагеи, церковь Михаила Архангела при Голицынской больнице, колокольни, часовня-проща
Особо стоит выделить памятники, связанные с погребением – храмы-усыпальницы (хотя, очевидно, что большинство храмов были так или иначе связаны с погребением) и надгробные часовни. По характеру мемориального содержания эта категория смыкается с вышеупомянутой группой приходских и домовых храмов, поставленных жертвователями в помин души близких.
Архангельский собор в Московском Кремле, В Донском монастыре
Устойчивое явление культурной жизни России составляла коммеморация, связанная с именами царей.
храм во имя, придела Александра Невского при церкви Спаса, придел Св. Николая, Ватопедской Иконы Божией
А затем грянула эпоха советского государственного атеизма, бесконечные бюсты вождей стали основной формой новой мемориалиализации, и трудно было предугадать возрождение православной культуры уже в конце нынешнего века — века технических и социальных революций. Но время пришло.