Автоматизированная система бронирования авиабилетов

Курсовая работа

Целью данной курсовой работы является разработка многопользовательской системы бронирования авиабилетов.

Для этого необходимо решить

  • исследовать предметную область;
  • построить концептуальную модель предметной области;
  • построить даталогическую модель организации данных;
  • реализовать базу данных посредством MS SQL Server 2005;
  • реализовать соответствующее WEB-приложение;
  • произвести развертывание и тестирование системы.

Объектом исследования является деятельность авиа-агентства. Агентство предоставляет услуги по заказу билетов на авиарейсы различных авиакомпаний. Каждый рейс следует из пункта отправления в пункт назначения. Рейс имеет дату и время вылета, дату и время прибытия. Каждый рейс выполняется самолетом определенной модели, в салоне которого есть места первого и второго класса. В зависимости от класса, билет имеет разную цену.

Для каждой модели самолета имеется определенное число мест каждого класса. Каждая модель самолета характеризуется авиакомпанией-производителем.

Ставится задача разработки многопользовательской системы, предназначенной для поиска и заказа билетов на авиарейсы. Каждому пользователю должна предоставляться возможность найти интересующие его рейсы, получить информацию о времени вылета и прибытия, авиакомпании, обслуживающей данный рейс, а также сделать заказ определенного количества билетов на выбранный рейс. Так же система должна предоставлять администратору системы WEB-интерфейс для её сопровождения.

1. Описание модели

Наиболее важными элементами модели выбраны рейсы (flights) и заказы (orders).

Каждый рейс характеризуется

  • самолет, обслуживающий рейс,
  • город отправления,
  • город прибытия,
  • дата отправления,
  • дата прибытия,
  • стоимость билетов первого класса,
  • стоимость билетов второго класса.

Заказ описывается следующим набором полей:

  • пользователь, оформивший заказ,
  • рейс, на который оформлен заказ,
  • количество заказанных билетов первого класса,
  • количество заказанных билетов второго класса,
  • номер кредитной карты.

Отдельно хранится информация о самолетах с указанием модели самолета, количества свободных мест первого и второго класса, а также о компаниях, которым принадлежат данные самолеты.

Для входа в систему пользователь должен ввести свое имя. При первом входе в систему информация о пользователе сохраняется в отдельной таблице базы данных и используется при повторных входах в систему.

26 стр., 12664 слов

Авиаперевозки чартерные и регулярные рейсы

... приобрел билет на регулярный перелет. Чартерные перевозки могут быть организованы на внутренних и на международных линиях как по уже разработанным регулярным, так и по новым маршрутам. Актуальность темы данной курсовой работы состоит ...

В системе предполагается использовать следующие роли пользователей:

Администратор: имеет права на просмотр полного списка рейсов, включая заказы.

Клиент: имеет право на отбор рейсов по определенным параметрам и на заказ билета.

Доступ к системе предоставляется только зарегистрированным пользователям.

2. Построение модели

2.1 Этап концептуального проектирования

На этапе концептуального проектирования использовалась модель «сущность-связь». Как видно из рисунка 1, в предметной области выделено 6 сущностей: пользователи (users), заказы (orders), рейсы (flights), города (cities), самолеты (aircrafts) и авиакомпании (companies).

Связи между сущностями также изображены на рисунке. Атрибуты сущностей и их типы более подробно будут рассмотрены на этапе логического проектирования.

Рисунок 1 — ER- модель разработанной системы

2.2 Этап логического проектирования

Использование реляционной модели данных в системах управления базами данных было предложено в 1970 г. доктором Э. Ф. Коддом. Одним из важных достоинств реляционного подхода является его простота, а отсюда и доступность для понимания конечным пользователем.

Рассмотрим схемы отношений, используемых в реляционной модели:

R1 = ORDERS (OrderID, CreditCard, Number1cl, Number2cl, UserID, FlightID),

где:

  • OrderID — идентификатор заказа;
  • CreditCard — номер кредитной карты;
  • Number1cl — количество заказанных билетов первого класса;
  • Number2cl — количество билетов второго класса;
  • UserID — идентификатор пользователя, оформившего заказ;
  • FlightID — идентификатор рейса, на который оформлен данный заказ.

R2 = FLIGHTS (FlightID, DateDeparture, DateArrival, Price1, Price2, AircraftID, CityDepatrureID, CityArrivalID),

где:

  • FlightID — идентификатор рейса;
  • DateDeparture — дата отправления;
  • DateArrival — дата прибытия;
  • Price1 — стоимость билета первого класса;
  • Price2 — стоимость билета второго класса;
  • CompanyID — идентификатор компании, организующей рейс;
  • AircraftID — идентификатор самолета;
  • CityDepatrureID — идентификатор города отправления;
  • CityArrivalID — идентификатор города прибытия.

R3 = CITIES (CityID, CityName),

где:

  • CityID — идентификатор города;
  • CityName — название города.

R4 = AIRCRAFTS (AircraftID, AircraftModel, Count1, Count2),

где:

  • AircraftID — идентификатор самолета;
  • AircraftModel — модель самолета;
  • Count1 — общее количество мест первого класса;
  • Count2 — общее количество мест второго класса.

R5= COMPANIES (ID, COMPANY_NAME, COMPANY_PHONE),

5 стр., 2145 слов

Типология классов туристического обслуживания

... работе приводятся опреде-ления туризма с точки зрения различных ученых, классификация туристских услуг. Уточнено определение туристского ... к ним, в частности, относится проблема определения класса обслуживания ту-ристов. Как и любая другая ... центр Академия, 2007 4. Быстров С.А., Воронцова М.Г.. Туризм: макроэкономика и мик-роэкономика. - СПб.: "Издательский дом Герда", 2007 5. Гостиничный и туристский ...

где:

  • CompanyID — идентификатор компании;
  • CompanyName- название авиакомпании.

R6 = USERS (ID, USER_NAME),

где

  • UserID — идентификатор пользователя;
  • UserLogin — имя пользователя;
  • Password — пароль пользователя;
  • Email — e-mail пользователя.

Данная схема отношений находится в 1 НФ, так все входящие в нее атрибуты являются атомарными (неделимыми).

Более того, данная схема находится в НФ Бойса-Кодда, так как она находится в 1 НФ и никакой атрибут не зависит транзитивно ни от одного ключа.

Даталогическая схема базы данных приведена на рисунке 2. На нем помимо отношений и связей между ними показаны также соответствующие атрибутам типы данных.

Рисунок 2 — Даталогическая модель базы данных

3. Реализация запросов

В системе реализованы следующие виды запросов:

3.1 Получение информации по рейсам

Результаты данного запроса включают в себя следующую информацию: id рейса, название авиакомпании, модель, дату и время отправления, продолжительность полета, пункт назначения, цены на билеты каждого класса, количество свободных мест каждого класса.

Для того, чтобы представить данные именно в такой форме необходимо выполнить дополнительные операции. Так в базе данных нет поля продолжительность полета, зато есть поля дата отправления и дата прибытия. По ним легко получить продолжительность. Для её вычисления была создана функция timeFlight:

CREATE FUNCTION [dbo].[timeFlight]

(

@dateArrival datetime,

@dateDeparture datetime

RETURNS char(5)

BEGIN

RETURN

convert(char(2),datediff(hh,@dateDeparture,@dateArrival))+’:’+

convert(char(2),datediff(mi,@dateDeparture,@dateArrival)-

datediff(hh,@dateDeparture,@dateArrival)*60)

END

Данная функция возвращает продолжительность полета в виде строки из 5 символов в формате hh:mm.

Так же в базе не хранится информации о количестве свободных мест первого и второго класса на заданный рейс. Но данное значение для соответствующего класса можно вычислить, взяв общее количество мест класса, характерное для данной модели самолета, и вычтя из него количество забронированных мест. Подсчет количества забронированных мест идет суммированием по таблице заказов. Для вычисления свободных мест первого и второго класса созданы еще 2 скалярные функии: CountEmptyPlaces1cl и CountEmptyPlaces2cl.

CREATE FUNCTION [dbo].[CountEmptyPlaces1cl]

(

@flightID int

RETURNS int

BEGIN

DECLARE @count int;

IF EXISTS (SELECT OrderID FROM Orders WHERE FlightID=@flightID

AND Number1cl>0)

SELECT @count=Aircrafts.Count1

  • (SELECT SUM(Number1cl) FROM Orders WHERE FlightID=@flightID)

FROM Flights,Aircrafts WHERE Flights.FlightID=@flightID

AND Flights.AircraftID=Aircrafts.AircraftID

ELSE

SELECT @count=Aircrafts.Count1

FROM Flights,Aircrafts WHERE Flights.FlightID=@flightID

AND Flights.AircraftID=Aircrafts.AircraftID

RETURN @count

END

CREATE FUNCTION [dbo].[CountEmptyPlaces2cl]

14 стр., 6623 слов

Анализ маркетинговой деятельности турпредприятий на примере компании Pac Group

... сфере туруслуг; анализ проблем стимулирования сбыта турпродукта; анализ маркетинговой стратегии турпредприятий на примере туркомпании Pac Group; - разработка ... государственных мероприятий на современном этапе занимают государственные программы по укреплению имиджа страны, созданию и ... формируется конъюнктура рынка, знание которой, наряду с прогнозом его дальнейшего развития, позволяет оценить ...

(

@flightID int

RETURNS int

BEGIN

DECLARE @count int;

IF EXISTS (SELECT OrderID FROM Orders WHERE FlightID=@flightID

AND Number2cl>0)

SELECT @count=Aircrafts.Count2

  • (SELECT SUM(Number2cl) FROM Orders WHERE FlightID=@flightID)

FROM Flights,Aircrafts WHERE Flights.FlightID=@flightID

AND Flights.AircraftID=Aircrafts.AircraftID

ELSE

SELECT @count=Aircrafts.Count2

FROM Flights,Aircrafts WHERE Flights.FlightID=@flightID

AND Flights.AircraftID=Aircrafts.AircraftID

RETURN @count

END

Для получения информации по рейсам было создано представление FlightView:

CREATE VIEW [dbo].[FlightView] AS

SELECT

FlightID,

DateDeparture,

DateArrival,

dbo.timeFlight(DateArrival,DateDeparture) AS TimeFlight,

CityDepartureID,

CityArrivalID,

DepartureCities.CityName AS CityDeparture,

ArrivalCities.CityName AS CityArrival,

CompanyName,

AircraftModel,

Price1,

Price2,

dbo.CountEmptyPlaces1cl(FlightID) AS EmptyPlace1cl,

dbo.CountEmptyPlaces2cl(FlightID) AS EmptyPlace2cl

FROM dbo.Flights

INNER JOIN dbo.Companies

ON Group0703b.dbo.Flights.CompanyID = Group0703b.dbo.Companies.CompanyID

INNER JOIN Group0703b.dbo.Aircrafts

ON Group0703b.dbo.Flights.AircraftID = Group0703b.dbo.Aircrafts.AircraftID

LEFT OUTER JOIN Group0703b.dbo.Cities AS DepartureCities

ON Group0703b.dbo.Flights.CityDepartureID = DepartureCities.CityID

LEFT OUTER JOIN Group0703b.dbo.Cities AS ArrivalCities

ON Group0703b.dbo.Flights.CityArrivalID = ArrivalCities.CityID

Благодаря созданию перечисленых серверных сущностей мы оптимизируем выполнение данных видов запросов, тем самым получая выигрышь в производительности. Кроме того использование представление, позволяет упростить наисание клиентского приложения, делает запросы более компактными и наглядными.

3.2 Поиск рейсов по определенным критериям

Система позволяет выполнять отбор рейсов с заданными параметрами.

Критериями поиска являются:

  • пункт назначения;
  • дата (критерий — равенство) и время вылета (критерий — до/после включительно);
  • дата (критерий — равенство) и время прибытия (критерий — до/после включительно).

Ни один из критериев не является обязательным для задания при выполнении поиска. Все критерии опциональны. Если ни один из критериев поиска не заполнен, то выводится полный список рейсов.

При задании критерия «дата», время вылета/прибытия может отсутствовать. В случае отсутствия даты, но указания времени выдается ошибка.

Эти критерии учитываются путем добавления необходимых условий к представлению FlightView в секцию WHERE. Формирование и выполнение данного запроса происходит в слое доступа к данным методом SearchFlights().

3.3 Получение списка заказов

Система предоставляет возможность просмотра заказов пользователя на выбранный рейс. В этом случае запрос осуществляется по идентификатору пользователя и рейса.

7 стр., 3359 слов

Разработка базы данных для предметной области «Музей»

... СУБД (MSAccess) Создание форм для ввода данных, отчетов, запросов Автоматизация работы с созданной БД Решение этих задач предусматривает создание базы данных музея. На основе полученных моделей привести примеры теоретико ... второй сущности может быть связан с несколькими экземплярами первой сущности. В данном курсовом проекте ER-модель имеет связь типа один-ко-многим. Таблица 1 - Объекты ...

Если текущий пользователь имеет администраторские права, то он может просмотреть как заказы конкретного пользователя, так и все заказы на определенный рейс. В этом случае запрос осуществляется по идентификатору рейса.

3.4 Заказ билетов на выбранный рейс

После выбора пользователем рейса, имеется возможность заказать определенное количество мест выбранного класса на данный рейс. Количество заказанных билетов вводится пользователем.

Система контролирует, чтобы количество заказанных билетов не превышало количество мест данного класса на рейсе. При количестве свободных мест равном нулю система запрещать бронировать билеты данного класса на данный рейс.

3.5 Удаление заказа

Пользователь может удалить свой заказ. Администратор имеет возможность удалить любой выбранный заказ. Билеты, забронированные данным заказом, переходят в разряд свободных.

Удаление заказа осуществляется посредством хранимой процедуры Delete_Order:

CREATE PROCEDURE [dbo].[Delete_Order]

@orderID int

AS

BEGIN

DELETE FROM Orders WHERE [OrderID]=@orderID