Рекреационные ресурсы Италии

Курсовая работа

Италия обладает огромным потенциалом для туризма, это и пляжи средиземноморья, большое количество горных озер, горнолыжные курорта, спортивно — оздоровительный туризм, и древнейшая архитектура, жаркий климат, практически все города Италии являются культурными памятниками, памятниками архитектуры, которая возводилась, начиная с 1 в. и заканчивая сегодняшним днем.

Актуальность данной работы состоит в том, что на долю Италии приходится 5,6 % от мирового туристического рынка, Италия играет значительную роль в туризме. Потоки туристов увеличивают в эту страну. Она является культурным достояние мира.

Цель курсовой работы — рассмотреть рекреационные ресурсы Италии.

Задачи:

  • рассмотреть природные ресурсы Италии;
  • изучить антропогенные ресурсы Италии;
  • описать достопримечательности Италии;
  • дать общую характеристику Италии.

Объект курсовой работы общая характеристика страны Италии.

Предмет — разнообразие рекреационных ресурсов.

Глава 1 Краткая характеристика политического и экономического устройства экономики Италии

Административное деление.

Столица государства — Рим. Страна поделена на 20 областей — Валле-д’Аоста, Ломбардия, Трентино-Альто Адидже, Фриули-Венеция Джулия, Пьемонт, Лигурия, Венето, Тоскана, Умбрия, Эмилия-Романья, Марке, Абруццо, Лацио, Молизе, Базиликата, Кампания, Калабрия, Апулья, Сардиния и Сицилия, (из которых 5 — Сицилия, Сардиния, Трентино-Альто-Адидже, Валле-д’Аоста и Фриули-Венеция Джулия — имеют особый статус), включающих в качестве административно-территориальной единицы 110 провинций. Провинции в свою очередь делятся на коммуны, в общей сложности коммун 8101. В автономных областях есть свои парламенты — областные советы и правительства — джунты, обладающие полномочиями в вопросах местного самоуправления

Политическая структура.

Глава государства — Президент Италии. Исполнительную власть и Правительство возглавляет Председатель Совета министров Италии.

Министерства Италии; Министерство иностранных дел; Министерство внутренних дел; Министерство юстиции; Министерство обороны; Министерство экономики и финансов; Министерство экономического развития; Министерство международной торговли; Министерство связи; Министерство транспорта; Министерство социального обеспечения; Министерство изобразительных искусств.

Законодательная власть — Двухпалатный парламент Италии, избираемый на 5 лет. Палата депутатов Италии — 630 членов. Сенат Италии — 315 членов.

18 стр., 8557 слов

Анимационная деятельность в социальной работе зарубежных стран

... работы - социальная работа зарубежных стран. Предметом данной работы является анимационная деятельность как одно из направлений в социальной работе зарубежных стран. Гипотеза данной работы - анимационная деятельность в социальной работе ... развития, так и общие требования к модели анимационной деятельности. Целью данной работы является раскрытие различных концепций, отображающих национальную культуру, ...

Ведущие политические партии — Левые демократы, Демократический союз, Итальянская народная партия, Объединенные христианские демократы, «Народ свободы», Лига Севера. Партии объединены в коалиции — правая (Народ свободы, ХДП, Лига Севера), и левую (ДПЛС, СП, Народная партия, экологисты).

Экономика.

Преимущества: большой государственный бюджет (960 млрд долл. по состоянию на 2009 год, 5-е место в мире), превосходящий, среди прочих, бюджеты Китая и Великобритании. Задает моду во всем мире в области дизайна, производства и продукции одежды и бытовой техники. К ведущим фирмам относятся Fiat (автопром), Montedison (производство пластмасс), Olivetti (коммуникации), Benetton (одежда).

Высокопроизводительное сельское хозяйство и производство продукции для туристов, известные дома мод. Огромное культурное наследие делает Италию одной из наиболее привлекательных для туристов стран Европы и мира, с возможностью бесконечного развития туристической отрасли хозяйства.

Слабые стороны: государственный дефицит и рост долга все ещё велики. Малый прирост экономики, неэффективная сфера услуг, которая интенсивно приватизируется. Неравное распределение благосостояния между богатым Севером и бедным Югом, где безработица в 3 раза выше. Недостаточная налоговая дисциплина, улучшающаяся в последнее время. Относительно малые, ориентированные на международную конкуренцию предприятия. Сильная зависимость от импорта энергоресурсов.

Италия — высокоразвитая индустриально-аграрная страна. Преимущественно индустриальный и высокоразвитый север и бедный, аграрный юг. ВНП на душу населения 30000 долларов в год. Ведущие отрасли промышленности: машиностроение, металлургия, химическая и нефтехимическая, лёгкая и пищевая. Италия входит в число крупнейших производителей и поставщиков на мировой рынок автомобилей, велосипедов и мопедов, тракторов, стиральных машин и холодильников, пишущих и счётных машин, радиоэлектронной продукции, промышленного оборудования, стальных труб, пластмасс и химических волокон, автомобильных шин, а также готовой одежды и кожаной обуви, макарон, сыра, оливкового масла, вина, фруктовых и томатных консервов. Крупное производство цемента, натуральных эссенций и эфирных масел из цветов и фруктов, художественных изделий из стекла и фаянса, ювелирных изделий. Добыча пиритов, руд ртути, природного газа, калийной соли, доломитов, асбеста.

В сельском хозяйстве преобладает растениеводство.

Италия — крупнейший район международного туризма (свыше 50 млн человек в год).

Туризм в Италии является одним из ведущих секторов экономики и составляет 12 % от ВВП. На долю Италии приходится 5,6 % от мирового туристического рынка. По этому показателю страна занимает 3-е место в ЕС после Франции и Испании. Денежная единица — евро.

Италия по своему экономическому уровню занимает промежуточное положение. Так же как и в других высокоразвитых странах, в Италии промышленность является ведущей сферой экономики, хотя в ней занята меньшая часть экономически активного населения, чем в интенсивно и непропорционально растущей сфере услуг. Они господствуют в химической и электротехнической промышленности («Монтэдисон»), в автомобильной (ФИАТ), а также в резинотехнической («Пирелли»).

4 стр., 1578 слов

Путешествие по италии

... По мощности нефтеперерабатывающих заводов Италия опережает другие страны Западной Европы. Хотя в производстве ... Италия разделена на 20 областей, включающих 94 провинции. Государственный строй Италия ... Южной Италии. Текстильная промышленность. Италии производит ... человек) - 10. Религия италия население экономика Преобладает католицизм, центр которого ... мой реферат, вы убедились, что Италия - ...

В то же время в стране существует великое множество средних, мелких и мельчайших фирм, главным образом в легкой и пищевой промышленности, а также в производстве бытовой электротехники, оборудования для переработки синтетических материалов, в некоторых подотраслях станкостроения. Итальянское государство активно и в различных формах вмешивается в экономику страны: его специализированные органы участвуют в акционерных обществах в качестве держателей контрольного пакета акций, создаются промышленные предприятия в соответствии с различными государственными программами. Государство стало крупнейшим в стране предпринимателем. Особенно сильны его позиции в энергетике, металлургии, судостроении. Ему принадлежат также многие предприятия легкой промышленности. Национализированы и крупнейшие банки. По темпам развития государственный сектор превосходит развитие итальянской экономики в целом. Цель государственного вмешательства — обеспечить непрерывность процесса воспроизводства. Мировой кризис обострил многие экономические проблемы в Италии.

1.1 Природные рекреационные ресурсы

Вытянутость страны с севера на юг и большие перепады высот от уровня моря до высочайшей вершины Европы определяют ландшафтное разнообразие территории Италии. В целом Италию делят на четыре основные природные части — Итальянские Альпы, Паданская низменность (предгорная низменность, отделяющая Альпы от Апеннинского полуострова), Апеннинские горы, островная Италия (о-ва Сардиния и Сицилия).

Рельеф. Италия гористая страна. Почти 4/5 территории страны занимают горы молодой альпийской складчатости. Самая высокая часть Италии — северо-западные приграничные территории. Здесь располагается большинство альпийских четырехтысячников, включая г. Монблан (4807 м) — высшую точку Европы.

Здесь расположены крупные ледники. Многие альпийские склоны используются под горнолыжные трассы. Использование ледников и прилегающих склонов позволяет продлевать горнолыжный сезон до летних месяцев. В районе г. Монблан зона горнолыжных трасс Франции и Италии смыкаются, а между горнолыжными курортами Шамони (Франция) и Курмайор (Италия) имеется автомобильный туннель. К северу от другого известного горнолыжного курорта Аоста на границе со Швейцарией находится, самая впечатляющая вершина Альп — Маттерхорн (4477 м).

Маттерхорн имеет вид зубчатой остроконечной четырехгранной пирамиды.

Живописный горный район — Доломитовые Альпы.

Поразительно крутые с многочисленными выступами скалы вонзаются в небо как ряды гигантских зубов. Это одно из лучших в Альпах мест для скалолазов. Здесь находится один из самых известных национальных парков Италии — Доломити-Беллунези. В северной части Доломитовых Альп склоны не так круты и здесь расположен самый крупный горнолыжный курорт Италии — Кортина-д’Ампеццо.

Интересный памятник природы расположен в речной долине к западу от Доломитовых Альп. Это столбы Ренона — группа земляных башенок, большинство которых имеет острые шпили, а на части шапками располагаются крупные валуны. Это ледниковые отложения последнего оледенения, размытые осадками. Отдельные камни на поверхности отложений защищали определенные участки от разрушения, что приводило к образованию остроконечных пирамид.

19 стр., 9080 слов

Разработка проекта организации и благоустройства территории сельского ...

... районного значения); сельские; загородные. Дипломный проект разрабатывается на территории с. Багдарин Баунтовского района Республики Бурятия, объектом является парк культуры. Парк будет разработан в целях ... процесс содержания объекта, его эксплуатации. Это производственный процесс, включающий комплекс работ по уходу за зелеными насаждениями и элементами благоустройства, устранению незначительных ...

Апеннины значительно ниже Альп, поэтому здесь вечные снега лежат только на самой высокой вершине — Корно (2914 м).

Но именно на Апеннинах расположен единственный вулкан на материковой части Европы — Везувий (1281 м).

Его катастрофическое извержение в 79 г. явилось причиной гибели древнеримского города Помпеи. Структурным продолжением Апеннин являются горы о. Сицилии, где находится самый высокий вулкан Европы — Этна (3340 м).

Вулкан на острове Стромболи около берегов Сицилии: через каждые 10-20 минут он выбрасывает раскаленные газы и вулканические бомбы, изредка извергает лаву. Извержение вулканов связано с геологической молодостью территории Италии, по этой же причине для значительной части Италии характерно современное тектоническое поднятие и сейсмичность. Одновременно с этим прогибы испытывают опускание, примером чему служит Венеция. Сейсмическая активность сильнее в Центральной и Южной Италии. Так в 1980 г. сильное землетрясение около Неаполя унесло жизни более 3 тыс. человек.

Вулканизм и тектонические процессы являются причиной проявления интересных природных явлений: выбросы водяного пара по высоким давлением из фумаролы на о. Искья, выбросы углекислого газа в Собачьем гроте (все около Неаполя), многочисленные горячие минеральные источники (например в районе Флоренции), грязевые вулканы на севере Апеннинских гор.

Значительные территории Италии сложены известняками и другими карстующимися породами. Всего насчитывается более 20 тыс. пещер, из которых 44 имеют длину более 3 км и 92 полости глубиною более 300 м. Наиболее известны пещеры ущелья Фразаси, расположенного к юго-западу от города Анкона — столице области Марке. Здесь находятся пещеры протяженностью до 10-13 км. Каждая пещера прекрасна по своему. Здесь множество сталактитов, сталагмитов и сталагнатов. Причудливая форма колонн (сталагнатов) напоминает элементы готической архитектуры, как бы поддерживающие свод.

Издавна пещеры и гроты служили в Италии местами поселений, храмов и погребений, а сейчас привлекают к себе многочисленных туристов. Некоторые пещеры имеют лечебное значение (спелеотерапия).

Во всем мире известен Голубой грот, расположенный на северном берегу о. Капри. Длина грота 56 м, ширина 30 м при высоте 15 м. Дно затоплено морем, свет проходит преимущественно через воду, придавая гроту лазурный цвет.

Климат. Большая часть Италии относится к зоне субтропического климата. Только на севере в пределах Паданской низменности климат переходный от умеренного континентального к субтропическому. Приморские Альпы и Апеннины препятствуют проникновению теплых воздушных масс с запада и юга. Средняя температура января около 0°, июля 23-24°. Зимой нередко выпадает снег, который держится несколько недель. Большая часть осадков приходится на весну и лето, нередки катастрофические летние ливни.

Климат полуостровной и островной Италии субтропический средиземноморский. Преобладает солнечная погода — 2/3 всех дней в году), лето сухое и жаркое, зима мягкая, теплая и относительно влажная. Самая засушливая часть Италии — юг, где выпадает всего 200 мм осадков. На юг полуострова иногда вторгается сирокко — сухой горячий воздух с Сахары, приносящий красноватую пыль и повышение температуры до 35°.

4 стр., 1718 слов

«Парк — сердце любимого города»

... Владимирович Кувалдин Лето 2013 год Начало лета 2015. Зоопарк. До реконструкции парка. Конкурс «Парк – сердце любимого города» МАОУ СОШ №10, Канипов Руслан, 11 лет 2011год. Весна. Наша ... отдыха на танцевальной площадке был Сиреневый бал. Желающие выпускники всех школ города собрались в парке. Танцевали под ВИА – вокально-инструментальный ансамбль, магнитофон и виниловые пластинки, пели ...

В Италии много горных озер как мелких, так и относительно крупных.

Горные озера очень живописны и часто используются как рекреационные зоны. На Апеннинском полуострове озера в плане как правило округлой формы, а в Альпах — узкие протяженностью в несколько десятков км с крутыми бортами. В альпийском высокогорье много озер ледникового происхождения.

Растительный и животный мир. За исключением северной части Италия находится в зоне субтропических жестколистных лесов (дуб пушистый и голый, хмелеграб, бук) и кустарников средиземноморского типа. На севере — широколиственные леса умеренного пояса.

В горах вертикальная поясность. Это восхитительный мир лесистых долин, знаменитых альпийских лугов, горных тундр, скал и ледников. Альпийские луга особенно красивы весной, когда цветут орхидеи (венерин башмачок), лилия царские кудри, голубой аконит. На скалах можно встретить редкий альпийский цветок — эдельвейс.

Животный мир аналогичен европейскому (бурый медведь, кабан, серна, лиса, волк, барсук, горностай).

Растительный и животный мир Италии сильно нарушен многовековой деятельностью человека. Большая часть дикой фауны сохранилась в горах. В 1991 г. итальянское правительство предприняло попытку защитить оставшиеся области дикой природы, организовав 13 национальных парков. Самые известные национальные парки Италии — Амбруццо (к востоку

от Рима), Доломити-Беллунези в Доломитовых Альпах и Гран-Парадизо (северо-запад).

Национальный парк Гран-Парадизо расположен чуть южнее г. Монблан и составляет с французским национальным парком Вануаз единую природоохранную территорию, одну из самых больших в Европе. Своим существованием парк обязан горным альпийским козлам, которые к середине XIX в. сохранились только в районе г. Гран-Парадизо. В 1856 г. Король Виктор Эммануил II объявил эти места своей охотничьей вотчиной, что позволило увеличить численность вида, а в 1922 г. резерват был превращен в парк. В Гран-Парадизо сейчас проложено немало туристских троп.

Жемчужиной Апеннин является национальный парк Абруццо, образец итальянской парковой системы. Основанный еще в 1922 г. для защиты сокращающихся популяций эндемичных бурых медведей и серн, парк успешно совместил охрану природы с экономическим развитием. Местные жители настолько выиграли от развития экотуризма, что некоторые деревни обратились с просьбой расширить парк, чтобы оказаться на его территории.

1.2 Курорты

Приморские курорты.

Рядом с Венецией находится один лучших приморских курортных районов Италии. Венецианская лагуна отчленена от моря косой Лидо. Лидо де Венеция — это роскошные утопающие в зелени отели с песчаными пляжами. Ежегодно в конце августа здесь проходит Венецианский кинофестиваль. В 30 км от Венеции располагается один из наиболее известных и популярных курортов Италии — Лидо ди Езоло.

В настоящее время приморские курорты есть практически на всем побережье Италии. Старейшая и самая известная курортная зона, воспетая многими писателями, поэтами и художниками — Итальянская Ривьера.

Благодаря защищенности с севера горной системой Альп, климат здесь еще более благоприятный, чем на Французской Ривьере. Это самое посещаемое и доступное побережье Италии, но далеко не самое престижное. Столицей Итальянской Ривьеры является Генуя — крупнейший порт и важный промышленный центр Италии. Город интересен своей историей: в средние века он был морской торговой республикой, влияние которой доходило до берегов Крыма. Город известен своей театральной и концертной жизнью. Здесь проводятся всемирно известные конкурсы скрипачей им. Н. Паганини, имеется дом-музей великого маэстро. В Генуе родился Христофор Колумб.

14 стр., 6901 слов

Особенности сопровождения туристов в италии

Потоки туристов увеличивают в эту страну. Она является культурным достояние мира. Цель курсовой работы - рассмотреть природные и историко-культурные туристские ресурсы Италии. Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи: ... Альп, где он лежит на высотах более 1500 м. до 200 дней в году. Летом довольно жарко, на протяжении всего июля и августа температура постоянно поднимается ...

Самый известный курорт Итальянской Ривьеры — Сан-Ремо, где проводятся международные музыкальные конкурсы и фестивали. Привлекательны также курорты Рапалло и Нерви.

Побережье между Римом и Неаполем в Тирренском море славится своей красотой и называется «побережьем Одиссея». Это зона элитного отдыха. Побережье привлекательно прекрасными песчаными пляжами и близостью к достопримечательностям Рима, Неаполя, Сицилии и др.

Все более популярным становится Адриатическое побережье Италии. Кроме курортов, расположенных около Венеции (Лидо ди Венеция, Лидо ди Езоло), интерес представляют Червия, Римини, Пезаро и Линьяно, которые привлекательны не только условиями для прибрежного отдыха, но и близостью экскурсионно-познавательных центров — Флоренции, Венеции, Вероны, Равенны, государства Сан-Марино. В Червии расположен луна-парк «Мирабиландия» и аквапарк.

«Атлантика». Соседний город Равенна — древняя столица Италии с прекрасными памятниками византийской архитектуры. Пезаро — уютный средневековый город XII-XIII в., Линьяно называют «курортом № 1» на Адриатике. Приморский курорт Римини традиционное место для семейного отдыха, как итальянцев, так и зарубежных туристов. Римини привлекают песчаными пляжами, жарким солнцем, теплым морем, рядом расположено княжество Сан-Марино. Это один из старейших морских курортов мира. Первый привилегированный пляж был открыт здесь в 1843 г.

Горнолыжные курорты.

Курорт Кортина д’Ампеццо расположен в Доломитовых Альпах и является одним из самых лучших районов катания. В 1956 г. здесь проводились зимние олимпийские игры, в которых впервые участвовал Советский Союз. Для горнолыжников подготовлены 140 км трасс, работают около 80 различных подъемников. Перепад высот небольшой: 1224-2930 м. Курорт привлекателен как для любителей семейного отдыха с детьми, так и опытных готрнолыжников, а также любителей экстремальных видов спорта — бобслей, сноу-рафтинг, каньенинг.

Курмайор — один из самых знаменитых горнолыжных курортов Италии. Он расположен у подножья Монблана и вместе с французским курортом Шамони образует единый огромный международный район катания. Общая протяженность трасс 100 км в высотном пределе 1224-3462 м. Интерес представляет музей альпинизма. Известностью пользуются также курорты Червиния и Сент-Винсент вблизи альпийского пика Червино.

Глава 2 Антропогенные ресурсы Италии

Римская Республика (в дальнейшем Римская империя) просуществовала с VIII в до н. э. до V в. н. э., когда она была разгромлена нашествием варваров. В средние века большинство зданий времен Римской империи пришло в упадок, руины использовали под фундамент новых сооружений. В XIV-XV в. начинается возрождение итальянской культуры. Неслучайно этот период развития культуры получил название Ренессанс (возрождение).

В архитектуре это отразилось в создании величественных и пышных церковных сооружений во многих средневековых городах Италии. В Италии творили известнейшие художники и скульпторы — Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, Рубенс. Высокий художественный уровень и само открытие художественных музеев в Италии связано со страстью к коллекционированию дворянских семей средневековья и меценатством пап, способствующих созданию музее Ватикана и Капитолийских музеев. Наиболее известные музеи Италии — национальная галерея древнего искусства, Галерея Боргезе, Национальный римский музей.

15 стр., 7039 слов

Географические факторы развития туризма в Италии

... (от города Неаполя до города Потенца). Италия - единственная страна на континенте, где имеются вулканы разных типов и в разных стадиях развития. Здесь есть и потухшие вулканы (Эвганейские ... распространены известняки. Горные цепи Альп перерезаны многочисленными долинами и перевалами, доступными в течение всего года или закрывающимися лишь на короткое время зимой. По перевалам проходят автомобильные ...

Неоценим вклад Италии в развитие мировой музыкальной культуры. В XI в. здесь было создано нотное письмо, в XVI в. Италия стала родиной оперы. В XIX в. здесь творили Дж. Россини, В. Беллини и Дж. Верди. Самый известный оперный театр мира безусловно миланский «Ла Скала», созданный в 1778 г.

2.1 Достопримечательности Рима

Рим — столица Италии, один из древнейших городов мира (основан VIII в. до н. э.).

Город интересен сочетанием всемирно-известных памятников древнего Рима и средневековья. Ежегодно его посещают до 3,5 млн туристов. Всего 44 га занимает государство Ватикан, расположенное на одном из холмов Рима.

Римский форум.

Форум был обновлен, построены базилики и здания, где проходили судебные процессы. Императоры постоянно обновляли старые здания и возводили новые храмы и памятники.

Здание Курии, где проходили заседания римского сената, было заложено еще при Юлии Цезаре в 40-х годах до н.э. Здание неоднократно горело, а в 630 году Гонорий I преобразовал ее в Церковь Св.Адриана, которая тоже была разрушена. Курия — прямоугольное в плане здание с четырьмя огромными пилонами по углам, выполняющими роль контрфорсов и идущими по одной оси с фасадами. Со стороны главного фасада находится дверь и три больших проема окон для освещения зала. Кровля сделана из дерева.

Храм Антонина и Фаустины выходит на Виа Сакра. Здание храма, воздвигнутое в 141 году, дошло до нас в состоянии хорошей сохранности благодаря тому, что в раннее средневековье в его структуру была встроена церковь Сан Лоренцо ин Миранда. В настоящее время к храму ведет лестница с кирпичным алтарем по центру. Пронаос, предваряющий вход в храм, образован коринфскими колоннами из мрамора с прожилками — шесть по фасаду и по две боковых. На некоторых колоннах выгравированы изображения божеств; на фризе — грифоны и растительные мотивы.

Триумфальная арка Септимия Севера была возведена в 203 году в честь десятилетия правления императора Септимия Севера. Арка Тита была сооружена при императоре Домициане в 81 году в ознаменование разграбления Иерусалима его отцом Веспасианом и братом Титом за 13 лет до этого.

Собор Святого Петра.

При папе Анаклете на этом месте была построена небольшая базилика-усыпальница. Тысячу лет спустя после ее основания базилика Св.Петра превратилась в руины, и только при папе Николае V, по совету Леона Баттисты Альберти, началось восстановление и расширение базилики на основе проекта Бернардо Росселино. Но строительство прервалось, и возобновилось только в 1506 г. За полвека в строительстве собора участвовали, сменяя друг друга, зодчие Фра Джокондо, Рафаэль, Джулиано да Сангалло Младший и, наконец, Микеланджело, который видоизменил проект Браманте, увеличив размеры собора и увенчав его огромным куполом.

9 стр., 4105 слов

Архитектурные стили и их применение в декоративном оформление фасадов гостиниц

... целое, они становятся законченным художественным образом, соответствующим общей идее отеля. Роль архитектуры в формировании имиджа гостиниц необычайно важна. Выразительный архитектурный облик становится тем визуальным фактором, который ... -Arab» cтроился четыре года. Общая площадь его помещений составляет 111480 кв. м, а высота здания – 321 м. Отель оборудован самыми быстрыми в мире лифтами. Средняя ...

Фасад собора поражает своими мощными формами, торжественной ритмикой коринфских колонн и пилястров центрального портала и боковых арок. Верх украшен девятью балконами. Венчающим элементом является традиционный аттик с балюстрадой, на которой возвышаются тринадцать огромных статуй Апостолов, Христа и Иоанна Крестителя. Над всем этим доминирует величественный купол с мощными нервюрами — творение Микеланджело. По обеим сторонам его расположены два меньших купола, венчающих капеллы Грегориана и Клементина, выполненные Джакомо Бароцци да Виньола.

По всему периметру Собора Св.Петра идут многочисленные капеллы, каждая из которых по-своему прекрасна, особенно Капелла Пьеты, названная по имени знаменитой скульптурной группы Микеланджело — Пьета, которую молодой мастер изваял в 1499-1500 годы по заказу французского кардинала Жана Билэра де Лагрола.

Далее следуют Капелла Св.Себастьяна с надгробным памятником Пию XII работы скульптора Франческо Мессина; Капелла Св.Причастия с киворием Бернини и бронзовой оградой, выполненной Франческо Борромини; Капелла Грегориана, выполненная в конце XVI века архитектором Джакомо делла Порта, богато украшенная мозаиками и ценными породами мрамора; Капелла Колонны с восхитительным алтарным образом из мрамора, изображающим Встречу Льва с Аттилой, работы Алгарди, а также с гробницами пап, носивших имя Лев — II, III, IV и XII; Капелла Клементина, построенная по заказу папы Климента XIII архитектором Джакомо делла Порта, которая хранит останки Св.Григория Великого, а также останки самого архитектора; роскошная Капелла Хоров с золоченой отделкой, Капелла Представления с поздним надгробным памятником папе Иоанну XXIII, выполненным скульптором Эмилио Греко.

Собор Св.Петра хранит множество знаменитых памятников: от прекрасной Пьеты Микеланджело до бронзовой статуи XIII века Св.Петра Благословляющего, почитаемой верующими; надгробный памятник папе Урбану VIII работы Бернини, а также надгробный памятник папе Павлу III работы Гульельмо делла Порта; гробницу, выполненную из бронзы Антонио Поллайоло для папы Иннокентия VIII, которая раньше находилась в старой базилике Св.Петра и памятник Стюартам работы Антонио Кановы. К собору примыкает Музей истории Собора Св.Петра. В нем находится Сокровищница Св.Петра — огромное наследие Церкви.

Площадь Святого Петра приобрела всемирную известность благодаря тому, что на нее выходит грандиозный и поистине уникальный Собор Святого Петра. Поразительны размеры площади (огромный эллипс, наибольший диаметр которого равен 240 м.).

Эти колоннады, расположенные полукругом вдоль коротких сторон площади, состоят из четырех параллельных рядов колонн тосканского и дорического ордера, образующих три внутренних прохода. Над антаблементом возвышаются 140 огромных статуй Святых. Здесь также представлен герб папы Александра VII, явившегося инициатором создания площади, в центре которой возвышается обелиск в окружении двух фонтанов.

Фонтан Треви.

Его своеобразное воплощение, сценически оформленная композиция, гармоничная красота фигур превращают этот фонтан в истинный шедевр зодчества. В осуществлении проекта фонтана принимали участие архитекторы, как Пьетро да Кортона, Бернини и Николе Салви. Строительные работы были завершены в 1751 г.

15 стр., 7486 слов

Научно-фондовая работа в музее МОУ СОШ № 84 города Барнаула

... работы: рассмотреть комплектование, учет и хранение фондов в музее МОУ СОШ № 84 г. Барнаула. Задачи данной курсовой работы: - изучить теоретические основы научно-фондовой работы в музеях; - изучить литературу по комплектованию, учёту и хранению музейных фондов; ... представила материал о музеях Сибири в 1945 - 1985 гг., при этом дала анализ комплектованию, учёту и хранению фондов. В работе также были ...

Фонтан изобилует символикой и смысловыми аллегориями. Высокая строгая Триумфальная арка Дворца Нептуна служит своего рода декорацией для всей композиции. Название фонтана возможно связано с именем девушки Тривии, чье изображение можно увидеть на одном из рельефов второго яруса. По преданию, эта девушка показала источник с водой измученным жаждой римским солдатам.

Форум Траяна.

Этот памятник монументального зодчества эпохи правления императора Траяна создан его архитектором Аполлодором Дамасским. Форум был возведен в 106-113 годы н э на государственные субсидии, выросшие в результате победоносной войны с даками, окончившейся несколькими годами раньше. Размеры форума грандиозны: 300 метров в длину и 185 метров в ширину. Чтобы построить Форум Траяна необходимо было срезать вершину Квиринальского холма и Аполлодор Дамасский блестяще справился с этой задачей.

Посвящение Колонны Траяна состоялось в 113 году н э; ее общая высота достигает почти 40 метров. На ее вершине находилась статуя Траяна, утраченная в настоящее время. В 1587 году папа Сикст V дал указание заменить ее на статую Св.Петра. Колонна служит надгробным памятником Траяну: дверь, открывающаяся в основании колонны, ведет в залу, где помещена урна с пеплом императора. Ствол Колонны огибает спираль беспрерывного фриза длиной 200 метров и высотой около 1 метра — это документальное повествование о двух победоносных сражениях Траяна против даков в 101-102 и 105-106 годах нашей эры.

Рынок Траяна представляет собой огромное кирпичное полукружие. На нижнем этаже открываются лавки; лавки верхнего этажа примыкают к скале в том месте, где был сделан срез холма. Третий ярус ансамбля включает дорогу. Еще множество лавок, контор, переносных прилавков, а также базилика дополняли этот архитектурный ансамбль, состоящий из шести этажей.

Церковь Санта Мария ин Трастевере.

Была основана в III веке Святым Калликстом и завершена при папе Юлии I. В течение веков, несмотря на многочисленные реставрации, она в основном сохраняла неизменным свой первоначальный облик. И только в XVIII веке папа Климент VII поручил архитектору Карло Фонтана построить портик. Фасад церкви увенчан высоким тимпаном и украшен богато декорированными порталами. Рядом с базиликой возвышается прекрасная романская колокольня с древним колоколом под ее крышей. Базилика остается местом поклонения Деве Марии. Изображения Девы Марии преобладают в оформлении интерьера церкви, включая великолепные мозаики XII-XIII веков. Самым древним изображением Девы Марии является икона VII века «Мадонна ди Клеменца» в капелле Альтемпс.

Арка Константина.

Это одна из самых огромных арок, когда-либо построенных в Риме. Высота ее достигает 21 метра, почти 36 метров составляет ее ширина, а толщина ее стен превосходит 7 метров. Построена арка в 315 году на основании декрета Сената и Римского народа в честь празднования десятой годовщины правления Константина и победы, одержанной им в 312 году в битве при Понте Мильвио против Максенция. Для украшения этой арки использовано множество барельефов и скульптур, снятых с других памятников. На обоих больших устоях арки находятся по четыре колонны, восходящих к эпохе правления Траяна; над колоннами возвышаются восемь статуй даков из белого с фиолетовыми прожилками мрамора Малой Азии.

Над боковыми арками расположено восемь медальонов эпохи Адриана, сгруппированных по два над каждой аркой. Четыре изображенные в них сцены воспроизводят сюжеты охоты, четыре другие — жертвоприношения. По обе стороны от надписи, повторенной на двух лентах аттика, восемь барельефов эпохи Марка Аврелия, украшавших в свое время другую триумфальную арку и помещенных также по два с каждой стороны. Большой мраморный фриз эпохи Траяна является также заимствованием. Он разделен на четыре части: два фрагмента помещены над малыми арками, а два — внутри центрального пролета. Скульптурные рельефы воспроизводят сцены военных кампаний Траяна против даков (101-102 и 105-106 г).

Базилика Сан Джованни ин Латерано

Базилика, воздвигнутая Константином, пережила набеги и грабежи вандалов Генмерика, сильно пострадала от землетрясения 896 года и многочисленных пожаров. В течение веков она не раз перестраивалась при участии таких архитекторов, как Джованни ди Стефано, Франческо Борромини и Алессандро Галилеи, который в 1735 году полностью перестроил фасад.

Базилика Сан Джованни ин Латерано — это мощное архитектурное сооружение монументального коринфского ордера. Несколько выступающий вперед центральный корпус украшен балюстрадой, которая оживляет весь собор, придавая ему ярко выраженную барочную окраску. Над балюстрадой возвышаются колоссальные статуи Христа, Иоанна Крестителя, Иоанна Евангелиста и Учителей Церкви. В церковь ведут пять входов с лоджиями над ними. Последний вход справа известен под названием Порта Санта (Святые Ворота) и используется только по церковным праздникам. Основная часть собора датируется 1589 годом, но некоторые сооружения сохранились с более древних времен, например, Скала Санта (Священная лестница), по которой Христос поднимался на суд Пилата.

Величественный интерьер представляет в плане латинский крест с пятью нефами. Вдоль стен идут статуи Пророков, Святых и Апостолов, выполненных по эскизам Борромини его учениками в XVIII веке. Там, где центральный неф пересекается с трансептом, находится сердце готического собора — табернакль, выполненный Джованни ди Стефано. В папском алтаре хранится драгоценная реликвия — грубая деревянная доска, служившая Св.Петру для совершения обряда богослужения в катакомбах.

Базилика Сан Паоло Фуори ле Мура.

Базилика, построенная при Константине Великом на месте гробницы апостола Павла, простояла вплоть до 1823 года, когда она сильно пострадала от пожара. И только в 1854 году она была вновь освящена. Из немногих сохранившихся фрагментов сгоревшей базилики следует выделить клуатр (внутренний дворик) (середина XIII века) с цветными инкрустированными двойными колоннами.

В настоящее время фасад базилики предваряет величественный квадратный портик, поддерживаемый 146 колоннами. В центре пространства, окруженного портиком, возвышается статуя Апостола Павла работы Пьетро Каноника. Часть фасада, расположенная над портиком, богато украшена мозаиками, в том числе и тимпан, на котором представлена композиция «Христос благословляющий между Святыми Петром и Павлом». Ниже, на фризе, изображен сюжет, называемый «Agnus Dei» — «Агнец Божий, возлежащий на холме между двумя священными городами Иерусалимом и Вифлеемом». Еще ниже — четыре огромные фигуры Пророков обрамляют окна.

Интерьер базилики состоит из пяти нефов. Центральный неф отделен от боковых восьмьюдесятью колоннами из гранита. Длинная лента фриза с портретами 236 пап идет вдоль нефов и трансепта. Над фризом коринфские пилястры стен в ритмическом порядке перемежаются с огромными окнами, заменившими старые витражи, разбитые во время взрыва в 1893 году. Кессонированный потолок украшен золочеными панелями. Из реликвий, хранящихся в базилике, можно назвать табернакль работы Арнольфо ди Камбио, выполненный им в 1285 году совместно с Пьетро Каваллини. Под прекрасным балдахином табернакля находится алтарь, который возвышается над гробницей Св.Павла с традиционным исповедальным окошком, сквозь которое видна эпитафия, высеченная на камне: «Paolo Apostolo Mart.» («Павел Апостол Мученик»), относящаяся к IV веку.

Базилика Санта Мария Маджоре.

Первое здание церкви, которое предшествовало современному зданию базилики, было построено в IV веке на холме Эсквилии. Эта церковь называлась Санта Мария делла Нэвэ (от итал. neve — «снег»).

Базилика Санта Мария Маджоре была полностью перестроена в 432-440 годах папой Сикстом III накануне Эфесского Собора. В таком виде базилика простояла до XIII века. Архитектором был Фердинандо Фуга.

Фасад базилики зажат двумя высокими дворцами, датируемыми XVII и XVIII веками. Широкие ступени лестницы ведут к портику с архитравом, над которым возвышается лоджия с арками. Венчает фасад балюстрада, проходящая и над соседними дворцами. Фасад и портик богато украшены скульптурой. Интерьер -трехнефный базиликальный план с сорока ионическими колоннами.

Ватиканские дворцы.

Ватиканские дворцы образуют один из самых великолепных монументальных архитектурных комплексов мира. Их строительство началось в XIV веке с целью создания папской резиденции. Григорий XI был первым папой, который обосновался в Ватикане; его преемники продолжили расширение и благоустройство дворцового комплекса. Так, при папе Александре V в 1410 году был построен «коридор», соединивший дворец с замком Сант-Анджело. Наибольший вклад в строительство был внесен папой Николаем V. Сердцем комплекса является, квадратное здание, окружающее Двор Паппагалло, над созданием работали Леон Баттиста Альберти и Бернардо Росселлино. Капелла Никколина, посвященная Св.Стефану и Св.Лоренцо, украшена фресками Фра Анжелико.

Всемирно известная Сикстинская капелла была создана в 1473-1480 годах при папе Сиксте IV. Ее автором был архитектор Джованни де Дольчи, который для этой цели использовал бывшую Палатинскую капеллу. Папа Иннокентий VIII дал указание построить для себя небольшой дворец — Палаццетто, на самой высокой точке садов Бельведера. Значительные преобразования произошли одновременно с градостроительными работами, предпринятыми папой-меценатом Юлием II. В результате этого проекта возник Двор Бельведера, перспективу которого закрывает ниша Пирро Лигорио (1560 г.), которая заменила экседру с двумя лестницами, выполненную Браманте.

Ему же принадлежит проект Лоджий Двора Сан Дамазо, которые завершил и украсил фресками Рафаэль. Фасад папского дворца теперь выходит на площадь Святого Петра. Также между 1509-1512 годами, Микеланджело выполнил фрески свода Сикстинской капеллы, а Рафаэль в 1508 году приступил к росписи Станц (парадных комнат), закончив эту работу в 1524году.

Расцвет барокко совпал со временем правления папы Сикста V и связан с архитектором Доменико Фонтана. В XVII веке при папе Урбане VIII по проекту Бернини началось строительство знаменитой Лестницы Реджа (Скала Реджа).

В следующем веке были осуществлены большие преобразования по созданию музеев Ватикана. Так возникли Музей церковного искусства (Музео Сакро) и Музей светского искусства (Музео Профано), смежные с Библиотекой; Музей Пио-Клементино, созданный по проекту Микеланджело Симонетти и Джузеппе Кампорезе (1771-1793 гг.); Музей Кьярамонти, связанный с именем Антонио Кановы (1806-1810 гг.); новое здание — Браччо Нуово, выполненное по проекту Рафаэля Штерна при папе Пии VII.

Замок Сант-Анджело.

Замок Сант-Анджело (Святого Ангела), мощная глыба которого до сих пор доминирует над панорамой Рима, первоначально служил усыпальницей императоров и был превращен в крепость только в средние века. Замок также называют Мавзолеем Адриана. Чтобы соединить этот величественный монумент с Марсовым полем, был построен Мост Сант-Анджело. Он состоит из трех огромных центральных арок и двух наклонных платформ, поддерживаемых тремя арками с правого берега и двумя — с левого. Здание стоит на огромном четырехугольном основании, длина каждой стороны которого — 89 метров, а высота — 15 метров. На этом основании установлен цилиндрический барабан высотой 21 метр, обнесенный радиальными стенами. Сверху этого барабана насыпан огромный земляной холм, усаженный деревьями, а по его краям установлены мраморные статуи. Снаружи здание облицовано лунным камнем (вид мрамора) с табличками, вмонтированными по всей окружности стены, на которых указаны имена и титулы тех, кто был погребен внутри мавзолея. Погребальная комната, расположенная в самом центре массивного барабана, — квадратная по форме с тремя прямоугольными нишами. В этой комнате помещались урны с пеплом императоров.

Замок представляет собой мощную крепость на квадратном основании с четырьмя круглыми башнями по углам, носящими имена апостолов : Св.Матфея, Св.Иоанна, Св.Марка и Св.Луки. Наверху находится обзорная терраса, над которой парит Ангел, давший название замку. Внутри замка в настоящее время находятся Национальный военный музей и Музей искусства.

Капитолий.

С древних времен Капитолий был центром общественной, политической и религиозной жизни города. Здесь находился храм, посвященный Юпитеру Капитолийскому. Отсюда и возникло название Капитолий, которое в дальнейшем стали использовать для обозначения всей местности в целом. На склонах Капитолия, одного из самых священных холмов Рима, были сосредоточены органы власти.

В настоящее время на его вершине находится площадь Капитолия, созданная по проекту Микеланджело. Ее окружают великолепные дворцы, а в центре возвышается конная статуя Марка Аврелия. Эллипсы и волюты, украшающие мостовую площади, созданы по эскизам самого Микеланджело. Статуя Марка Аврелия, некогда стоявшая на площади Латерана, была привезена на площадь Капитолия в 1538 году, и по всей вероятности Микеланджело не предполагал, что она будет служить декоративным элементом этой площади.

Сенаторский дворец, Новый дворец и дворец Консерватори обрамляют эту площадь, заново построенную во времена Возрождения. Новый дворец и Дворец Консерватори, созданные по проекту Микеланджело в XVI веке, похожи друг на друга, как близнецы, своими фасадами и коринфскими пилястрами; оба увенчаны аттиком с балюстрадой, украшенной статуями. В Новом дворце и дворце Консерватори располагаются Капитолийские музеи. Здесь собрана обширная коллекция греческих и римских скульптур.

Первое упоминание церкви Санта Мария д`Аракоели относится к VII веку; в Х веке она становится бенедиктинским аббатством, а затем переходит к братству миноритов предпринявших ее реконструкцию в 1320 г. Здание увенчано двускатной крышей; фасад украшен тремя порталами с тремя окнами. Суровый фасад XIV века оживляют два скульптурных рельефа эпохи Возрождения, помещенные над двумя боковыми порталами и изображающими Св.Матфея и Св.Иоанна.

Колизей.

Колизей — символ славы Вечного Города — превосходит своими размерами все когда-либо построенные в Риме амфитеатры. Работы по его строительству начались с первых лет правления Веспасиана, а в 80 году Тит дал указание для торжественного открытия амфитеатра. Александр Север и Деций реставрировали его после пожаров соответственно 217 и 250 годов. Последние переделки были предприняты Теодорихом, а после VI века здание было предано забвению. Распределение зрительских мест на трибунах производилось в строгом соответствии с социальной принадлежностью горожан. Приблизительное количество зрителей около 50 тыс. мест. Изначально центр арены был покрыт досками, которые можно было снимать, если того требовало проведение спектакля. Во время звериной травли, чтобы оградить зрителей от хищных животных, воздвигали специальную сцену с решеткой, наверху которой торчали бивни слонов, по всей длине ее были расположены вращающиеся цилиндры.

Памятник Виктору-Эммануилу II.

Создание этого памятника было доверено Джузеппе Саккони и начато в 1885 году, открытие в 1911 году. Он выполнен в монументальных классических формах, продиктованных патриотическими настроениями того времени. Сердце памятника — Алтарь Родины с величественной статуей Рима, безмолвного стража могилы Неизвестного солдата. Рядом находится конная статуя Виктора-Эммануила II и плита, на которой выгравирован текст известия о победе 1918 года.

Пантеон.

Самое древнее здание Пантеона — храма всех богов — было возведено в 27 году до нашей эры Марком Агриппой. Между 118-128 годами храм был основательно перестроен при императоре Адриане и сохранившийся в настоящее время.

Реконструкция, проведенная по проекту Аполлодора Дамасского, значительно видоизменила первоначальный облик здания. Сохранился обширный портик, образованный восемью колоннами из серого гранита. По две колонны из красного гранита стоят позади первой, третьей, шестой и восьмой колонной, образуя три прохода. Тимпан был когда-то украшен бронзовым орлом с короной. Потолок портика был также украшен бронзой, снятой по указанию папы Урбана VIII Барберини. Внутри здания по сторонам расположено шесть ниш, каждая из которых обрамлена двумя колоннами. Купол украшен пятью рядами уменьшающихся вверх кессонов, за исключением последнего ряда вокруг круглого отверстия, так называемого «глаза Пантеона», диаметром 9 метров, из них льется свет.

Сейчас Пантеон является национальным мавзолеем.

Площадь Венеции.

С западной стороны Площади Венеции находится Дворец Венеции, построенный Бернардо Росселино по проекту Леона Баттиста Альберти. В этом здании располагалось посольство Венеции в Риме. Сейчас во дворце размещаются два музея: Национальный музей Палаццо Венеция (музей декоративного искусства) и Музей Чере, где можно осмотреть восковые фигуры и воссозданный интерьер последнего кабинета Муссолини.

Церковь Сан Марко, возвышающаяся на одноименной площади, практически встроена в Дворец Венеции, хотя она и относится к IV веку. Действительно, ее основание датируется временем правления папы Марка. В связи с переделками Дворца Венеции церковь также была перестроена при понтификате Павла II, выходца их венецианской семьи Барбо, а в XVIII веке в соответствии с требованиями той эпохи она подверглась реконструкции в стиле барокко, особенно ее интерьер. Фасад церкви украшен портиком из трех арок и изящной лоджией, выполненной Джулиано да Майано.

Площадь Испании.

Площадь Испании — одна из самых живописных площадей Рима. Свое название площадь получила по расположенному на ней зданию испанского посольства. В центре площади находится знаменитый Фонтан «Лодка» Пьетро Бернини (1627-1629 годы).

Площадь Испании знаменита своей Лестницей, ступени которой, выполненные полностью из травертина архитектором Франческо де Санктис (1723-1726 годы), поднимаются вверх к площади Тринито дей Монти. Ее двенадцать пролетов ведут к величественному зданию Церкви Тринита дей Монти. Это одна из самых грандиозных францисканских церквей города. Ее строительство началось в 1503 году, и впоследствии в разные периоды она подвергалась перепланировкам и обновлениям. Строгий фасад, выполненный архитектором Карло Модерна, с одним ордером пилястров и с широким порталом в обрамлении колонн, увенчан аттиком с балюстрадой. Интерьер с большим нефом хранит прекрасные произведения искусства: фрески Налдини, Даниэле де Вольтерра, Федерико и Таддео Цуккари.

Площадь Навона.

Самая знаменитая площадь барочного Рима расположена на месте бывшего стадиона Домициана. Начиная со времени правления Домициана это место использовали исключительно для спортивных состязаний. Остатки стадиона можно еще увидеть под церковью Сант Аньезе ин Агон. Фасад церкви выполнен в 1650-х годах архитектором Борромини. Главная достопримечательность площади — фонтан Четырех рек Лоренцо Бернини, выполненный в 1651 году и вызвавший огромное восхищение папы Иннокентия Х, который с тех пор стал оказывать художнику свое покровительство. Фигуры Фонтана являются олицетворениями рек — Дуная, Ганга, Нила и Рио де ла Плата. Фигуры рек расположены вокруг скалистого рифа, на котором возвышается античный обелиск. Углом на площадь выходит Палаццо Браски, в котором расположен Музей городской истории. На углу здания возле цоколя находится античная статуя с уродливой физиономией — Паскуино.

Римские катакомбы. Религиозной святыней являются расположенные у Аппиевой дороги катакомбы, где сохранились рисунки первых христиан, использовавших эти помещения для молитвенных собраний и погребения усопших.

Сразу за Аврелианскими стенами начинается череда захоронений, расположившихся вдоль Аппиевой дороги; самое известное из них — гробница Цецилии Метеллы. В 1302 году папа Бонифаций VIII отдал эту гробницу во владение своим родственникам Каэтани, а те включили ее в свой укрепленный замок. В конце XVI века была сделана мраморная облицовка гробницы.

Катакомбы Сан-Каллисто до сих пор еще мало исследованы. Они проложены на четырех уровнях и протяженность тоннелей составляет около 20 км. Некоторые помещения украшены фресками. Над катакомбами Сан-Себастьяно возвышается одноименная церковь. Многочисленные рисунки на стенах трапезной изображают сцены поклонения апостолам Петра и Павлу, чьи останки когда-то были укрыты где-то в этих катакомбах.

2.2 Достопримечательности Флоренции

Флоренция — еще один город-музей Италии, славящийся своими архитектурными шедеврами, скульптурами и картинными галереями.

Баптистерий.

Баптистерий — восьмигранное церковное сооружение с полуциркульной апсидой, стоящее на ступенчатом подиуме, — был построен в IV-V веках возле северных ворот Флоренции римского периода. Современный облик баптистерий получил в XI-XIII веках. В 1128 году он был покрыт гладкой пирамидальной крышей, фонарь с колоннами относится к 1150 году, а прямоугольная кафедра — к 1202 году. Снаружи здание облицовано зеленым и белым мрамором. Каждая грань баптистерия имеет трехлепестковое деление, украшена пилястрами и увенчана антаблементом и полукруглыми арками, обрамляющими окна.

Особого внимания заслуживают бронзовые ворота. Ворота расположены с трех сторон Баптистерия Св. Иоанна Крестителя: Южные ворота, выполненные Андреа Пизано, с сюжетами из жизни Иоанна Крестителя и с аллегориями Добродетелей; Северные ворота Гиберти с эпизодами из Нового Завета, Евангелистами и Учителями Церкви; Восточные ворота — шедевр Гиберти, по праву считающиеся самыми знаменитыми. Они выполнены по заказу Гильдии купцов в 1425 году, разделены на десять панелей и воспроизводят сцены из Ветхого Завета.

Интерьер Баптистерия — двухордерный; нижний ордер с колоннами; верхний — с пилястрами, обрамляющими парные окна. Поверхность стен покрыта мраморной мозаикой геометрических узоров, которая напоминает мощение полов. Здесь находится гробница антипапы Иоанна XXIII — целый погребальный комплекс, выполненный скульпторами Микелоццо и Донателло. Кафедра украшена прекрасными мозаиками XIII века, выполненными одновременно с мозаикой свода. Мозаика свода представляет следующее: по обе стороны от большого образа «Христа во Славе» работы Коппо ди Марковальдо идет шесть рядов сюжетов из жизни Иоанна Крестителя, Христа, Иосифа, из Книги Бытия, Небесной Теократии с Христом и серафимами и орнаментальные мотивы.

Кафедральный собор Санта Мария дель Фьоре.

Собор Санта Мария дель Фьоре поднимается в самом центре древнего города. Резное мраморное здание собора венчает огромный купол ржаво-красного цвета.

Влиятельные купцы Флоренции решили построить новый собор и пригласили для составления проекта архитектора Арнольфо ди Камбио в 1296 году. Ди Камбио использовал в своем проекте элементы как норманнской, так и готической архитектуры. Первыми были построены широкий центральный неф, боковые нефы и восьмиугольный барабан в восточной части собора. Высотой 84 метра, она имеет квадратную форму и со всех сторон украшена шестигранными и ромбовидными медальонами работы Андреа Пизано, Луки делла Роббиа, Альберто Арнольди и других мастеров этой школы, а также нишами со статуями и глухими нишами. Кампаниллу достроили только лишь к 1359 году. Последние штрихи к работе над нефом и алтарной частью относятся к 1420 году. Брунеллески сконструировал купол (из положенного «в елку» кирпича), имеющий арочный каркас, состоящий из восьми угловых дуг с наклоном в 60 градусов и соединяющих их горизонтальных перемычек. Вся эта громоздкая конструкция купола диаметром около 43 метров завершалась крошечной беломраморной ротондой фонаря со шпилем и медным шаром (после 1446 года).

В 1871 году был одобрен проект архитектора Эмилио де Фабрис, завершившего работы в 1887 году.

Фасад сегодня отличается. Он выполнен с применением одного и того же типа мрамора, но разных цветов: белого — из карьеров Каррары, зеленого — из Прато и розового — из Мареммы. Над порталами в тимпанах представлены сюжеты из жизни Девы Марии. Фронтон центрального портала представляет Мадонну во славе. Соединительным звеном между боковыми и центральным окнами-розетками является фриз со статуями Апостолов и Девы Марии. Вверху над серией бюстов художников возвышается тимпан с барельефом, изображающим Отца Небесного.

Интерьер собора, выполненный в соответствии с архитектурными канонами итальянской готики. По своим размерам (длина — 153 метра; ширина в районе нефов — 38 метров и в районе трансепта — 90 метров) собор занимает четвертое место в мире. Пилоны, украшенные пилястрами, поддерживают огромные арки и перекрещивающиеся стрельчатые своды нефов. Вверху идет галерея, опирающаяся на консоли. В глубине открывается главный алтарь, работы Баччио Бандинелли, в окружении трех апсид, или кафедр, разделенных, в свою очередь, на пять отсеков. Пол выполнен в 1526-1660 годах из цветного мрамора архитекторами Баччио и Джулиано д’Аньоло, Франческо да Сангалло и другими мастерами.