Международный туризм в настоящее время является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей внешнеэкономической деятельности. Неуклонный рост влияния туризма как на мировую экономику в целом, так и на экономику отдельных стран и регионов является одной из наиболее значительных, постоянных и долгосрочных тенденций, которая сопутствует формированию и развитию мирового хозяйства. Становится очевидным превращение туризма в крупную самостоятельную отрасль национальной экономики, деятельность которой направлена на удовлетворение специфических потребностей населения. Многообразие этих потребностей удовлетворяется не только туристскими предприятиями, но и предприятиями других отраслей, что обусловливает значение туризма как одного из факторов мультипликативного воздействия на развитие экономики. Туризм является одним из факторов мировых интеграционных процессов, а туристский бизнес становится сейчас значимым сектором экономики.
Казахстан, обладая уникальными природными ресурсами и самобытной культурой кочевого народа, имеет огромный нереализованный потенциал для развития туризма на международном и региональном рынках.
Туристический потенциал рекреационных ресурсов и историко-культурного наследия позволяет Казахстану гармонично интегрироваться в международный рынок туризма и достичь интенсивного развития туризма в стране. Это обеспечит устойчивый рост занятости и доходов населения, стимулирование развития смежных с туризмом отраслей и увеличение притока инвестиций в национальную экономику.
Индустрия туризма в Казахстане на государственном уровне признана одной из приоритетных отраслей экономики. Анализ статистических и эмпирических данных свидетельствует о возрастающем интересе к Казахстанскому туристическому продукту и благоприятных тенденциях роста количества туристов и расширения рынков сбыта.
Республика становится более привлекательной для бизнесменов, спортсменов, ученых, любителей экстремального отдыха, а также для людей, интересующихся историей и сегодняшним днем стран, расположенных на Великом Шелковом пути.
Поскольку большую часть территории Казахстана занимают горы, то именно они являются наиболее привлекательным ресурсом для туристов дальнего зарубежья. Приключенческий туризм пользуется высоким спросом на мировом туристическом рынке.
1.
Особенности туристического рынка Казахстана, Казахстан
Рис. 1. Туристопоток по всем направлениям
Общий объем оказанных услуг в туристской отрасли увеличился на 5,1% и составил 34,9 млрд. тенге (в январе-июне 2010 года 33,2 млрд. тенге).
Туризм как отрасль экономики
... написания курсовой работы были изучены учебники: «Туризм как экономический приоритет» под редакцией Л. Ю. Проурзина , «Мениджмент туризма: Экономика туризма» под редакцией В. А. Квартальнова и статьи по экономике туризма из журнала «Туризм», Менеджмент туризма по ...
За отчетный период наблюдается увеличение туристских потоков по всем направлениям:
- количество посетителей въездного туризма увеличилось на 44,1% и составило 2 747,4 тыс. человек (в январе-июне 2010 года 1 906,9 тыс. человек);
- количество посетителей выездного туризма увеличилось на 76,7% и составило 4 770,5 тыс.
человек (в январе-июне 2010 года 2 699,4 тыс. человек);
- количество посетителей внутреннего туризма увеличилось на 7,2% и составило 2 211,9 тыс. человек (в январе-июне 2010 года 2 062,7 тыс. человек) [5].
Особенности туристического рынка в Казахстане:
ü наличием уникальных природных зон и заповедников, историко-культурных достопримечательностей мирового уровня;
- ü выгодное географическое положение, что способствует притоку туристов из стран СНГ;
- ü незначительное влияние туризма на экономику страны;
- ü отсутствие широкого спектра анимационных программ;
- ü большинство туристических фирм ориентируются на эмиссивные туристические рынки;
- ü развитие выездного туризма более динамичны, нежели внутреннего и въездного;
- ü возможность развития практически всех видов туризма;
- ü непризнание туристской деятельности приоритетом со стороны местных органов управления;
- ü не туристический имидж Казахстана;
- ü отсутствие квалифицированных кадров в сфере туризма.
2. Государственное регулирование в сфере туризма в Казахстане
Основными принципами государственного регулирования туристской деятельности в Республике Казахстан являются:
1) содействие туристской деятельности и создание благоприятных условий для ее развития;
- определение и поддержка приоритетных направлений туристской деятельности;
- формирование представления о Республике Казахстан как о стране, благоприятной для туризма;
— обеспечение безопасности, защиты прав туристов и туристских организаций Республики Казахстан и их объединений, а также защита их интересов и имущества [8].
Основными целями государственного регулирования туристской деятельности являются:
1) обеспечение прав граждан на отдых, свободу передвижения в области туристской деятельности;
- охрана окружающей среды;
- создание условий для деятельности, направленной на воспитание, образование и оздоровление туристов;
- развитие туристской индустрии, обеспечивающей потребности граждан при совершении путешествий;
- создание новых рабочих мест, увеличение доходов государства и граждан Республики Казахстан за счет развития туристской индустрии;
- развитие международных туристских контактов.
Приоритетными направлениями государственного регулирования туристской деятельности являются
становление туризма как высокорентабельной отрасли экономики Республики Казахстан;
- учет государственных интересов, защита природного и историко-культурного наследия Республики Казахстан при использовании туристских ресурсов;
- введение льготных условий для организации туристской и экскурсионной работы среди детей, подростков, молодежи, инвалидов и малообеспеченных слоев населения;
- создание благоприятных условий для инвестирования туристской индустрии;
- поддержка и развитие туристских организаций, занимающихся въездным и внутренним туризмом на территории Республики Казахстан;
- создание эффективной системы туристской деятельности для обеспечения потребностей внутреннего и международного туризма.
1) определения политики по развитию индустрии туризма, инвестиций в туризм;
- принятия нормативных правовых актов, направленных на совершенствование отношений в области туристской деятельности;
- лицензирования туристской деятельности, стандартизации в области туристской деятельности в соответствии с законодательством Республики Казахстан о лицензировании;
- выделения бюджетных ассигнований на разработку и реализацию государственных программ развития туризма в соответствии с бюджетным законодательством;
- содействия кадровому обеспечению туристской деятельности;
- содействия участию отечественных туристов, туроператоров и турагентов и их объединений в международных туристских программах;
- содействия в продвижении туристского продукта на внутреннем и мировом туристских рынках;
- обеспечения рационального и эффективного использования, учета и защиты туристских ресурсов страны [6].
Систему государственного регулирования развития туризма можно представить следующими компонентами:
- Субъекты регулирования;
- Государственные органы и общественные организации;
- Формирование единой государственной политики регулирования развития туризма;
- Методы государственного регулирования;
- Инструменты государственного регулирования [7].
Таблица 1. Структура государственного регулирования туризма в Казахстане
№ |
Год |
Название ведомства |
Номер модели |
1. |
До 1989 |
Госкомтурист СССР |
3 |
2. |
1989-1992 |
Центральное ведомство по туризму отсутствовало |
4 |
3. |
1992-1993 |
Министерство культуры и туризма РК |
2 |
4 |
1993-1994 |
Гос. Комитет Казахстана по туризму Комитет по делам молодежи, физической культуре и туризму |
3 |
5. |
1994-2006 |
Государственный комитет РК по физической культуре и туризму |
3 |
6. |
2006-2012 |
Министерство туризма и спорта Республики Казахстан |
2 |
7. |
2012 |
Агентство РК по делам спорта и физической культуры — ведомство при Правительстве РК |
3 |
Агентство Республики Казахстан по делам спорта и физической культуры — ведомство при Правительстве Республики Казахстан, являющееся центральным исполнительным органом, осуществляющим руководство, а также в пределах, предусмотренных законодательством, межотраслевую координацию в сфере туризма, игорного бизнеса, физической культуры и спорта (см. приложение 2).
На сегодняшний день Председателем Агентства по делам туризма и спорта Республики Казахстан является Талгат Ермегияев [8].
Важную роль также выполняет:
ü Совет по туризм
ü Туристский информационный центр.
Совет по туризму создается в качестве консультативно-совещательного органа при Правительстве Республики Казахстан.
В состав совета по туризму входят представители уполномоченного органа и заинтересованных государственных органов, а также представители ассоциаций и иных объединений в области туристской деятельности.
Совет по туризму:
вырабатывает предложения по вопросам развития туризма, привлечения инвестиций в данную отрасль экономики, обеспечения благоприятного режима въезда в Республику Казахстан и создания условий для выезда туристов за границу, формирования туристского имиджа республики, подготовки специалистов в области туристской деятельности;
- для целей информирования потребителей туристских услуг о качестве услуг ведет рейтинг лиц, осуществляющих туристскую деятельность, по утвержденному им порядку.
Туристский информационный центр является организацией, учреждаемой Правительством и (или) акиматом области (города республиканского значения, столицы), создаваемой для формирования и распространения информации о Казахстане и его туристском потенциале, продвижения туристского продукта на международном туристском рынке и внутри государства, а также в целях создания условий для развития новых субъектов предпринимательства и научно-методического обеспечения в области туристской деятельности [9].
Государственное регулирование туристской деятельности осуществляется путем:
- создания нормативных правовых актов, направленных на совершенствование отношений в сфере туристской индустрии;
- содействия в продвижении туристского продукта на внутреннем и мировом туристских рынках;
- защиты прав и интересов туристов, обеспечения их безопасности;
- лицензирования, стандартизации в туристской индустрии, сертификации туристского продукта;
- установления правил въезда в РК, выезда из РК и пребывания на территории РК с учетом интересов развития туризма;
- прямых бюджетных ассигнований на разработку и реализацию федеральных целевых программ развития туризма;
- создания благоприятных условий для инвестиций в туристскую индустрию;
- налогового и таможенного регулирования;
- предоставления льготных кредитов, установления налоговых и таможенных льгот туроператорам и турагентам, занимающимся туристской деятельностью на территории РК и привлекающим иностранных граждан для занятия туризмом на территории РК;
- содействия кадровому обеспечению туристской деятельности;
- развития научных исследований в сфере туристской индустрии;
- обеспечения картографической продукцией;
- иными способами, применяемыми в порядке, установленном законодательством РК.
Специфическое отличие современной модели государственного регулирования развития туризма от других отраслей народного хозяйства является то, что в регулировании отрасли участвуют общественные организации, представленные туристскими ассоциациями.
Лицензия в Республике Казахстан выдается на каждый из следующих видов туристской деятельности:
- туроператорская;
- турагентская;
- услуги инструктора туризма.
В Казахстане до 1994 года классификация гостиниц осуществлялась в соответствии с «Положением об отнесении гостиниц к разрядам и номеров в гостиницах к категориям». В соответствии с данным Положением все гостиницы подразделялись на семь разрядов: «Люкс», «Высший А», «Высший Б», 1, 2, 3 и 4 категории. Мотели подразделялись на пять разрядов: «Высший А», «Высший Б», 1, 2 и 3 разряды.
В 1994 году в соответствии с ГОСТом 28681-90 «Стандартизация в сфере туристско-экскурсионного обслуживания» было разработано «Положение о критериях классификации гостиниц», в соответствии с которым рекомендовано внедрить французскую систему классификации — по звездам (от одной до пяти для гостиниц, от одной до четырех — для мотелей) [10].
В целом в Казахстане за основу можно принять следующую классификацию отелей:
* — Стандартный двухместный номер должен быть приблизительно 8-10 кв. м. В номере шкаф или вешалка, стулья, умывальник, зеркало, по два полотенца на каждого постояльца. Ежедневная уборка, смена белья должна происходить каждые 7-8 дней, полотенец — каждые 3-4 дня. Не менее двух ванных на этаж и один туалет не более чем на пять комнат.
* — Все то же самое, что в гостиницах 1*, только смена белья производится каждые 6 дней. Туалет и ванная комната обычно находятся в номере. В гостинице также должны находиться ресторан или кафе, а также предлагаться разные варианты питания.
* — Начиная с категории 3* и выше в каждом номере обязательно должны присутствовать туалет и ванная комната, туалетный столик, подставка для багажа, радио и т.д. Номера большей части трехзвездочных отелей, за исключением самых дешевых, должны иметь телевизор, кондиционер. Полы в них, как правило, выложены плиткой. Смена постельного белья происходит 2 раза в неделю. Полотенца меняют ежедневно. Из парфюмерных принадлежностей предлагается только мыло. В некоторых отелях можно взять напрокат утюг. На территории гостиницы могут располагаться: охраняемая автостоянка, бассейн (в курортных отелях), ресторан, парикмахерская, бизнес-центр, обмен валют. Персонал гостиницы должен быть одет в фирменную одежду, имеющую разделение по службам. Комнаты по размерам должны быть от 10-12 кв. м.
* — Все, что в гостиницах 3*, плюс, как правило, мини-бар, индивидуальный кондиционер, телефон, сейф, фен, шампунь, гель для ванной в каждом номере (выдаются обычно в день заезда).
Ежедневная смена белья и полотенец. Предоставляются такие услуги, как стирка, глажение и чистка одежды (при этом минимальное время заказа — сутки).
Прайс-лист можно узнать на reception. В номер подается меню завтрака. На территории гостиницы находятся: салон красоты, спортивно-оздоровительный центр, аренда автомобилей, ТВ-салон, музыкальный салон, игровой и конференц-залы, ресторан, сауна, плавательный бассейн и т.п. Площадь комнат, как правило, не менее 13 кв. м.
* — То же, что и в гостиницах 4*, но на более качественном уровне. А также в номере иногда может быть второй санузел и телефонный аппарат в ванной комнате. Площадь номера не менее 16 кв. м.
В отелях 4* — 5* предполагается наличие сьюгов (апартаментов), нескольких лифтов, всевозможных дополнительных услуг типа прачечной, химчистки, подачи завтрака и позднего ужина в номер, обмена валюты, вызова такси, продажи газет, сувениров и так далее [11].
год |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
Казахстан |
273 |
385 |
465 |
469 |
528 |
562 |
677 |
692 |
На основе данных таблицы построим график характеризующий данные изменения по годам [12].
Как видно из данных графика количество мест размещения в Казахстане с каждым годом становится все больше и больше и если не возникнут никаких финансовых трудностей, то эта тенденция сохранится.
3. Основные показатели развития туристического рынка в Казахстане
казахстан въездной туризм
Изучение основных показателей рынка туризма показывает, что несмотря на определенный рост финансовых показателей туристских предприятий, уровень развития туризма в РК в настоящее время невысок.
В работе установлено, что в своей деятельности туристские фирмы сталкиваются со многими проблемами, основными из которых являются: нестабильность налоговой политики, высокая конкуренция на рынке туристских услуг, недостаточная поддержка со стороны государства, нехватка собственных денежных средств, неплатежеспособность потребителя.
Таблица 3. Основные проблемы туристского рынка Казахстана
Проблема |
Содержание проблемы |
Низкое качество казахского продукта |
Отсутствие культуры обслуживания на казахских курортах, не позволяющее эффективно продавать турпродукт |
Низкий профессионализм |
Недостаток практических и теоретических знаний, низкий уровень подготовленности менеджеров туристских компаний |
Недобросовестность иностранных партнеров |
Недобросовестное отношение к казахским туроператорам со стороны иностранных партнеров |
Отсутствие информации о ситуации в регионах Казахстана |
Отсутствие развитых межрегиональных связей, объективной информации о специфике потребностей в регионах Казахстана. Недостаток информации о динамике и особенностях спроса среди различных групп региональных потребителей |
Низкий уровень рыночной культуры отношений |
Крайне низкий уровень бизнес-коммуникаций между турфирмами, направленных на совместное решение рыночных проблем |
Необъективность средств массовой информации |
Очевидная ангажированность целого ряда специализированных туристских изданий отдельными операторами. Необъективная и недостоверная информация |
Не прослеживается четкое позиционирование турфирм |
Постоянная переориентация деятельности туроператоров на различные клиентские сегменты. На рынке нет четко обозначенной позиционной структуры предложения, когда известно, что данная фирма работает только в этом сегменте |
Недостаточная проработанность нормативной и законодательной базы |
Отсутствие адекватной и законодательной базы на государственном уровне, оптимизирующей взаимоотношения между компаниями на рынке туруслуг |
Рынок туризма имеет уникальные факторы конкурентоспособности в отличие от товарного рынка и нуждается в дальнейших исследованиях; законодательным органам РК следует принять дополнения к существующим нормативным актам, регулирующим рынок туризма с учетом его особенностей.
В работе установлено, что в Казахстане начинает складываться сеть организаций, предоставляющих туристские услуги в виде создания и продвижения турпродукта. Однако участие турфирм пока ограничивается лишь незначительной долей в организации туристских потоков. Важной проблемой турфирм являются низкий профессионализм персонала и отсутствие законодательно проработанной государственной политики поддержки индустрии туризма.
Туристские компании вынуждены жестко конкурировать между собой в межсезонье и для освоения больших потоков туристов в пик сезона должны иметь резервные мощности номерного фонда. Это приводит к созданию и функционированию крупных корпоративных структур — туристско-гостиничных комплексов (ТГК).
В отличие от западных корпоративных структур подобного типа, персонал в ТГК не сезонно-наёмный, а постоянно работающий. Это обуславливает большие затраты на содержание персонала, которые в некоторых случаях превышают все допустимые пределы.
Отметим, что на большинстве предприятий туристской отрасли как таковые логистические системы отсутствуют.
Таблица 4. Место Казахстана в структуре мирового, макрорегионального и субрегионального туристических рынков
Основные показатели за последний год (2009) |
Значения показателей |
Место Казахстана в структуре туристического рынка |
макрорегионального (Европа) |
субрегионального (Цен. и Вос. Европа) |
||
Количество прибытий иностранных туристов, млн. |
3,118 |
1 |
1 |
5 |
||
После Болгарии, Чехии, Эстонии, Грузии |
||||||
Доходы от въездного туризма, $ млн. |
963 |
1 |
1 |
7 |
||
После Болгарии, Чехии, Эстонии, Венгрии, Литвы, Польши |
||||||
Расходы на выездной туризм, $ млн. |
1,105 |
1 |
1 |
6 |
||
После Болгарии, Чехии, Эстонии, Грузии, Польши |
||||||
Сальдо туристического баланса, $ млн. |
— 142 |
1 |
1 |
2 |
||
После Латвии |
Исходя из данных таблицы можно сделать вывод, что туристический рынок Казахстана эмиссивный.
Таблица 5. Количество обслуженных туристов
Годы |
Резиденты |
Нерезиденты |
2003 |
94 692 |
44 990 |
2004 |
154 885 |
31 367 |
2005 |
210 692 |
39 872 |
2006 |
255 626 |
45 789 |
2007 |
286 691 |
62 117 |
2008 |
261 070 |
37 937 |
2009 |
193 951 |
31 246 |
2010 |
261 709 |
36 640 |
2011 |
375 923 |
36 096 |
туристического рынка в казахстане 1">
По данным Агентства Республики Казахстан по статистике туристской деятельностью в 2011 году занималось 1 567 туристских организаций, которыми обслужено 375тыс.923 туристов (в 2010 году 261тыс.709).
Рост числа туристов в истекшем периоде обусловлен, прежде всего, увеличением, по сравнению с соответствующим периодом прошлого года, численности въезжающих (в 11,9 раза) за счет оформления и продления виз, экскурсионных и дополнительных услуг и выезжающих (в 2 раза), а также роста числа обслуженных по внутреннему туризму. В 2011 году за счет роста деловой активности структурных подразделений местных исполнительных органов, ведающих вопросами туризма, и руководителей туристских организаций получено увеличение количества обслуженных туристов в Акмолинской (13630чел., или 18,7%), Восточно-Казахстанской (14399 чел., или 72,5%), Жамбылской (2240 чел., или 34,1%), Павлодарской (3641 чел., или 22,2%) областях и г. Алматы (27,2%) и Астаны (19,6%), и в особенности Кызылординской области (2006г.-1069 чел.) почти в 2 раза больше, чем в 2008г.- 457человек. В тоже время на 28,6% сократилось количество обслуженных туристов в Костанайской области. В общем объеме оказанных услуг достигнуто значительное увеличение доли въездного, выездного и внутреннего туризма. В то же время увеличилось число посещений из стран вне СНГ. В 2009 году оно составило 51,3% от общего числа прибывших (в 2008 году-95,5%, в 2005 году 68,45%).
Основная масса туристов прибыла в республику из Германии (19213 чел.), США (2106 чел.), Китая (2190 чел.), Великобритания (1337 чел.).
Продолжается тенденция роста выездного туризма. На 18,6% или на 10189 человек увеличился его объем по сравнению с 2009 годом. Выездной туризм присущ деятельности туристских организаций всех областей. Среднее количество дней проживания в странах вне СНГ в 2009 году составило 3-4 дня. Наиболее посещаемыми казахстанскими туристами, по-прежнему, являются Турция (16952 чел. или 25,6%), Китай (16778 чел. или 58,2%), Германия (9360 чел. или 70%), ОАЭ (2991 чел. или 4,9%).
Численность туристов внутреннего направления снизилось на 0,98 раза и составила 36тыс.096 человек (в 2010 году 36640 чел.).
Снижение этого показателя допущено в Атырауской, Жамбылской и Карагандинской областях. Особенно резкое снижение доли внутреннего туризма произошло в Алматинской области. Если в 2010 году по внутренним маршрутам этой области было обслужено 1422 туристов, то в 2011 году только 317.
Таблица 6. Стоимость проданных путевок
Год |
Стоимость реализованных туров, тыс.тенге |
2003 |
2447104,6 |
2004 |
3472507,0 |
2005 |
|
2006 |
7466655,7 |
2007 |
13890745,9 |
2008 |
16926864,1 |
2009 |
19281603,7 |
2010 |
19400430,7 |
2011 |
22233751,9 |
За 2011 года доход от эксплуатации гостиниц в целом по Республике составил 10491982,5 тыс. тенге. По сравнению с 2010 годом за январь-сентябрь (8087170,6 тыс.т.) в соответствующем периоде 2011 года наблюдается увеличение дохода от эксплуатации гостиниц и других мест проживания на 2,9% или на 2404811,9 тыс.г. Наибольшая прибыль от гостиниц в 2011 г. получена в Атырауской 1702783,2 тыс.г., Мангистауской 415078,3 тыс.г., Карагандинской 311933 тыс.тг., Восточно-Казахстанской 275301,4 тыс.тг. и Актюбинской 254586,1 тыс.тг. областях, г. Алматы — 5186368,9 тыс.тг. и г. Астаны -1552185,3 тыс.тг. Доход туристских организаций от их деятельности обусловлен, прежде всего, ростом въездного туризма, доля которого составила 54,5%, что на 44% больше, чем в 2010 году. Внутренний туризм составил 55,7% или на 54,9% больше предыдущего года, а выездной туризм составил 18,6%, что на 10% больше предыдущего года. Наибольший доход получен туристскими организациями г.г.Астаны и Алматы, Восточно-Казахстанской, Карагандинской, Мангыстауской, Алматинской, Атырауской и Павлодарской областей. Доход Республики Казахстан от деятельности туристских организаций за 2011 года по видам туризма составил 22233751,9 тыс. тенге.
4. Развитие индустрии туризма в Казахстане, Цели зарубежных поездок казахов:
- Рекреация, отдых — 57%
- Культурно-познавательные — 23%
- Посещение друзей и родственников — 15%
- Прочие — 5%
Анализируя данные можно сделать вывод, что тенденции роста есть, но они незначительны, учитывая потенциал внутренних природных ресурсов страны. Представленные количественные показатели говорят о том, что туристическая отрасль не претерпела за последние годы принципиальных структурных и содержательных изменений.
Казахстан будет иметь перспективы развития туризма только при решении комплекса не только туристически ориентированных, но и социально-экономических проблем населения.
Страны лидеры въездного туристического потока:
- Германия;
- США;
- Китай;
- Великобритания;
- Россия.
Страны лидеры выездного туристического потока:
- Турция;
- Китай;
- Германия;
- Россия;
- ОАЭ.
Одним из основных факторов, влияющих на развитие международного туризма, являются пассажирские авиаперевозки. В настоящее время в республику выполняют регулярные полеты шесть авиакомпаний дальнего зарубежья («KLM», «Lufthansa», «British Airlines», «Asiana Air Arabia», «China South Airlines», «Turkish Airlines»).
Национальным авиаперевозчиком «Эйр Астана» выполняются регулярные рейсы в Турцию, Германию, Китай, Южную Корею, Таиланд, Великобританию, Индию, ОАЭ, Нидерланды.
В настоящее время Казахстан располагает аэропортами, имеющими допуск к международным авиаперевозкам, в городах: Астане, Алматы, Актобе, Атырау, Караганде, Костанае, Павлодаре, Петропавловске, Семипалатинске, Таразе, Уральске, Усть-Каменогорске, Шымкенте.
Согласно статистическим данным в 2011 году услугами воздушного транспорта воспользовались 248578 (57,1 процента) туристов.
В последние годы железнодорожный транспорт является популярным средством передвижения у основной части населения республики из-за более доступных цен на билеты.
По данным статистики, в 2011 году железнодорожным транспортом воспользовались 87615 (10,27 процента) туристов.
По территории Казахстана проходят 132 маршрута пассажирских поездов собственного формирования. В том числе в пригородном сообщении курсируют поезда по 69 маршрутам; в местном сообщении — 49, в межгосударственном сообщении — 11, международном — 3. Также через территорию Республики Казахстан пролегают маршруты 17 пассажирских поездов формирования стран СНГ.
По данным статистики, в 2011 году услугами междугородних автобусов воспользовались 87615 (20,1 процента) туристов, прочими сухопутными средствами — 53765 (12,36 процента) туристов.
Рациональное и бережное использование природных ресурсов способствует развитию в республике практически всех видов туризма. На сегодня перспективными направлениями в Казахстане представляются горнолыжный, курортно-рекреационный, оздоровительно-лечебный, экологический туризм. При этом в стране практически не остается экологически безопасных мест не только для отдыха, но и для проживания, так как зачастую люди сами доводят экологическую среду до критического состояния.
В сфере давно назрели серьезные системные проблемы, которые необходимо решать на всех уровнях власти. Так, можно выделить ключевые недостатки, тормозящие развитие въездного и внутреннего туризма в Казахстане:
- завышенные цены на все виды транспортных, гостиничных и ресторанных услуг. К тому же, высокая стоимость транспортных услуг, в первую очередь авиабилетов, увеличивает стоимость туристического продукта Казахстана и, соответственно, снижает его конкурентоспособность на международном рынке;
- слабый государственный контроль туристической сферы. После отмены лицензирования турагентской деятельности осуществлять контроль туристической деятельности становится сложнее, что приводит к стихийности и неконтролируемости деятельности многих турфирм;
- низкий уровень развития транспортной и гостиничной инфраструктуры. При подобном уровне развития инфраструктуры цены значительно завышаются с целью получить большую прибыль от минимального числа туристов;
- слабая научно-исследовательская база для изучения туризма. Нет основы для комплексного прогнозирования, долгосрочного планирования, территориальной организации туризма;
- недостаток профессиональных кадров в сфере туризма. Небольшое число грамотных гидов, заинтересованных в продвижении туризма в стране;
- несовершенство законодательного и экономического стимулирования въездного и внутреннего туризма на государственном и местном уровне;
- недостаточно квалифицированная организация обслуживания туристов, что создает отрицательный имидж, как конкретному туристскому центру, так и стране в целом;
- недостатки в политике государства и местных властей по созданию положительного имиджа как страны привлекательной для туризма;
- бедность ассортимента предлагаемых услуг;
- отсутствие комплексной маркетинговой стратегии по пропаганде внутреннего и въездного туризма.
Казахстан, несомненно, привлекателен для иностранных туристов и местного населения, но сдерживающие факторы мешают полноценному развитию туризма в
Необходимо реально оценивать, что туризм в Казахстане как один из видов экономической деятельности не будет приносить тех доходов, которые ожидают от него профильные государственные структуры. При этом не стоит и преуменьшать возможностей отрасли, которая, при правильном и рациональном направлении может приносить неплохие доходы, улучшая тем самым ресурсную базу внутреннего туризма.
Учитывая состояние и тенденции туристической отрасли в Казахстане, для решения проблем, предлагается:
- усилить практическую значимость применяемых действий профильных научных структур, которые занимались бы вопросами комплексного прогнозирования развития и территориальной организации туризма, вели работы по оценке туристическо-рекреационных ресурсов, разрабатывали научные принципы организации туризма, включая отдельные его виды, и управления ими;
- создать условия для отдыха и как следствие, подъема экономики за счет рентабельности туристических объектов. Это обеспечит устойчивый рост занятости и доходов населения, стимулирование развития смежных с туризмом отраслей;
- развивать систему государственного регулирования и поддержки туристической деятельности посредством совершенствования законодательства по вопросам развития въездного и внутреннего туризма, упрощения регистрационных процедур;
- наладить взаимодействие различных министерств в области развития внутреннего туризма, так как решение данной задачи требует комплексного подхода с точки зрения науки, культуры, образования, здравоохранения;
- повысить качество транспортных и гостиничных услуг в соответствии с требованиями, установленными системой технического регулирования;
- во избежание нанесения большего вреда экологии и безопасности отдыхающих и местных жителей повышать уровень культуры и ответственности населения за нанесение ущерба окружающей среде;
- в целях широкой пропаганды и популяризации туризма широко освещать информацию о туристических фирмах на телевидении, в интернете, СМИ; создать единый интернет-журнал с полной информацией о туристических услугах каждого региона. Активный обмен информацией позволит осуществлять обмен рекомендациями между турагентами.
Все эти мероприятия будут способствовать дальнейшему развитию как внутреннего, так и въездного туризма, что в конечном итоге, приведет к значительному повышению привлекательности национального туристического продукта и интеграции Казахстана в систему мирового туристического рынка.
Создание привлекательного внутреннего туристического продукта, насыщенного разнообразными основными и дополнительными услугами, должно стать важной задачей развития казахстанского туристического рынка [13].
5. Тенденции развития эмиссивного туристического рынка в Казахстане
Тенденции:
- поддержка наименее обеспеченной части населения в реализации ими права на отдых;
- развитие самодеятельного (спортивного) туризма;
- соответствие турпродукта рыночному спросу и был востребован как на внутреннем, так и на международном рынке;
- развитие культурного туризма на казахстанском отрезке Великого Шелкового пути и тесно связанного с ним эколого-приключенческого туризма;
- развитие туристического имиджа Казахстана с помощью различных рекламно-пропагандистских мероприятий;
- совершенствование системы регулирования туристской деятельностью;
- приведение методики статистического учета услуг сферы туризма в соответствие с международными стандартами;
- развитие системы подготовки и повышения квалификации кадров в сфере туризма; развитие международного сотрудничества в области туризма;
- обеспечение мер по охране окружающей среды и сохранение культурного наследия;
- совершенствование системы информационного обеспечения.
Заключение
Республика Казахстан обладает объективными предпосылками для более активного выхода на мировые туристические рынки. Основным туристическим продуктом Казахстана являются разнообразные природные ресурсы, историческое и культурное наследие. Анализ статистических и эмпирических данных свидетельствует о возрастающем интересе к туристическим продуктам Казахстана и позитивных тенденциях развития туризма.
Главной целью развития туризма в Казахстане является формирование экологически и социально ориентированной, высокорентабельной и конкурентоспособной туристской индустрии, способной обеспечивать потребности туристов в разнообразных туристических услугах, приносящие доходы стране и новые рабочие места, в том числе и в смежных с туризмом отраслях экономики. Роль международного туризма в экономике РК определяется степенью достижения этой цели.
Туристическая индустрия Казахстана способна максимально реализовать свои конкурентные преимущества при концентрации рыночных усилий на определенных видах туризма и целевых рынках. Наиболее конкурентоспособными и привлекательными видами являются:
- курортно-рекреационный туризм;
- горно-приключенческий туризм;
- туризм на Великом Шелковом пути;
- деловой туризм.
Эти виды туризма являются наиболее перспективными до 2015 года, так как привлекательны для туристов и имеют высокую экономическую отдачу от вложенных средств за короткий промежуток времени.
В настоящее время доходы туристической отрасли составляют около $90 млн., к 2015 году они могут составить около $160 млн., что может стать существенным вкладом в ВВП страны, а также в формирование платежного баланса.
В последние годы идет заметное увеличение въезда в Казахстан граждан стран дальнего зарубежья. Если эта тенденция роста сохранится, то можно ожидать увеличения потока посетителей из стран дальнего зарубежья к 2015 году до 400 тыс. человек.
Таким образом, вышеприведенные данные свидетельствуют о растущей роли международного туризма в экономике Казахстана в настоящее время, а также о перспективах развития туризма в ближайшем будущем.
Список литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://jret.ru/kursovaya/turistskogo-predpriyatiya-rk/
1. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/ Казахстан#
2. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.centralasia-biz.com/cabiz/kazahstan/turizm/abt_turizm_kz.htm
— [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://visitkazakhstan.kz/ ru/about/75/
— [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://kzinform.com/ru/news/ 20110804/01984.html
— [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://visitkazakhstan.kz/ru/ about/128/
— [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.nomad.su/?a=3-201012080016
— [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.stat.kz/digital/turizm/ Pages/default.aspx
— [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://worldwidetour.ru/content/ 13/28/
— [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.kazatur.narod.ru/ zakon/1.HTML
— [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.kazatur.narod.ru/gost/ q2.HTML
— [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://arna-studio.kz/21/klassifikaciya-otelej-v-kazaxstane
— [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.stat.kz/digital/turizm/ Pages/default.aspx
— [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.ipr.kz/analytics/1/1/ 202#.UHmLDVFMQ1I