Создатели музыки

Статьи

Лондонские «Променад-концерты» были бы невозможны без усилий множества людей, не относящихся непосредственно к миру музыки, начиная от рабочих сцены и кончая наборщиками концертных программок.

Создатели музыкиНа концертных представлениях слушатели зачастую радушно приветствуют рабочих сцены. Такая реакция совершенно естественна, так как без этих людей концерт не прошел бы гладко и звезда-дирижер или пианист, не говоря уже о первых скрипках и втором тромбоне, потерялись бы в мире музыки.

Музыканты прекрасно понимают: музыка — это такая сфера деятельности, в которую вовлечено огромное число людей самых разных профессий. Композитор, дирижер, музыкант оркестра, издатель, агент, менеджер концертного зала, все они вместе представляют собой тонко сбалансированную структуру, в которой ни одна составляющая не будет функционировать должным образом, если не будет хорошо работать другая.

Перед исполнением симфонии, увертюры или концерта, словом, перед достижением конечного результата проводится колоссальная организационная работа. Концерты планируются не на месяцы, а на годы вперед. В то время как завершаются последние приготовления к вечернему концерту, менеджер зала уже имеет законченное расписание концертов на весь следующий год и знает, какие оркестры и какие солисты будут играть в тот или иной вечер. И, как правило, уже располагает приблизительным расписанием концертов хотя бы на два года вперед. Это же относится и к оперным театрам, где организационный процесс намного сложнее: ведь в работу оперы вовлечены огромная армия специалистов вспомогательного плана, оркестр, хор и, наконец, солисты, в том числе звезды, разные в каждой постановке.

Вся эта деятельность создает среду, в которой исполняется музыка, сферу, в которую вовлечены все музыканты без исключения. Даже композитор, работая над своей партитурой, не может этого избежать. Прежде чем партитура будет распечатана, а произведение исполнено в концертном зале, ему приходится контактировать с очень многими людьми. И это далеко не ново. Такие композиторы, как Моцарт и Берлиоз, тратили немало времени, чтобы распечатать партитуры своих произведений и собрать музыкантов для их исполнения. В более поздние времена такие композиторы, как Штокхаузен и Дэйвис, основали свои собственные музыкальные группы для исполнения их новой и спорной музыки.

5 стр., 2125 слов

Музыка в пространстве музея

... музея. Деятельность Гайнского музея в изучении истории и культуры района. История формирования и содержания фондов музея. Сотрудничество музея с Камской археологической экспедицией. Пропагандистская деятельность музея. дипломная работа ... гг. Как и в предыдущих программах, в основе каждого вечера-концерта лежит одна общая тема, однако ассоциативные связи между музыкой и искусствами рассматриваются ...

Музыканты, которые выходят сегодня на концертную сцену или музыка которых исполняется постоянно, составляют всего лишь небольшую часть высокопрофессиональных исполнителей. В музыке, как и в любом другом творчестве, становится все труднее удержаться на вершине, так как с каждым днем появляется все больше искусных мастеров. В то же время значительно возросли шансы привлечь внимание слушателя: в наши дни проводятся такие престижные конкурсы музыкантов, как конкурс пианистов имени Чайковского в Москве или конкурс Би-Би-Си «Молодой музыкант года», которые представляют совсем еще юных исполнителей вниманию миллионов зрителей и обеспечивают им концерты как сольные, так и с известнейшими оркестрами мира.

К самым вдохновляющим музыкальным феноменам последних лет нужно отнести постоянно растущее число оркестров молодых исполнителей, где одарённые молодые люди играют музыку самого разного рода. Типичный пример — лондонский Школьный оркестр (сверху) под управлением Саймона Рэтла, одного из ведущих дирижеров Великобритании.

С другой стороны, композиторам теперь немного сложнее донести свою музыку до широкой аудитории. Сегодня люди мало интересуются новой серьезной музыкой, и даже концерты, на которых впервые исполняются новые произведения таких признанных композиторов, как Хенце и Картер, не собирают очень большого числа их почитателей. У молодого композитора довольно мало шансов услышать свое произведение, если только он не будет настолько удачлив, что сможет получить заказ какого-либо большого оркестра или радиокомпании. Услышав свое произведение однажды, он может никогда больше не испытать этого счастья.

Многие исполнители и композиторы заканчивают тем, что переходят на преподавательскую деятельность, передают своё мастерство и знания ученикам, большинство из которых также станет учителями. Такая перспектива может показаться малопрестижной, но это вовсе не так.

Телевидение представляет миллионам зрителей основы музыки. Баритон Томас Хемсли (слева) ведёт мастер-класс по каналу BBC.

 

В музыке старинная традиция взаимоотношений учителя и ученика живет начиная со средних веков. Этот сюжет стал основой оперы Вагнера «Нюрнбергские мейстерзингеры», которая рассказывает о турнире музыкантов, претендующих на место в музыкальной гильдии Нюрнберга. Тонкая нить преемственности связывает великих композиторов — прямо или посредством изучения произведений друг друга. Бах обучал своих сыновей, а один из них учил Моцарта. Гайдн и Моцарт учились друг у друга. Бетховен учил чешского композитора Черни, который был учителем Листа, а тот, в свою очередь, обучал новое поколение молодых пианистов и композиторов. В начале XX века Шёнберг учил Берга и Веберна, а изучение веберновской музыки Булезом, Штокхау- зеном и другими современными композиторами привело к многочисленным изменениям в мире музыки.

2 стр., 723 слов

Камерная музыка

... не пелось ("кантата"). Первые сонаты, например, написанные итальянским скрипачом и композитором Арнанжело Корелли около 1700 года, назывались "трио" (для трёх инструментов). Трио состояло из двух ... которые завоевывали аудитории своим темпераментом, Единственный инструмент, который может соревноваться в камерной музыке с фортепьяно, - скрипка, а в последнее время гитара. Соната - наиболее распростран ...

В настоящее время обучение игре и композиции является раздельным, хотя и не всегда. А в XVIII веке и ранее они были тесно взаимосвязаны. Бах обучал как игре, так и сочинительству, поскольку от всех композиторов требовалось умение играть на музыкальных инструментах для патрона, по крайней мере, в том случае, когда они надеялись получить

место директора придворного оркестра или музыкального театра. Во времена Моцарта эти две функции — играть и сочинять музыку — разделялись. В современной практике это разделение является почти всеобщим.

Св.Сесилия, покровительвица музыки (сверху), была замучена в Риме или на Сицилии в 200 году после Рождества Христова. Трудно сказать, когда она была названа покровительницей музыки. Возможно, это произошло около 1500 года, когда художники начали изображать ее играющей на органе и поющей. Согласно легенде, Св.Сесилия пела так сладко, что ангелы спускались с небес слушать ее. Примерно в 1570 году в городе Эврекс (Нормандия) начали отмечать день этой святой 22 ноября. В 1863 году в Лондоне было образовано музыкальное общество с целью исполнять ежегодно 22 ноября оду в ее честь. В 1692 году Генри Пёрселл написал величественную оду, названную «Приветствуем тебя, светлая Сесилия», а Гендель создал не менее прекрасную оду к ее дню рождения в 1739 году.

Примерно в последние 20 лет вновь получил прежнее значение еще один аспект музыки: ее используют в медицине, особенно при лечении душевнобольных. Древние греки хорошо осознавали эту связь и использовали музыку в тех же целях. Аполлон является покровителем как музыки, так и медицины. В Библии описывается, как Давид, играя на арфе, излечил царя Саула от приступа депрессии. В Южной Италии верили, что различные недуги — больше даже физические, нежели душевные, — вызванные укусом паука тарантула, могут быть излечены, если танцевать возле больного тарантеллу. Когда музыка потеряла свой магический смысл и стала рассматриваться в первую очередь как развлечение, она утратила свое значение для врачевателей.

Но сейчас музыка снова возрождается в этой своей ипостаси, например, при групповом общении в больницах для душевнобольных, и особенно с детьми, для которых недоступен смысл слов. Играя на таких инструментах, как игрушечный барабан, ребенок начинает «говорить» с внешним миром. Как сказал музыкальный терапевт, музыка может превратить примитивное существование в жизнь.