Основы страноведения

Курсовая работа

Туризм — одна из наиболее динамично развивающихся отраслей мировой экономики. Развитие туризма зависит от ряда факторов: природно — географических, социально — демографических, культурно — исторических, экономических, политико — правовых и других. В этой связи повышается значение страноведческих знаний. Но, как показывают данные опросов, многие специалисты турбизнеса имеют поверхностное представление об особенностях природы, населения, культуры и экономики тех стран, с которыми они работают. Более того, часть из них слабо ориентируются в системе страноведческих понятий и затрудняются в их применении. Таким образом, туризм является развивающейся отраслью экономики, однако специалисты туристического бизнеса недостаточно владеют информацией о туристском страноведении, что обуславливает актуальность изучения данной темы.

Термин «страноведение», широко используется в географии, истории и ряде других наук, он означает, что основным объектом (макрообъектом) изучения является та или иная страна [6]. Впервые после войны понятие «страноведение» ввел в оборот Н. Н. Баранский [2]. В Большом энциклопедическом и в Географическом энциклопедическом словарях этот термин толкуется как «географическая дисциплина, занимающаяся комплексным изучением стран, систематизирующая и обобщающая разнородные данные об их природе, населении, хозяйстве, культуре и социальной организации», т.е. страноведение рассматривается лишь как часть географической науки [7], [5]. Страноведение — наука о странах, их природе и культуре. Информация о странах позволит специалистам туристического бизнеса развивать туризм различных территорий.

Доктор географических наук, профессор Н. С. Мироненко, отмечал, что туристское страноведение осуществляет следующие функции:

  • просветительскую — создание «образов» стран, государств, которые необходимы самым широким слоям общества и ряду предприятий (рекламы, маркетинга);
  • информационную — сбор, хранение и предоставление возможностей использования широкого набора сведений о природе, населении, народах, культуре, экономике страны, ее особенностях и типичных чертах;
  • развивающую — международные и внутригосударственные связи и отношения, которые стали основой для охвата территорий разных стран турбизнесом; создания и публикации путеводителей; оптимизации деятельности предприятий и организаций, существующих в сфере коммерческого туризма;
  • учебную — в системе учебных заведений, подготавливающих специалистов по туризму.

Страноведение в туризме — это изучение природы, населения в целом и отдельных народов страны, ее истории и культуры, особенностей политики, хозяйства и окружающей среды, т.е. все компоненты страны, составляющие условия и предпосылки для организации и развития туризма на ее территории. Страноведение в туризме позволяет выявить туристические направления на конкретной территории и развивать их, следовательно, повысить эффективность туристической отрасли в целом. В связи с этим изучение туристского страноведения является особенно актуальным.

12 стр., 5585 слов

Влияние туризма на экономику РФ

... на экономику Российской Федерации и ее использование в управлении развитием туризма в стране. Поставленная цель достигается через решение следующих задач рассмотреть теоретические аспекты влияния индустрии туризма на экономику страны; проанализировать влияние туризма на экономику Российской Федерации на современном этапе; определить проблемы и пути совершенствования влияния туризма на экономику ...

Цель курсовой работы: изучить туристское страноведение.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • изучить этапы развития страноведения как науки. Объект и предмет исследований в страноведении;
  • изучить школы становления страноведения;
  • изучить краткую биографию основоположников страноведения;
  • изучить Вузы России специализирующиеся по направлению туризм, провести их сравнение.

Объектом курсовой работы являются Вузы России специализирующиеся по направлению туризм.

Предметом курсовой работы является туристское страноведение.

Курсовая работа состоит из введения, основной части, заключения, списка использованных источников. Во введении дается описание понятия «страноведение», кратно говориться о предмете и объекте этой дисциплины, направлении, ее целях и задачах. Первая глава посвящена истории возникновения страноведения. Рассмотрим биографии писателей, авторов, основоположников страноведения и их вклад. Во второй главе рассмотрим туристское страноведение в образовании. Рассмотрим вузы специализирующиеся профессионально в этой сфере. В заключение представлены основные выводы, полученные в процессе написания курсовой работы.

Основные подходы и методы, используемые при написании курсовой работы: аналитический, хорологический (пространственный), хронологический (временной), формально — логический, географический и культуристский.

При написании курсовой работы использованы материалы, подходы и методические приемы других дисциплин: исторического, географического (комплексного и проблемного), политологического, культуристского и других видов страноведения. При написании курсовой работы использована научная и учебная литература.

1. Географические основы страноведения

1.1 Этапы развития страноведения как науки. Объект и предмет исследований в страноведении

Как научная дисциплина страноведение прошло несколько этапов своего развития.

Первый этап (до XIX в.) — период стихийного страноведения. На этом этапе основную роль играли страноведческо — описательные работы, авторами которых были либо ученые, занимавшиеся изучением и описанием своего отечества, либо заезжие путешественники, составлявшие по возвращении описания посещенных ими земель и стран. Как правило, все страноведческие работы в течение многих веков были описательными. Но бывали, конечно, и исключения: ученые Античности и Средневековья были склонны и к аналитическому мышлению. Именно в их трудах появляются элементы анализа сложных взаимоотношений в природе и обществе, взаимосвязи между природой, человеком, хозяйством.

18 стр., 8557 слов

Анимационная деятельность в социальной работе зарубежных стран

... работы - социальная работа зарубежных стран. Предметом данной работы является анимационная деятельность как одно из направлений в социальной работе зарубежных стран. Гипотеза данной работы - анимационная деятельность в социальной работе зарубежных стран ... а также общих требований к модели анимационной деятельности в социальной работе зарубежных стран. Для достижения указанной цели решаются следующие ...

Второй этап (XIX в., особенно вторая его половина) — период появления достаточно большого числа аналитически страноведческих работ, в которых в большей или меньшей степени анализируются сложные связи внутри природы, населения, хозяйства и, что особенно важно, между природой, населением и хозяйством. Именно в этот период отдельными учеными высказываются и прямо противоположные взгляды: о решающей роли географической (природной) среды на развитие общества (географический детерминизм) и отсутствие такой роли (географический нигилизм) — взгляды, не ставшие, к счастью, директивными и потому не затормозившие развитие науки.

Третий этап (первая половина XX в.) — период быстрой дифференциации наук, когда специалисты стараются не столько расширять сферу своих научных интересов, сколько углублять ее. Это не могло не сказаться и на развитии страноведения. Единое когда-то страноведение стало дифференцироваться, появилось физико — географическое (природное) страноведение, социально — экономическое страноведение и др. Но на этом процесс дифференциации не остановился, что повлекло за собой опасность исчезновения страноведения как научной дисциплины. И эту опасность общество уловило; жизнь заставила вернуться на новом научном уровне к истокам страноведения и войти в новый этап его развития.

Четвертый этап (вторая половина XX в.) характеризуется возвращением к комплексному страноведению, но на новой теоретической основе, позволяющей не только описывать страну или район, но и глубоко анализировать всю систему связей триады природа — человек — хозяйство. Не случайно появляются комплексные страноведческие работы, часто имеющие важное ограничение: это работы геострановедческие. Поэтому в подавляющем большинстве публикаций почти отсутствуют элементы историко — культурного страноведения. Есть, правда, и исключения. В России — это награжденное Государственной премией 20-томное издание «Страны и народы» — достойный пример современного комплексного страноведения. Другие примеры единичны.

Страноведение связано прежде всего с описанием территорий регионов и стран и определением их естественных рубежей, с выявлением определенных пространственных и временных особенностей, присущих данным территориям и расположенным на них природным и антропогенным явлениям и объектам. Описание территорий регионов и стран мира должно производиться в соответствии с предметом исследования. Таких предметов в страноведении в зависимости от цели изучения страны может быть много: природа страны в целом и ее отдельные составляющие (климат, рельеф, природные воды и др.); население страны, его численность, расовый и этнический состав, языки, религии и др.; экономика страны, уровень ее развития, специализация сельского хозяйства и промышленности и т. д. Итак, основными предметами исследования в страноведении являются природа, население и хозяйство на территории страны или региона. Современные страноведческие исследования связывают разнообразные предметы в единый страноведческий комплекс, который позволяет сформировать более или менее объективный образ страны.

9 стр., 4408 слов

МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ТУРИЗМЕ

... их выполнения. Порядок проведения маркетингового исследования в общем случае состоит из пяти основных звеньев. 1. Выявление проблем и формулирование целей исследования считается важнейшим этапом. Правильно и точно сформулированная цель маркетингового исследования является залогом ...

Основной признак, по которому одна наука отличается от другой — это объект ее исследования, существенно отличающийся от предмета исследования. Например, объектом географии является планета Земля с ее материками, океанами и их более мелкими частями (горами и равнинами, морями, озерами, реками и т.д.).

Предметов исследований у географии множество — географическая оболочка, ее сферы и их взаимодействие, природные процессы, явления, природные закономерности и аномалии в различных сферах географической оболочки и пр.

Согласно определению, данному в Географическом энциклопедическом словаре, объектом страноведения являются «страны, как основные единицы социально — экономической организации мира, а также их крупные части (районы) и региональные группировки» [2].

По мнению Н. С. Мироненко, объектом исследований в страноведении может выступать максимально широкий пространственный диапазон географических образований:

  • макрорегионы мира, выделенные по разным критериям;
  • группировки государств;
  • отдельные страны мира;
  • области и районы крупных стран.

Страноведение имеет дело, прежде всего, с описанием территорий регионов и стран и определение их естественных рубежей, с выявлением определенных пространственных и временных особенностей, присущих данным территориям и расположенным на них природным и антропогенным явлениям и объектам. Описание территорий регионов и стран мира должно производиться в соответствии с предметом исследования. Таких предметов в страноведении, в зависимости от цели изучения страны может быть много: природа страны в целом и ее отдельные составляющие — климат, рельеф, природные воды и др.; население страны, его численность, расовый и этнический состав, языки, религии и др.; экономика страны, уровень её развития, специализация сельского хозяйства и промышленности и т.д. Современные страноведческие исследования связывают разнообразные предметы в единый страноведческий комплекс, который позволяет сформировать более или мене объективный образ страны.

В поле исследований комплексного страноведения в равной степени должны быть не только природные и антропогенные объекты, но и процессы и явления (природные, демографические, социально — экономические, экологические и др.), происходящие в пространстве и во времени на территории определенных регионов и стран в их взаимосвязи. При этом описание территорий и выявление их особенностей должно производиться на основе комплекса географических, исторических и социально — экономических методов, которые дают возможность осуществить анализ фактов и их синтез и ответить на ряд основных вопросов о территории. Применительно к изучаемой территории это позволяет выявить тенденции развития региона или страны.

1.2 Школы становления страноведения

В классическом страноведении выделяют четыре основные школы: немецкую школу описательного страноведения, французскую школу географии человека, антропогеографию и районную школу русского экономиста — географа Н. Н. Баранского.

Немецкая школа описательного государствоведения зародилась в германских университетах в XVII — XVIII вв.

6 стр., 2936 слов

По географии «Русские географы-путешественники»

... географии составляют его две крупные работы: «Цветущее состояние Всероссийского государства» и «Атлас Всероссийской империи». Первая написана на основе хранившихся в сенатских архивах ведомостей и сведений, полученных от русских путешественников ... специальное ответвление географии - экономическую географию. Именно этой теме были посвящены большинство его монографий, книг и энциклопедий. Родился ...

В университетах всем обучающимся необходимо было заучивать наизусть многочисленные сведения о странах и городах, территории, населении, хозяйстве, государственном строе, армии, финансах и др.

Характерными чертами этого направления была перегруженность фактами и слабость пространственного анализа связей между ними.

В середине XIX в. появляется научная школа, которая достигла больших результатов в области синтезирования страноведческих описаний. Она называлась антропогеография. Это название было придумано немецким географом Ф. Ратцелем, который, оставаясь на позициях географического детерминизма, сформулировал принципы антропогеографии, состоящие в изучении расселения людей в связи с различиями окружающей географической среды, а также с формирующимся в процессе расселения образом их жизни.

Роль природных факторов переоценивалась. Человек расценивался как производительная сила или потребитель. Антропогеографов обвиняли в перенесении естественных законов борьбы за существование в биологическом мире на человеческое общество. На этом основании в СССР антропогеография в 30-е годы XX в. была предана забвению [5].

Французская школа сильна своей страноведческой направленностью, отличается образностью комплексных страноведческих описаний, вниманием к человеку и циклам его жизнедеятельности, показом особенностей территории (характер изгородей, тип домов, хозяйственные постройки).

Видаль де ла Блаш считал ядром образ жизни.

Во французском страноведении отсутствовала жесткая и обоснованная схема характеристики территории. Материал излагался так, чтобы читатель почувствовал «аромат» территории. Принцип был такой: выбирались наиболее впечатляющие детали, бьющие на воображение, и они сближались между собой в тексте. В один ряд подчас ставились далекие друг от друга факты, например, политические, археологические и климатические. Географы французской школы страноведения изучали в первую очередь внешние выражения в ландшафте деятельности человека. Поэтому при всем своем названии — география человека — в работах школы упор делался на сферу, где человек теснее всего был связан с природой, более всего от нее зависел.

Российское страноведение (до 1917 г.).

Истоки с конца XVII в., когда на основании материалов Сибирского приказа было составлено краткое описание новых земель Сибирского государства, куда вошли географический обзор страны, сведения по этнографии. В. Н. Татищев и М. В. Ломоносов стали основоположниками отечественной экономической и социальной географии. Ломоносов исследовал территориальное разделение труда, а Татищев выделял региональную и страноведческую географию. Он ввел трехмерность: по ординате — географические дисциплины; по качествам: математическая (геодезия и картография), физическая и политическая (сводимая к экономической) география; по абсциссе — по масштабам исследования (по степени генерализации): планетарная, страноведческая и районная география; по стреле времени — различая древнюю, среднюю и современную эпохи. Достижением является труд К. И. Арсеньева «Статистические очерки России». К. И. Арсеньев развил представление о структуре территориального могущества России с позиции «центр — периферия». В XX в. П. П. Семенов-Тян-Шанский, Н. М. Пржевальский, П. К. Козлов провели экспедиционные работы и создали комплексные характеристики азиатской части России и прилегающих к ней территорий. Перед революцией 1917 г. в Уставе Русского географического общества (РГО) одной из задач было указано изучение и описание России и зарубежных стран. Страноведческая школа СССР сформировалась под воздействием идей Н. Н. Баранского, Н. Н. Колосовского, И. А. Витвера. Взгляды Н. Н. Баранского были подвержены критике. Страноведение «по Баранскому» было объявлено «пространственной наукой», противоречащей марксизму — ленинизму; его обвиняли в переоценке роли природной среды в развитии общества. Перед Великой Отечественной войной комплексное страноведение отошло на второй план. На его развитии негативно отразилась и изоляция СССР [5].

7 стр., 3416 слов

Комплексная географическая характеристика Черноморского побережья ...

... в Болгарии. Одно из самых известных мест Болгарии, конечно же, Черноморское побережье, курорты которого привлекают своей красотой и неповторимостью. Такие международные курорты Болгарии, как ... доступа: http://www. allnews4.me/– Загл. с экрана. [Электронный ресурс]: Туристические сезоны в Болгарии: лето в Болгарии, зима в Болгарии– Режим доступа: http://www. /168/travel-seasons/seasons-bulgaria. html ...

В послевоенные десятилетия были созданы комплексные страноведческие характеристики по всем регионам СССР. В 1950 — 1990 гг. было опубликовано около ста страноведческих монографий по странам зарубежного мира. В 1970 — 1985 гг. усилиями географов и этнографов была создана 20-томная комплексная страноведческая серия «Страны и народы». Таким образом, страноведческая школа в географии СССР сформировалась под непосредственным воздействием идей районной школы Баранского — Колосовского — Витвера, сложившейся на географическом факультете МГУ в предвоенные 30-е гг. Тогда же начало развиваться зарубежное страноведение в Ленинграде (В. М. Штейн).

После ВОВ плодотворно развиваются интересные коллективы страноведов в МГУ (И. М. Маергойз), Институте географии АН СССР под руководством К. М. Попова, Г. Д. Кулагина, В. Т.Зайчиков и В. М. Гохмана в Ленинграде (А. А.Долинин, Ю. Д. Дмитревский, Б. Н. Семевский, С. Б. Лавров.

1.3 Краткая биография основоположников страноведения

Николай Николаевич Баранский (1881 <https://ru.wikipedia.org/wiki/1881> — 1963 <https://ru.wikipedia.org/wiki/1963>гг) — советский экономико-географ, создатель советской районной школы как направления экономической географии <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B3%D0%B5%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D1%8F> (прил. 1, рис 1).

Под руководством Николая Баранского сформировалось районное направление в экономической географии и была создана научная отрасль географии городов. Баранский является автором нескольких учебников по экономической географии СССР для средних школ, трудов по социально — экономической географии и экономической картографии.

Является основателем и ответственным редактором журнала «География в школе» (1934 <https://ru.wikipedia.org/wiki/1934> − 1941 <https://ru.wikipedia.org/wiki/1941>гг., 1946 <https://ru.wikipedia.org/wiki/1946> − 1948 <https://ru.wikipedia.org/wiki/1948>гг.), был заместителем председателя Московского филиала Географического общества СССР (1946 <https://ru.wikipedia.org/wiki/1946> − 1963 <https://ru.wikipedia.org/wiki/1963>гг.).

Почётный член Географического общества СССР (1955 <https://ru.wikipedia.org/wiki/1955>г.), Болгарии, Югославии, Польши и Сербии.

Под руководством Баранского советская районная школа <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D1%80%D0%B0%D0%B9%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0> стала сначала доминирующим, а к концу 1930-х фактически единственным «разрешенным» научным направлением в советской экономической географии. Баранский является автором нескольких учебников по экономической географии СССР для средних школ, трудов по социально — экономической географии и экономической картографии.

7 стр., 3156 слов

География археологического туризма

... в учебном процессе при преподавании дисциплины «основы рекреационной географии». 1. Общая характеристика археологического туризма 1.1 Понятие археологического туризма Aрхеологический туpизм - туpизм, нaправленный нa знакомство c кyльтурными ... на стадии внедрения или полностью отсутствует. Обычно это связано с неблагоприятными экономическим или политическими условиями в данной стране [6]. Поехать «по ...

Умер 29 ноября <https://ru.wikipedia.org/wiki/29_%D0%BD%D0%BE%D1%8F%D0%B1%D1%80%D1%8F> 1963г. года <https://ru.wikipedia.org/wiki/1963_%D0%B3%D0%BE%D0%B4>. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87%D1%8C%D0%B5_%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B1%D0%B8%D1%89%D0%B5> (участок № 8).

Преподавательская и научная деятельность:

  • В 1920 <https://ru.wikipedia.org/wiki/1920> — 1921 <https://ru.wikipedia.org/wiki/1921>гг. преподавал в Сибирской высшей партийной школе, в 1921г. переехал в Москву, где преподавал в ряде учебных заведений:
  • <https://ru.wikipedia.org/wiki/1921> — 1929 <https://ru.wikipedia.org/wiki/1929>гг.

— Высшая партийная школа;

  • <https://ru.wikipedia.org/wiki/1927> — 1930 <https://ru.wikipedia.org/wiki/1930>гг. — Второй Московский университет <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%B3%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%83%D0%BD%D0%B8%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%82>, профессор на кафедре (направлении) экономической географии, созданной С. В. Бернштейн — Коганом <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B5%D1%80%D0%BD%D1%88%D1%82%D0%B5%D0%B9%D0%BD-%D0%9A%D0%BE%D0%B3%D0%B0%D0%BD,_%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B5%D0%B9_%D0%92%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87>.

В 1929 <https://ru.wikipedia.org/wiki/1929> г. — организовал кафедру экономической географии СССР <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D1%84%D0%B5%D0%B4%D1%80%D0%B0_%D1%8D%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%B3%D0%B5%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D0%B8_%D0%A1%D0%A1%D0%A1%D0%A0> на физико — математическом факультете Московского государственного университета <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%B3%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%83%D0%BD%D0%B8%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%82>, был её заведующим в 1929 <https://ru.wikipedia.org/wiki/1929>−1941 <https://ru.wikipedia.org/wiki/1941>гг. и 1943 <https://ru.wikipedia.org/wiki/1943>−1946 <https://ru.wikipedia.org/wiki/1946>гг., а до 1963 г. — профессором кафедры.

В 1933 <https://ru.wikipedia.org/wiki/1933>-1938 <https://ru.wikipedia.org/wiki/1938>гг. — профессор <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D1%84%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%BE%D1%80> в Институте мирового хозяйства и мировой политики <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%82%D1%83%D1%82_%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D1%85%D0%BE%D0%B7%D1%8F%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0_%D0%B8_%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B9_%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B8>, заведующий кафедрой экономической географии.

18 стр., 8725 слов

Современное состояние международного туризма и направления его развития

... не только предпочтения в выборе определенного вида туризма, но и направление, привычные маршруты сменяются новыми. В соответствии с этим целью данной работы является изучение современного состояния международного туризма и определение направлений его развития. Выбранная ...

В 1941 <https://ru.wikipedia.org/wiki/1941>-1943 <https://ru.wikipedia.org/wiki/1943>гг. — заведующий сектором географии Казахского филиала АН СССР.

В 1939 <https://ru.wikipedia.org/wiki/1939>г. — избран членом — корреспондентом АН СССР, в 1946 <https://ru.wikipedia.org/wiki/1946>г. был выдвинут на избрание академиком АН СССР, однако снял свою кандидатуру в пользу Л. С. Берга <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B5%D1%80%D0%B3,_%D0%9B%D0%B5%D0%B2_%D0%A1%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87>.

В 1946 <https://ru.wikipedia.org/wiki/1946>-1953 <https://ru.wikipedia.org/wiki/1953>гг. — заведующий редакцией экономической и политической географии Издательства иностранной литературы <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%B7%D0%B4%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE_%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B9_%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D1%8B> (Москва).

В 1951 <https://ru.wikipedia.org/wiki/1951>-1953 <https://ru.wikipedia.org/wiki/1953>гг. — исполняющий обязанности заведующего кафедрой истории географии географического факультета МГУ.)

Иван Александрович Витвер (1891 <https://ru.wikipedia.org/wiki/1891>-1966 <https://ru.wikipedia.org/wiki/1966>гг.) — экономико — географ <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B3%D0%B5%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D1%8F>, страновед, доктор географических <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B5%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D1%8F> наук (1938г.), профессор <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D1%84%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%BE%D1%80> МГУ имени М. В. Ломоносова <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%B3%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%83%D0%BD%D0%B8%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%82_%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B8_%D0%9C._%D0%92._%D0%9B%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B0> (1935г.) и МГИМО <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%93%D0%98%D0%9C%D0%9E> (прил.2, рис 2).

Заслуженный деятель науки РСФСР <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B0%D1%81%D0%BB%D1%83%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B4%D0%B5%D1%8F%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C_%D0%BD%D0%B0%D1%83%D0%BA%D0%B8_%D0%A0%D0%A1%D0%A4%D0%A1%D0%A0>.

Известен как основатель советской научной школы социально-экономического страноведения, автор серии учебников по социально — экономической географии зарубежных стран.

В 1910 <https://ru.wikipedia.org/wiki/1910>-1913 <https://ru.wikipedia.org/wiki/1913>гг. будущий учёный — страновед учился на естественном отделении физико — математического факультета <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B8%D0%B7%D0%B8%D0%BA%D0%BE-%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%84%D0%B0%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D0%B5%D1%82_%D0%9C%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D1%83%D0%BD%D0%B8%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%82%D0%B0> Московского университета, где слушал лекции по географии и антропологии профессора Дмитрия Анучина <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BD%D1%83%D1%87%D0%B8%D0%BD,_%D0%94%D0%BC%D0%B8%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B9_%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87>. В дальнейшем бросил учебу и поступил в Московскую консерваторию. Вернулся в университет в 1916 году <https://ru.wikipedia.org/wiki/1916_%D0%B3%D0%BE%D0%B4> и в 1921 <https://ru.wikipedia.org/wiki/1921> году окончил историко — филологический факультет по специальности «история». В 1922 <https://ru.wikipedia.org/wiki/1922> — 1926 г <https://ru.wikipedia.org/wiki/1926_%D0%B3%D0%BE%D0%B4>г. учился в аспирантуре Московского университета, параллельно работая научным сотрудником в Институте истории. В свободное время преподавал историю и экономическую географию в школе. В 1925 году <https://ru.wikipedia.org/wiki/1925_%D0%B3%D0%BE%D0%B4> Иван Витвер защитил диссертацию и получил степень магистра истории. После этого он перешел на работу в редакцию издательства «Большая Советская Энциклопедия», где трудился до 1932 года <https://ru.wikipedia.org/wiki/1932_%D0%B3%D0%BE%D0%B4>.

18 стр., 8830 слов

Туризм в направлении Южная Америка (Бразилия и Чили)

... ее из ряда других стран конкурентов. Туристская инфраструктура Венесуэлы позволяет принимать большое количество туристов и удовлетворять различные их потребности. 1.1.3 Чили Чили - самая длинная и узкая ... туристам не только экологический, пляжный, спортивный, но и насыщенный экскурсионно-познавательный туризм. Итак, Венесуэла располагает богатым набором как природно-рекреационных, так и культурно- ...

В 1929 году <https://ru.wikipedia.org/wiki/1929_%D0%B3%D0%BE%D0%B4> Н. Н. Баранский <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B9_%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87_%D0%91%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9> пригласил Витвера читать курсы по Латинской Америке на кафедре экономической географии СССР на географическом факультете МГУ <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B5%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%84%D0%B0%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D0%B5%D1%82_%D0%9C%D0%93%D0%A3>. В 1933 году <https://ru.wikipedia.org/wiki/1933_%D0%B3%D0%BE%D0%B4> Витвер начинает работать на кафедре в должности доцента. Спустя год, в 1934 году <https://ru.wikipedia.org/wiki/1934_%D0%B3%D0%BE%D0%B4>, Витвер становится заведующим первой организованной в России кафедры экономической и политической географии капиталистических стран <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D1%84%D0%B5%D0%B4%D1%80%D0%B0_%D1%81%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE-%D1%8D%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%B3%D0%B5%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D0%B8_%D0%B7%D0%B0%D1%80%D1%83%D0%B1%D0%B5%D0%B6%D0%BD%D1%8B%D1%85_%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD>. Еще через год — доктором географических наук и профессором без защиты диссертации (обычная практика того времени).

Эту должность он занимал на протяжении 20 лет.

В 1941 <https://ru.wikipedia.org/wiki/1941>-1943 годах <https://ru.wikipedia.org/wiki/1943_%D0%B3%D0%BE%D0%B4>

  • в годы ВОВ <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%9E%D1%82%D0%B5%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D0%BD%D0%B0>, в эвакуации был деканом географического факультета в Ашхабаде <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%88%D1%85%D0%B0%D0%B1%D0%B0%D0%B4> и Свердловске <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%B4%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA>. В 1944 <https://ru.wikipedia.org/wiki/1944>-1945 годах <https://ru.wikipedia.org/wiki/1945_%D0%B3%D0%BE%D0%B4>
  • преподавал на факультете международных отношений МГУ (МГИМО <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%93%D0%98%D0%9C%D0%9E> МИД).

В дальнейшем сосредоточился на научной и административной работе, был вынужден покинуть пост заведующего кафедрой экономической географии капиталистических стран в 1954 году из-за проблем со здоровьем.

И. А. Витвер — организатор науки, один из основателей советской научной школы социально — экономической географии зарубежного мира и страноведения. Специализировался на изучении стран Латинской Америки, Франции, Германии и др. стран Европы. Автор известного учебника «Экономическая география зарубежных стран» (16 изданий в 1935-1955 гг.).

Учебник был издан в Польше, Чехословакии, Болгарии, Венгрии, ГДР, Китае, Японии, Великобритании, Франции. В МГУ создал географические курсы по географии мирового хозяйства, истории экономической и политической географии зарубежных стран, спецкурсы по Германии, Франции и Великобритании. Иван Александрович Витвер, как и ряд других советских географов, ни разу не был за пределами СССР, что не мешало ему преподавать экономическую географию зарубежных стран и писать учебники по страноведению.

2. Вузы России, специализирующиеся по направлению туризм. Их сравнение. Характеристика вузов

Специальность «Туризм» является сравнительно новой. По данному направлению готовят специалистов как в государственных, так и в частных вузах. Конкурс при поступлении на бюджетное место составляет примерно 8 — 9 человек.

Учебная программа студентов состоит преимущественно из гуманитарных дисциплин. Будущие работники туристической сферы на первом и втором курсах изучают политологию, риторику, социологию, русскую и зарубежную литературу и многие другие необходимые предметы.

Сегодня существует три основных направления, на которые нацеливает абитуриентов специальность «Туризм». Вузы нашей страны осуществляют подготовку по следующим: география; иностранные языки (минимум 2); информационные технологии. Обучение по специальности «Туризм» на старших курсах предполагает изучение всех тонкостей разработки и продажи различных туров, путевок. Также студенты знакомятся с организацией гостиничного, ресторанного и туристического бизнеса.

В настоящее время в России функционирует 126 Вузов, в которых предоставляется возможность освоения специальности «Туризм». Количество Вузов, обучающих направлению «Туризм», представлено в таблице 1.

Таблица 1. — Вузы, обучающие направлению «Туризм» на территории России (составлено автором)

Город Количество Вузов, ед.Москва <#»justify»>Наибольшее количество Вузов сконцентрировано в Москве, Санкт — Петербурге и Екатеринбурге. Наиболее известными Вузами, обучающими направлению «Туризм» являются следующие: РМАТ, РГУТиС, ИТиГ, МИГМТ, ИГИТМ, МГИИТ, БАТиП, СГУТиКД, РЭУ имени Плеханова, АНО ВО «РосНОУ».

Далее рассмотрим характеристику десяти вузов и сделаем сравнение:

  • Российская международная академия туризма.

РМАТ — это система непрерывного профессионального образования в сфере туризма и гостеприимства — подготовительные курсы, среднее профессиональное образование в туризме, высшее образование в сфере туризма, международные образовательные программы совместно с итальянскими, французскими и финскими университетами, второе высшее образование в туризме, курсы повышения квалификации в туристской сфере, профессиональная переподготовка сотрудников туристской сферы, дистанционное обучение, аспирантура.

Обучение в РМАТ платное <#»justify»>Стоимость обучения (2016 год): 225 000 руб. в год, оплата по семестрам.

10. АНО ВО «РосНОУ». Автономная некоммерческая организация высшего образования «Российский новый университет» основана в 1991 году <#»justify»>Таблица 2. — Сравнительная характеристика Вузов России, обучающих направлению «Туризм» (составлена автором)

ВУЗколичество программпроходной баллколичество бюджетных местстоимость обучения, тыс. руб./годРМАТ1191877,7РГУТиС365,35660ИТиГ22011069,6МИГМТ1186879,5ИГИТМ31751284,5МГИИТ267,31564БАТиП2220729СГУТиКД266,6875РЭУ имени Плеханова181,725225АНО ВО «РосНОУ»263,71855,085

На основе сравнительного анализа можно сделать следующие выводы:

Наибольшее количество программ по направлению «Туризм» предоставляет РГУТиС — три программы, По одной программе обучения предлагают Вузы: РМАТ и МИГМТ.

Наиболее высокая стоимость обучения в год в РЭУ имени Плеханова, стоимость обучения в год составляет 225 тыс. руб. Наиболее низкая стоимость обучения в БАТиП.

Максимальное количество бюджетных мест по направлению «Туризм» предоставляет РГУТиС — 56 мест. Наименьшее количество бюджетных мест в БАТиП, более того, для того чтобы сохранить бюджетное место в данном Вузе студент должен сдавать каждую сессию, так чтобы 75% оценок было «хорошо» и «отлично», в противном случае студент переводится на платную форму обучения.

Наиболее высокий проходной балл в БАТиП, наиболее низкий проходной балл в РГУТиС.

Таким образом, в РГУТиС предоставляется выбор из трех программ, самый низкий проходной балл и максимальное количество бюджетных мест. Если студент поступает на коммерческую основу обучения, то стоимость в РГУТиС на среднем уровне по Вузам России и составляет 60 тыс. руб. в год.

Заключение

В процессе выполнения курсовой работы достигнута поставленная цель: изучить туристское страноведение.

Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:

  • изучены этапы развития страноведения как науки. Объект и предмет исследований в страноведении;
  • изучены школы становления страноведения;
  • изучена краткая биография основоположников страноведения;
  • изучены Вузы России, специализирующиеся по направлению туризм, провести их сравнение.

Страноведение связано прежде всего с описанием территорий регионов и стран и определением их естественных рубежей, с выявлением определенных пространственных и временных особенностей, присущих данным территориям и расположенным на них природным и антропогенным явлениям и объектам. Описание территорий регионов и стран мира должно производиться в соответствии с предметом исследования.

В классическом страноведении выделяют четыре основные школы: немецкую школу описательного страноведения, французскую школу географии человека, антропогеографию и районную школу русского экономиста — географа Н. Н. Баранского.

Специальность «Туризм» является сравнительно новой. По данному направлению готовят специалистов как в государственных, так и в частных вузах. Конкурс при поступлении на бюджетное место составляет примерно 8-9 человек.

В настоящее время в России функционирует 126 Вузов, в которых предоставляется возможность освоения специальности «Туризм». Наибольшее количество Вузов сконцентрировано в Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге. Наиболее известными Вузами, обучающими направлению «Туризм» являются следующие: РМАТ, РГУТиС, ИТиГ, МИГМТ, ИГИТМ, МГИИТ, БАТиП, СГУТиКД, РЭУ имени Плеханова, АНО ВО «РосНОУ».

Проведена сравнительная характеристика Вузов России, обучающих направлению «Туризм» по основным параметрам: количество программ, проходной балл, количество бюджетных мест, стоимость обучения.

На основе проведенного сравнения выявлено, что в РГУТиС предоставляется выбор из трех программ, самый низкий проходной балл и максимальное количество бюджетных мест. Если студент поступает на коммерческую основу обучения, то стоимость в РГУТиС на среднем уровне по Вузам России и составляет 60 тыс. руб. в год.

туризм страноведение географический

Список использованных источников

[Электронный ресурс]//URL: https://jret.ru/kursovaya/turistskoe-stranovedenie-2/

1.Анучин В. А. География, страноведение и системный подход. Вопросы географии. 1981г.№116. с.36 — 50.

  • Козырева А. М. Страноведение: учеб. пособие. Яросл. Гос. ун — т им. П. Г. Демидова — Ярославль: ЯрГУ, 2012 — 112с.
  • Косолапов А.

Б. Туристское страноведение. Европа и Азия: учебно — методич. Пособие. 2 — е изд. М.: КНОРУС, 2006, 400с.

  • Машбиц Я. Г. Основы страноведения: кн. для учителя. М.: Просвещение, 1999.
  • Прохоров А.

М. Большой энциклопедический словарь (БЭС).

2 — е изд, перераб. и допол. Издан: СПБ: Норинт. 1456 с.

  • Сапожникова Е. Н. Страноведение: теория и методика туристского изучения стран: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 3 — е изд., испр. — М.: Издательский центр Академия, 2006. — 240 с.
  • Трешников А.

Ф. Географический энциклопедический словарь: понятия и термины. Издательство: М.: Советская энциклопедия, 1998г. 432с.

  • Ушаков Д. С. Страноведение. Изд — во: ИКЦ МарТ, 2007, 256с.
  • Чепалыга А.Л.

Чепалыга Г.И. Регионы России: справочник. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2001.

  • Экономическая и социальная география: Основы науки: учебник для студ. высших учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.