Практические аспекты формирования программы обслуживания в морском круизе

Курсовая работа

, Степень разработанности темы., Цель курсовой работы –

  • рассмотреть круиз, как вид водного туризма;
  • выявить тенденции развития мирового рынка круизов;
  • определить особенности формирования мирового круизного судоходства;
  • обозначить современное состояние круизного туризма в Южной Корее;

— – сформулитьвать перспективы развития круизного туризма в Южной Корее.

Объект исследования, Предмет курсовой работы –, Методы и информационная база исследования., Информационно-эмпирической базой исследования,, Структура работы

1. Теоретические основы формирования рынка круизного туризма

1.1 Круиз, как вид водного туризма

Транспорт в туризме, согласно конвенции Всемирной Туристской Организации (далее – ВТО), подразделяется на три типа:

1) Сухопутный: железнодорожный, общественный (автобус, автомобиль и т.д.), частный транспорт (до 8 человек), другие виды наземного транспорта.

2) Воздушный: регулярные рейсы, чартерные рейсы, другие летательные аппараты;

3) Водный: торговые суда, частные некоммерческие суда.

Следует отметить, что согласно оценкам экспертной комиссии представителей ВТО роль водного туризма и его составляющих может не только стать элементом экономического роста и динамичного развития регионов, но также оказать существенное влияние на развитие рынка туризма в целом благодаря синтезу географического анализа территории и рекреационной ценности региона.

Круиз, как вид водного туризма, представляет собой путешествия на круизных судах. Однако, с технической точки зрения, не существует четких критериев отнесения судов к категории круизных. Определение круиза, как вида туризма, не дает ни справочная литература, ни нормативные документы. Одно из немногих определений представлено в словаре Webster’s New World Dictionary, где предлагается понимать под круизным «судно, предназначенное для перевозки групп туристов из порта в порт по определенному маршруту и, как правило, оборудованное для разнообразных развлечений пассажиров по пути следования».

Основываясь на представленных фактах, можно обозначить морской круизный туризм как направление отдыха, которое по своему назначению использует инфраструктуру, как основной вид ресурса. Ввиду этого круизный туризм относится также к специальным видам туризма и содержит в себе следующие элементы: рекреационный, познавательный, развлекательный и т.д.

8 стр., 3505 слов

Изучение рынка морских круизов

... перспективы развития рынка морских круизов. 3. Выявить проблемы, стоящие перед российским рынком морских круизов на сегодняшний день. Объектом данной работы является международный рынок морских круизов, а предметом - круизный рынок России. Глава 1. Морские круизы 1.1 История морских круизов В 1818 ...

Из этого определения выделяется ряд ключевых признаков не только круизного судна, но и круизов, как вида социально-экономической деятельности, поскольку конкретизируются такие его признаки как:

  • туристский характер поездки по определенному маршруту на судне, оборудованном для полноценного отдыха и развлечений пассажиров на борту;
  • соответствующий состав пассажиров;
  • факт групповой поездки.

Морской круизный туризм, являясь одним из видов водного туризма, занимает важное место среди основных направлений перевозок торговых судов. Вместе с этим он ежегодно показывает стабильную динамику и рост продаж. Основное отличие морского туризма заключается в том, что его ресурсы являются более привлекательными и доступными для туристов. Экономический аспект этого направления содержит устойчивый характер при условии совместной работы, как местных общин, так и соседних стран, и эффективного использования территориальных природных ресурсов.

Основываясь на представленных выше данных, морской круизный туризм по своему направлению деятельности можно классифицировать по следующим видам: экскурсионно-прогулочные круизы, пассажирские речные круизы, морские круизы. Системообразующим признаком здесь служит комплектация круизного туристского продукта, с опорой на специфичность и продолжительность формируемой поездки.

Круизный туристский продукт, в свою очередь, представляет собой синтез функциональных назначений обслуживания пассажиров как во время пребывания на борту судна, так и за его пределами. Услугами перевозки и размещений обычных туристов занимаются разные организации. При формировании продукта для круизных туристов судно выполняет две ключевых роли: транспортное средство и коллективное средство размещения. Гостиницы и другие средства размещения занимаются созданием туристского продукта косвенно, поскольку за его создание несет ответственность туроператор совместно с другими предприятиями.

Отличительной особенностью становления круизного туристского продукта является то, что так называемым производителем круизного отдыха и туристских услуг является круизная компания.

Следовательно, на рынке турист может приобрести готовый круизный туристский продукт, в который уже включены услуги перевозки и размещения. Это не только упрощает работу круизных компаний, но также формирует положительный имидж у потребителя за счет комплексности восприятия продукта. Этот факт приводит к росту спроса на круизный туристский продукт, что в свою очередь обуславливает углубленное изучение потребностей круизных туристов, создание новых турпродуктов, формирование услуг по обслуживанию туристов и т.д. Несмотря на то, что доля специализированных продуктов на круизном рынке занимает незначительную часть, их появление выводит круизный туризм на новый уровень развития. В процессе формирования понятийного аппарата услуги наземного обслуживания морских круизных туристов представляется важным выявить ключевые соотношения и системообразующий признак следующих понятий: «туристская услуга», «наземное обслуживание», «круизный туристский продукт».

Основой формирования круизного туристского продукта служит удовлетворение основных потребностей туриста в комфортном и приятном отдыхе. В свою очередь, опираясь на определение круизного туризма можно выявить две составляющих, формирующих туристский круизный продукт: обслуживание на борту круизного судна и наземное обслуживание. Анализ характеристики различных видов и форм туризма показал, что в настоящий момент процесс предоставления круизной услуги на борту судна имеет оптимальную степень изученности, в отличии норм и рекомендаций предоставления услуг наземного обслуживания, уровень проработки которых в настоящий момент минимальный. Следовательно, необходимо разработать действенный механизм государственной поддержки в отношении стимулирования развития предприятий и организаций, участвующих в комплексном процессе создания круизного туристского продукта.

14 стр., 6520 слов

Использование интернет-технологий в туристском менеджменте

... туристов на индивидуальной или групповой основе, и турагентов, выступающих в качестве продавца туристского продукта ... в туристском менеджменте 1 Основные понятия, связанные с управленческой деятельностью в туризме В целом понятийный аппарат управленческой деятельности в туризме ... практических знаний о принципах, методах, средствах и формах управления производством в целях повышения его эффективности ...

Представление туристов о круизном отдыхе формируются благодаря отзывам знакомых, друзей, печатным изданиям и других источников. Ключевую роль здесь играет создание правильного представления потребителя об используемом продукте или услуге, так как следующим этапом будет донесение личных впечатлений туриста до общественности. В свою очередь, массовые представления в основном формируются под влиянием стереотипов, и главной задачей в этом направлении является отсутствие искажения набора впечатлений после использования круизных продуктов или услуг.

При разработке технологий обслуживания пассажиров необходимо учитывать специфику туристов, путешествующих на судоходных лайнерах. В силу того, что за время путешествия они успевают сойти на берег во многих городах и посмотреть большое число достопримечательностей, исторических и архитектурных памятников и т.д., таким туристам не обязательно демонстрировать типичные объекты показа. Здесь следует применять определенную технологию организации культурно-развлекательной программы, которая будет включать демонстрацию знаковых и символичных элементов истории того или иного порта захода круизного лайнера. Важную роль при формировании программы будут играть общий маршрут туриста, чтобы посещение каждой из дестинаций маршрута морского круизного судна не выбивалось из общего набора впечатлений туриста после отдыха.

Синтез двух основных понятий привел к формированию определения понятия «наземное обслуживание» – это совокупность услуг (церемония встречи, экскурсии, пешие прогулки, событийные мероприятия и т.д.), предоставляемых участнику круиза в портах захода круизного судна в период его стоянки. Обслуживание в портах предполагает широкий спектр экскурсий в сопровождении квалифицированных гидов; также может быть предложено посещение театральных представлений, ярморочно-выставочных мероприятий и шоу, прокат автомобилей, бронирование номеров в отелях, заказ ресторанов и т.п. Результатом применения технологии наземного обслуживания пассажиров круизных судов должен стать четко сформированный образ потенциального потребителя круизного туристского продукта.

Ввиду разнообразия форм круизного туризма приоритетным направлением этого сектора современного туристского бизнеса является разработка оптимальных правил услуг наземного обслуживания для пассажиров круизного судна. Разработка рекомендаций по приему круизных туристов может стать отправной точкой для популяризации путешествий и отдыха на морских судах и продвижения круизного туризма на общем рынке туристских услуг. Разработка услуги по наземному обслуживанию круизных туристов поможет не только создать положительный имидж туристско-рекреационной территории с морской специализацией, но также удовлетворить потребностям туристов в качественном отдыхе, способствовать увеличению числа захода круизных лайнеров в портовые города.

Следовательно, технологии наземного обслуживания морских круизных туристов нацелены на формирование положительного имиджа территории, увеличение потока круизных туристов. Основная цель применения этой системы базируется на положительном взаимодействии потенциала территории города-порта, развития водного туризма, и морского круизного туризма в частности.

Исходя из сформированного понятия создание технологий наземного обслуживания круизных туристов, формирование туристского продукта, удовлетворяющего специфики и основным требованиям пассажиров круизного лайнера, способствуют привлечению большего числа судозаходов, росту туристского потока. Морские круизные путешествия, после соответствующих изменений в системе нормативно-правового регулирования, станут регламентироваться высокими доходами, продвижением прибрежных туристских дестинаций, разнообразием ассортимента современных туристских продуктов и позиционированием узнаваемых, символичных брендов.

1.2 Тенденции развития мирового рынка круизов

Современный период развития туристского рынка характеризуется возрастанием значимости водного туризма, как одного из приоритетных направлений социально-экономического развития и структурной трансформации экономики для стран с развитыми внутренними водными системами. Морской туризм, как наиболее известный вид путешествий по водным пространствам, обладает достаточным набором преимуществ, которые, по данным Всемирной туристской организации, позволяют ему длительное время оставаться наиболее стабильным на фоне других секторов экономики и являться единственным прибыльным направлением мирового туристского бизнеса. Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Рассматривая морской туризм в контексте методологического исследования, многими авторами отмечается достаточно большое количество форм и видов этого понятия, среди которых особенно ярко выделяется морской круизный туризм. Данный вид морского туризма показывает высокую динамику развития на туристских рынках большинства стран с развитыми внутренними водными системами.

В мировой структуре круизного бизнеса выделяются судоходные бренды и пассажирские порты. Именно они предопределяют потоки круизных пассажиров, на закономерностях которых и концентрируется внимание исследователей. К мировым крупным портовым центрам, специализирующимся на обслуживании круизных пассажиров, относится Майами (США), Генуя (Италия), Стамбул (Турция), Сингапур, Ванкувер (Канада), Гавайские острова. Большинство портов Средиземного, Северного и Балтийского морей являются центрами круизных технологий. В последнее время активно позиционирует себя Дубай. Достаточно упомянуть, что в 1993 году отмечен приход только одного лайнера, в 2000 году – 170-судозаходов (25 тысяч пассажиров).

После 2001 года в среднем ежедневно 1- 2 судозахода круизных лайнеров. 75 – 100 тысяч пассажиров в течение года. Порт включен в программу грандтуров. В ХХ1 веке Дубай оказался ведущим портом на Ближнем Востоке по темпам развития. В кризисный 2009 год новый терминал Дубая принял 87 круизных лайнеров с 260 тысячами пассажиров на борту. Еще в 2001 году в порт зашло только 17 лайнеров. В 2012 году порт посетило уже 150 круизных судов с числом отдыхающих, потенциальных покупателей сувениров – 400 тысяч человек. В круизном бизнесе установились четкие закономерности ценообразования и глубины продаж. В первом случае компании определенно реагируют на характер изменения покупательной способности потенциальных пассажиров круизных рейсов. Во втором случае реализация круизных туров основывается на форвардных принципах с глубиной продаж от 2,5 до 6 месяцев.

Рис. 1 Структура мирового речного круизного рынка (%)

Мировой рынок речных круизов отмечает стабильный рост на протяжении последнего десятилетия. Его среднегодовые темпы роста составляют 10% и более двух раз превышают темпы роста международного туризма. В долевом отношении круизный рынок еще очень мал и составляет чуть более 2%, однако за исследуемый период удвоил свой объем [3, с. 43]. Все круизные рынки показывают положительную динамику приращения мест на флоте.

Таблица 1

Динамика прироста мест на речных круизных теплоходах по регионам (%)

Регион 2011/2010 2012/2011 2013/2012 2015/2013 2012/2010 2013/2010 2015/2010
Европа + 8,2 + 9,2 + 6,6 + 22,4 + 25,8 + 54,0
Россия -35,1 -0,8 0 н/Д -35,0 -35,6 н/Д
Азия + 7,4 + 11,1 + 1,5 + 3,8 + 19,3 + 21,1 + 25,6
Африка + 2,6 + 1,5 н/Д н/Д + 4,1 + 4,1
США + 98,9 + 33,6 +14,4 + 9,2 + 165,8 + 31,3 + 232

Следует также отметить и положительный факт: рынок стабилизировался и замедлил темпы своего снижения, но по-прежнему переживает серьезный дефицит инвестиций в обновление флота.

Устойчивую динамику обеспечивают: постоянная разработка новых круизных маршрутов, увеличение пассажировместимости судов нового поколения и увеличение аттракций для круизных пассажиров. Согласно отчету, бизнес консультантов Business Research and Economic Advisers (BREA), подготовленному по заказу Международной ассоциации круизных линий (CLIA) расходы пассажиров круизных лайнеров выросли на 12,5 процента до 814 млн долларов США в 2015-16 годах, что обусловлено увеличением пассажиропотока на 3,4 процента. Указанная динамика требует поиска эффективного механизма функционирования рынка круизного туризма и обуславливает необходимость решения проблем его развития с использованием инструментарных технологий в туристско-рекреационных регионах с морской специализацией.

Мировая статистика показывает, что круизный рынок, несмотря на события, связанные с крушением лайнера компании «Costa Cruises», продолжает оставаться одним из самых быстро развивающихся сегментов туристской отрасли всего мира. В 2016 году количество туристов в морских круизах превысило 20 миллионов человек. Общая емкость российского рынка составляет около 120 тысяч человек. Многие из туристов, хотя бы раз побывавшие на круизном лайнере, отправляются в круизы повторно – круизный туризм является одним из самых возвратных. Для сравнения, емкость американского круизного рынка, который занимает первое место в мире, составляет около 10 миллионов человек. Второе место у Великобритании – примерно 3,5 миллиона человек. Европейский рынок оценивается в 800-900 тысяч туристов-круизеров. Россия входит в первую десятку крупнейших стран, поставляющих круизных пассажиров на мировой круизный рынок. При этом на долю круизного холдинга «Carnival Cruises» приходится 55% всех российских круизных пассажиров, «Royal Caribbean» занимает 20-22%, а круизные компании «МSC», «Thomson Cruises», «SilverSea», «Costa Cruises» делят между собой оставшихся 28-30% российских круизных туристов.

Общая статистика по ведущим круизным компаниям такова: благодаря введению в эксплуатацию новых судов круизный холдинг «MSC» увеличил свой пассажиропоток в 7 раз; продажи компании «Silversea Cruises» с 2004 года выросли на 44%, достигнув планку в 24 тысяч человек к 2016 году; самый большой рост показала «Costa Cruises» – в 2000 году услугами компании воспользовалось 363 тысяч туристов, а прибыль тогда составила 572,4 миллионов евро, а в 2015 году количество туристов превысило 2,5 миллиона человек, а прибыль возросла до 3,28 миллиарда евро. Далее более подробно остановимся на круизных компаниях, пользующихся популярностью у российских туристов.

Компания «Carnival Cruise Lines» существует на рынке с 1972 года, и именно она создала концепцию современного круизного отдыха. Компания первой ввела концепцию «Fun Ship» (лайнеры развлечений), благодаря которой «Carnival Cruise Lines» бурно развивалась на протяжении нескольких лет, далее драйвером развития послужила покупка акций других круизных компаний. Сегодня «Carnival Cruise Lines» является крупнейшей и самой прибыльной круизной корпорацией в мире, она включает в себя несколько круизных компаний: «Carnival Cruise», «Cunard Line», «Costa Cruises», «Holland America Line», «Princess Cruises», «Seabourn Cruise Line», «P&O Cruises», «Ocean Village», «Ibero Cruises», «AIDA». Каждый год услугами корпорации пользуются более 6 миллионов туристов. Штаб-квартира располагается в Майями в штате Флорида (США).

Круизные компании, входящие в холдинг, имеют обширную географию маршрутов: от Новой Зеландии до Аляски, включая огромное количество популярных маршрутов по Средиземному и Карибскому морям. Флот самой «Carnival Cruise» насчитывает 24 лайнера. В 2007 году компания сделала ребрендинг названий лайнеров, и сейчас все они начинаются со слова «Carnival». «Royal Caribbean International» является сегодня вторым по величине и значимости круизным холдингом, который контролирует около 25% всего мирового круизного рынка.

Первоначально «Royal Caribbean» была небольшой компанией, образованной в 1968 году тремя норвежскими пароходствами. Однако, оценив перспективы круизного рынка США, компания перебазировалась в Америку, и сегодня штаб-квартира холдинга «Royal Caribbean» располагается в Майами в штате Флорида.

Компания «Costa Cruises» достаточно лояльна к русскому рынку, и одна из немногих, кто предлагает русских ассистентов на борту своих лайнеров. В обязанности русскоязычного представителя входит: помощь в решении возникающих у гостей вопросов, перевод меню на русский язык, перевод ежедневной программы дня, организация русскоязычных групповых экскурсий во время круиза (при условии набора достаточного количества туристов).

Также на морских круизах этой компании часто собираются русские группы.

Наличие нескольких ведущих круизных компаний на рынке усиливает конкуренцию между ними, что позволяет предлагать туристам выбор разных круизных туров по приемлемым ценам, а также специальных акций, бонусов и подарков. Это может положительно сказаться на продажах турагентства и способствовать наращиванию клиентской базы.

Самый высокий уровень цен на круизы по Азии – от 1400 до 2900 евро и Тихоокеанскому региону – от 820 до 2210 евро, что с учётом высокой стоимости перелета является доступным только для обеспеченных туристов.

Существенно различается стоимость одного и того же круизного тура в низкий и высокий сезоны. Для Средиземноморья и Европы высоким сезоном считается период с июня по сентябрь, средним – с апреля по май и с середины сентября до конца октября, а низким – с ноября по март. Для Тихоокеанского региона, а также Карибского бассейна высоким сезоном считается время с ноября по март, средним – с сентября по октябрь и с апреля по май, а низким – с июня до конца августа. Круизы по Персидскому заливу, Красному морю проводятся только в определенные месяцы – с октября по март, а уровень цен не сильно колеблется по месяцам. Круизы по Азии проходят круглый год, но цена на них зависит не от сезона, а от маршрута.

Наличие ярко выраженной сезонности позволяет формировать ассортиментную корзину турагентства, т.к. в любое время года есть возможность предложить туристам маршруты, различающиеся по региону и стоимости.

Подводя итог вышеизложенному, можно заключить, что различные потребности туристов, касаемые круизных продуктов, можно удовлетворить благодаря высокому уровню конкуренции между ведущими круизными компаниями, которые активно сотрудничают с крупнейшими российскими туроператорами, что позволяет им формировать гибкую ценовую политику, а также использовать бонусные акции. Высокие стандарты обслуживания на лайнерах категорий 4 и 5 звезд обеспечивают возможность проведения MICE мероприятий для корпоративных клиентов. В рамках исследования было установлено, что популярность круизов возрастает каждый год, следовательно, увеличивается количество потенциальных туристов. Анализ договорных отношений с туроператорами показал, что внедрение круизного предложения требует минимальных затрат, а экономическая эффективность продаж таких туров обеспечит повышение прибыли турагентства за счёт увеличения комиссионного вознаграждения и довольно высокой средней стоимости круиза, что скажется на доходности турагентской компании, а это, несомненно, актуально в кризисный период.

1.3 Особенности формирования мирового круизного судоходства

В основе формирования и развития круизного рынка лежат три основополагающих направления: географическое (расширение географических регионов круизного судоходства), развитие судоходных брендов (собственно сами компании и их стратегии ведения бизнеса) и физическое (пассажирский состав).

1. Географическое направление развивается следующим образом:

  • прежде всего, развиваются направления и порты, расположенные на главных транспортных коридорах и узлах, а также направлениях, которые ориентированы на развитие туризма (Карибские острова, Центральная и Южная Америки, Средиземное море);
  • лидирующие позиции занимают страны с развитой инфраструктурой и лояльной политикой государства, позволяющей оперативно реагировать на все колебания рынка (США, Великобритания, Испания и др.);
  • насыщение рынка традиционными маршрутами порождает создание экзотического туристического продукта.

Это, как правило, удаленные экзотические направления, доступ к которым ограничен, но вызывает интерес в силу своей новизны (Индия, Китай, удаленные острова);

  • тенденция формирования нового привлекательного направления, которое не обладает особенными историко-культурными качествами, но получило популярность благодаря правильной маркетинговой политике государства и крупного капитала.

Такие направления, как правило, выделяются в отдельный регион посещения и представляют интерес для туриста (Дубаи).

2. Позиционирование судоходной компании на рынке услуг.

Создание конкурентно-устойчивой стратегии ведения бизнеса судоходной компании. В круизном рынке сложился ограниченный круг участников, каждый из которых занял определенную нишу и обслуживает определенный уровень интересов, каждый из которых направлены на определенную аудиторию.

3. Физическое направление развивается по следующим этапам:

  • основную долю клиентской базы составляют граждане тех стран, где получило максимальное развитие круизного судоходства (США, Европа);
  • создание новых потенциальных клиентов в странах, имеющих свой выход к морю, но с плохо развитой круизной средой (Украина, Индия), либо в странах, географически удаленных от развитых круизных центров (Китай, ЮАР).

Приток круизных пассажиров в отдельные приморские страны колебался в пределах 22 – 36%. Интенсивно восстанавливался после кризисных периодов американский сегмент (7%).

Более медленно наращивал потоки европейский сегмент до 4%. Устойчивость сегмента круизной региональной подсистемы системно обусловлена, прежде всего, особенностями историко-цивилизационной характеристики. Особенностью круизного судоходства в этом плане становится устойчивость временной глубины оплаты круизного путешествия по регионам. Она находится в пределах 2,5 – 3 месяцев, что в определенной степени благоприятно сказывается на формировании рабочего капитала судоходных компаний. Анализируя особенности формирования мирового круизного судоходства и факторы формирования отдельных круизных подсистем рынка, необходимо отметить критерии, по которым круизные операторы выбирают порты заходов для своих судов.

В последние годы круизные компании выбирают порты заходов по следующим критериям:

  • порты должны предложить цельный туристический продукт, рассчитанный на один день пребывания туриста, при этом необходимо располагать необходимой инфраструктурой. Туристический продукт должен отвечать современным трендам и должен быть оформлен в виде предложения, при чем таким образом, чтобы туристические компании могли бы продать его своим клиентам. При формировании туристического продукта необходимо учитывать лояльную ценовую политику, при которой круизные фирмы смогут извлекать свою выгоду от продажи туристического продукта в том или ином порту;
  • адекватные портовые сборы, количество и размер налогов;
  • государственная политика по охране окружающей среды и обеспечения безопасного пребывания в порту пребывания;
  • интерес туриста к определенному региону, учитываются отзывы клиентов о портах пребывания, а также информация, полученная от турагентов;

— – одним из основополагающих критериев выбора региона плавания является наличие нескольких интересных для туриста портов захода, расположенных на небольшом расстоянии друг от друга. На сегодняшний день, в условиях сокращения издержек в круизном судоходстве, экономия топлива при переходе между портами захода влечет за собой уменьшение цены на весь круизный пакет, и, впоследствии, увеличение спроса на него.

Таким образом, туристский сектор морского кластера образуют прибрежная и морская рекреация, туризм. В составе туристского сектора морского кластера принято выделять два направления: прибрежный туризм, т.е. туризм не далее 10 км от берега, и круизный туризм. Эти сектора являются активными создателями новых рабочих мест и поддерживают занятость населения. Водный туризм предполагает географическую локализацию и концентрацию соответствующих компаний, т.е., по сути, складывается в качестве туристского кластера. Этому способствует необходимость сосредоточения около водных ресурсов предприятий определенных видов деятельности: марин, причалов, яхтенных портов, слипов и пр.

2. Современное состояние и перспективы развития круизного туризма в Южной Корее

2.1 Особенности круизного туризма в Южной Корее

Как страна, активно занимающаяся туризмом, Южная Корея заявила о себе сравнительно недавно. Расположенная в Восточной Азии, в южной части Корейского полуострова, Республика Корея охватывает приблизительно 99,617 км2 (что сравнимо по размерам с американским штатом Индиана), с длиной береговой линии более 1,500 милей. Стратегическое соседство с Китаем, Японией и Россией оказывает влияние на ее экономическое и политическое развитие. Страна пережила девять сотен вторжений за двухтысячный период своей истории, а также пять оккупаций войсками Китая, Монголии, Японии и, после событий Второй мировой войны, Соединенных Штатов и Советского Союза. С запада она омывается водами Желтого моря, с востока – Японского моря, с юга – Корейского пролива и Восточно-Китайского моря. Ландшафт – горный, равнины занимают лишь 30 % территории. У берегов располагается порядка 3000 островов, самый крупный – остров Чечжудо (Приложение 1).

Численность населения 49773000 человек. В административном отношении Республика Корея подразделяется на 8 провинций и одну особую автономную провинцию (Чечжудо-островная территория).

Столица г. Сеул (11,3 млн. чел.) имеет особый статус. Шесть крупнейших городов имеют прямое подчинение правительству (г. Пусан – 4 млн. чел., г. Тэгу – 2,4 млн. чел.,г. Инчхон – 2 млн. чел.), г. Кванджоу – 1,2 млн. чел., г. Тэджон – 1,1 млн. чел., г. Ульсан – 1,1 млн. чел.) со статусом, приравненным к провинциям.

На стремительный рост экономики Южной Кореи оказывали и оказывают влияние самые различные факторы – объективные и субъективные, экономические и политические, внутренние и внешние. Приведем ряд факторов, которые чаще всего встречаются в работах, анализирующих экономику Кореи:

  • ориентированная на экспорт, на взаимодействие с внешним миром стратегия развития;
  • благоприятный международный экономический климат 60-х – первой половины 70-х годов, облегчивший доступ к внешним источникам ресурсов;
  • сильное и эффективное руководство в лице авторитарных правительств, отложивших демократические и политические преобразования в пользу экономического развития; относительно малые затраты на содержание военно-промышленного комплекса (2 – 3% против 60 – 70% северокорейских затрат);
  • этническая и культурная однородность, а также конфуцианская традиция, особую ценность придающая трудолюбию, образованию, жизненному успеху и преданности своей нации.

По итогам 2016 года, Республику Корея посетили 161 893 российских граждан. По сравнению с 2014 г., прирост составил 28 151 человек, что составляет около 21% к показателям 2014 г. Из этого количества, россиян, прибывших в Республику Корея с туристскими целями, в 2016 г было 74 960 человек, что на 16 256 больше, чем в 2014.

Рис. 2 Динамика въездного туристского потока в Республику Корею [15]

Прирост туристов составил почти 28% к уровню 2014 г. Если проанализировать динамику прибытий российских туристов помесячно, то наибольшее их количество приходится на летние месяцы (июнь – август).

Количество россиян, путешествующих в Республику Корея по служебным целям возросло за два года на 24%. Это связано с успешным развитием и укреплением российско-корейских деловых связей, расширением взаимовыгодного сотрудничества в разных сферах экономики.

Южная Корея держит один из самых крупных в мире паромных флотов, который обслуживает прибрежные острова Кореи, а также осуществляет международные рейсы. Страны, связанные с Южной Кореей паромными переправами – Япония, Китай и Россия. Главные порты страны: Чинхэ, Инчхон, Кунсан, Масан, Мокпхо, Пхохан, Пусан, Тонхэ, Ульсан, Йосу, Сокчхо. Торговый флот включает 650 судов. Несмотря на то, что Южная Корея стала активно развивать туристскую индустрию позже чем соседний Китай (страна, являющаяся одним из лидеров по развитию туризма в мире) и то, что эта страна не так богата разнообразием туристских достопримечательностей, Корея к настоящему времени более четко позиционировала свои туристские услуги на мировом туристском рынке, чем обеспечила один из самых высоких показателей роста туризма. Рассмотрим основные виды туризма, которые сегодня эта страна продвигает на международном рынке.

На национальном уровне вопросами развития туризма в стране занимается Министерство культуры и туризма Республики Корея. Расширение географии и объема поездок граждан за рубеж, привлечение в страну интуристов рассматривается корейским правительством как важное звено в процессе дальнейшей интеграции страны в мировое сообщество и является одним из приоритетных направлений его деятельности. Для практического решения этих задач в структуре министерства в 1962 г. бы- ла создана Корейская национальная организация развития туризма (Korean National Tourism Organization – KNTO).

Организация ведет статистику поездок южнокорейских граждан за рубеж, посещения страны иностранными туристами. Статистические данные составляются на основе докладов министерства юстиции, ведущего учет въезда и выезда из страны, и докладов Национального банка Кореи, ведущего учет вывоза валютных средств из страны и денежных расходов иностранцев в Южной Корее. KNTO разрабатывает и осуществляет общую стратегию развития туризма, строительства туристических инфраструктурных объектов, маршрутов, работает с частными турагентами – иностранными и отечественными компаниями. В настоящее время по всему миру работает 20 офисов KNTO, которые содействуют развитию и маркетингу корейского туризма.

Южная Корея является одной из самых бурно развивающихся азиатских стран. В ней переплелись вековые традиции и современные высокие технологии, древние пагоды в глубинках и сверкающие неоновые огни столицы Сеул. Южная Корея – страна контрастов, где во время круиза по Азии пассажиров ожидает множество интересных экскурсий.

Главными морскими портами считаются порты Инчхон (относится к Сеулу) и Кунсан на западном побережье, Мокпхо, Чинхе и Масан на южном побережье и Пхохан, Ульсан, Пусан и Донхэ на восточном побережье. Южная Корея омывается водами Японского, Восточно-Китайского и Желтого морей.

Благодаря своему особому месторасположению на Корейском полуострове с несколькими сотнями обитаемых островов, водный транспорт имеет большое значение для торговли и туризма в Южной Корее. В последние годы азиатский рынок круизов стремительно развивается, а южнокорейские порты играют всё более важную роль в маршрутах местных круизных линий и судоходных компаний. Большинство круизов, для которых отправной точкой служат южнокорейские порты, начинаются на северо-западе страны, в столице Сеул. В метрополии с населением в 10 миллионов жителей представлены абсолютно все аспекты жизни в развивающихся азиатских странах. Помимо сверкающих фасадов современных небоскребов, в Сеуле также есть множество исторических дворцов и пагод такие, как дворец Чхандоккун и возведённая в 1348 году знаменитая “Восьмиугольная пагода”. Зачастую исторические храмы расположены в пределах города бок о бок с гигантскими торговыми центрами.

По итогам 2016 года количество иностранцев, посетивших Южную Корею в рамках круизных туров, превысило 2,2 млн человек. Это на 112% больше, чем в 2015 году (рис. 4):

Рис. 4 Динамика турпотока иностранцев, посетивших Южную Корею в рамках круизных туров

В период с 2010 по 2016 года средний годовой рост показателя составлял 46,6%. В 2015 году впервые была превышена отметка в 1 млн человек. По состоянию на конец октября 2016 года 72% из 1 млн 940 тыс. круизных туристов приходилось на граждан Китая. Нынешний общий рост во много связан с увеличением количества китайских туристов на 129%. Для активизации круизных туров в Южной Корее министерство культуры, спорта и туризма и Национальная организация туризма Кореи провели в Шанхае конференцию по данному вопросу, объединив профильные компании. Кроме того, в Инчхоне и Пусане были разработаны круизные программы, ориентированные на контенты, связанные с корейской культурной волной Халлю. Инчхон является аванпортом столицы Кореи Сеула, до которого 30 км. Это промышленный портовый город, не представляющий интереса для туристов. Большинство круизных пассажиров едут в Сеул, покупая дорогие экскурсии у круизных компаний.

В Корее сложно рассчитаться долларами, поэтому стоит поменять некоторую сумму на воны в обменном пункте на борту лайнера.

Круизные суда длиной до 200 м швартуются у International Passenger Terminal 2. Ближайшая от причала станция метро, откуда можно самостоятельно доехать до центра Сеула – Dongincheon. Время в пути до станции Yongsan занимает около 1 часа. Такси от порта в центр стоит около 60$. Большие лайнеры встают у Hanjin Terminal в новом грузовом порту в районе Songdo-dong. В этом случает пассажирам предоставляется бесплатный трансфер из порта.

Многие туристы выбирают Корею потому что по уровню преступности это одна из самых безопасных стран в мире. Круизный лайнер на вершине утеса в Южной Корее способствует популяризации всех видов туризма.

Вершину горы в южнокорейском городе Чондончжин (Jeongdongjin) украшает огромный круизный лайнер, который на самом деле является отелем Sun Cruise Resort and Yacht. Стилизованная под роскошный лайнер класса Sovereign гостиница работает, начиная с 2002 года, и с этого же времени количество туристов в регионе значительно возросло, сообщает Traquo. Отель имеет 165 метров в длину и 45 метров в высоту, считается первым в своём роде. Построенный на вершине утёса отель возвышается над морем и создается впечатление, что корабль сел на мель. Создав данный гостиничный комплекс, ставший достопримечательностью, город приобрёл дополнительную популярность в стране и мире.

Лайнеры класса Sovereign являются круизными кораблями третьего поколения компании Royal Caribbean Cruises Ltd’s, которые в настоящее время находятся по управлению Royal Caribbean International и Pullmantur Cruises. Первым построенным лайнером этого класса стала Sovereign of the Seas, спущенный на воду 1988 году, в то время он был самым крупным пассажирским судном в мире. Увеличение круизных маршрутов непосредственно связано с упрощением визовой политики. «Упрощение» въездных виз сказывается приростом на всех уровнях – от краткосрочных круизных визитов до долгосрочных инвестиционных проектов.

2.2 Перспективы развития круизного туризма в Южной Корее

В рамках совершенствования круизного туризма в Южной Корее необходима программа-стратегия развития портов Южной Корее в целях развития развитии круизного судоходства. Только единые согласованные действия администраций портов Пусан и Чеджудо, Мокпхо и Хондо, Пхохан и Уллындо дадут хороший результат, правильно заявив о себе на международном рынке, как единый круизный регион, а не отдельные порты. Так как. круизных операторов интересуют не отдельно взятые порты заходов, а несколько взаимоувязанных между собой портов- городов, представляющий собой готовый туристический продукт. Поэтому так необходимо объединенная, согласованная политика администраций круизных портов Южной Корее.

Таким образом, единая программа развития портов Южной Корее на данный этап должна включать в себя две позиции:

  • привлечение мега-лайнеров, что подразумевает собой участие крупных портовых городов-портов;
  • привлечение маломерных судов (экспедиционных), направленных на посещение небольших портов Южной Корее.

Так же необходимо отметить, что одной из причин небольшого числа заходов в Черноморский регион, является недостаток рекламной информации в международном информационном поле (профильные издания, участие в международных конференциях, симпозиумах, проектах).

Потенциал круизных портов Южной Корее очень большой – он располагает 7 крупными и 10 малыми портами. Инфраструктура этих портов не во всех достаточно развита для обслуживания судов соответствующего им класса. Следовательно, для привлечения круизных судов в регион необходима объединение усилий портов, грамотно составленная рекламная компания данного региона и необходимая модернизация соответствующей инфраструктуры.

Предлагается создание развитой инфраструктуры (портовой, транспортной, туристской) путем объединения усилий с береговыми курортными комплексами и транспортными организациями, формируя «пакет услуг» для клиентов, желающих активно и качественно провести отпускной досуг.

Обязательным условием является сооружение новых терминалов в аэропортах и на морских вокзалах или расширение уже существующих; строительство новых дорог или реконструкция старых, что облегчит доступ к достопримечательностям Южной Корее; повышение качества коммунальных услуг, в том числе системы водоснабжения и электричества ввиду возрастания нагрузки на соответствующие структуры; создание в портах захода иностранных лайнеров соответствующей городской инфраструктуры: достаточного количества экскурсионных автобусов и такси; обеспечение информационных указателей для туристов; доступности интермодального транспорта. Трансформационные процессы в круизном сегменте глобального рынка морской торговли обусловлены тремя группами факторов: повышением социально-экономических стандартов жизни, существенным прогрессом в судостроении, обеспечившим реализацию стратегии эффекта масштаба и расширением привлекательности морского туризма. Морские государства, используя исторический опыт и экстенсивность роста спроса на морские круизы, активизируют развитие этого вида национальной индустрии [8]. Одновременно проявляются две тенденции в обеспечении непрерывного роста этого сегмента рынка морской торговли. Это управление системной безопасностью пассажиропотоков и расширение регионов круизного судоходства.

Решение задач стратегического развития зависит от качественно проведенного стратегического анализа, включающего: анализ стартовых условий для развития круизного туризма; анализ динамики и тенденций развития круизного туризма; компаративный анализ результативности развития круизной индустрии на основе инструментария бенчмаркинга; факторный анализ экономической эффективности развития круизного туризма; анализ факторов внутренней и внешней среды, оказывающих влияние на уровень экономического развития круизной индустрии; анализ эффективности деятельности предприятий круизной индустрии.

В социально-экономическом и рекреационном аспектах водные пути Пусан и Чеджудо, Мокпхо и Хондо, Пхохан и Уллындо относится к перспективным по параметрам развития круизного судоходства. Однако, необходимо решение ряда проблем, из которых выделяются: модернизация причальной и городской инфраструктуры, приведение ее в соответствие с требованиями круизных операторов, консолидация усилий портов, грамотная рекламная политика, развитие конкурентных по качеству туристических услуг, обеспечение безопасности мореплавания и надежности берегового обслуживания пассажиров.

Заключение

Морские круизы относятся к динамично развивающимся видам туризма с использованием водных транспортных средств. Круизный туризм в современном понимании получил развитие лишь с 70-х гг. ХХ века в США, когда начали строиться однотипные круизные суда, была разработана концепция и методология круизного обслуживания пассажиров и сформированы принципы организации круизных маршрутов.

В настоящее время из элитарного вида туризма круизный туризм становится массовым, растет доля круизов как мест проведения делового и конгрессного туризма. Круизный туризм имеет значительные диспропорции в территориальной организации. Наиболее многочисленны кольцевые маршруты в бассейнах Карибского и Средиземного морей, вокруг Аляски, а также однонаправленные маршруты вокруг Европы и Скандинавии. Среди новых районов с высокой круизной активностью выделяется Юго-Восточноазиатский и Австралийско-Новозеландский сектора Тихого океана.

Наиболее привлекательными, с точки зрения организации берегового обслуживания круизных пассажиров, являются порты городов, обладающие богатым историко-культурным наследием, что создает возможность формирования разнообразных экскурсионных программ. Большое значение имеет месторасположение порта, наличие подъездных путей и парковок для экскурсионных автобусов.

Определено, что Южная Корея держит один из самых крупных в мире паромных флотов, который обслуживает прибрежные острова Кореи, а также осуществляет международные рейсы. Страны, связанные с Южной Кореей паромными переправами – Япония, Китай и Россия. Главные порты страны: Чинхэ, Инчхон, Кунсан, Масан, Мокпхо, Пхохан, Пусан, Тонхэ, Ульсан, Йосу, Сокчхо. Торговый флот включает 650 судов.

Большинство круизов, для которых отправной точкой служат южнокорейские порты, начинаются на северо-западе страны, в столице Сеул.

По итогам 2016 года количество иностранцев, посетивших Южную Корею в рамках круизных туров, превысило 2,2 млн человек. Это на 112% больше, чем в 2015 году

Многие туристы выбирают Корею потому что по уровню преступности это одна из самых безопасных стран в мире. Круизный лайнер на вершине утеса в Южной Корее способствует популяризации всех видов туризма

В рамках совершенствования круизного туризма в Южной Корее необходима программа-стратегия развития портов Южной Корее в целях развития развитии круизного судоходства. Только единые согласованные действия администраций портов Пусан и Чеджудо, Мокпхо и Хондо, Пхохан и Уллындо дадут хороший результат, правильно заявив о себе на международном рынке, как единый круизный регион, а не отдельные порты. Единая программа развития портов Южной Корее на данный этап должна включать в себя две позиции: привлечение мега-лайнеров, что подразумевает собой участие крупных портовых городов-портов; привлечение маломерных судов (экспедиционных), направленных на посещение небольших портов Южной Корее.

Таким образом, морские круизы – один из наиболее интересных способов путешествовать по Корее. Паромы связывают водными путями Пусан и Чеджудо, Мокпхо и Хондо, Пхохан и Уллындо и другие города. Пусан – самый крупный порт и второй по величине город страны. Именно этот международный морской порт является главными морскими воротами Кореи. Другой международный порт – Инчхон, в большинстве своём обслуживает морские линии, ведущие в Китай.

Список использованной литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://jret.ru/kursovaya/prakticheskie-aspektyi-formirovaniya-programmyi-obslujivaniya-v-morskom-kruize-2/

1. Декларация Всемирной конференции министров по туризму (Осака, Япония, 1994 г.) / Всемирная конференция министров по туризму. Япония (Осако).

4 ноября 1994 года.

2. Каплуновская А. М. Экономическое содействие развитию туризма в Республике Корея на примере г. Сеул [Текст] // Актуальные вопросы экономических наук: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июнь 2014 г.).

Уфа: Лето, 2014. С. 141-145.

3. Нездойминов С.Г. Современный потенциал региональных рынков морских круизов // Экономика, предпринимательство и право. 2016. Том 6. № 2. с. 135-146.

4. Нездойминов С.Г. Морской круизный туризм в контексте регионального развития [Электронный ресурс] // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. №3 (43).

Режим доступа: #”902537.files/image004.jpg”>