Подготовка и проведение архитектурно-градостроительных экскурсий на территории г. Самары

Курсовая работа

В настоящее время экскурсия является важной составляющей туристического обслуживания. Экскурсия — туристическое путешествие физических лиц на период менее 24 часов, посещение физическими лицами, экскурсантами в том числе туристами, в познавательных целях туристических ресурсов, других объектов, имеющих художественную, историческую и иную значимость, под руководством экскурсовода, гида-переводчика, иного лица, наделенного правом проведения экскурсий.

Современный этап развития экскурсионной деятельности позволяет определить экскурсию как целенаправленный процесс познания окружающей действительности, организацией и оказанием экскурсионных услуг, удовлетворяющих потребности человека в приобщении к духовным и нравственным ценностям, в накоплении знаний в режиме свободного выбора объектов, методов и средств познания.

Экскурсионный потенциал в Самаре крайне многообразен и уникален. Город Самара обладает богатым историко-культурным потенциалом. Создание разнообразных экскурсионных программ, удовлетворяющих запросы туристов и экскурсантов, включение в маршруты новых архитектурных объектов, качественное экскурсионное обслуживание невозможны без определенной методики и подготовки.

Цель: Раскрыть методику подготовки и проведения архитектурно-градостроительных экскурсий на основе экскурсионных объектов г. Самары и Самарской области.

Задачи:

  • Раскрыть этапы организации по подготовке и проведения архитектурно-градостроительных экскурсий.
  • Дать характеристику экскурсионным объектам архитектурно-градостроительной тематики на территории г. Самары и Самарской области.
  • Изучить методические приемы показа и рассказа.

Для этого будут использованы учебно-методические пособия по экскурсоведению, статьи и публикации, посвященные памятникам архитектуры и градостроению, интернет — источники и др.

Глава 1. Методика подготовки архитектурно-градостроительных экскурсий

Архитектурно-градостроительные экскурсии развивают художественный вкус, обогащают духовный мир людей, воспитывают чувство гордости и уважения к творчеству архитекторов, создавших архитектурные памятники прошлого. Необходимо уточнить, что памятники архитектуры и градостроения являются не только объектами архитектурно-градостроительных тематических экскурсий, но и достопримечательностью города. Они включаются в маршруты обзорных, исторических, историко-революционных, военно-исторических, литературных и других экскурсий. Во время проведения архитектурно-градостроительной экскурсии осматриваются произведения архитектуры и градостроительные объекты. К памятникам архитектуры относятся исторические центры городов, ансамбли и комплексы, городские и сельские дома, административные и общественные здания. В показ включаются также памятники монументально-изобразительного искусства: скульптура, фрески, мозаика, декоративные росписи, лепка, резьба, решетки, ограды. К градостроительным объектам относятся панорама города, его центра, отдельного района, магистраль, площадь и т.д.

12 стр., 5908 слов

Разработка авторской религиозно-архитектурной экскурсии по городу Слободскому

... тематической, пешеходной экскурсий как одного из видов внутреннего туризма. Задачи курсовой работы: 1.Разработать пешеходную религиозно-архитектурную экскурсию. 2.Исследовать туристские ресурсы города Слободского. 3.Выработать практические навыки по разработке экскурсии. 4.Изучение и реализация методики разработки экскурсии. Объект ...

Создание новой экскурсии — это сложный и кропотливый процесс, который предполагает формирование ее текста и содержания с учетом следующих принципов: научности, правдивости, последовательности и систематичности, связи теории и практики, доходчивости, убедительности, наглядности, учета возрастных особенностей и образовательного уровня экскурсантов. Содержание будущей архитектурно-градостроительной экскурсии, ее познавательная ценность находятся в прямой зависимости от знаний методистов и экскурсоводов, степени подготовки и усвоения ими основ педагогики и психологии, умения выбрать наиболее эффективные способы и приемы влияния на аудиторию и внимательности. Сущность экскурсии заключается в том, что это — одна из форм познания окружающего нас мира, состоящая из двух важнейших элементов: показа заранее подобранных зрительных объектов, в окружающей действительности или в помещении и рассказа о них, который выступает как пояснение зрительного ряда. В показ включаются памятники монументально-изобразительного искусства: скульптура, фрески, мозаика, декоративные росписи, лепка, резьба, решетки, ограды. К градостроительным объектам относятся панорама города, его центра, отдельного района, магистраль, площадь и т.д.

Процесс подготовки новой экскурсии архитектурно-градостроительной тематики, состоит из ряда этапов:

1. Определение цели и задач экскурсии;

2. Выбор темы;

3. Отбор литературы и составление библиографии;

4. Определение источников экскурсионного материала;

5. Знакомство с архитектурно-градостроительным потенциалом;

6. Отбор и изучение экскурсионных объектов

Во время подготовки архитектурно-градостроительной экскурсии основным является определение темы, цели и задач. Раскрываемая названием, тема экскурсии является основной и объединяет все ее элементы в единое целое, определяя критерии для экскурсионных объектов, содержание рассказа экскурсовода (особенно при показе многоплановых объектов, которые имеют обширную информацию и могут включаться в экскурсии различной тематики).

Немаловажным является и выявление цели экскурсии. Например, показ исторической роли города, знакомство с творчеством архитектора и т.д. Для достижения цели экскурсии, и раскрытия ее темы определяются конкретные задачи. Например: знакомство с историей возникновения и развития города, достижениями в экономическом и социально-культурном развитии, и т.д.

Отбор объектов при создании архитектурно-градостроительной экскурсии постоянно сверяется с темой. Однако мало отобрать объект по теме, надо найти конкретный материал, на котором эта тема будет раскрыта с наибольшей точностью и убедительностью. Необходим перечень литературы с материалом, который будет привлечен к разработке экскурсии по данной теме. В перечне называются автор, название, год издания, а также главы, разделы, страницы. При большом количестве литературных источников список может быть разделен на две части: «Основная литература» и «Дополнительная литература».

11 стр., 5353 слов

Методическая разработка архитектурно-градостроительной экскурсии по городу Орлу

... между экскурсионными объектами. Теперь подробнее остановимся на каждом объекте, указывая методические, приемы при показе объектов экскурсии. Методическая разработка архитектурно - градостроительной экскурсии по городу Орлу представлена в таблице 1 Таблица 1 – Методическая разработка архитектурно – градостроительной экскурсии по городу Орлу Экскурсионный объект Методический ...

Помимо публикаций в печати, могут быть использованы другие источники. В качестве источника могут быть использованы воспоминания участников и очевидцев исторических событий. Однако при использовании мемуарных материалов во избежание неточностей и тенденциозности следует проявлять осторожность. Должны быть отобраны только достоверные, тщательно проверенные факты и сведения. Так же источником могут служить государственные архивы, музеи, хроникально-документальные и научно-популярные кинофильмы, где содержатся материалы по теме экскурсии.

Определяющее значение для раскрытия темы экскурсии имеет этап отбора и изучения экскурсионных объектов на архитектурно-градостроительную тематику. Правильный отбор объектов обеспечит зрительную основу восприятия экскурсионного материала и глубокое раскрытие темы. Следует так организовать это дело, чтобы одни и те же объекты не кочевали из экскурсии в экскурсию. По возможности у каждой темы должны быть «свои» объекты. Разнообразие объектов дает возможность обеспечить правильное чередование впечатлений у экскурсантов, позволяет сохранить элемент новизны при изучении различных тем. При отборе экскурсионных объектов для экскурсии архитектурно-градостроительной тематики в первую очередь следует обратить внимание на их значимость для раскрытия темы самой экскурсии, а критериями оценки являются познавательная ценность; известность (популярность); необычность (экзотичность); выразительность; местонахождение; сохранность, безопасность; привлекательность. Все эти данные используются для составления специальной карточки (паспорта) экскурсионного объекта, однако кроме основной характеристики, здесь содержится фотография или иллюстративный материал, источники сведений об объекте и связанных с ним событиях — библиографическое описание литературных и архивных материалов; дата составления и фамилия составителя. В карточке на архитектурные объекты могут быть включены сведения о наличии скульптуры, изразцов, стенописи в декоративном убранстве памятника (снаружи и внутри), о типе и конструкции здания, его техническом состоянии. На этапе отбора выделяются основные (необходимы для раскрытия темы экскурсии) и дополнительные (предоставляют информацию об отдельных эпизодах, фактах, локальных событиях, обогащающих экскурсию конкретными деталями) экскурсионные объекты.

В практике подготовки архитектурно-градостроительных экскурсий выработана определенная методика оценки экскурсионных объектов. Применение этой методики особенно важно в тех случаях, когда создатели новой экскурсии, встречаясь на маршруте с несколькими объектами, сходными по содержанию, могут выбрать те из них, которые наиболее интересны для данной темы.

Архитектурно-градостроительная экскурсия не должна быть перегружена большим количеством посещаемых объектов, так как это увеличивает ее длительность и вызывает утомляемость экскурсантов, а внимание и интерес при этом ослабевают. Оптимальная продолжительность архитектурно-градостроительной экскурсии составляет 2-4 академических часа. Отбор объектов заканчивается составлением карточки (паспорта) на каждый из них.

14 стр., 6741 слов

Методическая разработка обзорной экскурсии «Архитектурное ...

... - разработать обзорную экскурсию по городу Благовещенску. Для достижения данной цели перед нами были поставлены следующие задачи: Собрать фактический материал; Составить методическую разработку; Разработать схему маршрута; Выявить социально-экономическую значимость данного мероприятия. Объектом курсовой ...

В карточку объектов вносятся следующие данные:

  • наименование объекта (первоначальное и современное), а также название, под которым памятник известен у населения;
  • историческое событие, с которым связан памятник, дата события;
  • местонахождение объекта, его почтовый адрес, на чьей территории памятник расположен (город, поселок, промышленное предприятие и т.

д.);

  • описание объекта (подъезд к нему, его автор, дата сооружения, из каких материалов изготовлен, текст мемориальной надписи);
  • источник сведений об объекте (литература, где описан памятник и события, связанные с ним, архивные данные, устные предания, основные печатные работы и места хранения неопубликованных работ);
  • сохранность объекта (состояние памятника и территории, на которой он находится, дата последнего ремонта, реставрации);
  • охрана объекта (на кого возложена);
  • безопасность посещения;
  • перечень экскурсий, на которых объект используется.

К карточке прикрепляется фотография объекта, воспроизводящая его нынешний и прежние виды.

1.2 Методика проведения архитектурно-градостроительных экскурсий

Архитектурно-градостроительные экскурсии делятся на экскурсии с показом архитектурного облика города; экскурсии с показом памятников архитектуры определенного периода; экскурсии, дающие представление о творчестве какого-либо архитектора; экскурсии с демонстрацией современной архитектуры; экскурсии, знакомящие с планировкой и застройкой городов по генеральным планам; экскурсии по новостройкам.

Для эффективного проведения новой архитектурно-градостроительной экскурсии необходимо, чтобы ее непосредственная разработка включала в себя следующие этапы:

1. Составление маршрута экскурсии;

2. Объезд или обход маршрута;

3. Подготовка контрольного текста экскурсии;

4. Комплектование «портфеля экскурсовода»;

5. Определение методических приемов проведения экскурсии;

6. Определение техники ведения экскурсии;

7. Составление методической разработки;

8. Составление индивидуальных текстов

Этап составления маршрута представляет собой наиболее удобный путь следования экскурсионной группы от одного объекта ко второму по заранее определенным дорогам, улицам и другим транспортным артериям. Главная задача маршрута — охватить все выбранные для осмотра экскурсионные объекты и обеспечить их осмотр в той последовательности, которую предусматривает логика раскрытия темы. При этом целесообразно минимизировать перемещения между объектами, уменьшить общее расстояние, которое преодолевается экскурсантами.

Во время создания маршрута архитектурно-градостроительной экскурсии учитывается ряд факторов: доступность объекта, наличие площадок для осмотра, обеспечение безопасности экскурсантов; наличие мест для парковки транспорта. Архитектурно-градостроительные экскурсии строятся по тематико-хронологическому принципу, и последовательность изложения материала по хронологии соблюдается, как правило, только при раскрытии каждой под темы.

Для создания маршрута экскурсии необходимо решить следующие задачи:

11 стр., 5213 слов

Технология создания экскурсии и техника ее проведения

... объектов. 6. Составление маршрута экскурсии. 7. Объезд или обход маршрута. 8. Подготовка контрольного текста экскурсии. 9. Комплектование «портфеля экскурсовода». 10. Определение методических приемов проведения экскурсии. ... литература для изучения технологии подготовки создания экскурсии. Для решения третьей задачи будут изучены основные правила по организации и технике ведения экскурсии. Для решения ...

  • определить, где начинается маршрут и где он заканчивается, а так же выяснить местонахождение отобранных объектов и последовательность их посещения;
  • принять решение о местах остановок для осмотра достопримечательностей, уточнить, какие экскурсионные объекты находятся на этих остановках;
  • выявить имеющиеся пути сообщения и принять решение о способе передвижения (пешком, автобус или иным видом транспорта) на различных участках маршрута;
  • разработать схему передвижения между остановками;
  • подготовить общий километраж маршрута и отдельных его участков, если маршрут комбинированный (пешеходный и транспортный).

Завершает данный этап объезд или обход маршрута, что позволит его откорректировать, определить методы показа и рассказа для ознакомления с архитектурными объектами и выявить наличие потенциальных угроз на маршруте и продумать необходимые меры безопасности

Разработка маршрута завершается созданием его картосхемы. Например, если это городская архитектурно-градостроительная экскурсия, то маршрут прокладывается по улицам и площадям, которыми будет передвигаться группа. На картосхеме в обязательном порядке условными знаками наносятся архитектурные экскурсионные объекты, которые нумеруются согласно последовательности знакомства с ними.

После утверждения маршрута составляется контрольный текст архитектурно-градостроительной экскурсии. Контрольный текст — это материал экскурсии, тщательно подобранный, выверенный и изученный по источникам информации, раскрывающий все под темы экскурсии, содержащий факты и события, характеризующие основные вопросы каждой из подтем. Его изложение соответствует теме и цели данной экскурсии.

Данный текст является основой для создания вариантов архитектурно-градостроительных экскурсий на определенную тему и выполняет контрольные функции. Он может дополняться материалами, связанными с объектами и под темами, не включенными в маршрут данной экскурсии.

К экскурсионным текстам на архитектурно-градостроительную тематику предъявляются следующие требования:

  • полное раскрытие темы;
  • краткость изложения;
  • достоверность фактического материала (цифры, даты, фамилии и др.);
  • четкость формулировок;
  • информационность;
  • чистота литературного языка.
  • [Электронный ресурс]//URL: https://jret.ru/kursovaya/razrabotka-arhitekturnogo-tura-po-g-samara/

Контрольный текст первичен по времени создания и представляет собой тщательно подобранную и выверенную по источникам информацию по теме экскурсии. В большинстве случаев контрольный текст содержит хронологическое изложение материала, что создает удобства при подготовке новых вариантов одной и той же экскурсии, рассчитанных, например, на различные группы экскурсантов, а также при составлении индивидуальных текстов экскурсоводов.

Кроме материалов для рассказа в основной части экскурсии, в него должны быть включены материалы, составляющие содержание вступления и заключения, а также логических переходов между подтемами экскурсии.

Контрольный текст выполняет контролирующие функции: при утверждении новой экскурсии уточняется, излагает ли экскурсовод материал в четком соответствии с контрольным текстом, не упускает каких-либо положений и фактов, дает ли нужное толкование тому, что раскрывается в экскурсионной теме.

9 стр., 4494 слов

Показ в экскурсии как основа принципа наглядности

... Впервые о закономерности экскурсий было сказано на научной конференции, проведенной в 1978г. В ходе экскурсионного процесса экскурсовод помогает экскурсантам увидеть объекты, на основе которых ... экскурсионных объектов (четвертая задача). В решении последней задачи большое место занимает формирование умения видеть. Умение видеть, как эстетическое восприятие сводится к умению воспринимать архитектурные ...

Контрольный текст должен быть удобен для пользования. Цитаты, цифры и примеры сопровождаются ссылками на источники. Таким образом, контрольный текст служит основой проведения экскурсии.

Следующий этап — комплектование «портфеля экскурсовода» — это условное наименование комплекта наглядных пособий, используемых в ходе проведения архитектурно-градостроительной экскурсии. Одной из задач «портфеля экскурсовода» является восстановление недостающих звеньев зрительных элементов при показе экскурсионного объекта, показ первоначального облика объекта, ведь не каждый архитектурный объект дошел до наших дней в своем первоначальном облике, либо вообще частично не сохранен. Например, фотографии архитектурного объекта в разные исторические периоды и его план позволят проследить изменения, происходившие в его архитектурном облике. В комплектацию «портфеля экскурсовода» входят: фотографии, схемы, макеты, муляжи, копии документов, рисунки, архивные материалы и др. Содержание портфеля основывается на тему экскурсии. При отборе дополнительного наглядного материала важно соблюдать ряд условий, в частности: соответствие экскурсионным объектам, эффективность в раскрытии темы архитектурно-градостроительной экскурсии.

Требования к внешнему виду наглядных пособий:

  • формат: 18 х 24 см или 24 х 30 см;
  • ясность и четкость изображения;
  • хорошее цветовое решение;
  • выразительность;
  • практичность и простота оформления.

Однако определяющим в отборе наглядных пособий является их содержание, поверяемое следующими критериями:

  • необходимость, целесообразность;
  • познавательная ценность (насколько оно может обогатить экскурсию, сделать материал более понятным, доступным);
  • необычность (особенность, неповторимость);
  • важность для раскрытия излагаемой темы;
  • сохранность (внешний вид).

Набор наглядных пособий по теме не остается неизменным. В процессе работы он дополняется и совершенствуется.

Последующим этапом будет выбор методических приемов проведения архитектурно-градостроительной экскурсии. Отбираются наиболее эффективные методы показа и рассказа, которые в свою очередь зависят от аудитории и времени проведения экскурсии. Так же здесь проводится работа над определением приемов сохранения внимания и активизации процесса восприятия экскурсионного материала. Методика проведения архитектурно-градостроительной экскурсии направлена на то, чтобы помочь экскурсантам легче усвоить содержание экскурсии. Делается это с помощью методических приемов, которые представляет собой синтез показа и рассказа.

1. Показ на экскурсии — процесс реализации принципа наглядности, наглядный способ ознакомления с экскурсионными объектом или несколькими объектами одновременно. Это наблюдение, осмотр объекта под руководством экскурсовода, при котором экскурсант не только видит объект, но и различает в нем разные стороны и части. Показ основан на следующих методических приемах:

  • непосредственное наблюдение объекта;
  • ознакомление с «портфелем экскурсовода»;
  • зрительная реконструкция — воссоздание первоначального облика несохранившегося или частично сохранившегося объекта, картины прошедших событий или поведения лиц, включенных в рассказ экскурсовода (опираясь на зрительные впечатления экскурсантов, используется вербальная реконструкция и наглядные пособия из «портфеля экскурсовода»);
  • локализация событий (часто используется с приемом зрительной реконструкции) — способ показа исторических событий или какого-либо явления в точной локальной обстановке, в которой они протекали;
  • зрительное сравнение (может быть зрительным, словесным и мысленным) — при помощи данного приема происходит сравнение (по сходству или контрасту) объекта с другими объектами, что делает его более доступным для восприятия;
  • показ объекта по ходу движения автобуса;
  • панорамный показ — прием помогает осуществить общее знакомство экскурсантов с большим количеством архитектурно-градостроительных объектов с определенной точки;
  • движение вблизи объекта — прием используется во время осмотра площадей и архитектурных ансамблей, что позволяет познакомиться с наиболее характерными чертами всего объекта, что практически невозможно сделать с одной точки.

Задача показа на архитектурно-градостроительной экскурсии состоит в следующем:

13 стр., 6425 слов

Этапы методической разработки экскурсии

... каждый этап данной разработки; подготовить контрольный текст экскурсии «Каскад водопадов на реке Шинок». Объектом исследования являются объекты показа и рассказа проводимых экскурсий. Предметом исследования - методическая разработка экскурсий. В ходе работы над данной курсовой использовались такие ...

  • Показать экскурсионные объекты, которые находятся перед экскурсантами;
  • Показать объекты, которых уже нет (сохранились только фотографии или рисунки);
  • Показать историческое событие, которое происходило на данном месте;
  • Показать объект таким, каким он был в период описываемого события.

Условия необходимые для показа объекта:

  • Правильно выбранные точки показа;
  • Время, более выгодное для показа;
  • Возможность отвлечь внимание экскурсантов от объектов, далеких от темы;
  • Умения и навыки экскурсовода.

Примерная схема последовательности действий экскурсовода при показе объекта на архитектурно-градостроительной экскурсии:

  • Определение — экскурсовод определяет, что за объект показывается экскурсантам;
  • Характеристика — экскурсовод объясняет, что собой представляет данный экскурсионный объект;
  • Цель создания — экскурсовод говорит о назначении объекта;
  • Экскурсионный анализ, сравнение — экскурсовод рассматривает отдельные части объекта;
  • Справка — экскурсовод называет период и место создания объекта;
  • Оценка исторического события — экскурсовод рассказывает о событии, связанном с объектом, его значение.

Задача экскурсовода — помочь экскурсантам найти точку, откуда открывается наилучший вид.

Показ в архитектурно-градостроительной экскурсии занимает приоритетное место. Показ сооружения начинается с предварительного осмотра, что позволяет экскурсанту самостоятельно оценить произведение архитектуры. Одним из важнейших методических приемов проведения данной экскурсии является прием реконструкции, что позволяет воссоздать первоначальный облик здания. Во время проведения экскурсии на архитектурно-градостроительную тематику произведения архитектуры показываются как памятник историко-культурного наследия, обращается внимание на единство и взаимосвязь таких его качеств: функциональное, конструктивное и эстетическое. Кроме того, экскурсовод показывает на связь архитектурного памятника с ландшафтом, чтобы подчеркнуть его достоинства и усилить впечатления.

18 стр., 8512 слов

Проведение экскурсий

... и наименьшими затратами ресурсов. В экскурсиях в число таких ресурсов входит словесный материал (рассказ), демонстрируемые объекты (показ), транспортные средства, рабочее время экскурсовода. По своему значению и ... но по-прежнему в России существуют сотни туристско-экскурсионных организаций и проводятся тысячи экскурсий [4]. Исходя из вышеизложенного, мы сформулировали тему нашего исследования: ...

2. Рассказ на экскурсии — это условно принятое название устной части экскурсии, то есть сообщения и пояснения, которые экскурсовод дает группе. Это образная информация о памятниках, исторических событиях и деятельности конкретных исторических лиц. Рассказ экскурсовода неотделим во время экскурсии от показа и подчинен ему. Особенности рассказа во время проведения экскурсии: зависит от скорости передвижения группы; подчинен (дополняет) показ; используются зрительные доказательства. Рассказ экскурсовода выполняет задачи: комментирует, поясняет, дополняет увиденное; реконструирует, восстанавливает то, что не может в данный момент увидеть экскурсант при осмотре архитектурных объектов. Рассказ — это звучащий индивидуальный текст экскурсовода, исполненный им с соблюдением требований устной публичной речи и представляющий образец монологической речи.

Основные требования к рассказу на архитектурно-градостроительных экскурсиях: связь с показом, тематичность, конкретность, достоверность, убедительность, доступность изложения, законченность суждений, научность.

В качестве основных особенностей рассказа в архитектурно-градостроительной экскурсии можно выделить следующее:

Зависимость рассказа от скорости передвижения группы. Рассказ подчинен ритму движения экскурсантов, маршруту экскурсии.

Подчиненность рассказа показу. Рассказ экскурсовода не может быть абстрагирован от объектов показа, которые расположены на маршруте. Содержание рассказа подчинено задаче наблюдения объектов. Рассказ сопровождает показ архитектурных и градостроительных объектов, дополняет и поясняет то, что видят экскурсанты, направлен на зрительное воссоздание картины.

Использование в рассказе зрительных доказательств. Особенность рассказа в архитектурно-градостроительной экскурсии состоит в том, что в нем отсутствуют устные доказательства. Их роль выполняет зрительный ряд. Это достигается путем образного рассказа, умелого показа памятников архитектуры и градостроения, демонстрации наглядных материалов.

Адресность рассказа, то есть привязка к наблюдаемым экскурсантами архитектурным объектам. Адресный характер рассказа состоит в том, что, рассказывая экскурсовод, имеет в виду конкретный объект.

Конкретность экскурсионного рассказа. Конкретность — это не только формулировка темы, но и сами по себе приводимые факты, истолкование. Конкретизация материала в экскурсии — это выражение мысли, изложения определенного положения в более точной, конкретной форме.

Утверждающий характер рассказа. Рассказывая об историческом событии, экскурсовод с максимальной убедительностью утверждает, что оно происходило именно так, именно на этом месте, что его участниками были называемые ими лица.

Методические приемы рассказа во время проведения экскурсий архитектурно-градостроительной тематики:

1. Экскурсионная справка — краткая характеристика объектов показа, лаконичное описание фактов.

2. Предварительный Обзор — краткая информация не только об объектах показа, предусмотренных технологической картой экскурсии, но и других. Используется в местах, насыщенных привлекательными экскурсионными объектами.

3. Описание — подробное изложение материала об объекте, последовательное перечисление его характеристик и отличительных особенностей.

4 стр., 1904 слов

Признаки и элементы экскурсии

... показа и рассказа в ходе изучения тем экскурсий, иных различных по своим целям. Методика проведения конкретной экскурсии является программой действия экскурсовода по демонстрации объектов, организации их наблюдения экскурсантами, использования определенных методических приемов показа и рассказа. ...

4. Объяснение — освящение внутренних связей объекта, выяснение причин события, явления, факта и проводится их глубокий анализ.

5. Комментирование — используется, когда объект демонстрируется в движении или процессе производственного цикла.

6. Цитирование — включение наиболее точных и ярких цитат из исторических документов для воссоздания исторического события, зрительного образа и т.д.

Следующее над чем начинают работать экскурсоводы, после отбора методических приемов ведения экскурсии, — это выбор техники ведения экскурсии. Она представляет собой все организационные моменты экскурсионного процесса.

Техника ведения экскурсии предполагает:

1. Знакомство экскурсовода с группой, во время которого экскурсовод здоровается с группой, называет свою фамилию, имя, отчество, экскурсионное учреждение, которое он представляет, знакомит экскурсантов с водителем автобуса (если автобусная экскурсия).

Следует отметить, что экскурсовод выдерживает паузу 10-12 секунд и только затем происходит первое знакомство, от которого зависит дальнейший контакт с группой. Пауза помогает экскурсантам переключить внимание на экскурсовода, а экскурсовод принимает решение, как заинтересовать группу и приковать ее внимание к теме экскурсии (в зависимости от состава группы вступление одной и той же экскурсии может быть различным).

Вступление экскурсии (экскурсовод обращает особое внимание на его подготовку и исполнение) дает установку экскурсантам и позволяет установить с ними контакт.

2. Выход из автобуса и продвижение экскурсантов к объектам. К выходу из автобуса экскурсовод должен подготовить группу заранее, что позволит всем экскурсантам лично ознакомиться с экскурсионными объектами. Количество остановок с выходом группы необходимо озвучить в вступительном слове, пояснив их значение, заинтересовав экзотичностью и необычностью объекта. На остановках, где предусмотрен выход из автобуса, экскурсовод выходит первым и определяет движение группы к объекту. В случаях, когда устраиваются другие остановки (санитарная остановка, приобретение сувениров и т.д.), необходимо сообщить точное время сбора группы и отправления автобуса, т.е. соблюдение регламента проведения экскурсии. Изменение времени стоянки во время проведения загородной экскурсии сообщается всем экскурсантам. Во время продвижения экскурсантов из автобуса к экскурсионному объекту, между объектами и от объекта к автобусу экскурсовод находится в центре группы и важно, соблюдать ее целостность (между головной ее частью и теми, кто идет последними расстояние не должно превышать 5-7 метров).

Темп движения группы зависит от ее состава, от рельефа местности, от вида экскурсии (пешеходная, автобусная) и т.д.

Подойдя к объекту, экскурсовод начинает рассказ после сбора всей группы. Экскурсовод руководит передвижением группы и в ходе их самостоятельной работы на маршруте, которая обогащает их дополнительной информацией и новыми впечатлениями. Во время посадки группы в автобус экскурсовод стоит справа от входа и незаметно пересчитывает экскурсантов. Убедившись в полном составе группы, он последним входит в салон автобуса и подает условный знак водителю о начале движения.

3. Расстановка группы для наблюдения экскурсионного объекта зависит от многих причин (место занято другой группой, солнечные лучи светят в глаза и т.д.), что должно определяться методической разработкой (несколько вариантов).

В отдельных случаях методика требует, чтобы для осмотра архитектурного объекта было выбрано несколько точек: дальняя (в комплексе с окружающей средой или другими архитектурными объектами) и ближняя (для осмотра и анализа отдельных архитектурных деталей здания или сооружения).

Особенности расстановки группы отражены в технологической карте и требуют внимательного изучения экскурсовода.

4. Место экскурсовода в автобусе, как правило, это специально отведенное переднее сиденье рядом с водителем, откуда хорошо видны экскурсионные объекты рассказа и он находится в поле зрения экскурсионной группы. Стоять экскурсоводу (в том числе экскурсантам) во время движения автобуса не разрешается в целях безопасности. Во время пешеходной экскурсии экскурсовод располагается вполоборота к экскурсионному объекту. Проведение показа зрительно воспринимаемых объектов требует, чтобы они находились перед глазами экскурсовода, что позволяет проводить их анализ на основе зрительных впечатлений.

5. Соблюдение требований технологической карты экскурсии. Здесь в первую очередь подразумевается соблюдение времени в экскурсии (точное время на раскрытие каждой под темы указано в технологической карте в минутах).

Часто экскурсии по причинам, не зависящим от экскурсовода (затянувшийся сбор группы, опоздание автобуса и т.д.), значительно сокращаются, и экскурсовод вынужден сокращать время, отведенное на раскрытие темы. Делать это необходимо сохраняя главное в содержании экскурсии, и убирая второстепенное.

6. Техника проведения рассказа при движении автобуса, так же имеет свои нюансы. В первую очередь, рассказ должен вестись через микрофон, что бы пояснения были слышны всем экскурсантам. Если микрофон отсутствует или плохо функционирует, все материалы о ближайшем участке маршрута экскурсовод дает до начала движения, а в ходе движения сообщает только названия объектов или местности. При наличии важных экскурсионных объектов необходимо остановить автобус, выключить двигатель и только после этого давать пояснения(оговорено заранее с водителем).

7. Использование наглядных пособий из «портфеля экскурсовода». Каждый экспонат из «портфеля экскурсовода» имеет свой порядковый номер, который определяет последовательность его демонстрации экскурсантам. Экспонат может быть показан с рабочего места экскурсовода, передан в руки экскурсантов для более подробного ознакомления.

8. Ответа на вопросы экскурсантов. В экскурсионной практике сложилась определенная классификация вопросов, которые подразделяются на четыре группы. К вопросам связанным с методикой проведения экскурсии относят: вопросы экскурсовода (на которые отвечаю экскурсанты); вопросы, поставленные в ходе рассказа (отвечает экскурсовод); и риторические вопросы, которые ставятся на активации внимания экскурсантов. Вопросы, задаваемые участниками экскурсий по теме, имеют отношение к технике проведения экскурсии. Главное правило, на такие вопросы экскурсоводу следует отвечать не во время экскурсии, а по ее завершении. Содержание ответов не должно носить дискуссионный характер.

9. Паузы во время экскурсии делаются между отдельными частями рассказа, рассказом и экскурсионной справкой в пути, логическим переходом и рассказом об объекте и событиях, с ним связанных. Паузы во время экскурсии преследуют две задачи: смысловую (возможность обдумать того, что увидели экскурсанты и услышали от экскурсовода) и дают кратковременный отдых экскурсантам (не несет смысловой нагрузки).

Во время проведения загородных экскурсий паузы совмещаются с отдыхом, который в соответствии с существующим порядком предоставляется экскурсоводу (15 минут по истечении каждого часа работы).

В экскурсиях могут быть такие паузы — свободное время (приобретение сувениров и печатной продукции, санитарные остановки).

Для поддержания постоянного контакта с аудиторией экскурсовод должен учитывать особенности состава экскурсионной группы, поскольку именно это определяет методику и технику проведения конкретной экскурсии, и ее содержание.

Определив технику ведения экскурсии, необходимо работать над составлением технологической карты архитектурно-градостроительной экскурсии. Составление технологической карты экскурсии — заключительный этап подготовки экскурсии. Этот процесс является основным документом, определяющим последовательность и продолжительность демонстрации экскурсионных объектов, описывающим методику и технику ведения экскурсии с учетом особенностей демонстрирующийся экскурсионных объектов и содержания экскурсионного материала. Технологическая карта подсказывает пути для раскрытия темы экскурсии, дает необходимые и наиболее эффективные методические приемы показа и рассказа, содержит четкие рекомендации по вопросам организации экскурсии и обслуживания экскурсантов, соединят показ и рассказ в единое целое. К составлению технологической карты предъявляются следующие требования:

  • обеспечение полного раскрытия темы;
  • выбор наиболее эффективных методических приемов;
  • четкость рекомендаций по организационным вопросам;
  • дифференцированность подхода к обслуживанию экскурсантов;
  • обязательное соблюдение структуры экскурсии (вступление, основная часть, заключение);
  • логичность;
  • рациональное соотношение общего и локального материала;
  • отражение принципа построения маршрута.

Одним из важнейших этапов, после составления технологической карты, является составление индивидуального текста экскурсовода. Каждый экскурсовод на основе контрольного текста составляет индивидуальный текст. Индивидуальный текст — это материал экскурсии, по содержанию повторяющий контрольный текст, но его структура отражает последовательность показа экскурсионных объектов и рассказа о них в соответствии с маршрутом. Кроме того, этот текст выражает видение конкретного экскурсовода, присущий ему стиль изложения событий, фактов, цифр, примеров. При демонстрации объектов каждый экскурсовод использует наиболее близкие ему методические приемы показа и рассказа. Индивидуальный текст состоит из вступления (организационная и информационная функция), основной части (состоит из нескольких раскрываемых на различных архитектурных объектах под тем, соединенных логическими переходами, при этом показ объектов и рассказ дозируется во времени в зависимости от значимости под темы в данной экскурсии) и заключении (итоги и выводы по теме экскурсии).

Как мы выяснили, проведение архитектурно-градостроительной экскурсии — это весьма сложный и кропотливый процесс, состоящий из нескольких последовательных и взаимосвязанных этапов: составление маршрута экскурсии; объезд маршрута; подготовка контрольного текста экскурсии; комплектование «портфеля экскурсовода»; определение методических приемов проведения экскурсии; определение техники ведения экскурсии; составление методической разработки; составление индивидуальных текстов. Но именно эти этапы играют ключевую роль в методике проведения архитектурно-градостроительной экскурсии.

технологический архитектурный градостроительный экскурсия самара

Глава 2. Структура составления технологической карты

Технологическая карта экскурсии — документ, который определяет, определяющий логическую последовательность как провести данную экскурсию, как лучше организовать показ объектов на маршруте, какие методические приемы следует применить для того, чтобы экскурсия прошла наиболее успешно с учетом продолжительности, протяженности, мест остановок, точек осмотра и пр. Технологическая карта экскурсии в краткой форме излагает требования экскурсионной методики к построению конкретной экскурсии с учетом особенностей демонстрируемых объектов и содержания излагаемого материала. Технологическая карта составляется на каждую тему экскурсии, при этом учитываются запросы и интересы экскурсионной группы.

Значение технологической карты экскурсии состоит в том, что она устанавливает четкий порядок проведения архитектурно-градостроительных экскурсии, определяет соотношение основных элементов — показа и рассказа, содержит необходимые рекомендации по методике.

Технологическая карта экскурсии начинается с оформления титульного листа. Технологическая карта так же, как и сама экскурсия, состоит из трех частей:

1. Вступление;

2. Основная часть;

3. Заключение

Вступление и заключение не связаны с экскурсионными объектами и располагаются в карте до и после графически оформленной основной части экскурсии, которую составляет методическая разработка данной экскурсии. Т.е. вступление и заключение не разносятся по графам, в том числе и по таким, как «Организационные указания» и «Методические указания». Объем технологической карты экскурсии зависит от количества экскурсионных объектов, числа освещаемых под тем, продолжительности экскурсии по времени и протяженности маршрута. Обязательное требование правильное заполнение всех 7 граф.

Требования, предъявляемые к оформлению технологической карты:

1. актуальность (отражение современных материалов);

2. целенаправленность (выражающаяся в подборе подтем);

3. соблюдение структуры экскурсии;

4. соблюдение тематического принципа подбора объктов;

5. логичность переходов;

6. рациональность в соотношении общего и локального материалов;

7. отражение принципов построения маршрута;

8. учет интересов определенной группы экскурсантов (при наличии вариантов экскурсии).

Вступление и заключение включаются в схему технологической карты экскурсии, но не разносятся по графам.

1. В графе «Участки (этапы) перемещения от места сбора экскурсантов до последнего пункта на конкретном участке маршрута» указываются места, по которым должна проезжать или проходить экскурсионная группа. Первым указывается то место (улица, площадь и др.), где дается вступление. Затем показывается отрезок маршрута, где намечено раскрывать первую под тему экскурсии. Далее следуют участки маршрута от одного объекта показа до следующего.

2. «Места остановок» — В графе указываются точки (площадки) маршрута, где необходимы остановки у объекта, выход группы из транспортного средства или осмотр объекта без выхода.

3. Графа «Объект показа» — зрительная основа экскурсии. В ней указываются основные и дополнительные экскурсионные объекты, которые являются предметом показа на остановке, проездом к следующей остановке или при передвижении пешеходной группы от объекта к объекту.

4. В графе «Продолжительность осмотра» указывается время:

  • для показа объекта и рассказа о нём;
  • (при необходимости) на самостоятельный осмотр объекта экскурсантами;
  • на продвижение к следующему объекту.

Сумма времени, указанная в графе, составит общую продолжительность экскурсии.

5. Графа содержит наименование под тем (микро тем), перечисление основных вопросов, которые рассматриваются в ней, т.е. раскрывается содержание экскурсионного текста.

Наименование под темы должно отражать сущность того раздела экскурсии, который раскрывается на определённом количестве экскурсионных объектов.

Основные вопросы определяют логичность и последовательность изложения материала под темы, количество которых зависит от темы, цели, наличия экскурсионных объектов, состава группы экскурсантов. В загородных экскурсиях, носящих обзорный характер, их количество колеблется от 5 до 10. В тематических экскурсиях их может быть меньше. Следует стремиться к сокращению количества под тем, тщательно продумывая основные вопросы каждой из них. Количество вопросов может колебаться от 2 до 7.

6. В графе «Организационные указания» записи носят рекомендательный характер, которые касаются:

  • движения экскурсионной группы по маршруту и относительно объектов показа;
  • безопасности на маршруте;
  • правил и норм поведения экскурсантов, например, в культовых сооружениях, памятных местах и др.;
  • соблюдения санитарно-гигиенических требований;
  • охраны природы, памятников истории и культуры.

7. Графа «Методические указания» содержит конкретные приёмы проведения экскурсии, использование которых позволяет достичь цели экскурсии, выполнить её задачи, раскрыть содержание темы. Методические приёмы могут применяться в комплексе, они взаимообусловлены, иногда переходят один в другой. Их роль меняется в зависимости от темы, цели, содержания экскурсии: одни приёмы становятся основными, другие — дополнительными.

В этой же графе излагаются логические переходы — вербальные логические объединения одной под темы с другой и всех — в единое целое — многоплановое содержание экскурсии. Они играют важную роль для построения основной части экскурсии.

Заключение о контрольном тексте экскурсии и технологической карте дают старший методист (если есть методический отдел) или специалист, в обязанности которого входит выполнение данных функций. Отзыв должен отражать, насколько:

  • представлен зрительный ряд экскурсии;
  • точно дана характеристика экскурсионных объектов с целью раскрытия содержания темы;
  • целесообразно подобран маршрут экскурсии;
  • обоснована последовательность под тем и основных вопросов;
  • удачно подобраны логические переходы;
  • действенно использование методических приёмов показа и рассказа, особых приёмов;
  • эффективно подобран дополнительный иллюстративный материал;
  • выполнены требования к материалу вступления и заключения экскурсовода на маршруте.

2.1 Технологическая карта экскурсии

Тип экскурсии: тематическая, архитектурно-градостроительная

Место проведения: городская

Форма проведения: экскурсия-прогулка

Продолжительность: 1 час 20 минут.

Состав группы: для массовой аудитории

Содержание экскурсии:

  • Экскурсия-прогулка от ул. Венцека до ул. Фрунзе.

Цель экскурсии:

  • Пробуждению интереса к культурно-историческому наследию г. Самары;
  • Формирование общественного мнения по отношению к памятникам архитектуры как хранителям истории и многовековых традиций народа.

Задачи экскурсии:

  • Развить интерес и мотивацию к изучению историко-культурных ценностей и памятников советской архитектуры;
  • Воспитывать ценностное отношение к историческому и культурному наследию.

Общие методические указания:

  • Экскурсовод обязан знать структуру улиц и их достопримечательности;
  • Объем материала давать с учетом состава группы, ее подготовленности и уровня знаний, умело подбирать соответствующие приемы показа и рассказа;
  • Не следует злоупотреблять большим количеством дат, цифр и незначительных фактов;
  • Обязательным методическим приемом показа экскурсионного объекта является прием предварительного осмотра;
  • Обеспечить устойчивое внимание к подтемам, показу и рассказу на экскурсии.

Маршрут экскурсии:

  • Место встречи с группой — ул. Венцека.

Окончание экскурсии на ул. Фрунзе.

Вступление к экскурсии:

  • Вступление давать после сбора всех экскурсантов через — 3-4 мин.;
  • в организационной части после знакомства с группой назвать свою фамилию, имя, отчество оговорить все организационные вопросы;
  • в информационной части дать краткое сообщение о теме экскурсии, не превращать эту часть вступления в краткий конспект экскурсии.

Маршрут экскурсии (Участки перемещения по маршруту)

1. Улица Венцека

Место встречи группы: ул. Венцека, 61 Улица Венцека дом 61.

Остановка:

Остановка группы — у входа в здание, ближе к д. 63

Объект показа: Мемориальная доска

Время (Продолжительность осмотра): 10 мин.

Наименование под тем и перечень основных вопросов (Основное содержание информации):

Вступление

1. Официальная часть

2. Тематическая часть: общие сведения о городе, значение города в годы гражданской войны.

3. Ф. Венцек

Организационные указания:

Порядок проведения. Знакомство с экскурсантами.

Методические указания:

Основные объекты и вопросы экскурсии. «Один год из жизни города» Улица Венцека. Краткая биография, почему улица названа его именем. Мемориальная доска.

2. Площадь Революции

Остановка: Памятник Ленину

Объект показа: Памятник В.И. Ленину

Время (Продолжительность осмотра): 10 мин.

Наименование под тем и перечень основных вопросов (Основное содержание информации):

1. Площадь революции

2. Памятник Александру ІІ

Организационные указания:

Группа полукругом у Памятника

Медленное движение взглядом по объектам пл. Революции

Методические указания:

Предварительный осмотр пл. Революции краткая история. Памятник Царю-освободителю Александра II — зрительная реконструкция, локализация и описание. Использовать портфель экскурсовода. Панорамный обзор площади, выделить объекты, имеющие историческое значение в рассматриваемы нами период (указать дома).

3. Ул. Куйбышева

Остановка: угол ул. Куйбышева и ул. Некрасовской, на ул. Куйбышева.

Объект показа: Лютеранский храм Св. Георгия.

Время (Продолжительность осмотра): 5 мин.

Наименование под тем и перечень основных вопросов (Основное содержание информации):

1. Лютеранский храм (кратко)

Методические указания: Краткий обзор и описание

4. Куйбышева 131

Остановка: ул. Куйбышева 131

Объект показа: Дворец пионеров, Особняк Наумова (д. 131)

Время (Продолжительность осмотра): 10 мин.

Наименование под тем и перечень основных вопросов (Основное содержание информации):

1. Особняк Наумова

2. Комуч

3. В. Вольский

4. Колчак (кратко)

Методические указания: Краткий обзор и описание здания.

Рассказ о событиях 18 года вести информативно, нейтрально. Личные пристрастия экскурсовода не обозначать.

5. Подъем по ул. Шостаковича до памятника В. Чапаеву.

Остановка: Памятник В. Чапаеву.

Объект показа: Памятник В. Чапаеву.

Время (Продолжительность осмотра): 10 мин.

Наименование под тем и перечень основных вопросов (Основное содержание информации):

1. Бывший Губернаторский дом

2. В.И. Чапаев

3. Капель

4. Роспуск Комуча

Организационные указания: Расположить группу у памятника со стороны Академии Культуры.

Методические указания: если позволит регламент — рассказать о забавных случаях и приметах, связанных с памятником.

6. По ул. Вилоновской поднимаемся на пл. Куйбышева

Остановка: Площадь Куйбышева

Объект показа: Памятник В. Куйбышеву

Время (Продолжительность осмотра): 10 мин.

Наименование под тем и перечень основных вопросов (Основное содержание информации):

1. Площадь — история, важные факты

2. Памятник В. Куйбышеву

3. В. Куйбышев

Организационные указания: Группу расположить на пл. Куйбышева спиной к ОДО, между скверами.

Методические указания: Обязательно упомянуть о самой большой площади в Европе.

7. Идем на ул. Красноармейская поворачиваем на ул. Фрунзе (в сторону Филармонии).

Остановка: ул. Красноармейская д.15/ ул. Фрунзе 157 угол на стороне объектов.

Объект показа: Музей модерна особняк — Курлиных, римско-католический приход Пресвятого сердца Иисуса.

Время (Продолжительность осмотра): 10 мин.

Наименование под тем и перечень основных вопросов (Основное содержание информации):

1. Музей модерна

2. Костел

Методические указания: на углу рассказываем, потом продолжает движение в сторону Филармонии. Если позволяет время, используем портфель экскурсовода, как выглядит костел в ночное время с подсветкой.

8. Ул. Фрунзе, 141

Остановка: площадка перед Филармонией

Объект показа: Филармония. Дом-музей М.И. Фрунзе.

Время (Продолжительность осмотра): 5 мин.

Наименование под тем и перечень основных вопросов (Основное содержание информации):

1. Здания Филармонии. Если не позволяет временной регламент — то очень кратко.

9. Переходим на противоположную сторону.

Остановка: напротив, Филармонии

Объект показа: Дом — Музей Фрунзе

Время (Продолжительность осмотра): 10 мин.

Наименование под тем и перечень основных вопросов (Основное содержание информации):

1. Историко-мемориальный дома-музея ул. Фрунзе

Организационные указания: после рассказа заключительная часть

Методические указания: предварительный осмотр Дома-музея. Реконструировать события гражданской войны и деятельность М. Фрунзе. Дать справку об экспозиции музея.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Экскурсия — это посещение физическими лицами в познавательных целях туристических ресурсов, других объектов, имеющих художественную, историческую и иную значимость, под руководством экскурсовода, гида переводчика, иного лица, наделенного правом проведения экскурсий.. Подготовка экскурсии архитектурно-градостроительной тематики, это весьма сложный и кропотливый процесс, состоящий из нескольких последовательных и взаимосвязанных этапов: определение темы, цели и задач экскурсии; отбор экскурсионных объектов; подготовка текста экскурсии, комплектование «портфеля экскурсовода»; составление технологической; составление контрольного текста.

Методика проведения архитектурно-градостроительных экскурсий имеет свою специфику. Например, при осмотре памятника архитектуры особое значение приобретает выбор местонахождения группы возле объекта, т.к. от угла зрения зависит восприятие архитектурного сооружения. Показ сооружения начинается с предварительного осмотра, что позволяет экскурсанту самостоятельно оценить произведение архитектуры. Одним из важнейших методических приемов проведения данной экскурсии является прием реконструкции, что позволяет воссоздать первоначальный облик здания. Во время проведения экскурсии на архитектурно-градостроительную тематику произведения архитектуры показываются как памятник историко-культурного наследия, обращается внимание на единство и взаимосвязь таких его качеств: функциональное, конструктивное и эстетическое. Кроме того, экскурсовод показывает на связь архитектурного памятника с ландшафтом, чтобы подчеркнуть его достоинства и усилить впечатления. Как мы видим, о время проведения архитектурно-градостроительной экскурсии используются такие основные методические приемы: синтез показа и рассказа, ассоциации, словесный и наглядный метод, практические методы и метод наблюдения. Правильное использование методических приемов вовремя показа и рассказа (показ приоритетное положение) при проведении экскурсии архитектурно-градостроительной тематики способствует повышению ее эффективности, а техника ведения экскурсии помогает поддерживать постоянный контакт с экскурсионной группой. В простейшем виде схема всех архитектурно-градостроительных экскурсий, независимо от темы, вида и формы проведения, одинакова: вступление, основная часть, заключение. Подготовка новой архитектурно-градостроительной экскурсии представляет сложный процесс. Эта работа считается завершенной, когда подготовленными будут все необходимые документы. В данной работе были раскрыты все аспекты техники подготовки и проведения архитектурно-градостроительных экскурсий на территории г. Самары.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

[Электронный ресурс]//URL: https://jret.ru/kursovaya/razrabotka-arhitekturnogo-tura-po-g-samara/

1. Архитектура Самары

2. Дурович, А. Организация туризма / А.П. Дурович. — СПб.: Питер, 2009.

3. Емельянов, Б. Экскурсоведение. [Электронный ресурс]

4. А.С Кусков, Ю.А. Джаладян Основы туризма

5. История г. Самары