Туристские организации и предприятия в России и основная их деятельность

Курсовая работа

Основными задача туристских организаций является продвижение туризма в России, а так же расширение сотрудничества с международными организациями. Общественные организации первыми реагируют на изменения туристского рынка. Они профессионально разбираются в тонкостях организации процесса генерации и предоставления услуг. С учетом их предложений и требований формируется и национальная туристская политика страны. Для эффективной работы и правомерного функционирования, туристские фирмы и агенты кооперируются с общественными и национальными организациями. В России для создания ассоциаций туристских агентств имелись объективные предпосылки. Ощущался острый дефицит квалифицированных специалистов, отсутствовала система научного и рекламно-информационного обеспечения продвижения национального туристского продукта на внутренних и внешних рынках, не было условий, стимулирующих приток в отрасль чистых инвестиций и т.п. Недостаточно эффективная система государственного регулирования сферы туризма открыла возможности недобросовестной конкуренции, нарушение прав потребителей.

В данной курсовой работе ставится цель изучения основных видов туристских организаций и предприятий. Тема носит актуальный характер в современных условиях, о чем свидетельствует частное изучение данного вопроса. Актуальность обусловлена, с одной стороны, большим интересом к данной теме, с другой ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов, связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.

Целью данной работы является изучение основных направлений туристских организаций и предприятий. Для достижения данной цели работы необходимо решить следующие задачи:

1. рассмотреть основные понятия туристской деятельности

2. исследовать концепцию основных направлений туристских организаций.

3. рассмотреть структуру туристских предприятий

Таким образом, предметом рассмотрения работы выступает туристская отрасль. Вопросам данного исследования посвящено множество работ. В основном материал, изложенный в учебной литературе, специализированных интернет-сайтов, справочная литература и прочие актуальные источники информации.

ГЛАВА 1. Понятия и субъекты туристской отрасли

1.1 Основные понятия по российскому законодательству

В любой деятельности, особенно связанной с международными сделками, самым актуальным является вопрос дефиниций, т. е. согласованных и принятых за основу определений, понятий, терминов, позволяющих адекватно толковать предмет, объект и условия сделки, принципы и положения нормативных актов. Разночтения в толковании применяемых терминов могут иметь самые неблагоприятные последствия в практических действиях субъектов туристской деятельности.

4 стр., 1870 слов

Организация работы службы консьержей в гостинице

... сервиса. В данной курсовой работе я хочу показать технологию функционирования службы консьержей в гостинице. Степень разработанности данной темы в учебной и научной литературе достаточно невелика. Актуальность данного исследования в области изучения работы службы консьержей обусловливается необходимостью в нынешних ...

В России в соответствии с Федеральным законом «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24 ноября 1996 г., определившим принципы государственной политики, направленной на установление правовых основ единого туристского рынка в Российской Федерации, и регулирующим отношения, возникающие при реализации права граждан на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий, а также определяющим порядок рационального использования туристских ресурсов Российской Федерации, приняты следующие определения основных понятий:

— туризм — временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее — граждане) с постоянного места жительства, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания

  • туристская деятельность — туроператорская и турагентская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий
  • туризм внутренний — путешествия в пределах Российской Федерации лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации
  • туризм выездной — путешествия лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации, в другую страну
  • туризм въездной — путешествия в пределах Российской Федерации лиц, не проживающих постоянно в Российской Федерации
  • туризм социальный — путешествия, субсидируемые из средств, выделяемых государством на социальные нужды
  • туризм самодеятельный — путешествия с использованием активных способов передвижения, организуемые туристами

самостоятельно

— турист — гражданин, посещающий страну (место) временного пребывания в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в период от 24 ч до 6 месяцев подряд или

осуществляющий не менее одной ночевки

  • туристские ресурсы — природные, исторические, социально-культурные объекты, включающие объекты туристского показа, а также

иные объекты, способные удовлетворять духовные потребности туристов, содействовать восстановлению и развитию их физических сил

— туристская индустрия — совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, а также организаций, предоставляющих экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков

  • тур — комплекс услуг по размещению, перевозке, питанию туристов, экскурсионные услуги, а также услуги гидов-переводчиков и другие услуги, предоставляемые в зависимости от целей путешествия
  • туристский продукт — право на тур, предназначенное для реализации туристу

— продвижение туристского продукта — комплекс мер, направленных на реализацию туристского продукта (реклама, участие в специализированных выставках, ярмарках, организация туристских информационных центров по продаже туристского продукта, издание каталогов, буклетов и др.)

5 стр., 2126 слов

Об основах туристской деятельности в Российской Федерации, принятым ...

... РФ Федеральный закон от 24.11.1996 № 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 5 февраля 2007г. №12-ФЗ) Федеральный закон от 08.08.2001 № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" Правила оказания услуг ...

  • туроператорская деятельность — деятельность по формированию, продвижению и туристского продукта для предприятия туристской индустрии">реализации туристского продукта, осуществляемая на основании лицензии юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (далее — туроператор)
  • турагентская деятельность — деятельность по продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая на основании
  • лицензии юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (далее — турагент)
  • услуги гида-переводчика — деятельность профессионально подготовленного физического лица по ознакомлению туристов с туристскими ресурсами в стране (месте) временного пребывания
  • туристская путевка — документ, подтверждающий факт передачи туристского продукта
  • туристский ваучер — документ, устанавливающий право туриста на услуги, входящие в состав тура, и подтверждающий факт их оказания

1.2 Туристские организации

Туристские организации можно классифицировать по следующим признакам:

  • национально-территориальному: международные, региональные и национальные организации. Их деятельность имеет всемирный, региональный и национальный характер;
  • общественно-государственному: правительственные, общественные, частные;
  • по виду деятельности: регулирующие, поставщики, рыночные агенты, разработчики, консультанты, проектные организации, обучающие организации, издатели, профессиональные ассоциации, торговые и потребительские организации;
  • по сфере деятельности: транспортные (авиационные, автобусные, железнодорожные, автомобильные и круизные), туристские агенты, туроператоры, локальные профсоюзы.

1.3 Туристские предприятия, первичных услуг,

Следует иметь в виду, что некоторые туристские предприятия в зависимости от выполняемых ими функций одновременно принадлежат и к одной, и к другой категории. Например, туристские гостиницы и туристские бюро всегда оказывают только первичные туристские услуги, а ресторан или кафе в санатории или в доме отдыха — это предприятия первичных услуг, но такие же рестораны и кафе в городе уже не являются непосредственно туристскими предприятиями, поскольку выполняют вторичную туристскую функцию. (Классификация туристских предприятий. Приложение 2.)

ГЛАВА 2. ВИДЫ ТУРИСТСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ

2.1 Общественные туристские организации

На национальном уровне в нашей стране созданы и активно действуют неправительственные общественные туристские организации, помогающие отечественному туристскому бизнесу решать проблемы развития. Среди них можно назвать такие, как:

  • Ассоциация туристских организаций «Евро-Азия»
  • Всероссийское народное туристское общество (ВНТО)
  • Российская Гостиничная Ассоциация (РГА)
  • Ассоциация гостиниц и туристских организаций «Мостуротель»
  • Московская Ассоциация Туристических Агентств (МАТА)
  • Российский союз туриндустрии (РСТ)

Международная туристская ассоциация «Астур»

  • Российская ассоциация социального туризма (РАСТ)

Ассоциация туристских организации «ЕвроАзия».

В 1992 г. крупнейшие туристские организации и гостиничные предприятия России и стран СНГ объединились в Ассоциацию туристских организаций «ЕвроАзия». В настоящее время Ассоциация насчитывает 106 постоянных членов из 11 стран СНГ. Основной задачей Ассоциации стало восстановление общего туристского пространства СНГ. Важным направлением деятельности является оптимальное использование имеющегося потенциала в рамках общего туристского пространства и восстановление внутреннего туризма на основе повышения качества услуг, модернизации гостиничной базы и других объектов. Ассоциация намерена внести вклад в восстановление въездного туризма благодаря развитию туристских связей между странами. Одними из основных функций Ассоциации являются изучение туристских рынков и интересов всех членов, определение основных направлений ценовой политики.

Всероссийское народное туристское общество (ВНТО)

ВНТО — добровольное, самоуправляемое некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан и юридических лиц, объединившихся на основе общности интересов для реализации совместных целей, указанных в уставе. Одна из первоочередных задач ВНТО — восстановление и развитие туристского пространства России. Исключение миллионов людей России из туристского движения — один из многих показателей снижения уровня жизни, сокращения потребительского комплекса. Корпоративный путь в развитии туризма изначально ставит Россию в подчиненное положение к транснациональным корпорациям, занимающим на туристском рынке подавляющие позиции. Российские туроператоры не могут составить им конкуренцию и в лучшем случае становятся их агентами. ВНТО не выступает против мирового туристского рынка, оно отказывается использовать корпоративные механизмы как ведущие в своей деятельности.

Российская Гостиничная Ассоциация (РГА)

РГА — общественная некоммерческая организация, объединяющая предприятия, занимающиеся гостиничным бизнесом. Российская Гостиничная Ассоциация создана в 1997 году.

РГА — это сотрудничество, направленное на содействие развитию отечественной гостиничной индустрии, расширение и улучшение качества гостиничных услуг и продвижению их на внутрироссийский и зарубежные рынки.

РГА — это установление и поддержание внутрикорпоративных отношений, способствующих расширению деловых и профессиональных контактов, защите российского гостиничного бизнеса и добросовестной конкуренции.

РГА — это участие в разработке и реализации национальных и международных программ в гостиничной сфере.

РГА — участие в разработке федеральных, региональных и местных нормативных правовых актов, отвечающих профессиональным интересам членов Ассоциации.

РГА — это практическое осуществление конкретной Программы действий.

Является членом Международной Ассоциации гостиниц и ресторанов с декабря 2003 г.

Учредителями РГА являются ГАО «Москва», Российский союз туриндустрии (РСТ), АО «Совет по туризму и экскурсиям Санкт-Петербурга» и др.

РГА является членом ВТО и Международной ассоциации гостиничного и ресторанного бизнеса (IH & RA).

Основные цели РГА:

1.содействие развитию отечественной гостиничной индустрии, гостиничных предприятий, рынка гостиничных услуг, активному продвижению их на внутреннем и международном рынках;

2.установление и поддержание корпоративных отношений, способствующих расширению деловых и профессиональных контактов;

12 стр., 5629 слов

Международное правовое регулирование туристской деятельности

... правовом регулировании. Основная цель моей курсовой работы состоит в том, чтобы проанализировать международное регулирование туристской деятельности. Задачи, которые я поставила перед собой в этой работе: Проанализировать международное туристское право Изучить нормативно-правовые акты международного права Проанализировать задачи международных туристских организаций. ...

3.участие в разработке и реализации национальных и международных программ и проектов в гостиничной сфере.

Основными задачами РГА признаны:

1.защита интересов национальных производителей гостиничных услуг;

2.представление интересов российского гостиничного бизнеса и членов Ассоциации в органах государственной власти РФ, в других, в том числе региональных, органах власти, в национальных и международных организациях, связанных с гостиничной индустрией и международной туристской деятельностью;

3.противодействие монополизму в гостиничной деятельности, поддержка предпринимательской деятельности и инвестиционной активности в гостиничном бизнесе;

4.рекламно-информационная, издательская, конгрессная и выставочная деятельность, реализация совместных программ и проектов, способствующих повышению конкурентоспособности и продвижению гостиничных услуг;

5.содействие созданию благоприятных финансово-экономических условий для членов Ассоциации.

В РГА входят около 50 гостиниц из Москвы, Санкт-Петербурга, Калининграда, Ярославля, Сочи, Рязани и др.

Ассоциация гостиниц и туристских организаций «Мостуротель».

Ассоциация создана в апреле 1993 г. в Москве, в число учредителей вошли гостиницы «Россия», «Украина», «Москва», «Белград», «Ленинградская», «Националь», АО «Отель Советский», АО «Мосинтур», АО «Транс-Спутник», БАО «Интурист» и Высшая коммерческая школа.

Целями Ассоциации являются:

1.содействие развитию делового сотрудничества с гостиницами;

2. туристскими организациями и предприятиями на территории Москвы;

3. государств, входящих в СНГ, и других зарубежных государств;

4. установление и расширение контактов.

укрепление дружественных и культурных связей между народами.

Главные задачи Ассоциации:

1.координация совместной деятельности гостиниц и туристских предприятий, организаций, акционерных обществ и фирм по развитию всех видов туризма и организации поездок туристов из СНГ в другие страны;

2.обеспечение их взаимодействия для осуществления проектов по развитию индустрии туризма, совместных программ по исследованию туристских рынков, организации рекламных компаний;

3.расширение сотрудничества и связей в сфере между народного туризма между странами СНГ и зарубежными государствами на основе принципов равноправия и взаимной выгоды;

4.обеспечение юридической защиты прав и интересов своих членов в работе с инофирмами, государственными, общественными и частными организациями, а также прав и интересов потребителей туристских услуг.

Московская Ассоциация Туристических Агентств (МАТА)

Основная задача МАТА — лоббирование и продвижение интересов компаний — членов Ассоциации, также участие в создании благоприятных условий для деятельности российских компаний, а также консолидация усилий малого и среднего бизнеса страны для представления и защиты интересов московских предпринимателей в диалоге с городской и государственной властью.

Направления деятельности: продвижение услуг членов МАТА в России и за рубежом семинары и конференции по развитию бизнеса компаний заседания по текущим проблемам в тур отрасли оказание информационной, консультационной, методической, правовой иной помощи малым и средним предприятиям. Организация встреч с членами Правительства Москвы разработка и реализация федеральных, региональных и отраслевых программ развития и поддержки предпринимательства. Семинары по внутрифирменным вопросам развития компаний содействие предпринимателям в установлении прямых деловых контактов, помощь в подборе партнеров, как в России, так и за рубежом.

2 стр., 973 слов

Развитие делового туризма на рынке гостиничных услуг

... туризма на общенациональном и международном уровнях профессиональными отечественными туристскими структурами, знающие все тонкости бизнес – туризма изнутри. Стоит сделать, вывод, что в России деловой туризм все-таки набирает обороты. В ходе курсовой работы ...

Российский союз туриндустрии (РСТ)

Крупнейшее предпринимательское объединение отрасли, в состав которого входит более 1000 организаций турбизнеса, гостиничного хозяйства, санаторно-курортного комплекса, а также транспортные, страховые, консалтинговые компании, учебные заведения, региональные ассоциации и органы управления туризмом, средства массовой информации, регулярно освещающие вопросы развития туризма.

Организация была создана 25 июля 1993 г. и до 2002 г. называлась Российская ассоциация туристических агентств (РАТА).

В соответствии с решением VIII съезда РАТА Ассоциация была преобразована в Российский союз туриндустрии. Это решение было продиктовано, во-первых, фактическим составом членов организации, а во-вторых, характером экономических и правовых отношений, сложившихся в сфере туризма как межотраслевого хозяйственного комплекса.

Являясь некоммерческой организацией, РСТ защищает корпоративные интересы своих членов и права обслуживаемых ими клиентов. Своей важнейшей задачей Союз считает создание в стране цивилизованного туристического рынка и содействие развитию отечественной туриндустрии на федеральном и региональном уровнях.

В структуре РСТ 14 региональных отделений: Бурятское, Краснодарское, Красноярское, Крымское, Нижегородское, Приморское, Ростовское, Самарское, Северо-Западное, Ставропольское, Тверское, Удмуртское, Хабаровское и Центрально-Черноземное. Есть представительства в Великобритании, Германии, Израиле, США и Канаде. В рамках РСТ работают комитеты и комиссии: по внутреннему туризму, по въездному туризму, по детскому и молодежному туризму, автобусная, авиатранспортная, санаторно-курортная и др.

Одно из основных направлений деятельности РСТ — участие в формировании нормативно-правовой базы развития сферы туризма. Принятый в 1996 г. федеральный закон “Об основах туристской деятельности в Российской Федерации” в значительной степени был подготовлен экспертами Союза. На основе разработанного Северо-Западным отделением РСТ модельного закона о развитии туризма на региональном уровне соответствующие законодательные акты были приняты почти в трети субъектов Российской Федерации. Активно участвует РСТ в разработке других нормативных, в том числе подзаконных актов, федеральных и региональных программ развития туризма.

К числу других основных направлений работы Союза можно отнести: участие в разрешении возникающих на рынке конфликтных ситуаций, совершенствование системы туристических формальностей. А так же подготовки кадров, привлечение инвестиций для развития туристической инфраструктуры, рекламно-информационное обеспечение, продвижения российского турпродукта на внутреннем и внешнем рынках.

Цели Ассоциации:

  • защита коллективных интересов членов Ассоциации;
  • влияние на выработку представительными и исполнительными органами власти РФ правовой, экономической и социальной политики, отвечающей профессиональным интересам членов Ассоциации, а также содействие ее эффективной реализации;
  • противодействие монополизму в туристской деятельности;
  • содействие развитию туристских предприятий, рынка тур-услуг и цивилизованных рыночных отношений в России;
  • защита интересов национальных производителей туристских услуг;
  • содействие созданию благоприятных финансово-экономических условий для членов Ассоциации;
  • представление интересов членов Ассоциации в туристских международных неправительственных организациях.

2.2 Национальные туристские организации

Для поддержания экономической стабильности, роста туристской индустрии и увеличения притока иностранной валюты создаются национальные организации.

4 стр., 1991 слов

Правовое обеспечение туризма и туристической деятельности

... данного закона и другими нормативными актами в сфере туризма. Рассмотрим некоторые существенные для туристической деятельности положения. Важным терминологическим отличием новой редакции является употребление определения «туристический» вместо «туристского», использовавшегося в старой ...

Поскольку важность туризма для национальной экономики и социального процветания очевидна, то его развитие является важным шагом как для туристской индустрии, так и для путешественников. Поэтому основными видами деятельности национальных организаций являются продвижение туризма в России, а также попытки расширить сотрудничество правительства и частной индустрии.

Управление этой деятельностью в широком плане представляет собой процесс выработки и осуществления управленческих воздействий. Управление туризмом на федеральном и региональном уровнях означает воздействие субъекта управления на объект управления.

Российская Ассоциация Социального Туризма (РАСТ)

Российская Ассоциация социального туризма (РАСТ) является правоприемником Российского республиканского совета по туризму и экскурсиям. Ассоциация учреждена в 1990 г. туристско-экскурсионными объединениями и фирмами практически всех регионов Российской Федерации.

РАСТ — крупнейшая туристическая организация и в России, и в мире, насчитывающая более 430 членов. Ассоциация в 1993 году стала членом-филиалом Всемирной Туристической Организации (ВТО).

В Уставе РАСТ говорится, что она осуществляет свою программу наиболее полного удовлетворения потребностей населения в полноценном отдыхе и укреплении здоровья, развития семейного и молодежного туризма в тесном взаимодействии с центральными и местными органами законодательной и исполнительной власти, правительством, региональными профсоюзами.

Ассоциация, работающая по принципу не коммерческого, а массового туризма, одна из немногих, если не единственная сейчас организация, деятельность которой направлена на социальную защиту населения, и прежде всего социально не обеспеченных слоев — пенсионеров, студентов и других. Однако инфляция, породившая этот безудержный рост цен, сводит все их усилия на нет. Подрывает сам принцип массового, доступного людям туризма.

Однако им удалось сохранить единую систему социального туризма в России, выстояв в «шоковых» обстоятельствах нынешних реформ, беспредельного роста цен, инфляции. К тому же по масштабам деятельности, разработке маршрутов, созданной материальной базы, подготовке кадров конкурентов у них просто нет.

Национальная туристская корпорация (НТК)

Задачи корпорации:

  • объединение финансовых и материальных ресурсов туристских, банковских и иных коммерческих структур в целях содействия в реализации программ развития туризма;
  • создание национальных гостиничных цепей, конкурентоспособных на мировом рынке;
  • строительство и реконструкция гостиниц, других туристских объектов и комплексов, их финансирование, ввод в действие и последующая эксплуатация;
  • инвестирование проектов, направленных на комплексное развитие регионов, перспективных в области иностранного и внутреннего туризма;
  • содействие в привлечении инвестиций, в том числе иностранных, в туристскую индустрию России; продвижение совместно с Министерством РФ по физической культуре, спорту и туризму национального туристского продукта на внешний и внутренний рынки;
  • выполнение функций доверительного управления федеральной государственной собственностью и реализация иных задач в соответствии с законодательством РФ.

Ассоциация Представителей Национальных Туристических Организаций

АНТОР (в России) была создана 11 февраля 1999 года с целью решения общих корпоративных вопросов, касающихся деятельности зарубежных национальных туристических организаций, представленных в России. АНТОР является единственной организацией, формирующей и распространяющей информацию в интересах национальных туристических представительств. АНТОР предусматривает обмен мнениями и опытом, оказание содействия национальным туристическим представительствам в России, проведение совместных мероприятий, требующих коллективных усилий. АНТОР ни в коем случае не подменяет деятельность представительств, а представляет коллективные интересы членов ассоциации. Кроме того, поддерживая контакты с организациями туристического бизнеса, АНТОР часто привлекается для выражения своего мнения по вопросам развития туристической инфраструктуры в целом.

5 стр., 2357 слов

Событийный туризм в регионах Российской Федерации (на примере ...

... российских исследователей, которые изучали событийный туризм, можно выделить Е. Г. Леонидову [2, 3], С. В. Батальянц [4]. Состояние туристической отрасли Удмуртской Республики на ... проекта - создание нового имиджа города, развитие межнационального сотрудничества и национально-культурных ... по туризму Министерства культуры Российской Федерации в отдельный вид туризма [1]. Событийный туризм ...

2.3 Туристские предприятия первичных услуг

Туроператор — туристское предприятие, которое комбинирует свои собственные и чужие услуги в новый — самостоятельный туристский продукт. Этот новый продукт называется паушальным (комплексным) туром. Туроператор предлагает клиенту комплексный тур от своего имени, на свой риск и за свой счет.

Паушальный (комплексный) тур — это пакет услуг из нескольких составляющих. Туроператор составляет этот пакет предварительно для еще неизвестного ему потребителя и предлагает его за одну общую стоимость. Туроператор собирает в пакет дополняющие друг друга услуги, которые производятся чаще всего разными предприятиями (исполнителями услуг).

Результат комбинирования — получение нового продукта. В этот продукт входят также услуги тур-посредника по консультированию и сбыту.

Всех туроператоров, работающих на туристском рынке, можно классифицировать: по их размерам, региону действия, ширине и глубине программы и экономическим целям.

По размерам: различаются крупные, средние и мелкие туроператоры. К крупным туроператорам относятся предприятия, услугами которых пользуется более 100 тысяч человек в год, а их оборот составляет около 35 млн. долларов. В группу средних туроператоров входят предприятия с клиентурой от 30 до 100 тысяч человек в год. К категории мелких туроператоров относятся самые разнообразные типы предприятий: специализирующиеся на походном или молодежном туризме, занимающиеся организацией путешествий, автобусные предприятия, одно из направлений деятельности которых — перевозка туристских групп.

По региону деятельности: различаются международные, межрегиональные, региональные и местные туроператоры. Международных туроператоров мало. Лишь немногие крупные туроператоры предлагают свои продукты в нескольких странах. Чаще всего они открывают за границей свои филиалы или сотрудничают с национальными предприятиями.

4 стр., 1654 слов

Организационная культура предприятия туристской индустрии

... организационная культура. Сильная культура предполагает высокую производительность и качество труда. Она влияет на удовлетворенность, как персонала, так и клиентов. Поэтому формирование сильной организационной культуры приобретает особую важность. 2. Элементы организационной культуры туристского предприятия организационный культура туристский стратегия К элементам организационной культуры ...

К группе межрегиональных туроператоров следует отнести предприятия, обслуживающие большую территорию (несколько регионов).

Региональные туроператоры предлагают свои услуги только на определенной географической территории, но по обороту и количеству туристов их можно отнести к крупным туроператорам. Местные туроператоры работают в радиусе досягаемости местной рекламы.

Предложение туроператоров отличается по ширине и глубине их рабочей программы. Широкое предложение охватывает множество разнообразных видов путешествий — например, отдых на побережье моря, экскурсионные и образовательные поездки, знакомство с городами. Предложение туроператора считается более глубоким, если для каждого вида путешествий предлагается большой выбор разнообразных продуктов.

Туроператоры различаются также и по экономическим целям. Основная цель коммерческих туроператоров — получение постоянной и большой прибыли. Некоммерческие туроператоры хоть и стремятся к экономичности, но интересы увеличения прибыли не стоят для них на первом плане. Намного большее значение они уделяют организационным и воспитательным целям. Эти цели могут носить социально-политическую, идеологическую или иную направленность. Обобщенно подобные предприятия можно отнести к организаторам туристских социальных мероприятий — например, коммунальное управление преследует какие-то социальные цели; церкви, профсоюзы или политические партии — идеологические цели; вузы — политико-образовательные цели. В группу туроператоров «черного туризма» входят предприятия, которые занимаются туристской деятельностью не постоянно, а по обстоятельствам. При этом они не имеют лицензии и не могут быть отслежены налоговыми органами. Чаще всего это частные лица, которые даже не подозревают о том, что они действуют как юридические лица (председатель какого-то производственного объединения решил организовать для своих сотрудников поездку в Москву. С этой целью он бронирует номера в гостинице и билеты на проезд до Москвы и обратно, заказывает экскурсию по городу и билеты в театр).

Турпосредник — это собирательное понятие. Оно охватывает все предприятия и учреждения, которые в своей основной и дополнительной деятельности выступают как посредники. К турпосредникам чаще всего обращаются при желании осуществить комплексное путешествие, так как они являются связующим звеном между туристом и производителем туристских услуг. Турпосредники характеризуются по таким критериям, как ассортимент, правовое и экономическое положение и величина предприятия.

Ассортимент услуг турпосредников. Ассортимент — важнейший критерий, позволяющий различать турпосредников. Он определяется тем, с какими и со сколькими туроператорами и исполнителями услуг сотрудничает посредническое предприятие. В этом отношении выделяется восемь различных типов предприятий:

  • турбюро, предлагающее полный набор туристских услуг. Данный тип турбюро осуществляет свою деятельность согласно лицензиям. Предприятие имеет лицензию международной ассоциации воздушного транспорта на продажу авиабилетов, часто также лицензию на продажу железнодорожных билетов, представляет интересы не только крупных, но и многих средних и мелких туроператоров;
  • бюро путешествий и экскурсий. Эти бюро специализируются на продаже паушальных туров, иногда продают авиа- и железнодорожные билеты;
  • специализированные турбюро.

Специализированные турбюро занимаются сбытом определенного вида тура, обладая при этом высокой профессиональной компетенцией в своем направлении (например, студенческие туры, детские туры и др.);

  • турбюро по продаже «горящих» путевок, дешевых билетов на самолет (не имеют лицензии на продажу авиабилетов);
  • турбюро-филиал. Филиал имеет узкую специализацию, иногда расположен за границей;
  • отдел бронирования продает туры одного туроператора, может существовать как одна из структур туроператора или относится к любому типу предприятий;
  • турбюро по приему туристов (въездного туризма) продает туристские услуги, которые регион предлагает туроператорам из других регионов или приезжим гостям;
  • туристский отдел не является туристским предприятием. Это отдел предприятия, основная деятельность которого не связана с туризмом.

Правовой и экономический статус турпосредников. Не имеют правового и экономического статуса отделы по бронированию, а также турбюро, принадлежащие туроператорам. Полную экономическую и правовую самостоятельность имеют лицензионные турбюро, которые работают на основании договорных обязательств со многими туроператорами и правомочны открывать собственные представительства, филиалы; объединения туристских бюро, которые совместными усилиями координируют свою деятельность; турбюро, созданные на основе договора франчайзинга. Объем работы турпосредников. В зависимости от величины предприятия различаются крупные, средние и мелкие посредники. В туристской отрасли главным образом работают предприятия мелких и средних размеров.

Таким образом, важнейшее различие турпосредников заключается в разнообразии предлагаемого ими ассортимента. Важнейшими типами туристских посредников являются турбюро, предлагающие полный набор туристских услуг, и бюро путешествий и экскурсий. Турпосредники имеют различные правовые и хозяйственные статусы и выполняют разный объем работ и услуг.

Ш Транспортные предприятия специального назначения:

Существуют транспортные предприятия, которые специализируются на перевозке туристов. Так как основное направление их деятельности связано с туризмом, их относят к туристским предприятиям первичных услуг. При этом не имеет значения, на какое расстояние перевозятся туристы и как долго длится переезд. К этой группе относится как чартерная авиакомпания, перевозящая туристов из Европы в Новую Зеландию, так и предприятие, эксплуатирующее лифты и подъемники для горнолыжников. К ней же принадлежат железные дороги, паромные переправы, экскурсионные и круизные корабли, канатные дороги.

Ш Гостиничные предприятия:

Третья группа туристских предприятий первичных услуг — это гостиницы. Гостиничные комплексы существуют исключительно за счет прибыли, полученной от размещения туристов. К группе гостиничных предприятий относятся крупные гостиничные комплексы (гостиницы, пансионаты, дома отдыха) и мелкие хозяйства гостиничного типа (кемпинги, молодежные турбазы, квартиры).

Кроме туроператоров и турпосредников, транспортных предприятий и гостиниц, существует еще целый ряд предприятий, которые также относятся к туристским. Важнейшими из них являются :

Ш кредитные учреждения:

Кредитной карточкой можно оплачивать услуги и покупку товаров. При таком расчете нет необходимости носить с собой наличные деньги. Потраченные владельцем кредитной карточки суммы через определенное время будут списаны с его счета. Туристы особенно охотно пользуются кредитной карточкой во время зарубежных поездок. Именно поэтому учреждения, выдающие и прослеживающие движение денежных сумм, относятся к предприятиям первичных туристских услуг.

Ш страховые компании:

Страховые компании, если они специализируются на страховании туристов, также существуют за их счет. Важный специальный продукт страховых компаний — страхование на случай выхода из договорных обязательств, страхование багажа и страхование на случай болезни во время путешествия за границей.

Ш станции проката спортинвентаря и лодок, спортивные школы

К туристским предприятиям этого же типа относятся и станции проката спортивного инвентаря, лодок, а также определенные спортивные школы. Независимо от того, что предлагается в прокат — лыжи, санки, велосипеды, снаряжение для подводного плавания, серфинговые доски, лодки или парусные яхты, большую часть пользователей станций проката составляют туристы. Спортивные школы считаются туристскими предприятиями, если их услугами пользуются не местные жители, а приезжие туристы. Это чаще всего происходит тогда, когда человек определенным видом спорта может заниматься только во время отпуска.

Ш производители товаров для туризма и отдыха

Говоря о туристских предприятиях первой группы, нельзя забывать производителей товаров для туризма и рекламы. Путешествующим туристам всегда необходимы такие товары, как чемоданы, дорожные сумки, путеводители и карты. Большое экономическое значение имеет торговля сувенирами, которые покупают туристы, чтобы сохранить память о посещаемых ими местах.

Ш рекламные агентства и др.

Реклама также является важным инструментом, содействующим сбыту туристских услуг. Если предприятие специализируется в изготовлении туристской рекламы, это дает основание отнести его к предприятию туристского типа.

2.4 Туристские предприятия вторичных услуг

Предприятия первичных и вторичных услуг различаются не видом предлагаемой услуги или товара, а большим их объемом и большей значимостью по сравнению с остальными направлениями их деятельности. Если предприятие предлагает продукт, который используется как туристами, так и не туристами, то в данном случае следует рассмотреть структуру потребителей его товаров и услуг и на этом основании считать его предприятием, либо первичных, либо вторичных услуг. Типичными предприятиями вторичных услуг являются предприятия общественного питания, некоторые транспортные предприятия, а также производственные, торговые предприятия и предприятия сферы бытовых услуг.

В группу предприятий общественного питания входят рестораны, кафе и бары, услугами которых пользуются как туристы, так и местные жители. Транспортные предприятия вторичных услуг отличаются от туристских транспортных предприятий тем, что среди их клиентов преобладают не туристы, а местные жители (в горнолыжных регионах на обычных маршрутах зимой вводятся дополнительные автобусные рейсы для перевозки лыжников).

Второстепенный оборот от туризма получают некоторые промышленные и торговые предприятия (хлебопекарня, обеспечивающая хлебом ресторан гостиницы, и т.д.), а также предприятия сферы услуг (многопрофильные страховые компании, предприятия бытовых услуг и т.п.).

Общим признаком всех предприятий вторичных туристских услуг является невозможность точного определения объема товаров и услуг, которыми пользуются туристы. Распределение спроса между туристами и местными жителями может сильно колебаться в зависимости от сезона. Кроме того, в определении степени причастности предприятия к туризму важную роль играет место расположения предприятия (в магазине, расположенном около железнодорожного вокзала, основную массу покупателей составляют приезжие туристы).

Таким образом, под туристским предприятием следует понимать такую организационно-хозяйственную единицу, которая посредством объединения необходимых производственных средств (труда, денег, земли и др.) осуществляет подготовку, исполнение и предоставление услуг туристам, используя для этого весь арсенал существующих методов управления. Туристские предприятия, создавая, оказывая и предлагая свои услуги, служат для удовлетворения туристских потребностей.

Заключение

В данной курсовой работе ставилась цель изучения основных видов туристских организаций и предприятий.

Были решены следующие задачи:

1. рассмотрены основные понятия туристской деятельности

2. исследована концепция основных направлений туристских организаций

3. рассмотрена структура туристских предприятий

По итогам работы можно сделать следующие выводы:

Туристские организации и предприятия — основной компонент структуры туристской деятельности. XXI век объявлен веком сферы обслуживания. Политическая, социальная и финансовая интеграция многих стран создаст оптимальные условия для развития и совершенствования гостиничной, транспортной, торговой инфраструктуры и других ресурсов туристского рынка, а также обеспечения безопасности туристов во время путешествий, охраны и бережного использования в целях туризма окружающей среды не только в развитых, но и в развивающихся странах. Социальные и экономические тенденции в развитых странах позволяют предположить рост спроса, как на внутренний, так и на международный туризм. Туризм оказывает положительное влияние на сохранение мира во всем мире. Повышение интереса одного народа к культуре другого ведет к взаимопониманию. Однако многое еще предстоит сделать для совершенствования индустрии туризма.

Перед российскими профессионалами туризма и туристами встает много проблем. Предстоит возрождение внутреннего и социального туризма, реставрация старых и открытие не известных пока памятников культуры, истории и природы, расширение материальной и совершенствование законодательной базы туризма, в т. ч. и в такой сфере взаимоотношений турфирмы и туриста, как защита прав и интересов потребителя в туризме.

Во многих странах объединения и ассоциации туроператоров и турагентов составляют объединенные стандарты по ведению туристского бизнеса, соблюдение которых является важным условием членства в этих объединениях или ассоциациях. Многие члены объединений и ассоциаций действуют за пределами, своей ответственности, разъясняя потребителю в туризме его права и обязанности. В Российской Федерации также существуют объединения туроператоров и турагентов, но их деятельность в основном направлена на лоббирование собственных интересов, выработку органами государственной власти РФ правовой, экономической и социальной политики, отвечающей их профессиональным требованиям, а также противодействие монополизму. Это говорит о том, что туриндустрия России еще далека от совершенства и находится в стадии развития. Она станет более цивилизованной и приближенной к проверенным западной практикой образцам, когда ассоциации и объединения туроператоров и турагентов будут думать не только о собственной выгоде и честной политике взаимодействия друг с другом, но и о защите прав потребителя и качестве предоставляемых ему услуг.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://jret.ru/kursovaya/turistskie-predpriyatiya-i-ih-formyi-osobennosti-funktsionirovaniya/

1. http://www.antor.su/

2. http://vtur.ru/

3. http://lifemk.ru/rganizatsii/natsionalnoj_turistskoj_korporatsii_ntk.html

4. http://kmvline.ru/

5. http://www.mata.ru/

6. http://www.rata.ru/

7. Азар В.И. Экономика и организация туризма. — М.: Профиздат, 1993. — 214 с..

8. Гуляев В. Организация туристской деятельности: Учебное пособие. М.: Нолидж, 1996.

9. Кабушкин Н.И.Менеджмент туризма: Учеб.пособие. — Мн.:БГЭУ, 1999. — 644с.

10. Котлер Ф., Боуэн Дж., Мейкенз Дж. Маркетинг. Гостеприимство и туризм: Учебник для вузов / Пер. с англ. Под ред. Р.Б. Ноздревой. М.: ЮНИТИ, 1998. — 787 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ОСНОВАХ ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Принят

Государственной Думой

4 октября 1996 года

Одобрен

Советом Федерации

14 ноября 1996 года

(в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 15-ФЗ)

Настоящий Федеральный закон определяет принципы государственной политики, направленной на установление правовых основ единого туристского рынка в Российской Федерации, и регулирует отношения, возникающие при реализации права граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий, а также определяет порядок рационального использования туристских ресурсов Российской Федерации.

Статья 1. Основные понятия

В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

— туризм — временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее

— граждане) с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально — деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания;

— туристская деятельность — туроператорская и турагентская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий;

— туризм внутренний — путешествия в пределах Российской Федерации лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации;

— туризм выездной — путешествия лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации, в другую страну;

— туризм въездной — путешествия в пределах Российской Федерации лиц, не проживающих постоянно в Российской Федерации;

— туризм социальный — путешествия, субсидируемые из средств, выделяемых государством на социальные нужды;

— туризм самодеятельный — путешествия с использованием активных способов передвижения, организуемые туристами самостоятельно;

— турист — гражданин, посещающий страну (место) временного пребывания в оздоровительных, познавательных, профессионально деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в период от 24 часов до 6 месяцев подряд или осуществляющий не менее одной ночевки;

— туристские ресурсы — природные, исторические, социально культурные объекты, включающие объекты туристского показа, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные потребности туристов, содействовать восстановлению и развитию их физических сил;

— туристская индустрия — совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, а также организаций, предоставляющих экскурсионные услуги и услуги гидов — переводчиков;

— тур — комплекс услуг по размещению, перевозке, питанию туристов, экскурсионные услуги, а также услуги гидов переводчиков и другие услуги, предоставляемые в зависимости от целей путешествия;

— туристский продукт — право на тур, предназначенное для реализации туристу;

— продвижение туристского продукта — комплекс мер, направленных на реализацию туристского продукта (реклама, участие в специализированных выставках, ярмарках, организация туристских информационных центров по продаже туристского продукта, издание каталогов, буклетов и другое);

— туроператорская деятельность — деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая на основании лицензии юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (далее — туроператор);

— турагентская деятельность — деятельность по продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая на основании лицензии юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (далее — турагент);

— услуги гида — переводчика — деятельность профессионально подготовленного физического лица по ознакомлению туристов с туристскими ресурсами в стране (месте) временного пребывания;

— туристская путевка — документ, подтверждающий факт передачи туристского продукта;

— туристский ваучер — документ, устанавливающий право туриста на услуги, входящие в состав тура, и подтверждающий

Статья 2. Законодательство Российской Федерации о туристской деятельности.

Законодательство Российской Федерации о туристской деятельности состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, регулирующие туристскую деятельность, не могут противоречить настоящему Федеральному закону и принимаемым в соответствии с ним федеральным законам. Содержащиеся в других законах и нормативных правовых актах нормы, регулирующие туристскую деятельность, не должны противоречить настоящему Федеральному закону.

Статья 3. Принципы государственного регулирования туристской деятельности.

Государство, признавая туристскую деятельность одной из приоритетных отраслей экономики Российской Федерации,

— содействует туристской деятельности и создает благоприятные условия для ее развития;

— определяет и поддерживает приоритетные направления туристской деятельности;

— формирует представление о Российской Федерации как стране, благоприятной для туризма;

— осуществляет поддержку и защиту российских туристов, туроператоров, турагентов и их объединений.

Статья 4. Цели, приоритетные направления и способы государственного регулирования туристской деятельности.

Основными целями государственного регулирования туристской деятельности являются:

— обеспечение права граждан на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий;

— охрана окружающей природной среды;

— создание условий для деятельности, направленной на воспитание, образование и оздоровление туристов;

— развитие туристской индустрии, обеспечивающей потребности граждан при совершении путешествий, создание новых рабочих мест, увеличение доходов государства и граждан Российской Федерации, развитие международных контактов, сохранение объектов туристского показа, рациональное использование природного и культурного наследия.

Приоритетными направлениями государственного регулирования туристской деятельности являются поддержка и развитие внутреннего, въездного, социального и самодеятельного туризма.

Государственное регулирование туристской деятельности осуществляется путем:

— создания нормативных правовых актов, направленных на совершенствование отношений в сфере туристской индустрии;

— содействия в продвижении туристского продукта на внутреннем и мировом туристских рынках;

— защиты прав и интересов туристов, обеспечения их безопасности;

— лицензирования, стандартизации в туристской индустрии, сертификации туристского продукта;

— установления правил въезда в Российскую Федерацию, выезда из Российской Федерации и пребывания на территории Российской Федерации с учетом интересов развития туризма;

— прямых бюджетных ассигнований на разработку и реализацию федеральных целевых программ развития туризма;

— создания благоприятных условий для инвестиций в туристскую индустрию;

— налогового и таможенного регулирования;

— предоставления льготных кредитов, установления налоговых и таможенных льгот туроператорам и турагентам, занимающимся туристской деятельностью на территории Российской Федерации и привлекающим иностранных граждан для занятия туризмом на территории Российской Федерации;

— содействия кадровому обеспечению туристской деятельности;

— развития научных исследований в сфере туристской индустрии;

— содействия участию российских туристов, туроператоров, турагентов и их объединений в международных туристских программах;

— обеспечения картографической продукцией;

— иными способами, применяемыми в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Координацию туристской деятельности в Российской Федерации осуществляет федеральный орган исполнительной власти в сфере туризма.

Статья 5. Лицензирование, стандартизация в туристской индустрии, сертификация туристского продукта.

В целях защиты прав и интересов туристов осуществляются лицензирование, стандартизация туроператорской и турагентской деятельности, а также объектов туристской индустрии, сертификация туристского продукта. Порядок выдачи, условия действия, порядок приостановления и прекращения действия лицензии на осуществление туристской деятельности устанавливаются законодательством Российской Федерации. Данные о туроператорах и турагентах, получивших лицензии на осуществление туристской деятельности, вносятся в федеральный реестр туроператоров и турагентов.

Отказ туроператора или турагента от обязательной сертификации туристского продукта, отрицательный результат сертификации туристского продукта, а также аннулирование действия сертификата соответствия влекут за собой приостановление или прекращение действия лицензии на осуществление туристской деятельности.