Изучение истории музейного дела в годы Великой Отечественной войны, как одного из институтов мобилизации духовных ресурсов на достижение Победы над врагом сегодня чрезвычайно важно и актуально.
В чрезвычайно сложных условиях Великой Отечественной войны вся духовная жизнь, культура и работа музеев были максимально идейно политизированы. Однако это не изменило их сущности работы: центральные и местные музеи продолжали выполнение своей благородной миссии по культивации близких и понятных людям идей патриотизма, мужества, самоотверженности, без которых победа над сильным и опасным противником была бы не возможна.
Особая роль музеев была в годы войны обусловлена тем, что они оказывали огромное влияние на концентрацию моральных ресурсов, усиливали их патриотическую мобильность, помогали им преодолевать военные невзгоды. Свято выполняя задачи хранения, пропаганды и защиты исторических традиций освободительной борьбы русского народа, они своей активной общественной позицией сделали максимально эффективной военно-мобилизационную работу: всемерно содействовали укреплению в общественном сознании чувства уверенности в неизбежной победе над врагом, стремлению во имя ее помочь Отечеству сплотиться и отстоять независимость, заложили основы высокой социально-политической действительности всенародного единства.
Музеи сплотили вокруг себя местный актив — учителей, врачей, агрономов, инженеров, — неоднократно умножили силу всенародного сопротивления захватчикам, повысили уровень организации вооруженной борьбы с ними. Работа музеев сделала более действенным сопротивление оккупантам.
Их общественная, гражданская позиция обеспечила во многом успех работы на призывных пунктах, формирование новых воинских частей и соединений, создание партизанских отрядов.
Сотрудники музеев своей активной социально-политической деятельностью создали прочные предпосылки для выполнения каждым гражданином страны своего военно-патриотического долга борьбы за свою независимость, свое Отечество.
О научной актуальности данной проблемы свидетельствует интерес к ней иностранных ученых. Наши коллеги, зарубежные историки, пытаются понять феномен русского народа, сыгравшего решающую роль не только в сохранении культурных ценностей страны, но и своей деятельностью способствовавшего мобилизации сил на борьбу с врагом, поднятию патриотического духа.
Изучение деятельности музеев как важной составляющей политической и культурной жизни России в военные годы, позволяет укрепить и сохранить ее духовный и культурный потенциал в современной мире.
Посещение Музея Политической истории России. Особая современность ...
... правление Сталина, на временя Великой отечественной войны, период с 60-х -70-х годов. Очень впечатлило воссоздание кухни коммуналки хрущё ... о смекалке и умении советских людей справляться с трудностями. Я считаю ,что музей в полной мере раскрывает глубинную суть нашей истории, ... тревожный гул моторов самолётов и вой сирен в войну... кое-где ауди-эффекты использовались в интересном формате: например, ...
Музеи прифронтовых областей эвакуировали собственные ценности, а также принимали, хранили и отправляли дальше на восток страны экспонаты эвакуированных центральных музеев. Это является импульсом для того, чтобы осмыслить роль провинциальных музеев в стратегически важном прифронтовом и тыловом регионах страны в укреплении патриотического потенциала духовного пространства российской провинции.
Объектом исследования в курсовой работе является история музейного дело в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
Предметом исследования в работе будет выступать деятельность и процесс сохранения музейных ценностей в годы Великой Отечественной войны.
Целью работы является определение форм деятельности, которую вели в годы ВОВ музеи на местах, и роль этой деятельности.
Достижению цели способствуют задачи:
- Проанализировать основные направления музейной деятельности в новых для страны условиях;
- Определить степень ущерба, нанесенного музеям нашей страны фашистской агрессией;
- Установить роль и задачи музеев в их деятельности по мобилизации духовных и материальных ресурсов для борьбы с фашизмом.
Говоря о степени изученности темы, можно отметить что музейное дело периода Великой отечественной войны 1941-1945 гг. не осталось незамеченным, не в советской России ни в современном мире. Сохранились источники по этой теме, например воспоминания Веры Владимировны Лемус исполняющей в военные годы обязанности заместителя директора по науке Пушкинских дворцов музеев.
Очень ёмко в послевоенные годы была освящена тема деятельности музеев в годы ВОВ 1941-1945 гг., об этой теме в информационном письме о работе музеев рассказала К.А. Врочинская, Н.И. Никандров в своей работе «По следам утраченных ценностей» приводит сводный каталог всех утраченных музейных ценностей в годы войны.
Большой объем информации по нашей теме освятила Александрова Л.К. в своей диссертации на тему «Провинциальных музеев в годы ВОВ 1941-1945 гг». Так же нами были изучены материалы II международной научно-практической конференции, посвященной Международному дню музеев их роль в сохранении и изучении истории Великой Отечественной войны. Дополнительную информацию нам удалось узнать из методического пособия Поправко Е.А. «Музееведение». О деятельности московских музеев в годы ВОв 1941-1945 гг. мы узнаем из электронного ресурса музея В.В. Маяковского и сайте музеев Москвы. Деятельность музеев города Ленинграда и Ленинградской области описаны в электронных ресурсах музея-памятника «Исакиевский собор». Роль и вклад в музейного дела описываемого нами периода времени в русской провинции описано в электронном ресурсе музея «Смоленщины». Так же нами были изучены каталог утраченных ценностей РФ и список музеев пострадавших в годы ВОВ 1941-1945 гг. Так же в написании курсовой работы нам помогло интервью директора государственного Эрмитажа Михаила Пиотровского на радио Эхо Москвы в передаче посвященной теме Музейного дела в России в годы ВОВ 15.
Глава 1. Сохранение музейных ценностей в условиях военного времени.
Государство и местные органы власти предприняли значительные усилия по сохранению культурных ценностей, прежде всего собраний центральных художественных музеев. Но все эти меры оказались бы нереализованными без профессионального и поистине героического труда музейных работников страны. Именно они охраняли тайники с музейными коллекциями на оккупированной территории, вывозили музейные ценности в глубокий тыл, спасали хранилища от зажигательных снарядов, сохраняли музейные и частные коллекции в блокадном Ленинграде. Сохранились и опубликованы, в основном в 80-е гг., воспоминания непосредственных участников событий, в том числе С.И. Щеголева, сотрудника дома-музея Л.Н. Толстого в Ясной поляне, исследования и воспоминания А.Б. Закс, работавшей в годы войны в ГИМе, Б.Б. Пиотровского, работавшего в этот страшный период в Эрмитаже, исследования историков и журналистов, написанные на основе архивных материалов и других документальных свидетельств (Л.Н. Годуновой, М.И. Лихоманова, Е.В. Кончина, С.Н. Разгонова и других).
Художественные музеи
... Третьяковской галереи как крупнейшего художественного музея России; характеристика крупнейших художественных музеев мира. 1 Основные тенденции в определении ценностей музейных объектов в России Основные ... предлагается разделить все факторы деятельности музея условно на три группы: абсолютные, относительные, стимулирующие. Ведущими при определении ценности являются абсолютные факторы, но ...
Война поставила перед музейными работниками две задачи: сохранение музейных ценностей и определения формы своей деятельности в экстремальных условиях. На эти задачи указывали приказы Наркомпроса РСФСР 1941 года «О мероприятиях по сохранению и учету музейных фондов», «О формах функционирования музеев в условиях военного времени». 24 июня 1941 года при СНК СССР был создан Совет по эвакуации, который в государственном масштабе определял сроки, маршруты, порядок, очередность, пункты размещения предприятий.
Экспонаты музеев, подлежащих эвакуации, разделились на 3 группы (очереди) в зависимости от их исторической ценности. Музеям выделялся транспорт, сопровождение, охрана, эвакобаза в глубоком тылу.
Профессором М.В. Фармаковским, главным хранителем Русского музея, была составлена инструкция по упаковке, переноске и перевозке музейных ценностей, учитывающая его почти 50-летний опыт работы с музейными коллекциями. Перед войной, в 1932-1936 годах были подготовлены эвакопланы для музеев Ленинграда и области и Приморского края, то есть для территорий, где вторжение противника было наиболее вероятным. Но как только начались военные действия, все планы мгновенно устарели, а органы управления учреждениями культуры проявили в первые дни некоторую растерянность17.
Эрмитаж, переживший в свое время эвакуацию 1812 года, а затем времен Первой мировой войны, оказался подготовлен лучше других музеев. Коллектив музея точно знал, что и в какой последовательности необходимо вывозить. Два эшелона удалось отправить в Свердловск. Начались работы по консервации зданий и сохранению ценностей, оставшихся в городе (предметы из пригородных дворцов-музеев, художественные коллекции частных лиц).
Ценнейшую часть коллекций Русского музея вывезли в Пермь. Ценности других музеев направили в Новосибирск, Ульяновск, Иркутск. В июле 1941 из Москвы в город Хвалынск Саратовской области эвакуировали так называемое «Госхранилище №1», включавшее ценности крупнейших московских музеев. Около 100 музеев в тыловых районах было законсервировано.
Музеи, продолжавшие работу, развернули активную выставочную деятельность, проводили лекции, беседы, устраивали кружки по изучению ВОВ, краеведческие кружки. На местах эвакуации музеи занимались тем же. Органы власти предприняли усилия по развитию краеведения в стране и музеям было предписано возглавить эту работу.
Музей как социально-культурный институт
... и методов работы музеев. Цель данной работы – охарактериовать музей как социально-культурный институт. Из ... общества к музею, музейным ценностям, системе отношений социума к музею, использованию музейного пространства ... Второй уровень - учрежденческий. К социокультурным институтам учрежденческого типа относится многочисленная ... х годов она называлась культурно-досуговой работой, а с сер.90-х годов ...
Речь шла об исследовании местных природных ресурсов, сбору лекарственных растений, выявлению съедобных растений. Научно-исследовательская работа музеев не прекращалась.
Сложнее было музейным сотрудникам работать с сохранением и эвакуацией музейных ценностей на оккупированных территориях и территориях где уже начались боевые действия, именно так происходила работа музейных сотрудников в городе Смоленске.
Среди краеведческих музеев страны коллекции Смоленского музея отличались редкой целостностью и разнообразием. После революции музейные собрания пополнялись за счет новых поступлений. Многоплановость коллекций позволила музею открыть 9 разнообразных экспозиций.
Трагический день 22 июня 1941 г. перечеркнул мирную созидательную жизнь. 27 июня 1941 г. Советским Правительством было принято постановление «О порядке вывоза и размещения людских контингентов и ценного имущества». На основе постановления на местах стали создаваться комитеты по эвакуации.
Руководство эвакуацией музеев было возложено на местные отделы народного образования, но в экстремальных условиях в Смоленске о музеях забыли. Спасение музейных ценностей зависело от организованности и подготовки музейных работников. С первых дней войны директор музея Хохлов Тимофей Алексеевич, создает штаб, руководивший всеми отделами, вводит круглосуточные дежурства санитарных и пожарных дружин.
В ночь на 5 июля, во время бомбардировки города, загорелась крыша церкви Иоанна Богослова, где располагался Исторический отдел.
После пожара стало ясно, что медлить с вывозом музейных ценностей нельзя. От областных организаций никаких указаний не поступало.
5 июля 1941 г. по настоятельной просьбе Е.В. Буркиной выделили 1 товарный вагон. Началась спешная эвакуация музейных ценностей. Работали днем и ночью, в условиях почти непрерывных бомбардировок. Спасали экспонаты из 3 отделов музея. Машиной вывозили из художественного отдела, отдела фондов, из исторического отдела грузили на телегу, хрупкие вещи носили на руках. Грузили наспех, часть в ящиках, а в основном — навалом. В течение суток вагон заполнили до потолка.
Возглавляла работу Е.В. Буркина — зав. отделом истории и заместитель директора по научной работе. Возникли сложности с отправкой вагона, и только вмешательство члена Военного Совета Алексея Андреевича Лобачева помогло прицепить вагон к эшелону с заводским оборудованием.
В ночь с 8 на 9 июля эшелон ушел в город Горький (в настоящее время — Нижний-Новгород — прим. ред.) В Горьком находились с 24 июля по 11 ноября 1941 г. За это время сотрудники разобрали экспонаты, уложили в ящики, картины накатали на валы, составили инвентаризационную опись вывезенного18.
Совет по эвакуации населения, предприятий, учреждений, военных и иных грузов и ценностей из районов «риска» был создан 24 июня 1941 года. При наркоматах и ведомствах начали действовать специальные бюро и комиссии по эвакуации. Непосредственное руководство эвакуацией было возложено на местные партийные и советские органы19. В условиях военных действий эвакуация культурных ценностей проводилась в спешке, без должного материального обеспечения (не хватало тары, упаковочных материалов), при отсутствии необходимых транспортных средств. Только экспонаты Оружейной палаты Кремля, Русского музея и Эрмитажа вывозились по специальным правительственным решениям.
Музейные предметы и способы их изучения
... и систематизация музейного предмета Поскольку ценность предмета во многом определяется полнотой наших сведений о нем и степенью его изученности, музейный предмет выступает в музее ... музейный предмет принято рассматривать в единстве его общихсвойств и конкретных признаков. Общие свойства и характеристики позволять узнать содержание предмета, его морфологию и семиотику (совокупность значений и ...
Коллекции Государственного Эрмитажа были отправлены из Ленинграда по планам, подготовленным задолго до начала войны.
июля 1941 года из Ленинграда в Свердловск отправился первый эшелон особого назначения.
В 22-х вагонах находились 500 тысяч музейных ценностей — вся экспозиция и сокровища Особой кладовой Эрмитажа20.
За двадцать последующих дней сотрудники музея сумели отправить в Свердловск более 70 тысяч экспонатов. Упаковку вещей 3-й очереди завершить не удалось — вражеские войска перерезали последнюю железнодорожную магистраль между Ленинградом и страной. Примерно по такой же схеме в сжатые сроки были эвакуированы сокровища Русского музея. В течение лета 1941 года благодаря усилиям музейщиков удалось отправить в Ульяновск фонды Центрального Военно-Морского музея, в Новосибирск Артиллерийского Исторического музея, в Горький Государственного музея этнографии, в Иркутск Музея революции РСФСР.
Ленинградские власти, не дождавшись рекомендаций из Москвы, обратились к руководству городов Сарапула и Горького с просьбой принять все, что можно было отправить из музеев Ленинграда и области. Музейные работники вплоть до середины сентября паковали экспонаты пригородных дворцов-музеев. Эвакуация была проведена в несколько этапов.
Первые три очереди отправили по железной дороге в г. Горький (когда над Горьким стала появляться немецкая авиация, вещи дворцов-музеев Ленинграда перевезли в Новосибирск).
Некоторые грузы перевезли в г. Сарапул.
Из-за нехватки упаковочного материала приходилось использовать свежее сено и солому. Вещи последней очереди пришлось вывозить в Ленинград на автомобилях и с попутными рейсами грузовых барж под непрерывным огнем противника.
Около 12 тысяч музейных предметов нашли приют за крепкими стенами Исаакиевского собора. Всего из пригородных дворцов-музеев было эвакуировано 40 765 самых ценных предметов. Весьма небольшая часть того, что имелось. Оставшиеся ценности были законсервированы и спрятаны на территории самих дворцов-музеев (крупногабаритная мебель, дворцовая и парковая скульптура).
Отправку 3-й очереди музейных ценностей закончить не удалось: 30 августа вражеские войска перерезали последнюю железнодорожную магистраль между Ленинградом и страной.
Эвакуационные планы московских музеев сумели подготовить лишь в июле 1941 года, но не учли реальные потребности в транспортных средствах и площадях, на которых должны были разместить вывезенные ценности. К примеру, имущество Государственного Исторического музея предполагалось отправить в двух железнодорожных вагонах. Неожиданно выяснилось, что намеченные в Москве эвакобазы в Кирове и Свердловске уже принимают музейные ценности из Новгорода, Пскова и Эрмитажа. В июне 1941 года на совещании в Наркомпросе РСФСР прозвучали слова о нецелесообразности «преждевременно свертывать музеи столицы». Но «свертывать» пришлось.
Центральный музей Великой Отечественной войны
... зал Центрального музея Великой Отечественной войны. Он предназначен для увековечения имен Героев Советского Союза, получивших это звание за подвиги, совершенные в годы Великой Отечественной войны 1941—1945 гг.. На белоснежных мраморных ... хоров, эстрадных и танцевальных коллективов. Имеются три VIP-зала на 10, 25, 35 мест с подсобными помещениями. Примечания Данный реферат составлен на основе .
Оперативно организованное «Государственное хранилище № 1», куда поместили ценности Государственного Исторического музея, музея Революции СССР, Литературного музея, Политехнического, музея народов СССР и др., отправили на восток водным путем на перегруженной барже.
августа 1941 года по инициативе Наркомпроса РСФСР в Москве приступили к созданию объединенного «Госхранилища № 2». Сотни ящиков с экспонатами стали поступать на Берсеневскую набережную в помещения церкви «Николы на Берсеневке».
Предполагалось, что наиболее ценная часть музейных предметов из этих хранилищ позднее будет отправлена в глубь страны. Однако в октябре, когда в Москве создалось особо опасное положение, выяснилось, что музейные ценности из «Госхранилища № 2» не только не эвакуированы, но фактически брошены на произвол судьбы. Начальник хранилища самовольно покинул город. Руководители музеев обратились в Наркомпрос и Комитет по делам искусств с просьбой завершить эвакуацию ценностей, находящихся в «Госхранилище № 2». В декабре 1941 года четыре железнодорожных вагона с музейными предметами ушли в Омск. Ценности, оставшиеся в церкви «Николы на Берсеневке» были взяты под охрану.
Сокровища Государственной Третьяковской галереи (ГТГ) были эвакуированы в июле 1941 года. Специальным поездом под усиленной охраной было отправлено 634 ящика с картинами, графикой и скульптурой русских мастеров. Вместе с имуществом ГТГ эвакуировались коллекции Музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Музея нового западного искусства, архив Музея им. М.И. Глинки и др. Картины и скульптуры, которые не удалось вывезти, до конца войны находились в Москве в здании галереи. Оставшиеся ценности Государственного Исторического музея хранились в его подвалах.
Эвакуация в тыл областных, городских и районных музеев проводилась на основании распоряжений местных уполномоченных Совета эвакуации.
С большими трудностями и даже с риском для жизни под бомбежками и артиллерийским огнем противника музейщикам удалось эвакуировать в глубь страны значительную часть коллекций музеев Смоленска (в Новосибирск), Новгорода и Пскова (в Киров), Воронежа (в Фергану), Курска (в Саратов), Орла (в Пензу) и ряда других городов России.
Своевременно не подготовили свои фонды к эвакуации сотрудники Сталинградского областного краеведческого музея. Эвакуацию пришлось проводить под бомбежкой в июле 1942 года. Вывезти удалось часть собрания литературы ХIХ века, случайные археологические предметы, нумизматическую коллекцию, картуз и трость Петра I, подаренные императором жителям Царицына в 1722 году. Этнографическую коллекцию и предметы быта спасти не смогли.
Музеи Москвы до 1917 года
... гг. Московский Кремль и его сокровищница были разграблены поляками, но позднее восстановлены Романовыми. На следующем этапе возникают музейные учреждения. Первые музеи ... были построены специальные помещения, предусматривалась эвакуация наиболее ценных предметов. Так, ... К 1914 в Москве было свыше 40 музеев. Многие из них ... войне в Европе. Трофеи войны составили базу многих частных и государственных музеев. ...
Почти полностью погибли фонды Калмыцкого республиканского краеведческого музея, которые попытались вывезти гужевым транспортом. Часть вещей музея после окончания войны была обнаружена на территории Германии.
«Военная судьба» художественных музеев, подчиненных системе Комитета по делам искусств СССР и РСФСР, сложилась по-иному. Созданный в 1936 году Всесоюзный комитет по делам искусств получил в свое ведение из Наркомпроса 56 художественных музеев, которые подготовились к работе в условиях военного времени. Списки ценностей, подлежащих эвакуации, были составлены заранее. Во время эвакуации музеи Комитета были обеспечены военной охраной.
К 1941 году Наркомпросу на территории России подчинялось 439 музеев, Комитету по делам искусств — 56, Академии наук — 18, прочим ведомствам — 123. Координации по вопросу эвакуации между ними не было. Наркомат просвещения РСФСР в начальный период войны не сразу собрал информацию о ситуации с музеями.
В годы войны для музеев России в глубоком тылу было создано 9 крупных специализированных фондохранилищ, куда были доставлены экспонаты 66 музеев из 15 областей, 2 краев и 2-х автономных республик.
Война резко ухудшила условия хранения фондов практически всех музеев страны. С июня 1941г. по январь 1943 г. число музеев России с 592 сократилось до 390. Было законсервировано 29 крупных областных музеев, перестала функционировать значительная часть районных. Около 200 музеев оказались на территории, оккупированной врагом21.
В тыловых районах, где музейные помещения в спешке освобождали под другие гражданские и военные учреждения, фондовые коллекции часто, не упаковывая, спешно переправляли в случайные помещения, подчас абсолютно не пригодные для хранения каких-либо ценностей. Например, в Тюмени вещи местного музея свалили в помещение склада, где значительная часть экспонатов была «утеряна и попорчена».
Наркомпрос пытался навести порядок, предлагая подчиненным учреждениям «немедленно приступить к проверке состояния учета и хранения музейных фондов». К 1 апреля 1943 года планировалось составить научную картотеку музейных фондов на основе присланных с мест описей. Была создана экспертная комиссия по выявлению ценнейших музейных предметов и коллекций для создания инвентарной книги музейных фондов РСФСР и подготовки материалов для составления сводного каталога. Однако поступавшие списки музейных предметов и коллекций не могли служить подлинным исходным материалом для госучета и подготовки сводных каталогов.
Вопрос о подсчете конкретных музейных потерь не стоял и после войны. В 60-е годы в сборнике трудов НИИ музееведения была опубликована статья М. П. Симкина «Советские музеи в период Великой Отечественной войны». Информация о культурных потерях была в ней весьма скудной.
Становление и развитие музейного дела в России
... дипломной работы, а также анализ исследований по теме. Первая часть дипломной работы посвящена истории музейного дела первых лет образования РСФСР, в ней будут определены новые тенденции развития советского музея, ... людей, идей, которые выполняют эти задачи. В процессе включения предметов в современную культуру, их актуализации в музейном мире формируется особая историко-культурная среда, ...
В официальных советских документах всячески подчеркивали успехи проведенной в начале войны музейной эвакуации. Провести объективный анализ эвакуационных мероприятий культурных ценностей на основе официальных сведений оказалось непросто.
На освобожденной территории музеи старались восстановить как можно быстрее. Центральные музеи создали фонд помощи пострадавшим учреждениям. С весны 1942 года музеи прифронтовой полосы и центральные музеи включились в работу по учету ущерба, нанесенного советской культуре. 427 музеев, оказавшихся на оккупированной территории СССР, были разграблены, свыше 100 000 ценных памятников вывезены за пределы страны. Около 3 тысяч памятников архитектуры разрушено или полностью уничтожено. После войны быстрее всего восстанавливались художественные и мемориальные музеи.
Основные положения:
Сохранились и опубликованы воспоминания С.И. Щеголева, А.Б. Закс, Б.Б. Пиотровского — Война поставила перед музейными работниками две задачи: сохранение музейных ценностей и определения формы своей деятельности в экстремальных условиях — Профессором М.В. Фармаковским, главным хранителем Русского музея, была составлена инструкция по упаковке, переноске и перевозке музейных ценностей — Музеи, продолжавшие работу, развернули активную выставочную деятельность, проводили лекции, беседы, устраивали кружки по изучению ВОВ, краеведческие кружки — Краеведческие музеи занимались исследованием местных природных ресурсов, сбором лекарственных растений, выявлением съедобных растений.
Глава 2. Деятельность музеев в годы ВОВ
Проблема вывоза из дворцов художественных сокровищ в случае военной опасности возникла задолго до 1941 года и в специальных отделах дворцов-музеев хранились списки произведений искусства, подлежащих эвакуации в три очереди. План этот был разработан еще в 1936 году специальной комиссией Ленгорисполкома, в состав которой входили известные икусствоведы, работники Эрмитажа С. П. Яремич и Э. К. Кварцфепьд.
Списки были составлены в 1936 <#»justify»>В 1940 году в летний сезон Петергоф посетило более двух миллионов человек. Сезон 1941 года должен был открыться 22 июня. Но в этот день нацисты напали на Советский Союз, а уже 23 сентября 1941 года они вошли в Петергоф. И, конечно, не все, что хотелось бы, удалось сделать за столь короткий отрезок времени, отпущенный на эвакуацию. Надо было предприятие превратить в объект обороны и одновременно с этим спасать ценности дворцов и парков». Буквально с первых же дней началась подготовка к эвакуации музейных экспонатов. За короткий период небольшому коллективу сотрудников пришлось проделать огромную работу: определить предметы, подлежащие эвакуации в первую очередь, снять со стен живописные полотна, образцы декоративных тканей, упаковать фарфоровые и фаянсовые сервизы, хрусталь, люстры. Из более чем четырех тысяч предметов, составлявших коллекцию только Большого дворца, удалось вывезти более двух тысяч.
О том, как бережно было укрыто все, что время и обстоятельства не позволили вывезти, рассказывает эвакуационный акт, датированный 22 сентября 1941 года 20 часами, когда бои шли уже в самом Петергофе. В частности, в этом документе говорится: «Все ценные наборные паркеты Большого дворца застланы коврами (ворсом внутрь) и сверху засыпаны толстым слоем песка. Мебель, которую не успели вывезти, отодвинута от стен и укрыта. В каждом помещении имеются ящики с достаточным количеством песка, пожарные шланги в полной исправности».
История развития музейного дела в Индии и его современное состояние
... работы; определение рамок периодизации развития музейного дела в Индии и их обоснование; анализ развития музейного дела в Индии на каждом из выделенных этапов; описание деятельности организаций, ответственных за развитие музеев Индии; ... коллекций предметов сакрального назначения при храмах. В период с III тысячелетия до н.э. и до VII в. н.э. были возведены архитектурные памятники (дворцы и ...
Пожалуй, самым непростым вопросом, вставшим перед научными сотрудниками, был вопрос о том, какие из экспонатов необходимо подготовить к отправке в первую очередь. Предоставленных Петергофу десяти вагонов и такого же количества платформ было явно недостаточно для коллекций петергофских дворцов и парков. Сразу же встала проблема выбора музейных предметов, «достойных» быть эвакуированными или оставленными во дворцах или гротах и подземном тоннеле у дворца. Так в гроты попали ящики с предметами фарфора, люстрами, стеклом из дворцов, а в тоннель с западной стороны Большого дворца — скульптура с Большого каскада. В первые дни войны было решено полностью демонтировать его декоративный убор, статуи и барельефы и вывезти в глубь страны.
Но короткий срок, отпущенный на эвакуацию, не позволил осуществить это решение. И тогда в первую очередь к отправке были подготовлены статуи, имевшие подписи прославленных ваятелей. Однако из скульптурной пластики Большого каскада, предназначенной к отправке в Ленинград, только «Персей» работы Ф. Щедрина был доставлен в Исаакиевский собор. Остальные статуи, упакованные в ящики для отправки в тыл, которые не успели вывезти из Ленинграда, провели всю блокаду на товарной станции Октябрьской железной дороги. Вторую партию декора Большого каскада вывезти уже не удалось. Шли ожесточенные бои за Петергоф. И тогда подготовленную к эвакуации скульптуру спрятали под Большим дворцом. Мраморная скульптура ввиду своей хрупкости и тяжести была закопана в земле недалеко от места постоянного нахождения. Почти вся скульптура, находившаяся в тоннеле, в земле на территории Нижнего парка, а также вывезенная в Ленинград, сохранилась. Оставленные же на местах петровские барельефы ступеней каскада, маскароны канала и самые крупные фигуры — Самсон, Тритоны, Нева, Волхов — бесследно исчезли.
К сожалению, предметы декоративно-прикладного искусства, спрятанные в подвалах Большого дворца, частично пострадали во время пожара в здании, а в большей своей части были разграблены. В начале войны из Петергофа сначала в Горький, а затем далее, в глубь страны — в Новосибирск и Сарапул, были отправлены несколько эшелонов с музейными коллекциями. В их числе были так называемые петровские вещи, т.е. экспонаты дворцов Монплезир, Марли, Эрмитаж, кроме того, дворцовые ткани, живопись, предметы Особой кладовой.
Другую часть петергофских ящиков перевезли в Ленинград на Московскую товарную станцию, затем перевезли их в Исаакиевский собор. Туда было отправлено двадцать четыре ящика с предметами декоративно-прикладного искусства — фарфор, стекло, ковры и пр. — и пять ящиков с особой пометкой: «Бронза».
Страшная картина разрушений предстала перед глазами первых музейных сотрудников, пришедших в Петергоф сразу же после его освобождения. Вот как описывает это свое посещение сотрудник Петергофа М. Тихомирова 31 января 1944 года: «Первое, что встало перед глазами за разрушенными воротами и оградой Верхнего сада, — неописуемый хаос каких-то обломков, полузасыпанных снегом, громадный противотанковый ров, пересекающий весь сад, а за ним обгорелые руины Большого дворца без золотых куполов. Нижний парк сверху казался снежной пустыней с мертвыми черными деревьями, опутанными проводами, а в захламленном ковше каскада стоял пустой пьедестал Самсона. По парку пришлось пробираться узкими тропинками и видеть все новые и новые руины: разбитые в куски мраморные колонны Львиного каскада, полуразрушенную Золотую гору со ступенями, лишенными золотой обшивки, обгорелые остатки дворца Марли и, наконец, Эрмитаж, где не осталось его подъемного стола с затейливым механизмом, а наверху стояло орудие, дуло которого, направленное на Кронштадт, высовывалось из пробитой стены верхнего зала». Кроме того, были уничтожены все сооружения Английского парка, Английский дворец и павильоны, а также разрушены дворцы и павильоны всех пейзажных парков, созданных в XIX столетии.
Нацисты, занявшие Петергоф, превратили его в особо укрепленный пункт. На третий день после оккупации города все жители были выселены из Петергофа.
Потому и нет свидетелей разрушений города, нет никакой информации об украденных музейных экспонатах. Опрос свидетелей, которых удалось тогда разыскать, мало что дал.
Уже в 1944 году, сразу после снятия Ленинградской блокады, начались поиски музейных вещей по пути отступления нацистских войск — в Эстонии, Латвии, а затем и в Германии. В состав комиссии, осуществлявшей эту работу, вошел A. M. Кучумов, главный хранитель музея в Павловске, человек, хорошо знавший коллекции всех пригородных музеев и участвовавший в их эвакуации. Тогда было возвращено по назначению довольно много дворцовых предметов. Ущерб, нанесенный Петергофу, не может быть сравним с потерями других музеев Ленинграда. За время войны он потерял больше раритетов, чем какой-либо другой музей-заповедник в пригородах Ленинграда, и пока удалось разыскать немного принадлежавших ему предметов. Из утраченных более чем 16 тысяч предметов было найдено только около двухсот пятидесяти.
После освобождения Петергофа в январе 1944 года не были обнаружены оставшиеся на Большом каскаде статуи «Самсон», «Волхов», «Нева», группа «Тритоны», барельефы, гермы, маскароны, кронштейны, а также скульптуры фонтанов партера «Золотой горы», Львиного каскада, Оранжерейного фонтана, памятника Петру I на Монплезирской аллее. Судьба их до настоящего времени не установлена.
Вместе с Петергофом спасали музейные ценности сотрудники Гатчинского дворца.
Согласно этому плану из находившихся в пригородных дворцах 180 228 экспонатов вывозу подлежал всего 4871 предмет. Поэтому усилия музейных работников в первые дни войны были сконцентрированы на подготовке к вывозу предметов согласно довоенным эвакуационным спискам и на сохранении музейных помещений от возможных повреждений от бомбардировок и пожаров.
В Гатчинском дворце уже в ночь с 22 на 23 июня была начата упаковка коллекции оружия, находившейся в одном из исторических интерьеров дворца — Ружейной галерее, или Арсенале.
июля из Гатчины в тыл был отправлен первый эшелон (162 ящика) музейных предметов, 13 июля — второй, 19-20 июля происходила погрузка и отправка третьего эшелона. Четвертую партию предметов удалось отправить почти месяц спустя — 18 августа (32 ящика) и, наконец, на следующий день было приготовлено к отправке еще 22 ящика, составивших пятый эшелон.
Одновременно с работой по эвакуации шла переноска экспонатов с верхних этажей здания в подвал, на первый и антресольный этажи. Крупная скульптура была захоронена в земле.
Очень большое внимание уделялось работам по сохранению здания. Часть окон была заложена кирпичом, часть закрыта щитами, некоторые из них заклеены бумагой или тканью. Музейные помещения были снабжены водой: в них были поставлены ванны, чаны, баки, ведра. Баки и бочки были установлены на чердаке. Песком были засыпаны художественные паркеты Парадных залов (сначала они закрывались сукном, поверх которого насыпался сухой песок, толщиной слоя приблизительно 5 см).
Рельефы Белого зала были заложены деревянными футлярами на козлах.
Первая воздушная тревога во дворце была объявлена 12 августа в 6 часов 40 минут утра.
В ночь с 12 на 13 августа Гатчина первый раз подверглась бомбежке. 14 августа на плацу дворца было поставлено зенитное орудие. 15 августа вблизи дворца упала первая бомба (в 10-12 метрах от крыльца левого полуциркуля).
В дальнейшем бомбежки становились все интенсивнее.
Во время войны Гатчинский дворец был занят немецким армейским штабом. Кроме того, во дворце согласно свидетельским показаниям размещались склады и другие хозяйственные службы, общежитие летчиков, а в Кухонном каре — дом терпимости.
Утром 26 января 1944 года Гатчина была освобождена советскими войсками. Музейные работники впервые попали в Гатчину 31 мая 1944 года. Их глазам предстала страшная картина. В результате январского 1944 года пожара во дворце рухнула кровля, сгорели перекрытия и оконные рамы, погибли все плафоны, паркеты, двери наборной работы, в значительной степени была уничтожена внутренняя отделка.
Уже в 1944 году были начаты подготовительные работы к восстановлению дворца: закрыты щитами все уцелевшие мраморные и гипсовые барельефы, отдельные декоративные детали, снимались кальки с сохранившихся композиций, делались обмеры, велась фотофиксация, приступили к расчистке завалов.
Аналогичная ситуация происходила в Дворцово-парковом ансамбле Павловск. Он всегда отличался от других дворцовых резиденций своей художественно-исторической целостностью. Это памятник русского классицизма конца XYIII — начала XIX века с богатейшими коллекциями русского, западно-европейского и античного искусства. Утраты во время войны касаются не только музейных экспонатов, о которых говорится ниже, это и разрушенный дворец с утраченными элементами декора, интерьеров и фасадов.
Это и скульптура из гипса, являвшаяся неотъемлемой частью декоративного оформления интерьеров: в Египетском вестибюле, в Тронном, Греческом залах, многочисленные рельефы, а также декоративные карнизы, рамы, зеркала, находившиеся в интерьерах, бронзовые розетки, фурнитура, высокохудожественные двери с резь6ой с бронзовыми накладками, художественные наборные паркеты, кованные решетки на лестницах и балконах, живописные плафоны, вставки, сильно пострадавшие фрески как в Туалетной Марии Федоровны, так и на фасадах дворца.
Стоит вспомнить о парковых павильонах, мостах, пристанях, скульптуре, лестницах, полностью или частично разрушенных. В Павловском парке площадью 600 га, являющемся памятником садово-паркового искусства, было вырублено около 70 тысяч деревьев, ландшафты парка были изуродованы множеством воронок от бомб и снарядов, окопами и другими оборонительными и фортификационными сооружениями. Практически полностью была уничтожена гидросистема парка. Поэтому общий объем потерь в виде каталога утраченных предметов является в какой то степени условным.
По плану эвакуации из собрания Павловского дворца были выделены и включены в специальный список первоочередной эвакуации уникальные и имеющие высокую историко-художественную ценность предметы. Во дворце были заготовлены упаковочные материалы согласно этому списку.
Города: Горький (Нижний Новгород) и Сарапул были определены местами эвакуации музейных предметов.
Наличие этого плана сыграло положительную роль в организации упаковочных и других работ по спасению музейных коллекций. В день объявления Германией войны СССР — 22 июня (воскресенье) — дирекцией Павловского дворца-музея были решены все организационные вопросы, а 23-го утром была начата упаковка, из парковых павильонов музейные предметы были перевезены во дворец.
К 5 июля была упакована первая очередь из 655 уникальных предметов, куда входили: Севрский туалет, умывальный прибор и туалетный сервиз Марии Федоровны по рисунку Воронихина и др. фарфор, французские гобелены, часть бронзы, часть живописи, в том числе работы Гвидо Рени, Г. Робера, авторские чертежи архитекторов Павловска — Ч. Камерона, Дж. Кваренги, Т. Томона, К. Росси, П. Гонзага; несколько предметов мебели. (Акт № 66 от 6.07.1941 г. Сектор учета ГМЗ «Павловск».)
июля 1941 г. музейные предметы 1-й партии прибыли в Горький, где были размещены в Строгановской церкви и областном краеведческом музее. После отправки первой очереди необходимо было готовить к эвакуации вторую очередь, одновременно проводя консервационные работы по зданию дворца и парковым павильонам. Все эти работы проводить с каждым днем было все сложнее, т. к. ощущалось приближение линии фронта, нехватка персонала, недостаточность упаковочных материалов и ящиков. Тем не менее 13 июля из Павловска отбыла 2-я партия музейных сокровищ в г. Горький, состоявшая из 1659 музейных предметов. (Сектор учета ГМЗ «Павловск» Акт № 74 от 13.07.1941 г.)
июля 1941 г. специальным распоряжением Ленгорсовета директора Пушкинских дворцов-музеев и Павловского дворца-музея предлагалось оставить в городе Горьком в качестве ответственного хранителя всех музейных ценностей из Пушкина, Павловска, Петергофа Кучумова А. М., а в качестве его помощника Левенфиш Е. Г. 3-я очередь музейных экспонатов, состоящая из 3168 предметов, из Павловска была уже отправлена в г. Сарапул в Удмуртию 20 августа. (Акт № 68 от 20.08.41 г. Сектор учета ГМЗ «Павловск»).
Хранилище музейных предметов в г. Сарапуле размещалось в местном краеведческом музее. Отправка 3-й очереди была осложнена постоянными артобстрелами и налетами авиации. 4-ю очередь отправить в тыл было уже невозможно, т. к. железнодорожные пути были блокированы немецкими войсками.
Последующие этапы отправки музейных экспонатов из Павловска были осуществлены в Ленинград. 4-я очередь — 1 сентября, 5-я — 3 сентября, 6-я — 5 сентября. Всего за эти три раза было отправлено 2180 музейных предметов. В Ленинграде местом хранения для музейных предметов из всех пригородов стал Исаакиевский собор. Окна собора были заложены, купол замаскирован. Несмотря на попадание снарядов, собор выстоял. Но отсутствие вентиляции и чрезмерная влажность стали угрожать сохранности экспонатов. В конце 1943 г. музейные предметы из Исаакиевского собора были перемещены в здания Государственного Эрмитажа, Академии художеств, Музея города, Дома занимательной науки.
С июля 1941 г. параллельно с отправкой в эвакуацию музейных предметов во дворце и парке шли работы по укрытию, консервации. Об оккупации пригородов Ленинграда даже не возникала мысль. В основном все работы сводились к тому, чтобы уберечь вещи в случае пожара, взрывной волны. Верхние этажи дворца были освобождены. Вся мебель была размещена на первом этаже, причем все гарнитуры были перемешаны. Фарфор, стекло и другие хрупкие предметы были размещены в подвальных кладовых. Античная скульптура также была скрыта в подвале, засыпана песком и замурована. В ящики комодов были сложены ткани: драпировки, портьеры, снятые с других этажей.
Зеркала, стекла окон были заклеены тканью, и окна 1-го этажа были заколочены досками и засыпаны песком. Художественные паркеты были закрыты коврами ворсом вниз и засыпаны слоем песка 2 — 3 см. На чердаках и в помещениях дворца были расставлены емкости с песком и водой.
В августе были начаты работы по захоронению парковой скульптуры. Для этого были вырыты ямы, на дно которых предварительно насыпался песок. Мраморные скульптуры, как правило, опускались в землю в деревянных ящиках, ямы закапывались и покрывались дерном. Все эти работы проводились конспиративно. Планы укрытия скульптуры были секретными. 15 сентября Павловск был занят немецкими войсками.
В архиве А. М. Кучумова имеется «Отчет о состоянии Павловского дворца-музея на момент оставления его 15 сентября 1941 г.»- приводится по работе А. М. Кучумовой «От царского дворца — к Советскому музею» (НВК№ 11708, _. 137-138).
«На 15 сентября 1941 г. общее состояние здания дворца было вполне удовлетворительным, за исключением нескольких выбитых стекол в оконных рамах все было в порядке. 24 января 1944 г. город Павловск (Слуцк) был освобожден Советской армией.
Павловский дворец серьезно пострадал от пожара в январе 1944 г.18 февраля 1944 г. сектор охраны памятников искусства при Управлении по делам искусств Исполкома Ленгорсовета провел заседание с повесткой «О состоянии дворцов и парков Ленинграда в результате варварского их разрушения фашистами». Н. И. Белехов, начальник сектора охраны памятников, в своем докладе сказал: «…если Павловский парк пострадал сильнее всего, то Павловский дворец сохранился лучше других… и имеется полная возможность его реставрации, поскольку многие помещения сохранили внутреннюю отделку».
Советским правительством были организованы специальные комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников. Во второй половине 1944 г. Ленинградская городская комиссия предоставила акт об ущербе, причиненном историко-художественным памятникам Ленинграда.
В 1944-1945 гг. в Павловске были начаты первоочередные работы по консервации сохранившихся фрагментов художественной отделки, расчистке завалов, поиску и сбору музейных предметов в окрестностях дворца и парка. В апреле 1944 г. был составлен проект объединенного решения Исполкома ленгорсовета и Ленинградского областного совета депутатов трудящихся «О сборе и охране произведений изобразительного и прикладного искусства (вещевых памятников)», в котором говорилось: «В целях восстановления музеев, разоренных фашистскими захватчиками, необходимо осуществить сбор и охрану произведений изобразительного и прикладного искусства и предметов, имеющих историческое значение».
Через два дня после внезапного нападения фашистской Германии на нашу страну, 24 июня 1941 года, художественные сокровища Государственной Третьяковской галереи стали готовить к эвакуации в глубокий тыл. Уже в июле 1941 года специальным поездом под усиленной военной охраной в Новосибирск было отправлено 634 ящика с картинами, графикой, скульптурой русских мастеров. Вместе с имуществом Третьяковской галереи были эвакуированы коллекции Музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, Музея нового западного искусства, архив Музея музыкальной культуры им. М.И.Глинки и др.
Вторая партия художественных ценностей Государственной Третьяковской галереи была отправлена в Новосибирск водным путем на барже. Вывезти за несколько тысяч километров в глубокий тыл одну из сокровищниц отечественного изобразительного искусства, — такого примера не было не только в истории музейного дела нашей страны, но и в мировой практике. Ящики сколачивали основательные, внутри они обивались клеенкой, а поверх — оцинкованным железом. В них бережно укладывали картины Левицкого, Боровиковского, Тропинина, Кипренского, Венецианова, Брюллова, Верещагина, Крамского, Перова, Ярошенко, Сурикова, Репина, Ге, Куинджи, Серова, Поленова, Левитана, Врубеля.
Картины «Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова» накатывали на специально изготовленные деревянные валы, перекладывая красочный слой папиросной бумагой и мягкой фланелью. Самое большое полотно «Явление Христа народу» А. Иванова (540 × 750 см), свернутое на вал, не могло поместиться ни в один товарный вагон. Вал с полотном решили положить на две открытые платформы, прикрыв брезентом.
августа вражеские бомбы обрушились на территорию галереи. Одна из них разорвалась в гардеробе, другая — в зале, уничтожив оставшиеся здесь рамы отправленных в эвакуацию картин.
Через три дня после бомбежки, 15 августа, от Речного вокзала столицы отправилась баржа со второй партией экспонатов галереи — 41 ящик с 2.294 работами живописи, графики и скульптуры.
В тот же день баржа попала в полосу воздушных боев. К счастью, осколки, пробившие крышу баржи, не задели драгоценный груз. В Москве сотрудники галереи восстанавливали поврежденное бомбами здание, хранили оставшиеся картины и скульптуры.
До ноября 1944 года эвакуированное музейное имущество находилось в только что построенном здании Новосибирского театра оперы и балета. В нем еще не успели провести внутренние отделочные работы. Первыми хозяевами нового театра стали картины прославленной Третьяковки. В огромном, плохо прогреваемом, не приспособленном для хранения картин помещении, в зимнюю сибирскую стужу музейщики сумели наладить необходимую температуру (+16-20 градусов) и влажность (от 50 до 70 %).
Уголь для отопления здания привозили на трамвае. Летом около ящиков с картинами расставляли ванночки и ведра с водой, в залах развешивали для просушки сырые полотна.
Осенью 1944 года правительство приняло решение о возвращении Третьяковской галереи в Москву. Свои «законные» места в залах галереи в Лаврушинском переулке заняли картина Репина «Иван Грозный и сын его Иван», шедевры Сурикова, Васнецова, батальные полотна Верещагина, «Явление Христа народу». 17 мая 1945 года любимая народом Третьяковка была открыта для посещений.
С самого начала Великой Отечественной войны музей, как и все государственные учреждения столицы, перешел на военное положение.
Распоряжение по музею гласило: «В связи с введением военного положения по библиотеке-музею впредь до особого распоряжения с 22 июня установлены с 9 час. вечера до 9 час. утра ночные дежурства ответственных работников». Распоряжение директора музея об назначении ответственных на ночных дежурствах. 30 июня 1941 года
Конечно, сразу же очень остро встал вопрос о сохранности музейной коллекции. Осенью 1941 года весь архив В. Маяковского был упакован и подготовлен к эвакуации.
Часть оставшихся музейных предметов для сохранности была закопана в землю на территории, прилегающей к музею. Это были кинопленки, записи голоса Маяковского, стекло (посуда из шкафа в столовой), два электрических чайника, настольные лампы, самовар, скульптура, мемориальная доска и другие вещи. В заведенном сотрудниками музея дневнике был начерчен план сада и указано точное местонахождение ящиков с мемориальными вещами. В первые месяцы войны стали делать художественную фиксацию мемориальных вещей поэта с указанием размеров, чтобы в случае утраты можно было их восстановить. На протяжении всех четырех лет войны сотрудники музея регулярно вели дневник, куда записывали все, что происходило за это время в музее.
Музейная работа продолжалась. Во время Великой Отечественной войны музей Маяковского ни на один день не прекращал своей работы с посетителями. Организовывались передвижные выставки, научные сотрудники читали лекции в госпиталях и фронтовых частях. Весь коллектив БММ принимал участие в сборе средств на постройку танковой колонны имени В. Маяковского (они перечислили свой однодневный заработок).
В музей приходили письма бойцов с просьбой выслать книги со стихами В. Маяковского. Сегодня в рукописном фонде музея хранится много военных треугольников той поры.
Все оставшиеся в Москве и работавшие в музее во время войны сотрудники были награждены медалью «За оборону Москвы».
С середины июля 1941 г. Москва стала систематически подвергаться массированным бомбардировкам немецкой авиации. Пострадал и Кремль, одевшийся в маскировочные одежды. Золотые купола и кресты храмов были выкрашены темной краской, рубиновые звезды выключены и зачехлены темной материей, Царь-колокол был укрыт под настилом досок. На крышах зданий установлены пулеметы, под стенами собора Двенадцати апостолов находились броневики.
Основной задачей для сотрудников Оружейной палаты в Свердловске стало обеспечение безопасного хранения вывезенных из столицы памятников, исключавшего малейшую возможность их хищения.
Кстати, во время транспортировки ни одна пломба на ящиках с сокровищами не была сорваны, экспонаты в основном доехали без повреждений.
В течение июля все ящики были вскрыты, все экспонаты сверены с поящичными списками. 4 августа Н.Н. Захаров отправил в Кремль рапорт о доставке и размещении предметов, одновременно он просил организовать эвакуацию в Свердловск наиболее ценных икон и экспонатов из соборов, прислать необходимые упаковочные материалы для более тщательной упаковки ценностей. До конца 1941 г. условия их хранения были существенно улучшены.
Одним из основных направлений работы музейщиков в эвакуации стало сличение экспонатов с научными описями и материалами Комиссии по проверке деятельности Оружейной палаты 1939-1940 гг.
В результате этого кропотливого труда была создана охранная опись Музеев Кремля, до сих пор не утратившая своего значения.
Одновременно проводилась реставрация ряда предметов. Так, были приведены в порядок часть трофеев Полтавской битвы, восстановлено коронационное платье императрицы Елизаветы Петровны.
Любопытно отметить, что уже к весне 1942 г., когда на фронтах шли тяжелые бои и победа была еще далека, началась подготовка к восстановлению экспозиции после реэвакуации — создание планов работ, макетов и художественных проектов музейных залов и отдельных витрин, текстов экскурсий и так далее. При указании каждого вида работ обязательно отмечалось количество времени, необходимое для их выполнения. Именно эта четкость и продуманность действий позволила позднее восстановить экспозицию в самые кратчайшие сроки. Несмотря на тяжелые условия проживания и голод, сотрудники отдавали часть своего заработка в Фонд обороны.
В 1944 году, когда победа в войне становилась очевидной, сотрудники палаты готовились к возвращению в столицу. Все экспонаты были заново сгруппированы и упакованы так, чтобы можно их было разместить в определенном зале и поставить рядом с нужной витриной. 20 февраля 1945 г. сокровища вернулись в Москву, а уже 15 апреля по приказу коменданта Кремля Н.К. Спиридонова восстановление экспозиции должно было быть завершено. Благодаря самоотверженному труду сотрудников музея, работавших по 10- 12 часов в день, эта задача была выполнена. 17 апреля 1945 г. в залы Оружейной палаты вошли первые посетители — солдаты Кремлевского гарнизона, помогавшие в эвакуации и возвращении сокровищ. В июне залы старейшего музея Москвы принимали участников парады Победы, прославленных военачальников, Героев Советского Союза. Осмотрел палату и будущий президент США генерал Д. Эйзенхауэр. Новая экспозиция получила самые высокие оценки музейных сотрудников, ученых Москвы и Ленинграда, а также немногочисленных посетителей, для которых было огромным счастьем узнать, что бесценные памятники истории и декоративно-прикладного искусства были спасены для будущих поколений россиян.
Заключение
Основные направления и особенности деятельности: участие в идейно-воспитательной работе — выставки устраивались в краеведческих музеях, на промышленных предприятиях, на призывных пунктах, агитплощадках городов, и комплектование фондов материалами о войне. По некоторым источникам, немцы уничтожали антирелигиозные музеи в храмах на оккупированной территории, но предметы богослужения не трогали. В обстановке всеобщей неуверенности, отсутствия объективной информации, несогласованности действий военных и гражданских служб, страха и начинающегося голода, к счастью, были люди, отчетливо представлявшие, какая опасность грозит ценным коллекциям музеев. По указанию Совета по эвакуации Народный комиссариат просвещения РСФСР разработал общий план эвакуации музеев. Областные и районные музеи эвакуировались при поддержке местных отделов народного образования. По степени ценности фонды всех музеев, центральных и части местных, были разбиты на три очереди — три срока. Эвакуация первой очереди была в основном завершена в июле 1941. Музей Востока: самые ценные экспонаты были эвакуированы в Новосибирск и Соликамск. Уже в мае 1942 года в залах Музея была развернута выставка живописи и графики художников Казахстана и Узбекистана. Продолжалась научная и выставочная работа, комплектование коллекций и библиотеки. В конце 1944 г. экспонаты Музея были возвращены из эвакуации. Отличившиеся сотрудники были награждены медалями «За оборону Москвы» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» 25 мая 1945 г. Музей восточных культур первым среди московских музеев открыл для посетителей постоянные экспозиции. Скульптуры Петергофа закапывали в землю.
Консервация музейных коллекций проходила при почти полном отсутствии упаковочного материала, так как финансовые органы в связи с военным временем сняли все ассигнования на оперативные расходы. Транспорт для перевозки подготовленных к эвакуации экспонатов местные власти давали очень неохотно. Но и проведенная эвакуация в ряде случаев не обеспечивала сохранности культурных ценностей. В смелом расчете властей на то, что Красная Армия быстро остановит наступающего противника, часто эвакуация музейных экспонатов осуществлялась в районы ближнего тыла. Так, например, погибли эвакуированные в Армавир 18 октября 1941, во время боевых действий на Северном Кавказе, наиболее ценные коллекции Центрального краеведческого музея Крыма: археологические, картографические, этнографические. Что-то пропадало бесследно. Разрушены 430 музеев из 991, 44 дворцов культуры и библиотек, разграблены дома-музеи. Во время Великой Отечественной войны, несмотря на то, что предпринимались меры по эвакуации музейных коллекций, музеям временно оккупированных и прифронтовых районов был нанесён большой урон: разрушены здания, уничтожены и расхищены коллекции. Оккупанты стремились реализовать идею Гитлера: создать в Линце, в Австрии, музей всех времен — уникальное собрание произведений искусства всех порабощенных стран. Фюрер особым указом назначил ответственным за вывоз награбленных в оккупированных землях культурных ценностей рейхсляйтера восточных областей А. Розенберга. Центральный оперативный штаб находился в Берлине, отделения дислоцировались в столицах республик или областных центрах оккупированных территорий. Однако уже во время войны началось восстановление и создание новых исторических музеев. В годы Великой Отечественной войны было основано 11 военно-исторических музеев.
ВОВ не остановила развитие и существование музейного дела в России. Некоторые музеи не прекратили свою работу и продолжали принимать посетителей. Сотрудники многих музеев, экспонаты которых были эвакуированы или спрятаны трудились над тем чтоб уберечь их от бомбежек и сохранить на сколько это было возможно. На некоторые музеи была возложена задача проведения выездных лекций в целях патриотического воспитания.
На освобожденных территориях музейные сотрудники приступили к определению степени нанесенного ущерба, и начали постепенное восстановление разрушенных ценностей.
Нами было изучено то, какими средствами музейные работники пользовались при сохранении музейных ценностей, и как проходил процесс их эвакуации.
Целью работы являлся анализ работы деятельности музеев на местах, этапы эвакуации музейных ценностей, итоги работы музеев их роли и задачи в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. В своей работе мы проанализировали подробно несколько этапов деятельности музеев СССР в годы ВОВ, раскрыли их роли и задачи.
Так же в своем исследовании мы определили основные направления музейной деятельности в новых для страны условиях, определить степень ущерба, нанесенного музеям нашей страны фашистской агрессией, а так же установили роль и задачи музеев в их деятельности по мобилизации духовных и материальных ресурсов для борьбы с фашизмом.
Список источников и литературы:
[Электронный ресурс]//URL: https://jret.ru/kursovaya/na-temu-muzey-velikoy-otechestvennoy-voynyi-2/
1.Александрова Л.К. Провинциальные музеи в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Диссертация на соискание ученой степени кандидат исторических наук. // Материалы музеев Верхнего Поволжья и Волго-Вятского региона России. К., 2003. С. 1-200.
2.Врочинская К.А. Информационное письмо о работе музеев. М., 1947 С. 21-23.
3.Деятельность музеев в годы Великой отечественной войны. [Электронный ресурс]. Cайт музеев Москвы. — Режим доступа: <#»justify»>8.Музей в контексте современной культурной реальности: история, проблемы, и перспективы. // Материалы II международной научно-практической конференции, посвященной Международному дню музеев.// Роль музеев в сохранении и изучении истории Великой Отечественной войны: Секция 2. В., 2010. С. 81-99.
9.Музеи пострадавшие в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Сводный каталог утраченных ценностей РФ. [Электронный ресурс]. Министерсво культуры РФ // Проект Культурные ценности — жертвы войны. — Режим доступа: <#»justify»>11.Никандров Н.И. По следам утраченных ценностей. Из опыта подготовки «Сводного каталога культурных ценностей Российской Федерации, похищенных и утраченных в период Второй мировой войны» (аналитическая справка в помощь работникам музеев).
М., 2012. С. 3-23.
12.Поправко Е.А. Музееведение. [Электронный ресурс]. Сайт цифровых учебно-методических материалов ВГУЭС // Методическое обеспечение учебного процесса. — Режим доступа: <http://www.abc.vvsu.ru/>