Нотное письмо

Статьи

У каждого искусства есть свои базовые материалы, а также способы оформления их в законченные произведения. Чтобы воплотить в конкретную форму идею, зародившуюся в его голове, скульптор должен знать, как обращаться с разными видами камня, дерева и металла, художник, воспроизводящий трехмерный мир на двухмерном полотне, должен знать основные законы перспективы, возможные сочетания и контрасты цветов и оттенков имеющихся в его распоряжении красок. Задача композитора еще сложнее. Ему приходится иметь дело не с глыбой гранита и не с тюбиками краски перед холстом, а с отрезком времени, который нужно заполнить комбинациями звуков, способными захватить внимание слушателей.

Нотное письмоЗа исключением чисто электронных композиций, которые исполняются без помощи музыканта, в результате программирования, любые иные произведения выходят, если можно так сказать, из-под пера композитора: записываются согласно строго определенной системе. В том случае, когда произведение предназначено для исполнения оркестром, создание композитора будет интерпретироваться примерно ста музыкантами, играющими на разных инструментах под управлением дирижера, который может иметь о данной музыке представление, совершенно отличное от того, что было у автора. В случае сольного исполнения композитор также должен принимать во внимание характер и технику игры того или иного музыканта. Необходимо иметь в виду и акустические возможности концертного зала. Последние зачастую предопределяют, как будет звучать произведение, насколько оно будет чистым по тону и будет ли каждый аккорд как бы отрезан от другого или же он будет плавно переходить в другой.

Пифагор (слева) не только открыл знаменитую математическую теорему. Он также был музыкантом и разработал различные гаммы и тональности древнегреческой музыки. Эта работа (резьба по дереву; средние века) изображает философа в костюме XX столетия.

Для того чтобы записывать создаваемое музыкальное произведение, необходимо ознакомиться с нотным рядом, техническими особенностями каждого инструмента, а также общими положениями гармонии, в основе которых лежат законы акустики. Конечно, в современной музыке традиционные правила перестают быть строго обязательными. Но композиторы, подобно мастерам изобразительных искусств, должны досконально изучить эти правила, прежде чем почувствовать за собой право нарушать их. Традиционная западная музыка, истоки которой восходят к церковному песнопению, веками подчинялась законам гармонии. Она записывалась аккордами, отделенными один от другого. Получившая развитие теория гармонии доказывает, что какие-то ноты могут гармонировать, а какие-то — диссонировать. Но то, что является диссонансом для одного поколения, для другого совершенно приемлемо. Для средневекового монаха современный так называемый «общий аккорд», обозначаемый С, Е и О, был абсолютным диссонансом, сочетанием, которого они избегали, хотя позже он стал основным в классической музыке. То же можно сказать и о диссонансах современной музыки. Рано или поздно любой диссонанс перестает шокировать по мере того, как человек слышит его все чаще и чаще.

2 стр., 723 слов

Камерная музыка

... казалось бы, составе, камерная группа выглядит громоздкой. Одним из наиболее известных произведений для камерной музыки является октет Шуберта, который включает в себя контрабас, кларнет, рожок, фагот ... композитором Арнанжело Корелли около 1700 года, назывались "трио" (для трёх инструментов). Трио состояло из двух скрипок и виолончели; сопровождавший их клавесин придавал исполнению большую гармонию. ...

В средние века система нотной записи (сверху) существенно отличалась от современной. На этом манускрипте XV века мадригала в нотном стане шесть линий, а не пять, как теперь, а сами ноты квадратнообразные либо ромбовидные, в зависимости от их длины. Средневековая музыка, в основе которой лежала древнегреческая музыка, представляла собой многообразное сочетание тональностей и гамм. Пятилинейный стан и хорошо знакомые нам мажорная и минорная гаммы были приняты в XVII-XVIII веках. Средневековые мелодии сохранились в традиционных народных песнях и возрождаются композиторами XX столетия.

Средневековые песнопения записывались таким способом (слева).

Наши современные ноты округлой формы развились из музыкальных знаков того периода.

 

XX век стал свидетелем изменений в нотном письме. Традиционные положения гармонии все чаще, начиная от Вагнера и Дебюсси, отвергались, что в результате привело к 12-тоновой системе Шёнберга.

Позднее композиторы, такие как Веберн и Мессиан, принесли в музыку новые революционные идеи о тембре и ритме, а магнитофоны и компьютеры дали Штокхаузену, Ксенакису и другим возможности идти по пути невиданного усложнения музыки.

Многие современные партитуры несколько схожи с партитурами самых ранних периодов. Некоторые композиторы используют вместо нот графические изображения, что мы можем видеть на этом фрагменте партитуры «Одиссеи». Написанная австрийским композитором Анестисом Логотетисом, эта партитура балета рассчитана на три группы музыкантов.

И все же природа музыкального вдохновения остается такой же загадочной, как и тогда, когда Вагнеру «приснился» аккорд Е, преображенный им в полное волшебства вступление к опере «Золото Рейна», или когда позже Стравинскому привиделся торжественный языческий ритуал, несколько лет спустя вылившийся в божественную музыку балета «Весна священная». Вот какими незабываемыми словами описывал процесс сочинения музыки Бетховен: «Я подолгу вынашиваю мысли, прежде чем они вылетят на бумагу…

Я изменяю многие вещи, многие отбрасываю и затем пробую снова и снова до полного удовлетворения, потом тщательно разбираю произведение в уме — вширь, ввысь и вглубь, и, поскольку я твердо знаю, что должен сделать, основная музыкальная линия никогда не уходит от меня. Она поднимается, вырастает. Я слышу и вижу перед собой общую картину — под разными углами, слышу и вижу так, как она будет звучать, и тогда остается лишь все записать». Но без многолетнего опыта использования нотного письма вдохновенные видения Бетховена, Вагнера и Стравинского так бы и остались в их представлении.

22 стр., 10583 слов

Разработка тура для лиц третьего возраста «Средневековая Чехия»

... работы «Проблемы и перспективы развития рынка туризма для лиц третьего возраста» на сегодняшний день актуальной. Глава 1. Характеристика тура для людей «третьего возраста», «Средневековая ... населения, стимулирует рост производства многих товаров и услуг. Спрос ... фактор повседневной жизни, и тогда страны поняли экономическую выгоду ... комплекса туризма. Эта сложная по своему составу отрасль, являющаяся ...