Технология подготовки и проведения фестиваля

Курсовая работа

Актуальность исследования состоит в том, что проведение больших и малых фестивалей исполнительских искусств в последние десять лет прочно вошло в повседневный обиход современной художественной жизни Российской Федерации, что актуализировало формирование новых моделей их проведения, финансирования, механизмов взаимодействия с органами управления культурой, потенциальными спонсорами и средствами массовой информации. Можно также наблюдать процесс формирования неповторимой фестивальной аудитории, в состав которой входят слушатели с высокой степенью избирательности.

Социальная значимость исследования состоит в том, что проведение фестивалей имеет огромное значение для сохранения единого культурного пространства страны в условиях массового сокращения гастрольной деятельности в нашей стране. Для сельских музыкальных коллективов, учреждений дополнительного образования, в том числе и для музыкальных школ – это в настоящее время едва ли не единственная возможность выступить за пределами своего города, района, села.

Степень научной разработанности исследования. Об организационно-педагогических аспектах проведения фестивалей упоминают многие. Например, Д.М. Генкин в учебном пособии «Массовые праздники» раскрывает назначение массовых праздников, их роль в культурно-просветительной работе, а также даёт методические рекомендации по проведению массовых праздников. В учебнике, написанном профессором, народным артистом России, заведующим кафедрой эстрадного искусства института имени А.В. Луначарского Шараевым И.Г. рассматриваются проблемы истории и современного состояния массовых театрализованных празднеств и зрелищ. Основное внимание, уделяя учебно-методическим вопросам профессиональной подготовке будущих режиссеров массовых представлений, раскрывает специфику постановочных, оформительских задач художественного воплощения замысла массовых представлений.

Большое значение и основные принципы проведения массовых праздников описывают в своих трудах: А.И. Чечетин «Основы драматургии театрализованных представлений»; И.М. Туманов «Режиссура массового праздника и театрализованного концерта»; О.И. Марков «Сценарно-режиссерские основы художественно-педагогической деятельности клуба»; А.А. Конович «Театрализованные праздники и обряды в СССР»; Л.П. Шарапов и В.Г. Косяков «Методические рекомендации в помощи организации массовых мероприятий»; И.В. Вайстфельд «Сюжет и действительность»; В. Волькенштейн «Драматургия»; В.Н. Гакен «Интересно ли в вашем клубе?»; Д.М. Генкин «Организация и методика художественно-массовой работы»; Н. Зотов «Основы драматического диалога»; С.Н. Иконникова «Клубоведение»; А.Ф. Некрылова «Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища»; Б.Н. Петров «Становление и развитие режиссуры представлений»; А.А. Рубб «Тайны режиссерского замысла»; Л.Б. Фелонов «Проблемы и тенденции современного монтажа».

49 стр., 24192 слов

Выбранной работы в литературных источниках освещена в недостаточном ...

... его составляющие; охарактеризовать особенности организации услуг питания в гостиничном предприятии, и принципы функционирования службы питания. На основе деятельности гостиницы «Азимут Уфа», провести общую характеристику гостиничного предприятия, проанализировать деятельность отдела по организации и проведению мероприятий (event отдела), ...

Объект исследования – фестиваль.

Предмет исследования – технология подготовки и проведения фестиваля

Целью исследования – обоснование технологии подготовки и проведения фестиваля.

Цель работы определяет задачи:

  • изучить литературу по теме исследования;
  • проанализировать фестиваль как особую художественную форму организации жизни;
  • выявить основные организационные этапы подготовки и проведения фестиваля;
  • рассмотреть опыт подготовки и проведения фестивалей зарубежных стран, в регионах России и в Пермском крае;
  • анализ процесса организации, подготовки и проведения социально-культурного проекта – фольклорного фестиваля «Бабье лето».

Методы исследования: аналитический, экспериментальный.

Практическая значимость исследования. Изучение апробированных крупнейшими зарубежными фестивалями методов формирования репертуарного предложения, опыта использования комплексной системы мероприятий маркетинга и фандрейзинга позволит внедрять лучшие достижения в этой области в организацию фестивальной деятельности в Российской Федерации для достижения максимального художественного эффекта и общественного резонанса.

Методологической основой исследования являются труды: Вороновой Е.Н, Гурьевой Г.Л, Медушевского В.В, Некрыловой А.Ф, Тульчинского Т.Л.

Цель и задачи выпускной квалификационной работы определили

1 глава посвящена анализу фестиваля с точки зрения его истории, структуры, современного состояния фестивального движения.

Во 2 главе мы анализируем процесс организации, подготовки и проведения социально-культурного проекта – фольклорного фестиваля «Бабье лето».

1. Фестиваль как проблема научного исследования

В данной главе рассматривается теоретические аспекты подготовки и проведения фестивалей. Будет раскрыто понятие фестиваля как объекта социально-культурной деятельности, сущность и структура его подготовки и проведения.

1.1. Понятие «фестиваль». Фестиваль как объект социально-культурной деятельности

Ни в одном из энциклопедических изданий или монографических исследований в области исполнительских искусств нет развернутого определения фестиваля как организационно-художественной формы театральной или музыкальной деятельности. Единственное определение этого термина дает словарь русского языка С.И.Ожегова: «Фестиваль — широкая общественная, праздничная встреча, сопровождаемая смотром достижений каких-нибудь видов искусств» [65, c.374]. Безусловно, это определение несет в себе отпечаток понимания значения фестиваля, прежде всего, как общественно-политической, а не художественной акции, характерной для культурной политики советского времени.

59 стр., 29017 слов

Методика проведения занятий по художественной гимнастике

... человека. У Дельсарта источником выразительности жеста был смысл слова, фразы, события, которые происходят в каком – либо драматическом действии. В художественной гимнастике работа над ... выразительностью движений человеческого тела. Они разработали множество упражнений, которые в дальнейшем уже в усовершенствованном виде стали широко применяться в художественной гимнастике. Особенно ярко было ...

Художественный контекст, который является для любого фестиваля доминирующим, во времена нормативного, идеологизированного управления художественными процессами, оказывался едва ли не второстепенным и вспомогательным по отношению к политическим установкам на создание видимости реальности, интернациональности, народности и партийности советской многонациональной культуры. Современные художественные задачи фестивальной практики значительно более многообразны, чем банальное обрамление тех или иных партийно-политических задач, и приведенное определение для современной культурной жизни является совершенно недостаточным.

Попробуем более внимательно рассмотреть особенности фестиваля как формы организации художественной жизни в области исполнительских искусств. Любой, даже самый продолжительный фестиваль, имеет четкие календарные сроки его проведения. Фестивальные мероприятия проводятся в единстве заранее установленного пространства страны, региона, города, концертного или театрального зала. Фестиваль как культурная акция предполагает наличие своей аудитории, на которую ориентирована его художественная концепция.

Фестиваль как явление художественной жизни отличается особой атмосферой праздника, ориентацией на показ лучших художественных коллективов и исполнителей, оригинальностью репертуарного предложения, отличного от репертуара стационарных коллективов. Основная задача фестиваля — внести свежую струю в культурную жизнь страны, региона, города, создать максимально широкое поле притяжения как для профессионалов в области театра и музыки, так и для рядовых зрителей и слушателей.

Учитывая перечисленные выше особенности, представляется возможным ввести следующее рабочее определение фестиваля как организационно-художественной формы: фестиваль представляет собой серию музыкальных концертов, подчиненных сквозной художественной идее или концепции, локализованных в ограниченный календарный период в определенном географическом и культурном пространстве.

Внимательный анализ организационных форм античного театра позволяет сделать предположение, что фестивальный принцип широко применялся в древнегреческом театре. Античность не знала стационарного, постоянно действующего театра. Театральные представления в древней Греции проводились один раз в году в период Дионисийских празднеств. В древнем Риме они проводились в ходе сатурналий. Античная трагедия, составлявшая основу театральных представлений, подчинялась общей религиозно-художественной идее и была локализована в едином времени и пространстве [23, c. 7].

Эта традиция получила свое развитие и в главенствующих театрализованных формах средневековья — мистериях и карнавалах. Мистерии — театрализованные действия на евангельские сюжеты разыгрывались только в периоды религиозных праздников и также подчинялись строгим религиозным канонам. Карнавалы, по определению М.М.Бахтина, были формой народной смеховой культуры, где доминировали театрализация, смена масок, костюмов [7,c.143]. Карнавалы представляли собой как бы антитезу мистериям, когда один раз в году можно сбросить с себя благочестие и окунуться в празднество плоти и низменных страстей, осмеивая все авторитеты, включая церковные. И мистерия и карнавал, будучи антиподами по своей сущности, разительно отличались от повседневности и не были столь регламентированы в отличие от других форм средневекового искусства, таких, как книжная миниатюра, иконопись или рыцарские романы.

9 стр., 4277 слов

Организация и проведение PR-кампании событийных мероприятий на ...

... событийного мероприятия- фестиваля «Искусство науки». Предмет квалифицированной работы является событийные PR Объектом квалифицированной работы является анализ событийных мероприятий фестиваля «Искусство науки» Изучение теории и практики событийного мероприятия основано на работах ... В России примером удачного ивент-маркетинга стало продвижение шоколадного батончика «Сникерс». Мероприятие «Сникерс ...

Секуляризация повседневной жизни, появление нового буржуазного сословия, бурное развитие искусств в эпоху Ренессанса привели к профессионализации творческой деятельности не только в области литературы, изобразительных и пластических искусств, но в театре и музыке. Появляются стационарные и передвижные театры, потребность в зрелищных развлечениях формирует их в сферу профессиональной деятельности. Возможно, именно это и обусловило постепенное умирание синкретических театральных форм средневековой культуры. А вместе с ними прервалась и традиция фестиваля как формы организации художественной жизни [24, с. 101].

Возрождение фестиваля как явления культурной жизни произошло на рубеже XIX и XX столетий. Явилось это следствием появления новой городской культуры, развитие которой стали определять средства массовой коммуникации — газеты, журналы, радио, звукозапись, кино, а в послевоенный период телевидение. Бурное развитие новых информационных технологий радикальным образом отразилось на организационных формах функционирования исполнительских искусств. Благодаря радио, телевидению, грамзаписи стремительными темпами происходила интернационализация международного артистического рынка. Формируется новый тип аудитории исполнительских искусств, обладающий высокими критериями избирательности и значительно большей степенью информированности о художественных процессах. Гастроли лучших театральных, музыкальных коллективов, солистов-инструменталистов, вокалистов становятся практически повседневным явлением [69,с. 29].

Возрождение фестиваля с подчеркнуто праздничной ритуальной атмосферой, желанием сделать каждый спектакль или концерт уникальным событием, выходящим за рамки привычной художественной практики, отвечало новой общественной потребности в обновлении коммуникативных процессов.

Выводы по параграфу

Мы выяснили, что фестиваль – явление художественной жизни, он имеет свою специфику по форме, содержанию, организации и проведения.

1.2. Типология фестивалей

Фестивали – одна из самых популярных в мире форм культурно-массовых мероприятий.

Фестивали условно можно разделить по жанрам: театральные, музыкальные, танцевальные, фестивали кино, литературные, фестивали профессий, товаров. Они бывают более или менее массовыми. Самые демократичные фестивали – для всех, на улицах города.

Разделение фестивалей по видам достаточно условно, так как современный фестиваль, благодаря разнообразию включенных в него событий, может носить смешанный характер. В зависимости от времени и места проведения фестивали могут быть сезонными (в зависимости от времени года, события), закрытыми (когда основные мероприятия фестиваля проходят на закрытых площадках, в камерной обстановке) и проводящимися «под открытым небом», когда основная часть событий происходит на открытых площадках, на фоне ландшафтных пейзажей.

15 стр., 7135 слов

Музейная педагогика в системе художественно-творческого развития детей

... в наши дни строится на перекрёстке «искусство и школа», «искусство и дети», «искусство и педагогика», «искусство и семья», «искусство и досуг», «искусство и социальная среда». Развитие эмоциональной отзывчивости, воображения и художественных ... созданию экспозиций, разрабатывает и проводит в жизнь программы работы с посетителями, ищет новые формы и методы работы с детьми, осуществляет социально- ...