Анализ и направления совершенствования транспорта для обеспечения развития туризма в Республике Саха (Якутия)

Курсовая работа

Актуальность исследования транспорта туризма определяется рядом обстоятельств. Современное развитие выездного туризма в РФ не соответствует требованиям которые предъявляет потребитель к качеству путешествий. Складывающийся в России рыночный механизм оказался неспособным революционизировать перевозку туристов и обеспечить конкурентоспособность отечественных перевозчиков на международном рынке. Этому препятствуют как условия транспортной инфраструктуры, так и неразвитость методических подходов к ее системному управлению. Поэтому наряду с осуществление мероприятий по развитию турима, необходимо уделять специальное внимание развитию транспортной инфраструктуры туризма.

Развитие транспорта послужило предпосылкой развития туризма, оно же оказывает регулирующее влияние на степень удовлетворения потребностей населения в туризме. Сложившаяся в России экономическая ситуация требует поиска путей и средств ускоренного выходя из кризисного положения. Важной составной частью современной политики должно стать формирование рациональной структуры отраслей, позволяющей наилучшим образом организовать хозяйство, обеспечить прогрессивное функционирование и развитие экономики, процессы накопления и потребления. Будущее туризма требует и соответствующей транспортной инфраструктуры. В мире происходит переориентация хозяйственных структур на дальнейшее развитие сферы услуг. Россия в этом отношении отстает от индустриально развитых стран, учитывая данный факт, необходимость развития транспортной инфраструктуры является первоочередной задачей, что определило актуальность работы.

Вопросы развития туристского транспорта нашли отражения в трудах таких известных ученых, как Гуляев В.Г., Чудновский А.Д., Жукова М. А., Биржаков М.Б., Никифоров В.И., Осипова О.Я. и др.

Объект исследования — процесс организации и управления транспортом и его инфраструктурой для реализации туристской деятельности.

Предмет исследования — средства и инструменты управления транспортной инфраструктурой.

Цель курсовой работы — разработать мероприятия по совершенствованию транспорта выездного туризма в РС (Я).

Исходя из поставленной цели курсовой работы, основными задачами являются:

  • рассмотреть теоретические основы видов транспорта для развития туризма;
  • проанализировать транспорт для развития туризма в РС(Я);
  • разработать мероприятия по совершенствованию транспортной инфраструктуры туризма.

Методы исследования: анализ, сравнение, интерпретация данных, графический метод.

25 стр., 12034 слов

Развитие транспортной инфраструктуры Азербайджана

Исходя из цели работы, была поставлена следующая задача: проанализировать и проработать данные развития транспортной инфраструктуры Закавказского региона на примере страны Азербайджан по информационным источникам. История развития транспорта и транспортных средств в Азербайджане уходит глубоко ...

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, содержит список источников из 35 наименований, 5 таблиц, 7 рисунков, 1 приложение.

В первой главе дается теоретические обоснование видов транспорта, его развитие и классификация, во второй главе курсовой работы проведен анализ транспорта в РС (Я) и разработаны мероприятия по совершенствованию транспортной инфраструктуры развития выездного туризма.

Для написания курсовой работы были использованы нормативно-правовая документация, регулирующие транспортные правоотношения, научные труды, монографии, статьи из журналов современных ученых в области туризма, а также внутренние документы ряда ведущих транспортных предприятий г. Якутска, таких как ОАО «Авиакомпания Якутия», ОАО «Ленское объединенное речное пароходство», и ОАО «Аэропорт Якутск».

1. Теоретические аспекты развития транспорта, .1 Сущность и особенности классификации транспорта для развития туризма

Транспорт — одна из составных частей индустрии туризма. В рыночной экономике работа функционирование транспорта играет весьма существенную роль в продвижении товара на рынке сбыта, до конченого потребителя. Транспорт относительно к туризму включает в себя объекты железнодорожного, морского, воздушного транспорта, автомобильные дороги и инженерные сооружения транспортной инфраструктуры: мосты, путепроводы, тоннели, стоянки автотранспортных средств, пункты пропуска автотранспортных средств, пункты взимания платы с владельцев автотранспортных средств [15, c. 17]. В соответствии с Рекомендациями по статистике туризма разработанными Всемирной торговой организацией, используется следующая классификация средств транспорта [14, c. 23]:

1. Воздушный транспорт: рейсы, подчиняющиеся расписанию; прочие воздушные перевозки;

2. Водный транспорт: пассажирские линии и паромы; круизы; прочие;

  • Сухопутный транспорт: железнодорожный транспорт; междугородние и городские автобусы и прочий общественный автодорожный транспорт; частные автомашины (вместимостью до 8 человек); прокат автотранспортных средств; прочие сухопутные транспортные средства.

В общем виде транспортной инфраструктурой является любое объединение элементов транспортного пространства и транспортной техники, обеспечивающих выполнение транспортного процесса (рисунок 1.1) [18, c. 83]. Принципиальной особенностью является то обстоятельство, что транспортный процесс и его управление осуществляется в рамках единого транспортного

Рисунок 1.1 — Классификационная схема объектов транспортной инфраструктуры

Различные виды транспорта занимают свои ниши на рынке туристских услуг. Автотранспорт мобилен, используется на самостоятельных маршрутах и на вспомогательных — в виде трансферта.

Водный транспорт (речной и морской) обеспечивает высокую пассажироемкость и комфорт путешествий. Авиационный транспорт характеризуется высокой скоростью доставки пассажиров, составляет значительную долю в общей массе транспортных услуг. Он является быстро развивающейся отраслью, занимая с каждым годом все более прочные позиции в общемировой транспортной системе. Он эффективен при расстояниях более 500 км. В тоже время железные дороги остаются одной из наиболее мощных мировых транспортных систем [15, c. 92].

В современной индустрии туризма все транспортные средства можно условно разделить на две основные группы:

  • региональные;
  • межрегиональные.

К первой группе относится автомобильный и железнодорожный (главным образом пригородные поезда) транспорт. Основу второй группы составляют авиационный и водный транспорт. В настоящее время все шире на транспорте используют интермодальные перевозки, в которых участвует два и более видов транспорта. Они обеспечиваются синхронностью, высокими качественными стандартами всех звеньев пути, по которому организуется пассажиропоток. В географическим отношении перевозки между различными регионами превращаются в единый технологический процесс. Развитие регионального туристского транспорта зависит от современного состояния всей транспортной системы страны, перспектив ее совершенствования.

Распределение общего въездного и выездного потоков по видам транспорта приведено в таблице 1.1 [15, c. 83].

Таблица 1.1 — Распределение общего въездного и выездного потоков по видам транспорта

Виды транспорта

Распределение въездного потока по годам, %

Распределение выездного потока по годам, %

2010г.

2011 г.

2012г.

2010г.

2011 г.

2012г.

Автомобильный

38,4

38,4

40,3

33,4

41,2

39,9

Железнодорожный

34,2

37

32,1

14,4

14,6

26,4

Авиационный

16,6

11,8

13,9

36,1

27,6

22,5

Водный (морской и речной)

5,1

4,2

5,0

5,1

5,0

3,3

Пешеходный туризм

8,6

8,7

11,0

11,6

7,9

Всего

100

100

100

100

100

100

Автомобильный транспорт является лидером туристских перевозок. Доля различного вида транспорта в общем количества прибытий в 2009 г. составила: автомобильного — 40,3%, железнодорожного — 32,1%, авиационного — 13,95, водного — 5,5, пешеходного туризма — 8,7%, что отмечает Ю.Н. Перекрестова [33, c. 15].

Транспорт и транспортная инфраструктура участвует в выполнении производственных, организационных и иных связей в системе туризма, т.е. выполняет интегрирующую функцию. Именно научно-технический прогресс и радикальные изменения на транспорте лежат в основе современного туризма и обеспечивают его динамическое развитие. Повышение скорости транспортных средств обеспечило транспортную доступность мест отдыха и существенно расширило географию туризма. При этом безопасности транспортных средств и безопасность передвижения являются одним из ключевых вопросов развития туризма.

Развитие транспортной инфраструктуры и транспорта является взаимосвязанным процессом. С одной стороны, туризм участвует в загрузке различных видов пассажирского транспорта. А с другой — транспортная инфраструктура позволяет вовлечь в дополнительный хозяйственный оборот территории, разгружает и оптимизирует туристские потоки. Подвижность населения, пассажирооборот связаны с национальным доходом, ростом реальных доходов населения, в зависимости от них возрастают потребности в более комфортабельном и более скоростном транспорте.

Развитие выездного труизма, построение туристских маршрутов обуславливается существующей транспортной инфраструктуры, т.е. системой транспортных связей региона в целом и каждого населенного пункта, и эффективной системой дорожного обслуживания туристов и техники. При этом маршруты поездок могут классифицироваться по различным показателям [12, c. 28].

Так, при познавательных поездках используются смешанные виды транспорта (интермодальные перевозки): самолет-автомашина или поезд-автомашина, когда большую часть расстояния туристы преодолевают на различных видах транспорта, а затем используют автобус или арендуют автомобиль для путешествия по интересующему его району. Связь районов зависит от материально-технической базы и транспортной инфраструктуры.

Как отмечает Перекрестова Ю. В., транспортная инфраструктура может рассматриваться как межотраслевая система, при успешном функционировании которой большая часть социально-экономического эффекта приходится на внетранспортную работу [33, c.10]. Вопрос развития транспортной инфраструктуры в целом и туристского транспорта в частности, неразрывно связан с развитием и непрерывным усложнением социальных и экономических связей, а также усилением влияния человека на природные ресурсы. Между транспортной инфраструктурой и туризмом существует много общего. Также как и в индустрии туризма, полезный эффект производится в месте его непосредственного потребления. Поэтому учет этой особенности важен для оптимального решения вопроса о размещении транспортных путей и транспортных средств. Поэтому транспортная инфраструктура является капиталоемкой (также как и туриндустрия в целом), поэтому существует проблема обеспечения необходимого потенциала (провозные способности транспорта при минимуме его средств воспроизводства и, в частности, дорог).

Поскольку индустрия туризма в значительной части ориентирована на принципы территориального формирования турпродукта, то среди многих экономических особенностей функционирования транспорта для территориальных систем особенно важным является три следующие составляющие:

  • взаимозаменяемость не только по видам транспорта, но и по направлениям;
  • удешевление себестоимости пассажирских перевозок по отношению к себестоимости турпродукта, когда многие турресурсы находятся часто в слабо обеспеченных в транспортном отношении районах;
  • ограниченность экономических выгод, когда по мере удаления от транспортных магистралей эти выгоды резко уменьшаются.

Эти и другие причины диктуют необходимость развития транспортной инфраструктуры. Транспортная инфраструктура является важнейшим показателем социально-экономического качества туристских мест.

1.2 Организация управления транспортного обеспечения выездного туризма

Необходимым условием согласованной работы транспортной инфраструктуры и обслуживаемого им производства туристского продукта в рыночной экономике должна быть экономия затрат на единицу суммарной стоимости выполненных транспортных услуг, а также достижение максимальной прибыли в результате проведения транспортного процесса.

Система управления транспортной инфраструктуры туристского комплекса включает в себя:

  • технологическую подготовку транспорта с определением потребности в трудовых, материально-технических ресурсах;
  • организацию взаимодействия транспорта и производства туристских услуг.

Выбор форм транспортных хозяйств, показателей оценки их эффективности и уровня организации управления туристским транспортом.

Как отмечает Чудновский А. Д., комплексное и взаимосвязанное решение перечисленных задач может быть основано на применении системного подхода, предполагающего целенаправленное изучение предмета в его развитии [35, c. 87]. Системный подход к решению задачи организации управления транспортной инфраструктурой требует учета как экономических, так и социально-экономических факторы наряду с решением различных временных проблем.

Гуляев В.Г. отмечает, что за последние 13 лет на пассажирском транспорте России сложилось ряд негативных тенденций, что отражается на недостаточном качестве перевозок пассажиров, в том числе туристов, и не полном удовлетворении их потребностей (таблица 1.2) [25, c. 16].

Важнейшими задачами в организации управления транспортной инфраструктурой являются вопросы, связанные с безопасным перемещением пассажиров, а также с минимизацией ущерба окружающей среде.

Таблица 1.2 — Динамика показателей развития транспорта России 1995-2011 гг.

Транспорт

Показатель

Темп прироста, снижения, %

Воздушный

Наличие гражданских воздушных судов, тыс.

-26,2

Перевезено пассажиров, млн. чел.

+55,8

Пассажирооборот, млрд. пассажиро-км

+71,0

Водный морской

Наличие грузопассажирских, пассажирских судов, единиц

-61,3

Перевезено пассажиров, млн. чел.

-58,8

Водный речной

Внутренние водные судоходные пути со знаками судоходства на конце года, тыс. км

-19,3

Пассажировместимость судов, тыс. пассажиро-мест

-9,9

Перевезено пассажиров, млн. чел

-25,7

Железнодорожный

Эксплуатационная длина железнодорожных путей, тыс. км

-1,1

Рабочий парк пассажирских вагонов транспорта общего использования на конце года, тыс. ед.

-17,2

Отправлено пассажиров, млн. чел., всего

-29,3

Автомобильный

Автобусный парк организаций общего пользования, тыс. ед.

-50,0

Автобусы в собственности граждан

+125,6

Легковые автомобили, на конец года, тыс. ед.

+125,6

Перевезено пассажиров автобусами организаций автомобильного транспорта общего пользования, млн. чел.

Мировое сообщество признало приоритетным повышение мобильности пассажиров, а мировая практика свидетельствует, что пути дальнейшего развития транспорта связаны с переходом от межвидовой конкуренции к интермодальным, комбинированным перевозкам и крупным транспортным системам с единым центром организации управления пассажиропотоками. В этих условиях возрастает роль оператора как организатора пассажирских перевозок.

Управление транспортной инфраструктурой связано с координацией различных видов транспорта. То есть, согласованием с такими параметрами подвижного состава, как пассажироемкость, учет пропускной способности транспортных узлов и пр. Существенным также является и оптимизация рекреационных нагрузок на природно-географическую среду, возникающих за счет эксплуатации туристского транспорта и развития его материально-технической базы.

Как отмечают многие специалисты, так как Ю. В. Перекрестова, А.Д. Чудновский и др., в настоящее время нарушен процесс простого воспроизводства инфраструктуры, не говоря о расширенном [33, c. 16; 35, c. 17]. Бюджетное финансирование развития аэропортов (число которых сокращается) остается недостаточным, а механизмы государственного партнерства, привлечения внебюджетных источников, концессии остаются не использованными.

Уровень убыточности перевозок пассажиров морским транспортом составил в 2012 г. 56,9% [16, c.109]. Материально-техническая база круизного морского судоходства в России крайне низкая, из-за этого отечественные морские перевозчики не в состоянии конкурировать с зарубежными круизными компаниями [19, c.63]. На железнодорожном транспорте нарушения воспроизводственного процесса парка подвижного состава выразилось в 65%-ной степени износа пассажирских вагонов, в 70%-ном износе зданий и сооружений пассажирского комплекса. На автобусный транспорт приходится 54% объема пассажирских перевозок [15, c.55].

Зарубежная транспортная инфраструктура различается по конкуренции, по маршрутным схемам, по использованию и производительности транспортных средств. Если средняя себестоимость одного располагаемого тонна-колиметра по авиакомпаниям мира составила 19,9 цента, то по европейским авиакомпания она достигла 20,8, а по американским — 16,0 цента [14, c. 65].

При сравнении европейского рынка воздушных перевозок с американскими различия прослеживаются по 11 параметрам, что видно из таблицы 1.3 [13, c. 67]. Транспорт в США — система средств для перевозки пассажиров и грузов в Соединенных Штатах Америки <#»700991.files/image002.gif»>

  • Рисунок 2.1 — Доля транспорта, используемого для выездного туризма в г. Якутске в 2012 г.

Сегодня развитие транспортного комплекса г. Якутска осуществляется в соответствии с Транспортной стратегией Якутии до 2025 года и Схемой комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года. На федеральном уровне принята Транспортная стратегия до 2030 года.

Дорожное хозяйство на территории республики имеет протяженность свыше 30 тысяч километров автомобильных дорог, из которых более половины представлены временными (сезонными) дорогами — автозимниками. Сеть автомобильных дорог республики включает 19,8 тысяч километров дорог общего пользования, что составляет 65%. Из общей протяженности дорог общего пользования доля дорог федерального значения — 2,1 тыс. км или 11%, территориальных — 17,7 тыс. км или 89%.

По типу покрытия сеть дорог общего пользования имеет дороги с твердым покрытием 7,36 тыс. км или 37% и с усовершенствованным — 591 км или 2%. В сети дорог общего пользования нет дорог высших категорий (I и II), к параметрам III технической категории соответствует только автомобильная дорога федерального значения «Лена», а также небольшие участки по дорогам республиканского значения протяженностью 171 км. Все остальные автодороги соответствуют IV и V категории.

Федеральные магистральные автодороги «Лена» и «Колыма» обеспечивают межрегиональные автотранспортные связи республики. Территориальные автомобильные дороги республиканского значения «Вилюй», «Амга», «Кобяй», «Умнас», «Нам», «Анабар», «Яна», «Борогон», «Оймякон» обеспечивают внутриреспубликанские перевозки.

Автомобильный парк республики составляет всего 174,9 тыс. единиц автотехники, из которых в технически исправном состоянии находится около 63%. Парк подвижного состава грузового автотранспорта, включая пикапы, достиг 41,9 тыс. единиц, количество автобусов — 6,1 тыс. единиц, легковых — 126,9 тыс. ед.

В республике зарегистрировано всего 175,8 тыс. единиц автотехники, из которых технический осмотр прошли 88%. Парк подвижного состава грузового автотранспорта, достиг 42,85 тыс. ед., количество автобусов 6,54 тыс. ед., легковых 126,4 тыс. ед. Характерной особенностью рынка является высокая — свыше 80% — доля перевозок, выполняемых парком нетранспортных организаций.

Объем перевозок пассажиров автомобильным транспортом в 2009 году составил 987,3 млн. человек. Почти половина от республиканских пассажироперевозок выполнена предприятиями автотранспорта г. Якутска (47,6%), г. Нерюнгри (10,4%), и г. Мирный (8,7%).

В последние годы наблюдается коммерциализация общественного транспорта, ежегодно растет доля перевозок частных предпринимателей.

В настоящее время уже более 20% туристского потока путешествуют самостоятельно, выезжая за пределы РС (Я) на собственном автотранспорте, однако все вокзальные комплексы не обеспечены сопровождающей информацией соответствующей центру международного туризма.

Железнодорожный транспорт в республике представлен участком железной дороги Беркакит — Томмот протяженностью 360 км. В 2006 году он был введен ввод во временную эксплуатацию. Строительство железной дороги в Южной Якутии оказало огромное воздействие на экономическое развитие региона. Даже эксплуатация недостроенного участка железной дороги Беркакит — Томмот, имеющего ограниченную пропускную способность, дала ощутимый экономический эффект Интенсивное развитие получили ранее разведанные малые угольные разрезы, энергетика, лесопромышленный комплекс. На круглогодичное обеспечение товарами и материальными ресурсами перешли два крупных района республики — Нерюнгринский и Алданский, а также в значительной степени группа заречных улусов. Ежегодно увеличиваются объемы перевозок грузов по строящемуся участку.

Прорывными достижениями РС (Я) является строительство железной дороги Беркакит — Томмот — Якутск, а также придание федерального статуса автодороге «Вилюй» и модернизация автодороги «Лена» стали прорывными достижениями республики.

Самые значительные успехи за последние десять лет произошли в сфере железнодорожного транспорта. Второе дыхание строительство железной дороги до Якутска получило в 2004 году с принятием соответствующего постановления Правительства РФ и положительным решением о строительстве совмещенного моста через реку Лена. В 2004 году во временную эксплуатацию введен участок железной дороги Беркакит — Томмот, открыто регулярное пассажирское движение на участке Томмот — Нерюнгри, а маршруты Томмот — Москва, Томмот — Хабаровск включены в общесетевое расписание движения поездов. Сегодня все внимание направлено на завершение строительства первого пускового комплекса Томмот-Кердем. В 2009 году уложено 180 километров пути — таких высоких темпов в истории строительства Малого БАМа еще не было. Финансирование ключевых проектов осуществляется в рамках Федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России».

В 2011 году планируется определить организацию, ответственную за проектные работы по строительству совмещенного мостового перехода через реку Лена с подходами до Якутского речного порта. Таким образом, по двум значимым для республики проектам — строительством железной дороги и моста через Лену работы будут идти параллельно. Окончание строительства магистрали — 2013-й, совмещенного моста — 2015-й год.

Перспективы развития дорожной сети Республики Саха (Якутия) связаны с созданием опорной сети магистральных автомобильных дорог, выделением из ведомственной дорожной сети наиболее перспективных участков, их переустройством и последующей передачей в состав дорожной сети общего пользования.

Протяженность общей сети автомобильных дорог РС(Я) по состоянию на 01.01.2011 года составляет 30178,2 км, из них общего пользования — 19577 км, в том числе 2092,5 км федеральных и 17484,7 — территориальных дорог. Из числа дорог общего пользования усовершенствованный тип покрытия имеют 587 км (3,0%), переходный тип — 6296 км. (32,2%), грунтовые дороги — 12694 км. (64,8%), удельный вес дорог с твердым покрытием составляет 35,2%.

Основными недостатками существующей сети автомобильных дорог является:

  • низкое техническое состояние, незначительное протяжение дорог с усовершенствованным типом покрытия, наличие грунтовых дорог, не обеспечивающих круглогодичный проезд;
  • недостаточная связь столицы с важнейшими городами и промышленными центрами республики;
  • несоответствие технического состояния потребностям экономики республики в транспортных связях.

Неудовлетворительная транспортная доступность части территории (восточные и северные районы) и низкое качество автомобильных дорог являются причиной целого ряда негативных социальных последствий, включая:

  • сдерживание развития культуры и образования в труднодоступных районах;
  • сдерживание доступности медицинского и бытового обслуживания;
  • сокращение свободного времени за счет увеличения времени пребывания в пути к месту работы, отдыха, торговым центрам и др.

На дорогах общего пользования республики эксплуатируются 3704 водопропускных труб и 914 мостов, из которых 386 капитальные (в том числе 279 — железобетонных и 108 — металлических) и 527 деревянные, средняя длина мостовых переходов составляет — 23,6 м. По оценке 42 места (2132,76 п.м.) находятся в аварийном состоянии и требуют перестройки, техническое состояние 187 мостов (3768,92 п.м.) оценивается как неудовлетворительное.

Часть дорог республики по своим параметрам не соответствует современным требованиям. Из-за низкого технического уровня, несоответствие параметров автомобильных дорог размерам движения, перегрузке отдельных участков средняя скорость движения по ним составляет 20-30 км/час, срок службы автомобиля сокращается на 30%, а его производительность падает более чем в два раза, что в конечном итоге приводит к увеличению стоимости перевозок в полтора-два раза.

Оснащение и оборудование зданий и сооружений автотранспортной инфраструктуры также далеки от современных требований. Развитие сети автомобильных дорог республики идет преимущественно по пути реконструкции действующих автомобильных дорог, перевода их из автозимников в дороги с круглогодичной эксплуатацией, изменения вида покрытий, и повышения капитальности технических сооружений.

2.2 Анализ инфраструктуры водного транспорта

Для выездного туризма из г. Якутска используется также водный транспорт. Перевозку пассажиров водным транспортом из г. Якутска осуществляет ОАО «Ленское объединенное речное пароходство», которое является одним из крупнейших судовладельцев Северо-восточного региона России и основным перевозчиком по всем судоходным рекам Ленское бассейна. По масштабам деятельности альтернативы ЛОРПу в регионе нет. На сегодняшний день альтернатива аналогичного перевозчика в регионе не существует. ОАО «ЛОРП» входит в перечень стратегических предприятий и организаций Республики Саха (Якутия).

Согласно решению Правительственной комиссии РФ по повышению устойчивости развития российской экономики от 25.12.08 г. ОАО «ЛОРП» вошел в перечень системообразующих организаций РФ.

Объем реализации продукции, товаров, услуг по видам деятельности приведен в таблице 2.1.

Таблица 2.1 — Объем реализации продукции, товаров, услуг по видам деятельности ОАО «ЛОРП» за 2010-2012 гг.

Показатели

годы

Темп роста, %

2010

2011

2012

2011/2010

2012/2011

Перевозки пассажиров, тыс. чел.

21,4

25,2

21,3

117,76

84,52

Выручка от реализации товаров и услуг, млн.руб.

2106,4

2307,6

2435,5

109,55

105,54

Данные, приведенные в таблице 2.1, показывают, что структура доходов ОАО «ЛОРП» сильно зависит от навигационного периода его деятельности. Навигационный период в среднем начинается с 20 мая и заканчивается 20 октября, то есть его продолжительность составляет 5 месяцев или 150 дней.

Через свое дочернее общество ООО «Ленатранс», пароходство работает в тихоокеанском морском бассейне. Пароходство обслуживает территорию более 3 миллионов квадратных километров, в том числе северные районы Иркутской области, основную часть территории Республики Саха (Якутия), отдельные районы Чукотского автономного округа, Хабаровского и Красноярского краев. Протяженность используемых пароходством внутренних водных путей составляет более 20 тысяч километров. Кроме того суда пароходства работают в бассейнах океанов Северного Ледовитого от реки Хатанги до Певека, Тихого, Черного моря. Общая численность пассажирского флота ОАО «ЛОРП» составляет 366 единиц.

Второе предприятие, осуществляющее перевозку пассажиров за пределы г. Якутска — ООО «Ленатурфлот», основано 15 апреля 2003г., является дочерним предприятием ОАО «Ленское объединенное речное пароходство».

ООО «Ленатурфлот» выполняет круизы по реке Лена на комфортабельном теплоходе «Демьян Бедный». Это трехпалубный пассажирский теплоход проекта Q-065, оснащенный современной навигационной техникой, обладающий хорошими маневренными качествами. Теплоходы этой серии построены в Австрии и предназначены для эксплуатации на внутренних водных путях, используются на туристских маршрутах.

Техническая характеристика теплохода «Демьян Бедный»: длина судна — 90,3 м; ширина — 15 м; осадка — 1,68 м; пассажировместимость — 164 чел; мощность двигателя — 3330 кВт; скорость хода — 22 км/час.

С экологической стороны влияние на окружающую среду очень низкое, ничего с судна не сбрасывается, не сливается, все отходы перерабатываются, фильтруются и сжигаются.

К услугам туристов:

  • Люкс-2 двухместные каюты на шлюпочной палубе, имеется телевизор, внутренний телефон, холодильник.
  • 1-а 6 одноместных кают на главной палубе.
  • 1-б 32 двухместные каюты на шлюпочной палубе.
  • 1-в 6 двухместных кают на главной палубе.
  • 2-а 19 четырехместных кают на главной палубе.

Теплоход оснащен современной мебелью и оборудованием, общее кондиционирование, в каждой каюте имеется радио, санитарный блок (душ, туалет, умывальник).

Предлагаемые круизные программы:

  • Якутск — Ленские столбы — Якутск (3дня/2ночи);
  • Якутск — Тикси — Якутск (14дней/13ночей).

За время путешествия в северном направлении теплоход дважды пересекает полярный круг, туристы знакомятся с коренными жителями Якутии, посещают Усть-Ленский заповедник, который является одним из крупнейших по площади в мире, побывают в поселке Тикси — Северном морском порту Якутии. Во время круиза туристов также ждет прекрасная программа, фольклор, рыбалка, отдых на берегу, дегустация национальной кухни народов Севера;

  • Якутск — Ленск — Мирный — Якутск (10 дней /9ночей).

    Это путешествие познакомит с бытом и фольклором Южной Якутии. Туристы увидят знаменитые «Ленские столбы», посетят музей под открытом небом «Дружба» и алмазную трубку «Мир» в городе Мирный;

— Якутск − Ленские столбы − п.Маймага — п.Соттинцы — Якутск (5 дней / 4 ночи).

По желанию клиентов возможны варианты маршрутов. Предлагается банкетное обслуживание в ресторане, организация корпоративных экскурсионных туров и мероприятий, ночная дискотека.

Исходя из выше перечисленного за навигационный период использования теплохода «Демьян Бедный» с 03.06.10 г. по 24.06.10 г. было перевезено туристов — 3481 человек. Из них:

  • граждан иностранных государств — 107 человек (Германия, Америка, Австрия, Япония, Бельгия, Франция, Чехия, Польша, Украина, Казахстан);
  • российских туристов — 3374 чел.;
  • туристов из Республики Саха (Якутия) — 2947 чел.

Произведено 23 рейса, в том числе по маршрутам:

  • «Якутск — «Ленские столбы» — Якутск» — 21 рейс.
  • «Якутск — Тикси — Якутск» — 1 рейс.
  • «Якутск — о. Россолода — Якутск» — 1 рейс.

Снижение перевозок в июле и августе объясняется тем фактом, что в эти месяцы пароход сдается в аренду Правительству РС (Я) для проведения различных форумов и конференций.

Речных прогулок — 8 рейсов.

Выпускные балы — 5 рейсов (838 туристов).

Предприятия — 3 рейса (574 туриста).

Таким образом, внешние транспортные связи региона с другими районами страны осуществляются, главным образом, по реке Лена.

2.3 Анализ воздушного транспорта

Воздушный транспорт республики в течение последних пяти лет показывает рост объемов пассажироперевозок, даже тогда, когда объемы перевозок на других видах транспорта падают. По объемам перевозок пассажиров, среди всех видов транспорта, воздушный вид транспорта в Якутии занимает первое место. Рост удельного веса в общем объеме перевозок республики составляет в среднем 1% в год, что связано, прежде всего, с ростом тарифов авиакомпаний. Республиканская транспортная сеть воздушных сообщений, по которой осуществляется связь районных центров со столицей республики, обеспечивает ежегодный прирост международных пассажирских перевозок. За 2012 год пассажирооборот аэропорта Якутск на международных воздушных линиях составил 19614 человек, за 2011 год 22372 человека, за 2010 г. более 26000. Это говорит о востребованности о постоянно растущем спросе на пассажирские перевозки в РС (Я).

Важнейшим звеном транспортной инфраструктуры г. Якутска Республики Саха (Якутия) является аэропорт «Якутск».

Аэропорт Якутск — это важнейшая составная часть авиационного транспорта и производственной инфраструктуры субъекта РФ. Основная деятельность аэропорта направлена на обслуживание пассажиров, обработку почты, грузов и предоставление полного комплекса обслуживания вылетающим и прилетающим воздушным судам. Кроме того, аэропорт оказывает около 50 различных видов услуг по неосновной деятельности (услуги гостиницы, предоставление коммунальных услуг сторонним организациям, услуги VIP зала, предоставление мест стоянок для воздушных судов, предоставление спецтранспорта и прочие).

В аэропорт Якутск выполняет регулярные полеты авиакомпания «Сибирь», компания «Трансаэро», базируются авиакомпании «Полярные авиалинии» и ОАО «Авиакомпания Якутия». Из аэропорта Якутск авиакомпании вылетают примерно по 50 направлениям из них 13 направлений — это полеты за рубеж и в страны СНГ.

Аэропорт «Якутск» расположен в 5 км. севернее г. Якутска. Комплекс инженерных сооружений и оборудования аэропорта «Якутск» позволяет осуществлять технологические процессы по обслуживанию пассажирских, грузовых и почтовых перевозок, предоставлять полный комплекс наземного обслуживания вылетающих и прилетающих воздушных судов авиакомпаний.

Аэродром аэропорта «Якутск» общей площадью 448 га, имеет ограждение протяженностью в 13,3 км по периметру, оснащен двумя искусственными взлетно-посадочными полосами, 4 рулежными дорожками, располагает 49 единицами мест стоянок воздушных судов, оснащен наземным светосигнальным оборудованием.

Аэродром пригоден к эксплуатации следующих типов воздушных судов: Ил-96-300, Ил-96-400, Ил-86, Ил-76, Ил-62, Ил-62М, Ту-154, Ту-134, Ту-204 и его модификации, Б-767 и его модификации, Б-757 и его модификации, Б-737 и его модификации, А-310, А-319 и его модификации, А-320 и его модификации, Ил-18, Ил-114, Ан-12, Ан-24, Ан-140 (Ан-140-100), и других типов ВС 3 и 4 класса, вертолетов всех типов.

Действующее здание аэровокзала имеет общую площадь 5,7 тыс. кв.м. Пропускная способность аэровокзала для следования по внутренним воздушным линиям составляет 600 пассажиров в час, по международным воздушным линиям — 100 пассажиров в час. Однако, в связи с проводимыми мероприятиями по авиационной безопасности и, как следствие, усилением процедуры досмотра пассажиров, багажа и ручной клади, пропускная способность аэровокзала по внутренним линиям сократилась до 200 пассажиров в час .

В соответствии с «Концепцией развития аэродромной (аэропортовой) сети Российской Федерации на период до 2020 года», аэропорт «Якутск» отнесен к числу внутрироссийских узловых аэропортов федерального значения со статусом международного и входит в состав социально и экономически значимых аэропортов национальной опорной аэропортовой сети Российской Федерации.

Воздушным транспортом, выполняется порядка 88,6% объемов перевозок пассажиров на территории РС(Я).

Несмотря на некоторое снижение доходов населения, авиационный транспорт в республике остается наиболее востребованным, так ежегодно только на маршруте Якутск-Москва совершается почти 900 вылетов. Правительством РФ принято решение о предоставлении в 2009-2011 годах субсидий по программе обеспечения доступности перевозок для пассажиров с Дальнего Востока и районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в Европейскую часть страны и обратно. По Республике Саха (Якутия) определены два маршрута: Якутск — Москва — Якутск с частотой 4 раза в неделю, Нерюнгри — Москва — Нерюнгри — 1 раз в неделю.

Рынок авиационных перевозок г. Якутска является «закрытой» системой — с ограниченной степенью конкуренции вследствие следующих объективных причин.

Во-первых, одной из особенностей рынка авиационных авиаперевозок является наличие административных барьеров на вступление в рынок — сертификация и лицензирование авиаперевозочной деятельности и услуг по обслуживанию воздушных судов и пассажиров. До недавнего времени лицензированию и сертифицированию подлежала и посредническая — агентская деятельность по продаже авиационных перевозок пассажиров и сверхнормативного багажа. В соответствие с этими требованиями, в частности, авиакомпании должны обладать достаточным парком исправных воздушных судов не только для того, чтобы выполнять рейсы, но и для того, чтобы иметь воздушные суда, «резервирующие» выполняемые рейсы. При этом финансово — экономическое состояние авиакомпаний должно быть таким, что бы оно обеспечивало ее бесперебойную деятельность.

Во-вторых, авиаперевозочная деятельность требует значительного начального капитала для вступления в отрасль, вследствие очень высокой стоимости основных средств и высокой стоимости оборотных средств и услуг.

Сегодня авиакомпании, выполняющие регулярные полеты в/из аэропорта «Якутск», должны более эффективно работать над снижением своих эксплуатационных расходов за счет: последовательной замены парка воздушных судов на более экономичные типы; развития эффективной маршрутной сети авиаперевозок на основе международных узловых аэропортов и внутрироссийских узловых аэропортов; государственной поддержки социально значимых маршрутов авиаперевозок; оснащения производственной базы современным технологическим оборудованием.

В настоящее время на территории г. Якутска РС (Я) насчитывается четыре авиакомпании, которые составляют конкурентную среду. Конкуренция на рынке авиационных перевозок представлена на рисунке 2.2.

 анализ воздушного транспорта 1

Рисунок 2.2 — Доли рынка ОАО «Авиакомпания «Якутия» на внешних перевозках пассажиров

Как показывает анализ рисунка 2.2, доля ОАО «Авиакомпания «Якутия» на внешних перевозках наибольшая и составляет 37%.

Для внутренних перевозок на рынке РС (Я) присутствует помимо ОАО «Авиакомпания «Якутия» еще одна местная авиакомпания — ОАО «Полярные авиалинии» (рисунок 2.3).

 анализ воздушного транспорта 2

Рисунок 2.3 — Оценка доли рынка ОАО «Авиакомпания «Якутия» на внутренних перевозках в 2012 г.

Как видно из рисунка 2.3, на рынке внутренних авиаперевозок лидирует компания ОАО «Полярные авиалинии», ее доля составляет 59%, доля ОАО «Авиакомпания «Якутия» на внутренних перевозках составляет 41%.

Количество эксплуатируемых самолетов в ОАО «Авиакомпания «Якутия» в 2012 г. приведено на рисунке 2.4.

 анализ воздушного транспорта 3

Рисунок 2.4- Количество эксплуатируемых самолетов в ОАО «Авиакомпания «Якутия» в 2009-2011 гг.

В 2010г. ОАО «Авиакомпания «Якутия» эксплуатировала 26 самолетов, в 2011 г. — 24 самолета, в 2012 г. — 26 самолетов.

Рынок авиаперевозок в РС (Я) близок к олигополии, характеризующейся господством нескольких крупных компаний. Каждый конкурент стремится опередить соперников, получив соответствующую надбавку к цене. Положение усложняется тем, что на рынке происходит постоянный рост цен, связанный и с ростом инфляции и повышением цен на топливо, то есть конъюнктура рынка сильно зависима от общей экономической нестабильности. На сегменте рынка с высокой степенью конкуренции для авиакомпаний характерно поведение «гонка за лидером» — когда авиакомпании выстраивают свою ценовую политику аналогично конкурентов, кроме того, цены на услуги в отрасли зависят от сезонного колебания спроса.

В организации массовых выездных туристских путешествии широко используются перевозки туристов на условиях авиачартера. Наиболее выгодны они туристам и авиакомпаниям на серийных маршрутах. Так авиакомпания «Якутия» в 2010 году выполняла 15 чартеров по различным направлениям за границу: в Италию, Испанию, Швейцарию, Францию, Финляндию, Австрию, Чехию, Японию (Саппоро), Тунис, Египет, Турцию, Португалию, Китай (Далянь, Тяньзинь, Харбин, Шань Хань Гуань, Санья), Южная Корея (Сеул) и другие страны, которые используются для популярных деловых поездок или на отдых. Кроме того, сегодня через аэропорт «Якутск» выполняются чартерные рейсы другими авиакомпаниями по таким маршрутам как Астана-Якутск-Анкоридж, Москва-Якутск-Осака. В общем объеме перевозок авиакомпаний г. Якутска количество чартеров доходит до 20%, что обусловлено их достаточно высокой эффективностью.

Основной и наиболее серьезной проблемой развития выездного туризма из г. Якутска является проблема доступности воздушного транспорта для населения республики ввиду его относительной дороговизны, что в целом предопределяет низкие темпы роста объемов пассажирооборота аэропорта «Якутск». Таким образом, проведенное исследование выявило, что на сегодняшний день транспортная инфраструктура республики находится на недостаточно высоком уровне, что, является тормозом транспортного обеспечения выездного туризма.

SWOT-анализ транспортной инфраструктуры г. Якутска представлен в таблице 2.2. На основе проведенного автором SWOT-анализа выделим основные факторы, препятствующие развитию транспортной инфраструктуры въездного туризма г. Якутска.

Таблица 2.2 — SWOT-анализ туристического потенциала транспортной инфраструктуры

Сильные стороны развития туризма

Слабые стороны развития туризма

— крупный транспортный узел (наличие международного аэропорта, включенность в междугородние транспортные сети);

  • постепенный процесс модернизации существующей инфраструктуры. — наличие свободных территорий для развития транспортно-логистических комплексов.

— отсутствие информационной базы, содержащей субъекты туристической деятельности; — отсутствие системы мониторинга и контроля бизнес-проектов развития транспортной инфраструктуры

Сильные стороны развития автодорожной инфраструктуры

Слабые стороны развития автодорожной инфраструктуры

Постепенный процесс модернизации существующей инфраструктуры автодорог

— отсутствие современных автотранспортных средств для обслуживания туристических потоков;

  • отсутствие придорожного сервиса; Дефицит финансовых ресурсов для ремонта изношенных дорог

Сильные стороны развития водной инфраструктуры

Слабые стороны развития водной инфраструктуры

— наличие водных ресурсов, пригодных для осуществления экскурсий; — наличие малых судов, которые могут быть использованы для осуществления круизов

— изношенность судов;

  • высокие затраты на реконструкцию и техническое перевооружение судов; — отсутствие собственных инвестиционных ресурсов

Сильные стороны развития инфраструктуры воздушного транспорта

Слабые стороны развития водной инфраструктуры воздушного транспорта

— наличие региональной авиакомпании (ОАО «Авиакомпания «Якутия»), способной организовывать чартерные рейсы

Малое количество чартеров Большинство иностранных воздушных судов приобретено в лизинг, имеют высокий срок износа (более 15 лет)

Возможности

Угрозы

— возможность развития туристической инфра-структуры за счет привлечения инвестиций

— жесткая конкуренция со стороны других регионов Дальнего Востока;

— конкуренция туристических фирм области с внешними туристическими предприятиями;

— возможность при модернизации производственной базы вписаться в общую стратегия развития России

— высокая стоимость туристических путевок в связи с высокими транспортными издержками;

Развитие аэропорта г. Якутска

— отсутствие программы поддержки фирм, занимающихся въездным туризмом;

Наличие региональных, городских программ, предусматривающих ремонт и строительство транспортной инфраструктуры.

-недостаток средств местного бюджета для обновления парка пассажирского транспорта общего пользования.

Усиление экологического контроля за деятельностью предприятий. Обязательна сертификация по стандартам ИСО 14001. Реализация проектов по реконструкции дорожной сети.

— проигрыш конкурентных позиций за ресурсы другим областям ДФО — взрывная автомобилизация, резкое увеличение маятниковых миграций. — рост загрязнения окружающей среды. — усиление роли автотранспорта, загрязнение воздуха. — ухудшение социально- эконом. развития страны.

К факторам, препятствующим развитию въездного туризма г. Якутска, можно отнести следующие:

  • неразвитость туристической инфраструктуры в области, неудовлетворительное состояние объектов туризма, физический и моральный износ материальной базы санаторно-курортной сферы, недостаточный уровень развития сферы дополнительных услуг;
  • высокая доля транспортных расходов в общей стоимости туристической путевки вследствие удаленности территории от федерального центра;
  • недостаточное финансирование туристической отрасли на федеральном и региональном уровне, сезонный характер выезда туристов и другие.

Проведенный SWOT-анализ позволяет автору сделать обобщающий вывод, что при целенаправленной и ресурсообеспеченной региональной политике можно нейтрализовать большинство слабых сторон туристического потенциала территории.

Среди факторов роста транспортной инфраструктуры в г. Якутске отметим наличие международного аэропорта, близость стран АТР и другие.

Столичное положение города Якутска способствует консолидации усилий регионального и местного бюджетов для создания благоприятных условий в городе. Строительство и реконструкция дорог регионального значения является одним из приоритетов в области дорожного строительства. В городе Якутске имеется развитая транспортная инфраструктура, которая обеспечивает полностью потребности города в транспортных перевозках. А учитывая развивающуюся экономику, потребности будут расти, как следствие, процесс модернизации транспортной инфраструктуры неминуем. Генпланом города предусмотрено создание системы логистических центров. Прирезаемые площади позволят создать систему транспортной логистики, позволяющую решить проблему с перегрузкой транспортных систем.

Необходимо улучшение качества дорожного покрытия, снижение удельных транспортных издержек за счет повышения эффективности системы товародвижения, прежде всего, на основе внедрения современных перевозочных, управленческих и информационных технологий и модернизации парка транспортных средств.

2.4 Совершенствование управления транспортной инфраструктурой г. Якутска для выездного туризма

Основные мероприятия, которые предлагаются в работе, для улучшения транспортной инфраструктуры г. Якутска для выездного туризма, следующие:

1. Привлечение инвестиций на развитие материальной базы транспортной инфраструктуры г. Якутска включает: внедрение механизмов кредитно-финансовой поддержки (льготное кредитование) для развития придорожной инфраструктуры; проведение инвестиционного форума по вопросам инвестирования в сферу транспортной инфраструктуры г. Якутска.

  • Информационная поддержка: установка указателей и информационных щитов на основных магистралях г. Якутска; организовать централизованный республиканский туристский Интернет-сайт на русском и иностранном языках, где будет представлена информация о всех транспортных предприятиях.

В целях формирования конкурентоспособной транспортной инфраструктуры г. Якутска необходима реализация мер кредитно-финансовой поддержки организаций, занимающихся строительством объектов, и индивидуальных предпринимателей, направляющих инвестиции на развитие материальной базы индустрии въездного туризма. Система кредитно-финансовой поддержки позволит частично снизить себестоимость турпродукта и повысить его качество.

В целях предоставления качественных транспортных услуг, отвечающих требованиям иностранных туристов, и организации межрегиональных маршрутов, предлагается ежегодно осуществлять льготное кредитование за счет средств муниципального бюджета ГО г. Якутск при закупке 4-5 транспортных средств: автобусов, микроавтобусов и легкового автотранспорта для перевозки российских и иностранных туристов.

Также за счет кредитных ресурсов необходимо создание сети сервисных комплексов и прочих предприятий туриндустрии на основных туристских маршрутах РС (Я).

Например, на маршруте Якутск — Алдан — Нерюнгри нет ни одного комплекса, где есть туалет, кафе, сувенирная лавка с изделиями народных промыслов и услуги техобслуживания для транспортных средств, где можно было бы принимать туристские группы, тем более интуриста. Предлагается ежегодно планировать кредитование строительства 2-3-х сервисных комплексов, в первую очередь, на наиболее популярных маршрутах.

В целях привлечения инвестиций на развитие туристской индустрии г. Якутска предлагается:

  • подготовить и тиражировать инвестиционные предложения, провести инвестиционный форум (конференцию) по вопросам инвестирования в сферу транспортной инфраструктуры туризма г. Якутска;
  • содействовать продвижению инвестиционных проектов (бизнес-планов) на российских и международных инвестиционных биржах, выставках и форумах (подготовка и участие).

Совершенствование организации туристской деятельности на территории Якутска будет осуществляться посредством:

  • создания и обеспечения деятельности туристского информационного центра;
  • взаимодействия с маршрутно-квалификационными комиссиями, обеспечивающей безопасность на маршрутах туризма и при организации самостоятельных путешествий;
  • создания информационной системы отрасли: формирования системы ежегодной статистической отчетности, создания веб-ориентированной базы данных по всем субъектам транспортной инфраструктуры, включая разработку геоинформационной системы (программного продукта — СУБД — системы управления базой данных), позволяющей не только хранить систематизированную по географическому и тематическому принципам информацию, но и осуществлять комплексный мониторинг состояния и динамики всех секторов туриндустрии;
  • установки информационно-оповещательных знаков вдоль дорог, ведущих к транспортным объектам в соответствии с международными стандартами.

Организовать централизованный республиканский туристский Интернет-сайт на русском и иностранном языках, а также информационную поддержку Интернет-порталов других организаций с целью предоставления полных и актуальных сведений об транспортной инфраструктуре г. Якутска. С помощью Интернет-услуг возможен инновационный переход к реализации туристских продуктов в режиме on-line. В туристской индустрии республики не нашло достаточное развитие on-line транспортное обслуживание клиентов и заказ туристских услуг с помощью удаленного доступа. Схема заказа туристской услуги в режиме on-line приведена на рисунке 2.5.

Рисунок 2.5 — Схема заказа туристской услуги в режиме on-line

Клиент оформляет заказ в упрощенном порядке. В случае соблюдения сроков оплаты он получает подтверждение брони и гарантию предоставления заказанных услуг. Туроператор соответственно получает статистику посещаемости Интернет-портала и оформления заказов, результатом которой является изменение содержание сайта, а также совершение реальных действий (создание новых маршрутов).

Развитие и поддержка сферы онлайновых операций в г. Якутске, внедрение возможности решать вопросы с отдыхом «не выходя из дома» позволят республике приобрести гораздо больший круг потребителей, охватить разнообразными услугами значительные территории, вывести республиканский туристский рынок на качественно новый уровень.

Создать информационную базу. Каждый центр представляет собой источник информации о работе транспортного предприятия г. Якутска, таких как ОАО «Авиакомпания Якутия», ОАО «Аэропорт Якутск», ОАО «ЛОРП»,ООО «Ленатурфлот» (рисунок 2.6).

Рисунок 2.6 — Фрагмент структуры центров информации

В вышеуказанных пунктах туристу будет предоставлена полная и свежая информация о том, что представляет собой та или иная транспортная компания, где расположены средства размещения, пункты питания, транспорт и тому подобное на различных языках (русский, иностранный).

Заключение

транспорт инфраструктура выездной туризм

В курсовой работе проведено исследование транспорта и оценена перспектива ее использования для в туризма для РС (Я).

Основные выводы и предложения работы состоят в следующем.

Транспорт — составная часть индустрии труизма, в которой функционирует несколько тысяч специализированных хозяйствующих субъектов. Показано, что автомобильный транспорт является лидером в РФ туристских перевозок. Его доля составляет более 40%, железнодорожного транспорта — 32%, воздушного — 14%, морского — 5% в 2009 г. Повышение скорости транспортных средств обеспечило транспортную доступность мест отдыха и существенно расширили географию туризма. При этом комфортабельность транспортных средств и безопасность передвижения являются одними из ключевых моментов развития туризма.

Показано, что развитие туризма и транспорта — это взаимосвязанный процесс. С одной стороны туризм участвует в повышении загрузки различных видов транспорта, а с другой — транспорт позволяет вовлечь в дополнительный хозяйственный оборот территории, разгружает и оптимизирует туристские потоки. Развитие туризма, построение туристских маршрутов обуславливается транспортной сетью, т.е. системой транспортных связей региона, каждого населенного пункта и эффективным обслуживанием как туристов, так и используемой транспортной техники.

Анализ современного состояния транспортной инфраструктуры РФ и основных перспектив ее развития позволяет сделать вывод, что именно транспорт объединяет все отрасли экономики, существенным образом влияет на развитие туризма. Важнейшей современной задачей является создание системы управления туристкой транспортной инфраструктуры регионов, что невозможно осуществить без конкретного совершенствования системы управления всей транспортной системы.

В Якутске созданы необходимые объекты внешней инфраструктуры: международный аэропорт, размещены пограничная и таможенные службы, обеспечена гарантированная телефонная и Интернет связь, учреждения здравоохранения с передовыми технологиями диагностики и лечебного процесса, республиканские службы спасения и медицины катастроф. Город Якутск является узловым пунктом сети автомобильных дорог федерального и республиканского уровня. В ближайшие годы в г. Якутске будет построен новый аэровокзальный комплекс международного класса.

Дорожное хозяйство на территории республики имеет протяженность свыше 30 тысяч километров автомобильных дорог, из которых более половины представлены временными (сезонными) дорогами — автозимниками. Основными недостатками существующей сети автомобильных дорог является: неравномерность размещения дорог по территории; низкое техническое состояние, незначительное протяжение дорог с усовершенствованным типом покрытия; недостаточная связь г. Якутска с важнейшими городами и промышленными центрами республики.

Прорывными достижениями РС (Я) является строительство железной дороги Беркакит — Томмот — Якутск, а также придание федерального статуса автодороге «Вилюй» и модернизация автодороги «Лена» стали прорывными достижениями республики. В 2011 году планируется начать проектные работы по строительству совмещенного мостового перехода через реку Лена с подходами до Якутского речного порта.

Проанализирована инфраструктура водного транспорта г. Якутска. Для выездного туризма из г. Якутска используется также водный транспорт. Перевозку пассажиров водным транспортом из г. Якутска осуществляют два предприятия — ОАО «Ленское объединенное речное пароходство» через свое дочернее общество — ООО «Ленатранс», пароходство работает в тихоокеанском морском бассейне и ООО «Ленатурфлот». Таким образом, внешние транспортные связи региона с другими районами страны осуществляются, главным образом, по реке Лена.

Анализ воздушного транспорта показал, что по объемам перевозок пассажиров, среди всех видов транспорта, воздушный вид транспорта в Якутии занимает первое место. Рост удельного веса в общем объеме перевозок республики составляет в среднем 1% в год, что связано, прежде всего, с ростом тарифов авиакомпаний. Республиканская транспортная сеть воздушных сообщений, по которой осуществляется связь районных центров со столицей республики, обеспечивает ежегодный прирост международных пассажирских перевозок, что говорит о востребованности и о постоянно растущем спросе на пассажирские перевозки в РС (Я).

Проведен SWOT-анализ транспортной инфраструктуры г. Якутска. К сильным сторонам относится тот факт, что г. Якутске существует развитый транспортный узел, к слабым — отсутствие информационной базы, содержащей субъекты туристической деятельности и системы отсутствие системы мониторинга и контроля бизнес-проектов развития транспортной инфраструктуры.

Предложено проводить ежегодно в г. Якутске инвестиционного форума по проблемам привлечения и управления инвестициями при развитии транспортной инфраструктуры. Информационное обеспечение транспортной инфраструктуры будет включать в себя создание информационной системы отрасли: формирования системы ежегодной статистической отчетности, создания веб-ориентированной базы данных по всем субъектам транспортной инфраструктуры; установку информационно-оповещательных знаков вдоль дорог, ведущих к транспортным объектам в соответствии с международными стандартами.

Список использованных источников

[Электронный ресурс]//URL: https://jret.ru/kursovaya/tehnologiya-i-organizatsiya-ekologicheskogo-turizma-v-yakutii/

1. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 №51-ФЗ. (с изм. от 24.07.2008 г.).

  • Воздушный кодекс Российской Федерации от 19 марта 1997 г. №60-ФЗ (с изменениями от 18 июля 2009 г.).

3. Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. №132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (с изм. от 27 декабря 2009 г.)

  • Федеральный закон РФ от 15.08.1996 г. №114-Ф3 «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (с изм. от 7 апреля 2010 г.)

— Постановление Правительства Российской Федерации от 23 июня 2007 г. №397 «О лицензировании перевозок воздушным транспортом пассажиров и перевозок воздушным транспортом грузов, а также о совершенствовании государственного регулирования деятельности перевозчиков в сфере воздушных перевозок» (с изменениями от 27 июня 2008 г.)

6. Приказ Минтранса РФ от 17 июня 2008 г. №92 «Об утверждении Порядка допуска перевозчиков, имеющих соответствующие лицензии, к выполнению международных воздушных перевозок пассажиров и (или) грузов»

7. Приказ Минтранса РФ от 28 июня 2007 г. №82 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей»

  • Федеральные авиационные правила «Сертификация объектов Единой системы организации воздушного движения» (утв. приказом Федеральной аэронавигационной службы от 26 ноября 2007 г. №116)

— Федеральные авиационные правила «Сертификация юридических лиц, осуществляющих и обеспечивающих аэронавигационное обслуживание пользователей воздушного пространства Российской Федерации» (утв. приказом Федеральной аэронавигационной службы от 26 ноября 2007 г. №114)

10. Федеральные авиационные правила «Требования по авиационной безопасности к эксплуатантам авиации общего назначения» (утв. приказом Минтранса РФ от 27 марта 2003 г. №29)

11. Закон Республики Саха (Якутия) от 29.12.1998 З №59-II (ред. от 25.04.2003, с изм. от 09.12.2004) «О туризме и туристской деятельности в Республике Саха (Якутия)»// «Якутские ведомости», №4, 26.01.1999.

12. Постановление Правительства PC (Я) от 17 августа 2004 г. №376 «О республиканской целевой программе «Социально-экономическое развитие столицы республики Саха (Якутия) — города Якутска на 2004-2010 годы»

  • Постановление Правительства PC (Я) от 20.11.2003 г. №718 «Концепция развития туризма в Республике Саха (Якутия) до 2025 г.»
  • Постановление Правительства PC (Я) от 31 мая 2004 г. №258 «О Транспортной стратегии Республики Саха (Якутия)»
  • Схема комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года, одобрена Правительством Российской Федерации (протокол №5 от 7.02.2007)

16. ГОСТ 28681.0-90 «Стандартизация в сфере туристско-экскурсионного обслуживания. Основные положения».

  • ГОСТ Р 50690-2000 «Туристские услуги. Общие требования».

19. Бикташева Д.Л., Гиевская Л.П., Жданова Т.С. Менеджмент в туризме: Учебное пособие. — М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2007. — 272 с.

20. Биржаков М.Б. Индустрия туризма: Перевозки. — СПб.: Герда, 2008. — 325 с.

21. Богатов А.П. Туристские формальности: Учеб. пособие для студентов вузов /А.П. Бгатов, Т.В. Бойко, М.В. Зубрева. — М.: Академия, 2010. — 297с.

  • Будко И.И., Ситников В.А. Транспортное обслуживание туризма. Учебное пособие для студентов вузов. — М.: Март, 2010. — 425 с.

23. Быстров С.А., Воронцова М.Г. Туризм: макроэкономика и микроэкономика. — СПб.: «Издательский дом Герда», 2007. — 464 с.

  • Велединский В. Туристический рынок сегодня: тенденции и перспективы // Туризм: практика, проблемы, перспективы. — 2010. — №4. — С. 23-29.

25. Гуляев В.Г. Организация туристской деятельности: Учебное пособие. — М.: Нолидж, 2006. — 325 с.

26. Добрецов А.Р. Экспорт услуг и международный туризм // Экономика и жизнь — 2010. — №42. — С.45-52.

  • Кабушкин Н.И. Менеджмент туризма: Учебник / Н.И. Кабушкин. — 3-е изд., испр. — Мн.: Новое знание, 2007. — 409 с.
  • Концепции, организация и классификации для статистики туризма / Организация Объединенных Наций.

Всемирная туристская организация. — Мадрид, 2005. — 235 с.

  • Кусков А.С. Понукалина О.В. Менеджмент транспортных услуг: Учебное пособие. — М.: Р-консульт, 2007. — 256.с
  • Менеджмент туризма: Туризм как вид деятельности: Учебник.

— М.: Финансы и статистика, 2005. — 205 с.

  • Осипова О.Я. Транспортное обслуживание туристов: Учебное пособие для студентов вузов. — М.: Академия, 2007. — 328 с.
  • Основные индикаторы социально-экономического положения РС(Я) за январь-сентябрь 2010г./ Стат.сб.

− Якутск: Госкомстат РС(Я), 2011.- 125 с.

  • Перекрестова Ю.Н. Управление транспортным обеспечением внутреннего и въездного туризма на региональном уровне. Автореферат на соискание ученой степени канд. экон. наук. — 2011. — 24 с.
  • Пилипук Н.Н.

Транспортное обслуживание в туризме: Учебно-методический комплекс. — Минск: Партнер, 2009. — 337 с.

  • Чудновский А.Д., Жукова М. А. Менеджмент туризма: Учебник. — М.: Финансы и статистика, 2008. — 351 с.

Приложение

Классификация связанных с туризмом транспортных услуг [33, c.110-112]

Группа

Класс

Под-класс

Название

Категория МСОК

Услуги в области транспорта, складского хозяйства и связи:

Услуги в области сухопутного транспорта

711

Железнодорожное транспортное обслуживание

7111

Пассажирский транспорт

71111

Междугородний пассажирский транспорт

6010

712

Прочие услуги в области сухопутного транспорта

7121

Прочий пассажирский транспорт, подчиняющийся расписанию

71213

Междугородний регулярный транспорт

6021

71214

Междугородний специальный транспорт

6021

71219

Прочий пассажирский транспорт, подчиняющийся расписанию, не включенный в другие категории

6021

7122

Прочий пассажирский транспорт, подчиняющийся расписанию

71221

Услуги такси

6022

71222

Прокат автомобилей с водителем

6022

71223

Прокат автобусов с водителем

6022

71224

Пассажирские транспортные средства, приводимые в движение людьми ли животными

6022

71229

Прочий пассажирский транспорт, подчиняющийся расписанию, не включенный в другие категории

6022

Услуги водного транспорта

721

Транспортное обслуживание мореходными судами

7211

Пассажирский транспорт

72111

6110

72119

Прочий пассажирский транспорт

6110

722

Транспортное обслуживание немореходными судами

7221

Пассажирский транспорт

72211

Пассажирский паромный транспорт

6120

72219

Прочий пассажирский транспорт

6120

Услуги воздушного транспорта

731

Пассажирский воздушный транспорт

7311

73110

Пассажирский воздушный транспорт, подчиняющийся расписанию

6210

7312

73120

Пассажирский воздушный транспорт, не подчиняющийся расписанию

6220

734

7340

73400

Аренда летательных аппаратов с экипажем

62

Спортивное и вспомогательное транспортно обслуживание

747

Услуги туристских агентств, туроператоров и экскурсоводов

7471

74710

Услуги туристских агентств и туроператоров

6304

7472

74720

Услуги экскурсоводов

6304

831

Услуги по аренде или прокату без оператора

8310

Услуги по аренде или прокату машин и оборудования без оператора

83101

Услуги по аренде или прокату частных машин без водителя

7111

83103

Услуги по аренде или прокату судов без экипажа

7112

83104

Услуги по аренде или прокату летательных аппаратов без экипажа

7113

83105

Услуги по аренде или прокату прочего сухопутного транспортного оборудования без оператора

7111

Услуги по аренде или прокату предметов личного и домашнего обихода

83204

Услуги по аренде или прокату инвентаря для досуга и отдыха

7130

Категории взяты из Международной стандартной отраслевой классификации видов деятельности (МСОК)