Актуальна и значима. Цель: изучить особенности развития Челябинска в конце XIX-начале XX веков. Задачи

Курсовая работа

Город Челябинск был основан в 1736 году. Происхождение топонима «Челябинск» точно не установлено, но явно восходит к тюркскому корню «челеби» («celebi»), то есть «благовоспитанный» (в другом варианте — «отмеченный богом»).

Слово «Челяба» и сейчас используется как неофициальное название города.

Первоначально на месте города была построена крепость Челяба, охранявшая путь из Зауралья в Оренбург. Крепость была размером, примерно, 60 на 160 метров и окружена 3-метровыми стенами с установленными на них пушками. Снаружи стен были устроены заплот и 4-метровый ров. Углы крепости были защищены бастионами. Внутри располагались казармы, склады боеприпасов и продуктов. Возле крепости, по заранее разработанному плану возвели жилые кварталы.

В 1774 году Челябинск стал центром Исетского провинциального управления; в том же году, благодаря действиям воеводы А.П. Веревкина, выдержал осаду пугачёвцев, однако в феврале 1775 года сдан пугачёвцам прибывшим незадолго до этого с подкреплением генералом И.А. Деколонгом. В 1781 году Челябинск сначала был отчислен к Пермскому наместничеству Екатеринбургской провинции, а потом к Уфимскому. С 1804 года Челябинск — уездный город Оренбургской губернии.

До конца XIX века Челябинск был небольшим городом. Жизнь города коренным образом изменилась с появлением в 1892 году железной дороги: через Челябинск прошла Транссибирская магистраль, а в 1896 году, с открытием железнодорожной ветки на Екатеринбург, станция Челябинск стала узловой. Население города быстро росло, Челябинск стал транспортным узлом и важным торговым центром.

В 1919-1923 город становится центром Челябинской губернии. В 1923-1934 территория Челябинской губернии вошла в состав Уральской области с центром в Екатеринбурге. В 1934 году город стал областным центром.

Таким образом, с конца XIX-начала XX веков Челябинск стал стремительно развиваться. Это время начала коренных изменений во многих областях жизни челябинцев, играющих важную роль и в жизни современных жителей нашего города. В связи с этим тема актуальна и значима.

Цель: изучить особенности развития Челябинска в конце XIX-начале XX веков. Задачи:

1) охарактеризовать особенности торгово-промышленной жизни Челябинска в указанное время;

2) выявить характерные черты быта челябинцев рубежа XIX-XX веков;

3) обозначить важные моменты культурной жизни Челябинска конца XIX-начала XX веков.

1. Торгово-промышленная жизнь Челябинска в конце XIX – начале XX веков

Новая полоса в жизни города, характеризуемая быстрым экономическим подъемом и общественно-культурным развитием, открылась с 1892 года с проведением Самаро-Златоустовской железной дороги. Не прошло и десяти лет, как перепись 1897 года показала увеличение состава населения вдвое.

55 стр., 27197 слов

Опыт развития малых городов как туристских центров

... Работа будет состоять из введения, трех глав, заключения, списка источников и приложений. 1. Малые города России на рынке туризма ... на индивидуальность объектов показа. Именно это и помогает малым городам ... условий жизни, как в ... туризма в конкретном городе или муниципальном округе, главное четко представлять, какой вид туризма может быть преобладающим для них. К основным видам относятся познавательные, ...

Проведение железной дороги на Сибирь усилило переселенческое движение из внутренней России в Сибирь, вызвав в Челябинске создание в 1897 году врачебно-питательного переселенческого пункта, самого значительного и наиболее оборудованного, занимающего своими постройками около 10 десятин земли. На пункте были устроены зимние и летние бараки, больница амбулатория, аптека, столовая, церковь, баня, прачечная, водогрейка, 2-классная школа и др. Наряду с вокзалом переселенческий пункт являлся крупным учреждением в городе, создавшим большой спрос на припасы. Количество переселенцев с устройством пункта увеличилось до 60000, а в начале XX века оно стало выражаться в сотнях тысяч (до 750 тыс.).

В годы европейской войны, когда транспорт был занят, переселенческое движение прекратилось, заменившись потоком беженцев с западной границы.

Положение Челябинска как передаточного пункта для импорта товаров с Дальнего Востока вызвало учреждение в городе в 1899 году таможни 1-го класса (переведенной из Тюмени).

Особенно крупное значение здесь получило чайное дело, и через таможню проходил почти один чай (около млн. пудов).

Развитие торговли чаем повело к образованию в Челябинске обширных базисных складов, каковые имелись здесь от всех главных московских чайных фирм: Вогау, Перлова, Филиппова, Швецова и Грибушина. Вскоре в городе были устроены большие чаеразвесочные: Губкина и Кузнецова, Колокольникова, В. Высоцкого и К° и Попова. Особенно крупное производство чая было в чаеразвесочных Кузнецова и Высоцкого; оборот у них доходил до 10-12 миллионов рублей в год с пропуском до 7-8 млн. фунтов байхового чая. По чайному делу Челябинск занимал после Москвы второе место в России и конкурировал с Одессой.

Важным фактором для развития города стало служить использование колоссального природного богатства – залежей бурого угля.

Наплыв населения создал острый жилищный кризис, благодаря чему началась строительная горячка, обычно в кредит, даваемый квартирантами, причем некоторые лица свои дома сдавали под квартиры, а сами ютились в амбарах и банях, наскоро приспособленных для жилья. Строились главным образом близ вокзала, удаленного в то время на 2 км от города. Служащие дороги и рабочие устраивали небольшие домики, бараки или землянки. Тут же селились мелкие торговцы, которые в целях увеличения торговых оборотов охотно оседали близ вокзала. Постройка шла без всякого плана и даже разрешения. Таким, чисто захватным путём близ вокзала возникла слобода Пригородная (1895 г.), введенная в селитебную площадь города в 1911 году; на казачьей земле в 1911 году появились поселки Шугаевский и Колупаевский в 1906 году на городском выгоне возник Порт-Артур. Никольский поселок с этого времени также разросся и заселился в значительной части пришлым элементом. Новые постройки давали почти половину населения города.

С этого же времени начал быстро застраиваться и самый город, где появились целые новые слободы: Дешёвая (1904 г.) и Семёновская (1907 г.) на северной стороне. Для населения этих слобод отводились маломерные земельные участки, а самые слободы были разбиты на небольшие кварталы. На главных же улицах в центре города взамен маленьких деревянных домов были сооружены крупные каменные здания для учреждений, магазинов, контор, гостиниц и проч.

15 стр., 7165 слов

Разработка культурно-познавательного тура в город Екатеринбург

... работы - проектирование культурно-познавательного тура в город Екатеринбург Для того чтобы достичь цели необходимо выполнить ряд задач: проанализировать туристский потенциал города; ... Екатеринбург стал крупным железнодорожным узлом: направления Екатеринбург - Тюмень - Омск (1885 год) и Екатеринбург - Челябинск (1896 год) ... сложные производственно-хозяйственные комплексы, включая рудники, каменоломни, ...

Особенное оживление в этот период приобрела и лучше обустроилась Уфимская, ныне Рабоче-Крестьянская улица, сделавшаяся в XX столетии главной взамен прежних Большой и Сибирской.

О темпе и характере построек можно судить по статистике строений за 1904 и 1908 гг. В 1904 г. у города числилось: жилых домов -102 каменных и 2325 деревянных; лавок – 43 каменных и 348 деревянных, а всего 145 каменных и 2673 деревянных дома. В 1908 году было: жилых 326 каменных (с полукаменными) и 3515 деревянных; лавок: 81 каменная и 421 деревянная, а с нежилыми – 490 каменных и 4837 деревянных. Следовательно, за 4 года увеличение выразилось в 1,8 раза, но особенно обращает на себя внимание увеличение постройки каменных домов (более чем в 3 раза).

Наиболее крупные постройки возникли в 1902-1914 годах. Тогда был построен государственный банк и здание казначейства, Народный дом, реальное училище, казенный винный склад, тюрьма, Красные казармы близ вокзала и Красные казармы на северном выгоне за рекой. Тогда же были построены крупные магазины и дома, в частности, близ моста магазин Шакира Ахметова, сгоревший в 1920 году, и рядом с ним 2-этажный магазин Галеева, а также дома Холодова, Кузнецова, Зайкова, Дядина, Архипова.

С половины 90-х годов Челябинск становится важным торговым пунктом. Главнейшею отраслью становится сбыт хлеба. Будучи центром обширного и богатого земледельческого района, Челябинск вел крупную торговлю хлебом, салом, кожей и проч., снабжая ими заводское население Урала и частью отправляя во внутреннюю Россию через пристани на реке Белой и гужом. С проведением же железной дороги пшеница отсюда стала отправляться кроме внутренних рынков и за границу. В 1896 году в Челябинске было открыто несколько заграничных контор и фирм специально для экспорта пшеницы, например: Луи Дрейфуса (французская), Миллер и К° (английская), а из русских крупную торговлю вели Холодов, Степанов, Крашенинников, Павлов, Кандаков, Чирков и многие другие. Общий вывоз зерновых и хлебных продуктов из Челябинска официально определялся в 25 млн. пудов, более 30 тысяч вагонов.

В 1914 году для потребностей торговли начата была постройка элеватора грузоподъемностью 1 млн. пудов. В 1916 году главный корпус элеватора построен; в 1918-1919 годах были установлены машины, но в первые годы он главным образом обслуживал Наркомпрод и являлся преимущественно зернохранилищем, и только с 1924 года с передачей элеватора госбанку, работает по своему прямому назначению.

Положение города в центре земледельческого района обусловило и крупную торговлю здесь сельскохозяйственными машинами и орудиями, спрос на которые развивался с улучшением земледельческой техники и с приходом к более культурным способам ведения хозяйства. В Челябинске устроен был склад машин «Столь» собственного производства и от американской фирмы «Мак-Кормик», а в 1899 году Столль устроил собственный завод недалеко от станции и вырабатывал плуги и молотилки. Вслед за «Столь» и другие фирмы стали устраивать здесь склады для поставки земледельческих машин и орудий, как собственного производства, так и заграничных: Эльворти, Аксай, Джон Гриевз, Янцен и Нейфельд, Андрианс, Плат и Ланц; кроме того, был организован казенный склад переселенческого правления. Всего в городе было 14 складов.

15 стр., 7286 слов

Составление экскурсии в городе Екатеринбурге

... экскурсии об истории главных храмов города Екатеринбурга, показ и рассказ об этих объектах, пробуждение их воображения и создание ярких наглядных образов в ходе экскурсии. Предварительная работа ... экскурсионный рассказ для экскурсии «Жемчужины Екатеринбурга» (Знаменитые храмы г. Екатеринбурга). 3. Описать перспективу религиозных православных туров по Уралу. 4. Оформить курсовую согласно принятым ...

Завод «Столль» – одно из первых промышленных предприятий Челябинска. Как уже говорилось, он был основан в 1898 на базе торгового склада земледельческих машин и орудий воронежской фирмы «Столль В. Г. и Ко», основателем которой был В. Г. Столль – выходец из служилого дворянства Прибалтики.

В 1896 АО принадлежали открытые в Воронеже механический и трубочный заводы, производившие артиллерийские снаряды, нефтяные двигатели, паровые машины, котлы, чугунное и медное литье, земледельческие машины и орудия, оборудование маслобойных, сахарных и других заводов и мельниц. Правление товарищества в составе Л. Б. Немировского, А. Е. Малкина, В. К. Келер, М. А. Шестакова, М. С. Залтукина, А. М. Слезнина находилось в Петрограде. Основной капитал составлял 3 млн руб. Товарищество имело множество отделений и складов на Урале, в Сибири и Казахстане (в Акмолинске, Атбасаре, Актюбинске, Ташкенте, Хабаровске, Чел. и др. городах).

С превращением Челябинска в крупный железнодорожный узел и ростом его торговой значимости для сельского-хозяйства районов страны фирма в 1898 основала на базе склада для реализации готовой продукции Челябинский механический завод по сборке и ремонту плугов – на то время 1-й и единственный завод такого профиля на Урале и в Сибири. Первой продукцией завода был конный 1-лемешный плуг англо-болгарского типа. В 1899 был построен механический цех, и выпуск плугов увеличился до 100 шт. В 1901 общая стоимость завода равнялась 53682 руб. Заводские помещения состояли «из кирпичного одноэтажного здания длиною 35 сажен при ширине 17 аршин, с паровым и котельным отделениями, из двух складов для материала и орудий, деревянных, крытых железом, длиной в общей сложности 115 аршин при ширине в 15 аршин, сторожевого дома в две комнаты и хозяйственных служб». В конце 19 века здесь работали 114 чел. В годы 1-й мировой войны на заводе было организовано производство снарядов, патронов, гранат. Количество работающих выросло до 500 человек. Огромный урон производству нанесла Гражданская война, завод был почти полностью разрушен. Общая сумма ущерба составила 35 тыс. руб. золотом. В сентябре 1919 предприятие было частично восстановлено. В 1920 объем выпускаемой продукции составил 1880 конных плугов и 300 молотилок. 15 ноября 1922 предприятию было присвоено имя Д. В. Колющенко. В 1930-е гг. завод перешл на выпуск тракторных плугов, затем дорожных машин (с 1946).

В торгово-промышленной жизни города в XX столетии большое значение получило маслоделие. Сначала оно находилось преимущественно в руках частных предпринимателей, скупавших молоко у крестьян для переработки на своих заводах, а потом в деревнях стали создаваться маслодельческие артели, позднее объединившиеся и образовавшие в Челябинске отделение Союза Сибирских маслодельческих артелей и Приуральский Союз маслодельческих артелей. Во время европейской войны, когда экспорт масла упал, союзы сократили свое производство.

Одним из старинных промыслов в Челябинске был кожевенный, но крупное развитие в торгово-промышленной жизни он получил особенно со времён русско-японской войны. На городском северном выгоне устроено было 15 кожевенных заведений, вырабатывавших преимущественно выросток и полувал. Всего вырабатывалось в год 80-85 тысяч кож на сумму свыше 600 тысяч рублей. Сырье для переработки скупалось в городе и уезде, а также в Петропавловске и Троицке, куда оно в большом количестве поступало от киргиз. Выделанный товар направлялся для сбыта помимо местного рынка в Троицк, Кустанай, на Кочкарские прииски, заводы Урала и отчасти в Сибирь.

13 стр., 6025 слов

Город как образ жизни

... работе «Большие города и духовная жизнь». Одной из интереснейших идей в работе была идея о кругах, «паутине» человеческих взаимосвязей. Из нее следовало то, что человек рождаясь как представитель одного ... это «город-как джунгли». Здесь образ скорее отрицательный, чем положительный. Город представляется местом, где идет постоянная, непрекращающаяся борьба за выживание. Каждый из жителей - враждебный ...

Торговля скотом и продуктами животноводства раньше имела местное значение, хотя скот и масло продавали в Екатеринбург, Тюмень, Казань. Но с проведением железной дороги стало возможным отправлять в Москву битый скот в вагонах и холодильниках, для чего кроме старинной городской скотобойни устроены частные – Маренова и Лошкарева. В 1908 году на городской скотобойне было убито до 12 тысяч голов различного скота, на бойне Маренова – 16 тысяч, у Лошкарева – около 1000 голов.

В 1900 году близ 2-й версты Омской железной дороги устроен был для скоропортящихся продуктов холодильник с приборами для засолки мяса. В 1920 году этот холодильник сгорел и в 1922-23 гг. было построено новое здание холодильника.

Наконец развитие и рост города обусловили собой новую отрасль – лесную. За отсутствием строевого леса его доставляли гожом с Урала, из башкирских земель и из Златоуста веко и заводской дачи; причем в старое время лес доставляли сплавом во время половодья по реке Миасс. С проведением железной дороги лес стали доставлять сначала из Уфы, потом из Верхотурья, станции Ляли, Выи и из Тюмени. Большой спрос на лесные материалы вызвал открытие в городе 7 крупных лесных складов.

Оживление и развитие торговли поставили на очередь учреждение в Челябинске товарной биржи. В 1907 году Биржевой комитет открыл свою деятельность.

Торговое дело вызвало к жизни учреждение банков: Госбанка (1893 г.), Общества взаимного кредита, Русского торгово-промышленного и Агентства Русского для внешней торговли банка. Кроме того, было 14 страховых обществ и 8 транспортных контор.

Промышленная деятельность города за этот период сильно поднялась, хотя и в меньшей степени, чем торговля. Прежде всего, соответственно главной продукции района, развилось мукомольное дело и появились крупные паровые мельницы, как-то: Степанова в 7 верстах от города, перестроенная в пароводяную, самая крупная с суточной производительностью до. 12 тысяч пудов муки; Кузнецова в самом городе; Яушева, Петрова и Полякова. Старые водяные городские мельницы (Архиповская и Боровинского) были переоборудованы на паровые и более мощные. Кроме того, в старом городе возникли новые мельницы: Стрельникова (в 1910 г.), Ростова (в 1912 г.), Иванова и Луканина.

Для крупчатников особенно выгоден был перелом тарифа на станции Челябинск, дававший накидку на пуд зерна, отправляемого из Сибири, на 8 копеек, что представляло возможность им покупать зерно и перерабатывать его в муку. На мельницах Челябинска перемалывалось зерна до 5 млн пудов в год.

В этот же период возникли пивоваренный завод Венцеля (1893 г.), дрожжевой завод Аникина, дроболитейный завод Мартынова, конфетная фабрика Высоцкого и целый ряд прочих мелких промышленных заведений: крупообдирочных, маслобойных, искусственных минеральных вод.

14 стр., 6553 слов

Экскурсия по городу Петропавловску

... 1. изучение теоретического аспекта обзорной экскурсии 2. рассмотрение достопримечательностей города Петропавловск 3. составление обзорной экскурсии по Петропавловску Практическая значимость данной работы в том, что экскурсия ... происходили военные сражения. Литературные подтемы включаются в обзорные экскурсии городов, связанных с жизнью и деятельностью писателей, поэтов и т. д. Каждая экскурсия ...

В этот же период возникли и приобрели значение разного рода кооперативы и общества взаимопомощи. Прежде всего открылись коллективы по выдаче денежных ссуд и субсидий: общество взаимного кредита, касса взаимопомощи учителей, ссудо-сберегательная касса чаеразвесочной Губкина-Кузнецова, завода «Столь», служащих Яушева, земских служащих, ссудо-сберегательное товарищество, объединившее кустарей. Затем с 1916 года функционировал союз кредитных и ссудо-сберегательных товариществ. Этот союз в последнее время (1917г.) имел свою типографию, кожевенный, овчинный и маслобойный заводы, механическую, пимокатную и сапожные мастерские.

Затем организованы были потребительские кооперативы на Михайловском хуторе («Потребитель») и переселенческом пункте («Переселенец»).

В самом городе 28 февраля 1909 года было открыто общество потребителей служащих и рабочих и в октябре 1916 года был организован союз потребительских кооперативов.

2. Быт челябинцев в конце XIX – начале XX веков

Упразднением провинций и получением в 1781 Челябинском статуса города ознаменовалось начало нового периода в его жизни, длившегося до конца 19 в. (в краеведческой литературе назван периодом «уездного захолустья»).

На самом деле в этот период росло население Челябинска, открывались учебные заведения, начала развиваться культура, делались первые шаги в благоустройстве города. Именно в этот период сформировалось челябинское городское сообщество с высоким уровнем самосознания. По указу Уфимского наместнического правления от 13 авг. 1782 мещане, приписанные к городскому обществу, должны были иметь в городе дома не хуже деревенских, в последующем они обязывались нести все городские повинности, что сделало невыгодным их пребывание вне города. Основное население при этом продолжало вести образ жизни, близкий к сельскому. Земельный участок, получаемый горожанами в вечное владение, использовался ими не только для строительства дома, но и для многочисленных хозяйственных построек: амбаров, конюшен, коровников, поднавесов и т. п. Челябинцы продолжали заниматься земледелием, торговлей, держали домашний скот. Так, в 1863 при нас. в 5857 чел. в городе числилось 735 лошадей, 540 голов КРС, 319 овец, 42 свиньи и 20 коз. Новым занятием для населения стала работа по найму на золотых приисках.

Национальный состав населения оставался практически однородным, мусульман было немного. В 1863 татаро-башк. население составляло 53 чел., а поляков было 23 чел. В городе сформировалось 2 православных прихода: Христорождественский и Свято-Троицкий. В быт горожан органично и прочно вошла церк. обрядность: они принимали участие в торжеств. молебнах, крестных ходах, крестили новорождённых, венчались в церкви, отпевали умерших и т. д. Дома чел. обывателей были преимущественно деревянными и 1-этажными. Каменные, полукаменные и 2-этажные принадлежали преимущественно городской купеческо-чиновничьей элите. В XIX в. в Челябинске возникали так называемые «культурные гнезда» (например, в доме В. Г. Жуковского), в которых проводились танцевальные вечера, праздники и т. п., и общественные учреждения для организации досуга горожан: клуб городского общественного собрания (1869), библиотеки. В тот же период начала формироваться система народного образования (духовное, уездное, приходские училища, женская прогимназия), одновременно с этим появились элементы школьного быта: форма, торжества по случаю начала и окончания учебного года, школьные награды и т. п.

7 стр., 3484 слов

Проектирование экскурсии. Челябинск железнодорожный

... а закончится в музее железнодорожной техники, ее продолжительность 110 минут. Убедительная просьба не мешать работе экскурсоводов, не отставать от ... железнодорожники обнаружили его в городе Свободном. В июле 1959 года «Коммунар» возвратился в Челябинск. 20 апреля 1960 года ... предметы, относящиеся ко времени прихода первого поезда на станцию Челябинск (в 1892 году). Это кусок рельса, изготовленного на ...

В Челябинске формировалась своя языковая среда. Современники отмечали, что в городе и прилегающем уезде бытовали слова, в др. местах не встречающиеся (напр., «бызовать» – рыскать, бегать; «жвакать» – «говорить одно и то же»; «выкомура» – «остряк, выдумщик» и т. д.).

И. В. Уржумцев в «Кратком очерке обычаев Челябинского уезда» (Оренбургские губернские ведомости, 1848, № 7) восклицал: «Сколько… здесь можно встретить поговорок и обычаев, нигде не употребляемых!»

Некоторые обычаи и суеверия, распространенные в Челябинске в XIX в., дошли до нас в записи учителя М. Н. Ястребова. Вне всякого сомнения, бытовали в городе и топонимические легенды, записанные челябинскими краеведами в 20–30-е гг. 20 в. Все эти факты говорят о том, что к конце XIX в. Челябинск стал небольшим уездным городом со сложившимися самосознанием и бытом горожан.

В 1892 Челябинск вошел в число железнодорожных станций, что послужило причиной многих изменений в укладе городской жизни. Начался стремительный рост населения; формировались значительные группы магометанского, католического, иудейского, протестантского вероисповеданий; изменялся внешний облик города; в быт горожан прочно входили водопровод, телефон, газеты, журналы; открывались средние специальные учебные заведения и т. д. Строились 2- и 3-этажные дома, мостились улицы и площади, появлялись первые автомобили, автобусы, мотоциклы, велосипеды. В больших магазинах (М. Ф. Валеева, бр. Якушевых, Ш. Ахметова, Стахеевых) и небольших лавках челябинцы приобретали различные товары, отечественные и заграничные. Разнообразнее стал досуг городских жителей: они посещали кинематограф, цирк, ходили на выступления знаменитых гастролеров или местных любительских театральных трупп, музыкальных и хоровых коллективов в Народный дом или клубы (общественного собрания, железнодорожного собрания, Новый клуб).

Популярными стали карнавалы. В городе возникли кружки любителей туризма, эсперанто.

Появление в городе книг относится к первым годам его существования. Состав и количество книг, принадлежавших первым челябинским церквам и школам, неизвестно.

К середине XIX в. были собраны и первые личные библиотеки, владельцами которых стали наиболее зажиточные горожане. Об этом говорят косвенные свидетельства, сохранившиеся в архивных документах. Так, в 1853 в связи со смертью учителя и краеведа М. Н. Ястребова сообщалось, что он для своей исследовательской работы брал книги в «казенной библиотеке», т. е. в библиотеке уездного училища, где работал, а также у «некоторых лиц», живших в городе.

Первая общественная библиотека, как свидетельствует в своих воспоминаниях В. А. Протасов, также возникла на базе личной библиотеки, владельцем которой был Долгрейн. Его вдова в августе 1867 передала библиотеку в духовное училище, где помощник смотрителя З. Ф. Полянцев, установив для абонентов плату 12 руб. в год, организовал первую в Челябинске библиотеку общего пользования, за счет собранных средств приобретая новые книги и журналы.

Библиотека при духовном училище просуществовала до 1871, когда приехавший с ревизией С. И. Миропольский закрыл ее, считая, что книги некоторых авт. (П. де Кока и др.) не должны находиться в стенах духовного учебного заведения. Эти издания Миропольский изъял и опечатал до особого распоряжения, остальные передал в фундаментальные и ученические библиотеки духовного училища.

5 стр., 2458 слов

Анапа город курорт

... дома культуры[14]. Также в МО город-курорт Анапа находится 29 общедоступных библиотек, из которых 4 — детские.[15] ... территория была включена в состав муниципального образования «город-курорт Анапа». День города празднуется третьего воскресенья сентября[3]. 2.1. Главы ... ёлок Витязево. 6. Экономика 6.1. Туризм В городе-курорте Анапе развита инфраструктура отдыха и гостеприимства. Большое количество ...

Следующая библиотека была частной и возникла в 1881. Е` учредили известные в Челябинске предприниматели братья Покровские. Библиотека братьев Покровских, просуществовавшая в городе более 30 лет и имевшая более 6,5 тыс. книг, стала замечательным явлением культурной жизни Челябинска.

Бурный рост города в конце XIX в., строительство железной дороги привели к существенному росту его культурного потенциала.

На рубеже веков сформировалась библиотечная сеть города, включавшая, кроме библиотеки Покровских, библиотеку-читальню городскую (с 1898), мусульманскую библиотеку-читальню (с 1906), библиотеку-читальню в Народном доме Уездного комитета попечения о народной трезвости (с 1907), дореволюционную детскую библиотеку (с 1911), библиотеки при учебных заведениях города (ок. 30), различных общественных и государственных учреждениях.

Свои библиотеки имели общества попечения о начальном образовании и потребителей рабочих и служащих, клубы городского общественного собрания и железнодорожного общественного собрания, «Новый клуб», казенный винный склад и др.

К началу XX в. значительно увеличилось кол-во библиотек, книги для которых выписывались по прейскуранту на почте, либо приобретались на возникших в городе точках книжной торговли.

Архивные документы свидетельствуют, что к этому времени в каждом из челябинских храмов находилось по несколько десятков книг, преимущественно религиозного и богослужебного содержания, т. е. церкви утратили роль городских библиотечных центров. Так, в 1914 в библиотеке Одигитриевского женского монастыря числилось всего 43 книги. При этом потребности челябинского духовенства в книгах удовлетворяла библиотека, действовавшая при благочинном обществе градо-челябинских церквей («Благочинническая библиотека»).

В то же время значительно увеличили свои фонды школьная библиотека, особенно в средних учебных заведениях. Так, библиотека женской гимназии к моменту реорганизации учебного заведения (1919) насчитывала 7723 книги, т. е. больше, чем библиотека бр. Покровских. Открытие и деятельность всех библиотек законодательно регламентировалась (Высочайшими повелениями от 12 июля 1867, 4 февр. 1888, 15 мая 1890, 2 дек. 1905 и др.).

Запрещалось помещать в библиотеки книги, не прошедшие цензуру. Для заведования общественными или публичными библиотеками обычно избирались заведующие (попечители) или коллегиальные органы-комиссии (советы), утверждаемые губернатором. Они должны были решать все основные вопросы библиотечной жизни: о размере оплаты за пользование библиотекой, о распорядке работы, оборудовании и ремонте помещений, – утверждали списки изданий, которыми комплектовались библиотеки. Для получения сумм на содержание библиотек разрешалось, при условии соблюдения действовавшего законодательства, организовывать публичные лекции, чтения, спектакли и концерты. Обычно попечителями, заведующими библиотек, членами их советов выбирались грамотные, эрудированные и богатые люди, пользовавшиеся уважением и весом в городском сообществе. Так, в 1909 библиотекой-читальней в Народном доме Уездного комтета попечения о народной трезвости заведовал В. К. Покровский, известный предприниматель и меценат. В библиотечную комиссию Клуба общественного собрания входили 6 человек, среди которых были: В. А. Весновский, журналист и автор многих книг; П. Ф. Туркин, городской и общественный деятель. В совет городской публичной библиотеки входил весь цвет челябинского предпринимательства: А. Ф. Бейвель, И. К. Покровский, М. Н. Крашенинников, А. П. Холодов и др. Выдачей книг занимались библиотекари, работавшие, как правило, в отличие от попечителей и членов совета, на платной основе (плата была незначительной).

6 стр., 2748 слов

«История Челябинска до 1918 года». статья по истории (4 класс)

... бунта на Златоустовских заводах, в городах Златоуст, Челябинск, Чебаркуль ... к Уралу, ни тем болеев Сибирь не ... районах Челябинска обитали несколько разных по происхождению и образу жизни ... На данный момент скелет воина-кочевника хранится в краеведческом музее ... реферате мы расскажем подробнее об этом. Еще в неолите, не менее 7 тысяч лет назад, община охотников-рыболовов основательно устроилась жить на ...

Так, 1-й библиотекарь городской публичной библиотеки Л. С. Коротовских получал 30 руб. в год, что составляло величину месячной заработной платы квалифицированного рабочего или учителя начальной школы. В учебных заведениях обязанности библиотекаря исполнял обычно один из преподавателей (по совместительству).

Книги выдавались на дом, как правило, в ограниченном количестве, в рабочие дни вечером (с 16 до 22 ч), в выходные днем (с 12 до 15 ч).

Образованный в 1916 Комитет по организации разумных развлечений в г. Челябинске обратился к губернскому земству с предложением о создании в районах города (центральном, заречном и привокзальном) центров внешкольного образования, при каждом из которых должна была работать библиотека. Деньги на их содержание предполагалось получать от губернского земства (2/3 суммы) и города (1/3 суммы).

Однако в связи с революцией планы остались нереализованными. После 1917 многие библиотеки были закрыты, а составляющие их книжные фонды переданы местным властям, которые перераспределили их по своему усмотрению.

Местные интеллектуалы пытались создать в городе научное общество и музей. В то же время приток населения, рост цен и преступности способствовали разрушению самосознания коренных жителей Челябинска как хозяев города. «Хроника пестрит только «происшествиями», – писал в 1907 в обзоре местной жизни корреспондент газеты «Приуралье». – До боли хочется найти в ней хоть малейший намек, хоть подобие жизненных, здоровых проявлений…». До революции ситуация не изменилась.

Первая мировая война лишь добавила напряженности. Дороговизна продовольствия, жилья, медицинского обслуживания и связанные с этим проблемы послужили причиной бунтов. Бунты облегчили победу революции, предопределившей радикальные изменения и в городском быту.

3. Культура Челябинска в конце XIX – начале XX веков

В конце XIX-начале XX вв. город в социокультурном развитии переживал значительные перемены, связанные с модернизацией страны и урбанизацией региона с присущими этому процессу закономерностями и российской спецификой. Развитие Челябинска приобрело форсированные темпы с проведением через него Транссибирской железнодорожной магистрали и превращением города в крупный транзитный центр и «ворота в Сибирь». Значительно увеличилось население Челябинска, став пестрым в социальном, этническом и культурно-бытовом отношениях, что существенно видоизменило его социокультурный портрет. Изменился внешний облик города: появились каменные строения («двух – и трехэтажные громады»), аптеки, автомобили, электротеатры, телефон, электрическое освещение, фотография. Трансформировался образ жизни, одежда и быт жителей ранее захолустного городка.

Однако прогресс в культурно-бытовой сфере был не столь стремителен, как в экономической области. Современники оставили много удручающих оценок по поводу благоустройства города и патриархальности нравов его жителей в начале века (В. А. Весновский, А. Нечаева, В. Н. Гартевельд, А. А. Яблочкина).

Челябинск начала 20 в. они сравнивали с «Зауральским Чикаго», с «далеким западом Америки». Но с другой стороны, отмечали дистанцию в культурном развитии между Челябинском и Екатеринбургом и Пермью – уральскими городами с устоявшимися культурными традициями.

Состояние системы массового образования и уровень грамотности населения были следующими: наблюдался устойчивый рост грамотных жителей города, с 39,75 % в 1897 до ок. 50 % к 1917 – результат развития системы образования в начале века, включавшей в себя все типы начальной и средней школ. Современники и ведомственные источники информации свидетельствовали о большой тяге к знаниям во всех слоях населения, особенно непривилегированных. Динамично развивалась и библиотечная сеть Челябинска. Появлялись новые интеллектуальные запросы и занятия, наряду с традиционными формами увеселений и развлечений, присущими крестьянской и мещанско-купеческой среде.

В быту горожан формировались европеоизированные художественно-эстетические ценности и вкусы, приоритеты науки и просвещения, мода, здоровый образ жизни. Большой привлекательной силой обладали такие культурные развлечения, как ярмарочные балаганы с традиционным набором номеров: музыкальные сценки, выступления комиков, трагиков, акробатов, атлетов-борцов, клоунов и танцоров. Современники называли главным культурно-увеселительным заведением 60-х гг. 19 в. балаган с марионетками, напоминающий современный кукольный театр. Скорее всего, что до начала 20 в. эти формы массовой культуры вполне удовлетворяли потребности невзыскательной мещанской и крестьянской публики.

Состоятельные жители и гости города могли наслаждаться музыкой в ресторанах. Еще в 70-е гг. 19 в. в Челябинском саду-острове сложился соответствующий духу и эстетическим нормам времени культурный комплекс, способный удовлетворить вкусы поклонников русской и цыганской песни, гитары, мандолины и балалайки. В концу XIX в. сад-остров был передан городскому пожарному обществу, которое впоследствии курировало работу всех увеселительных заведений. Челябинцы любили посещать летний театр на острове, прогуливаться под звуки духового оркестра, организованного пожарниками. Неизменной любовью горожан пользовались цирковые представления гастрольных трупп. Деревянное здание цирка располагалось на пл. Южной около Народного дома.

В свидетельствах очевидцев отмечался большой интерес жителей к клубным собраниям, где можно было поиграть в азартные игры, потанцевать под аккомпанемент оркестра или рояля. Там же после 1905 появилась такая политизированная форма развлечения, как маскарады. Рушились старые уклады, на их место заступал новый двигатель жизни – торговый и промышленный капитал. Это привлекало в город великое множество людей и привносило новые запросы.

Жизненные ценности горожан и культурный статус Челябинска того времени наглядно проявляются в названиях улиц и торговых вывесках. Улица Христорождественская (ныне ул. Цвиллинга) в XIX в. стала главной улицей города. Здесь располагались основные административные здания и предмет гордости горожан – Христорождественский собор. Основной торговой улицей была Уфимская (ныне ул. Кирова).

Она соединяла Троицкую и Соборную площади. Азиатская (ныне ул. Елькина) и Ивановская улицы (ныне часть ул. Труда) пестрели вывесками ремесленников и торговцев: «Самый свежий кондитерский товар из Уфы», «Готовое европейское платье парижского мастера Стерледева», «Венский шик мадам Акулин» и др.

Экскурсия по старым улицам города оживляет и дополняет наше восприятие дореволюционного Челябинска, помогает осмыслить своеобразие культуры того времени. Первым общественно-культурным учреждением города стало железнодорожное собрание, основанное на системе членства и взносах. Собрание располагало зрительным залом, помещением для бильярда и карточной игры, буфетами.

Проблемы культурного развития Челябинска, как и всей российской провинции, находили разрешение не в сфере деятельности государственных институтов, а в области общественной инициативы, культурно-просветительских начинаний снизу, из рядов интеллигенции, которая задавала определенный тон и ритм общественной жизни, вырабатывала ценностные установки и реализовывала их. В Челябинске конца 19 в. проживали 88 специалистов с высшим образованием и 733 со средним. Официально значились на юридической службе 10 человек, в учебно-воспитательной сфере – 65, в медицинско-санитарной – 82, к науке и литературе имели отношение 17.

К началу XX в. город окончательно превратился в многонациональный и многоконфессионный, что определило его облик и духовную жизнь на будущее. Православие оставалось основной конфессией – увеличивалось количество церквей, было учреждено викариатство (1908), создавались новые приходские школы и епархиальное женское училище. Действовали 3 общины старообрядцев и 1 – евангельских христиан-баптистов, имевшие свои молитвенные дома. Католическая община открыла костёл, при котором действовало народное училище; протестанты намеревались строить кирху. Еврейская община возвела синагогу, мусульмане – каменную мечеть. Все эти культовые сооружения украшали город, придавая ему оригинальный евроазиатский колорит.

Происходили радикальные изменения в светском образовании – фактически был решен вопрос о введении обязательного начального образования (5 мужских, 5 женских, 2 смешанных училища).

В начале 20 в. появились первые профессиональные учебные заведения и средние специальные. При городской управе был создан комитет по народному образованию, при Народном доме – музей наглядных пособий; городская дума около 20 % бюджета выделяла на народное образование.

В конце XIX в. более 40% горожан (из них 1/3 – женщины) были грамотны (в ср. по России 17,4%).

Средние учебные заведения становились подлинными очагами культуры – так, в реальном училище имелась богатая библиотека, спортивный зал, ученический хор, преподавалась музыка, изобразительное искусство. Преподаватели: выпускники ведущих российских университетов, Сорбонны, Московской консерватории, Строгановского художественного училища – составляли цвет общества. Широкое распространение получила просветительская работа – народные чтения, лекции и беседы на научные и популярные темы, собиравшие сотни слушателей. Эта атмосфера породила традиционное для развивающейся культуры явление – дети купцов шли в науку, в сферу умственного труда. Так, И. М. Крашенинников (сын чел. купца), будучи студентом Московского ун-та, пытался создать в Челябинске научное общество и естественноисторический музей, в чем ему помогали преподаватели реального училища. Числ. лиц, занятых умственным и интеллектуальным трудом в Челябинске, в начале века росло, умножая творческий потенциал города. Именно из этой социокультурной среды рекрутировались энтузиасты-общественники, утверждавшие основы культурных традиций и удовлетворявшие во многом эстетические и духовные потребности населения. Особую значимость приобрела эта самодеятельность в регионах, где отсутствовали земские структуры.

Распространенным явлением начала XX в. стало создание всевозможных просветительских и благотворительных обществ, куда входили представители местной интеллигенции с намерением оживить жизнь города, вдохнуть интерес к культуре и просвещению. Инициатором многих культурных начинаний в Челябинске было Общество попечения о начальном образовании (Н. Л. Лебединский, А. Г. Туркин, В. А. Михайловский, Н. П. Нестерович и др.).

Оно старалось привлечь внимание челябинцев к таким крупным событиям в культурной жизни России, как юбилеи А. С. Пушкина (1899), Л. Н. Толстого (1908), Н. В. Гоголя (1909), М. В. Ломоносова (1911), а также рядом мероприятий почтить смерть Толстого (1910) и отметить 50-летие со дня смерти поэта И. С. Никитина (1911).

Общество в рамках просветительских функций организовывало публичные лекции, праздники для детей, библиотеки, воскресные школы, создавало передвижные музеи, проводило выставки.

Другими общественными организациями Челябинска были общества: “Дошкольное воспитание”, санитарного попечения, помощи голодающим, проводившие аналогичные культурно-образовательные мероприятия. Как и в других провинциальных городах, в Челябинске общепризнанным культурным центром считался Народный дом, открытый в 1903 уездным комитетом попечительства о народной трезвости, предназначенный для организации мероприятий, отвлекающих население от «неумеренного употребления крепких напитков». В Народном доме работал кружок любителей словесности, который организовывал лекции на литературные темы, пытался выпускать рукописные и печатные журналы. При Народном доме существовали воскресные курсы, на его сцене выступали заезжие гастролеры и местные любители театра.

С 1903 в Челябинске при городском общественном собрании существовало Музыкально-драматическое общество, объединившее местных любителей драмы и оперы. В 1909 в него вступил народный хор, организованный по инициативе податного инспектора Михайловского и нацеленный на пропаганду народной и, прежде всего, струнной музыки. Силами общества в городе культивировались такие «разумные развлечения», как организация гастролей, постановка спектаклей, концертов, детских утренников. В 1910 в структуре общества появились хоровое и мусульманское драматическое отделения.

Челябинск не был исключением из других провинциальных городов, где в отсутствие профессионального театра рождалось любительское движение по созданию самодеятельных театров. Тем более что приезжие театральные труппы (частная антреприза) работали сезонно, часто меняя состав и репертуар, не всегда утруждая себя заботой о качестве спектаклей и не считаясь с мнением публики. Большим открытием для челябинских театралов начала века стала опера – жанр искусства, на который музыкальные просветители тех лет возлагали большие надежды в борьбе против «одичания и огрубления общественных вкусов». С 1907 в Челябинске существовал любительский симфонический оркестр, руководителем которого был Г. Д. Моргулис.

С начала века в качестве развлекательной сферы появился кинематограф в виде частных предприятий коммерческого типа, количество которых в Челябинске возрастало. Современники наблюдали рост популярности кино среди всех слоев челябинского общества и отмечали, что электротеатр (к/т) властно вошел в сознание обывателя. Особый интерес к кинематографу проявила молодежь, получившая возможность расширить свой кругозор и обрести новую сферу общения.

В начале XX в. в Челябинске появилась частная периодическая печать. Выходили как общественно-политические издания, так и профессионально-корпоративные. Значительный потенциал культурно-просветительской деятельности имели челябинские газеты: “Голос Приуралья” (1906-16), “Приуралье” (1907-09), “Приуральский край” (1906-07), “Приуральское слово” (1912), “Жизнь Приуралья” (1915), которые кроме информации о текущих событиях помещали на своих страницах материал по истории литературы и поэзии, публиковали рецензии на спектакли местных театралов-любителей и гастролеров-профессионалов, знакомили читателей с творчеством местных литераторов, представляли литературно-критические обзоры о тенденциях развития отечественной и зарубежной литературы и драматургии. Особо следует выделить содержание литературно-художественной части “Голоса Приуралья”, который прочно придерживался реалистических позиций и отторгал декадентские новации в искусстве.

Частная периодика стала вовлекать горожан в орбиту влияния рекламы, как бы открывавшей новые горизонты жизни и мира вещей и призывавшей к иным стандартам потребления и оформления внешнего облика человека, его досуга и быта. С 1912 начали выходить “Известия Челябинского общества потребителей рабочих и служащих” и “Наш союз” – издание местных кооператоров и потребителей. С появлением в 1913 в Челябинске земских учреждений возможности культурно-просветительской работы расширились: новые органы активно занимались вопросами внешкольного образования, устройства библиотек-читален, народных чтений, воскресных школ. В 1916 челябинцы впервые наслаждались классическим балетом. В цирке выступали известные артисты. Появился 1-й местный профессиональный писатель А. Г. Туркин, чье творчество высоко оценил В. Г. Короленко. Среди предпринимателей процветали благотворительность и меценатство (семья Покровских).

Культурная инициатива наряду с традиционными сферами проявлялась в области не вполне органичной торгово-транспортному центру – в науке, причем на стыке с краеведением: Н. К. Минко на собств. средства проводил первые профессиональные археологические изыскания, участвовал в организации Челябинске филиала УОЛЕ.

Заключение

Итак, свою историю Челябинск ведёт с XVIII века. 13 сентября 1736 года на берегу реки Миасс основана сторожевая крепость на пути из Зауралья в Оренбург. Откуда появилось название «Челябинск»? Учёные придерживаются разных точек зрения. Наиболее распространённая версия, что имя городу присвоено по названию урочища Челяби, где и была основана крепость. Со временем поселение становится центром крупной Исетской провинции. В 1781 году Челябинск получает статус уездного города. Долгие годы он остаётся захолустным городком. Основным занятием жителей было хлебопашество. Торговля, экономика, культура развивались крайне медленно. Тем не менее, в первой половине XIX века в городе формируется прослойка купцов и ремесленников, благодаря которым Челябинск занимает своё место в ярмарочной торговле Урала.

Новый этап в развитии города связан с пуском движения по Самаро-Златоустовской железной дороге в 1892 году. Через несколько лет установлено железнодорожное сообщение с городами Сибири и Екатеринбургом. Город становится узловой станцией для трёх дорог, промежуточным пунктом передвижения, своеобразными воротами Сибири. Вокруг железнодорожного вокзала возникает переселенческий городок с собственной церковью, больницей, хозяйственными постройками, жилыми бараками. Границы города расширяются. Эти перемены способствуют бурному развитию в городе предпринимательства. За короткое время Челябинск превращается в один из крупных торговых центров страны. В нём действуют почти полторы тысячи торгово-промышленных заведений. Развитие получают образование и медицина. За десять лет население Челябинска увеличивается более чем втрое и к 1917 году достигает 70 тысяч человек. Октябрьская революция открывает новую страницу в истории города.

Интенсивно стали развиваться промышленность и образование. Открылись духовное училище (1830, в 1873-78 построено новое здание), женская гимназия, реальное училище, торговая школа. Был возведен Народный дом и Клуб железнодорожного собрания. Челябинск быстро смог войти во всероссийский и даже на мировой рынок. В городе действовало приблизительно 1500 торгово-промышленных заведений с годовым оборотом до 30 млн. рублей. Открывались торговые конторы, агентства, представительства иностранных компаний по продаже оборудования и машин. В 1919г. в городе были окончательно восстановлены органы власти, был создан Революционный комитет, а также проведены выборы в партийные комитеты. Челябинск стал центром в 1919г., был создан по решению ВЦИК самостоятельной Челябинской губернии. В 1934г. город стал считаться областным центром Челябинской области. В период первых советских пятилеток Челябинск превратился в один из крупных в стране промышленных центров. К 1919г. в городе действовало лишь два предприятия, то с начала 1930-х начали свою работу тракторный, абразивный, ферросплавный, станкостроительный, цинковый заводы.

В первой трети XIX в. в Челябинске начали свою работу школы и для городских сословий. Согласно Уставу учебных заведений, под ведомых университетам, в каждом уездном и губернском городе должно было быть хотя бы одно уездное училище к 1804., а в больших городах по два и более. Они организовывались для того, чтобы приготовить юношество для гимназий, если родители пожелают дать детям своим лучшее воспитание. Торжественное открытие уездного училища было 27 июля 1833г. Главным смотрителем нового учебного заведения стал Н. В. Жуковский, его заместителем П. Просвирин. Уездное училище существовало ещё до революции, но в свою очередь оставалось одним из наиболее престижных учебных заведений. Через время за уездным в Челябинске открылись и другие учебные заведения в 1839г.

Челябинск в настоящее время — один из крупных промышленных мегаполисов. Челябинск – это деловой, научный и культурный центр Южного Урала. По индустриальной мощи он находится в первой пятерке городов страны.

Развитие города не стоит на месте, и постоянно Челябинск становится более удобным и благоустроенным, сохраняя при этом свое историческое своеобразие и уникальный природный ландшафт. В его современном облике есть заслуга всех поколений горожан, начиная с казаков и крестьян, купцов и ремесленников, врачей и педагогов старой Челябы. Свой вклад оставили и строители промышленных заводов-гигантов, которые начали расти в 30-е годы, и труженики легендарного Танкограда в годы войны, когда город днем и ночью производил боевые машины, давал стране уголь и продовольствие. Наши земляки знамениты своими научными открытиями, спортивными победами, достижениями в сфере культуры и искусства. Челябинцы по праву могут гордиться своими традициями.

Можно смело утверждать, что основа тех колоссальных изменений, которые произошли на протяжение XX и начала XXI столетия в жизни Челябинска, была заложена в конце 19-начале 20 веков.

Список использованных источников

[Электронный ресурс]//URL: https://jret.ru/kursovaya/istoricheskie-goroda-chelyabinskoy-oblasti-2/

1. Андреева Т. А. Культурно-просветительная деятельность уральской интеллигенции между буржуазно-демократическими революциями (1907–1916) // Народное образование на Урале в 18 – нач. 20 вв. Свердловск, 1990.

2. Боже В. Челябинское общество попечения о начальном образовании // Календарь знаменательных и памятных дат, 1998. Челябинская область. Ч., 1998.

3. Весновский В. Весь Челябинск и его окрестности (1909) // Дореволюционный Челябинск в слове современников: Собр. текстов. Ч., 1997.

4. Дореволюционный Челябинск в слове современников: Собр. текстов / Сост. В. С. Боже. Ч., 1997.

5. Из челябинского фольклора / Публ. В. С. Боже // Городской романс. Ч., 1996.

6. Протасов В. Записки челябинского старожила // Челябинск неизвестный: Краевед. сб. Ч., 1996. Вып. 1;

7. Рушанина Н. П. Воскресные школы на Урале в начале XX века // Одиннадцатые Бирюковские чтения: Тез. докл. Ч., 1994.

8. Смирнов Д. Любимый город спал спокойно: Штрихи к портр. староуезд. Челябинска // Деловой Урал (Ч.).

1999. 15 янв., 14 мая, 18 июня, 16 июля, 6 авг.

9. Туркин А. Челябинская жизнь // Там же; Исторические чтения. Вып. 5. Материалы науч. конф. “Культура Челябинска: поиски и находки” (1998) / Ред. – сост. Э. Б. Дружинина. Ч., 2000.

10. Чернавский Н. М. Материалы к истории Челябинска. Ч., 1993.

11. Юсупов М. Р. Культурно-просветительная деятельность Челябинского земства // Исторические чтения: Материалы науч. конф. … Ч., 2000. Вып. 5.