Туристский маршрут — путь перемещения туристов, определяющий последовательное посещение исторических и природных памятников, а также других мест, например, мест остановок на привал.
Актуальность темы: Туристические маршруты являются неотъемлемой частью туристической сферы, так как позволяют определить цель и продолжительность любого тура или поездки, и является одним из основных видов обслуживания предоставляемых туристам.
Проблема исследования: Выбор туристического маршрута в соответствии с общепринятой классификацией
Цель: Изучить классификацию туристических маршрутов
Объект: Туристический маршрут
Предмет: Классификация туристических маршрутов
Задачи:
- рассмотреть понятие тур
- рассмотреть классификацию туров
- изучить понятие и классификацию туристических маршрутов
- изучить порядок разработки и организации туристических маршрутов
- рассмотреть виды туристко-экскурсионных мероприятий
- рассмотреть примеры туристических маршрутов
Глава 1. Туры и их классификация
Тур — основной рыночный продукт турфирмы. Это комплекс туристических услуг, составленные в виде конкретной программы, целью которой является осуществление путешествия в соответствии с пожеланиями клиента. С точки зрения логистики туризма тур — организованный турфирмой движение туристов (в составе группы или индивидуально) предварительно установленному маршруту, в определенных местах которого туристам предоставляются определенные услуги согласно стоимости путевки (путешествия).
Есть общепринятая классификация туров, то есть их деление на виды по следующим признакам:
1) мотивацией: курортно-лечебные; рекреационные; культурно-познавательные; спортивные; деловые; конгрессные; религиозные; этнические;
2) организационными средствами: пэкидж-тур (комплексный); инклюзив-тур (индивидуальный);
3) по форме организации: организованные; самодеятельные путешествия;
4) количеству участников: групповые; индивидуальные;
5) сезонностью: круглогодичные; сезонные;
6) продолжительностью путешествия: уик-эндовые (1-2 суток); краткосрочные (неделя); среднесрочные (2-3 недели); долгосрочные (круизные — почти полгода, год);
7) классом обслуживания: VIP-туры; люкс-апартамент; первый класс; туристический; кемпинг;
8) совокупностью услуг: кровать-завтрак (В&В, Bed-f Break-fcst); полупансион; полный пансион; все включено (all inclusive); все включено плюс;
Использование технологий PR и рекламы в продвижении новых туристических ...
... продвижения туристических услуг; исследование наиболее эффективных каналов продвижения туристических маршрутов на основе опроса туристов; опрос туристов; сравнительный анализ использования PR и рекламы в продвижении туристических маршрутов в Литве. Новизна работы. Таким образом, впервые в выпускной работе использование PR-технологий и рекламы туристическим ...
9) схемой маршрута: линейные; кольцевые; радиальные; комбинированные;
10) средствами передвижения: транспортные; пешеходные;
11) видами транспорта: наземные (автомобильные, автобусные, железнодорожные); водные (речные, морские, океанские); воздушные (авиационные, на воздушном шаре); космические;
12) масштабу: международные; внутрение.
К каждому туру в обязательном порядке относятся следующие составляющие: маршрут, программа, комплекс услуг.
Все туры должны отвечать таким общим требованиям:
1) безопасность;
2) комфортность;
3) достаточность;
4) категориальная соответствие;
5) конкурентоспособность (прибыльность) [1].
1.1 Логистическая разработка тура: сущность и последовательность
туристический маршрут экскурсионный
В состав логистической разработки тура входят:
1) маркетинговые исследования (их осуществляют с целью определения целевых рынков и сегментов);
2) оценка собственных возможностей турфирмы с освоения целевого рынка;
3) логистическое обеспечение маршруту тура.
Для этого нужно создать банк данных с информацией о:
- а) имеющиеся туристско-рекреационные ресурсы и их логистический потенциал;
- б) материально-техническую базу туризма и ее логистический потенциал;
- в) транспортную структуру;
- г) информационную инфраструктуру.
При этом стоит учитывать, что туристско-рекреационные ресурсы делятся на: а) природные блага (климат; рельеф — горы, равнины; море, реки, озера);
- б) объекты показа (природные — памятники природы; культурно-исторические; этнические; искусственно созданные, антропогенные);
- в) объекты досуга (музеи, театры, фестивали).
МТБ туризма характеризуется определенной категорией, что означает предоставление услуг гостеприимства определенного класса, когда учитывается:
- б) его категория по евростандарту;
- в) цены номерного фонда.
До инфраструктурного обеспечения относятся:
- а) характеристика транспортных сообщений (данные о наличие транспортной связи, интенсивность движения, прямые летние рейсы и их взаимозаменяемость);
- б) характеристика транспортных средств (тип, возраст, вместимость, комфортность и скорость передвижения);
- в) информация о транспортные компании и стоимость проезда. Информационное обеспечение предусматривает обязательное наличие карты или схемы территории с такими показателями:
- а) туристско-географическое положение;
- б) конфигурация транспортной сети;
- в) система расселения;
- г) административно-территориальное деление и тому подобное [2].
1.2 Разработка перечня услуг, входящих в стоимость тура
В большинстве случаев в стоимость тура входит: гостиничное обслуживание, внутримаршрутный транспорт, страхование. Остальные виды услуг могут не включаться в декларируемую программой стоимость и оплачиваться отдельно. В особенности это касается регулярных авиарейсов и топливных сборов, экскурсий и дополнительных мероприятий. Визовая поддержка в стоимость тура, как правило, не входит. Напротив, услуги гидов и руководителей групп всегда входят в стоимость группового тура и не подлежат изъятию. Перечень входящих в стоимость тура услуг и возможных вариантов доплат должен быть сформулирован кратко, чётко и грамотно, не допуская неоднозначных трактовок.
Организация пешеходного маршрута для детей 10-15 лет
... что вместе с пешеходными путешествиями появляются путешествия ... маршрута определённой категории сложности, выполнения установленных спортивных нормативов. [4, с. 8] Туристские экспедиции организуются с целью туристского освоения новых районов, испытание новых видов снаряжения, разработки ... зависимости от объема работы (задания) может состоять ... познавательные и рекреационные туры на коммерческой основе ...
1.3 Расчет стоимости тура
Выполняется на основании полученных заранее стоимостных характеристик услуг, входящих в цену тура. Рекомендуется производить расчёт стоимости на группу, суммируя стоимости услуг, а затем, введя в число туристов руководителей группы, разделить полученную сумму на число туристов, которые платят за тур. При агентской схеме реализации тура необходимо включить в его стоимость комиссионное вознаграждение агентству. В случае использования нетто-цен на гостиничные услуги, авиатранспорт и страхование, необходимо учесть комиссионное вознаграждение туроператора [3].
Глава 2. Классификация туристических маршрутов
В основе классификации туристических маршрутов лежат классификация туров. Туристские маршруты классифицируются по различным признакам ( Рис. 2.1 ).
Рисунок 2.1
Типы туристических маршрутов
1. тематические — с преобладаем экскурсионного обслуживания и познавательной направленности;
2. походные — маршруты с активными способами передвижения;
3. физкультурно-оздоровительные — с преобладанием в программе спортивных и физкультурно-оздоровительных мероприятий;
4. комбинированные — маршруты, сочетающие элементы всех перечисленных маршрутов.
Классификация маршрутов по сезонности:
1. круглогодичные (внесезонные);
2. сезонные — функционирующие в определенный сезон (лыжные, водные, горные и т.д.) ( Рис. 2.2)
Рисунок 2.2
Подразделения маршрутов по сезонности
Классификация маршрутов по строению трассы:
1. линейные — с посещением одного или нескольких пунктов (кроме начального), находящихся на трассе. Туристский маршрут может быть линейным от места отправления до места назначения (пребывания в туристском центре), чаще всего турист по прибытию проживает в одном отеле, совершает экскурсионные и иные поездки в пределах данной местности. Такой маршрут удобен для туристов, которые не любят каждый день собирать и раскладывать свои чемоданы и рюкзаки, часто перемещаясь из одного отеля в другой;
2. радиальные — (стационарные) с посещением одного пункта на маршруте. Возможен вариант радиальных перемещений из выбранного туристского центра или места размещения с экскурсионными целями, предусматривающими ночевки в посещаемых населенных пунктах и объектах с возвращением обратно. При этом на период поездок или экскурсий места в первоначальном туристском центре остаются за туристами;
3. кольцевые (кроссинг-туры) — с совпадением точек начала и конца маршрута и посещением нескольких пунктов на маршруте. Другим вариантом может быть кольцевой маршрут по посещаемой местности или стране, причем место прибытия в страну или местность (условно аэропорт, станция железной дороги) может быть неизменным, то есть путешествие по стране началось и завершилось в одном и том же пункте, и отличным от места прибытия в местность или страну. Последний вариант характерен для туров через страну, так называемых кроссинг-туров ( Рис. 2.3).
Технология разработки туристического маршрута на примере тура ...
... Казани. Задачи курсовой работы: выделить особенности основных достопримечательностей Казани; разработать возможности туристического маршрута «Самара - Казань». 1. Основные культурно-исторические центры Казани, и их достопримечательности Среди ...
Рисунок 2.3
Подразделение маршрутов по строению трассы
Могут быть и другие варианты организации туров. Все в целом определяет порядок бронирования перевозки туристов по маршруту тура ( Рис. 2.4).
По продолжительности маршруты бывают:
1. многодневными (14-30 дней);
2. несколько дней (1-3 дня) — маршруты выходного дня;
3. несколько часов (экскурсии).
По виду транспорта на маршруте:
1. собственный транспорт туристской фирмы;
2. арендованный (зафрахтованный) транспорт у других организаций;
3. личный транспорт туристов.
Классификация маршрутов по видам транспорта:
1. пешеходные туристские маршруты или прогулки. Обычно протяженность маршрута составляет от 2 — 6 или даже до 20-50км;
2. маршруты с передвижением на животных (лошадях, собаках, оленях).
Весьма популярен конный туристский маршрут. Участники могут посетить труднодоступные для технических средств передвижения природные достопримечательности;
- Рисунок 2.4
Виды строения трассы маршрутов
3. железнодорожные туристские маршруты, в которых туристы знакомятся с различными местностями и районами в процессе поездки, при этом они проживают в купе комфортабельных вагонов, питаются в передвижных ресторанах. Основные этапы передвижения предусмотрены по ночам, а днем туристы посещают в туристских центрах местные достопримечательности, объекты, предусмотренные программой. Туры достигают продолжительности 14 дней и долее.
4. Водные туристские маршруты. Самый распространенный — на лодках любых видов, яхтах или иных маломерных водных судах и плавсредствах по системе озер или рек. Это могут быть гребные или моторные лодки, плоты, а маршрут проходить через совершенно безлюдные районы и даже быть категорийным. Часть туристов предпочитает речное или морское путешествие на комфортабельном лайнере — речные и морские круизы.
5. Воздушные перевозки. Наибольшую долю занимают воздушные перевозки на большие расстояния, в том числе и межконтинентальные через океаны. Именно с созданием крупных высокоскоростных и безопасных воздушных лайнеров для пассажирских перевозок резко интенсифицировались туристские потоки между континентами. Для туристских перевозок используются как рейсовые маршруты так и чартерные линии. Высока роль и местной авиации, многие маршруты в пределах стран с большой протяженностью территорий предусматривают перемещение именно на самолетах.
Малая авиация также участвует в туристских перевозках, особенно при доставке туристов на природные и иные труднодоступные для других средств перевозки объекты. Распространены услуги малой авиации для экскурсионных полетов над местностью туристского центра.
6. Комбинированные перевозки. Многие туристские поездки предусматривают использование в туре нескольких различных видов транспорта. Основная перевозка на дальнее расстояние, если только таковая не является особым туром, чаще всего осуществляется воздушным транспортом. Туристы стремятся минимизировать время переезда на далекое расстояние к месту отдыха, и самолет является наиболее оперативным средством передвижения. Этап перевозки является вспомогательным элементом тура [4].
Естественно, возможны любые комбинации из различных вариантов туристских маршрутов( Рис. 2.5 ).
Рисунок 2.5
Типы маршрутов по видам транспорта
2.1 Обобщенная методика логистической разработки туристического маршрута
1. Выбор пунктов маршрута
критерием такого выбора является атрактивность объектов показа для удовлетворения цели путешествия, а также возможность обеспечить разнообразие программы пребывания в определенном населенном пункте и его транспортную доступность, оказать услуги гостеприимства. Атрактивность объекта в туристической практике определяют как совокупность эстетической ценности и объема информации о туристический ресурс.
Формула атрактивности туристических объектов.
где Ат.о — атрактивность (привлекательность) туристского объекта; Е — эстетическая ценность; О — объем информации; К — коэффициент атрактивности ( Рис. 2.7 ).
Формула коэффициента атрактивности
W — количество дней, необходимых для анализа атрактивности; N — время, затраченное на осмотр объекта (мин); Т — время, в течение которого объект доступен для осмотра (мин).
Когда по результатам оценки уровня атрактивности туристических объектов, уровня гостеприимства и транспортной доступности определяют: пункты дислокации туристов с длительным программным обеспечением и экскурсионных пунктов.
Что осуществляют по показателю, прежде всего, транспортной доступности, то есть связанности с местом постоянного проживания туристов в зоне действия туроператора.
Которая зависит от выбранной формы маршрута. Выбор пунктов маршрута согласовывают с программой тура согласно вида туризма, сроков путешествия, класса обслуживания. Выбор схемы маршрута значительно зависит от транспортной системы с учетом таких ее характеристик, как: конфигурация транспортной сети; ее густота; техническое состояние транспортных путей, уровень развития отдельных видов транспорта; надежности и безопасности транспортных операций. Самый распространенный вариант в процессе составления схемы маршрута, когда за ограниченный срок при необходимости минимизации затрат времени на перемещения между основными пунктами маршрута необходимо обеспечить максимально возможную информативность путешествия, то есть охватить как можно больше объектов осмотра с целью достижения познавательной темы тура. Такой вариант называется «Задача коммивояжера», ее сущность заключается в определении кольцевого маршрута, который начинается в первой точке маршрута, проходит лишь один раз через главные пункты маршрута и заканчивается в исходном пункте. Количество возможных вариантов кольцевых маршрутов, даже небольшого количества их пунктов, является очень значительной. Например, для десяти пунктов можно сформировать 362 880 вариантов маршрутов. Такая задача не решается путем переборки всего множества возможных маршрутов, а аналитического метода решения этой проблемы в настоящее время еще не нашли. Поэтому на практике для определения оптимального кольцевого маршрута используют метод короткой соединительной сети. Это сеть дорог, соединяющая несколько пунктов и имеет наименьшую длину, ее строят следующим образом:
- а) выбирают две точки с наименьшим расстоянием между ними;
- б) в каждом следующем случае добавляют звено с наименьшей длиной, присоединение которой дольше выбранных звеньев не образует замкнутого контура;
- в) кратчайшая сеть, объединяющая п пунктов, будет иметь п — 1 звеньев.
Если все пункты маршрута объединить в короткую соединительную сеть, на ней выбирают кольцевой маршрут. Формировать маршруты следует из пункта отдаленного от начальной точки. Потом выбирают три пункта с наибольшими суммарными расстояниями, которые включают в исходный маршрут. К нему добавляют пункт, имеющий наибольшую суммарную расстояние из тех, что остались. С целью установления очередности посещения пункта туристами стоит ставить его между каждой парой пунктов первоначального маршрута. При этом в каждом варианте вычисляют увеличение длины маршрута
Формула увеличения длины маршрута.
где дL.м — увеличение длины маршрута (км); L2 — расстояние от первого пункта до того, что прилагается (км); L3 — расстояние от добавленного пункта до второго пункта (км); Lї — расстояние между пунктами 1 и 2. Из рассчитанных таким образом значений выбирают наименьшее. Когда получают результат — 0, расчеты прекращают, поскольку в этом случае пункт, что прилагается к маршруту, размещенный в его исходной точке. Затем к полученному добавляют маршрута следующий пункт из тех, что остались, который имеет наибольшую сумму расстояний. Так действуют до тех пор, пока в маршрут не включать все основные пункты. Преимущество такого метода заключается в выполнении простого алгоритма, что можно использовать на практике, недостаток — в работоемкости расчетов за большого количества пунктов маршрута, поскольку нужно рассмотреть много вариантов во время поиска подходящего места включения нового пункта в маршрут. Однако этот недостаток можно уменьшить, если обратиться к картосхемы расположения пунктов — объектов посещения. В таком случае не рассматривают неприемлемые варианты, а место добавления нового пункта маршрута определяются только тогда, когда возникают сомнения. Для практического применения этого метода и становление последовательности посещения пунктов — объектов осмотра на туристическом маршруте рекомендуют составить матрицу, в которой по главной диагонали расположены начальный пункт маршрута и пункты — объекты показа, а в соответствующих клетках указаны расстояния между ними. В нижней строке матрицы подано сумму расстояний, приведенных в соответствующих столбцах (Табл. 2.1 ).
Таблица 2.1
Матрица расстояний между начальным пунктом туристического маршрута и пунктами — объектами показа
ПП |
45 |
30 |
27 |
12 |
6 |
12 |
|
45 |
I |
18 |
21 |
36 |
41 |
33 |
|
30 |
18 |
II |
3 |
18 |
24 |
42 |
|
27 |
21 |
3 |
III |
15 |
21 |
39 |
|
12 |
36 |
18 |
15 |
IV |
6 |
24 |
|
6 |
42 |
24 |
21 |
6 |
V |
18 |
|
12 |
35 |
42 |
39 |
24 |
18 |
VI |
|
132 |
197 |
135 |
126 |
111 |
116 |
168 |
|
Что заключается в учете объективных и субъективных ограничений тура. Первые определяются условиями сегментации рынка, вторые — возможностями туроператора. В частности, к ним относятся: временные ограничения (сроки поездки) и экономические (конкурентность рынка и стоимости тура [5].
Раздел 3. Планирование туристического маршрута
Планирование туристских маршрутов — один из наиболее интересных, творческих этапов формирования туристского продукта. От разработчика в данном случае требуется хорошее знание рекреационной географии: взаимного расположения курортов и курортных районов, транспортных артерий, экскурсионных объектов, рельефа местности, водных путей, климата. Как минимум, при планировании маршрута следует иметь надёжные источники информации по указанной тематике: карты и атласы, космические и аэроснимки, литературу и интернет-ресурсы описательного характера. Тем не менее, этим требуемая информация не исчерпывается: планирование маршрута невозможно без учёта возможностей использования гостиничной базы, средств транспорта, а также широкого спектра дополнительных услуг, включая организацию экскурсионного обслуживания. Как и при проведении маркетинговых исследований, краеугольным вопросом при планировании маршрутов является определение социального статуса и степени мобильности туристов, а также учёт их пожеланий. Иначе говоря, прежде, чем начать планирование маршрута, необходимо ответить на вопрос: КТО НАШИ ТУРИСТЫ? Из всех существующих классификаций туристов наиболее простой и оптимальной можно считать сочетание условных возрастных категорий (ШКОЛЬНИКИ до 16 лет, СТУ- ДЕНТЫ от 16 до 25 лет, МЕНЕДЖЕРЫ от 25 до 40 лет, НАЧАЛЬНИКИ от 40 до 55 лет, ПЕН- СИОНЕРЫ от 55 лет) и состава групп (ОДИНОЧКА, ПАРА, СЕМЬЯ С ДЕТЬМИ, КОМПАНИЯ, ГРУППА).
Эта классификация позволяет в первом приближении отнести туристов к той или иной категории и на основании этого применять типовые элементы, оптимальные для данной категории. К числу таких элементов относятся туристические направления, курорты и курортные районы, отели, типы питания, экскурсионные программы, продолжительность туров, виды доставочного и внутримаршрутного транспорта. Однако, в некоторых случаях требуется более детальный анализ социального статуса и степени мобильности туристов, исходя из их требований к целям поездки.
Для каждой категории туристов может быть установлен ряд лимитирующих факторов, тем или иным образом влияющих на элементы программы планируемого маршрута. К примеру, при обслуживании школьных групп необходимо учитывать наличие одного или нескольких сопровождающих лиц, что необходимо при поездках несовершеннолетних. При планировании туров для корпоративных групп следует в полной мере учитывать доступное количество номеров определённых типов в гостиницах, не допуская «дробления» групп, которое способно существенно снизить качество обслуживания. Начиная процесс планирования, следует обратить особое внимание на расположение отелей и экскурсионных объектов, аэропортов, автомобильных и железных дорог. В некоторых случаях, например, при планировании экскурсионных автобусных туров производится расчёт стоимости аренды автобусов, поэтому расстояния между пунктами ночлега, питания и экскурсионного обслуживания туристов имеют важнейшее значение. Целом [6].
3.1 Разработка туристического маршрута
Разработка маршрутов — сложная многоступенчатая процедура, требующая достаточно высокой квалификации и являющаяся основным элементом технологии туристского обслуживания. Она длительна во времени и подчас занимает несколько месяцев
Процесс проектирования: поиск идеи — отбор идеи — разработка продукта и его проверка — разработка стратегии маркетинга — испытание продукта в рыночных условиях
Этапы разработки туристского маршрута:
- Креатив: задача этапа — предложить общую концепцию туристического маршрута, выгодно отличающегося от имеющихся.
— Девиз: крайне желательно сформулировать привлекательное название и девиз маршрута, способствующие росту продаж. Эксклюзивные услуги, высокое качество сервиса, тематические программы, особенности организации маршрута, адекватная качеству услуг стоимость тура — все указанные элементы могут повлиять на выбор туриста.
— Составления посуточной програмы: необходимо учитывать контрольные точки (8:00, 14:00, 20:00 часов), чаще всего соответствующие времени завтрака, обеда и ужина. Кроме этого рекомендуется определить возможное время заезда туристов к началу маршрута и обратного выезда по его окончании. Обязательным является указание мест ночлегов туристов, а также мест приёма пищи. При описании экскурсий требуется точное указание тем, продолжительности и способа передвижения. При описании внутримаршрутных переездов следует указать километраж и способ передвижения (автобус, железная дорога и пр.).
Расчёт времени движения автобуса рекомендуется производить с учётом средней скорости 40 км/час (включая плановые и внеплановые остановки, а также возможные опоздания туристов).
— Поиск туриста: необходимо определить возрастные категории предполагаемых туристов, их статус (отдыхающие, бизнес-туристы, транзитные пассажиры и т.п.), а также оценить пропорцию групповых и индивидуальных туристов. В ряде случаев имеет смысл определить уровень благосостояния туристов, их образовательный уровень, семейное положение.
- Локализация: при приёме иностранных туристов желательно заранее определить, на каких языках будут проводиться экскурсии и требуется ли гид-переводчик.
— Порядок оформления туристов: по возможности точно сформулировать, как будет организовано визовое обслуживание туристов или получение разрешений на въезд в пограничную зону, а в случае охотничьих или рыболовных туров — получение соответствующих лицензий. При планировании маршрутов с активными способами передвижения рекомендуется заранее определить категорию активной части и порядок оформления тура органами МЧС. Более того, в большинстве случаев требуется точная регламентация сроков оформления: указываемый в программе срок должен быть рассчитан исходя из максимально возможных задержек.
- Оформление документов: в данном случае требуется чётко сформулировать, какие документы (кроме паспорта) требуются для оформления туристов. При этом целесообразно обратить особое внимание на оформление детей.
Процесс оформления документов, регламентирующих обслуживание туристов, обычно максимально формализован, так как при разработке маршрута уже были подготовлены соответствующие компьютерные шаблоны, в которые при необходимости вносятся текущие дополнения.
Схематически обслуживание туриста в офисе турфирмы выглядит следующим образом:
1. Турист выбирает тур (направление, транспорт, длительность, размещение, питание, экскурсионную программу).
2. Менеджер турфирмы принимает у клиента заявку на бронирование и на ее основе оформляет и направляет лист бронирования для подтверждения брони у туроператора.
3. Фирма туроператор рассматривает заявку, проверяет действительность паспорта туриста, сравнивает цены и посылает запрос в гостиницу для подтверждения брони.
4. При наличии в выбранной гостинице указанного типа номера заявка подтверждается и информация об этом передается отправляющему туроператору, а затем турагентству. При отсутствии мест сообщается об отказе.
5. Тур агент оформляет необходимые документы: путевку, договор о продаже, ваучер, памятку, анкету туриста, выезжающего за рубеж (в страны визового посещения).
6. Клиент оплачивает турпакет. Возможна оплата наличными деньгами в кассу турфирмы или безналичным перечислением. Некоторые тур агенты берут предоплату.
7. Менеджер инструктирует туриста, знакомя его с особенностями предстоящего тура, правилами поведения в стране пребывания, погоде, эпидемиологической обстановке, безопасности.
После инструктажа туристы расписываются в специальном журнале или на двух экземплярах договора о получении следующих документов:
- путевка;
- договор;
- программа тура;
- памятка;
- проездные документы (не всегда);
- ваучер (не всегда).
Загранпаспорт с визой, проездные документы, страховой полис турист, как правило, ползает у туроператора непосредственно перед началом тура. Реже туроператор передает пакет документов тур агенту, а он, в свою очередь, полностью готовит туриста к путешествию [7].
3.2 Методика организации маршрута
Любому менеджеру по туризму необходимо грамотно и профессионально составлять туры, организовывать дифференцированное обслуживание групп различного социального и возрастного состава.
Чтобы привлечь туристов, на маршруте должно быть то, что они захотели бы увидеть или, чем захотели бы заняться. Привлекать туристов можно чем угодно: историческими местами, живописной местностью, культурными мероприятиями и выставками, охотой. рыбной ловлей, фестивалями, редкими животными, птицами и многим другим.
Доступность предполагает использование на туристском маршруте различных видов транспорта: автомобиля, автобуса, поезда, самолета, а для пеших маршрутов — обустроенной туристской трассы. Большинство туристов предпочтет те места, до которых легко, дешево и удобно добраться.
Содержательность туристского маршрута означает наличие познавательных элементов, способствующих знакомству с природой естественными богатствами и памятниками культуры, истории, архитектуры и так далее.
Функциональность предполагает круглогодичное использование одного и того же туристского маршрута, но с различным набором сезонных услуг.
Многоаспектность туристского маршрута требует наличия в программе туристского обслуживания заранее подготовленных вариантов.
Комфортность. Туристы будут отдавать предпочтение тем маршрутам, на которых созданы условия для жилья и питания. Абсолютный минимум — это немного пищи и палатка, оптимум — трехразовое питание, ночлег в закрытом помещении на кровати, горячее водоснабжение.
Информированность. Туристский маршрут может отвечать всем перечисленным выше требованиям, но туристов на нем может не оказаться, так как они ничего не слышали и не знали о нем, то есть не были информированы. Информированность туристского маршрута достигается различными средствами рекламы — в брошюрах, журналах, газетах, на радио и телевидении, а также через агентов, туристических бюро и через туристов, у которых большой опыт путешествий. Турист должен знать, что он увидит, чем он будет заниматься на маршруте, как будет добираться и где останавливаться, прежде чем решит отправиться по данному маршруту.
Маршрут может разрабатываться туристической компанией или самостоятельно туристами. В случае прохождения по маршруту организованному турфирмой, участники обеспечиваются услугами проводника, экскурсионными, а также иными услугами, например, транспортными.
При разработке туристских маршрутов необходимо стремиться к:
1. обеспечению высокого качества обслуживания как главного фактора, определяющего целесообразность разработки маршрутов;
2. рациональному использованию туристско-экскурсионных ресурсов, насыщенному содержанию туристского, экскурсионного и культурно-массового разделов программ обслуживания;
3. оптимальной загрузке материальной базы туристских объектов и высокой экономической эффективности маршрутов;
4. расширению семейного отдыха, обслуживанию автотуристов, внедрению новых форм туристского отдыха;
5. учету платежеспособности населения;
6. обеспечению безопасности туристов, соблюдению действующего законодательства по охране окружающей среды и историко-архитектурных памятников;
7. рациональной специализации и кооперированию туристско-экскурсионных организаций и предприятий между собой, а также со смежными предприятиями и организациями транспортных, жилищно-коммунальных, торговых и других министерств и ведомств.
При разработке туристских маршрутов, проходящих через туристские предприятия нескольких республик, краев, областей (межреспубликанские, межобластные маршруты), их планирование осуществляется заинтересованными туристско-экскурсионными организациями (туроператорами).
Основным организатором маршрута выступает головная на данном маршруте туристско-экскурсионная организация или любая другая, определенная по взаимной договоренности.
Туристский маршрут разрабатываются туристскими учреждениями и организациями или самими туристами.
Туристский маршрут подразделяют также на плановые (по путёвкам туристских организаций) и самодеятельные. Плановые Туристский маршрут проходят по специально подготовленным и оборудованным трассам, на которых туристы обеспечиваются экскурсионными и иными услугами (туристские базы, кемпинги и другое.
Самодеятельные Туристский маршрут (выходного дня, многодневные, спортивные) намечаются и организуются, как правило, с помощью туристских клубов, станций, секций коллективов физкультуры. Многодневные походы по спортивным Туристский маршрут (повышенной сложности) регламентируются правилами спортивного туризма. За рубежом разработкой и подготовкой внутригосударственных и международных Туристский маршрут занимаются государственные, общественные специальные туристские организации, а также многочисленные частные туристские фирмы, посреднические бюро транспортных компаний, гостиничные тресты и другие [8].
3.3 Методика выбора отелей и типов питания
Информация о туристах и их пожеланиях — первооснова всего дальнейшего процесса разработки маршрута. С самого начала необходимо чётко определить возраст и социальный состав туристов, а также существенные требования, выдвигаемые данным контингентом туристов к элементам предполагаемого тура. Применяя классификацию туристов по возрастам и составу групп, можно определить наиболее часто встречающиеся варианты услуг, входящих в состав тура: курорты, отели, типы питания, лимитирующие факторы. Например, отметим для семьи менеджеров предпочтительность типа питания ALL, что связано с относительно низкой, по сравнению с другими категориями, степенью мобильностью туристов — они много времени проводят на территории отеля, пользуются максимальным числом гостиничных услуг. Более того, родители и их дети имеют, как правило, различные предпочтения в ассортименте блюд и напитков, что в полной мере можно учесть только в рамках системы «Все включено». Аналогично рассматриваются оптимальные для данной категории туристов направление, курорт, курортный район, отель. В данном случае может помочь статическая информация с сайтов туроператоров, поисковых систем и прочих источников.
Определение приоритетных факторов указанных объектов:
- Соотношение природа-цивилизация (иными словами, насколько данному контингенту туристов важны элементы природного ландшафта, а насколько — рукотворная туристическая инфраструктура),
- Пространственные параметры (удалённость от пунктов доставки туристов, экскурсионных объектов, городов и посёлков, центров курортных зон, эле- ментов инфраструктуры),
— Наличие возможностей выполнения условий и требований, выдвигаемых туристом. Например, если для туриста важно наличие в отеле теннисного корта, задача туроператора — при прочих равных условиях выбрать вариант с максимально большим числом кортов, при этом по возможности предоставляемых на бесплатной основе, включая освещение в тёмное время суток, а также прокат мячей и ракеток. Только в этом случае требование туриста можно будет считать выполненным в полном объёме.
— Лимитирующие факторы, способные сделать какой-либо из предлагаемых вариантов нежелательным для данной категории туристов. К примеру, общий стиль египетского курорта Дахаб, ориентированного в первую очередь на приём активных молодых людей, занимающихся виндсёрфингом и другими водными видами спорта и предпочитающих бурные развлечения в виде дискотек и ночных клубов, фактически не позволяет нам рекомендовать данное направление некоторым, весьма значительным по численности, 10 контингентам туристов: родителям с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, пожилым людям, любителям спокойного созерцательного отдыха.
В некоторых случаях может быть полезным составить примерную (а при планировании экскурсионных маршрутов с многочисленными переездами — вполне конкретную) программу каждого дня с тем, чтобы выявить оптимальные параметры тура. Например, если туристы намерены проводить дневные часы не в своём отеле, а на экскурсиях или путешествуя самостоятельно, то им вряд ли подойдут типы питания, включающие обед (FB или ALL).
А если они кроме этого намерены каждый вечер посещать рестораны, расположенные в центре курорта, то и полупансион для них не будет приемлем, и нам придётся ограничиться единственной подходящей в данном случае формулой — bed & breakfast, поскольку из всех возможных приёмов пищи в отеле они намереваются использовать только завтраки. Данная задача может быть осложнена доминирующей, общепринятой на конкретном направлении схемой организации питания. К примеру, в Анталии или в Доминикане вряд ли удастся найти хотя бы несколько адекватных вариантов отелей, не использующих в том или ином виде систему «все включено», а в Паттайе наоборот — почти все гостиницы предоставляют туристам только завтраки. Тем не менее, правильный и всесторонний учёт специфики ваших туристов — залог успешности их путешествия, а, следовательно, свидетельство вашего профессионального мастерства.
Выбирая отель, необходимо изучить не только информацию на сайте туроператора или поисковой системы, но и зайти на собственный сайт отеля, просмотреть отзывы туристов, проанализировать рейтинги, и только при условии соответствия полученной информации запросам туристов решить вопрос об использовании того или иного типа номеров отеля в программе предполагаемого тура. При выборе типа номера необходимо обратить особое внимание на размер группы и число соответствующих номеров (естественно, число доступных мест данной категории должно превышать число туристов).
Особенно это актуально для мини-отелей, общее число номеров в которых может составлять от одного до нескольких десятков. Размещение туристов одной группы в разных типах номеров крайне нежелательно, поскольку зачастую способно вызвать недовольство части группы, приводящее к конфликтам, жалобам и т.д.
При планировании туров для групп следует определить источник финансирования руководителя группы. Например, если педагог сопровождает группу школьников бесплатно, то расчёт стоимости тура должен производиться с учётом этого, а при выборе вариантов размещения для руководителя, как правило, выделяется одноместный номер. Особенно остро вопрос выбора гостиничной базы встаёт при наличии у туроператора контрактов с принимающими партнёрами или отелями, содержащими схему коммитмента. В данном случае реализация квот гостиничных номеров становится главной задачей, поскольку от этого непосредственно зависит коммерческая эффективность тура.
Косвенным образом структура коммитмента может повлиять на параметры контингента туристов и потребовать дополнительных усилий при продвижении данного продукта на рынок. Например, если имеется значительная квота в отеле, расположенном вблизи 11 известного экскурсионного объекта, то необходимо дополнительное составление программ маршрутов, включающих соответствующие экскурсии, а в дальнейшем — на проведение рекламных кампаний, нацеленных на формирование спроса на указанные услуги. Размер имеющихся квот непосредственно определяет желательный и максимальный размер групп — одновременное применение коммитментов и эллотментов при планировании тура для одной группы крайне нежелательно. Ещё одним лимитирующим фактором может стать календарный график коммитмента в том случае, если размер квоты существенно изменяется в течение требуемого временного интервала. Например, если до 19 октября включительно размер нашей квоты в отеле составляет 10 стандартных номе- ров, а начиная с 20 октября он сокращается до 7 номеров, то мы не имеем возможности принять группу туристов в составе 18 человек с 18 по 22 октября, придётся либо изменять даты заезда и выезда, либо сокращать число туристов в группе, либо воспользоваться услугами другого отеля. Несомненно, имеющиеся коммитменты должны быть использованы в максимальной степени, однако, иногда требуется рассмотреть вопрос о приобретении дополнительных квот. В данном случае следует составить подробное обоснование для принятия руководством компании соответствующего решения. На практике такие случаи не так уж редки, особенно на расширяющихся рынках, хотя использование имеющихся коммитментов всё равно остаётся приоритетной задачей при планировании маршрутов. Не стоит также забывать и про срок реализации коммитмента, являющийся одним из лимитирующих факторов в случаях планирования туров с относительно близкой датой заезда. При подборе отелей рекомендуется выбирать варианты коммитмента с одинаковым сроком реализации, в противном случае мы рискуем ограничить возможности продаж тура.
3.4 Методика выбора средств транспорта
Как известно, транспорт, входящий в состав тура, подразделяется на доставочный и внутримаршрутный. Каждая из указанных категорий имеет свою специфику при планировании. В частности, при выборе доставочного транспорта, обеспечивающего перемещение туристов к точке начала маршрута, следует руководствоваться возможностями туроператора в использовании тех или иных видов перевозки. Например, планирование чартерных авиарейсов невозможно без реальных договорённостей с консолидаторами или непосредственно с авиакомпаниями. Более того, в данном случае желательно обладать информацией о расписании вылетов и размере имеющихся квот, являющемся лимитирующим фактором при планировании групповых туров. При использовании регулярных авиаперевозок, а также железнодорожного, морского и речного транспорта необходим выбор не просто одного рейса или поезда, а подбор альтернативных вариантов на случай изменений или исчерпания свободных мест. Только в этом случае может быть достигнут требуемый уровень надёжности. Определённую роль при выборе доставочного транспорта играет учёт контингента туристов, в частности на относительно близкие расстояния (например, из Москвы в Санкт-Петербург и обратно) предпочтительна перевозка детей или пожилых людей по железной дороге, а не на самолёте. В некоторых случаях бывает существенным расположение отелей относительно аэропорта, порта или вокзала, и выбор средств транспорта диктуется удобством и продолжительностью трансфера. И, конечно, одним из главных параметров перевозки является её стоимость: в данном случае соотношение цена-время не просто должно отвечать запросам туристов, но и быть конкурентоспособным на туристическом рынке.
Внутримаршрутный транспорт в подавляющем большинстве случаев представлен автоперевозками, в качестве транспортных средств в которых используются как автобусы туристского класса на 30-50 мест, так и мини- и микроавтобусы, лимузины, легковые автомобили и другое. Выбор типа транспортного средства зависит от числа туристов в группе, тематики маршрута, контингента туристов. К примеру, для группы школьников из 30 человек в сопровождении двух учителей, путешествующих по экскурсионному маршруту, необходимо предложть большой автобус, а для корпоративной VIP-группы из 8 человек оптимальным вариантом будет микроавтобус. Большинство туроператоров имеют постоянные партнёрские отношения в автоперевозчиками, и задача разработчика туристского маршрута на данном этапе заключается в выборе типа транспортного средства и определения графика и условий его использования. График использования внутримаршрутного транспорта является неотъемлемой частью программы маршрута в целом. При его составлении необходимо учесть: — Пункт и время подачи транспорта (погрузки и выгрузки туристов),
- Плановые остановки и стоянки (с указанием времени стоянок, например, пешеходные части экскурсий),
- Маршрут следования,
- Среднюю скорость движения с учётом плановых и внеплановых остановок и стоянок (в большинстве случаев не превышает 40-50 км/час),
- Рабочий график водителей (в большинстве случаев один водитель не имеет права работать более 8 часов подряд, что предусматривается государственными или корпоративными правилами),
- Холостые («нулевые») рейсы.
Промежуточной целью является расчёт времени использования автотранспорта, определяющий стоимость этого элемента тура. Ставки арендной платы, как правило, являются частью договора между туроператором и перевозчиком. Если такого договора пока нет, имеет смысл оценить возможности и условия нескольких компаний-перевозчиков, получив от них ценовые предложения и описания транспортных средств. Если планируемая перевозка требует сопровождения, необходимо установить, сколько сотрудников (трансферменов, гидов и пр.) требуется для её осуществления, рассчитать рабочий график и определить, кому из участников технологической цепочки будет поручено организовать сопровождение.
3.5 Методика выбора дополнительных услуг
Наиболее часто встречающиеся дополнительные услуги — экскурсии и питание, организуемое вне отеля, в котором размещаются туристы. При планировании экскурсий не стоит забывать о характеристиках нашего контингента туристов, в первую очередь, об образовательном уровне и нацеленности на просвещение. От этого будет зависеть не только тематика, но и продолжительность экскурсий, в некоторых случаях — число туристов в группе, регламент посещения музеев и прочее. Составляя график экскурсий, не рекомендуется перегружать его — одной, максимум двух экскурсий в день будет достаточно, больше среднестатистический турист, как правило, не выдерживает. Как и в случае с внутримаршрутным транспортом, информация о параметрах и стоимости экскурсий исходит от принимающего туроператора, однако, возможны случаи использования услуг и других компаний. При выборе питания необходимо сопоставить число и параметры контингента группы с возможностями кафе или ресторана: в данном случае важно и количество столиков, и наличие дополнительных залов, и меню (не только стоимость, но и нормы выхода блюд), и элементы национальной кухни. Немаловажное значение имеет расположение ресторана. Зачастую бывает полезным зайти на сайт ресторана и ознакомиться с повседневным меню, изучить ресторанные рейтинги и отзывы посетителей. К числу относительно редко встречающихся дополнительных услуг относятся развлекательные и спортивные мероприятия. При планировании таких маршрутов необходимо учитывать их календарные графики, а также возможности бронирования в достаточном количестве билетов на мероприятия. К VIP-набору дополнительных услуг относятся элементы специального обслуживания — индивидуальные трансферы (планируемые аналогично внутримаршрутному транспорту), услуги встречи и сопровождения (fast track), обслуживание в гостиничных номерах (room service) и т.д. При планировании бизнес-туров особое внимание следует обратить на использование конференц-залов (в первую очередь на их вместимость и расстановку кресел), а также на технические характеристики и условия аренды оборудования. В большинстве случаев подобная информация представлена на сайтах отелей, специализирующихся на организации конференций и иных подобных мероприятий. Любая конференция имеет свой график, который должен быть непременно выполнен и поэтому является лимитирующим фактором для планирования тура в целом. Начиная планировать бизнес-тур, необходимо досконально изучить имеющийся график, установить, насколько обязательным для тури-стов является посещение тех или иных мероприятий, выявить «окна», в которые, например, можно организовать экскурсионное обслуживание или предоставить другие виды дополнительных услуг [9].
Раздел 4. Виды и формы туриско-экскурсионных мероприятий при проведении туристического маршрута
Экскурсия — это результат двух важнейших процессов: ее подготовки и проведения Они связаны между собой, взаимообусловлены. Невозможно обеспечить высокое качество проведения экскурсии при непродуманной подготовке.
Экскурсия — вид туристического продукта, представляющего наглядный процесс познания человеком окружающего мира, построенный на заранее подобранных объектах, находящихся в естественных условиях или расположенных в помещениях.
Экскурсия, как и другие формы культурно-просветительной работы (лекция, тематических вечер, устный журнал, читательская конференция), имеет свои особенности в организации и методике проведения. Ее признаки говорят о сходстве с другими формами или же подчеркивают ее коренное отличие от них.
По целям поездок различают такие виды экскурсий:
- знакомство с природой;
- знакомство с историческими достопримечательностями;
- знакомство с культурными достопримечательностями.
Общими признаками для всех экскурсий являются:
1. протяженность по времени проведения от одного академического часа (45 мин) до одних суток
2. наличие экскурсантов (группы или индивидуалов)
3. наличие экскурсовода, проводящего экскурсию
4. наглядность, зрительно восприятие, показ экскурсионных объектов на месте их расположения
5. передвижение участников экскурсии по заранее составленному маршруту
6. целенаправленность показа объектов, наличие определенной темы
7. активная деятельность участников (наблюдение, изучение, исследование объектов)
Отсутствие хотя бы одного из названных выше семи признаков лишает права называть проводимое мероприятие экскурсией.
Помимо этих общих признаков у каждого вида экскурсий есть свои специфические признаки:
- у автобусных — обязательный выход из автобуса для осмотра памятников;
- у музейных — знакомство с материалами, расположенными на стендах;
- у производственных — демонстрация действующих объектов (станков, агрегатов, механизмов).
Значение признаков экскурсии состоит в том, что их правильное понимание не позволяет ошибочно толковать сущность экскурсии.
В работе по подготовке новой экскурсии можно выделить два основных направления:
1. разработка новой темы экскурсии (новой вообще или новой только для данного экскурсионного учреждения);
2. подготовка начинающего или уже работающего экскурсовода к проведению новой для него, но уже ранее разработанной и проводимой в данном учреждении экскурсии.
Классификация экскурсии:
Классификация экскурсий — это распределение поездок по однородным группам в соответствии с присущими им признаками
По составу и количеству участников:
- для детей и школьников;
- взрослых;
- приезжих туристов;
- местного населения;
- индивидуалов и т.п.
Рисунок 4.1
Классификация экскурсий
По содержанию экскурсии подразделяются на обзорные и тематические.
Обзорные экскурсии строятся на показе объектов, различных по форме и содержанию. Используемый в экскурсии исторический и современный материал помогает получить общее представление об объекте экскурсии.
Тематические экскурсии посвящаются событию или группе событий, объединенных одной темой. Например, если это историческая экскурсия, то в ее основу может быть положено одно или несколько событий, объединенных одной темой. Если это экскурсия на архитектурную тему, то предметом изучения могут стать наиболее интересные произведения зодчества.
Такие экскурсии подразделяются на следующие подгруппы: природоведческие, экологические, этнографические, искусствоведческие, производственные, литературные, архитектурно-градостроительные.
Следует отметить, что тематические экскурсии итого или иного вида редко существуют изолированно друг от друга. Например, исторический материал используется в экскурсиях на архитектурно-градостроительные темы. Все зависит от конкретных условий проведения экскурсии, от ресурсов познавательного плана того или иного города или региона.
По месту проведения принято делить экскурсии на городские, загородные, музейные., комплексные и т.п.
По форме проведения экскурсии выделяют как обычные, учебные, рекламные, экскурсия-лекция, экскурсия-прогулка, экскурсия-демонстрация и т.п.
По способ передвижения экскурсии подразделяют на пешеходные, транспортные и комбинированные.
Пешеходные экскурсии наиболее полно дают возможность участникам этого мероприятия глубже изучить, исследовать объекты. Однако все большую популярность приобретают комбинированные экскурсии, когда в экскурсию с использованием транспортных средств включается пешеходная.
Продолжительность экскурсии составляет от одного академического часа (45 минут) до суток. Краткосрочные туры (от 1 до 3-4 дней) называют маршрутом выходного дня, в них может быть предусмотрено несколько экскурсий разной продолжительности.
Деление экскурсий на четко определенные группы на практике носит несколько условный характер, однако имеет большое значение для деятельности экскурсионных учреждений. Правильная классификация экскурсий обеспечивает условия для лучшей организации работы экскурсовода с клиентами, облегчает специализацию, создает основу для деятельности методических секций. Использование закономерностей проведения экскурсий способствует тому, чтобы каждая экскурсия готовилась и была эффективной.