ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ
Появление здания Исторического музея в сердце столицы было продуманным и рассчитанным шагом городских властей. Московская Городская Дума отдала свой собственный участок под возведение музея, призванного раскрыть и возвеличить тысячелетнюю историю государства Российского. Решение о создании Российского Исторического музея принял император Александр II в 1872 г. На объявленном вслед за этим конкурсе проектов победу одержали архитектор В.О.Шервуд и конструктор А.А.Семенов. В августе 1875 г. состоялась торжественная закладка фундамента здания, а в 1883 г. первые одиннадцать залов приняли посетителей.
Сегодня Исторический музей включает семь филиалов — Покровский Собор, Церковь Троицы в Никитниках, Палаты бояр Романовых, Новодевичий монастырь, Крутицкое подворье, Измайлово, музей В.И.Ленина.
В отделе археологии хранится полтора миллиона разнообразных предметов из камня и кости, глины, бронзы, железа, золота и серебра, которые характеризуют этапы истории древнего населения обширной территории Евразии, его быт, культуру, искусство — начиная с эпохи древнего каменного века и до развитого средневековья. Нумизматический фонд складывался из памятников денежного обращения Русского государства, античных, восточных и западных монет, орденов, медалей России и памятников сфрагистики.
В отделе керамики и стекла самая большая часть этого собрания — коллекция фарфора, изготовленного на крупнейших отечественных и западноевропейских заводах в XVIII-XX столетиях. Раритетна коллекция майолики XVIII в. и полуфаянса XIX в (Гжели).
Русское олово, художественная бронза XIX в., уральская медная посуда XVIII в., произведения из бисера и стекляруса, собрание часов, художественной эмали, кованое железо — в отделе металла и синтетических материалов. Собрание отдела драгоценных металлов включает более 30 тысяч предметов, выполненных мастерами за пятнадцать веков, — шедевры русского, западноевропейского и восточного ювелирного искусства из серебра и золота.
В отделе рукописей и старопечатных книг — памятники славяно-русской, греческой письменности и книги старой печати славянских стран и России. Имеют мировую известность греческая Хлудовская Псалтырь (IX в.), Изборник Святослава (1073), Мстиславово Евангелие (начало XII в.), Великие Минеи Четьи митрополита Макария, три тома Лицевого Летописного Свода Ивана Грозного, новгородские берестяные грамоты, бесценные экземпляры ранних русских печатных книг, в том числе «Апостол» (1564) Ивана Федорова. В отделе письменных источников сконцентрированы документальные памятники отечественной истории, в основном, со времени воцарения династии Романовых. Это жалованные грамоты, юбилейные адреса, письма, приказы, рескрипты, указы, автографы выдающихся деятелей, ученых, писателей России и Европы, деловая переписка промышленников, материалы по истории СССР и России XX века.
Музей истории искусств в Вене
... Музея естественной истории (Naturhistorisches Museum). Еще до официального открытия Музея истории искусства императором Францем Иосифом (1830-1916 гг.) в 1891, различные его отделы ... из Инсбрука и Вены. Перед молодым ... Отделы музея 1.Картинная галерея обладает значительной частью коллекции Музея и включает в себя живописные полотна исключительной ценности западноевропейских художников XIV - XVIII ...
Во всем мире известна коллекция отдела тканей и костюма. Она хранит образцы восточных, западноевропейских и русских тканей, народного и городского костюма, военной формы; изделий декоративно-прикладного искусства (вышивка, кружева, гобелены, ковры, художественная кость, поделки из кожи); мемориальных предметов, принадлежавших государственным деятелям, представителям культуры и искусства. Интересно собрание отдела дерева: мебель XVI — начала XX в., детали древнерусского интерьера, обстановки усадеб, предметы в «русском стиле», выполненные по рисункам известных архитекторов и художников. Коллекция русского декоративно-прикладного искусства состоит из предметов быта (лаковая миниатюра, игры, шкатулки) и из образцов русского церковного искусства (резные иконы, мелкая культовая пластика, детали храмового интерьера).
Собрание отдела оружия насчитывает 20 тысяч предметов русского, западноевропейского и восточного производства. Среди них — этнографическая коллекция африканского происхождения, вещи, имеющие мемориальную ценность: сабли Д.М.Пожарского и Наполеона,палаш М.В.Скопина-Шуйского. В собрании отдела картографии хранятся рукописные и печатные картографические произведения XVI-XX вв., отечественные и иностранные карты, глобусы, атласы. В отделе изобразительных материалов — произведения выдающихся и малоизвестных художников XVIII-XX вв., портреты государственных и общественных деятелей России, собрание акварелей и графики, виды русских городов и дворянских усадеб. Музейный отдел книжного фонда хранит редкие русские и европейские издания. Собрание постоянно пополняется современной литературой.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ ВОСТОКА
Искусство Японии
Культура Японии имеет древнюю историю. Самые ранние из дошедших до наг памятников относятся к первым тысячелетиям до н.э. — это «ханива» н «догу» глиняная скульптура, своеобразная и условная, имевшая ритуальное назначение при погребении.
Начиная с VI-VII веков Япония испытывает влияние корейской и китайской культуры и искусства в связи с проникновением буддизма. Особенно способствовал буддизм распространению и развитию скульптуры и живописи.
Храмовая скульптура была чаще всего деревянной или бронзовой и отличалась простотой и изысканностью форм, глубоким эмоциональным содержанием, несмотря на внешнюю сдержанность. Всеми этими качествами обладает уникальный образец буддийской деревянной скульптуры XII века «Бодисатва Фугэн на слоне», выполненный неизвестным мастером школы знаменитого скульптора Дзёто. В этом памятнике средневековья привлекает удивительная выразительность силуэта, пластичность и мягкость линий, чистота и благородство форм. Скульптор хорошо передал состояние покоя и отрешенности от мирской жизни углубленного в размышлении фугэна.
Исследование особенностей туризма в японии
... Японии. Объект исследования - меры по развитию инфраструктуры туризма в Японии. Практическая значимость дипломной работы заключается в возможности внедрения разработанного тура в оборот. Методологической и теоретической основой работы ... в понятие японского образа жизни. Типично японской является поэзия хайкай, ведущая свое происхождение от утонченной салонной игры. Традиционное японское искусство ...
Изображение «Будды Амиды» (XII начало Х111 в.) тоже один из редких образцов храмовой скульптуры того времени. Рассчитанная на полумрак храма, скульптура была покрыта золотым лаком, одна мерцавшим в глубине просторного зала. Будда стоит на цветке лотоса в одеянии, ниспадающем мягкими складками. Руки застыли в жестах благословения и поучения. Весь облик наполнен возвышенной простотой и благородством.
Большой редкостью являются в собрании средневековой деревенной скульптуры два светских портрета, выполненных в XIV-XV веках. Оба они изображают сидящих знатных вельмож в широких одеяниях и высоких головных уборах. Одна из скульптур частично покрыта черным лаком, другая хранит следы красной краски. Обе скульптуры передают торжественную величавость представителен аристократии, несущих а себе утверждение силы своего сословия.
В японской живописи интересно отразились философские воззрения буддизма. В музее можно увидеть ширму XVII века, выполненную художником Кано Тосюн. «Обезьяны, ловящие отражение луны и воде». В ней раскрывается одна из буддийских притч о том, что счастье на земле так же неуловимо, как отражение луны в воде. Художником передана фактура мягкой шерстки, упругая сила мышц незадачливой обезьяны, стремящейся достигнуть невозможного.
Буддийские воззрения отразились в монохромном пейзаже — в живописи тушью «суйбоку», расцвет которой приходится на XV-XVI века. Художники этой школы, рисуя на свитках пейзаж, стремились через него высказать свое мировоззрение, передать свое представление о природе, величавой, недоступной для познания. Такая живопись настраивала на долгие размышления о законах мироздания, о месте человека в жизни, о соответствии его поступков этике буддийской философии. Таким настроением наполнен свиток «Падение инея» Хасэгава Набухару (XVI в.).
Все беспредельное пространство земли покрыто белой пеленой снега:
В музее видим образцы японской «бамбуковой» живописи, выполненные неизвестными мастерами кисти в ХVI-XVII веках.
Ширма работы художника Такаку Кубоку (р. 1908) «Ранняя весна» выполнена в традиционной технике резервации, заключающейся в последовательном окрашивании ткани, не покрытой рисовым клеем. На фоне бледно-розового неба в холодных еще, первых весенних лучах солнца старое, почти засохшее дерево. Но наполнились тонкие ветки весенним соком и, побеждая старость, и смерть, распустились навстречу солнечным лучам нежные цветы, как символ вечного стремления к жизни. Вместе с такой ширмой природа входит в дом человека.
Одно из древнейших искусств, наиболее связанное с образом жизни японцев и представлением их о прекрасном. керамика. Расцвет керамики в Японии приходится на XVI-XVII века.
В конце XVI века много талантливых мастеров было вывезено из Кореи армией Хидеёси, ими были заложены знаменитые впоследствии мастерские Сатсумы, Каратсу, Хаги, Такатори и Киото. Особый интерес к керамике был связан с распространением в Японии чайной церемонии, имевшей свою философию, свои эстетические требовании.
Как светское действо чайная церемония появилась в XV веке, затем в конце XV века была реорганизована знаменитым «тядзином» (мастером чая) монахом Сен-но Рикю. Существовало понятие «тядо» (путь чая) путь чистоты и утонченности, достижения гармонического единства с окружающим миром через ритуал чанной церемонии. Чайная церемония происходила н небольшом чанном домике, стоявшем где-нибудь в глубине сада, который тоже был художественным явлением и создавался по своим особым законам. Дорожка из камней неправильной формы, положенных среди мхов, приводила к источнику воды, где совершалось омовение рук, затем, после выбора главного гостя, входили через очень низкую дверь в чайный домик. Гостей должно было быть не больше пяти человек, приглашались люди, близкие но духу. Беседа велась о поэзии, философии: три темы деньги, болезни, политика были запретны. Сама обстановка внутри чайного дома, в котором царил полумрак, располагала к такой беседе.
Культура и быт коренного населения Горного Алтая во второй половине XIX-ХХ веков
... Толбина, С.П. Тюхтенева), сотрудниками академических институтов. Структура работы. Структурно курсовая работа состоит из ведения, двух глав, заключения и ... исследования соответствуют периоду конец XIX - ХХ веков. Территориальные рамки работы, соответствуют районам естественного проживания данного народа, ... месте устанавливали юрту. На южных склонах гор, где не было снега, скот находил корм - высохшие ...
Чаши и посуда для приготовления чая, свиток живописи в нише, беседа на поэтическую или философскую тому все должно было вызывать состояние гармонии и покоя, помочь человеку приблизиться к окружающей природе, раствориться в ней. Всего для чайной церемонии должно быть 24 необходимых предмета «тяки», среди них чаша для чая «тяван», «мидзусаси» сосуд для холодной воды, коробочки для чая «кого», бронзовый котел, деревянный черпак из бамбука и другие. Все предметы для чайной церемонии, кроме своего непосредственного назначения, были объектами созерцания. Основные черты керамики для чайной церемонии: естественность, первозданность материала и кажущаяся случайность, неяркость окраски. Толстые стенки чащи хорошо удерживают тепло. Шершавое, не политое глазурью дно чаши кладется на ладонь, напоминая о природе материала глине, из которой она сделана. Каждая чаша уникальна, не повторяется ни по форме, ни но декору. Керамика сделана специально без помощи гончарного круга ленка от руки помогает лучше понять мысль и стремления автора, вложенные в создание этого произведения искусства.
Уникальная керамика мастерских Раку, Мисимо, Бидзен, представленная в музее, выполнена в XVI-XVII веках. Интересен декор нa чашах, например на знаменитой черной чаше XVI века изображены бабочки и два иероглифа, выполненные с легкой небрежностью, как бы случайно; серая чаша имеет тончайший растительный орнамент, выполненный золотом так, как будто на большей ее части он стерся от времени. В керамике для чайной церемонии больше всего сказалось одно из основных качеств прикладного искусства Японии «ваби-сабн» (красота простого, обыденного).
Керамика для икэбаны тесно связана с эстетикой и философией чайной церемонии, была ее частью, поэтому к ней предъявлялись такие же требования, как к остальной утвари. Серая ваза неправильной, асимметричной формы с потеками темно-серой глазури как нельзя лучше могла «заставить заговорить цветы». Форма керамики для икэбаны чрезвычайно разнообразна и соответствует множеству правил аранжировки цветов, сложившихся в течение последних пяти столетий.
Изделия из фарфора и керамики, представленные в экспозиции. удивительно разнообразны но форме и декору.
Современная японская керамика восходит к традициям старых мастеров, она представлена работами ремесленников из мастерских Рюмонси, Масако, Онда и других центров. Интересны скупым, но выразительным декором бутыли для сакэ, чаши, блюда, чайнички. Нанесенный от руки рисунок, как правило, обобщен, весьма условен, но прекрасно передает характер, своеобразие изображенного предмета, будь то цветок лотоса пли ветка ивы.
Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина
... веков и эпохи Возрождения, а также собрание подлинных произведений живописи, скульптуры, графики и декоративно-прикладного искусства. 1. История создания музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина Датой основания Музея ... Менее обширно в музее собрание декоративно-прикладного искусства, однако и здесь имеются уникальные образцы средневековых ювелирных изделий и косторезного мастерства, ...
Большим мастерством и высоким качеством литья отличаются представленные в музее изделия из бронзы XVIII- XIX веков. Это и Дайкоку — божество богатства с волшебной колотушкой в руках, и бог довольства Хотэй на мешке с рисом, и легендарный монах Дарума.
Интересны выполненные из бронзы и цветных сплавов разных металлов накладки и кольца для холодного оружия, имеющие тончайшие узоры, выполненные инкрустацией, гравировкой, просечкой. Здесь изображены и синтоистский символ петух, встречающий первые лучи божественного лика солнца, и тигр, прыгающий через ущелье (пожелание храбрости воину), и несомые горным потоком облетевшие цветы вишни, и просто цветы и травы. Изображении миниатюрны и выполнены с ювелирной тщательностью отделки.
Изделия из слоновой кости представлены в коллекции музея прекрасными образцами «окимоно» небольшой скульптуры, темой которой чаще всего были герои мифов и легенд. Это сцены борьбы Цуны, легендарною богатыря, с дьяволом, принимающим разные обличья: мифологический персонаж Гама Сенин с лягушками на плечах, покровительствующими ему; прекрасное но тончайшей отделке изображение рыбака, чинящего сеть. Все они выполнены в XIX веке.
Здесь же можно увидеть и совсем миниатюрную скульптуру из слоновой кости, дерева, керамики, которая служила родом брелка-нэцкэ, с помощью которого к поясу кимоно прикреплялись на шелковом шнуре веера, кисеты, коробочки «инро».
Теснейшая связь с природой, ощущение ее дыхания за стенами деревянного жилища, умение любоваться любыми, самыми скромными ос проявлениями привели к тому, что для японских художников окружающий мир стал источником вдохновения. Любой предмет, любая вещь отражает как в капле воды глубокое понимание мира природы, свойственное японскому пароду.
Искусство Китая
Китай — одна из древнейших стран мира, его культура насчитывает около 5000 лет. Китай известен как родина фарфора, бумаги, шелкоткачества. Больших успехов древние китайские мастера достигли в бронзовом литье, которое было известно им уже во II тысячелетии до н. э. Сохранились ритуальные жертвенные сосуды с символическим орнаментом, олицетворяющим силы природы, которым поклонялись древние китайцы.
В музее представлено несколько бронзовых сосудов времен Шанского царства, отлитых в середине II тысячелетия до н. э. Сосуд типа «гу» из этой группы — один из самых совершенных по чистоте формы и мастерству исполнения. Он напоминает полураспустившийся цветок лилии, его поверхность покрыта символическим орнаментом в виде завитков и спиралей, олицетворяющих небесные силы: гром молнию, облака. Интересны по своей форме и треножники, имеющие название «дин». На них хорошо видна так называемая «маска Тао-те» — символическое изображение животного, связанное, по-видимому, с тотемными представлениями древних китайцев. Сосуд в форме перевернутой каски на трех ножках называется «цзюэ». Техника литья была довольно сложной, отливка производилась при помощи разборных керамических огнеупорных форм. В такой же технике отливались колокола «нао», употреблявшиеся во время церемонии жертвоприношения.
Коллекции произведений античного искусства в крупнейших музеях мира
... Тициана и др.), произведения античного искусства, большинства школ европейской живописи, уникальную подборку автопортретов европейских художников. Эрмитаж, Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге, один из крупнейших художественных и культурно-исторических музеев мира. Основан в 1764 императрицей ...
Вера китайцев в загробную жизнь привела к рождению еще одного интересного вида искусства, так называемой погребальной пластики. В погребения, кроме утвари и оружия, помещали изображения людей (рабов, слуг. воинов, танцовщиц) и животных (домашних и фантастических).
Считалось, что раб будет прислуживать на том свете умершему, танцовщица — развлекать, а свирепый фантастический зверь отгонять от погребения злых духов.
Особенно выразительны в этой коллекции две танцовщицы, выполненные из глины и покрытые черной глазурью (IV в. до н.э.).
Древним мастером переданы пластика и ритм танца, фигурки даны в сложных ракурсах движения. Среди предметов для погребения особым изяществом формы обращает на себя внимание небольшой сосуд с двумя драконами, как бы заглядывающими внутрь и охраняющими его содержимое (111 -IV вв.), Сосуд покрыт голубой глазурью, фигурки драконов удивительно живые, что говорит о большом мастерстве керамиста. соединившего в их облике черты животных. Выполненная в I веке модель колодца предназначалась для погребения.
Большую ценность представляет коллекция бронзовых зеркал, самые ранние из которых относятся к VI-V векам до н.э.).
Они покрыты символическими узорами, но, кроме них, имеют благопожелательные надписи. Зеркала, кроме употребления по обычному назначению, клались в погребение на грудь умершего, чтобы отгонять злых духов.
Среди памятников искусства древности — нефритовые диски III- II веков до н.э.. покрытые узорами. Диски символизировали собой небо, а узоры на них — плодородие: они выражали космогонические представления древних людей. Здесь же можно видеть нефритовые топорики для разделки жертвенного мяса, прямоугольные пластины. употреблявшиеся придворными для прикрытия рта во время доклада императору, чтобы не осквернить его особу своим дыханием.
Коллекция бронзовой скульптуры, охватывающая период с VI до XIX века. показывает пути ее развитии и характерные особенности: пластичность, округлость форм, выразительность, лаконизм в отборе изобразительных средств, высокую технику литья и тонкость последующей обработки.
Период империй Тан и Сун в Китае (VII-XIII вв.) отмечен необычайным взлетом поэзии, литературы, всех видов изобразительного искусства. В то время в Китае существовала «Палата ученых», консерватория «Грушевого сада», императорская Академия живописи, с XII века печаталась газета. Особого расцвета достигает живопись. К этому времени уже существует определенная форма картины в виде вертикального или горизонтального свитка. Свитки писались на щелке или особой бумаге тушью или водяными красками. Сложились жанры, имевшие свои, только им присущие черты. Один из старейших жанров- «живопись людей» (жэнь-у-хуа), куда входила жанровая живопись и портрет.
Образцом этой живописи может служить выполненный в XI веке свиток с изображением известной красавицы Ян Гуйфэй. Это копия с картины художника VIII века Чжоу Фана.
Образцом «живописи людей» может служить также картина известного художника и теоретика живописи XII века Су Ханьченя «Играющие дети». Серьезны лица малышей, которые, подражая взрослым, совершают обряд омовения Будды в саду. Изысканные сочетания цвета, законченность и совершенство композиции говорят о большом мастерстве художника. У Чжэнь. художник и каллиграф эпохи Юань (XIII в.), сказал о Су Ханьчене: «Его живопись прекрасна, обаятельна, совершенна и благодаря этому Дает огромное наслаждение». На свитке большое внимание уделено различным предметам, имеющим символическое значение благопожеланий: ветка сосны — долголетия, цветы пионов — богатства, связка книг — большой учености, бамбук — стойкости и мужества. Такого рода символические благопожелания можно увидеть не только на живописных свитках, но и на многих предметах декоративно-прикладного искусства вплоть до XX века.
Музеи Москвы до 1917 года
... значительные коллекции произведений искусства и первые художественные музеи (Эрмитаж), однако складывающиеся музеи имели в своей ... Европе собрания классической живописи и учредила Эрмитаж, ставший общедоступным музеем. В первой четверти ... коллекции («музеум трёх царств природы» П.Г. Демидова, Русский музей П.Ф. Карабанова, собрания А.И. ... 1909) К 1914 в Москве было свыше 40 музеев. Многие из них вели ...
В XIV веке художником Ван Чжэнь Пэном написан горизонтальный свиток «Бессмертные в саду». На нем изображены даосские боги, которые занимаются в прекрасном саду высокими искусствами — живописью, каллиграфией, сочинением стихов, музицированием, причем художник придал им черты обычных ученых мужей, с удовольствием предающихся этим приятным занятиям.
Одним из распространенных жанров в китайской живописи является жанр «цветы и птицы». В стиле «гун-би» исполнены в XVI веке в подражание сунским два больших свитка с изображением пионов, магнолии, фазанов, уточек. Все изображения кроме декоративных достоинств имеют и благопожелательный смысл, например: пара уточек — пожелание семенного счастья, фазан — пожелание удачной карьеры.
В живописи этого жанра особое место занимало изображение так называемых «четырех благородных» растений: орхидеи, дикой сливы мэйхуа, бамбука и хризантемы. Чаще всего они изображались тушью в эскизной быстрой манере «се-н» («нишу мысль», «нишу идею»).
В такой живописи достигалась необычная выразительность линии.
На свитке художника Вэнь Чгкэнмина (XVI в.) изображен традиционный сюжет «Орхидеи под скалой», имеющий символическое значение: маленький цветок не виден под скалой, но аромат свой распространяет далеко (проводилась аналогии с истинным ученым).
Каллиграфия на свитке дополняет образ: «Каждая орхидея, каждый камень таят чистоту и невинность. Цветы они говорить не умеют, но как они душу волнуют».
Совершенно особое место в китайской живописи занимает жанр пейзажа «шань-шуй» (горы-воды).
В музее представлен свиток кисти Ча Шибяо (1615-1658), известного живописца и каллиграфа. В это время (правление маньчжурской династии Цин с 1644 года) художники уделяют большое внимание изучению традиции классической живописи VIII-XII веков, копируй старых мастеров тапского и сунского времени. Пейзаж Ча Шибяо. написанный в традиционной манере монохромной живописи тушью, выполнен как копия с сунского пейзажа. Здесь ярко выражен особый принцип композиции «вид с точки зрения лягушки и всадника», то есть одновременно вид сверху — на реку, мостик, полуострова с деревьями и снизу — на вздымающиеся пики гор. Этот прием позволял передать всю безграничность мирового пространства.
Китайские художники в небольшой картине вмещали «дух гор и долин»; пользуясь приемами воздушной перспективы, они передавали саму атмосферу горного пейзажа, как это сделано, например, художником XVI века Се Шусянем в свитке «Рыбак, флейта, дымка».
Культура Древнего Египта
... Древнего Египта, .1 Додинастический период Историю Древнего Египта, равно как и историю его искусства ... радикальные новшества в свою систему культурных ценностей. Напротив, их главным ... по VIII династий фараонов. Период Древнего царства - это время окончательного сложения ... видов сырья, которыми не был богат Египет. Фараоны провели также грандиозные осушительные ирригационные работы в Среднем Египте. ...
Фарфор появился в Китае в III веке. Уже во времена Сунской династии, в Х-XIII веках, голубовато-зеленые вазы и чаши, получившие в Европе название «селадон», имели большой спрос за пределами Китая. Часто их декор дополнялся легкими трещинками по глазури, называемыми «кракле». В музее можно увидеть несколько подобных сосудов, среди них интересна небольшая ваза с лонным драконом вокруг тулова и горлышка, она отличается простотой и благородством формы. В знаменитом керамическом центре Динчжоу, где находились императорские мастерские, создавались изделия из белоснежного фарфора. В Х -XII веках там была изготовлена чаша в форме лотоса с тончайшими, выполненными рельефом, прожилками на лепестках.
Музей располагает большой коллекцией резного полудрагоценного камня XVII- XIX веков. Здесь имеются изделия из нефрита, розового кварца, горного хрусталя, лазурита, халцедона. Особенно в Китае ценится нефрит, который имеет много различных цветов и оттенков.
Чаще всего встречается нефрит серо-зеленого цвета, китайцы называли его «куском застывшего тумана в горах». В собрании представлены разнообразные по форме и назначению изделия из нефрита: подсвечник в виде летящей утки, подставка для кистей в виде карпа, сосуд для омовения кисти в виде плода и цветов персика. Из лазурита сделан небольшой экранчик (для предохранения бумаги от капель туши при ее растирании), он украшен рельефным пейзажем. Из горного хрусталя сделана подставка для кистей в виде гор. выступающих из воды. где плавают рыбы. Китайские мастера хорошо умели использовать естественные особенности материала. Чашечка для мытья кисти из халцедона сделана так, что темные прожилки камня приходятся па сцинки ящериц, украшающих ручки вазы, что придает ей неповторимость.
Очень хорошо использование природных особенностей камня видно в изготовлении маленьких флакончиков-табакерок, широко распространенных в Китае в XVII-XIX веках. Музой хранит уникальную коллекцию табакерок, выполненных не только из редких образцов многослойных камней, но и тончайшим образом расписанного фарфора, а также из стекла с внутренней росписью в виде пейзажей.
Широко известно за пределами Китая производство изделии из лака, приготовлявшегося из сока лакового дерева. Но черному лаку обычно делалась инкрустация перламутром и серебром, по красному — резьба. Для изготовления резного изделия необходимо было многослойное покрытие формы из папье-маше окрашенным лаком с тщательной полировкой каждого слоя. После этого в толще лакового покрытия вырезался сложный, иногда многослойный орнамент. Изображались цветы, драконы, сюжетные композиции.
Искусство резьбы по слоновой кости в Китае также достигло большого совершенства. Создавались самые разнообразные предметы — шкатулки, веера, мелкая скульптура.
Один из древнейших видов прикладного искусства Китая — вышивка по шелку. Ею украшались панно, ширмы, одежда. Иногда изображался пейзаж или многофигурная сцена. Это искусство получило название «живопись иглой». В музее можно увидеть панно «Подношение даров богине Запада Си Ванму», выполненное в XVIII веке. Весь фон панно зашит «вприкреп» нитью, обмотанной золотой бумагой.
Архитектурные памятники Древнего Египта
... направления в развитии архитектуры Древнего Египта, особенности возведения архитектурных памятников. Вторая глава посвящена изучению таких памятников архитектуры Древнего Египта как гробницы, а также ... архитектуры и подчинявшихся ей остальных видов искусства на протяжении всей ее истории имели в основном культовое назначение. Следы человеческой деятельности в долине Нила восходят к древнейшим ...
Прекрасный, тонкий пейзаж — «Река весной» — выполнен на голубом шелке нитями, словно штрихами кисти рисующими волны разлившейся реки, тонкие ветви ивы, выступающие из воды острова и скалы (XVIII в.).
Интересно большое панно «Сто птиц» (XIX в.) с волшебной птицей Фын Хуан в центре. В нем использованы шелковые нити множества тончайших оттенков.
Николай Рерих — выдающийся художник, ученый, писатель, общественный деятель, интереснейшая фигура в русской культуре конца XIX — первой половины XX века.
В залах Государственного музея Востока можно увидеть не только работы самого художника, но и произведения искусства Востока, собранные им во время многолетних экспедиций.
На выставке представлена знаменитая архитектурная русская серия, созданная Рерихом в 1903-1904 годах во время его поездки по старым русским городам. Им было написано около ста этюдов: древние башни Новгорода и Смоленска, белокаменные палаты Ростова и Ярославля, соборы Юрьева-Польского, Углича, Суздаля. При всей яркости, сочности тона чуть-чуть приглушенные, не кричащие, выявляющие истинное благородство памятников, освященных патиной времени.
Сложенные из белого камня постройки отражают на своих стенах десятки цветных отблесков, эти рефлексы только подчеркивают чистоту природного камня, делая древние здания сказочно белоснежными («Юрьев-Польский. Георгиевский собор»).
Рерих сумел передать строй русского орнамента, не прибегая к конкретизации узора, показав его главные черты — многоцветье, звонкое узорочье («Ростов. Интерьер церкви Спаса в Кремле»).
Рерих вел постоянную борьбу за охрану древнерусской архитектуры. Он писал: «Учась у камней упорству, несмотря на всякие недоброжелательства, я твержу о красоте народного достояния. Твержу в самых различных изданиях, перед самой разнообразной публикой».
В совершенных художественных образах скульптуры и живописи Востока Рерих видел воплощенный канон — правила красоты и гармонии,- вырабатывавшийся на протяжении многих столетии.
Им была собрана уникальная коллекция бронзовой и каменной скульптуры; прекрасные образцы тибетской живописи — свитки-тан-ка, отразившие не только верования тибетцев, но и древние представления о космогоническом строении мира: ценнейшая коллекция миниатюр разных художественных школ Индии, в том числе монгольской школы. Пахари и других. Представляет большой интерес собрание изделии декоративно-прикладного искусства: старинные амулеты, украшения, вышивки, редкие ткани, ковры.
Произведения искусства Востока из коллекции Рериха представлены в залах музея рядом с картинами художника.
В музее имеется Мемориальный кабинет Рериха, в котором кроме живописи и коллекции декоративно-прикладного искусства Востока, хранятся книги библиографической редкости, связанные с творчеством Рериха, фотографии, архив и другие материалы, позволяющие нести научную работу по изучению наследия художника.
Николай Константинович Рерих был последовательным борцом за мир, за сохранение культурных ценностей, духовных богатств, накопленных человечеством за тысячелетия. Им было предложено охранительное Знамя Мира — Красный Крест Культуры, как называл его Рерих, на котором изображены круг, символизирующий вечность и внутри него три шара (символ трех времен: прошедшего, настоящего и будущего, и символ трех стихий — земли, воды и воздуха, а также символ единства науки, искусства и философии).
Этот знак, взятый Рерихом из наследия древнего Востока, стал для многих народов в наши дни символом борьбы за охрану памятников культуры, за мир во всем мире. Прекрасны слова Н. К. Рериха, обращенные к молодежи, к созидателям и строителям будущего мира: «Вам, молодежи, предстоит одна из наиболее сказочных работ — возвысить основы культуры духа, заменить механическую цивилизацию — культурой духа; творить и создавать.
ПУШКИНСКИЙ МУЗЕЙ
17 (29) августа 1898 года на бывшем Колымажном дворе, близ храма Христа Спасителя на Волхонке состоялась закладка нового, созданного на общественные средства, московского музея — Музея изящных искусств имени императора Александра III.
Строительство специального здания для музея после победы на конкурсе возглавил известный московский архитектор Роман Иванович Клейн (1858-1924).
Он специально изучал с этой целью музейную архитектуру Италии, Франции и Германии и классические памятники зодчества Древней Греции.
Музей был задуман в первую очередь как университетский учебный центр, его основу должны были составить гипсовые воспроизведения (слепки) скульптурных оригиналов.
Спустя четырнадцать лет, в мае 1912 года музей был открыт под звуки торжественной кантаты, специально написанной к этому событию композитором М.М. Ипполитовым-Ивановым.
Но как бы ни было велико образовательное значение обширной и систематической коллекции слепков, истинное величие искусства постигается лишь при созерцании оригинала. Поэтому с самого начала создатели московского музея мечтали о том, чтобы дополнить свое собрание подлинными произведениями и приложили немалые усилия для приобретения коллекции древнеегипетских памятников (около 6000 предметов), которую собрал во время путешествий по Египту петербургский востоковед B.C. Голенищев. В 1909 году он был вынужден ее продать. Перевезенная в Москву, она открывала экспозицию нового музея, положив основу будущего собрания подлинников. Дальнейшие приобретения первоначально были редкими и немногочисленными: дары частных коллекционеров и отдельные поступления; среди них наибольшую ценность представляли произведения итальянских художников ХП-XIV веков из собрания русского консула в Триесте М.С.Щекина.
В 1932 году Музей изящных искусств был переименован в Музей изобразительных искусств, в 1937 году ему было присвоено имя А.С. Пушкина.
Египетский зал
Древнейшие памятники в собрании музея — произведения мастеров Древнего Египта и стран Передней Азии.
Коллекция египетского искусства представлена в зале, архитектура которого передает основные черты храмового зодчества того времени — папирусообразные колонны, росписи балок и потолка.
Памятники в собрании музея дают возможность познакомиться с различными сторонами жизни и культуры Древнего Египта с момента зарождения цивилизации в IV тысячелетии до нашей эры и до эпохи арабских завоеваний в VII веке нашего летоисчисления.
В истории Древнего Египта различают несколько периодов.
Начальный этап древнеегипетской культуры в музее характеризуют каменные наконечники, шиферные палетки для ритуального растирания красок и керамические сосуды в виде животных и птиц, а также глиняная посуда. Примечательно овальное блюдо с изображением сцены охоты. Все предметы были обнаружены в захоронениях. Культ мертвых и вера в загробную жизнь играли важную роль в мировоззрении древних египтян. Потусторонний мир, «царство вечности», хотя и обладало, по их представлениям, своими особенностями, мыслилось, однако, во многом подобным земному. Предметы, помещенные в гробницу, росписи и рельефы на ее стенах должны были обеспечить умершему счастливое существование в загробном мире. Непременным условием этого считалось сохранение тела нетленным. С этой целью древние египтяне делали мумии. Выставленные в зале мумия жреца Хор-Ха, умершего три тысячелетия назад, фрагмент распеленатой женской мумии дают возможность убедиться в высоком совершенстве «тайного искусства бальзамировщиков». Их покровителем был шакалоголовый бог Анубис, который показан в момент совершения обряда на папирусном свитке так называемой «Книги мертвых». Она содержала магические заклинания и описания загробного царства Осириса.
Наряду с солнечным богом Амоном-Ра, творцом всего сущего и покровителем власти фараона, Осирис был наиболее почитаемым божеством египетского пантеона. Бог умирающей и воскресающей природы, обучивший людей земледелию, врачебному искусству, изготовлению металлов, он объединял в себе также атрибуты человека и властелина, верховного судьи загробного царства. Вместе со своей супругой Исидой и сыном, солнечным богом Хором, Осирис входил в великую триаду древних египетских божеств. В верованиях древних египтян были живучи тотемистические представления и связанное с ними поклонение священным животным. Египетские боги представали поэтому как в человеческом, так и в зверином обличье. В виде павиана и ибиса почитался бог мудрости, счета, письма и времени Тот, с богом Пта был связан культ священного быка Аписа. Кровожадная богиня войны Сохмет изображалась с головой львицы, покровительницу женщин, любви и материнства Бастет чтили в облике кошки.
В эпоху Древнего царства сложились основные типы и каноны скульптурных и живописных изображений, которые сохранили свое значение до конца существования Древнего Египта. Рельефы, статуи и росписи, сосредоточенные главным образом в гробницах и храмах, должны были сохранить облик правителя или вельможи, события его жизни, священные ритуалы и образы божеств в их самых характерных чертах, в позах и ситуациях, которые повторяются наиболее часто и над которыми не властны ни время, ни случай. Поэтому в Древнем Египте сложились определенные правила, каноны изображения.
На рельефах из гробницы вельможи Иси (III тыс. до н.э.) фигура хранителя царских сокровищ, «начальника дома серебра», как его называет помещенная на рельефе надпись, распластана на плоскости, части тела показаны то в фас, то в профиль, каждая из них изображена с наиболее характерной для нее точки зрения.
Статуя в Древнем Египте воспринималась как двойник умершего, как носитель его жизненной силы «ка», поэтому она наделялась портретными чертами. Изваяния представляли человека либо сидящим, с руками, положенными на колени (статуя судьи с дочерью, середина III тыс. до н.э.), либо стоящим, с выставленной вперед левой ногой. Однако само движение отсутствовало: статуя пребывала во вневременном величии. Рельефы и статуи Древнего царства характеризуют строгая простота форм и силуэтов, обобщенная обработка поверхности камня.
В отличие от вневременного величия изображений Древнего царства, искусству следующего периода свойственны большая повествовательность, индивидуализация портретных изображений. В статуе фараона Аменемхета III (XIX в. до н.э.) облик правителя поражает властным характером. В плотно сжатых губах и твердом подбородке угадываются энергия и воля. Лицо с узкими глазами и выступающими скулами тщательно проработано. Искусство Среднего царства приобретает более утонченный характер, о чем свидетельствуют стелы, украшавшие гробницы вельмож, лучшей из которых является стела вельможи Хенену. К этому же периоду относится большинство деревянных раскрашенных статуэток. Они изображают слуг, писцов и носильщиков, а также погребальные лодки с командой.
Значительную часть экспозиции занимают памятники Нового царства. Искусство этого времени отличается стремлением к роскоши, величавости, декоративности. Это эпоха создания грандиозных по размерам и протяженности храмов, скульптурных монументов и блестящего расцвета мелкой пластики и прикладного искусства. Черты пышной декоративности отличают саркофаг вельможи Маху, раскраска которого и медные позолоченные пластины имитируют изделия из черного дерева и драгоценных металлов.
Выдающимися произведениями искусства Нового царства являются вырезанные из эбенового дерева статуэтки верховного жреца Аменхотепа и его жены жрицы Ранаи (XVI в. до н.э.).
Утонченные вкусы эпохи Нового царства донесла туалетная ложечка в виде плывущей девушки с цветком лотоса в руках (XV в. до н.э.).
Она вырезана из слоновой кости и черного дерева.
Особое место в истории Нового царства занял период правления фараона-реформатора Эхнатона (конец XV-начало XIV в. до н.э.), который сопровождался переменой религиозного культа (было введено единобожие-поклонение солнечному диску, богу Атону) и изменениями в художественном творчестве. Несколько предметов, созданных в этот период, — туалетные ложечки, деревянная статуэтка юноши, женская маска, — представленные в той же витрине, доносят дух своеобразного и утонченного искусства. Отголоском художественного творчества эпохи Эхнатона является рельеф из мемфисской гробницы XIV в. до н.э. с изображением плакальщиков.
Искусство Древнего Рима
Этот раздел экспозиции знакомит зрителя с древнеримским искусством в слепках, гальванопластических копиях и реконструкциях.
Представление о характерных чертах древнеримского зодчества может дать оформление самого зала (прототипом служили помещения терм Диоклетиана рубежа III и IV веков), где использованы типичные для римской архитектуры сводчатые конструкции, гладкоствольные колонны с пышными коринфскими капителями, которые поддерживают раскреповки — выступы антаблемента, богато украшенные рельефами и росписями потолки.
Один из древнейших памятников, связанных с историей Рима, — статуя Капитолийской волчицы работы этрусского мастера (конец VI — начало V в. до н.э.).
Она была установлена на Капитолийском холме в честь легендарного основания Рима Ромулом (Рим по латыни -Roma), одним из двух братьев-близнецов, вскормленных, по легенде, волчицей после убийства их матери — весталки Реи Сильвии.
Сюжетная римская скульптура сохранилась в основном с эпохи Республики (V-I вв. до н.э.), наступившей вслед за изгнанием последнего римского царя Тарквиния Гордого. Публичные деяния служат сюжетами республиканских изображений. Это жертвоприношения и выступления ораторов, статуи прославившихся полководцев, которые украшали римские общественные площади-форумы. Римляне при этом предстают облаченными в их характерную парадную одежду — тогу (статуя римлянина во время жертвоприношения, I в. до н.э.) или в коротком одеянии с призывно поднятой рукой (статуя Авла Метелла, ок. 100 до н.э.) Подъем переживал в эпоху Республики и римский портрет, который был призван прославить знатность рода римлянина. Развитие портретного искусства в Риме было связано с культом предков, общественным назначением портрета, позднее -с обожествлением личности императора.
Ранние изображения отличают стремление запечатлеть силу и стойкость характера (так называемый портрет Луция Юния Брута, первого консула Республики, первая пол. III в. до н.э.), а также детальная передача особенностей лица (портрет старого римлянина, середина I в. до н.э.).
Очевидную зависимость от греческих образцов выдают трехметровая статуя Юноны Соспиты (вторая половина II в. до н.э.) и голова Медузы Горгоны (I-III вв. н.э.).
Греческими и римскими скульпторами были выполнены рельефы, украшавшие три стороны алтаря, воздвигнутого перед храмом Нептуна в Риме ок. 30 г. до н.э. цензором Гнеем Домицием Агенобарбом. Они изображают мифологическую сцену свадьбы Нептуна и Амфитриты и реальное событие — запись имущества римских граждан и связанное с ней жертвоприношение богу Марсу. Обстоятельность, с какой изображена последняя сцена (она сделана местными мастерами), будет характерна для римского повествовательного рельефа.
Одним из значительных памятников эпохи ранней империи стал алтарь Мира (13-9 до н.э.).
Он увековечил обретенные римским обществом при Августе умиротворение и стабильность. Рельефы алтаря изображали шествие во главе с Октавианом, а также аллегорию благоденствия — богиню Теллус с младенцем на руках.
1
Работа на этой странице представлена для Вашего ознакомления в текстовом (сокращенном) виде. Для того, чтобы получить полностью оформленную работу в формате Word, со всеми сносками, таблицами, рисунками, графиками, приложениями и т.д., достаточно просто её СКАЧАТЬ.