Актуальность темы: В настоящее время коммуникации субъектов и объектов социально-культурной деятельности только складываются как самостоятельное научное направление. Формирование и уточнение их собственных методологических основ необходимо для актуализации и предания направления конкретным научным исследованиям в этой области.
Социальная значимость проблемы: В современном мире от взаимодействия субъектов и объектов культурной деятельности зависит ее развитие и функционирование, эффективность, приобщения людей к ценностям духовным, к пониманию смысла жизни, своего места в мире, своих взаимоотношений в обществе. К сожаленью в современном обществе стёрты чёткие границы между субъектом и объектом. Зачастую субъектом и объектом может быть один и тот же человек. Но только в определённых ситуациях.
Цель исследования: Целью исследования является рассмотрение взаимоотношений субъектов и объектов некоторых научных сфер, таких как психология, педагогика, философия, через призму социально-культурной деятельности.
Задача исследования:
- Рассмотреть социально-культурную деятельность как систему межсубъектных отношений;
- Рассмотреть классификацию субъектов социально культурной деятельности;
- Рассмотреть человека как субъект и объект социально-культурной деятельности;
- Рассмотреть провести анализ субъектов СКД по месту жительства.
Объект исследования: Субъекты и объекты социально-культурной деятельности
Предмет исследования: Взаимодействие субъектов и объектов социально-культурной деятельности.
Методы исследования: Анализ литературы по теме субъекты и объекты социально-культурной деятельности (специальная научная литература, научно-популярная литература, художественная литература, монографии, журналы, а также информационные ресурсы Интернета).
Степень разработанности проблемы: Данная тема получила своё широкое развитие к концу 90-х годов XX века. На сегодняшний момент создано множество научной литературы, издаются журналы, пишутся научные статьи. В данной сфере работают такие учёные как Николов Л., Кисилёва Т. Г., Красильников Ю. Д., теоретик культуры Кертман Л. Е., Ананьев Б.Г.,
Кон И. С., Ковалев А. Г., Бернард Л., Уислер К., А. Радклифф-Браун. Некоторые проблемы моей темы поднимают в своих трудах Фрейд, Юнг, Олпорт, Салливен, Роджерс, Алмонд, а также отечественные ученые С. Иконников, А. Ковалев, И. Кон, А. Леонтьев, К. Платонов, Э. Соколов, В. Ядов, Б. Г. Ананьев и др.
Развитие органов управления туристской деятельностью в субъекте РФ
... развития туризма и возможность практического применения результатов исследования в принятии законов о туризме на федеральном и на региональном уровнях, в составлении Программ развития туризма и в формировании структуры Комитета регулирования туризма, придают исследованию актуальность. Цель исследования: проанализировать развитие органов управления туристской деятельностью в ...
Структура выпускной квалификационной работы: Курсовая работа состоит из двух основных глав: субъекты и объекты социально-культурной деятельности и анализа опыта работы субъектов СКД по теме курсовой по месту жительства. Заканчивается работа Заключением и Списком использованной литературы.
I глава.
1.1 Социально культурная- деятельность как система межсубъектных отношений.
Согласно Основам законодательства Российской Федерации о культуре органы государственной власти в Российской Федерации выступают гарантом прав и свобод всех субъектов культурной деятельности (в том числе и творческих работников), защищая их посредством законодательной и иной нормативной деятельности, пресечения посягательств на права и свободы в области культуры. 1
В данной главе мы рассмотрим основные понятия субъектов и объектов социально культурной деятельности, а также проблемы их взаимодействия. При анализе мы будем опираться на труды Кисилёвой Т.Г., Красильникова Ю.Д., Кагана М.С., Николова Л. и др.
Социально-культурную деятельность правомерно рассматривают
как исторически сложившийся процесс педагогически
взаимодействия и
только носителями определенных проблем в сфере культуры, образования,
искусства, досуга, но и генераторами конкретных идей, традиций, инициатив, технологий, направленных на решение этих проблем. Социально-культурную деятельность характеризуют многообразие субъектов и специфика мотивов и проявлений их межсубъектных общественных отношений — политических, экономических, социальных, культурных.
Но в начале разберёмся что же такое субъект и объект социально культурной деятельности?
Субъект – носитель предметно-практич. деятельности и познания (индивид или социальная группа), источник активности, направленной на объект. Термин «С.» употреблялся в истории философии в различных смыслах. Напр., Аристотель обозначает им и индивидуальное бытие, и материю — неоформленную субстанцию; ср.-век. схоластика понимает под С. нечто реальное, существующее в самих вещах (тогда как объект существует для неё лишь в интеллекте).
Совр. трактовка понятия С. берёт начало от Декарта, у которого резкое противопоставление С. и объекта выступило исходным пунктом анализа познания и, в частности, обоснования знания с т. зр. его достоверности; истолкование С. как активного начала в познават. процессе открыло путь к исследованию условий и форм этого процесса, его субъективных предпосылок. Следующий важный шаг на этом пути был сделан Кантом, который раскрыл некоторые существенные законы внутр. организации С., делающие возможным достижение всеобщего и необходимого знания (учение о категориях как формах регуляции мышления и о категориальном синтезе, представление С. как родового, т. е. вмещающего в себя весь историч. опыт познания).
В идеалистич. форме тезис о социально-историч. природе С. был развит Гегелем, для которого познание есть надиндивидуальный процесс, развёртывающийся на основе тождества С. (под которым понимается абс. дух) и объекта. Домарксистский материализм толковал С. в духе психологизма — как изолированного индивида, познават. способности которого имеют биологич. природу и который лишь пассивно отображает внеш. действительность. Диалектич. материализм радикально расширяет понимание С., непосредственно связывая его с категорией практики. Поэтому здесь С. выступает как С. предметно-практич. деятельности, а не одного лишь познания. Это по-новому объясняет и социально-историч. природу С.: с т. зр. марксизма индивид выступает как С. с присущим ему самосознанием постольку, поскольку он в определ. мере овладел созданным человечеством миром культуры — орудиями предметно-практич. деятельности, формами языка, логич. категориями, нормами эстетич. и нравств. оценок и т. д. Активная деятельность С. явля- ется условием, благодаря которому тот или иной фраг- мент объективной реальности выступает как объект, данный С. в формах его деятельности. Материалистич. раскрытие творч. природы С. позволило марксизму показать, что подлинным С. истории являются нар. массы как осн. сила, творящая и революционно преобразующая мир культуры и социальное бытие.
Анимационная деятельность
... Анимационная деятельность занимает свое определенное место в жизни современного ... образования, отдыха развития культуры человека) по ... анимационных программ культурно-познавательного, спортивно — туристского, развлекательного характера в содержание туристских маршрутов и поездок, в работу ... факторов. Все большее значение уделяется анимационным технологиям в туризме. В современном ... осуществляются как в ...
Объект – предмет или явление, фрагмент реальности, противостоящее субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности.
Субъект – носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид или соц. группа), источник активности, направленной на объект.
Субъект культуры в культурологическом понимании – какая-либо социальная общность или конкретный индивид, реализующий в системе предметно-
Объект – философская категория, выражающая то, что противоречит субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности. В культурологическом понимании объект культуры – элемент, фрагмент бытия культуры, являющийся сферой реализации активности и историческим результатом процесса предметно-практической деятельности субъекта культуры. 2
В связи с вышесказанным Каган считает что исходный пункт формирования культуры — и логически, и исторически — человек. Поэтому он считает, что необходимо выяснить, какими качествами должен обладать человек для того, чтобы осуществить эту культурологическую функцию, чтобы быть способным творить культуру?
Как явствует из всего вышеизложенного, такими качествами являются способности человека быть субъектом деятельности, т. е. подняться от тех форм жизнеобеспечивающей активности, которые свойственны его животным предкам, к недоступным им, специфически человеческим формам деятельности. Но что это конкретно означает — быть субъектом деятельности?
Ответ на этот вопрос имеет ключевое значение для социально-культурной деятельности, педагогической системы и педагогического процесса социально-культурной деятельности, как, в сущности, для всех отраслей философского умозрения, ибо сами понятия «субъект» и «объект» являются главными и специфическими философскими категориями, а проблема субъектно-объектных отношений — центральной проблемой философии, а отнюдь не вопрос о познаваемости мира, как утверждали советские философы, перенося на философию в целом сущность одного из ее разделов — теории познания. Между тем гносеологическая редукция проблемы субъектно-объектных отношений вызывает нередко своего рода реакцию — отрицание необходимости современного — «постмодернистского» — философского мышления вообще различать субъективное и объективное. Оказывается, однако, что их неразличение ведет к самоликвидации философии как таковой, к ее превращению в полухудожественную — или даже высокохудожественную, что не меняет дела — публицистику, в конечном счете — в подлежит потреблению, порабощению, изменению, что должно служить коллективному субъекту, — родоплеменной общности вместе с ее тотемом.
Республика Татарстан как объект культурного наследия
... На территории Кремля располагается множество музеев, рассказывающих об историческом развитии Татарстана: Музей исламской культуры, Музеи естественной истории и истории государственности Татарстана, филиал Санкт-Петербургского государственного Эрмитажа ... частном порядке. Уже наработан большой практический опыт по сохранению объектов культурного наследия на самых высоких и региональных уровнях. С 2011 ...
Культура имела в исторической своей основе деятельность людей как становящуюся систему отношений «субъект— объект—другой субъект», точнее — «другие субъекты», потому что «субъект», будучи по определению существом, наделенным свободой целеполагания и выбора средств достижения своих целей,(идет ли речь об индивидуальном субъекте — личности, о коллективном субъекте — например, нации, или о квазисубъекте — мифологическом или художественном персонаже), тогда как позиция объекта приравнивает данный предмет — идет ли речь о вещи, животном, человеке, даже моем собственном «Я», когда в такое положение ставит его мое другое, субъектное «Я», — к другим однородным предметам, т. е. обезличивает его 3 . У Киселёвой с Красильниковым понятие «субъекты социально-культурной деятельности» отличается многозначностью. Это обусловлено тем, что сама социально-культурная деятельность тоже многозначна: индивидуальная и социальная
(коллективная) культурная деятельность; профессиональная и непрофессиональная (любительская) деятельность; деятельность неформальная (нормативная), исторически сложившаяся на использовании существующих в обществе социальных норм (обычаев, нравов) вокруг какой-
либо цели, ценности или потребности, и деятельность формализованная
(учрежденческая), обладающая самовоспроизводством и имеющая определенное общественное назначение. Обобщенным субъектом социально-культурной деятельности является сообщество многочисленных социально-культурных институтов и отдельных лиц (рядовых граждан, в том числе специалистов, ученых, управленцев, воспитателей и т.д.), которые в индивидуальном и групповом порядке, на профессиональной и непрофессиональной основе участвуют в производстве, распространении и освоении культурных ценностей — культурных продуктов, благ и услуг. В современной парадигме социально-культурной деятельности в этом сообществе в качестве субъектов выступают практически все — и создатели, и потребители культурных ценностей. 4
Объектами в свою очередь являются человек, социальная группа, этносы, социально культурные институты и другие.
Каждый человек, особенно в детстве, отрочестве и юности, является объектом социально-культурной деятельности. Об этом свидетельствует то, что содержание процесса формирования человека как культурного существа определяется заинтересованностью общества в том, чтобы человек успешно овладел ролями мужчины или женщины, создал прочную семью (семья как объект и субъект социально-культурной деятельности), мог бы участвовать в социальной жизни. Таким образом человек оказывается объектом межсубъектных отношений.
Потребности и мотивы деятельности человека
... деятельности человека. Предмет исследования трудовая деятельность человека. Актуальность данного исследования определила цель и задачи работы: Цель работы рассмотреть потребности и мотивы деятельности человека. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи: 1.Исследовать теоретические основы потребностей и мотивации деятельности человека; ...