Здоровье бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь. здоровье рекреация физический воспитание
Воспитание культуры здорового образа жизни актуальная тема на сегодняшний день. В последние десятилетия во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья людей. Идет увеличение заболеваемости по всем основным группам болезней, рост смертности, снижение рождаемости, продолжительности жизни. Остановить этот процесс, надеясь только на медицину, невозможно, так как в большинстве случаев врачи имеют дело с уже заболевшими. Для того чтобы не заболеть, человеку необходимо научиться оставаться здоровым. Достигнуть высокого уровня всех видов здоровья (психического, физического и других) значительно легче, если оно заложено в детстве.
Вот почему так актуален в наше время вопрос воспитания здорового образа жизни. Именно занятие физкультурой и спортом восполняет потребности организма в физическом труде. Поэтому физическое воспитание так необходимо в школах и вузах. Но нельзя забывать и о том, что бессистемное обучение физической культуре может не помочь, а, наоборот, навредить организму. Необходимо помнить о том, что полезно только физическое воспитание, основанное на строгой и понятной системе.
Особую обеспокоенность вызывает здоровье наших детей, ибо здоровье нации и прогрессивная динамика всего общества связаны со здоровьем нового человека XXI века и будущим России.
В данной работе освещаются вопросы формирования здорового образа жизни в вузах.
Целью данной работы является узнать изучение опыта работы вуза по воспитанию у студентов культуры здорового образа жизни.
В рамках этой поставленной цели решаются следующие конкретные
задачи:
1. Раскрыть сущность культуры здорового образа жизни.
2. Рассмотрение плана воспитательной работы «Госуниверситета-УНПК», в частности, направления формирования культуры здорового образа жизни и оценка ее эффективности.
Пути повышения эффективности реализации муниципальной политики ...
... культуры и спорта. Степень разработанности: здоровье нации и роль в нем физического воспитания ... Татарстан данные функции возложены на Управление по делам молодежи и спорта исполкома, которое совместно с управлениями образования, здравоохранения и других учреждений регулирует деятельность спортивных ... зависит. Однако здоровье человека, в том числе, массовый спорт и физкультура, здоровый отдых, туризм ...
Научная новизна заключается в разработке конкретных программ, повышающих общий культурный, физический уровень, способствующий выбору здорового образа жизни, с целью укрепления и сохранения здоровья студентов в процессе обучения.
Теоретическая значимость работы заключается в разработке программ, комплексных упражнений необходимых для воспитания здорового образа жизни студентов, а также методов, направленных на формирование З. О. Ж.
Методы:
1. изучение педагогической литературы
2. проведение опросов
3. анализ проводимых мероприятий в вузе
4. наблюдение,
5. обобщение.
1. Теоретические аспекты воспитания здорового образа жизни
1.1 Понятие «здоровье» и «рекреация», их содержание
О понятии «здоровье» столетиями идут споры философов, медиков и психологов, здоровье является одной из главных жизненных ценностей для большинства из нас. Что же такое здоровье? Здоровье человека как биосоциального существа является не только биологической категорией, но и важным показателем общественного прогресса. Здоровье необходимо рассматривать как общественное богатство не только в социальном, но и в духовном, экологическом, психологическом смысле. Здоровье это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь это важное слагаемое человеческого фактора.
С физиологической точки зрения определяющими являются следующие формулировки:
- индивидуальное здоровье человека естественное состояние организма на фоне отсутствия патологических сдвигов, оптимальной связи со средой, согласованности всех функций;
- здоровье представляет собой гармоничную совокупность структурно-функциональных данных организма, адекватных окружающей среде и обеспечивающих организму оптимальную жизнедеятельность, а также полноценную трудовую жизнедеятельность;
- индивидуальное здоровье человека это гармоническое единство всевозможных обменных процессов в организме, что создает условия для оптимальной жизнедеятельности всех систем и подсистем организма (А. Д. Адо);
— Здоровый образ жизни (ЗОЖ) это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.
Здоровый и духовно развитый человек счастлив он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самосовершенствованию, достигает, тем самым, неувядающей молодости духа и внутренней красоты.[6.с.400]
Рекреамция (лат. recreatio — восстановление) — комплекс оздоровительных мероприятий, осуществляемых с целью восстановления нормального самочувствия и работоспособности здорового, но утомленного человека.
Для отдыха и оздоровления населения широко применяются спортивно-оздоровительные комплексы, имеющиеся в городах и поселках как при крупных предприятиях и учреждениях, так и в районах по месту жительства. В полном наборе оздоровительный комплекс включает в себя плавательный бассейн, бани, спортзалы для таких популярных игр, как волейбол, баскетбол, мини-футбол, большой и настольный теннис, залы тренажеров, ритмической гимнастики и ЛФК.
Физическая культура в повседневной жизни человека
... (профессионольно-прикладная физическая подготовка); восстановление здоровья или утраченных сил средствами физической культуры - реабилитация; занятия физическими упражнениями в целях отдыха, т.н. - рекреация; высшее достижение в области спорта. Следует отметить, что уровень культуры человека проявляется в его умении ...
К самым простым по структуре и общему режиму оздоровительным учреждениям, предназначенным для организованного отдыха практически здоровых людей, в т.ч. и родителей с детьми, относятся пансионаты. В них обеспечиваются проживание, питание, культурные и спортивные мероприятия. Реже они имеют небольшие медицинские кабинеты или отделения. Проживающие в пансионатах на курортах могут пользоваться лечением в общекурортных поликлиниках.
Дома отдыха — оздоровительные учреждения для отдыха, в т.ч. и семейного, и профилактики заболеваний у практически здоровых людей, а также для климатолечения лиц, перенесших заболевания. Дети с родителями в дома отдыха, особенно отдаленные (в других климатических зонах), принимаются с 6-летнего возраста, прошедшие медицинский отбор, чтобы исключить направление соматических и инфекционных больных. Дома отдыха, в т.ч. и санаторного типа, где есть расширенные медицинские отделения с врачебным, в т.ч педиатрическим, и фельдшерским персоналом, имеют более регламентированный общий режим, чем пансионаты. Имеются и специализированные дома отдыха, например для беременных, молодежи, для реабилитации выздоравливающих лиц. Получили распространение плавучие дома отдыха, организуемые на речных и морских судах.
В правильной организации рекреационной деятельности важное значение имеют учреждения здравоохранения. В задачи этих учреждений входят контроль за санитарным состоянием рекреационных учреждений и рекреационных ресурсов — пляжей, водоемов для купания, источников подземных минеральных вод и т.д.; организация профилактических прививок обслуживающему персоналу рекреационных учреждений в районах распространения природно-очаговых заболеваний: осуществление эпидемиологического надзора с целью предотвращения заноса инфекционных болезней из других районов страны или из других стран;допуск к различным видам спортивно-оздоровительных занятий, наблюдение за физическими нагрузками и состоянием здоровья посетителей любых рекреационных учреждений; оказание медпомощи при заболеваниях; участие в работе горноспасательных отрядов и оказание первой медпомощи при травмах, горной болезни; гигиеническое воспитание и пропаганда здорового образа жизни; профилактика нарушений адаптации и появления у приезжих заболеваний или нарушений здоровья, связанных с дезадаптацией.
1.2 Роль физкультуры и физической рекреации в развитии личности и поддержании здорового образа жизни
Воспитание — процесс необычайно сложный, многосторонний и вместе с тем комплексный. Другими словами, многочисленные стороны воспитания должны формироваться одновременно, в тесной взаимосвязи и взаимообусловленности. В обучении можно, а иногда совершенно необходимо сначала научить одному, потом другому по степени трудности и сложности материалу. В воспитании это недопустимо, так как это — комплексный процесс одновременного развития интеллектуальных, физических, нравственных, эстетических начал в человеке, формирования его мировоззрения, решения задач трудового и патриотического воспитания. Физическая культура, решая свои специфические задачи, одновременно в той или иной степени оказывает активное воздействие на все стороны воспитания личности, и, прежде всего, на нравственное. Укрепление здоровья, развитие своих способностей, потребность в занятиях физическими упражнениями — это нравственный долг каждого человека.
Подготовка преподавателя к учебному занятию
... на изучении учебного плана и «Примерной программы» дисциплины, которая утверждена соответствующей инстанцией. Затем необходимо составить тематические планы по видам занятий в соответствии с выделенными часами, и переходить к подготовке к занятиям, при ...
Главная цель занятий физической культурой и спортом формирование физической культуры личности, подготовка к социально-профессиональной деятельности, сохранение и укрепление здоровья человека. В программе средних специальных учебных заведений решение этой задачи осуществляется через воспитание физической культуры личности.
Физическая культура личности связана с желанием, потребностью и умением человека сохранять и совершенствовать свое телесное «Я». А для этого необходим определенный объем знаний: о морфофункциональных особенностях различных органов и систем организма, о влиянии физической работы и физических упражнений на их развитие, а также на развитие физических качеств.
Методологические подходы к организации физкультурно-спортивного образования рассматриваются как совокупность идей и концептуальных положений построения педагогических технологий, взглядов, обеспечивающих подготовку высокопрофессиональных специалистов, способных эффективно осуществлять обучение и воспитание подрастающего поколения. Содержательную основу их реализации составляют: планирование, подготовка преподавателей, качественное проведение ими учебных занятий, материально-техническое, финансовое и медицинское обеспечение учебного процесса, контроль, проверка и оценка эффективности учебной и научно-исследовательской работы.
В физкультурно-спортивной деятельности используются натурные, этические, математические методы проектирования и реализации социально-педагогических задач.
Функции физической культуры и спорта представляют целенаправленный педагогический процесс и выступают одним из факторов социокультурного бытия, обеспечивающим психологический и биологический потенциал жизнедеятельности обучаемых. Физическое состояние студентов зависит от многих факторов, среди которых важное место принадлежит здоровому образу жизни. Основными компонентами являются повседневная учеба, систематические занятия физическими упражнениями и правильная организация отдыха. [3.с.94]
Наличие различных взглядов, терминов и понятий в определении сущности физической рекреации требует специального и более детального исследования. Поэтому в настоящей статье предпринимается попытка дать общую характеристику физической рекреации как виду физической культуры.В ряде работ освещаются некоторые аспекты и формы ее проявления, содержание, назначение, специфика [4-9, 11, 14 и др.], исследованы исторические аспекты рекреации, дан сравнительный анализ ее развития [11], показана физическая рекреация школьников [13], а также теория и методика таких ее разновидностей, как производственная, массово-оздоровительная физическая культура, активный отдых и т.п.
К физической рекреации относят также такие формы занятий физическими упражнениями, как утренняя зарядка, вводная гимнастика, паузы и физкультминутки в учебных заведениях, учреждениях, на производстве, подвижные игры детей, подростков и взрослых, различные виды прогулок пешком, на лыжах, лодках, велосипедах, катание на коньках и т.п.).
1.3 Составляющие здорового образа жизни
Здоровье это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь это важное слагаемое человеческого фактора.
Физическая рекреация. Теоретические и методические аспекты
... бытовым и учебным нагрузкам. Таким образом, проведенные мероприятия по физической рекреации студентов в комплексе с природными факторами оздоровления способствовали более эффективному восстановлению и укреплению их здоровья. (9 с.28-44) Выводы Таким образом, физическая рекреация, в современном ...
Здоровый образ жизни это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.
Здоровый и духовно развитый человек счастлив он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самоусовершенствованию, достигая неувядающей молодости духа и внутренней красоты.
Здоровый образ жизни включает в себя следующие основные элементы: плодотворный труд, рациональный режим труда и отдыха, искоренение вредных привычек, оптимальный двигательный режим, личную гигиену, закаливание, рациональное питание и т.п.
Физическая культура способствует формированию здорового образа жизни студентов. Однако не всегда удается эффективно решить эту социально-педагогическую проблему. Анализ организации учебных занятий и спортивно-массовой работы показывает, что активно занимаются физическими упражнениями 70% обучаемых, периодически — около 20%, а 10% студентов имеют освобождение врача от занятий. Поэтому многие из них не получают должной нормы двигательной активности. Хроническое недополучение организмом биологически необходимых физических нагрузок приводит к ухудшению здоровья. Причинами такого положения являются: ухудшение социальных условий жизни большинства людей; недооценка значения физической культуры в сохранении здоровья; слабая материально-техническая база для проведения занятий; недостаточное финансирование; отсутствие необходимого спортивного инвентаря, одежды и обуви.[3.с.104]
По своей сути преподавание является совместным трудом педагога и обучаемого, равноправным, а не авторитарным сотрудничеством. Педагогический процесс нельзя строить только на принуждении, строгой регламентации, натаскивании при выполнении учебных нормативов. При оценке подготовленности студентов учитывается их умение самостоятельно заниматься спортом.
Требования, предъявляемые к системе физкультурно-спортивного образования, направлены на формирование гармонично развитой личности. Практика свидетельствует, что в средних специальных учебных заведениях имеются все возможности, чтобы подготовить физически крепких специалистов, обладающих высокими морально-волевыми, духовно-нравственными и психологическими качествами.
Физическая подготовка обучаемых стимулирует умственную деятельность, способствует лучшему усвоению учебных дисциплин, повышает устойчивость организма к воздействию неблагоприятных факторов среды.
Высокий уровень физической подготовленности позволяет студентам четко выполнять свои учебные и общественные функции, преодолевать физические нагрузки, снимать нервно-психические напряжения, восстанавливаться в небольшие промежутки времени отдыха. Физически подготовленные студенты менее подвержены утомлению, быстрее усваивают учебный материал, хорошо учатся и становятся хорошими профессионалами.
Физкультурно-спортивная деятельность направлена на овладение студентами личного мастерства в одном из видов спорта за счет тренировок в секции или команде, участия в соревнованиях. Студенты могут участвовать в спортивных праздниках и судействе соревнований. Наиболее хорошо подготовленные учащиеся могут быть общественными тренерами в избранном виде спорта в средних специальных учебных заведениях или школах.
Роль телевидения в повседневной культуре студента
... создаваемых человеком и составляющих его духовно-общественное бытие. Роль телевидения в формировании культуры повседневности студентов Социальные институты Культура повседневности студентов Программы телевидения Каналы - семья образование СМИ Интернет межличностные отношения - Игра Досуг (отдых) ...
Тренировки и соревнования связаны с высокими физическими и психологическими нагрузками. Поэтому необходимо уделять особое внимание вопросам применения педагогических, психологических, медико-биологических средств восстановления; дифференцирования тренировочных нагрузок на основе восстановления; рекомендаций по питанию спортсменов в соответствии со спецификой вида спорта; эффективного применения сауны, массажа, витаминов и других восстановительных средств.
В процессе физкультурно-спортивного совершенствования существенную помощь оказывают наглядные и учебные пособия, фото-, теле-, видеофильмы, записи соревнований.
В системе проверки и оценки физической подготовленности студентов имеются широкие возможности для отражения специальных задач. Например, на зачеты и экзамены выносятся упражнения и нормативы, установленные по годам обучения и способствующие объективной оценке физической подготовленности юношей и девушек.
Специальная направленность — характерная черта физического обучения и воспитания, позволяющая оптимально использовать все имеющиеся средства и методы для повышения работоспособности, следовательно, успеваемости студентов. Поэтому для успешной профессиональной деятельности преподавателя необходимо придерживаться следующих направлений: вести учет основных факторов, определяющих специальную направленность учебно-воспитательного процесса; отслеживать их влияние на физическое и психологическое состояние обучаемых; использовать наиболее эффективные средства и методы физического обучения и воспитания.
Подготовка молодежи к профессиональной деятельности и поведению в экстремальных ситуациях, которые являются элементом профессии — одна из важнейших задач системы физического воспитания. Методически правильное использование средств физической культуры и спорта укрепляет здоровье человека, повышает его работоспособность и производительность труда, способствует профилактике профессиональных заболеваний и травматизма. Именно этим целям должна служить профессионально-прикладная физическая подготовка студенческой молодежи, являющаяся составной частью всесторонней физической подготовки будущих специалистов к длительному и плодотворному труду в народном хозяйстве.[4.с.48]
2. Опыт работы «Госуниверситета-УНПК» по формированию у студентов здорового образа жизни
2.1 Цели и задачи воспитательной работы
Воспитательный процесс в «Госуниверситете-УНПК» рассматривается как неотъемлемая часть профессионального и личностного составления будущих специалистов автомобильно — дорожной отрасли и осуществляется непрерывно как в ходе учебной работы, так и во внеурочное время.
Основная цель воспитательной работы, это:
- воспитание гражданина новой России — личности высоконравственной, духовно развитой и физически здоровой, способной к профессиональной деятельности и моральной ответственности за принимаемые решения;
- формирование у студентов нравственных, духовных и культурных ценностей, этических норм и общепринятых правил поведения в обществе;
- совершенствование условий для творческой самореализации личности и для проведения досуга студентов во внеурочное время;
- создание полноценной социально — педагогической воспитывающей среды.
В соответствии с поставленной целью определены следующие основные задачи воспитательной деятельности:
Потребности и условия жизни людей
... для постановки человеком сознательной цели и организации деятельности по ее достижению. При рассмотрении связи потребностей с деятельностью нужно сразу же выделить два этапа в жизни каждой потребности: период до удовлетворения потребности, и период ...
- формирование гражданского и патриотического сознания студентов, организация работы совета по патриотическому воспитанию;
- изучение проблем студенчества и организация психологической поддержки, консультативной помощи;
- сохранение и приумножение культурных ценностей и традиции, «Госуниверситета-УНПК»;
- проведение научно просветительских, физкультурно — спортивных и культурно — массовых мероприятий, организация досуга студентов;
информационное обеспечение студентов, создание студенческой газеты «Госуниверситета-УНПК»
формирование навыков здорового образа жизни , проведение профилактических мероприятий, направленных на предотвращение асоциального поведения студентов (профилактика правонарушений, наркомании, ВИЧ — инфекции, СПИД, табакокурения, алкоголизма и т.д.);
- организация и проведение мероприятий среди студенческой молодежи по запрету курения в помещениях и на территории Филиала;
- проведение рейдов боевой студенческой дружины (БСД) совместно со службой безопасности (СБ) «Госуниверситета-УНПК» по недопущению воровства и хищения имущества;
- развитие органов студенческого самоуправления, организация обучения студенческого актива;
- развитие института кураторства.
2.2 План мероприятий в программе воспитания студентов «Госуниверситета УНПК»
Воспитание здорового образа жизни в вузе проводится на протяжении всего периода обучения студентов и осуществляется в многообразных формах, которые взаимосвязаны, дополняют друг друга и представляют собой единый процесс физического воспитания студентов.
Учебные занятия являются основной формой физического воспитания. Они планируются в учебных планах по всем специальностям, и их проведение обеспечивается преподавателями кафедр физического воспитания.
Массовые оздоровительные, физкультурные и спортивные мероприятия направлены на широкое привлечение студенческой молодёжи к регулярным занятиям физической культурой и спортом, на укрепление здоровья, совершенствование физической и спортивной подготовленности студентов. Они организуются в свободное от учебных занятий время, в выходные и праздничные дни, в оздоровительно-спортивных лагерях, во время учебных практик, лагерных сборов, в студенческих строительных отрядах. Эти мероприятия проводятся спортивным клубом вуза на основе широкой инициативы и самодеятельности студентов, при методическом руководстве кафедры физического воспитания.
Работы по профилактике антисоциальных явлений и формированию здорового образа жизни:
- разработка программы по профилактике табакокурения среди студенческой молодежи;
- организация встреч студентов с представителями правоохранительных органов, УФСН по ЧР и лечебно-профилактических организаций ЧР, экскурсии в наркодиспансер;
участие студентов в областном месячнике «Молодежь за здоровый образ жизни» (конкурс стенгазет, конференция «Молодежь против наркотиков», встречи с представителями лечебно-профилактических учреждений, экскурсия с студентами в ГУЗ «Наркологический диспансер», спортивные мероприятия среди студенческих групп и факультетов, выставка научно-публицистической литературы)
проведение лекций на темы: «О вреде алкоголизма», «О профилактике кишечных инфекций», «Оказание первой доврачебной помощи при травмах, ранениях, отравлениях»;
- проведение лекций на темы: «О вредных привычках», «О здоровом образе жизни», «Профилактика венерических заболеваний»;
- проведение межфакультетского фестиваля конкурса «Скажи наркотикам: «НЕТ»;
- выпуск информационного материала (плакаты, бюллетени) о здоровом образе жизни;
- участие в конкурсе плакатов «Твой разумный выбор» совместно с Орловской администрацией г.Орла
Организация работы социально-психологической службы:
- разработка программы «Образование и здоровье» по следующим направлениям (диагностическое, коррекционно-профилактическое, консультативное, образовательно-методическое);
- разработка рекомендаций по формированию здорового образа жизни студентов с учетом их индивидуальных склонностей и психофизических особенностей;
- проведение тренингов на повышение психической устойчивости студентов в период сессий;
- разработка методического материала и рекомендаций для выявления лиц, имеющих социальную патологию(злоупотребляющих алкоголем, табакокурением, наркотикам);
Спортивно массовая работа:
- участие во «Всероссийском дне бега-Кросс нации»;
- проведение спартакиады среди учебных групп, факультетов «Госуниверситета-УНПК» по различным видам спорта;
- привлечение студентов к участию в универсиаде среди ВУЗов г.Орел;
участие в традиционной л/а эстафете на призы газеты «Орловская правда»
участие в открытом чемпионате г.Орла по в/борьбе среди мужчин;
- проведение соревнований по лыжным гонкам среди факультетов;
- участие в чемпионате города Орел по волейболу среди мужских и женских команд;
- участие в соревнованиях по мини-футболу «Футбол-игра народная»;
- участие в чемпионате ЦФО по баскетболу среди женщин;
- проведение спортивно-оздоровительных мероприятий в рамках акции «Лыжня зовет»;
- организация спортивно-массовых мероприятий в рамках месячника оборонномассовой и спортивной работы;
- проведение соревнований среди факультетов по «пейнт болу»;
- спартакиада среди вузов Черноземья по футболу;
- участие студентов «Госуниверситета-УНПК» в месячнике по оборонномассовой работе по плану города и района;
Немаловажную роль в здоровом образе жизни играет патриотическое воспитание, в нашем вузе на такую тематику проводятся следующие мероприятия:
оформление стенда «Наши традиции»
организация участия студентов в осенних и весенних экологических субботниках
организация встреч студентов с участниками ВОВ
участие студентов в возложении цветов к Вечному огню
организация участия в конкурсе плакатов «Салют Победы»
встреча с представителями-ветеранами дорожно-транспортного комплекса
участие в праздничном концерте, посвященном Дню Города и т. п.[5]
Правильно продуманная система воспитания здорового образа в студенческой жизни будет способствовать как оздоровлению подрастающих поколений, так и комплексному подходу в осуществлении идейно-нравственного, трудового и эстетического воспитания.
3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
При написании данной курсовой работы было проведено исследование среди студентов 1-5 курсов кафедра физвоспитания «Госуниверситета -УНПК». Студентам была предложена анкета, которая определяет оценку уровня индивидуального здоровья и отношения к проблемам здоровья как культурологической категории.
В результате анкетирования получили такие результаты: только 24 % опрошенных студентов оценивают свои условия жизни как хорошие, 70 % студентов оценивают свои условия жизни как удовлетворительные и 6 % оценивают — как неудовлетворительные. Только 12 % студентов соблюдают режим питания, 68 % опрошенных студентов частично соблюдают режим питания и 20 % не соблюдают режим питания. 8 % опрошенных студентов соблюдают режим сна, 90% студентов соблюдают частично режим сна и 2 % не соблюдают режим сна. Режим двигательной активности соблюдают 72 % студентов, частично соблюдают — 20 % студентов и не соблюдают режим двигательной активности — 8% опрошенных студентов. Медицинское обследование ежегодно проходят 80 % опрошенных студентов и 20 % не проходят ежегодное медицинское обследование.
Результаты функциональных проб такие: задержать дыхание на выдохе студенты 17 — 18 летнего возраста могут на 20 — 35 секунд, 30% опрошенных студентов имеют конституцию тела астеник и 70 % опрошенных студентов имеют конституцию тела нормостеник.
Результаты сформированности культуры здоровья студентов 17 — 18 летнего возраста такие:
19 % опрошенных студентов оценивают своё здоровье как хорошее, 78 % опрошенных студентов оценивают своё здоровье как удовлетворительное и 3 % опрошенных студентов оценивают своё здоровье как неудовлетворительное.
Генетические проблемы не имеют 79 % опрошенных студентов, а 21 % опрошенных студентов даже не знают есть ли какие то генетические проблемы в их семье.
Опрошенные студенты среди основных проблем физического здоровья детей и молодёжи выделили такие: употребление алкоголя, снижение иммунитета, наркомания, токсикомания, СПИД, туберкулёз, низкий уровень физического развития, бесплодие, как результат абортов.
Опрошенные студенты выделили такие главные причины проблем физического здоровья детей и молодёжи: неправильное питание, не заинтересованность родителей своими детьми, экологические проблемы, семейные проблемы, халатное отношение к безопасному сексу, употребление алкогольных и наркотических средств. Наиболее актуальными проблемами психического и эмоционального здоровья детей и молодёжи опрошенные студенты считают: проблемы общения в семье и с одногодками, замкнутость, депрессия, склонность к насильству, замедленное интелектуальное развитие.
73 % опрошенных студентов считают, что на здоровье человека условия жизни влияют частично, а 27 % опрошенных студентов считают что на здоровье человека условия жизни сильно влияют.
14 % опрошенных студентов считают что на здоровье человека физическая культура влияет частично, а 66 % опрошенных студентов считают что на здоровье человека физическая культура влияет сильно.
14 % опрошенных студентов считают что на здоровье человека спорт влияет частично, а 66 % опрошенных студентов считают что на здоровье человека спорт сильно влияет.
7 % опрошенных студентов считают, что на здоровье человека медицинское обслуживание влияет частично, а 83 % опрошенных студентов считают, что на здоровье человека медицинское обслуживание сильно влияет.
7 % опрошенных студентов считают, что на здоровье человека свободное время абсолютно не влияет, 90 % опрошенных студентов считают, что на здоровье человека свободное время частично влияет и 3% опрошенных студентов считают, что на здоровье человека свободное время сильно влияет.
100 % опрошенных студентов считают, что на здоровье человека условия окружающей среды сильно влияет.
11 % опрошенных студентов считают, что на здоровье человека наследственные факторы влияют частично, а 89 % опрошенных студентов считают, что на здоровье человека наследственные факторы сильно влияют.
4 % опрошенных студентов считают, что на здоровье человека наследственные уровень жизни и материальный достаток влияет частично, а 96 % опрошенных студентов считают, что на здоровье человека наследственные уровень жизни и материальный достаток сильно влияет.
6 % опрошенных студентов считают, что на здоровье человека качество питания влияет частично, а 94 % опрошенных студентов считают, что на здоровье человека качество питания сильно влияет.
9 % опрошенных студентов считают, что на здоровье человека условия обучения абсолютно не влияют, 64 % опрошенных студентов считают, что на здоровье человека условия обучения частично влияют и 27% опрошенных студентов считают, что на здоровье человека условия обучения сильно влияют.
17 % опрошенных студентов считают, что на здоровье человека сформированность представлений про здоровый образ жизни влияет частично, а 83% опрошенных студентов считают, что на здоровье человека сформированность представлений про здоровый образ жизни сильно влияет.
44 % опрошенных студентов считают, что на способ жизни человека формальное образование абсолютно не влияет, 45 % опрошенных студентов считают, что на способ жизни человека формальное образование частично влияет и 11% опрошенных студентов считают что на способ жизни человека формальное образование сильно влияет.
63 % опрошенных студентов считают, что на способ жизни человека средства массовой информации частично влияют и 37 % опрошенных студентов считают, что на способ жизни человека средства массовой информации сильно влияют.
87 % опрошенных студентов считают, что на способ жизни человека звёзды искусства, культуры и спорта абсолютно не влияют и 13 % опрошенных студентов считают, что на способ жизни человека звёзды искусства, культуры и спорта влияют частично.
53 % опрошенных студентов считают, что на способ жизни человека ориентации населения региона частично влияют и 47 % опрошенных студентов считают, что на способ жизни человека ориентации населения региона сильно влияют.
49 % опрошенных студентов считают, что на способ жизни человека личные качества человека частично влияют и 51 % опрошенных студентов считают, что на способ жизни человека личные качества человека сильно влияют.
35 % опрошенных студентов считают, что на способ жизни человека окружение (друзья, знакомые) частично влияют и 65 % опрошенных студентов считают, что на способ жизни человека окружение (друзья, знакомые) сильно влияют.
12 % опрошенных студентов считают, что на способ жизни человека семья частично влияет и 88 % опрошенных студентов считают, что на способ жизни семья сильно влияет.
7 % опрошенных студентов считают, что на способ жизни человека социальная политика государства абсолютно не влияет, 35 % опрошенных студентов считают что на способ жизни человека социальная политика государства частично влияет и 58 % опрошенных студентов считают что на способ жизни человека социальная политика государства сильно влияет.
Другие факторы, которые могли бы влиять на способ жизни человека, никто из опрашиваемых студентов не указали.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На сегодняшний день практически каждый человек, живущий в странах хоть какого либо технического прогресса, имеет массу дел и обязанностей. Порою ему не хватает времени даже на свои дела. В результате, с горою мелочных технических проблем человек просто забывает главные истины и цели, запутывается. Забывает о своем здоровье. Он не спит по ночам, не ходит в походы, не бегает по утрам, ездит на машине (по улицам с опасным составом воздуха) , не ходит пешком, кушает с книгой. А спроси у него: “Что же такое здоровье?” Да ничего он вам на это не ответит. Забудет он про этот вопрос. А вспомнит вас (задавшего этот вопрос) только где-нибудь в кардио или онкодиспансере. Но, скорее всего, будет поздно… И начнет он рассказывать вам то же самое, что было изложено выше Но вот вопрос: нужны ли ему теперь все его материальные ценности? Наверное нет Так вот, давайте еще раз продумаем свои жизненные задачи и цели, выделив тем самым время для укрепления своего здоровья.
Таким образом, в общественном сознании прочно утверждается мнение, что здоровый образ жизни общества в целом и каждого человека в отдельности представляет собою базовое условие формирования и осуществления здорового образа жизни , который, в свою очередь,не только основа хорошего самочувствия и бодрого настроения, но и путь к оздоровлению нации, к решению многих социальных проблем современной России.
Утверждение здорового образа жизни — важная общегосударственная задача. Всеми силами способствовать ее решению долг всех людей, каждого жителя нашей страны
Итак, можно сделать такие выводы:
Здоровье — нормальное психосоматическое состояние человека, отражающее его полное физическое, психическое и социальное благополучие и обеспечивающее полноценное выполнение трудовых, социальных и биологических функций.
Образ жизни студента есть не что иное, как определенный способ интеграции его потребностей и соответствующей им деятельности, сопровождающих ее переживаний. Структура образа жизни выражается в тех отношениях субординации и координации, в которых находятся разные виды жизнедеятельности. Это проявляется в той доли бюджета времени личности, которая на них тратится; в том, на какие виды жизнедеятельности личность расходует свое свободное время, каким видам отдает предпочтение в ситуациях, когда возможен выбор. Если образ жизни не содержит творческих видов жизнедеятельности, то его уровень снижается. Одни студенты больше используют свободное время для чтения, другие для занятий физическими упражнениями, третьи — на общение. Сознательно планируя затраты времени и усилий, студент может либо включаться в широкую сеть таких связей, либо обособляться.
Содержание здорового образа жизни студентов отражает результат распространения индивидуального или группового стиля поведения, общения, организации жизнедеятельности, закрепленных в виде образцов до уровня традиционного. Основными элементами здорового образа жизни выступают: соблюдение режима труда и отдыха, питания и сна, гигиенических требований, организация индивидуального целесообразного режима двигательной активности, отказ от вредных привычек, культура межличностного общения и поведения в коллективе, культура сексуального поведения, содержательный досуг, оказывающий развивающее воздействие на личность.
Здоровый образ жизни во многом зависит от ценностных ориентации студента, мировоззрения, социального и нравственного опыта. Общественные нормы, ценности здорового образа жизни принимаются студентами как личностно значимые, но не всегда совпадают с ценностями, выработанными общественным сознанием.
Изучение ценностных ориентации студентов на здоровый образ жизни позволяет выделить среди них условно четыре группы. Первая группа включает в себя абсолютные, общечеловеческие ценности, получившие у студентов оценку огромного значения. К ним относятся удачная семейная жизнь, мужество и честность, здоровье, всестороннее развитие личности, интеллектуальные способности, сила воли и собранность, умение общаться, обладание красотой и выразительностью движений. Вторая группа «преимущественных ценностей»— хорошее телосложение и физическое состояние, авторитет среди окружающих. Третья группа ценностей получила наименование «противоречивых» за то, что в ниходновременно представлены признаки большого и небольшого значения. Она включает наличие материальных благ, успехи в работе, удовлетворенность учебой, занятия физическими упражнениями и спортом, хороший уровень развития физических качеств, интересный отдых. Четвертая группа ценностей названа «частными», так как ее содержанию студенты придают небольшое значение — знания о функционировании человеческого организма, физическая подготовленность к избранной профессии, общественная активность.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
[Электронный ресурс]//URL: https://jret.ru/kursovaya/ozdorovitelnaya-rekreatsiya-4/
1. Абаскалова Н.П. Теория и практика формирования здорового образа жизни учащихся и студентов в системе «школа—вуз». Барнаул, 2000г. 48с.
2. 5.План воспитательной работы Волжского филиала МАДИ (ГТУ) на 2009-2010 учебный год.
3. Лечебная физическая культура. Справочник. / Под ред. проф. Епифанова В.А. М.: Медицина, 2001. С. 592.
4. Лубышева Л.И. Социальная роль спорта в развитии общества и социализации личности // Теор. и практ. физ. культ. 2001, № 4, с. 11-13.
5. Лях В. Двигательные способности // Физическая культура в школе, 1996. №2. С. 2-8.
6. Лях В.И. Выносливость: основы измерения и методики развития // Физическая культура в школе, 1998. №1. С.7-14.
7. Лях В.И. Гибкость: основы измерения и методики развития // Физическая культура в школе, 1999. №1. С. 4-10.
8. Лях В.И. Координационные способности школьников // Физическая культура в школе, 2000. -№4. С.6-13; №5. С.3-10
9. Лях В.И. Скоростные способности: основы тестирования и методики развития // Физическая культура в школе.1997. №3. С. 2-8.
10. Рыжкин Ю.Е. Физическая рекреация в комплексе наук о человеке // Вестник Балтийской педагогической академии, 2001, № 40, с. 75-78.
11. Психология и практика. Ежегодник Российского психологического общества. — Ярославль, 1998. — 410 с.
12. Психологический вестник РГУ. — Ростов-на-Дону, 1997. 439 с.
13. Апанасенко Г.А. Валеология: имеет ли она право на самостоятельное существование? // Валеология. — 1996. № 2. — С. 9 — 14.
14. Акбашев Т.Ф. Третий путь. — М., 1996. — 139 с.
15. Ильинич М.В. Физическая культура студентов. — М., 2002. — 340 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Анкета оценки уровня индивидуального здоровья и отношение к проблемам здоровья .
ВУЗ____________факультет_______ курс___форма обучения — дневная, заочная, вечерняя, второе высшее образование.
Образование родителей:_______________________________________
(для преподавателей и учителей общеобразовательных школ)
кафедра_________или предмет, который преподает_______________, стаж работы____________научная степень, звание_______________________.
Возраст ______, пол ________, рост __________, вес ______, состоящий в браке (а) (Да, Нет)_______________.
Условия жизни: а) хорошие, б) удовлетворительные, в) неудовлетворительные
1. Придерживаетесь ли Вы:
1.1. режиму питания: а) да, б) частично, в) нет
1.2. режиму сну: а) да, б) частично, в) нет
1.3. режиму двигательной активности: а) да, б) частично, в) нет
2. Проходите ли Вы ежегодное медицинское обследование ? да /нет
ІІ.Функциональные пробы:
(При выполнении проб просим Вас быть максимально объективными, это даст Вам возможность провести экспресс-оценку собственного здоровья с помощью ключа, который Вам предложат).
1) Сделайте спокойный вдох и обычный выдох и задержите дыхание на выдохе. Укажите количество секунд на которую вы задержали дыхания______________с.
2) Определите соответствие Вашего веса стандартной формулой:
Рост в сантиметрах минус 105 равняется_________. Укажите, что конституцию тела Вы имеете /астеник/нормостеник/гиперстеик (ненужное зачеркните)
III. Уровень сформированности культуры здоровья
1) Как Вы оцениваете собственное здоровье?
А) как хорошее ; Б) как удовлетворительное; В)как неудовлетворительное.
2) Есть ли генетические болезни в Вашей семье?
А) да; Б) нет; В) не знаю Г) укажите название болезни_______________
3) Какие из следующих проблем физического здоровья детей и молодежи Вы считаете наиболее актуальные?
(про аранжируйте 5 важнейших)
1. Употребление алкогольных напитков,
2. лишний вес,
3. заболевание опорно-двигательного аппарата,
4. заболевание желудочно-кишечного тракта,
5. снижение иммунитета,
6. курение,
7. инвалидность, связанная с травмами в быте и на производстве,
8. наркомания,
9. токсикомания,
10. низкий уровень физического развития,
11. распространение разных хронических заболеваний,
12. врожденные патология,
13. СПИД,
14. туберкулез,
15. бесплодие,как следствие абортов,
16. патологии органов зрения,
17. сердечно — сосудистые болезни,
18. другое________________________
4) Какие по Вашему мнению, главные причины пяти определенных Вами проблем физического здоровья детей и молодежи:
Проблема № 1 (причины)_______________________________________
Проблема № 2 (причины________________________________________
Проблема № 3 (причины )_______________________________________
Проблема № 4 (причины)_______________________________________
Проблема № 5(причины)________________________________________
5) Какие из нижеприведенных проблем психологического и эмоционального здоровья детей и молодежи Вы считаете наиболее актуальными:
1. депрессия,
2. сужение способностей проявления эмоций,
3. замкнутость,
4. неадекватная оценка ситуации,
5. проблемы общения в семье и с ровесниками
6. развязность,
7. самостоятельность,
8. склонность к насилию,
9. склонность к суициду,
10. замедленное интеллектуальное развитие,
11. другое.
6)Как на здоровье человека влияют следующие факторы?
№ фактора |
абсолютно не влияют |
влияют частично |
значительно влияют |
тяжело ответить |
|
1. Жилищные условия |
|||||
2. Физическая культура |
|||||
3. Спорт |
|||||
4. медицинское обслуживание |
|||||
5.Свободное время |
|||||
6. Условия окружающей среды |
|||||
7.Наследственные факторы |
|||||
8. Уровень жизни, материальное благосостояние |
|||||
9. Качество питания |
|||||
10 Условия обучения |
|||||
11. Сформированность представлений про ЗОЖ |
|||||
12. Другие факторы (укажите) |
|||||
7) Влияют ли на Ваш способ жизни следующие факторы?
№ фактора |
абсолютно не влияет |
влияет частично |
значительно влияет |
тяжело ответить |
|
1. Организованная (формальное образование) |
|||||
2. Средства массовой информации |
|||||
3. Звезды искусства и культуры |
|||||
4. Звезды спорта |
|||||
5. Ориентации населения региона |
|||||
6. Личные качества человека |
|||||
7. Окружение ( друзья, знакомые) |
|||||
8. Семья |
|||||
9. Социальная политика государства |
|||||
10. Другие факторы (укажите) |
|||||
Соцопрос включает в себя 14 основных видов процедур. На практике может производиться сразу несколько процедур одновременно, и исследователь вправе по ходу соцопроса при необходимости возвращаться назад к той или иной процедуре или, наоборот, «перескакивать» вперед.
Этапы соцопроса могут быть описаны следующим образом:
Концептуализация — определение цели исследования, выдвижение гипотез, уточнение понятий и нахождение их общенациональных соответствий в данном соцопросе.
Схематизация — установление процедур, которые должны быть применены во время соцопроса, и принятие решений о характере требуемой выборки.
Подготовка инструментария — составление анкеты или бланка интервью, определение числа и порядка вопросов, подготовка необходимых наглядных пособий или любых других подсобных средств.
Планирование — рассмотрение финансовых, административных, материально-технических и кадровых проблем, связанных с проведением соцопроса.
Построение выборки — отбор предполагаемых респондентов в соответствии с тем из методов, который лучше подходит для целей и средств исследования (соцопроса).
Инструктаж — подготовка интервьюеров, кодировщиков и другого обслуживающего соцопрос персонала к работе с респондентами и к обработке данных; снабжение персонала необходимыми материальными средствами.
Предварительное тестирование — опробование выбранного инструментария на выборке малых размеров с целью проверки правильности понимания респондентами инструкций и вопросов, а также проверки соответствия их ответов ожидаемому типу вопросов.
Соцопрос — почтовый, телефонный или очный опрос участников выборки с применением пилотажного инструментария.
Наблюдение за ходом соцопроса (мониторинг) — проверка корректности применения методики опрашивающими, а также контроль за тем, чтобы опрашивались только участники выборки
Контрольная проверка — проверка (посредством дополнительных контактов с респондентами) того, все ли члены выборки оказались реально охвачены соцопросоми все ли из них возвратили свои анкеты.
Кодирование — преобразование собранных данных в числовую форму.
Обработка — подготовка данных для анализа
Анализ — переработка данных с помощью статистических и других средств с целью получения содержательных выводов.
Составление отчета — изложение результатов анализа в форме исследовательского отчета о проведении соцопроса.
Пример №1
1)Результаты соцопроса “Вы и здоровый образ жизни”:
1. Вы можете сказать, что вы ведете здоровый образ жизни?
Да—— 404
Скорее да, чем нет——249
Нет, но я собираюсь——118
Нет, и не собираюсь——28
2. Главное ли в жизни быть здоровым?
Да ——762
Нет——22
Не знаю——15
3. Считаете ли вы , что важным звеном здорового образа жизни является
искоренение вредных привычек: курение, алкоголь, наркотики.
Да——681
Нет——49
Частично——69
4. По вашему мнению, что такое здоровье?
Отсутствие болезни ——174
Отсутствие физических недостатков——-16
Полное физическое, психическое и социальное благополучие. ——609
ВСЕГО приняло участие в соцопросе 799 человек
Пример №2
Вы делаете для того, чтобы держать себя в хорошей физической форме?
1. Ем здоровую пищу (53%)
2. Занимаюсь спортом хожу в тренажерный зал (40%)
3. Хожу пешком по лестнице (27%)
4. У меня и так прекрасная фигура, я ничего особого не делаю (13%)
5. Секс мой лучший спорт 🙂 (13%)
6. Стараюсь придерживаться диеты (7%)
7. Не люблю занятий спортом (7%)
8. У меня своя методика (0)
Пример№3
Социальный опрос на тему «Здоровы образ жизни»:
1)как вы относитесь к здоровому образу жизни
a. Помешан на этом:————0%
b. Да, стараюсь его придерживаться: 17———44,74%
c. Скорее да, как то пробывал начать: 12———31,58%
d. Нет, нужно жить на полную: 9———-23,68%
e. Нет, что это такое? 0———-0%
2) Употребляете ли вы ГМО?
a. Нет, они опасны для здоровья 7——— 18,42%
b. Иногда, ведь их влияние на организм человека изучены не до конца 20———18,42%
c. Да, они не опасней обычных продуктов 11—————28,95%
d. Да, это единственный выход для решения продовольственной проблемы человечества 0%
3)как часто вы ходите в спорт зал:
a. Ежедневно 1————2,63%
b. Стабильно 3 раза в неделю 7 ———18,42%
c. Не так часто как хотелось бы 13 —————34,21%
d. Вообще не хожу 17 ———————-44,74%
4)хорошо ли вы спите?
a. Да, сплю как сурок 10————26,32%
b. Да, хорошо, но мало 24 ————63,16%
c. Нет, сплю беспокойно 1————2,63%
d. Нет, часто страдаю бессонницей 3———— 7,89%