Италия по своему политическому устройству является Республикой. Ею она стала в 1946 г. а по конституции 1948 г. — парламентской республикой во главе с президентом (избирается на 7-летний срок), с двухпалатным парламентом — Палатой депутатов и Сенатом. С 1994 г. избирательная система в основном базировалась на решении большинства голосов, хотя 25% парламентариев выделяется для пропорционального представительства.
Политическая власть разделена между двумя автономными органами: центральным правительством и региональными правительствами. Последние также избираются народом и обладают законодательными, административными и финансовыми полномочиями. Их влияние не может превышать установленного законами, принятыми или утвержденными на национальном уровне.
Италия занимает южные склоны Альп, долину реки По, Апеннинский полуостров, острова Сицилии, Сардинии и некоторые более мелкие.
Итальянский «сапог» (пл. 302262 км 2 ) врезается в Средиземное море между Грецией и Испанией. Побережье составляет 80% (7500 км) границ и омывается водами четырех внутренних морей — Лигурийского, Тирренского, Ионического и Адриатического. Апеннинский полуостров и Сицилия делят Средиземное море на 2 части, соединенные Тунисским проливом.
По рельефу Италия делится на 3 основных региона: Апеннинский полуостров, долина реки По и итальянские Альпы.
Итальянские Альпы, образовавшиеся в результате обрушения земной коры во время третичного периода, образуют гигантский барьер между Италией и северной Европой. Они делятся на Пьемонт, Ломбардию, Южный Тироль и Венецианские Альпы. В Пьемонтских Альпах выделяются высокие (более 4000 м) массивы Гран-Парадизо, Монблан, Монте-Роза. В верхней зоне Итальянских Альп есть значительные по размерам ледники. Важнейшие перевалы, через которые проходят пути сообщения со странами Европы — Сплуга, Бреннер, Мон-Сени, Симплон, Сен-Готард — лежат на высоте свыше 2000 м.
На большей части территории Италии климат средиземноморский, в долине реки По он становится умеренным, в верхней части гор — холодным. Различается климат и на побережье. Так, и Тирренском он — морской, на Адриатическом — более континентальный. Три части Италии (Апеннинский п-в и острова, Паданская равнина и Итальянские Альпы) также имеют свои климатические особенности. На полуострове это субтропический пояс с преобладанием воздушных масс атлантического происхождения: летом тропический, зимой умеренный. Средняя температура июля около 24 °С на севере полуострова и 26 °С на юге. Летом ветры в основном западные и северо-восточные с низкой интенсивностью, за исключением сирокко, дующего из Африки. Для зимы характерны циклоны с выпадением осадков. Средняя температура на юге полуострова 10°С на внутренних частях 3°С. Снег на малых высотах выпадает только в северной части полуострова, только в горах образуется устойчивый покров. Зима отличается мягкостью Особенно мягкий климат на Итальянской Ривьере (Генуя — t ср. янв.=7 °С)
Географические факторы развития туризма в Италии
... узкой и гористой территории Италии нет пространства для развития длинных и полноводных рек. Итальянские реки большей частью коротки, это скорее горные потоки, стекающие прямо в море или образующие сравнительно ... Сондрио, Больцано и др.) На юго-западе Альпы переходят в Апеннинские горы, которые, окаймляя Лигурийский залив, тянутся дальше через весь Апеннинский полуостров. Апеннины - одни из самых ...
Климат Паданской равнины, переходный между субтропическим умеренным, имеет черты континентальности (лето очень жаркое t 1 ср. июля = 25 °С, зима довольно прохладная, -t ср. янв. = 0 °С).
Слово «фонтан» происходит от латинского fonte (источник); в древнеримских фонтанах вода не била струями вверх, а стекала. Вода по акведукам текла к многочисленным фонтанам, которых в те времена не существовало для красоты: они имитировали источники, а жители брали их воду. Кстати, у жителей Рима почти не было болезней желудка, так как вода, подаваемая на склоны местных холмов, подвергалась тройной очистке через фильтры из угля, песка и трав. Римляне всегда ценили воду. К IV веку в Риме действовало около 800 фонтанов и свыше 100 общественных бань.
Большинство фестивалей были публичными или религиозными, но часто представления и игры устраивались в честь славных побед или по просьбе императора. В правление Августа у римлян было 115 праздничных и выходных дней в году. Некоторые древние традиции сохранились и сегодня. Например. 1 января как начало Нового года римляне отмечали не получением подарков, а жертвоприношением быков Юпитеру в благодарность за помощь в прошедшем году. Знаменитые Сатурналии, дни, когда рабы становились хозяевами и хозяева обслуживали их за столом, стали прообразом карнавалов в Европе.
Первоапрельский обычай появился еще в Древнем Риме эпохи царей. Чтобы остановить затяжной дождь и одновременно научиться управлять громом и молнией, римский царь Нума Помпилий обратился к верховному богу. Юпитер согласился помочь, попросив в жертву отрезать голову. Царь рассек головку луковицы. Тогда Юпитер потребовал жертвы с человеческой головы. На что римский царь срезал прядь волос. «Я требую живой души!» — вскричал бог. Нума не растерялся и в ту же минуту умертвил рыбу. Пришлось Юпитеру открыть хитрому царю свои секреты. Эта легенда послужила основанием для празднования начала апреля с забавными шутками, уловками и обманами как времени, когда человек не потерялся перед Богом.
Многообразие климатических и почвенных условий страны определяет разнообразие производимых вин. В Италии двадцать винодельческих регионов, их названия совпадают с названиями двадцати административных регионов, в которых они расположены. Всю страну можно разделить на три винодельческих региона: северную, центральную и южную. На севере чаще встречаются легкие белые вина (в Пьемонте, однако, производятся одни из лучших красных вин, такие, как Barolo); вина центрального региона Италии — Тосканы и ближайших территорий — считаются лучшими в Италии, а на юге традиционно преобладают крепкие сладкие вина, в основном красные.
Паста — общее название макаронных изделий в Италии. Видов очень много. Пасту используют как гарнир для супов (засыпают заранее отваренные макароны в готовый суп), как основной компонент главных блюд, а также для запекания и фарширования различными наполнителями.
Приготовление итальянской пиццы
... Предшественницей популярной и широко разрекламированной Party pizza (пиццы для вечеринок), которая позиционируется, как ... граница. Связующим звеном стала Тоскана, в ресторанах которой торжествуют и оливковое масло из ... Королевства. Во время своего путешествия по Италии королеву заинтересовали множество людей, особенно ... сыр и сливки. Мини-пицца с тунцом Из теста раскатать небольшие круглые лепешечки. ...
Традиции изготовления макарон в Италии отличаются от способов их приготовления в России. После закипания их не поливают холодной водой, а перед подачей нагревают в кипятке. Именно поэтому их всегда слегка недоваривают, т.е. варят до состояния al dente (аль-денте), когда отваренные макароны слегка прилипают к зубам.
И Италии не принято есть пасту без соуса. Практически для каждого вида этих изделий существует свой соус, состав и консистенция которого зависит от формы и размера пасты
Есть pasta secca (фабричная паста) и pasta fresca (домашняя паста), которая в свою очередь делится на пасту с начинкой (ripiena) и пасту в виде полос (strisce).
Пицца — одно из самых крупных кулинарных достижений Италии. Она делается из дрожжевого теста. Настоящая пицца готовится в дровяной печи (forno a legna) при температуре не ниже 400 °С. По традиции пиццу запивают недорогим красным вином или холодным пивом.
Итальянская пицца бывает двух основных видов: круглая и нарезная (pizza a taglio).
Круглая пицца — это более раннее, неаполитанское изобретение. она немного толще пиццы на ломтик, не должна превышать 30 см в диаметре, не должна быть слишком хрустящей, хорошо прожаренной и высокой по краям. Ее готовят только на заказ. Существуют также миниатюрные пиццы (pizzette), которые жарят на сковороде и подают на закуску.
Pizza a taglio появилась в Риме. Его готовят на больших прямоугольных противнях, затем нарезают на кусочки нужного размера и нагревают на решетке или в духовке. Pizza a taglio более хрустящая, чем круглая пицца, и зачастую не содержит сыра. В Лигурии пекут похожие на пиццу лепешки (focacce), только толще, начиненные сыром, колбасой.
Существует также закрытая пицца (calzone), где тесто располагается как снизу, так и сверху. Это такие виды, как пицца с артишоками и ветчиной (calzone con carciofi е prosciutto), пицца со шпинатом и колбасками (calzone di spinaci e sal-siccia), пицца с брокколи (calzone con broccoletti), пицца с ветчиной и сыром моцарелла (calzone con prosciutto cotto e mozzarella).
Иногда итальянцы готовят необычные пиццы, например, из нетрадиционного теста или с необычными ингредиентами. Например: картофельная пицца с яйцами (pizza di patate alle uova), в которой вместо теста используется картофельное пюре; ароматные мини-пиццы с различными пряноароматными травами (pizzette con herbe) — такими, как майоран, петрушка, розмарин (Пьемонт); пицца из спагетти с тунцом (pizza di spaghetti); пицца из слоеного теста с луком (pizza di sfoglia alle cipolline); тропическая пицца (pizza tropicale) с киви, ананасами, крабами и креветками, средиземноморская пицца (pizza di pane mediterranea) из хлеба; рисовая пицца со сладким перцем (pizza di riso e peperoni), пицца из кукурузной каштановой муки (pizza con farina di granoturco (castagne).
Рим — большой город, но его исторический центр (centro storico, ок. 21 км 2 , 150 тыс. чел.) занимает относительно небольшую территорию, ограниченную Тибром на западе, обширным парком Вилла-Боргезе (Villa Borghese) на севере, Римским форумом (Foro Romano) и Палатином на юге и центральным ж/д вокзалом Термине на востоке.
Общая экономико-географическая характеристика (ЭГХ) Италии, виды ...
... от Сицилии и заканчивая Ломбардией. , Достопримечательности Италии Италия занимает, наверное, одно из первых мест в мире по количеству достопримечательностей. В итальянских музеях хранятся тысячи картин ... густой рыбный суп «качукко», пиццу «Маргарита», «закрытую» пиццу «кальцоне», пасту «болоньезе», ризотто, трубочки из теста с сыром «канноли». В Италии туристам обязательно нужно попробовать также ...
Практически все интересные объекты сосредоточены в центре, внутри Аврелиановых стен (которые сами по себе любопытны – их стоит посмотреть).
Исключение составляют отдельные памятники (главным образом, гробницы и катакомбы), сохранившиеся вдоль античных дорог, и несколько церквей, в древние времена построенных за пределами города и лишь потом оказавшихся в его черте (в их названиях часто присутствуют добавление fuori le mura [фуори ле мура], т.е. за стенами.
Сориентироваться в центре Рима не так уж сложно благодаря важным городским магистралям, которые пересекают его в разных направлениях. Узкие улочки выведут либо на одну из них, либо на набережную Тибра. Отыскать наиболее известные памятники — Пантеон, пл. Навоне, фонтану Треви, расположенному в глубине городских районов, помогут многочисленные указатели.
В Риме есть сувениры со всей Италии. В многочисленных лавках, магазинах, позиционирующих себя как антикварные, а также на лотках можно приобрести разноцветные макароны, изделия из настоящего итальянского алебастра (Florentine marble), фарфоровых (porcelain) кукол, муранское стекло, конфеты, вино кьянти, граппу из различных сортов винограда, майки с репродукциями фресок Микеланджело и другие приятные пустячки. Если вы отправитесь на экскурсию в Помпеи, вы можете купить там коралловые изделия в золоте и серебре, а также сувениры, посвященные теме древнего эротизма. Самые дешевые сувениры — в магазине Comandini на Borgo Pio, 151.
Амфитеатр строился при трех императорах. Император Веспасиан начал строительство в 72 г. н.э. силами пленных иудеев, пригнанных из покоренного его сыном Титом Иерусалима. Для строительства амфитеатра Веспасиан выбрал территорию искусственного озера, когда-то вырытого в садах Золотого дома, грандиозного дворца Нерона. После самоубийства Нерона его преемники уничтожили Золотой дом (остатки дворцового комплекса можно посетить на соседнем холме Оппио.
Озеро осушили и заполнили смесью, похожей на современный бетон. Глубина фундамента таким образом составила 13 м, что обеспечило долговечность сооружения размером 188 х156 м. Внешняя стена была разделена на 3 уровня арок, и арки каждого уровня опирались на колонны разного порядка: первый — на дорическом, второй — на ионическом и третий — на коринфском. В проемах арок второго и третьего ярусов стояли статуи. Во II в. стену надстроили, и ее высота достигла 50 м. Колизей разделен радиальными стенами на 80 секторов, чтобы зрители могли уйти, не задавившись. В дни представлений от палящих лучей солнца сидевших на трибунах (50-70 тыс. чел.) защищал огромный тент. Под усыпанной песком ареной были комнаты для животных и хитроумные механизмы, которые позволяли расставлять любое количество животных и различные декорации за считанные минуты. Гладиаторы попадали на арену из «казармы» по подземному ходу. В 80 г. Тит торжественно открыл амфитеатр. Празднества продолжались в течение 100 дней. За это время на его арене погибло множество гладиаторов и около 5000 зверей. Строительство было полностью завершено при втором сыне Веспасиана Домициане.
В средние века в Колизее проводились христианские обряды, иногда он использовался как феодальный замок, а когда-то был приспособлен для производства селитры. В конце XII в. амфитеатр превратился в каменоломню — из его каменных блоков были построены 23 дома для знатных римлян, в XIV-XV вв. — 6 .церквей, в 1495 г. из материала Колизей построили папскую канцелярию, и XVI в. — мосты, в 1704 г. использовали для постройки гавани. Наконец, в 1750 г. папа Бенедикт IV провозгласил Колизей святым местом: было принято считать, что на его арене встретило смерть множество мучеников-христиан. Так амфитеатр был спасен от окончательного уничтожения.
Храмы Москвы: возрождение
... храм Христа Спасителя или собор Рождества Пресвятой Богородицы Зачатьевского монастыря. Одновременно возводятся новые храмы — в основном в районах новостроек. За последние десятилетия Москва ... «всполохи». * * * Храмовое строительство, как и христианская вера, пришло к нам из Византии. Казалось бы, древнерусские ... на их восстановление, но и вести кропотливую работу в архивах в поисках исходных чертежей. ...
На пл. Колизея сохранилась великолепно декорированная триумфальная Арка Константина (Агсо di Costantino).
Это единственная арка в Риме, воздвигнутая в честь победы не в войне с внешним врагом, а в гражданской войне. Барельефы для украшения этой арки сняты с более ранних сооружений.
В церкви V в. хранятся цепи, в которые апостол был закован в Палестине, чудесным образом слившиеся с теми, в которые его заковали в Риме. Но своей известностью церковь в наибольшей степени обязана шедевру Микеланджело — статуе Моисея, установленной на незаконченном надгробии папы Юлия II.
Вопросы часто возникают из-за того, что маленькие рожки выглядывают из-под волос Моисея. Возможно, причиной этому стал перевод Священного писания. В тексте говорится, что, когда Моисей принес листы, «лучи вышли из его головы». По-древнееврейски слова «лучи» и «рога» пишутся одинаково. Поэтому Моисея стали изображать с рогами, почитаемого как символ божественной мудрости.
Фигуры Лии и Рахили, начатые самим Микеланджело, завершил его ученик Рафаэлло Канталуппо. Остальные фигуры также выполнены учениками.
Храм, посвященный всем богам (греч. pan — все, theos — бог), уникален вдвойне: кажется чудом и что зодчие древности сумели построить такой храм, и то, что он дошел до нас не в руинах. Выдающийся памятник древнеримской архитектуры сооружен в 27 г. до н.э. Марком Агриппой. При императоре Адриане (118-128 гг.) круглый храм был перестроен предположительно по проекту Аполлодора Дамасского. Храм представляет собой ротонду, перекрытую полусферическим кессонированным куполом (диаметр свыше 43 м), имеющим наверху круглое отверстий (диаметр 9 м.), через которое освещается и проветривается помещение. Толщина стен — 6 м. Нетипичное для римской архитектуры того времени здание должно было показать всему миру незыблемость Римской империи.
Под сводами Пантеона человеку легко почувствовать себя в центре Вселенной благодаря огромному куполу с круглым отверстием — «оку Пантеона» наверху арки. Возведение купола такого размера — задача, которую величайшие архитекторы боролись за решение в последующие столетия.
В 609 г. храм был переделан под христианскую церковь Санта-Мария-ад-Мартирес. В XIV в. здание использовали как крепость.
В XVII в. по распоряжению папы Урбан VIII с крыши Пантеона сняли бронзу для отливки балдахина в соборе Петра. Ныне Пантеон является национальным мавзолеем.
Первое желание быть похороненным в Пантеоне Рафаэль Санти выразил в своем завещании. Вслед за ним сюда поместили прах и других знаменитых личностей, в т.ч. представителей Савойской королевской династии. Со временем название «Пантеон» стало нарицательным и обозначает место захоронения достойных граждан Отечества. В районе Пантеона много кафе, которые славятся своим кофе и мороженым (Giolitti, La Palma, San Eustacio)
Путешествие по италии
... несколько средневековых дворцов. В Милане: Собор в готическом стиле, строительство ... Италии - Рим. Крупнейшие города: Рим (3100 тыс. чел.), Милан (2300 тыс. чел.), Неаполь (1500 тыс. чел.), Турин (1200 тыс. чел.), Генуя ... Прочитав мой реферат, вы убедились, что Италия - высокоразвитая страна, ... знаменитый Пантеон - античный храм, возведенный в 27 г. ... севере, так и по всему Апенинскому полуострову. ...
Церковь Борромини стоит на крошечной пл. Quattro Fontane, Quattro Fontane, легкий переход. Отсюда видны три обелиска: Квиринальский дворец и церкви Санта-Мария-Маджоре и Тринита-деи-Монти. По четырем углам площади расположены фонтаны с изображениями Арно, Тибра, Юноны и Дианы. От площади via delle Quatro Fontane ведет мимо дворца Барберини, в котором размещается Национальная галерея древнего искусства (Galleria Nazionale d’Arte Antica) к p. Barberini (пл. Бернини).
Бернини украсил площадь двумя фонтанами — фонтан Тритон (1643) в центре, а на углу via Veneto (ул. Венето) — фонтан Пчелы. Пчелы были геральдическим знаком рода Барберини.
На площадь есть выход из м. Barberini, однако даже самым усталым не стоит завершать здесь свою прогулку. Лучше немного пройти либо по via Sistina к знаменитой Испанской лестнице (придется идти все время в гору, но зато можно увидеть дом № 125, где долгое время жил Гоголь), либо по via Vittorio Veneto (ул. Витторио-Венето) до парка Вилла-Боргезе (Villa Borghese), где можно отдохнуть.
На правом берегу Тибра кирпичные стены окружают территорию самого маленького государства в мире. Это — Ватикан, государство-карлик (0,44 км население — около 400 чел.).
Здесь находится резиденция Папы, преемника Петра и наместника Христа. Каждый христианин испытывает почтение к хранящимся соборе Св. Петра к религиозным святыням, а грандиозное строительство собора и собранная в нем и в музеях Ватикана шедевры скульптуры и живописи не оставляют равнодушными людей любой религии. Все входы на его территорию охраняются швейцарской охраной, одетой в форму, изобретенную Микеланджело. Для посещения открыты площадь и собор св. Петра и Ватиканские музеи. По Латеранским соглашениям 1929 г. между Италией и Ватиканом, помимо собора Св. Пьетро, Ватикану принадлежат несколько экстерриториальных церквей в Риме: Сан-Джовани-ин-Латерано, Сан-Паоло-Сатна-Мария-Маджоре, несколько дворцов и резиденция Папы за пределами Рима — знаменитый Кастель Гандольфо.
Осмотр Ватикана стоит начать с посещения музеев Ватикана. Лучше всего прийти к открытию в утренние часы меньше народа. Осмотр заканчивается Сикстинской капеллой, затем вы выходите во двор, откуда начинается подъем на крышу и купол собора.
Подъем на купол собора Св. Петра состоит из двух этапов: до уровня основания барабана — на лифте/по лестнице (4/3 €), а далее только пешком (380 ступеней) по довольно узкой, крутой и неудобной спиральной лестнице внутри барабана и купола. Вид с купола (136 м.) просто восхитительный. Хороший вид открывается и с крыши, но впечатление гораздо слабее. На крыше сувенирный магазин (очень хорошие цены), таксофон (самый высокий в Риме, можно позвонить, например, Богу).
Посетив купол или крышу, на лифте (или по лестнице) спускаетесь в собор. В соборе стоит сразу посетить крипту. Если вы входите в собор с площади, нужно пройти через пункт контроля (металлоискатель и досмотр вещей), очереди немаленькие. Осторожно! Если вы случайно выйдете из собора, то снова сможете вернуться через контрольно-пропускной пункт. Придется отстоять очередь заново. Для посещения Ватикана необходима одежда, закрывающая плечи и ноги (шорты, короткие юбки, открытые майки недопустимы).
Гастрономический туризм в Италии
... и это один из основных факторов, способствующих развитию гастрономического и винного туризма. Целью дипломной работы является исследование особенностей гастрономического и винного туризма в Италии. В связи с этим ставились следующие задачи: 1) ...
Религиозным святилищем являются катакомбы, расположенные вдоль Аппиевой дороги, где хранятся рисунки первых христиан, использовавших подземные сооружения как помещения для молитв и захоронения умерших.
До катакомб можно доехать автобусом от p. di San Giovanni in Laterano. Большая часть катакомб расположена вдоль via Appia Antica(древней Аппиевой дороги).
Дорога выходит из исторического центра через ворота Сан-Себастьяно и направляется на юго-восток, заканчиваясь в муниципалитете Бриндизи.
Сразу за стенами Аврелиана вдоль дороги начинается серия захоронений, самым известным из которых является могила Сесилии Метеллы.
О судьбе Сесилии почти ничего не известно, но ее отец и муж были патрициями и генералами в эпоху республиканского Рима. В 1302 г. папа Бонифаций VIII отдал гробницу своим родственникам Каэтани и те включили ее в свой укрепленный замок. Мраморная облицовка гробницы сделана в конце XVI в.
Дальше расположены катакомбы Сан-Каллисто (via Appia Antica, 110).
Они проложены в 4 уровнях и еще мало исследованы. Кельи и переходы вырублены в вулканическом туфе. По предположению, длина тоннеля в катакомбах составляет около 20 км, и здесь могли быть похоронены до 50 000 чел. Некоторые помещения украшены фресками. В катакомбах есть Крипта пап, где покоится прах многих первых пап, а также Крипта Св. Цецилии (Чечилии) — там в 820 г. были обнаружены останки святой. Позже ее мощи перенесли в церковь в Трастевере.
За этими катакомбами следуют катакомбы Сан-Себастьяно (via Appia Antica, 136).
Над катакомбами, на месте бывшей базилики, сегодня находится церковь Сан-Себастьяно. У входа в катакомбы раскопан «триклиний» (трапезная), в котором участники похоронных процессий подкрепляли свои силы. Многочисленные росписи на стенах триклиниума изображают сцены из культа святых Петра и Павла, останки которых когда-то были спрятаны в местных катакомбах.
Лигурия — небольшой, но красивый регион Италии, занимающий узкую полосу Лигурийского побережья Средиземного моря на западе Италии. На севере граничит с Пьемонтом и Эмилией-Романьей, на юго-востоке — с Тосканой и на западе — с Францией. Протяженность Лигурийской, или итальянской Ривьеры, составляет около 300 км (с учетом укромных бухт и скалистых мысов — 450 км).
Столица Лигурии, Генуя, является крупнейшим портом Италии и одним из крупнейших портов Средиземноморья. Даже когда самого города еще не существовало, порт (скорее, причал) уже был. Генуя, как замковый камень, венчает арку Лигурийского моря, будучи точкой отсчета двух Лигурийских Ривьер — Ривье-ры-ди-Поненте (на западе) и Ривьеры-ди-Леванте (на востоке).
Первыми на благоустроенный морской залив обратили внимание финикийцы, затем римляне. Римляне позаботились о своих провинциях и начали довольно продолжительный период процветания портового города. После распада Западной Римской империи Генуя, в свою очередь, была завоевана остготами, византийцами и франками. В 774 г. Карл Великий сделал ее главным городом графства. В 958 г. король Италии Беренгар II признал независимость Генуи. Образовалась Генуэзская республика. На его верфях построены первоклассные корабли, способные преодолевать тысячи миль. В 1016 г. она захватила Сардинию. Затем начались крестовые походы в Европе, на которых генуэзцы хорошо нажились. Республика стала обладательницей солидного состояния. В то время даже Венеция опасалась влиятельной морской соперницы. После открытия Вест-Индии Генуэзская республика потеряла значительную часть своих доходов, но долгое время сохраняла высокие позиции в Европе. В1746 г. республика стала зависимой от Австро-Венгерской империи. Затем ею заинтересовался Наполеон Бонапарт, а после его низвержения в 1814 г. эти земли вошли в состав Сардинского королевства. После объединения Италии Генуя стала столицей одного из регионов молодой страны.
Лувр — дворец-музей с мировым именем
... будущего музея, так как предполагалось, что здесь будут размещаться королевские коллекции. Во второй половине 17 в. в Лувре были предприняты широкомасштабные работы с целью приблизить облик дворца к ... пристроек. В это время была возведена еще одна галерея, параллельная Большой галерее. Работы по реконструкции Лувра и увеличению его площади продолжали осуществляться и в последующие десятилетия. После ...
Исторический центр Генуи занимает самую большую площадь в Европе (4 км 2 ).
До XVIII в. торгово-политическим и светским центром Генуи считалась p. Banchi (пл. Банки).
Самое интересное здание на ней — Лоджия-деи-Мерканти (Loggia dei Mercanti, XVI), в которой в XIX в. была открыта первая в Италии товарная биржа.
К главному городскому собору Сан-Лоренцо (Cattedrale di San Lorenzo) от p. Banchi ведут via San Luca (ул. Сан-Лука) и via San Lorenzo (ул. Сан-Лоренцо).
По легенде, храм на этом месте заложил в III в. св. Лаврентий, принявший мученическую смерть в римскую эпоху. Нынешняя постройка датирована 1118 г. В XIII в. храм перестраивали. Французские мастера, построившие собор, взяли за образец знаменитые готические соборы Шартра и Руана. Общее настроение в приподнятом настроении немного ослабевает при взгляде на барельефы, изображающие казнь Сан-Лоренцо. По легенде, когда святого жарили на раскаленном гриле, он сказал своим мучителям: «Одна сторона жареная, переверните меня и ешьте». Образы мученичества вырезаны с характерной готической достоверностью.
Главной достопримечательностью собора Сан-Лоренцо считается капелла Сан-Джованни (Сарpella San Giovanni, 1450-1465), в которой хранятся мощи Иоанна Крестителя, двоюродного брата Иисуса Христа, вывезенные во время одного из крестовых походов. В сокровищнице находится тарелка, на которой Соломею была вручена голова Иоанна Крестителя.
Via San Lorenzo выходитна p. Matteotti (пл. Маттеотти), к которой обращен главный фасад Герцогского дворца (Palazzo Ducale).
Комплеке сооружений занимает площадь. 35 тыс. м 2 . Сначала он служил резиденцией правительства Генуэзской республики. После избрания » 1339 г. дожем Симона Бокканегри статус дворца изменился в соответствии со званием главы городского управления. После реставрации, завершенной в 1992 г., здесь открыли Дворец культуры (Palazzo del la Cultura).
В настоящее время в залах и дворах дворца проходят крупнейшие в городе выставки.
От Герцогского дворца по уютной средневековой via Porta Soprani (ул. Порта-Сопрана) можно пройти к воротам Порта-Сопрана (Porta Soprana).
Двухбашенные ворота представляют собой остатки крепостной стены XII в., некогда служившей надежной защитой жителям Генуи. Слева по ходу движения в окружении деревьев белеют колонны галереи Сант’Андреа (Galleria di Sant’Andrea, Xll).
Сразу за галереей приютился неприметный домик, увитый плющом, здесь в 1451 г. родился Христофор Колумб. Фасад домика Колумба выходит на p. Dante (пл. Данте) современную площадь, от которой во все стороны разбегаются лучами транспортные магистрали.
От домика Колумба всего несколько минут ходьбы по via Dante (ул. Данте) до p. Ferrari (пл. Феррари), в центре которой установлен большой фонтан. Здесь же расположены бронзовый памяти Джузеппе Гарибальди и главный городской Театр «Карло-Феличе» (Teatro Carlo Felice, арх. К. Барабино, 1828).
Разработка проекта познавательного тура в Париж «Париж дворцов ...
... объектов и явлений. Для развития познавательного туризма важное значение имеет «кустовой» принцип планирования, предусматривающий создание вблизи главного объекта туристской притягательности дополнительных объектов ... Целью курсовой работы является разработка проекта познавательного тура «Париж дворцов и парков». Для достижения цели в работе решаются следующие задачи: изучить познавательный туризм, ...
Во время Второй мировой войны театр был почти полностью разрушен бомбардировками союзных войск, но затем восстановлен.
В каждом городе есть одна улица, которая выделяется среди других. В Генуе такая улица носит имя великого борца за объединение Италии Джузеппе Гарибальди (via Garibaldi).
Прокладывать улицу в старой части города начали еще во 2-ой пол. XVI в., но прежде для распределения земельных участков в этом престижном районе были проведены аукционы, в которых приняли участие самые богатые семейства Генуи. Все земли достались лишь пяти. Из множества дворцов особого внимания заслуживают два: Палаццо-Россо (Palazzo Rosso, via Garibaldi, 18) и Палаццо-Бьянко (Palazzo Bianco, via Garibaldi, 11, открыт в те же часы, что и Палаццо-Россо), в которых размещены богатейшие коллекции живописи.
Чтобы посетить все генуэзские дворцы и увидеть все музеи, потребуется не один день. Если время ограниченно, нужно хотя бы ненадолго заглянуть в королевский дворец (Palazzo Reale)
Она делится на две части — Ривьера-ди-Поненте (Riviera di Ponente) и Ривьера-ди-Леванте (Riviera di Levante).
Ривьера-ди-Поненте с ее мягкими берегами, широкими заливами и широкими песчаными пляжами простирается от Генуи до Вентимильи. Здесь находится Сан-Ремо (San Remo) — столица цветов. Нигде в Италии нет такого количества и разнообразия красиво цветущих растений, как в местных садах, оранжереях, на террасах и вдоль улиц.
Алассио в провинции Савона (Savona) — один из прекраснейших пляжных курортов на горном Лигурийском побережье. Знаменитые люди оставляют автографы на набережной, и вы можете найти подписи Эрнеста Хемингуэя и Тура Хейердала.
На границе с Пьемонтом, в горах, расположен город Сасселло (Sassello), сохранивший средневековый облик. Там есть старинный мост и церковь Сан-Джованни (Chiesa di San Giovanni, XII).
Курортный поселок Диано-Марина (Diano Marina) после землетрясения 1887 г. почти полностью выстроен заново. Здесь много гостиниц, дискотек, ресторанов и магазинов. Море в бухте Диано необычайно чистое, и курорт был награжден Голубым флагом, знаком чистой морской воды. На ж/д станции в Diano Marina открывается великолепный вид на морское побережье.
В провинции Савона есть интересные музеи. В Бардино-Нуово, Тово-Сан-Джакомо (Bardino Nuovo, Tovo San Ghacomo) это Музей башенных часов С. Бергалло. Он открыт в 1992 г. по инициативе муниципальной администрации местечка Тово-Сан-Джакомо. Экспозиция размещена в старом муниципальном дворце Бардино-Нуово. Есть часы, их части и детали, созданные мастерами знаменитого семейства Бергалло и другими мастерами.
В населенном пункте Алтаре (Altare) есть Музей стекла и стекольного искусства, где выставлено более 2000 предметов: произведения искусства, бытовые изделия, стеклянная посуда для химии и фармакологии, инструменты и формы для ручной обработки стекла. Большинство экспонатов местного производства из города Алтаре.
Город основали кельты в Паданской низменности на пути, соединяющем Апеннинский полуостров с землями франков. В III в. до н.э. римляне назвали его Медиоланум (стоящий посреди равнины) и сделали административным центром. В 313 г. император Константин провозгласил в Милане эдикт о свободе исповедания христианской веры. После основания Константинополя и разделения Римской империи на Восточную и Западную Милан стал столицей последней, однако вскоре столицу перенесли в Равенну, и город на время утратил прежнее политическое значение. Милан захватывали остготы, лангобарды, франки. После смерти Карла Великого Милан возродился и стал городом-коммуной. Одновременно он распространил свое влияние на окружающие города — Комо, Лоду, Павию, Пьяченцу и Тортону. В 1158 г. войска Фридриха I Барбароссы захватили Милан. Жители оказали упорное сопротивление. И в марте 1162 г. император, уже полностью подчинивший север Италии сровнял непокорный город с землей. В 1167 г. для согласованного сопротивления захватчикам был создан союз городов — Ломбардская лига, во главе с Миланом. В 1176 г. в битве при Леньяно войска Лиги одержали победу — Фридриху пришлось знать независимость коммун Ломбардии. Позже Милан стал столицей достаточно сильного и влиятельного территориального образования — Миланского герцогства (1385).
Город достиг наивысшего расцвета в период правления Jlюдовика Моро, который привлек многих выдающихся деятелей культуры и искусства. С 1482 по 1499 г. в Милане работал Леонардо да Винчи. С 1535 по 1713 г. Миланским герцогством владели испанцы, затем австрийские Габсбурги, от власти которых Милан освободил Наполеон Бонапарт в 1796 г. Он провозгласил Милан столицей Цизальпинской республики, подчиненной Франции, но имеющей право на развитие собственной политики и культуры. После падения империи Наполеона в 1814 г. Ломбардию вновь присоединили к Австро-Венгерской империи. Непрекращающиеся восстания против захватчиков и помощь Франции привели к созданию нового итальянского королевства летом 1859 г., частью которого стали миланские земли. Несмотря на то, что Италия была союзником Германии во время Второй мировой войны, немцы оккупировали ее северную часть, и Милан стал центром Сопротивленния (1943-45).
После войны миланцы –направили все усилия на развитие городской экономики и культуры и произошло «миланское чудо» возник симбиоз промышленности искусства.
Миланский собор посвящен рождеству Богоматери, но называют его чаще просто Дуомо (il Duomo) или по-милански — el Domm. Первый городской собор (IV), освященный во имя св. Теклы (Феклы), располагался на том месте, где теперь разбита p. del Duomo. Во время строительства подземки археологи обнаружили его фрагменты, которые можно осмотреть, спустившись на станцию метро Duomo. Базилику раннехристианского времени и современный собор роднят гигантские размеры. Пятинефный храм Медиолана своими геометрическими параметрами (80×45 м) лишь немного уступал главному христианскому собору Средних веков — Сан-Джован-ни-ин-Латерано (100×53 м).
Длина современного Миланского собора — 157 м, ширина в трансепте — 92 м (в интерьере соответственно 148 и 91 м).
Он третий по величине в Европе (после соборов Св. Петра в Риме и Св. Павла в Лондоне).
Одних статуй в нем насчитывается 3 400. Единственный в Европе беломраморный готический колосс строился целую вечность: первые блоки в фундамент храма заложили в 1386 г. при легендарном правителе Джан Галеаццо Висконти, а проект фасада, законченного к 1813 г., утвердил Наполеон I в 1805 г.
За пять столетий архитектурная мода в Европе сменилась не раз, но зодчие неуклонно придерживались готического направления, заложенного в проект первым строителем Симоне да Орсениго, мастером из Кампионе. Над возведением собора трудились итальянские, немецкие и французские мастера. Когда же один из приглашенных архитекторов — француз Жан Миньо посмел критиковать архитектуру собора, его отстранили от работ, и после этого собор достраивали только итальянцы. В 1572 г. архиепископ Карло Борромео освятил храм. Однако даже во времена Стендаля, писавшего о том, как он разглядывал с высоты его шпиля город Бергамо, Миланский собор еще не принял современный вид. До 1808 г. над перекрестьем нефа и трансепта возносился лишь один (зато самый высокий) шпиль высотой 108,5 м. Его строили с 1765 по 1769 г., а в 1774 г. на вершине установили позолоченную статую Мадонны (Madonnina, 4 м).
Каменный лес из 135 мраморных игл, устремляющихся в небо и с такой силой передающих настроение готической архитектуры, — создание XIX в. Соборная площадь (piazza del Duomo) утратила старые портики, восходившие ко временам Джан Галеаццо Висконти, в 1859 г. Так невообразимо долго строились храмы в других странах Европы, но для Италии это исключительная редкость. На крышу собора (шпал, terrazzi) можно подняться с улицы по лестнице от северной стены храма или на лифте со стороны апсиды.
Вертикальное членение фасада (высота 56 м, ширина 68 м) архитектурно подчеркивает внутреннюю пятинефную планировку базилики, а в плане собор представляет собой латинский крест. Внутрь базилики ведут пять затейливо орнаментированных входов, расположенных между сложными контрфорсами. Барельеф фронтона, созданный скульптором Г. Висмаром из каррарского мрамора по рисунку Черано, называется «Сотворение Евы».
К достопримечательностям интерьера надо отнести мавзолей Джан-Джакомо Медичи (1563) работы Леоне Леони, деревянные хоры, порфировую египетскую ванну IV в., которую используют как крестильную купель.
Надгробный памятник Медичи интересен как совершенный образец владения мастером техникой ваяния: знаменитый кондотьер с детства хромал, и скульптор искусно задрапировал его искалеченную ногу.
Ошеломляет статуя христианского мученика св. Варфоломея (Бартоломео, 1562), с которого живьем содрали кожу. Скульптор Марко д’Аграте, гордясь своей работой, начертал на постаменте: «Не Пракситель создал меня, а Марко д’Аграте» — таким совершенным сделал он этот образец анатомии.
Первые шесть окон стены правого нефа забраны витражами XV в. — самыми древними в этой базилике.
В левом крыле трансепта не может не привлечь внимание 5-метровый бронзовый канделябр (XIII) французской работы (мастер Никола из Вердена).
В крипте и сокровищнице, куда можно пройти по лестнице, начинающейся справа от главного алтаря, хранится серебряная урна с останками св. Карло Борромео -знаменитого миланского архиепископа, умершего в 1584 г. Кроме того, здесь можно посмотреть на коллекцию изделий церковного прикладного искусства, выполненных из золота, серебра и слоновой кости.
Неоклассицистический фасад дворца смотрит на правую (южную) стену собора . За время существования у этого здания не раз менялись владельцы, что изменяло его архитектурный облик. Современный вид дворец приобрел в XVIII в. (арх. Дж. Пьермарини).
К сожалению, интерьеры памятника не пережили бомбежку союзной авиации 1943 г. Старинные фрески, скульптура и мебель почти полностью утрачены. Здание дворца занимают Музей собора, Городской музей современного искусства и выставочные залы.
Музей занимает первый этаж Королевского дворца. Один из самых любопытных экспонатов выставки, посвященной истории строительства и реставрации собора — масштабная (1:20) модель Дуомо (итал. modellone), выполненная из дерева. Ее собирали с XVI по XIX в. параллельно с возведением самого храма.
Кроме того, в музее хранится часть убранства мраморной базилики — скульптура, ковры, витражи и великолепное распятие Ариберта 1040 г.
Пинакотека Амброзиана расположена во дворце, построенном в 1603 г. для кардинала Федерико Борромео. Его же коллекции составили основу галереи. Экспозицию открывают любимые кардиналом Федерико венецианцы и художники миланской школы, целиком захваченные влиянием Леонардо да Винчи. На стенах зала 1 размещены «Поклонение волхвов»
Тициана и «Святое семейство со св. Анной» Бернардино Луини. В зале 2 — «Мадонна» Боттичелли, полиптих «Св. Христофор» Бартоломео Виварини, «Музыкант», приписываемый Леонардо да Винчи. По другому предположению, «Музыканта» написал Амброджо де Предис — миланский подражатель гения. Во всяком случае, «Даму с жемчугом» кисти Предиса также долгое время принимали за работу Леонардо. В зале 3 выставлены замечательные полотна местного художника Брамантино, в том числе его «Мадонна на троне со святыми». Представленные в зале 5 подготовительные картоны Рафаэля для фрески «Афинская школа» в станцах Ватикана (итал. stanze — комнаты) необыкновенно интересны не только с художественной точки зрения, но и как единственный сохранившийся образец больших картонов эпохи Ренессанса.
Другой главный экспонат Пинакотеки Амброзиана, знаменитую «Корзину фруктов» Караваджо, можно увидеть в зале 6.
Галерея Виктора Эммануила II довольно любопытный памятник умонастроению итальянцев эпохи объединения Италии. Это время называют характерным словом Рисорджименто (от итал. risorgere — воскресать, возрождаться, воспрянуть духом).
В проекте крытый торговый пассаж, созданный архитектором Дж. Монгони, носил имя австрийского императора Франца Иосифа, но к моменту начала строительства (1864) Милан и большая часть страны объединились под властью Виктора-Эммануила Савойского, ставшего первым королем новой Италии. Названное в его честь сооружение открыли для покупателей в 1867 г., а окончательную отделку закончили в 1878 г.
Галерею строили в подражание самым современным пассажам Парижа и Лондона, с применением высоких технологий XIX в. В плане она представляет собой крест под крышей из стекла и металла. Протяженность галереи север-юг — 196 м, а запад-восток — 105,5 м, при ширине 14 м и высоте 21м. Верхняя точка купола, перекрывающего круглый зал, расположенный в месте их пересечения, находится на высоте 47 м.
Проход галереи Виктора Эммануила II, ведущий с p. del Duomo на р. della Scala, заканчивается у южного фасада дворца Марино, в котором размещается муниципалитет. Здание построено для генуэзца Томмазо Марино, одного из самых важных представителей миланского делового мира своего времени. Большой интерес представляет внутренний дворик, образованный галереями, арки которых опираются на парные колонны, и украшенными лепниной (гротескные маски, раковины, пышные гирлянды) верхними лоджиями.
Западный фасад палаццо обращен на p. della Scala и смотрит на театр «Ла Скала». Между дворцом и театром стоит памятник Леонардо да Винчи.
Один из символов Милана — театр «Ла Скала», разочаровывает простотой. Здание построено по проекту сторонника неоклассицизма Дж. Пьермарини, и фасад его может служить образцом стиля: выступающий вперед корпус с тремя нижними арками, балюстрада и окна, разделенные двойными колоннами. Однако лаконичность архитектурных форм многократно искупается роскошью интерьеров.
Строительство финансировала Мария-Терезия, императрица Австро-Венгрии. Театр торжественно открыли в 1778 г. оперой Антонио Сальери «Признанная Европа».
«Музыкальная столица Италии уже не Неаполь, а Милан», — записал 6 октября 1816 г. в своем дневнике Стендаль. По поводу дирижера тремя днями раньше: «Полиция просила его не выступать с игрой на альте: она вызывала у женщин нервные припадки».
Во время Второй мировой войны опера сильно пострадала. Вторым рождением «Ла Скала» считается 1946 г. По традиции, театральный сезон в Милане открывается 7 декабря, когда горожане празднуют день покровителя города св. Амвросия Медиоланского.
В театральном музее «Ла Скала», вернувшемся 7 декабря 2005 г. на свое старое место, собраны экспонаты, связанные с зарождением и развитием оперного искусства. В нем выставлены, например, дирижерская палочка Артуро Тос-канини и фортепьяно Ф. Листа, но самое главное, из музея можно пройти в одну из лож зрительного зала.
В музее хранится коллекция графа Джан Джакомо Польди-Пеццоли, переданная городу в конце в 1881 г. Ее наиболее существенная часть -живопись старых мастеров: портреты Лютера и его жены работы Лукаса Кранаха, знаменитый профильный портрет флорентийской девушки с длинной шеей неизвестного автора, который приписывали то Поллайоло, то Вероккьо, — безусловно, лучшая картина собрания, «Снятие с креста» и «Мадонна с младенцем» Боттичелли, «Мертвый Христос» Джованни Беллини, «Портрет куртизанки» Пальмы Старшего, картины Пинтуриккьо, Перуджино, Лотто, таких художников Венеции XVIII в., как Франческо Гварди, Каналетто, Тьеполо. Значительное место в собрании занимает местная ломбардская живопись эпохи Возрождения, включая ее самых значительных художников: Фоппа, Боргоньоне, Соларио, Больтраффио, Луини и Предиса.
По сторонам пешеходной виа-деи-Мерчанти, идущей от Миланского собора по направлению к замку Сфорца, и на одноименной площади (piazza dei Mercanti) высятся несколько примечательных древних сооружений. Дворец Юрисконсультов (Palazzo dei Giureconsuiti) построен в 1564 г. Его фасад украшает статуя, изображающая раннехристианского епископа Медиолана, святого покровителя города -Амвросия. На живописной площади находится Лоджия-дельи-Осии (Loggia degli Osii, 1316), украшенная геральдическими щитами и статуями святых. С ее балкона объявлялись судебные приговоры. Налево от Лоджии — барочный дворец Палатинской школы, со статуями поэта Авсония и св. Августина, установленными в нишах.
По другую сторону улицы расположен Палаццо-делла-Раджи-оне (Palazzo della Ragione или Broletto Nuovo), в котором со времени постройки в 1233 г. до 1770 г. находилась резиденция Миланской коммуны — органа городского самоуправления. Название Broletto происходит от итальянского brolo — огород. В раннее Средневековье на огороде работал суд, а затем был возведен дворец в форме лоджии. Palazzo della Ragione состоит из единственного большого зала площадью 1000 м2. Отличный барельеф позднего романского искусства с изображением всадника украшает его экстерьер.
За станцией метро Cordusio, улица via dei Mercanti поменяет название на via Dante и выведет (идти придется ок. 1 км) к замку Сфорца.
Крепость средневекового вида, которую называют замком Сфорца, — сооружение с долгой историей. На ее месте между 1360 и 1370 гг. был возведен и впоследствии расширялся замок Висконти. По имени калитки в прилегающей городской стене он назывался замком у ворот Юпитера (Castello di Porta Giovia).
Здесь был заточен и умер низложенный родным племянником Бернабо Висконти. После смерти последнего правителя из рода Висконти, миланцы до основания разрушили Кастелло-ди-Порта-Джиова — символ ненавистного режима.
Нынешнюю крепость на старом месте стали строить Франческо Сфорца и его наследники. Над созданием и украшением замка в разное время трудились архитекторы Филиппе Брунеллески, Джованни да Милано, Филарете, Гадио да Кремона, и уже к XV в. он по праву считался самым роскошным в Северной Италии. Настоящего великолепия замок достиг при Лодовике Моро, который пригласил для архитектурных работ Донато Браманте и Леонардо да Винчи.
Позже он был и тюрьмой, и оборонительным сооружением, его разрушали и бомбили, достраивали и восстанавливали. В конце XIX в. сооружение пришло в столь плачевное состояние, что городские власти хотели полностью снести его, но Историческое общество Ломбардии запретило трогать старинный Кастелло — сердце Милана. Реставрационные работы, проведенные между 1893 и 1905 гг., не отличались исторической точностью.
Об их качестве можно судить по центральной проездной четырехгранной башне Филарете. Названная по имени флорентийского архитектора А.-П. Аверулина, или Филарете, она была уничтожена в 1521 г. Во время Итальянских войн здесь размещался пороховой склад, взорвавшийся от удара молнии. В 1904 г. башню отстроили, однако реставраторы не стремились воссоздать постройку XV в., а исполнили вольную фантазию на тему «средневековая башня», что, впрочем, не помешало ей стать одним из символов Милана.
На барельефе над воротами изображена сцена убийства короля Умберто I.
В замке по единому расписанию работают несколько музеев: Музей города, Герцогский двор, Музей музыкальных инструментов и Музей декоративного искусства. Однако самое замечательное художественное собрание хранится в Музее древнего искусства.
Шедевр музейного собрания — «Пьета Ронданини». Микеланджело приступил к работе над ней в 1552 г., постоянно возвращался в течение десяти лет, но так и не успел закончить. Название сцены не совсем точно. Сюжет изображает не оплакивание, а положение во гроб. Истонченное тело сына неостановимо соскальзывает в могилу, разрывая кольцо материнских объятий. В двух одиноких фигурах, затерянных в огромном мире, нет красоты, и даже слово «драматизм» применительно к «Пьета» кажется затасканным штампом. Тема скульптуры — горе, оставляющее человека без слов.
На первом этаже музея выставлена романская, готическая, ре-нессансная скульптура главным образом ломбардских мастеров. О ломбардской скульптуре можно сказать, что она остается приложением к архитектуре, в ней больше инстинкта украшения и ремесла. Специально надо отметить: гробницу Бернабу Висконти XIV в., портал Банка Медичи, приписываемый Микелоццо, ренессансную статую Гастона де Фуа и 20 других статуй его погребального памятника.
Коллекция живописи демонстрируется на втором этаже. В зале 21 представлены работы Винченцо Фоппа, с творчества которого начинается ренессансная ломбардская живопись. В зале 23 собраны абсолютные шедевры, среди которых «Св. Бенедикт» Антонелло да Мессина, «Мадонна с тремя святыми» Андреа Мантенья, «Мадонны» Джованни Беллини и Филиппо Липпи. В зале 25 — портреты кисти Тинторетто и Тициана. В зале 26 — ведуты (итал. veduta — вид, панорама) Каналетто и Гварди.
Парк некогда принадлежал роду Сфорца. В конце XIX в. архитектор Алеманья перепланировал его в английском стиле. Аллеи, переплетаясь, образуют живописные тенистые лужайки. В южной части парка, за холмом Монте-Тордо стоит памятник Наполеону III (ск. Ф. Барцаги, 1881).
Статую перевезли сюда из Палаццо-дель-Се-нато, где она находилась до 1927 г., и поставили на пьедестал, украшенный двумя барельефами. Другая достопримечательность пар- ка — Палаццо-дель-Арте, расположенный в северной его части. В нем проводятся выставки декоративного искусства. Интересны также Старая арена и стадион Чивико эллиптической формы (неоклассицизм, 1806).
Самое значительное художественное собрание города названо по имени огромного дворца (Palazzo di Brera), где, кроме него, располагаются Академия изящных искусств, Ломбардский институт наук и литературы, библиотека и обсерватория. На территории комплекса разбит ботанический сад.
В XIV в. на этом месте были дома и суконная мастерская, принадлежавшие монахам ордена умилатов. Из-за конфликта с церковью в 1571 г. все их имущество конфисковали в пользу иезуитов, организовавших колледж. Склады перестроили в аудитории, в домах поселились студенты и преподаватели. Умилаты без боя не сдались. Надпись над одной из дверей дворца Брера гласит, что монах-умилат стрелял в архиепископа Карло Борромео из аркебузы, но промахнулся.
Вскоре колледжу потребовалось новое здание. Его спроектировал Франческо Мария Риккини. Строительство начали в 1651 г., а закончили в 1773 г. Портал по проекту Джузеппе Пьермарини соорудили в 1780 г. В 1811 г. во внутреннем дворе установили бронзовую статую Наполеона в образе Марса работы величайшего скульптора Антонио Кановы. Император заслужил памятник тем, что распорядился свозить в местные академии художеств картины из оскверненных церквей и монастырей. Так начали формироваться коллекции Галереи Академии в Венеции, Национальной пинакотеки в Болонье и Пинакотеки Брера.
Экспозицию открывает коллекция Эмилио и Марии Йези, которая показывает главные художественные течения в итальянском искусстве первой половины XX в. Живопись представлена работами Боччони, Брака, Каррба, Модильяни, Моранди. В собрании скульптуры преобладают — Медардо Рос-со, Артуро Мари ни и Марино Ма-рини.
Следующая часть галереи отдана живописи XIV и XV вв. и включает шедевры Джентиле да Фабиа-но, Андреа Мантеньи, Джованни Беллини и Витторе Карпаччо. Небольшая картина Мантеньи «Мертвый Христос» (зал 6) написана в конце жизни художника и предназначалась им для своей могилы в церкви Сант-Андреа в Мантуе. Она вошла в историю живописи как впечатляющий художественный эксперимент в выборе ракурса. Мертвое тело лежит ногами к зрителю. «Мертвый Христос» передает драму Голгофы не через описания обстоятельств произошедшего, а через изображение чувств. Это первый пример экспрессионизма, к которому будут обращаться западноевропейские живописцы всех последующих эпох.
Если Мантенья достигает такого художественного эффекта посредством смелого ракурса, то Джованни Беллини для тех же целей изобретает новую изобразительную фигуру — пейзаж. Его «Пьета» переносит трагизм события в пустынный пейзаж под хмурым небом. Пейзажи существовали и до Беллини, но он использует тему природы, чтобы вызвать к жизни целую серию образов и эмоциональных реакций.
В следующих залах (итал. saloni napoleonici) выставлены полотна и фрески крупного формата. «Проповедь св. Марка в Александрии Египетской» (зал 8) кисти братьев Джентиле и Джованни Беллини — наивысшее достижение художественной повествовательное. Большая «постановочная» картина с прекрасной сценографией и множеством подробностей написана с упоением экзотикой Востока. Зал 9 интересен полотнами Тинторетто «Обретение мощей св. Марка» и Веронезе «Ужин в доме Симона». Рядом находятся произведения местной ломбардской школы. Среди них — полиптих Винченцо Фоппы «Мадонна и святые». Для Милана Фоппа был несомненным ренессансным новатором. Его творчество отмечено влиянием падуанской живописи, в особенности Мантеньи. Выставленный здесь же Бернардино Луини с его «Мадонной в розовом саду» представляет уже тот период художественной истории Милана, когда его живописцы поголовно стали «леонардесками» — последователями поселившегося в их городе гения.
Экспозицию продолжают полотна других итальянских школ XV в. В зале 20, представляющем искусство Феррары, особенно интересны «Иоанн Креститель» и
«Св. Петр» — боковые панели полиптиха Гриффони, выполненного в 1473 г. Франческо делла Коссой для базилики Сан-Петронио в Болонье. Другие его части находятся
в музеях Рима, Лондона и Вашингтона. В зале 24 собраны шедевры Пьеро делла Франческа, Луки Синьорелли, Браманте и Рафаэля. Фрески прославленного архитектора Браманте показывают, что он был отличным и сильным живописцем. Если бы не эти миланские фрески, мы бы знали о Браманте-живописце только по литературным свидетельствам. «Обручение Марии с Иосифом» (1504) — лучшее произведение молодого Рафаэля. О его поисках идеальной красоты Стендаль оставил такую дневниковую запись: «Ни в одном из персонажей нет ничего вульгарного, все достойно восхищения. Полная противоположность Тициану».
Другое художественное сокровище Пинакотеки Брера принадлежит кисти величайшего живописца раннего итальянского Возрождения Пьеро делла Франческа. По традиции его называют Pala Mon-tefeltro (между 1472-1474).
Картина изображает Деву Марию со спящим на ее коленях младенцем Христом в окружении ангелов и святых. У ног Мадонны — коленопреклоненный герцог Федериго да Монтефельтро Урбинский. Его нетрудно узнать по знаменитому портрету работы того же художника из флорентийской галереи Уффици. Из-за страшного ранения в правую сторону лица Федериго всегда изображали в профиль слева.
Из живописи XVII в., представленной в зале 29, можно отметить первоклассного Караваджо, «Ужин в Эммаусе», а в зале 31 -«Тайную вечерю» Рубенса. Следующий XVIII в. в истории живописи представлен работами блестящих мастеров Венеции Пьяццет-ты, Тьеполо, Гварди и Каналлето.
Сан-Маурицио — церковь бенедиктинского монастыря, игравшего важную роль в истории Милана. С ним были связаны судьбы представителей герцогской семьи и знатнейших семей города. Другое название церкви Сан-Маурицио — Монастеро Маджоре.
Здание построено в начале XVI в. и представляет собой яркий пример архитектуры эпохи Возрождения. Интерьер расписывал Бернардино Луини и другие ломбардские мастера начала XVI в., всецело захваченные влиянием Леонардо.
В одной из капелл нарисована сцена казни святой Екатерины. Считается, что Луини изобразил казнь графини Бьянки-Марии ди Каллант, которой отрубили голову в 1516 г. в Милане.
В бывшем монастыре, примыкающем к церкви, сегодня располагается Археологический музей (Museo Civico di Archeologia), представляющий исчезнувшие цивилизации этрусков, Греции и Рима, варварской Европы и древней Индии.
Церковь доминиканского монастыря Санта-Мария-делле-Грацие, строившаяся между 1465 и 1490 гг., — пример зодчества переходного от поздней ломбардской готики к Возрождению.
С 1492 г. синьором Милана стал Лодовико иль Моро. По его поручению новым оформлением архитектурного пространства занялись лучшие мастера итальянского Возрождения. Над алтарной частью, например, трудился Дона-то Браманте. Строительные работы завершились в 1497 г., и Лодовико перенес в храм прах своей жены Беатриче д’Эсте. В 1496 г. Моро поручил Леонардо да Винчи расписать храм и прилегающий к ней монастырь с рефекторием.
Главное художественное сокровище Санта-Мария-делле-Грацие — фреска Леонардо да Винчи «Тайная вечеря» — занимает северную стену монастырской трапезной (итал. cenacolo), где также проходили заседания суда Инквизиции. Неутомимый экспериментатор, Леонардо решил сделать роспись, сочетая масло (масляные краски только-только ввели в обиход нидерландские живописцы) и темперу. Время достаточно быстро показало, как ошибся великий мастер — уже в 1568 г. Дж. Вазари увидел вместо яркой фрески «тусклое пятно».
Не лучшим образом сказалось на состоянии живописных шедевров и то, что в 1796 г. солдаты генерала Бонапарта в нарушение его приказа устроили здесь конюшню. Наполеон I по-своему пытался спасти «Тайную вечерю». Он решил перенести ее вместе с частью стены во Францию, где реставраторы готовы были попытаться вернуть работе гения первоначальный облик, а чтобы Милан не остался без Леонардо, он распорядился изготовить копию фрески, выполненную в технике флорентийской мозаики. Полностью замысел реализовать не удалось, но на мозаику-копию (худ. Джакомо Рафаэли) можно полюбоваться в Вене в церкви Ордена миноритов (подробнее см. путеводитель «Австрия» серии «Вокруг света»).
Во время Второй мировой войны лишь чудо, в виде мешков с песком, спасло шедевр, когда 16 августа 1943 г. восточную стену и свод трапезной снесла американская бомба. Причиной последней реставрации, окончившейся в 1999 г., стал губительный городской смог.
Противоположную стену трапезной занимает отличное «Распятие» Донато Монторфано, написанное одновременно с шедевром Леонардо да Винчи, но в традиционной технике фресковой живописи.
Четвертую капеллу правого нефа церкви Санта-Мария-делле-Грацие украшают неважно сохранившиеся фрески Гауденцио Феррари.
Базилика Сант-Амброджо, изначально базилика Мучеников (Basilica Martyrum, по имени мучеников Гервазия и Протасия) — одна из трех древнейших церквей Милана, образующих идеологически связанную группу. Другие две — церковь Сан-Симпличано (San Simpliciano, в древности базилика Девственниц (Basilica Vir-ginum), и Сан-Надзаро-Маджоре (San Nazaro Maggiore, бывшая базилика Апостолов (Basilica Apos-tolorum).
Все три базилики основаны Амвросием Медиоланским, желавшим, чтобы Милан (его кафедра и резиденция императора) мог выдержать сравнение с Римом -древней столицей мира, вокруг которой на кладбищах вдоль дорог император Константин расположил храмы во имя римских мучеников: апостолов Петра, Павла, св. Агнессы, Лаврентия, дьяконов Петра и Марцеллина.
Так в предместьях Медиолана возникло святилище местных страстотерпцев Гервазия и Протасия, а две другие церкви возвели, из-за нехватки медиоланских мучеников, над принесенными мощами. Кольцо храмов, стоявших на дорогах, ведших из города, опоясало Медиолан.
Сант-Амброджо и Сан-Надзаро окончены в 386 г. Сан-Симпличано, вероятно, спроектирована при жизни св. Амвросия. После всех перестроек древнейшая кладка стен Сан-Симпличано все еще достигает высоты в 12 м, а Сан-Надзаро лишь замаскирована переделками XII в.
Современную Сант-Амброджо легко принять за раннехристианскую базилику. На самом деле, существующее здание построено гораздо позже — между 1080 г. и серединой XII в. Тем не менее она по праву считается шедевром романской архитектуры и прообразом всех романских церквей и поражает редким стилевым единством.
Перед входом в базилику находится просторный атрий, образованный портиками конца XI в. В их аркадах находит реплику необычный фасад в виде двух поставленных друг на друга лоджий. Строгая, ничем не украшенная колокольня (IX), стоящая справа от фасада, называется Моначи (итал. monachi — монахи), а расположенная слева от фасада элегантная и праздничная звонница (1144), выполненная по законам ломбардского стиля, — Каноничи (итал. cannochi — каноники).
На левом портале можно увидеть дороманский рельеф, изображающий св. Амвросия. Архитрав косяк и люнет центрального портала датируются VIII-X вв.
По справедливости знаменит покров главного алтаря Сант-Амброджо. Алтарь мастера Вульвина — один из самых блестящих памятников каролингского искусства. Это вообще единственная металлическая оправа церковного алтаря, сохранивша- яся со времени Каролингов. Лицевую часть шедевра украшает изображение Христа на троне и 12 сцен Нового Завета. Задняя стенка алтаря значительно интересней. Большинство средневековых произведений искусства анонимны. Осознание смертного греха гордыни не позволяло авторам оставлять имена на работах, по сути принадлежавших не им, а божественному вдохновению. Тем удивительней пример самосознания, продемонстрированный мастером Вульвином. Он не только изобразил себя, получающим корону из рук Амвросия Медиоланского, в одном из медальонов задней стенки алтаря, но и подписал автопортрет. В другом медальоне такую же точно корону из рук небесного покровителя Милана получает архиепископ Ангильберт II (824-859) — заказчик алтаря. Кроме медальонов задняя стенка алтаря украшена 12 сценами из жизни св. Амвросия.
Капелла Сан-Вииторе (San Vittore in Ciel d’Oro) в правом трансепте примечательна мозаиками V в., в том числе древнейшим изображением Амвросия Медиоланского. За всех миланцев Бога просит пожилой толстогубый человек с мудрым, чуть усталым взглядом и большими оттопыренными (левое сильнее, чем правое) ушами.
Другим украшением интерьера служит замечательное ограждение хора XII в., соединяющее в себе черты византийского и романского искусства. В крипте в прозрачных реликвариях хранятся мощи Гервазия, Протасия и Амвросия Медиоланского. Через левую часть трансепта можно пройти в портик Браманте.
Музей расположен в монастыре Сан-Витторе (XVI).
Основан в 1953 г. Экспозиция состоит из рисунков машин, а также моделей и оригинальных аппаратов, рассказывающих о развитии науки и техники в Италии. Интересна богатейшая коллекция часов — от самых древних водяных и песочных до современных электронных. Один из залов (еще его называют галереей) посвящен открытиям Леонардо да Винчи. У входа в галерею выгравирован автопортрет художника.
Музей расположен на одной из самых старинных улиц города, рядом с via Monte-Napoleone (ул. Монте-Наполеоне).
В экспозиции музея картины, печатные издания, различные документы, предметы искусства, связанные с историей Милана.
Лучшая часть галереи — коллекция Карло Грасси, включающая произведения венецианского живописца XVIII в. Пьетро Лонги, французских художников XIX в. Сезанна, Ван Гога, Мане, Гогена, Сислея, Тулуз-Лотрека, Коро. В собрании скульптуры есть Антонио Канова. Безусловным открытием будет знакомство с миланским скульптором Медардо Россо (1858-1928), творчеству которого посвящены два зала.
В кольце пригородных храмов раннехристианского времени один сохранился замечательно. Церковь Сан-Лоренцо-Маджоре — здание необычной и превосходной архитектуры, ошеломляющий памятник погибшей цивилизации древнего Рима. Церковь IV в. в честь мученика Лаврентия представляет собой в плане квадрат внутреннего помещения, заключенный в галерею, по сторонам которой поставлены четыре башни. В конце XVI в. через углы центрального объема перебросили арки, превратившие его в восьмиугольник, а купол подняли на высокий барабан. Из трех больших капелл восточная, в память Ипполита (мученика, связанного со св. Лаврентием), и южная, Сант-Аквилино (названная так позднее по имени местного святого, жившего, видимо, около 1000 г.), были возведены одновременно с главной церковью. Северная капелла Сан-Систо (в память папы Сикста II, принявшего мученическую смерть вместе с Лаврентием) — пристройка, сделанная около 500 г. Шестнадцатиколонный портик, расположенный напротив входа, — все, что осталось от обширного двора-атрия, через который вступали в храм. Его колонны строители взяли из какого-то языческого святилища II или III в.
Капелла Портинари романской церкви Сант-Эусторджо — жемчужина стиля ренессанс. Ее построил флорентинец Микелоццо по заказу купца Пиджелло Портнари. Архитектура храма, его фрески, показывающие жизнь и мученичество св. Петра, работы местного живописца Винченцо Фоппы, скульптура Джованни ди Бальдуччо образуют вместе гармоничный ансамбль. Фрески и бесчисленные алтарные образы миланских художников заслуживают многих часов блужданий по городу. Историю миланской живописи, по счастью, все еще можно изучать в миланских церквях и видеть живописные работы в местах и в употреблении, для которых они написаны. Упомянутый Винченцо Фоппа родился в Брешии ок. 1428 г. и, прожив на свете почти 90 лет, стал основателем миланской школы живописи. Про него говорят, что он чересчур прост и не так артистичен в линии, но в понимании цвета Фоппа шел за Пьеро делла Франческа. Последователем и, может быть, учеником Фоппы был Амброджо Боргоньоне, которого называют «северным Фра Анджел ико». Через 20 лет госле «Тайной вечери» Леонардо он писал свое «Венчание Богоматери» в Сан-Симпличано совершенно в том же духе, как писал Фра Анд-желико за 60 лет до Леонардо. Фрески Боргоньоне, перенесенные из упомянутой церкви Сан-Сатиро в Пинакотеку Брера, говорят о нем, как о блестящем колористе. На Боргоньоне и Бра-мантино оканчивается старая ломбардская школа, шедшая от Фоппы.
1. Вокруг света: Италия. – М.: Изд-во «Вокруг света», 2006
2. Италия: города искусств. – М.: Изд-во «Вокруг света», 2006