Формы взаимоотношений туроператоров и авиакомпаний

Курсовая работа

Туризм полностью зависит от транспорта, его безопасности, скорости и удобств, предоставляемых туристу во время его передвижения. Понимание основ взаимоотношений с авиакомпаниями, правил взаимодействия с ними в вопросах обеспечения безопасности пассажиров и их имущества, обслуживания, использования соответствующих скидок и льгот при продажах имеет важное значение, как для туристов, так и для организаторов путешествий.

В настоящее время ведущими заказчиками авиакомпаний являются туроператоры, а авиаперелёты становятся неотъемлемым и образующим компонентом всё большего количества туров. Прежде всего, рост авиатуров вызван расширением географии международного туризма, огромное количество курортов, которые располагаются в различных частях земного шара, становятся направлением туристических потоков.

Доставить туристов в столь отдалённые регионы под силу лишь авиации, которая просто переносит собственных пассажиров через моря и океаны, пустыни и тропические заросли, горы и равнины. Не считая того, что современный туризм просит от перевозчиков наибольшей скорости перевозок пассажиров и грузов, так как туристы часто не имеют много свободного времени для воплощения далеких наземных переездов. Лишь благодаря распространению авиации стали возможными недельные туры для европейцев, к примеру, в дальнем Таиланде либо Турции.

Таким образом, перевоплощение авиакомпаний в заметный и важный элемент современной туристической промышленности — закономерный процесс, вызванный глобализацией международного туризма и требованиями роста скоростей доставки туристов к местам отдыха.

Более важной предпосылкой распространения авиатуров, в том числе и в РФ стало заметное удешевление стоимости авиаперелётов, вызванное ростом конкуренции на рынке авиаперевозок и повсеместным применением чартерных авиарейсов в конце XX века, сервис на авиарейсах приобрел для туристов привлекательный вид, авиационные компании напрямую и через международные сети бронирования и резервирования выплачивают туристским операторам и туристическим агентствам комиссионные за каждое забронированное место в самолёте, мотивируя их тем самым выбирать авиаперевозки.

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что туроператоры и авиакомпании крепко соединены друг с другом, а от нрава их взаимоотношений зависит не только качество и доступность авиатуров, но и будущее международного туризма, а именно направленность туристических потоков.

Цель моей курсовой работы:

10 стр., 4740 слов

Турист как объект туризма

... Аналогично приведенному определению можно выделить следующих участников туризма: международный турист; внутренний турист; экскурсант; посетитель. Международный (иностранный) турист Комитетом статистических экспертов при Лиге Наций в ... семей; кочевники и беженцы, а также вынужденные переселенцы; транзитные пассажиры; пассажиры яхт и других круизных судов, которые каждодневно возвращаются для ...

  • рассмотреть понятие туроператор и авиакомпания;
  • рассмотреть формы взаимоотношений туроператоров и авиакомпаний;
  • правовые взаимоотношения между туроператорами и авиакомпаниями.

Задача моей курсовой работы:

  • изучить понятие туроператор и авиакомпания;
  • изучить формы взаимоотношений туроператоров и авиакомпаний;
  • изучить правовые взаимоотношения между туроператорами и авиакомпаниями.

С помощью методов системного анализа будут решены поставленные задачи.

Глава 1. Понятие туристический оператор и авиакомпания

1.1 Туристический оператор

Наряду с розничными агентами важную роль в товаропроводящем канале играют оптовики. Эти коммерческие посреднические предприятия занимаются закупкой товаров, услуг и их сбытом через сеть розничных торговых точек. В сфере туризма наиболее крупным оптовым продавцом является туристический оператор.

Туристический оператор — это активный субъект туристического рынка, который участвует в планировании, разработке, продвижении и реализации туристического продукта с коммерческими целями. Это означает, что туроператор обеспечивает предоставление туристам услуг, составляющих турпакет, приобретённых ими ранее, оплаченных и забронированных от имени уполномоченных агентств.

Туроператор, таким образом, является конечным звеном, который доводит тур до потребителя, вступая в прямое взаимодействие с предприятиями инфраструктуры и супраструктуры туристической индустрии, например, отели, авиакомпании, банки, страховые компании, которые являются непосредственно исполнителями услуг, в целях их услуг качественной и наиболее эффективной организации для туристов: трансферы, проживание, питание.

В связи с этим можно сказать, что основной задачей любого туроператора является планирование предстоящего тура, то есть, создание определённого времени, отвечающего требуемому и ценному для туриста составу и качеству графика предоставления заявленных услуг. Ведь чётко спланированный тур позволяет избежать всевозможных неполадок в ходе реализации тура, например, нестыковки по времени организации туристических мероприятий, по заявленному и предлагаемому качеству туристических услуг, изменение состава или общей численности услуг по сравнению с заявленными. Тщательное планирование турпродукта может достигаться благодаря профессиональным качествам и опыту работы туроператора на том или ином туристическом направлении, специфики его взаимоотношений с поставщиками туристических услуг, наличию выгодных договорных отношений с предприятиями туристической индустрии, умению доводить соответствующую информацию до уполномоченных агентств и потенциальных клиентов — путешественников.

Но прежде чем приступить к формированию туристского продукта, туроператор должен иметь чёткое представление о том, на какой рынок он собирается выйти с предложением, кто будет его основными клиентами, какие мотивы и стимулы будут двигать клиента к покупке предлагаемых туров. Для этого туроператоры во — первых проводят маркетинговые исследования, которые позволяют выделить территориальные границы перспективных рынков сбыта, выделить социальный состав клиентуры, установить наиболее привлекательные виды туризма для конкретного территориального или социального рынка.

Но, несмотря на то, что маркетинговые исследования предполагают, значительный объём финансирования и на них затрачивается от 5% до 15% всех средств, которые выделаются на разработку нового тура, они позволяют туроператорам снизить коммерческий риск и обезопасить от возможных провалов. Если же туроператор сэкономит на средствах это может привести его к неверному решению и обернуться потерями, которые в 10- 100 раз превысят необходимые затраты на сбор и обработку информации.

Руководствуясь интересами и запросами потребителей, которые были выявлены в ходе маркетинговых исследований, туроператор приступает к разработке содержания тура. А именно, определяет страну путешествия и вид туризма, сезон и продолжительность поездки, маршрут то есть перечень пунктов, которые турист посещает во время путешествия, общее количество групповых и индивидуальных туров, пакет. Данный этап работы завершается подготовкой серий конкретных туров для последующего обсуждения с партнёрами.

Выбирая партнёров, туроператор ведёт с ними переговоры, согласовывая условия обслуживания туристов, и заключает с ними сделки. Поиск участников совместной деятельности не представляет для туроператора особой сложности. А именно, поставщики туристских услуг: транспортные компании, средства размещения, предприятия общественного питания и другие, охотно идут на сотрудничество с туроператорами, рассчитывая получить от них выгодные предложения и заказы. А туроператор в свою очередь надеется на партнёров, которые обладали бы хорошими деловыми качествами и по доступным ценам обеспечили высокий класс обслуживания.

После того, как партнёры выбраны, сделки заключены, наступает один из ответственных моментов, а именно установление цены на туристский продукт. Ведь именно от цены зависят результаты коммерческих операций, а эффективная ценовая политика оказывает долговременное и порой решающее воздействие на всю систему торгово-производственной деятельности туроператора.

После установления цены на турпродукт, процесс его создания подходит к завершению. Туроператору необходимо только включить разработанный тур в свой каталог, для того чтобы обеспечить ему широкую рекламу. А для того, чтобы довести турпродукт до целевой аудитории, туроператорами используются разные каналы распределения. Например, они не редко имеют собственные торговые точки, а на Западе, самым распространённым и классическим способом реализации туров являются продажи через турагентства. Туроператор привлекает множество розничных посредников, для того, чтобы сбыть сформированный им пакет туристских услуг. Чаще всего он создаёт при себе центральное турагентство, которое входит в его структуру в качестве самостоятельного коммерческого подразделения, а также открывает периферийные турагентства, которые располагаются в других городах, странах, регионах. В совокупности они образуют сложную сбытовую сеть.

Таблица 1

Сбытовая система туроператоров Германии

Туроператор

Оборот,

млн. немецких марок

Число клиентов, тыс. чел.

Собственные бюро продаж

Контрагентская сеть

Количество бюро, ед.

Доля в обороте, %

Количество

субагентов, ед.

доля в обороте, %

ТУИ

НУР

ИТС

ХЕТЦЕЛЬ

АДАК

4572

3091

1296

397

302

4008

2888

1063

280

285

274

175

5

176

59,3

74,0

21,8

51,0

2300

1045

5190

1750

1000

100,0

40,7

26.0

78,2

49,0

Сотрудничество туроператоров и турагентств, приносит выгоду обеим сторонам. Наличие у туроператора широкой разветвлённой контрагентской сети обеспечивает ему рост объёма продаж туристских поездок, выход на новые рынки, в том числе провинциальный рынок выездного туризма, экономию расходов на содержание собственного персонала, аренду помещений, их оборудование. А что касается турагента, то он получает комиссионное вознаграждение за сотрудничество в реализации туров конечным потребителям. Размер комиссионного вознаграждения определяется в процентном соотношении к цене продаваемого тур продукта и обычно составляет 10%. Но оно может быть увеличено, например, в случае сбыта туристских услуг сверх согласованного объёма. Комиссионные вознаграждения являются главным источником доходов турагентств.

На основе выше сказанного можно выделить функции туроператора:

1.функция ценообразования;

2.функция продвижения;

3.информативная функция;

4.новаторская функция;

5.бюджетообразующая функция;

6. интегрирующая функция;

7. операторское лобби.

1. Функция ценообразования. Возможности каждого туроператора в сфере ценообразования различны и определяются целым рядом, как субъективных, так и объективных факторов. Прежде всего, это объёмы работы туроператора. Туроператоры, регулярно отправляя большое количество туристов, тем самым позволяют увеличить размеры блоков на авиарейсах, либо даже организовать собственную чартерную цепочку, собственные трансферы в местах отдыха туристов, а также открывать собственные представительства в курортных центрах, осуществлять инвестиции в их гостиничные представительства. Данные факторы непосредственно влияют на цены составляющих туристический продукт услуг. По причине того, что степень выраженности перечисленных факторов различна, можно судить, о сильно отличающихся себестоимостях похожих туров, у различных оперирующих на туристическом рынке компаний. В условиях конкурентного туристического рынка, очевидно, что колебание цен у крупных туроператоров гораздо шире, что и позволяет им в период активности туристического рынка « выбрасывать» на него потоки спецпредложений и организовывать демпинг. Следовательно, крупные туроператоры при любых условиях являются законодателями цен на туристическом рынке.

2. Функция продвижения. Для того чтобы достичь максимальной рентабельности туристического проекта, туроператор занимается распространением всех видов информации о нём, например, маршрут, размещение, проведение досуга и много другое. Так как благодаря маркетинговой деятельности туроператоров прочим субъектам туристического рынка становится известно о динамике таких изменений, как цены, ассортимент туров, внедрение новых технологий.

3. Информативная функция. Данная функция у современных туроператоров проявляется в том, что в ходе разработки, продвижения, реализации туров, туроператор распространяет на рынке все возможные данные, например, отличительные черты туров, особенности туристического потенциала предлагаемых курортов и туристических центров, культура. Зачастую данные либо малоизвестные, либо вообще ранее не были известны, но были получены в результате кропотливой работы туроператора, например, командировки, ознакомительные поездки

4. Новаторская функция. Выражает стремление любой коммерческой организации к выживанию в изменяющихся рыночных условиях, которое требует модификации существующего турпродукта или создание принципиально нового турпродукта, максимально отвечающего потребностям туристов, продажа которого не потребует кардинальных структурных изменений в работе агентской сети. Также новый турпродукт должен в последующим иметь возможность своей модификации, поскольку именно это его качество позволит туроператору в будущем оставаться лидером по продажам данного направления в условиях конкурентной борьбы.

5. Бюджетообразующая функция. Являясь предприятиями с довольно крупным оборотом денежных средств, со значительным штатом работников, туристические операторы не могут не выполнять бюджетообразующую функцию. Туроператоры, которые занимают лидирующее положение на туристическом рынке региона, за счёт налоговых сборов обеспечивают солидные денежные поступления в бюджеты этих регионов или государств. Это особо важным является для тех стран, у которых слабо развита экономическая система, малоэффективна и неустойчива банковская система, потому что за счёт налоговых отчислений в бюджеты всех уровней, увеличивается степень финансовой самостоятельности органов власти, а также даётся возможность для наиболее эффективной реализации социально- экономической политики.

6. Интегрирующая функция. Данная функция состоит в способности туроперейтинга прямо или косвенно определять принципы внешней политики стран, их приоритеты и курс на мировой внешнеполитической арене. Являясь не только формой внешнеэкономических связей, ни и эффективным средством культурного, социального, научного обмена, международный туризм зачастую может сделать больше, чем дипломатические переговоры на самом высоком уровне. Так как с одной стороны, принимающая страна не заинтересована терять стабильный приток туристов, поскольку это валютные поступления, рабочие места, развитие экономической инфраструктуры. А отправляющая страна в свою очередь не может запретить граждан выезд, поскольку туроперейтинг — весьма прибыльный и стремительно развивающийся бизнес, который также предоставляет рабочие места стабильные налоговые поступления. Следовательно, оба государства, связанны между собой туристическими обменами и они будут стремиться не только к укреплению межгосударственных связей, но и к сохранению сложившихся связей, для того, чтобы не допустить конфликта между собой.

7. Операторское лобби. Его смысл имеет много общего с политическим толкованием данного термина. Туроператоры получили реальную возможность оказывать давление на прямо или косвенно зависящие от его функционирования предприятия других сфер экономики. Среди направлений туристического лобби, прежде всего, можно выделить предприятия — поставщиков туристических услуг. Мнение и воля туроператоров в значительной степени являются решающими в практике деятельности не только авиакомпаний, но и авиастроительных концернов, которые стремятся учитывать пожелания представителей ведущих туроператоров к конструкциям и модификациям гражданских лайнеров, как их потенциальных будущих фрахтователей.

Таким образом, делая вывод можно отметить, что туроператор в современном мире стал гарантом предоставления потенциальных клиентов многим предприятиям инфра- и супраструктуры туристической индустрии, что вполне заслуженно позволило ему превратиться в реальную силу, которая оказывает давление как на функционирование зависимых предприятий, так и на политику властей.

1.2 Понятие авиакомпании

Авиакомпании — муниципальные, городские либо личные коммерческие компании, которые владеют определенным парком воздушных судов и соответственной разрешительной документацией на воплощение постоянных и чартерных авиаперевозок. Авиакомпании можно отнести к супраструктуре туристической промышленности, так как их работа хоть и не ориентирована только на сервис туристов, но в соответствующий период времени поддается сильному влиянию туристической активности населения.

Основными задачами для всех авиакомпаний являются:

1.обеспечить безопасное и упорядоченное развитие гражданской авиации;

2. поощрение конструирования и эксплуатации воздушных судов;

3. поощрение развития воздушных трасс, авиапортов;

4. удовлетворить потребности пассажиров в регулярном, эффективном и экономичном воздушном транспорте;

5. предотвратить неразумные потери в экономике;

6. обеспечить уважение прав договаривающихся сторон;

7. обеспечить безопасность перелётов в международной авианавигации;

8. содействовать в развитие аэронавигации.

Почти в каждой стране мира существует авиакомпания, которая является своеобразной визитной карточкой страны, чья надёжность, пунктуальность, сервис и комфорт соответствуют самым высоким международным стандартам. Такая авиакомпания называется национальным флаг — перевозчиком. Примером таких авиакомпаний является: французская Air France, немецкая Lufthansa, британская British Airways, испанская Iberia, финская Finnair. Российским флаг — перевозчиком является авиакомпания « Аэрофлот — Российские авиалинии».

На данный момент в мире насчитывается более 1300 авиакомпаний. В среднем в год на авиарейсах перевозится около 1,5 млрд. человек. Международные воздушные сообщения обеспечивают в настоящее время свыше 470 перевозчиков, из них около 250 совершают международные регулярные авиарейсы. В обслуживании международных воздушных сообщений участвует свыше 1000 аэропортов мира, около 650 из них обслуживают международные регулярные авиаперевозки.

Среди авиакомпаний можно выделить публичные, то есть которые регулируются государством и частные, то есть приватизированные и являющиеся частными. В Европе, например, деятельность авиакомпаний во многом регулируется правительствами стран. В США и Великобритании, напротив, все авиакомпании приватизированы и являются частными. Но, например, авиакомпании Swiss, « Скандинавские авиалинии» SAS, частично приватизированы и частично принадлежат государству.

Российские авиакомпании также имеют формы собственности, но чаще всего это акционерные общества, частью пакетов акций, которых владеют государственные, региональные или муниципальные власти. В большинстве стран государственные авиакомпании действуют под национальным флагом, однако размер общественного или частного сектора в сфере авиаперевозок зависит от правительства конкретной страны.

Во многих странах, как правило, функционируют три основных типа авиакомпаний, которые выполняют регулярные полёты по расписанию:

  • крупные, представляют собой национальные компании, которые совершают рейсы по всей стране и за границу;
  • региональные — это авиакомпании, которые функционируют в пределах отдельных регионах одной страны;

— местные — небольшие местные авиакомпании, совершающие рейсы на короткие расстояния с небольших пригородных аэродромов. Как правило, данный тип авиакомпаний, эксплуатирует небольшие винтовые самолёты вместимостью до 40 пассажиров и осуществляет их доставку в аэропорты для последующей пересадки на рейсы крупных авиакомпаний.

Место авиакомпаний на рынке авиаперевозок характеризуется следующими показателями:

  • частотой и дальностью полётов;
  • уровнем сервиса, соответствие класса салону;
  • количеством и видами тарифов;
  • точностью выполнения рейсов;
  • мотивационными программами;
  • внутренним оборудованием самолёта.

Все эти качественные показатели определяют имидж, известность, загрузку и соответственно доходность той или иной авиакомпании. Для того чтобы авиакомпания существовала долгое время, ей необходимо учитывать основные факторы современного предпринимательства, успеха на современном рынке авиаперевозок.

К таким факторам относятся:

  • создание сети авиалиний и выделение из них стратегически важных для компании;
  • вступление в союзы авиакомпаний;
  • совершенствование компьютерных систем бронирования;
  • развитие системы продвижения и сбыта билетов с помощью всё большей кооперации с туристскими предприятиями;
  • повышение качества сервиса на авиалиниях;
  • создание и поддержание корпоративной культуры и имиджа авиакомпании.

Британская авиакомпания Business Traveler уже около 20 лет проводит один из самых престижных конкурсов среди авиакомпаний мира на звание лучшей авиакомпании года в нескольких номинациях.

Например, в список лучших авиакомпаний мира по номинациям традиционно входят:

  • лучшие по общему впечатлению: British Airways и Virgin Atlantic (Великобритания), Singapore Airlines (Сингапур) и некоторые другие;
  • лучшие на дальних перевозках: Virgin Atlantic, British Airways, Qantas

( Австралия), Singapore Airlines;

  • лучшие по — первому и бизнес классу: Emirates (ОАЭ), Cathay Pacific (Китай), Singapore Airlines;
  • лучшие по экономическому классу: Swissair (Швейцария), Emirates Airways, Singapore Airlines, Virgin Atlantic;
  • лучшие по программе поощрения часто летающих пассажиров: KLM (Голландия), British Airways, American Airlines,

Основой конкурса являются данные опроса 1000 часто летающих бизнесменов. Запрашивается мнение респондентов об удобстве расписания, пунктуальности вылета, уровень безопасности, разветвлённость сети маршрутов, их отношение к таким критериям, как « стоимость и комфорт», «скидки часто летающим пассажирам», « меню», « уровень подготовки персонала» а также мнение о скорости оформления и регистрации билетов, приёма багажа и прохождение таможенного и паспортного контроля.

Что касается такого критерия, как «уровень подготовки персонала», то хотелось бы отметить, что руководство авиакомпаний уделяет большое внимание подбору, обучению и переподготовке бортперсонала. Разрабатываются программы тестирования и отбора претендентов, интенсивного индивидуального обучения, психологической подготовки. На международных рейсах бортпроводники подбираются со знанием иностранного языка адекватно региону полётов.

В полёте бортпроводники предлагают каждому пассажиру свежие периодические издания, например, газеты, красочно иллюстрированные бортовые журналы, которые издаются самой авиакомпанией. Ведь все солидные авиакомпании издаю свои иллюстрированные бортовые журналы, которые распространяются бесплатно только на борту самолёта или в авиакассах и в представительствах авиакомпании. Журналы содержат до 200 страниц и отличаются дорогой полиграфией и красочными иллюстрациями. В журналах публикуются схемы географии полётов компании, таблицы трансферов в аэропортах, а также публикуются актуальные статьи о бизнесе, путешествиях, моде.

Набор предоставляемых услуг зависит от класса обслуживания:

Во всех авиакомпаниях мира обычно существует три класса обслуживания:

Первый класс:

  • R- сверхзвуковой самолёт, первый класс;
  • P- первый класс «премиум»;
  • F- первый класс;
  • A- первый класс со скидкой.

Бизнес — класс:

  • J- бизнес — класс « премиум»;
  • C- бизнес — класс;
  • D, Z- бизнес — класс со скидкой;

Экономический класс:

  • W-экономический класс «премиум»;
  • S, Y- экономический класс;
  • B, H,K, L,M, N,Q,T,V,X — экономический класс со скидкой.

Главное отличие классов — в комфортабельности кресел, качестве питания и размере бесплатно провозимого багажа. Первый класс — самый дорогостоящий. Пассажирам, которые летят первым и бизнес — классом, предоставляется отдельный зал для регистрации на вылет, иногда даже специальные залы ожидания с дополнительными услугами. Личное пространство на борту самолёта у пассажиров первого и бизнес — класса больше на 50%. Кресла имеют три комбинации изменения местоположения, вплоть до превращения в кровать. Каждое кресло снабжено телевизором с многоканальными программами, фильмы по видео идут на родном языке каждого пассажира.

На борту самолета пассажирам предлагается четыре вида питания независимо от класса — завтрак, обед, ужин и чай. Конечно, в салонах высокого класса предоставляется повышенный уровень обслуживания, питания, включая спиртные напитки, радио телевизор, кресла установлены наиболее свободнее. Также принят особый режим сопровождения багажа, кстати в зависимости от того какой класс обслуживания различаются нормы бесплатно провозимого багажа: для экономического класса — 20 кг, для бизнес — класса — 30 кг, для первого класса — 40 кг, более высокое наземное обслуживание, отдельная стойка таможни, проход на посадку, получение багажа и выход. Аналогично обслуживаются официальные делегации или пассажиры класса VIP.

Что касается экономического класса, то он является самым дешёвым. При желании пассажир может пересесть из экономического класса в первый, при условии, что он оплатит разницу в стоимости билета заранее, желательно за 72 ч до вылета. Но хотелось бы отметить, что в некоторых авиакомпаниях наблюдается тенденция отказа от первого класса, например, в таких как KLM, Continental Airlines. При этом обслуживание в бизнес — классе соответствует обслуживанию по первому классу, а в экономическом классе по бизнес — классу.

Данные реорганизации проводятся авиакомпаниями для улучшения качества обслуживания.

Если говорить о рейтинге авиакомпаний по роскоши обслуживания, то немецкая газета Frankfurter Allgemeine Zeitung, определила десять лучших авиакомпаний мира. Данная газета главным ставила умение учесть интересы пассажиров, для того чтобы удовлетворить потребности самых взыскательных из них.

В число таких лучших авиакомпаний в 2004 году вошли:

  • Emirates — авиакомпания, которая принадлежит одному из шейхов региона Персидского залива,Malaysia, Singapore Airlines, United Airlines, Air New Zealand, British Airways, Lufthansa, Lauda — air.

Выше перечисленные авиакомпании помимо разнообразных блюд и напитков, предлагают своим пассажирам множество других мелочей: от лёгких тапочек и специальной тёмной повязки, для тех, кто решил поспать до зубной щётки, пасты, набора пуговиц и иголок, бесплатных сувениров на память.

Также хотелось бы отметить, что в повышении качества уровня обслуживания пассажирских перевозок авиакомпаниям помощь оказывает, созданная в Гаване в апреле 1945 года ассоциация IATA.

Целью ассоциации является объединение авиакомпаний для совместной работы по повышению безопасности полётов, надёжности авиатехники и экономической эффективности на благо всех пользователей авиатранспортом. Для этого ассоциация разрабатывает и вводит в действие новые требования к эксплуатационной деятельности авиакомпаний и к авиационному оборудованию.

Также IATA защищает юридические интересы авиакомпаний, в финансовой области, предоставляет услуги эффективно и за короткие сроки провести платежи по взаимным обязательствам авиакомпаний, предоставляет авиакомпаниям, централизованно управлять денежными потоками и выручкой из различных стран мира, конвертировать и выполнять перевод денежных средств. IATA разрабатывает процедуры аэропортового обслуживания пассажиров и багажа, проводит конференции по координации расписания авиакомпаний, предоставляет возможность авиакомпаниям коллективно обсуждать соответствующие правила и процедуры.

В настоящее время ассоциация объединяет более 280 авиакомпаний из 132 стран мира. Из отечественных авиакомпаний членами IATA являются «Аэрофлот», « Пулково», «Сибирь», «Трансаэро», « Волга — Днепр».

Таким образом, из всего сказано можно сделать вывод о том, что в настоящее время в мире существует большое количество авиакомпаний и каждая из них имеет свои преимущества. Для определения того, какая авиакомпания в той или иной номинации является лучшая, между ними проводятся конкурсы, основой конкурса является опрос, тех пассажиров, которые неоднократно пользовались услугами той или иной авиакомпании и на основе этого подводят итоги.

Набор услуг, которая предоставляет та или иная авиакомпания зависит от класса обслуживания. Их всего три, и клиент сам вправе выбрать тот класс обслуживания, который для него наиболее предпочтительней. В повышении качества уровня обслуживания пассажирских перевозок авиакомпаниям оказывает помощь ассоциация IATA. Целью, которой является объединение авиакомпаний для совместной работы по повышению безопасности полётов, надёжности авиатехники и экономической эффективности на благо всех пользователей авиатранспортом.

Глава 2. Формы взаимоотношений туроператоров и авиакомпаний

2.1 Регулярные рейсы

Воздушные линии, по которым осуществляются полеты самолетов, подразделяются на внутренние и международные. В свою очередь, полеты самолетов на внутренних и международных воздушных линиях делятся на регулярные рейсы и заказные, то есть чартерные рейсы.

Рассмотрим подробнее каждую из них.

Регулярные рейсы — полеты, запланированные на основании разрешения, то есть лицензии на эксплуатацию воздушной линии и выполняемые в соответствии с опубликованным расписанием, а также дополнительные рейсы.

Регулярные рейсы имеют следующие характеристики:

  • установленная дата и время вылета;
  • строго фиксированный маршрут полета: пункт вылета, назначения, транзитные пункты;
  • вылет гарантирован вне зависимости от заполняемости лайнера;
  • установленные авиаперевозчиком тарифы, скидки, льготы.

Расписание движения самолетов — это заверенный либо руководством авиакомпании, либо аэровокзала ежедневный график движения воздушных судов по аэропорту.

Расписание может быть двух видов:

  • корпоративное, то есть, когда в расписание заносятся только авиарейсы одной авиакомпании;
  • аэропортовое, то есть когда в расписание заносятся борта всех авиакомпаний, совершающих рейсы в аэропорт или из конкретного аэровокзала.

Классическое расписание движения самолётов состоит из двух частей: вылет и прибытие в конкретный аэропорт. После указания наименования аэропорта, назначения в столбик указываются лётные реквизиты всех летающих в указанный город регулярных рейсов. К лётным реквизитам, указываемым в расписании, относят: номера дней недели, по которым совершаются вылеты, например, первое — понедельник, четвёртое — четверг, местное время вылета, местное время прилёта, номер рейса, тип воздушного судна, например, «АВЗ» — аэробус «А-300», TU5 — «ТУ-154», код авиакомпании-перевозчика.

Функции туристического оператора в работе с регулярными авиаперевозчиками ограничиваются бронированием и продажей авиабилетов из офиса туроператора.

Для того чтобы туроператор мог осуществлять самостоятельную продажу или бронирование авиабилетов, ему необходима аккредитация со стороны Международной организации авиационного транспорта IATA. Но для того чтобы получить аккредитацию туроператор должен соответствовать следующим требованиям:

  • наличие лицензии и опыта работы на туристическом рынке;
  • наличие отвечающего требованиям санитарно — эпидемиологической станции и пожарной безопасности в собственном офисе, либо в арендуемом;
  • наличие оборудованного рабочего места авиакассира: стойка, которая ограничивает доступ клиентов к документации, несгораемый сейф, оргтехника, кнопка вызова тревожной сигнализации;
  • аттестация персонала, а именно прохождение курсов для обучения пользования системами бронирования и заполнения стиков авиабилетов, а также лица, ответственное за утерю и порчу стиков;
  • внесение определённой суммы финансовой гарантии, обычно это сумма устанавливается в долларовом эквиваленте на каждый стик авиабилета, — который заказал туроператор;
  • производить ежемесячную оплату, для того, чтобы туроператор имел доступ в электронную службу бронирования авиакомпании.

Что касается цены билета, то это зависит от многих факторов: наличия льгот, скидок; класса авиакомпании; страны; срока пребывания; условий бронирования; возраста, в том числе и от базового тарифа. Что же представляет собой тариф?

Тариф — это утверждённая в установленном порядке сумма, которая взимается авиаперевозчиком за перевозку пассажира в соответствии с применяемым классом обслуживания, от пункта отправления до пункта назначения по определённому маршруту.

Различают несколько видов тарифов:

1.опубликованные тарифы IATA;

2. опубликованные тарифы авиакомпании;

3.конфиденциальные тарифы авиакомпании;

4.специальные предложения.

Опубликованные тарифы IATA устанавливаются Международной ассоциацией авиаперевозчиков. Опубликованные тарифы IATA используются при расчётах сложных маршрутов, где участвуют несколько перевозчиков. Данный вид тарифа регулирует международные тарифы, которые являются базисными, не зависят от авиакомпании, приводятся во всех системах бронирования и печатаются во всех тарифных справочниках.

Что касается опубликованных тарифов авиакомпании, то они представляют собой тарифы, которые разрабатываются конкретным авиаперевозчиком на определённое направление и устанавливаются по согласованию с IATA. Данный вид тарифа применяется в тех же случаях, что и базисные тарифы.

Конфиденциальные тарифы авиакомпании являются коммерческой тайной каждой авиакомпании, и они предлагаются на простые маршруты, выполняемые одним перевозчиком. По сравнению с опубликованными тарифами, эти тарифы являются более дешёвыми и зависят от спроса, и конкуренции на данном направлении.

В настоящее время широкое распространение среди различных видов тарифов получили специальные предложения. Основной целью таких тарифов является привлечение пассажиров на новые рейсы, сохранение конкурентоспособности на старых направлениях, заполнение незагруженных рейсов в не сезон. В рамках таких предложений проводятся рекламные и специальные акции.

В мире не существует единых тарифов на международные перевозки. Это, как правило, относится и к национальным перевозчикам внутри страны. Правилами перевозчика либо другими нормативными актами устанавливаются базовые тарифы, которые предполагают перелёт « туда и обратно» и в рамках которых утверждается система льгот и скидок.

Базовые тарифы авиакомпании изменяются в зависимости от сезона, а билеты, купленные по ним, подлежат возврату и обмену практически без ограничений.

Базовые тарифы по условиям применения бывают четырёх типов:

1.Нормальные тарифы. Данный тип тарифа является полным тарифом обслуживания и предполагает полёт в оба конца « туда и обратно», причём никаких ограничений срока действия билета не существует, то есть один год с начала перевозки. Преимущества данного типа тарифа заключается в том, что пассажир может изменить дату вылета, вернуть билет обратно даже после вылета самолёта, сделать несколько остановок по маршруту, изменить маршрут. Нормальные тарифы являются наиболее дорогими.

2. Специальные тарифы. Специальные тарифы регламентируются конвенцией и действуют на всех авиакомпаниях. К ним относятся все тарифы, которые не попадают под определение нормальных тарифов и, которые публикуются в официальных справочниках перевозчиков и на экранах систем бронирования. Специальные тарифы являются наиболее дешёвыми, однако их дешевизна ограничивается большим количеством параметров, то есть чем дешевле тариф, тем жёстче условия его применения.

К основным ограничениям специальных тарифов относят: минимальные сроки пребывания за границей, например, ночь с субботы на воскресенье и максимальные, то есть от одного до шести месяцев; отсутствие остановок в пути следования или доплата за осуществление таких остановок; фиксированные даты вылета; невозможность возврата билетов; билеты должны быть оплачены либо выкуплены сразу или в течение 1-3 суток; продажа билетов осуществляется только на перелёт по системе « туда и обратно»; ограниченное количество мест в самолёте, которые были проданы по спецтарифу.

Спецтарифы делятся на пять основных групп:

  • экскурсионные тарифы. Они являются наиболее популярными. Так как экскурсионные тарифы рассчитаны на туристов и имеют ряд ограничений, данная группа неприемлема для бизнесменов. Основными особенностями данной группы тарифов являются: ограничения по минимальным и максимальным срокам пребывания за рубежом, обязательный полёт в оба конца, сокращённый срок годности билета, ограничения по срокам выкупа билета. Экскурсионные тарифы являются наиболее дешёвыми по сравнению с нормальными тарифами, но более дорогими в отличие от других спецтарифов;
  • групповой тариф. Применяется для групп учащихся школ и других учебных заведений в возрасте до 19 лет целью поездки, которых является образование и культурный обмен и их руководителя, который сопровождает их при полётах в некоторые города и государства Европы. Минимальное количество человек в группе составляет 10 человек и руководитель;
  • тарифы «инклюзив — тур».

Данная группа тарифов, распространяется только через туристические фирмы на индивидуальных или групповых туристов. Помимо того, что данные тарифы предусматривают ограниченный срок пребывания за границей, существует ещё и лимитирование числа туристов в группе от 4 до 25 человек, а также ограничения по направлению. Как правило, такие тарифы не публикуются и предоставляются туристам обычно в турпакете с другими услугами, к ним относят: проживание в гостинице, питание, экскурсионное и культурно — развлекательное обслуживание;

— молодёжные тарифы. Молодёжные тарифы широко используются на практике туроператорскими компаниями, которые специализируются на планировании и продаже путешествий для молодёжи и студентов. Молодёжные тарифы в зависимости от направления имеют ограничения в возрасте до 24-26 лет. Данная группа тарифов предусматривает, предоставление билета с открытой датой обратного полёта, который действителен в течение одного года. Бронировать билет можно за год до вылета, а выкупить билет в ограниченные сроки, обычно за 3-7 дней до вылета.

Основанием для предоставления студенческой скидки является молодёжный студенческий билет ISIC и GO — 25, выпускаемые Международной студенческой туристической конфедерацией. Студенческое удостоверение ISIC является международной формой студенческого билета, утверждённой ЮНЕСКО. Если, например, человек не учится, но ему 25 лет, то в этом случае, он может оформить международную молодёжную туристскую карту GO — 25, которая даёт те же права, что и ISIC.

Кроме скидки в цене студентам и молодёжи предоставляются и специальные льготы APEX и РЕХ.

Тариф APEX — это специальный льготный тариф пассажирских авиаперевозок. Но для пассажиров, которые решили воспользоваться данным тарифом, существуют некоторые ограничения, например, нельзя изменить дату бронирования. Устанавливается так называемый период «дэдлайн» до начала перевозки, обычно от 7 до 28 дней в зависимости от маршрута, после которого запрещается продажа билетов по данному тарифу. Если пассажир возвращает билет до начала действия «дэдлайн», то ему возвращают всю сумму, которую он потратил на билет, а после «дэдлайн» у него вычитается определённый штраф.

Существует четыре разновидности тарифа APEX:

АР 1М, то есть тариф APEX до одного месяца, АР2М — тариф APEX до двух месяцев, АРЗМ — тариф APEX до трёх месяцев. При этом срок пребывания за рубежом минимальный от трёх до пяти, шесть дней, включая воскресенья, максимальный 1, 2, 3 месяца в зависимости от тарифа. Бронирование и продажа билетов осуществляется в течение суток и не позднее определенного срока, то есть в зависимости от направления, например, за 7, 14, 28 дней, дата вылета «туда — обратно» фиксируется при продаже. Изменить дату вылета и вернуть деньги в случае отказа от полёта возможно только до начала путешествия и с удержанием штрафов в пределах данных тарифов.

Помимо перечисленных тарифов существует ещё и тариф SUPERAPEX.

SUPERAPEX — наиболее дешёвый тариф, но включает в себя большие ограничения для пассажиров, а также в зависимости от маршрута эти тарифы различаются, и никаких единых правил не существует.

Что касается тарифа РЕХ то это самая дорогая разновидность экскурсионного тарифа, которая предусматривает:

  • запрещение предварительного бронирования, то есть бронирование, и приобретение билета производится сразу же при наличии свободного места на нужный рейс с полной оплатой;
  • деньги за неиспользованный билет не возвращаются.

Существует две разновидности тарифа РЕХ:

PX6M — тариф РЕХ на шесть месяцев, РХЗМ — тариф РЕХ на три месяца. Соответственно, максимальный срок пребывания за рубежом составляет шесть, три месяца, также данные тарифы предусматривают и минимальный срок пребывания за рубежом, включая и воскресенье. Бронирование и продажа авиабилетов производится в течение суток. Дата вылета «туда — обратно» устанавливается при продаже и не может быть изменена.

Для всех выше перечисленных экскурсионных тарифов установлены следующие общие правила:

  • обязательный полет в оба конца;
  • срок действия билетов ограничен и в зависимости от страны составляет от 1 до 6 месяцев;
  • минимальный срок пребывания в стране для разных маршрутов разный и составляет от 7, 10, 14 и более дней.
  • тарифы для внутренних перелётов устанавливаются в национальной валюте, а для международных перелётов в долларах либо в евро.

3.Льготные тарифы. К таким тарифам относятся тарифы, взятые в процентном отношении к опубликованным тарифам, например, семейные и супружеские тарифы.

Супружеский тариф применяется при полётах в ограниченное число государств. При этом одному из супругов предоставляется 50%-ная скидка от базового тарифа, но срок действия билета ограничен одним месяцем.

Что касается семейного тарифа, то он также применяется на ограниченное число направлений. При этом 50%-ная скидка предоставляется для сопровождающего супруга и детей в возрасте от 2 до 25 лет к тарифу экономкласса, срок действия билета также ограничен до одного месяца.

4. Рекламные тарифы. Данный вид тарифа устанавливается каждой авиакомпанией в рамках внутренних правил, например, предоставляются бесплатные или льготные полёты для пассажиров, которые налетали определённое количество часов или километров на самолётах какой — либо авиакомпании, рекламные перелёты.

Помимо тарифов существуют ещё и льготы, которые предоставляются авиаперевозчиками.

Льготы можно разделить на две категории.

Прежде всего, это льготы, которые предоставляются государством. Они применяются в обязательном порядке для авиакомпаний всех форм собственности, например, в России — для Героев Советского Союза, детей-инвалидов. Порядок предоставления льгот данным категориям граждан также нормируется государственными органами, то есть, определяют, как частота можно пользоваться, сезонность,

Существуют также льготы, которые предоставляются отдельно авиаперевозчиками. То есть сами авиакомпании устанавливают льготную категорию граждан, размер, частоту пользования предоставляемых льгот.

Такие льготы предоставляются обычно лицам, которые следуют к местам стихийных бедствий, сопровождающие детей-инвалидов, работникам бюджетной сферы, которые направляются по путевкам к местам лечения, группам туристов, группам школьников, пенсионерам, многодетным матерям.

Таким образом, тарифы авиаперевозок, а также льготные категории лиц и размеры распространяемых на них скидок, в основном устанавливает руководство авиакомпании. Это и является частью их ценовой, и маркетинговой стратегии.

2.2 Чартерные рейсы

Как указывалось ранее, что наряду с регулярными рейсами, выполняемыми в соответствии с опубликованным расписанием, существуют заказные, то есть чартерные перевозки.

Чартерная перевозка представляет собой нерегулярную перевозку, выполняемую на основе фрахтования воздушного судна в целом или части его коммерческой ёмкости. Зафрахтованную ёмкость заказчик использует по — своему усмотрению.

Отличие чартерного рейса от регулярного рейса состоит в том, что:

  • данного рейса нет в расписании регулярных полётов;
  • маршрут чартерного рейса определяется туроператором, а не перевозчиком:
  • чартерные рейсы являются более дешёвыми по сравнению с регулярными рейсами;
  • чартерные перевозки осуществляются как по маршрутам, которые совпадают с существующими на внутренних и международных авиалиниях, так и по любым другим;

— чартерные рейсы осуществляются в случаях, когда плановые рейсы авиалиний не справляются с нагрузкой в сезон, в данном пункте нет прямых рейсов, при поездках на конференции, съезды, для туристских программ. Но в основном авиачартер используется при массовых туристских перевозках.

Чартерные рейсы организуются авиакомпаниями, выполняющие регулярные перевозки, а также которые специализируются только на чартерах, часто в роли заказчика чартерной программы выступает не один, а несколько туроператоров. Туроператоры совместно арендуют самолёт конкретной авиакомпании на определенный срок: один рейс, месяц, сезон, или круглогодично, либо сдают в субаренду блок — места более мелким фирмам. При аренде воздушного судна предусматривается оплата туроператором согласно контракту с обязательным подведением баланса после каждого полёта. Авиакомпания, в свою очередь, предлагает туроператору удобный для туристов график перевозки, а также несёт риск заполнения самолёта туда и обратно. Перевозчику чартер выгоден, так как он получает плату предварительно за весь чартер, независимо от загрузки. Самолеты, в данном случае, могут использоваться, как специально чартерные, так и арендованные на регулярных авиалиниях.

Туроператор, выступающий от нескольких заказчиков, называется консолидатором. Именно, этот туроператор осуществляет деятельность по организации совместного использования несколькими туристическими фирмами одного чартерного рейса, по продаже различных туров, совпадающих по дате отправления, через агентов и оптовиков в конкретной местности. Консолидатор, осуществляет все финансовые расчёты с партнёрами и от их лица с авиакомпанией.

Консолидатором, может быть, не только крупный туроператор, имеющий большой и стабильный рынок, но и корпоративный клиент, заказывающий перевозку для личных целей, транспортное агентство, выступающее как посредник предоставления услуг по перевозкам.

Особенность чартеров такова, что один полный рейс выполняется без туристов: на последнем рейсе, самолёт забирает последних туристов, но не привозит новых, так как он уже за ними не вернется, то есть на десять туристских заездов, приходится одиннадцать авиарейсов. Здесь действует формула n + 1. Таким образом, наибольшее число полётов за период действия авиачартерной программы снижает затраты на « выпадающий» рейс, а следовательно, снижает и перевозочный тариф.

В сезон есть возможность организовать при еженедельных полётах двадцать заездов. Однако если запускать чартер два раза в неделю, тогда количество полётов за сезон возрастёт до сорока. Это значительно снижает тариф, но не достаточно по загрузке абсолютному большинству туроператоров. По этой причине происходит возникновение на рынке туристских перевозок «промежуточных» предпринимателей — фирм — оптовиков, консолидирующих в своих руках крупные чартеры и распределяющих их в дальнейшем среди более мелких фирм в виде блок — чартеров.

В мировой практике различают ряд коммерческих разновидностей чартеров:

1. Закрытый чартер представляет собой перевозку, которая оплачивается фирмой — туроператором, покупающей чартер для своих сотрудников обычно по маршруту, не входящему в регулярные воздушные линии. В данном случае, пассажиры перевозку не оплачивают. Чартеры такого типа занимают незначительную долю в объёме чартерных перевозок.

2. Целевой — чартер — это целевая перевозка группы пассажиров, объединяемых по профессиональному признаку, например, члены любительских, спортивных и специальных клубов, союзов ветеранов, профессиональных ассоциаций. Заказчиком данного типа чартера является фирма — туроператор.

3.Инклюзив — тур чартер. Как правило, это чартерная перевозка туристов, организованная и оплаченная туроператором. При этом стоимость билета включается в стоимость тура. Перелёт в данном случае обходится туристам гораздо дешевле, поскольку цена авиабилета при авиачартере на 30% —50 % ниже, по сравнению с тарифом «инклюзив-тур» при регулярных авиаперевозках. Инклюзив-тур чартер и целевой чартер являются наиболее распространенными видами авиаперевозок на чартерном рынке.

4. Блок-чартер. Этот вид предполагает покупку заказчиком только части коммерческой ёмкости самолета тридцать- сорок мест на регулярном рейсе. При этом оплата осуществляется, как правило, за весь блок мест независимо от того, будут ли использованы все купленные места или нет. Блок — чартер используется обычно в том случае, если у фирмы — туроператора недостаточно туристов, чтобы арендовать самолет полностью, и выгоден авиакомпании только в период спроса, так как блок мест продаётся по более низкой цене, чем его стоимость по нормальным тарифам. Продажа блок мест чартера осуществляется по трём вариантам: жёсткий, мягкий, комбинированный блок мест.

Жёсткий блок предполагает, что туроператор не имеет права отказаться от нереализованных заявленных мест, и в этом случае он несёт финансовые убытки. Мягкий блок лишён этого недостатка.

При мягком блоке, авиакомпания устанавливает предельный срок, до которого туроператор может отказаться от квоты заявленных мест или её части, если отказ произойдёт позже установленного срока, то заказчику предстоит выплатить штраф и перевозчик в свою очередь оставляет за собой право продажи этих мест другим своим клиентам. Обычно мягкие блоки применяются довольно редко, поскольку они не всегда выгодны держателю чартера, будь это авиакомпания или туроператор — оптовик.

Комбинированный блок, сочетает в себе элементы двух вышеупомянутых вариантов. Общее число мест, входящих в реализуемый блок, делится в определённой пропорции на две части, одна из которых реализуется по жёсткой системе, а другая по мягкой.

5.Нецелевой чартер. Представляет собой перевозку, при которой группа авиапассажиров подбирается вне зависимости от цели путешествия. Туроператор полностью выплачивает стоимость чартера из расчёта минимального количества пассажиров, равного сорок — пятьдесят человек. Организатором такого вида перелёта, может быть, какая-либо транспортная компания, выступающая как посредник при пассажирских перевозках из одного пункта в другой.