Туризм как досуговая деятельность существует много столетий. С незапамятных времен простое человеческое любопытство привлекало людей к путешествиям без определенной цели. Сегодня туризм активно развивается, люди начали осмысленно путешествовать — в образовательных, религиозных, оздоровительных целях. Туризм стал играть такую важную роль в жизни общества, что превратился в уникальную глобальную отрасль в больших масштабах, а туристические ресурсы становятся важной частью национального богатства многих стран.
В наше время, как и в далеком прошлом, во многих частях мира существуют сильные религиозные противоречия и противоборства между религиями. Кое-где даже проливает кровь людей, считающих свое понимание истины единственно правильным.
Религиозный туризм играет важную роль в международной и национальной туристической системе. Люди совершают паломничество и экскурсии по святым местам и религиозным центрам. Они стремятся участвовать в религиозных обрядах, молиться, приносить жертвы. Религия влияет на формирование самосознания и стереотипов поведения людей. Он действует как элемент социальной системы и, во многих случаях, один из самых важных. Религиозный туризм оказывает на человека огромное эмоциональное воздействие. Многие люди после паломничества возвращаются преобразованными, разрешив некоторые противоречия в своей жизни, отдохнув и в хорошем настроении.
В двадцатом веке индустрия туризма быстро развивалась, а средства транспорта и связи совершенствовались. У людей появляется больше возможностей посетить святые места своей религии. В то же время возникло желание объединить духовные достижения народов других стран, понять суть их религии. Можно предположить, что отчасти это вызвано определенным кризисом религий, который произошел в связи с быстрыми изменениями всех сторон жизни человека в последние десятилетия.
Религиозный туризм подразделяется на две основные разновидности:
1.религиозный туризм экскурсионно-познавательной направленности
2.паломнический туризм
В первом случае туристов в основном интересуют экскурсии с посещением монастырей, храмов, музеев и выставок. Кроме того, эти туристы могут быть или не быть приверженцами религии, объекты которой они посещают, а также, как правило, они могут быть нерелигиозными людьми. Следует отметить, что религиозная тематика очень часто является составной частью комбинированных туров культурно-познавательной направленности.
Паломники заинтересованы в непосредственном участии в богослужении. Социально-психологическая основа паломнического туризма уже, чем религиозная. Паломники в основном исповедуют религию, святые места, которым они пришли поклоняться. Экскурсии, посещение музеев, выставок для них — вторичная, сопутствующая задача или вообще мало интересны им.
Современное состояние и перспективы развития рынка туризма для ...
... работы - изучить современное состояние и перспективы развития туризма лиц «третьего возраста» и разработать турпродукт для туристов этой возрастной группы на основе теоретических рекомендаций. Задачи исследования: 1. Дать характеристику такого направления туризма как туризм для лиц «третьего возраста» 2. Оценить перспективность развития туризма для лиц третьего возраста ...
обычной среды
Туристы отправляются в поездки:
ü индивидуальные или групповые;
ü организованные при посредничестве турфирм или религиозных организаций и неорганизованные;
ü с различными способами размещения — гостиничным и негостиничным; в пределах своей страны или за рубеж;
ü на короткий или длительный срок и т.д.
Туристы-туристы пользуются услугами туристической отрасли: транспорт, размещение и общественное питание, секторы развлечений, а также туроператоры и туристические агентства, продающие туристический продукт. Во многих случаях паломники также получают пользу от других услуг: они живут и едят в храмах, монастырях, ашрамах, иногда они прибывают в пункт назначения с помощью средств, предоставленных этими организациями. Паломники также могут выполнять определенную работу в виде послушания, служения; иногда такая работа бывает, обязательна для них.
Объектами притяжения религиозных туристов являются святые места и центры религий. Поездки могут быть связаны с богослужением, праздниками, фестивалями, которые проводятся в определенное время года. Путешествуя за границу, туристы должны пройти таможенные, валютные, визовые и другие формальности. На российском туристическом рынке уже созданы компании, занимающиеся практической организацией поездок паломников и туристов и специализирующиеся на предоставлении услуг в сфере религиозного туризма.
Объектом данной курсовой работы, Предметом дипломной работы, Основная цель данной работы состоит в том
религиозный туризм поездка паломничество
Актуальность темы курсовой работы, Глава 1. Религиозный туризм как объект изучения. Основы практической организации поездок , 1.1 Определение религиозного туризма, его место в системе туристской деятельности
Туризм — это форма миграции людей, не обусловленная сменой места жительства или работы. По определению, туризм — временные выезды (путешествия) людей в другую страну или местность, отличную от места постоянного жительства на срок от 24 часов до 6 месяцев, в течение одного календарного года или с совершением не менее одной ночевки в развлекательных, научных, оздоровительных, спортивных, гостевых, познавательных, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, оплачиваемой из местного источника.
Всемирная туристская организация (ВТО) оперирует следующим определением понятия «турист». Турист- это лицо, которое путешествует и осуществляет пребывания в местах, находящихся за пределами его обычной среды существования, на срок не более 12 месяцев.
Ссылаясь на материалы Международной конференции по статистике путешествий и туризма и рекомендации ВТО, выделяет три главных критерия, позволяющих включить туристов и экскурсантов в категорию посетителей и отличить их от других путешествующих лиц. Это, во-первых, выход из привычной обстановки, во-вторых, продолжительность пребывания в месте путешествия и, в-третьих, цель визита.
Религиозный туризм и его место в системе туристской деятельности
... Азия с господствующим буддизмом, конфуцианством Центральная Азия с доминантой буддизма Глава II. Формы религиозного туризма 1. Паломничество, Центры христианского паломничества В ... Кипр и в Закавказье. 2.Экскурсионные туры на религиозную тематику, География экскурсионного туризма религиозной тематики. Близкие паломничеству потоки формируются экскурсионным туризмом религиозной тематики. Такие ...
постоялых жителей
Итак , мы можем сказать, что туристом, путешествующим с религиозными целями, является человек, выезжающий за пределы обычной среды на срок не более года для посещения святых мест и центров религии. Под религиозным туризмом следует принимать виды деятельности, связанные с предоставлением услуг и удовлетворением потребностей туристов направляющихся к святым местам и религиозным центрам, находящимся за пределами обычной для них среды
Религиозный туризм-это самостоятельный вид туризма. Как и другие виды, он имеет свои разновидности: паломнический туризм и религиозный туризм пешеходно-познавательной направленности.
1.2 Разновидности религиозного туризма , духовно-паломнический туризм., 1.2.1 Паломнический туризм
Этот вид религиозного туризма представляет собой совокупность поездок представителей разных религий с целью паломничества. Слово «паломничество» происходит от слова «пальма»: христианские паломники, путешествовавшие на Святую Землю в средние века, приносили оттуда пальмовую ветвь.
Паломничество
Паломничество предполагает определенное отношение человека к действительности. Психологические особенности паломников очень разноплановы. Паломник в большинстве случаев — глубоко верующий человек с уже сложившейся системой ценностей. он готов на время отказаться от привычного образа жизни: общения, удовольствий, еды — ради достижения своих духовных и нравственных целей. Идея паломничества подразумевает действие в условиях определенных трудностей, добровольно взятые на себя обязательства в этих условиях. Это символизирует готовность человека жертвовать временным и преходящим материалом во имя духовного вечного. В индуизме, буддизме, христианстве и других конфессиях развито пешее паломничество, особенно по уже существующим маршрутам. Люди отправляются в паломничество, когда им недостаточно ритуальных действий в местах их нормальной жизненной среды. Они едут или идут в святые места для познания новых религиозных мест, которые более значимые для них.
1.2.2 История паломничества
Паломничество возникает из паломничества, из желания посетить места, освященные ногами Спасителя, Богородицы и святых, из желания приобщиться к святости места. Это желание быть освященным из одного места вынудило многих христиан, особенно грешников в некотором роде и желающих искупить свой грех, совершить далекие паломничества к святым местам. Грех искупался в момент завершения подвига. Предприятие, по сути, состояло в отказе от удобств, в том, что человек временно освобождается от всех земных цепей богатства и приобщается к бедности. Человек стал добровольным нищим и следовал завету Христа: он не сеял, он не жал, полностью подчиняясь воле Бога. Итак, он пошел туда, где его вера привлекла его, и там, увидев святилище, прикоснувшись к нему, он снова стал тем же человеком, просветленным только благодаря совершенному им подвигу.
Путь верующих к святым местам для поклонения известен издревле. Центрами паломничества в древности были храмы Амона в египетских Фивах, Осириса в Абидосе, Аполлона в Дельфах и др.
У христиан паломничество началось с 4 в. в Палестину, где совершались божественные деяния Спасителя. Каждый паломник получает множество впечатлений от чудесных знамений и необычных совпадений, случившихся с ним во время паломничества.
Религиозный туризм
... христианство (православие и католицизм), ислам и иудаизм. Религиозные путешествия стали занимать все большую долю, но сам процесс перемещения и размещения туристов «диким» способом не выводит этот вид туризма ... которые занимаются именно паломническим туризмом. Целью паломничества является выполнение религиозного ... продолжала развиваться, приобретает новые черты. Паломничество принимает массовый характер ...
Однако святитель Григорий Богослов осуждает чрезмерное увлечение паломничеством, считая, что паломники часто путешествуют из праздного любопытства, впадают в нецензурные истории и искушения. Многими православными считается, что в любом храме можно причаститься Тела и Крови Христовых (самой Высшей святыни), а деньги, собранные для паломничества, лучше раздать нищим. Среди православных монахов приветствовалось затворничество (от соблазнов мира), а паломничество и крестные ходы допускалось для укрепления (коллективной сплочённости) ещё неокрепших в вере членов Церкви.
В средние века наряду с Палестиной паломничество стало предприниматься: у православных — в Константинополь, на гору Афон (Греция); у католиков — в Рим и Лорето (Италия), в Лурд (Франция).
Западная церковь различала:
v великое паломничество (peregrinationes primariae) — путешествия к Святому Гробу в Палестину, в Рим (Limina apostolorum), Сантьяго-де-Компостелу (см. Путь Святого Иакова) и Лорето (см. Дом Богородицы);
v малое паломничество (peregrinationes secundariae) — посещение местных отечественных святынь.
В конце ХV в. для совершения паломничества требовалось предварительное разрешение духовных властей, которое давалось под условием платежа пошлины в пользу Папы. Пунктом отправления служила Венеция (впоследствии — и Марсель), где паломники запасались путеводителем, отпускали бороду и облачались в паломническую одежду — калиги, коричневый или серый плащ, греческую шляпу с весьма широкими полями, обыкновенно украшенную раковинами; клюка, сума и бутылка (выдолбленная тыква) дополняли паломнический наряд. К плащу и шляпе паломники прикрепляли красный крест. В Венеции паломник заключал контракт с судохозяином (патрон), который обязывался не только перевезти его в Святую Землю и обратно, но и сопровождать его в странствиях по святым местам, доставлять ему во время всего пути пищу и защиту, платить за него подати мусульманским властям и т.п.
С 1881 г. во Франции стали ежегодно организовывать паломнический караван в Святую Землю, придавая ему характер приношения покаяния за преступления республиканского правительства против церкви; в состав такого каравана, численность которого нередко доходила до 300-400 чел., входили лица белого духовенства и зажиточные люди ультрамонтанского настроения. С конца 1870-х годов подобные немецкие караваны строили францисканцы в Вене и Мюнхене.
В XX в. в связи с развитием туризма, современных средств транспорта, связи, информационным бумом возросли интенсивность и географическое разнообразие паломничества. По имеющимся данным, более 200 млн. человек ежегодно совершают паломничества.
В современной России наблюдается возрождение интереса к религиям и церкви. В советское время религия не оказывала большого влияния на туризм. Религиозные святыни считались исторически интересными и привлекательными с эстетической точки зрения.
1.2.3 Виды и особенности паломничества , индивидуальные, семейные
У паломников обычно гораздо более низкие требования к уровню и качеству обслуживания, питания, проживания. Они останавливаются на ночлег в кельях монастырей, на территории ашрамов, в палаточных городках (во время хаджа, например), могут ночевать в храмах на полу или прямо на улице. Выбор пищи обычно невелик, и она более скромная. В христианских странах во время голодания пища постная, в Индии — вегетарианская.
Особенности туризма как объекта управления
... мы совершали куда-нибудь поездки, читали в газетах статьи о туризме, смотрели телепередачи о путешествиях, а, Особенности туризма как объекта управления планируя свой отпуск, пользовались консультацией и услугами туристских агентств. ...
Паломничество предполагает посещение святых мест. Это могут быть монастыри, храмы, природные объекты: горы, реки, озера, леса, пещеры. Часто паломничества бывают приуроченными к определенным праздникам. Например, в христианстве паломничество в определенный храм или монастырь может совпадать с днем памяти местного почитаемого святого. Многие паломники направляются в Ватикан, чтобы послушать пасхальную проповедь Папы.
1.2.4 Духовно-паломнический туризм
Духовный и паломнический туризм пока имеет довольно узкую социально-психологическую основу. Но все же мы можем говорить о своеобразном паломническом туризме. Имеется в виду путешествие туристов из Северной и Южной Америки, Западной Европы, России и стран СНГ к различным духовным практикам в странах Востока, в основном в Индии, а также в Китае, Тибете, Непале и Японии. Например : одна из мусульманских организаций Казахстана планировала направить своих членов в межконфессиональный поход в Тибет. Тибет, хотя и не имеет мусульманских святынь, является очень значимым духовным местом.
В Индии ашрамы — центры медитации, йоги, философии, возглавляемые духовными учителями, многие из которых известны далеко за пределами Индии, в том числе и в России, служат системами для привлечения таких туристов. Практики и наставления, дающиеся во многих ашрамах, а также в Золотом Городе часто выходят за рамки религии или не имеют непосредственной (видимой) религиозной подоплеки. Их универсальный характер подчеркивается для людей разных религий, национальностей, полов, возрастов и профессий. Цель таких практик — помочь человеку решить свои проблемы, а также в его духовном и нравственном самосовершенствовании, познании своей внутренней духовной природы.
Возьмем два примера, также связанных со странами Востока, Другой пример, 1.2.5 Макрорегионы паломничества
На основании работ ряда ученых, в частности А.Ю. Александровой, можно выделить следующие макрорегионы паломничества:
- православные страны мира: Россия, Украина, Белоруссия, Молдавия, Грузия, Греция, Болгария, Румыния и др.;
- большая часть Зарубежной Европы с доминированием католицизма и протестантизма, с его многочисленными течениями;
- Северная Америка (СА) с доминирующим положением христианства;
- Латинская Америка (ЛА) с преобладанием христианства и традиционными народными верованиями коренного населения;
- Северная Африка с преобладанием ислама;
- Восточная и частично Западная Африка с преобладанием ислама и наличием центров христианства и традиционных народных верований;
- Западная Азия с доминированием ислама и анклавами христианства и иудаизма;
- Южная Азия с распространением индуизма, буддизма и ислама, а также центрами христианства, сикхизма и джайнизма;
- Юго-Восточная Азия с преобладанием буддизма, ислама, наличием христианства и анклавами индуизма;
- Восточная Азия с господством буддизма, конфуцианства, синтоизма, участками христианства и ислама;
- Средняя Азия с господством ислама; Центральная Азия (Тибет) с преобладанием буддизма.
1.2.6 Религиозный туризм экскурсионно-познавательной направленности
Религиозный туризм экскурсионно-познавательной направленности предполагает посещение религиозных центров, в которых туристы смогут увидеть религиозные объекты — действующие культовые памятники, музеи, посетить богослужения, принять участие в крестных ходах, медитациях и других религиозных мероприятиях. Этот вид туризма тесно связан с научным туризмом религиозной направленности. Ученые посещают центры существующих религий, страны и регионы с богатыми религиозными традициями. Таких поездок немного, но они расширяют географию туристических путешествий. Ученых интересует религиозное наследие: рукописи, различные религиозные объекты, архитектурные формы как современных, так и прошлых религий и многое другое. Исследователей направляют в существующие религиозные центры, страны и регионы с богатыми религиозными традициями. На Западе и в России есть интерес к странам Востока: Китаю, Индии, Японии. Мы посещаем места исчезнувших религий: Египет, Месопотамию, Грецию, Италию и Центральную Америку.
Развития религиозного туризма, вопросы понятийного аппарата, теоретического и
... религиозного туризма в современной литературе рассмотрены недостаточно, в особенности анализ состояния рынка религиозного развития и перспектив его развития. Объект исследования: религиозный туризм как вид туризма. Предмет исследования: проблемы и перспективы развития религиозного туризма. Цель работы − рассмотреть ...
1.3 Индустрия религиозного туризма
Индустрия религиозного туризма является неотъемлемой частью всей индустрии туризма.
В ней можно выделить следующие четыре сегмента:
1. предприятия размещения — совокупность специализированных средств размещения (гостиниц, кемпингов, общежитий, монашеских келий);
- предприятия питания — совокупность специализированных предприятий общественного питания;
- транспортные предприятия;
религиозные объекты показа:
культовые сооружения (монастыри, святилища, храмы, храмовые комплексы, капеллы, часовни и т.д.);
- природные объекты культа (святые источники, рощи, реки, озера, пруды и т.д.);
— объекты культа малых форм (придорожные кресты, алтари, капища и т.д.).
Например:, 1.4 Туристский продукт и туристские организации , 1.4.1 Туристский продукт и туристские услуги , Туристский продукт, Туристская услуга
экскурсионных,
паломнических,
комбинированных или отдельных составляющих этих туров.
Тур — комплекс услуг по размещению, перевозке, питанию религиозных туристов, услуги экскурсионные, гидов-переводчиков и другие, предоставляемые в зависимости от цели путешествия (паломничество, экскурсия, научная деятельность).
Программа тура — расписанный по дням план поездки с указанием дат посещения религиозных центров на маршруте.
В туристическом походе на религиозную тематику основной формой подачи материала является поход. Экскурсионные услуги направлены на удовлетворение познавательных интересов туристов. К ним относятся разработка и реализация программ экскурсионного обслуживания, а также организация и проведение экскурсий.
Основы и организация школьного туризма
... основ туризма в школе. В пособии излагаются элементарные основы тактики и техники разных видов туризма: пешего, водного, лыжного туризма; организации и подготовки спортивно-туристских походов; основы топографии и ориентирования на местности; основы ... интересным. 1.3. Спортивное содержание школьного туризма Спортивное содержание туризма состоит в преодолении ... к себе человека. Туризм – это не только ...
Трансфер представляет собой услуги по доставке туристов (на автобусе, автомобиле и т.д.) от места прибытия в определенный пункт (аэропорта, вокзала) до места проживания (гостиницы, монастыря, ашрама — духовного центра, лагеря) и обратно в дни приезда и отъезда, другие перевозки (к месту начала экскурсии и т.д.).
Основные услуги, Маршрут -, 1.4.2 Разработка и продвижение туристского продукта , Разработка туристского продукта,
- Изучение спроса на туристическом рынке и определение основных составляющих тура.
- Расчет стоимости и установление цены тура.
- Продажа (реализация) тура, т.е.
продвижение его на рынке.
Так, например
После того как завершено изучение спроса и предложения на рынке, составляется рабочий проект (вербальная модель) тура. Туроператор выбирает подрядчиков, устанавливает с ними контакт и начинает переговоры. Поэтому, когда параметры будущего тура становятся более определенными, создается основа для расчета его стоимости.
Цена продажи, Продвижение турпродукта на туристском рынке — , Косвенный канал сбыта, 1.4.3 Потенциал религиозного туризма , туристского потенциала (турпотенциала) , условия —
Условия могут как способствовать, так и препятствовать развитию туризма. Возьмем для примера природу. Большинство христианских святынь в Европе за рубежом находится в довольно благоприятном климате, что позволяет большему количеству людей посещать их. В то же время природные условия накладывают некоторые ограничения на посещение, например, многих буддийских монастырей в Тибете и высокогорьях Индии. Причина тому — сложные погодные условия и особенности рельефа. Следует помнить, что паломники, готовые к определенным испытаниям, меньше учитывают трудности, возникающие во время путешествия, но на них также влияют природные особенности, которые, естественно, ограничивают их возможности.
Экономика как условие включает в себя:
- общее состояние экономики;
- туристскую инфраструктуру;
- отрасли производственной и непроизводственной сферы связанные с туризмом;
- ремесла и промыслы; и т.д.
Общее состояние экономики влияет на благополучие людей, а это, в свою очередь, влияет на туризм.
Политическая ситуация влияет как на национальный, так и на международный туризм. При политической стабильности туризм, в том числе религиозный, получает стимулы к развитию. Политическая нестабильность, различные конфликты оказывают негативное влияние на туризм. Типичный пример — Иерусалим в условиях арабо-израильского противостояния. Например, когда в церкви Рождества Христова держат оборону засевшие там палестинские боевики, очень трудно говорить о развитии туризма.
Условия в ряде случаев могут одновременно являться ресурсами развития туризма. Закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» определяет туристские ресурсы как природные, исторические, социально-культурные объекты, включающие объекты туристского показа, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные потребности туристов содействовать восстановлению и развитию физических сил.
Оздоровительно-прикладное значение туризма
... физического совершенствования людей на современном этапе развития общества. Таким образом, актуальной данной темы сомнений не вызывает Цель работы: раскрыть оздоровительно-прикладное значение туризма. , 1. ... активный отдых и культурный досуг. В этом огромное оздоровительное значение туризма. 2. Прикладное значение туризма Значение туризма определяется еще и той огромной ролью, какую играет он, ...
Можно выделить пять основных типов туристских ресурсов: природно-рекреационные, экскурсионные, экономические, инфраструктура и информационные. Каждый из этих типов включает также группы, виды и разновидности. Для примера рассмотрим экскурсионные ресурсы, инфраструктуру и информационные ресурсы.
Экскурсионные ресурсы
Большое значение имеют экскурсионные ресурсы для развития религиозного туризма экскурсионно-познавательной направленности. В группу культурно-исторического наследия входят памятники культовой архитектуры и скульптуры; в группу социальных ресурсов — религиозные праздники, а также традиции, обычаи, обряды людей. Из социально-культурных ресурсов туристов-экскурсантов могут заинтересовать те учреждения культуры, которые обладают значительным собранием экспонатов религиозного значения. Это могут быть выставки, музеи при монастырях. В разных странах мира существуют музеи религий, паломничества.
Инфраструктура,
Естественно, что функционирование индустрии религиозного туризма напрямую зависит от состояния туристской инфраструктуры. Однако паломнический туризм в меньшей степени зависит от этого, чем религиозный туризм экскурсионно-познавательной направленности. Паломники готовы считаться с возможными трудностями, так как ими движет осознанная мотивация. В Индии миллионы паломников совершают пешеходные переходы и могут остановиться на ночлег под открытым небом.
информационных ресурсах.
материальные объекты — люди и вещи;
- нематериальные объекты — различные источники информации.
В религиозном туризме материальными объектами будут светские экскурсоводы, священники и монахи, проводящие экскурсии. Это также многочисленные фотографии, карты, схемы святых мест и городов, храмов и храмовых комплексов, монастырей, ступ, ашрамов, святилищ, мечетей, синагог, посещаемых с целью паломничества и (или) экскурсий.
Нематериальными объектами являются индивидуальные и коллективные базы данных, сайты Интернета, интерактивные сети и т.д., в которых рассказывается о святых местах, паломнических центрах религий, существующих турах и паломнических поездках.
Глава 2. Религиозный туризм в разных конфессиях
Конфе ?ссия (лат. confessio — исповедание) или вероисповедание — особенность вероисповедания в пределах определённого религиозного учения, а также объединение верующих, придерживающихся этого вероисповедания. Например, в христианстве церкви, в исповедании употребляющие разные Символы веры, образуют разные конфессии. В общем значении слова термин «конфессия» является синонимом определённой формы религии.
2.1 Религиозный туризм в христианстве
Христианство (от греч. ??????? — «помазанник», «мессия») — авраамическая мировая религия, основанная на жизни и учении Иисуса Христа, описанных в Новом Завете. Христиане верят, что Иисус из Назарета это Мессия, Сын Божий и Спаситель человечества.
Христианство — самая многочисленная по количеству приверженцев религия в мире, насчитывающая 1 млрд.928 млн. человек. Это составляет 33,7 % от всех верующих на Земле.
Влияние туризма и рекреации на региональное развитие
... и решать многие социокультурные проблемы. И в настоящее время развитие туристской индустрии находит понимание у населения многих регионов России. Влияние социально-экономического развития региона на внутренний и международный, въездной и выездной туризм ... или здоровьем. Следовательно, внутренний туризм нуждается в переориентации: его основу, как и в других странах с развитой туриндустрией, должны ...
Христианство возникло в I веке в Палестине, находившейся на тот момент под властью Римской империи, первоначально в среде евреев, но уже в первые десятилетия своего существования получило распространение и в других провинциях и среди других этнических групп. В качестве государственной религии христианство впервые было принято в Великой Армении в 301 году.
Больше всего представителей христианства представлено в Америке — 711 млн. человек, в Европе (включая азиатскую часть России) — 556 млн. человек, в Африке — 361 млн. человек, в Азии — 303 млн. человек (Народы и религии мира, 2000).
В процентном соотношении это выглядит так (Рис.2):
,4 % — Америка
,4 % — Европа с азиатской частью РФ
,5 % — Африка
,5 % — Азия
,2 % — Австралия
Рис.2. Распределение христиан по миру
В конфессиональной структуре населения христиане составляют в Америке — 90 %, Европе — 76 %, Австралии и Океании — 84 %, Африке — 48 %, Азии — 9 %.
В христианство входят 5 основных направлений — православие, католицизм, протестантизм, монофизитство, несторианство, а также многочисленные течения и движения. Христианство является второй по времени возникновения, после буддизма, мировой религией, с богатейшим духовным и культурным наследием. Во многих странах мира имеются многочисленные христианские святыни, памятники и храмы, монастыри, скиты, капеллы, базилики, святые источники, которые привлекают паломников и экскурсантов.
2.2 Религиозный туризм в исламе
Ислам (араб. ÅÓáÇãýý [??s?læ?m]) — монотеистическая мировая религия. Слово «ислам» переводится как «покорность», «подчинение» (законам Аллаха) [1]. В шариатской терминологии ислам — это полное, абсолютное единобожие, подчинение Аллаху, его приказам и запретам, отстранение от многобожия. Приверженцев ислама называют мусульманами. Главная священная книга ислама — Коран. Язык богослужения — классический арабский. В окончательном виде ислам был сформулирован в проповедях пророка Мухаммеда в VII веке.
Для ислама характерно паломничество (хадж).
Каждый мусульманин хотя бы раз в жизни должен совершить хадж в священные города — Мекку и Медину.
Ислам является самой молодой из всех мировых религий. Он зародился в VII в. н.э. среди арабов и сейчас стремительно распространяется по всему миру. К концу XX в. мусульман во всем мире насчитывалось более 1 млрд.180 млн. человек. Из них в Азии проживало 69 % всех мусульман, Африке — 22 %, Европе — около 3 %, Америке — 0,6 %, Австралии и Океании — 0,03 %.
Из стран больше всего мусульман представлено в Индонезии — 178 млн. человек, Пакистане — 120 млн. человек, Бангладеш — 105 млн. человек, Индии — 103 млн. человек, Ираке — около 60 млн. человек., Турции — 58 млн. человек, Египте — 48 млн. человек, Нигерии — 35 млн. человек, Судане и Эфиопии — по 18 млн. человек, Танзании — 10 млн. человек. В зарубежной Европе последователей ислама насчитывается около 15 млн. человек. Их больше всего во Франции, в Германии, Сербии и Черногории, Боснии и Герцеговине, Великобритании, Албании.
В Америке больше всего мусульман проживает в США — 4,5 млн. человек. Мусульманскими являются среднеазиатские страны СНГ — Узбекистан (14 млн.), Казахстан (6,7 млн.), Таджикистан (4,4 млн.), Туркмения (28 млн.), Киргизия (2,6 млн.), а из закавказских — Азербайджан (5,7 млн.).
% — Азия
% — Африка
,3 % — прочие территории
,6 % — Америка
,03 % — Австралия и Океания
Рис.3. Распространение мусульман по миру
В исламе 2 основных праздника — Ураза-Байрам и Курбан-байрам. Ураза-Байрам — праздник разговения после поста в месяц рамадана. На этот праздник собирается много гостей, к нему долго готовятся, приготавливают большое количество блюд, мусульмане приводят в порядок свои жилища. Курбан-байрам — совершаемый во время хаджа праздник жертвоприношений, продолжающийся 3 дня.
Из 2 религиозных центров исламского мира более значимым является посещение Мекки (ежегодно до 2 млн. мусульман).
Здесь находится одна из самых больших мечетей мира Харам бейт-Уллах. Внутри мечети находится святилище Кааба — большой куб, сложенный из гранитных блоков. В углу Каабы находится черный камень. По преданию, его поместил туда сам пророк Мухаммед. Паломники обходят вокруг Каабы 7 раз и затем подходят к черному камню и целуют его.
Другая святыня расположена в 300 км от Мекки — г. Медина. Главная мечеть тут уступает размерами храму аль Харам, но гораздо красивее. В этой мечети жил, учил и погребен пророк Мухаммед.
В Иерусалиме также важной святыней ислама является мечеть Халифа Омара. Она находится на горе Мориа, на месте бывшего храма царя Соломона. Отсюда пророк Мухаммед совершил путешествие на небеса. Мечеть Халифа Омара — 3-я по значимости в мусульманском мире.
2.3 Религиозный туризм в буддизме
Буддизм (от санскритского слова «будда», буквально — просветленный) — религиозно-философское учение (дхарма) о духовном пробуждении (бодхи), возникшее около VI века до н.э. в Древней Индии. Основателем учения считается Сиддхартха Гаутама, впоследствии получивший имя Будда Шакьямуни.
Сами последователи этого Учения называли его словом «Дхарма» (Закон, Учение) или «Буддхадхарма» (Учением Будды).
Термин «буддизм» был создан европейцами в XIX веке.
Считается, что это одна из древнейших мировых религий, признанная самыми различными народами с совершенно разными традициями. «Без понимания буддизма невозможно понять и великие культуры Востока — индийскую, китайскую, не говоря уж о культурах Тибета и Монголии, пронизанных духом буддизма до их последних оснований».
По оценке Барретта в мире в 1996 г. насчитывалось 325 млн. буддистов (6 % населения мира).
Из них в Азии проживало 322 млн. человек, Австралии и Океании — 200 тыс. человек, Африке — около 40 тыс. человек. На современное состояние буддизма сильное влияние оказала история. Там, где были и есть коммунистические режимы, там осуществлялись и осуществляются гонения (бывший СССР, Китай, Колумбия, Вьетнам, Монголия).
Наибольшее количество буддистов проживает в следующих государствах:
Япония — 72 млн. человек
Таиланд — 52 млн. человек
Мьянма — 37 млн. человек
Вьетнам — 35 млн. человек
Китай — 34 млн. человек
Шри-Ланка — 12 млн. человек
Республика Корея — 12 млн. человек
Камбоджа — 7 млн. человек
Индия — 6 млн. человек
,1 % — Азия
,4 % — Европа
,4 % — Америка
,1 % — прочие территории
Рис.4. Распространение буддистов по миру
Буддизм — одна из 3 мировых религий. Возник в Древней Индии в VI-V в. в. до н.э. и распространился в Юго-Восточной и Центральной Азии, Средней Азии и Сибири. Это религия основана на внутреннем стремлении человека к духовному озарению (нирване), которое достигается с помощью медитации, мудрости и высших моральных ценностей. Основателем буддизма является Сиддхартх Гаутама. Буддисты не совершают паломничества в том смысле, какой вкладывают в него христиане и мусульмане. У них есть свои святыни, куда совершаются путешествия.
Один из центров буддизма расположен высоко в Тибете в г. Лхаса. Здесь находится монастырь и дворец Далай-ламы — духовного главы буддистов. Во дворце, построенном в XVII в., насчитывается свыше 1000 помещений, 10 тысяч предметов поклонения и 20 тысяч статуй. До 1959 года Дворец был зимней резиденцией Далай-ламы. После изгнания из страны китайскими коммунистами он уехал в Индию.
В г. Канди (Шри-Ланка) расположена другая святыня буддийского мира — левый клык Будды, который сюда попал через много веков после кремации тела Будды. Каждый год в конце июля — начале августа по случаю выноса священной реликвии из храма собираются буддисты со всего мира, и в течение 10 дней проходит красочный праздник. Город Нара (Япония) — один из самых почитаемых городов среди буддистов. Его посещают около 3 млн паломников в год. Здесь построено несколько буддийских храмов. Самый главный из них — храм Тодаицзы (переводится как «Великий восточный храм»), в котором есть статуя Будды Дайнити, одна из самых крупных в мире статуй (22 метра высотой).
В 543 г. до н.э. на территории современного городка Лумбини (Непал) родился Сиддхартха Гаутама, впоследствии ставший Буддой. Здесь имеется более 20 буддийских монастырей.
Другой центр паломничества буддистов — г. Бодхгая (Индия).
Здесь Далай-лама ежегодно читает лекции. В Бодхгае много монастырей, построенных буддистами и их поклонниками из многих стран Южной и Юго-Восточной Азии.
В г. Дхармасала (Индия) находится резиденция Далай-ламы — главы буддистов Тибета и тибетского правительства в изгнании.
На встречу с Далай-ламой стремятся паломники из разных стран мира.
Отдельно стоит сказать о паломничестве в район горы Кайлас и на озеро Монасаровар (Тибет).
Гора Кайлас является священной горой для представителей 4 религий — буддизма, индуизма, джайнизма и древней тибетской религии бон. В книге известного российского офтальмолога Э.Р. Мулдашева «В поисках города богов» в увлекательной форме описана научная экспедиция в этот регион. Гора Кайлас (высота 6666 метров) считается самой величественной пирамидой в мире. Паломникам со всего мира увидеть священную пирамиду Кайлас считается не только верхом счастья, но и началом духовной жизни. Теоретики буддизма считают, что ось, соединяющая многочисленные миры, проходит через эту гору, что комплекс Кайлас был построен с помощью силы пяти элементов — Огня, Ветра, Воды, Воздуха и Человека.
Эту гигантскую пирамиду построила Шамбала — многоликое сообщество лучших из лучших, которое живет по истинным божьим законам жизни, являясь стержнем жизни на Земле. Как говорят тибетские ламы и священные писания, на вершине Кайласа находится вход в подземелье легендарной страны Шамбалы, и никто не имеет права взойти на его вершину, потому как там могут пребывать только боги. Существует также история о легендарном камне Шантамани, который описал Николай Рерих. Живя в Индии, великий русский художник неоднократно видел по ночам вспышки света по всему небу. Лама объяснил ему, что этот свет исходит от чудесного камня Шантамани, который находится на вершине горы Кайлас.
Заключение
В конце XX — начале XXI веков наступила своего рода новая эра Великих географических открытий, когда человечество открывает для себя мир в форме туризма и рекреации. С этих пор число посещений культурных, религиозных, исторических и природных достопримечательностей в мире ежегодно растет. Возрастет популярность всемирно известных достопримечательностей как результат повышения интереса к мировой культуре. Перечень предлагаемых для посещения достопримечательностей становится более широким и включает объекты туристского показа, интересные для путешественников, достаточно посмотревших свою страну и побывавших во многих других странах.
Туризм занимает значительное место в международных отношениях. Около 500 млн. человек ежегодно посещают зарубежные страны в туристических целях. Международный туризм является не только популярным видом отдыха, но и активно развивающейся сферой мировой экономики. Он уже вышел на первое место в мире по экономической эффективности, значительно опередив лидеров мировой торговли — автомобильную и нефтегазовую сферы экономики. Эксперты ВТО в своих прогнозах заключают, что к 2020 г. следует ожидать, что число всех путешествующих во всем мире будет составлять более 1 млрд.600 млн. человек.
Международный туризм — это система путешествий и обменов, осуществляемая на основе межгосударственных договоров с учетом действующих международных норм.
Из этого сделаем вывод, что религиозный туризм является популярным и познавательным видом туризма и стал усовершенствоваться с большей скоростью.
Список литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://jret.ru/kursovaya/sovremennoe-sostoyanie-i-perspektivyi-razvitiya-religioznogo-3/
1. Самойленко А.А. «География туризма» — М., 2005г.
— Александрова А.Ю. «Международный туризм» — М., 2002г.
— Вавилова Е.В. «Основы международного туризма» — М., 2005г.
— Воскресенский В.Ю. «Международный туризм» — М. 2006г.
— Кусков А.С. «Рекреационная география» — М., 2005г.
— Скалницкого А.А. «Организация международного туризма» — М., 2008г.
— Биржаков М.Б. «Введение в туризм». — М.; СПб., 2002г.
— Квартальнов В.А. Туризм: Учебник. — М., 2001г.
— Зорин И.В., Каверина Т. П и др. «Менеджмент туризма, Туризм как вид деятельности»: Учебник. — М., 2001.
— Сайт Википедия/#»justify»>. Бабкин А.В. Специальные виды туризма. Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.
— Романов А.А., Саакянц Р.Г. География туризма: Учебное пособие.3-е издание. 2004
— «Экономика и организация туризма: международный туризм» / Под ред. И.А. Рябовой, Ю.В. Забаева, Е.Л. Драчевой. — М.: КНОРУС, 2005.
— Соколова М.В. «История туризма» — М.: Академия, 2004.