Структура многолетней подготовки спортсмена на примере вида спорта: «спортивный туризм, дисциплина – дистанция — водная»

Аттестационная работа

Туристская деятельность — это философия, образ и стиль жизни. Во всех своих формах туризм способствует всестороннему развитию личности ребенка, он используется как средство физического, эстетического, трудового, морально-нравственного, патриотического воспитания подрастающего поколения, как средство познания окружающей среды и человека в природных условиях. Современный ребенок стремится к тому, что он получает с экранов телевизоров и компьютеров. Он не видит и не замечает мира, существующего за границами его «виртуального бытия». Отсюда идет и массовое ухудшение здоровья детей — слабая физическая активность, интенсивные информационные нагрузки, и, как итог, психические расстройства, доводящие многих до девиантного поведения. Активизировать познавательную деятельность детей и подростков, оздоровить молодое поколение как морально, так и физически — вот важнейшие задачи современного образования. Туризм позволяет реализовать все эти задачи в полном объеме через путешествия, учебно-тренировочные сборы и соревнования. Привычку к здоровому, жизнерадостному образу жизни необходимо закладывать еще в раннем детстве. Участие в спортивных соревнованиях, сборах, походах, спортивных лагерях, преодоление физических и психологических препятствий содействует воспитанию дисциплины и взаимной страховки, дает новые и закрепляет уже приобретенные знания, способствуют самоутверждению ребят, повышает интерес к школьным занятиям, содействует взаимной выручке и выработке смелости, выносливости и бытовой самостоятельности. Развивает интуицию и ответственность в поступках и реальных делах.

Степень успешности и безопасности любых спортивных туристских мероприятий, базируется на всесторонней подготовленности их участников. Они должны обладать физической, морально-волевой, теоретической и технико-тактической подготовленностью, позволяющей перенести характерные для данного соревнования (похода) нагрузки, преодолеть их без аварий. В чем заключается процесс туристской подготовки? Подготовка туриста-водника представляет собой процесс формирования системы знаний, умений, навыков, необходимых для успешного, эффективного и безопасного проведения туристских мероприятий (соревнований и походов).В спортивном туризме, туристская подготовленность спортсменов позволяет им в частности: эффективно преодолевать характерные естественные препятствия, правильно организовать свое жизнеобеспечение в данном районе соревнования или путешествия, успешно ориентироваться на воде, переносить предельные для данного уровня сложности физические и психические нагрузки. Менеджмент туризма: Экономика туризма. — М.: Финансы и статистика, 2001. — 320с.

23 стр., 11089 слов

Пропаганда здорового образа жизни средствами спортивного туризма

... дипломной работе на тему «Фитнес как средство реализации потребностей в здоровом образе жизни» направлено на выявление причин низкой популярности фитнес туризма в России, как ... спортивно-оздоровительных учреждений, занимающихся организацией фитнес туров, для выявления технологий организации туров, привлечения клиентов и перспектив развития данного вида туризма. ... высокий уровень морально-волевых и ...

Понятие «подготовка туриста» лишь частично совпадает с понятием «тренировка туриста». Термин тренировка означает систематические упражнения для приобретения или совершенствования специальных умений и навыков. Понятие подготовки туриста, кроме собственно тренировки (развития) специальных двигательных качеств, общей и специальной выносливости, овладения техникой и тактикой преодоления дистанции соревнований (или маршрута), включает в себя и обучение методике планирования тренировочного процесса, управлению туристскими мероприятиями, умениям и навыкам жизнеобеспечения в условиях природной среды и т.д. Подготовка спортсменов-туристов высших разрядов и мастеров обязательно является многолетним процессом и осуществляется на базе научно-обоснованных учебно-тренировочных программ. В современных условиях неуклонный рост спортивных достижений, модернизация правил соревнований и спортивного инвентаря ведет, как следствие, к переориентации в развитии физических качеств, способностей (от общей выносливости — к специальной, от максимальной силы к скоростно-силовой и др.).

В теории и методике спорта представлены основы спортивной тренировки спортсменов общего и частного характера, касающиеся отдельных видов спорта (Л.В. Волков, 2002; А.А. Деркач, 1985; А.А. Исаев, 1998; Т.В. Михайлова, 2006; Н.Г. Озолин, 2004; В.Н. Платонов, 1988; В.П. Филин, 1987. В.В.Титов, 1982, Ю.Н.Федотов, И.Е.Востоков, 2002), что не отражает специфику подготовки в спортивном водном туризме.

В исследованиях, проведенных Бальсевичем В.К., Волковым Л.В., Платоновым В.Н. и другими, убедительно доказывается, что современная методика тренировки должна отказаться от стандартной (унифицированной) системы подготовки и включать содержание, обеспечивающее целесообразное соотношение средств и методов спортивной подготовки, учитывающее половозрастные и индивидуально-психологические особенности занимающихся и условия территории города, региона.

Актуальностью и значимостью данной работы является то, что несмотря на наличие типовых программ спортивной подготовки: «Юные туристы-многоборцы», «Туристы-проводники», Туристы-водники», рекомендованные для использования в системе дополнительного образования детей Министерством образования Российской Федерации, приходится их адаптировать под имеющиеся условия — территориальное расположение, имеющееся в наличии материально-техническое обеспечение, уровень финансирования учебно-тренировочного процесса, выездных соревнований, учебно-тренировочных сборов и т.п.

Таким образом, выявленное противоречие между догматическими подходами к тренировочному процессу и современными тенденциями развития спортивного водного туризма определили проблему поиска эффективных способов спортивной подготовки туристов-водников с учетом местных особенностей.

Объект исследования — многолетней учебно-тренировочный процесс туристов-водников в условиях Крайнего Севера.

Предмет исследования -содержание, способы тренировки туристов-водников в процессе многолетней подготовки.

Цель исследования — разработать и обосновать систему многолетней подготовки туристов-водников.

8 стр., 3569 слов

Физическая подготовка лиц занимающихся конным спортом (на примере конкура)

... спортивного совершенствования разрабатываются индивидуальные планы подготовки на следующий учебный год. 2.2 Планирование занятий физической подготовки лиц занимающихся конным спортом ... конного спорта (выездка, конкур, троеборье) Современные правила соревнований по олимпийским видам спорта Неолимпийские виды конного спорта (скачки, бега, пробеги, конно-спортивные игры) Травматизм в конном спорте, ...

Гипотеза исследования — предполагается, что совершенствование учебно-тренировочного процесса туристов-водников позволит рационально решать цели и задачи спортивной тренировки, достичь необходимого уровня их специальной подготовленности за счёт:

1. Провести эмпирическое рассмотрение сновных аспектов исторического формирования водных видов спорта, а также скрытые опасности, которые подстерегают спортсменов-водников, под водой;

2. Выявить специфику подготовки туристов-водников и эволюция методики спортивной подготовки спортсменов, занимающихся водными видами спорта;

3. Произвести внедрение механизированных технологий в области контроля безопасного занятия водными видами спорта на примере фридайвинга;

4. Сделать системный анализ правил контроля техники безопасности при занятиях водными видами спорта на примере фридайвинга;

5. Рассмотреть методы оказания первой медицинской помощи при несчастных случаях;

6. Выявить физико-химические процессы протекающие в организме при нырянии с задержкой дыхания;

7. Разработать обобщающие выводы по специфике разработанного материала.

Для достижения цели исследования и проверки выдвинутой гипотезы были сформулированы задачи:

  • приобретение необходимого объема знаний, умений и навыков по основам туристской деятельности; изучение теории, методики и организации физического воспитания, спортивной тренировки в туризме;
  • обеспечение необходимого уровня физической готовности обучающихся;
  • воспитание высоких личностных поведенческих качеств и навыков формирования благоприятного психологического климата в туристском коллективе;
  • всестороннее овладение туристской техникой и тактикой;
  • совершенствование мастерства в управлении рекреационными и спортивными туристскими соревнованиями (в том числе в управлении рисками).

В рамках реализации поставленных задач, были использованы следующие методики исследования:

1. Исследование теоретических аспектов, проводилась на базе анализа учебно-дидактической и специальной литературы в области изучения спортивной подготовки туристов — водников, а также проблем, связанных с техникой безопасности водного плавания.

2. Практическая реализация поставленных задач, сводится к эмпирико-аналитической разработке технологий, реализующих безопасность водного плавания и охрану здоровья спортсменов — туристов.

3. Также в данную работу был включен анализ нормативов министерства здравоохранения, обуславливающих регламентацию основ безопасного плавания.

Структура работы состоит из 2х глав, введения, заключения и списка использованной литературы.

Теоретико-методологическая основа работы построена на результатах изучения трудов ученых нескольких направлений. Это труды по:

  • теории и методике физического воспитания и спортивной тренировке (В.К. Бальсевич, СМ. Вайцеховский, Ю.В. Верхошанский, Л.В. Волков, Л.П. Матвеев, В.Н. Платонов и др.);
  • теории и методике гребного спорта (И.Ф.

Емчук, Н.В. Жмарев, В.Ф. Каверин, С. Крюков, Г.П. Неминущий, R.Rowe и др.);

  • теории и методике спортивного туризма (Ю.Н. Федотов, И.Е. Востоков);
  • физиологии мышечной деятельности и теории возрастной физиологии (ЯМ.

Коц, В.И Лях, А.А. Маркосян, B.C. Фарфель, Н.А. Фомин и др.);

31 стр., 15035 слов

Методика проведения занятий по спортивному туризму с учениками начальных классов

... исследования: разработать методику проведения занятий по спортивному туризму с учениками начальных классов. В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:  Изучить теоретико-методологические основы становления и классификации спортивного туризма.  Разработать методику физического воспитания учеников начальных классов средствами спортивного туризма.  Провести диагностику ...

  • теории адаптации функциональных систем к тренировочным нагрузкам (А.А. Виру, Ф.З. Меерсона, С.С. Михайлова и др.).

Фридайвинг является экстремальным видом деятельности и, поэтому, важно прогнозировать вероятность успешного погружения в глубину. Фридайверу необходимо рассчитывать свои силы для своевременного разворота к подъему на поверхность и учитывать различные обстоятельства, а также активно приспосабливаться к требованиям меняющейся ситуации. Абуков А.Х. Туризм на новом этапе: социальные аспекты развития туризма в СССР. — М.: Профиздат, 1983. — 277 с.

При нырянии в глубину с задержкой дыхания у фридайвера возникает целый комплекс различных физиологических и психических реакций, взаимосвязанных между собой. Опасности, возникающие под водой, могут быть вызваны различными факторами.

Факторы окружающей среды

1) Сети.

Фридайвер может нырять в зоне, где возможен промысел рыбы. Следует внимательно осматривать место для ныряния.

2) Острые предметы под водой.

Фридайвер может пораниться об острые предметы, например, части затонувшего судна. Кровотечение в воде остановить невозможно, поэтому необходимо остерегаться ныряния вблизи затонувших объектов.

3) Водный транспорт.

Под водой невозможно определить, в каком направлении движется источник звука и фридайвер при подъеме на поверхность может попасть под проходящую моторную лодку или водный мотоцикл. Не следует нырять в районе движения водного транспорта.

4) Термоклин.

Многие водоемы не успевают за лето прогреться солнцем, и температура воды в них резко снижается на определенной глубине. В Средиземном море, например, температура на поверхности может быть 25°С, а на глубине около 20 м опускаться до 16°С. В этом случае возможен холодовой шок, если фридайвер ориентировался в подборе толщи??ны гидрокостюма на температуру на поверхности. Следовательно, необходимо заранее узнавать о термоклинах в предполагаемой зоне ныряния и соответственно подбирать костюм, если глубина погружения планируется в зоне термоклина.

5) Течение.

Может относить фридайвера от направляющего троса во время ныряния. В этом случае необходимо привязать буй с тросом к скале, лодке или укрепить каким-либо другим способом, а фридайверу присоединиться страхующим лайнером к тросу. Если течение сильное, то нырять не следует, так как даже с лайнером трудно удержать тело в вертикальном обтекаемом положении и увеличиваются сопротивление и энерготраты.

6) Низкая прозрачность воды.

В этой ситуации следует нырять со страхующим лайнером и скользить рукой по тросу, а на конец троса привязывать светящийся подводный фонарь.

7) Волны.

При высоких волнах после всплытия можно захлебнуться в накатывающейся волне. В этих условиях ныряние должно быть на комфортную не предельную глубину, чтобы после подъема на поверхность быстро сориентироваться и развернуться спиной к волнам.

8) Акулы, скаты, крылатки и другие опасные морские обитатели.

От акул лучше держаться подальше. Не стоит прикасаться к живым организмам под водой, т.к. они могут оказаться ядовитыми. Константинов Ю.С. «Теория и практика спортивно — оздоровительного туризма» Москва 2009 г, Советский спорт

Физиологические факторы провокации.

1) Переохлаждение или перегревание.

При переохлаждении или перегревании происходит повышение утилизации кислорода организмом, направленное на поддержание должного теплообмена. В условиях дефицита кислорода меньшая его часть остается на обеспечение деятельности головного мозга. И ранее доступные минуты и метры становятся недоступными.

Меры предупреждения: при замерзании необходимо прекратить ныряние и согреться под душем, под солнцем, горячими напитками. При перегревании также необходимо прекратить ныряние и охладиться под душем, в тени, холодными напитками.

2) Обезвоживание.

Чаще всего ныряют в странах с жарким климатом, когда повышенная теплоотдача приводит к дефициту воды в организме. Кроме того, при гипоксических нагрузках поддержание кислотно-щелочного равновесия в крови осуществляется при помощи буферных свойств крови и за счет стимуляции фильтрационной функции почек, выводящих дополнительные объёмы жидкости из организма.

При глубоком дыхании во время вентиляции легких увеличивается выделение водяных паров.

Все эти реакции организма приводят к обезвоживанию, которое вызывает увеличение вязкости крови. Кровоток замедляется и ухудшается транспорт питательных веществ и кислорода.

Меры предупреждения: при продолжительной тренировке следует периодически пить воду, и по-чаще.

3) Переутомление.

Переутомление, конечно же, снижает устойчивость организма к гипоксии. Оно может возникать вследствие перегрузки на одном занятии или в результате суммирования, когда перерыв между занятиями недостаточен для восстановления организма.

Неполноценные питание или сон при занятиях фридайвингом также могут приводить к переутомлению.

Меры предупреждения: фридайвер должен уметь вовремя корректировать нагрузку в соответствии со своим физическим состоянием. Важно не переутомляться, а если уж удалось переутомиться, то надо отдохнуть, не забывая, что всегда лучше переотдыхать, чем недоотдыхать.

4) Прием медикаментов.

Медикаменты, принимаемые для коррекции здоровья при заболеваниях (местные сосудосуживающие средства, антибиотики и др.) могут вызывать изменения в функциональном состоянии фридайвера.

Влияние задержки дыхания и, особенно, высокого гидростатического давления на поведение лекарств в организмах лягушек и спортсменов — водников не изучалось врачами. Поэтому, прописывая лекарства, врач не несет ответственности за результат их использования не вполне обычным фридайвером. Но в кои-то веки вырвался горожанин на волю и неужели его остановит несчастная инфекция. Не остановит. Есть чудесные таблетки от всего.

Меры предупреждения: не следует нырять на свою предельную глубину, приняв таблетки, порошки, капли, инъекции. Организм не поймет такого издевательства, он ведь ясно дает понять болевым синдромом, что поломался где-то, и ему необходим тайм-аут.

Характер и направленность спортивной подготовки туристов-водников напрямую связана с соревновательной деятельностью. В спортивном туризме виде дисциплины «дистанция — водная» необходимо постоянно изменять и контролировать траекторию движения лодки, положение туловища, рук и ног. Ещё одним условием является прохождение ворот, преодоление водных препятствий и умение использовать воду для эффективного прохождения тренировочной и соревновательной трассы. Это требует от туриста-водника проявления, как кондиционных (скоростно-силовых), так и координационных способностей (динамическое равновесие, способность к переключению), т.е. он в процессе специальной (слаломной) тренировки, одновременно, должен контролировать скорость, траекторию движения лодки и маневрировать между вехами ворот, стараясь не касаться их туловищем, лодкой или веслом. Кроме того, соревнования проводятся на разных реках, что требует от спортсмена проявлять умения приспосабливаться к изменяющимся условиям и разнообразию «рисунков» соревновательной трассы. Помимо этого, соревнования проходят на различных классах судов — каяк, байдарка-двойка, катамаран-двойка, катамаран-четверка, что требует умения как индивидуальной работы, так и коллективной. На соревнованиях спортсмен выполняет 2 зачётные попытки и результат определяется по лучшей из времени двух попыток с набранным количеством штрафных очков. Спортивному туризму подставили плечо//Электронная газета RATA NEWS. — Выпуск № 166. — 20 ноября 2000 г.

На начальном этапе уклон делается в сторону технической подготовки, которая решает ряд задач:

Развитие гибкости и координации движений.

Укрепление мускулатуры организма детей.

Формирование специальных двигательных умений и навыков.

Психологическое развитие.

А также навыки организации быта и проживания в полевых условиях.

Техническая подготовка, решая и задачи специальной, направлена на обучение специальным двигательным действиям. Кроме того, она служит средством общефизической подготовки (развитие кондиционных и координационных способностей).

В спортивном водном туризме применяются различный инвентарь и снаряжение, в котором тренируется и выступает турист-водник. Снаряжение и лодки, на которых выступают ведущие спортсмены, производят фирмы — Тритон, Блик, Риг, Ева-спорт и другие.

Таблица Содержание программ спортивной подготовки по водному туризму

Средства

Содержание

1. Подготовительные

Общеразвивающие упражнения. Гимнастика. Плавание. Силовые упражнения с массой собственного тела и внешними отягощениями. Кросс. Лыжная подготовка. Походы: пеший, лыжный, водный. Подвижные игры. Эстафеты

2. Имитационные

Гребля на суше. Выполнение элементов техники гребли. Гребля на специальных гребных тренажерах

3. Современные технические средства обучения

Видеофильмы с греблей в собственном исполнении. Просмотр специальных фильмов по прохождению порогов различной категории сложности. Обучающие фильмы.

4. Специальные

Использование неподвижных гребных аппаратов, лодок и гребных бассейнов

Методы

1. Объяснительно-иллюстративный

заключается в том, что тренер-преподаватель сообщает спортсменам готовую информацию разнообразными средствами, а они в свою очередь воспринимают, осознают и закрепляют в своей памяти полученную информацию. Основными средствами при занятиях является рассказ, объяснение, беседа, учебные пособия и наглядные пособия (фильм, фото, схемы трасс, протоколы соревнований и т.д.).

Непременным условием словесного общения тренера-преподавателя со спортсменом является взаимопонимание, вера в единство целей, умение наставника в беседе передать воспитаннику уверенность в своих силах, возможность победы при реализации им всего учебного плана

2. Репродуктивный

Имитационные упражнения. Гребля в лодке, на суше и тренажерах

3. Метод проблемного изложения

При использовании этого метода тренер ставит перед спортсменом проблему — взятие обратных ворот на одном гребке, в два и четыре. Показывает пути и конкретные способы ее решения

4. Эвристический или частично-поисковый метод

Используется для решения более сложных задач. Тренер разбивает решение сложного задания на ряд задач более простых и доступных его ученикам, определяет пути их решения и постепенно приближает учеников к самостоятельному решению основной задачи, т.е. всего задания в целом

5. Исследовательский метод

Данный метод нацеливает тренера на предложение спортсменам условий, в которых бы они могли, применяя ранее полученные знания самостоятельно найти свои пути решения поставленных перед ними задач

6. Практический метод

Основным является метод упражнений, предполагающий многократное повторение движений, направленных на овладение элементами движения и движения в целом

В рамках рассмотрения теоретической части проекта, были детально проанализированы особенности и спецификация изучения основных аспектов исторического формирования водных видов спорта, а также скрытые опасности, которые подстерегают спортсменов-водников, под водой.

Также мною был детально разобран вопрос специфики подготовки туристов-водников и эволюции методики спортивной подготовки спортсменов, занимающихся водными видами спорта.

На основании рассмотренного материала, можно подвести следующие итоговые аспекты:

При занятиях водным туризмом (фридайвингом в частности), под водой, ныряльщика ожидает масса опасностей, которые могут привести к блэкауту, потери сознания, или летальному исходу. Следовательно, основа теоретического исследования, дает стартовую точку для начала разработки технологий, по совершенствованию систем безопасности при занятиях фридайвингом и другими видами спорта.

фридайвинг спортсмен турист водный

В процессе многолетней подготовки туриста-водника, основой которой составляет овладение техникой и тактикой спортивного сплава, необходимо решить целый ряд задач, связанный друг с другом единой целью, но существенно отличающихся условиями, при которых их решение возможно и достигается с наименьшими затратами времени.

Цель подготовки:

Комплектование групп новичков.

Формирование и закрепление устойчивого интереса к занятиям водным туризмом — фридайвингом.

Содействие к закаливанию и физическому развитию спортсменов.

Разработка правильного выбора средств обеспечения безопасности при занятиях водным туризмом — фридайвингом

Основные задачи спортивной подготовки и воспитательной работы первого года обучения:

Для спортивно-оздоровительной группы подготовки 3 года обучения (возраст 12-13 лет)

1. Формирование осознанного отношения к занятиям спортом.

2. Отбор и комплектование полноценных по количеству и качеству групп новичков.

3. Воспитание трудолюбия и ответственного отношения к занятиям спортом, в частности водным туризмом — фридайвингом.

5. Занять свободное время подростка и дать возможность ему выбрать дело по душе. Отвлечь от улицы и получить удовлетворение от физической работы мышц. Научить подростка быстро находить и принимать правильное решение.

6. Овладение основами техники гребли (на суше) на воде.

7. Всестороннее физическое развитие (применение средств ОФП, гребли в лодке в бассейне).

8 Создание общего представления о тактике глубоководного погружения и прот екания физико-химических процессов.

9. Участие в контрольных соревнованиях на первенство группы, школы.

Цель подготовки

Содействие гармоническому развитию подростка.

Совершенствование теоретической и технической подготовки спортсменов.

Создание условий для повышения результатов первого этапа обучения.

Выход занимающихся спортсменов в состав сборных команд города, округа в своем возрасте.

Основные задачи

Закрепление осмысленного отношения к спорту.

Воспитание чувства ответственности перед родителями, тренером, командой.

Повышение уровня ответственности и самостоятельности принятия решения в быту, на специальных упражнениях — во время соревновательного прохождения трасс.

Воспитание психологической устойчивости к специфическим нагрузкам.

Совершенное овладение техникой гребли с учетом индивидуальных особенностей спортсмена, при специализации выбранного класса судна.

Углубление специальной физической подготовки с применением гребли во всех вариантах и специальных упражнениях на гладкой и бурной воде.

Развитие качеств общей и специальной выносливости.

Освоение в полной мере эскимосского оборота и некоторых тактических приемов и умений при прохождении различных типов трасс в естественных условиях и на искусственных каналах.

Воспитание устойчивости двигательного навыка при нагрузках на различного типа трассах, качество выполнения гребка, элементов управления лодкой. Иванов К., «Физическая подготовка туристов» 2005

Для спортивно-оздоровительной группы подготовки 4 года обучения (возраст 14-17 лет)

Цель подготовки

Создание условий для дальнейшего повышения результатов спортсменов.

Выход занимающихся спортсменов этих групп в состав сборных команд ХМАО, России.

Расширение кругозора спортсменов, формирование критического отношения к своей работе.

Основные задачи воспитания и спортивной подготовки

Развитие стремления и желания в достижении высоких спортивных результатов.

Расширение теоретических знаний по применению методов и средств тренировки в гребном слаломе и водном туризме.

Совершенствование углубленного анализа собственной работы, своего результата.

Повышение способности к сохранению психологической устойчивости в условиях напряженных тренировок и соревнований.

Формирование индивидуальной тактики гребли на трассе, овладение избранной специализацией.

Совершенствование техники погружения, специализации и выработки индивидуального стиля.

Индивидуализация специальной и общей физической подготовки с преимущественным развитием специальной и скоростной выносливости, силы, гибкости, для достижения высоких результатов.

Расширение знаний по дополнительным видам спорта, способствующим увеличению спортивных результатов. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры. — 3е изд., стереотип. — М.: Советский спорт, 2007. — с. 311- 488.

Несмотря на всевозможные коллизии в нашей стране: политические, финансовые, социальные, туризм, как явление, продолжает существовать и наращивать свою значимость для общества. Неплохие спортивные результаты югорских туристов-водников убедительно свидетельствуют об эффективности системы подготовки спортсменов. Однако необходимость постоянного роста спортивных результатов заставляет изыскивать резервы и возможности увеличения работоспособности спортсменов — разрядников.

Спортивную подготовку, используя привычные весенне-летние тренировки, нельзя считать полноценной. Наиболее совершенной, на мой взгляд, считается круглогодичная система тренировки спортсменов гребного слалома сборной ХАМО-Югра, о чем свидетельствуют высокие спортивные результаты на российском уровне. Задача состоит в том, чтобы творчески использовать этот опыт подготовки сборной команды гребного слалома в подготовке туриста-водника. К тому же схожие техники гребли, суда и среда состязания, дает повод размышления и переложения средств подготовки спортсменов двух водных видов.

Подготовительный период у гребцов продолжается 6 месяцев в году, и его следует использовать не только для повышения уровня общего физического развития, но и для активного совершенствования специальных качеств спортсмена-водника — выносливости, силы, быстроты, ловкости. Основными средствами для этого служат гребля на открытой воде и гребля в бассейне, а также специализированные упражнения общей физической подготовки на суше.

Анализ тренировок территориальных сборных команд России показывает существенные изменения в методике круглогодичной тренировки. Увеличились объем и интенсивность специальной физической подготовки. Круглогодичная гребля на открытой воде, гребля в бассейне становится высокоэффективным методом подготовки спортсменов.

Однако чрезмерное увлечение греблей в зимний период может привести к срывам в подготовке спортсменов. Так, удачно начав сезон, высока вероятность снижения спортивных результатов в разгар ответственных стартов.

Тренеры, планирующие греблю в зимний период, должны решить следующие вопросы:

1. Каким должно быть соотношение средств общей физической подготовки (ОФП) и гребли на каждом этапе подготовительного периода?

2. Нужно ли отказаться от традиционных средств зимней тренировки — лыжного спорта, упражнений со штангой, гребного бассейна?

3. Какими должны быть организация и содержание тренировки на открытой воде для гребца-водника различного класса?

Разработка и практическое решение этих вопросов имеет важное значение для повышения спортивных результатов гребцов. Опыт и специально проведенные исследования позволили сделать вывод, что главное в тренировочном процессе в зимне-весенний период — это умелое сочетание тренировки в гребном бассейне и на открытом водоеме, которое позволило бы сохранить и совершенствовать чувство гребка и координацию движении, а также одновременно развивать выносливость и силу.

В настоящее время средства специальной подготовки достаточно разработаны и стали незаменимыми для активного совершенствования таких качеств, как выносливость, сила, быстрота, ловкость. Поэтому при составлении планов тренировки гребца следует увеличивать долю специальной физической подготовки (СФП) по отношению к объему общей физической подготовки (ОФП).

Примерное соотношение приведено в следующей таблице.

Таблица

Соотношение основных средств тренировки гребцов водников (%)

Средства тренировки

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

Гребля на воде

20

10

10

40

Гребля в бассейне

40

40

60

50

70

60

40

Занятия ОФП, упражнения со штангой

40

50

40

50

30

50

20

Сокращение объема средств ОФП менее чем на 20% на любом этапе подготовительного периода ведет к снижению спортивных результатов в основном периоде. При этом, занимаясь специальной и общей физической подготовкой, следует помнить о том, что любые упражнения, выполняемые однообразно, становятся привычными и оказывают на спортсмена все меньший эффект.

Тренировку в бассейне следует проводить в полную силу, используя упражнения в повышенном темпе для развития быстроты и упражнения для развития специальной силы и равновесия.

Интенсивность гребли в зимний период можно увеличить, применяя зауженное, (но не укороченное) весло. Такое весло позволит увеличить скорость гребли и облегчит выполнение движений при меньшем расходовании энергии.

Тренировка в бассейне более эффективна, если она сочетается с упражнениями на суше. Особое внимание при этом следует уделять развитию специальной выносливости наряду с развитием силы гребка, темпа гребли и умением сохранять правильный ритм движения. Особенно полезна гребля в бассейне после тренировок на суше благодаря смене условий подготовки.

Мы применяли зимой в основном переменные тренировки и греблю с отягощением в повышенном темпе. Кратковременные увеличения мощности и интенсивности работы во время гребли со средней интенсивностью приводят к большим напряжениям и функциональным сдвигам в организме гребца-водника и значительно ускоряют процессы восстановления, что служит основой повышения работоспособности в процессе гребли.

В основе предлагаемой нами схемы специальной физической подготовки гребцов в подготовительном периоде лежит переменный характер работы (по темпу и усилию), причем суммарная величина работы построенного на этом принципе комплексного урока не превышает нагрузки обычного тренировочного занятия.

В подготовительном периоде важным средством развития специальных качеств гребцов, в первую очередь силы и быстроты, являются соответствующие упражнения в бассейне. Применение этих упражнений кратковременно позволяет увеличить темп гребли, что создает условия тренировки, близкие к условиям соревнований.

Наиболее эффективным в подготовительном периоде явилось сочетание упражнений на развитие силы, быстроты и ловкости в бассейне с упражнениями на развитие выносливости и техники при гребле с упражнениями ОФП на суше. Основы туристской деятельности: Учебник для учащихся колледжей, лицеев туристской направленности. М.: Советский спорт, 2001. — 224 с.

Схема тренировок недельного цикла в подготовительном периоде:

1. Развитие общей и специальной быстроты, ловкости и совершенствование техники гребли — бег, игра в баскетбол, гребля в бассейне.

2. Совершенствование техники и специальной выносливости путем гребли на время (до 1 часа).

3. Развитие скоростной выносливости — бег, специальные упражнения с шестами, канатами, упражнения со штангой, резиновыми амортизаторами, гимнастической скамейкой, набивными мячами, гребля в бассейне в усиленном темпе.

4. Развитие специальной и силовой выносливости — силовые упражнения для развития основных групп мышц гребца со штангой, на перекладине, наклоны с гимнастической скамейкой, гребля в бассейне с применением весла с обычной лопастью.

5. Развитие общей и специальной выносливости — бег, лыжные походы, гребля на открытой воде. Михайлов Б.А. Профессионально- прикладной туризм. — СПб.: СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2002

Схема тренировок на воде в бассейне по месяцам в подготовительном периоде тренировки:

Ноябрь — декабрь. Количество тренировок: 2-3 в неделю.

1. Тренировка на отработку выносливости длительная гребля в равномерном темпе (до 1 часа).

2. Повторное прохождение дистанции в равномерном темпе — 2-3 раза, из них 1 раз с отягощением (тормозом).

3. Контрольная тренировка. Копирование условий соревнований.

Январь — февраль. Количество тренировок — 3 в неделю.

1. Тренировка на отработку выносливости гребля в равномерном темпе до 1 часа.

2. Скоростные ускорения: серии до 5, ускорения в три гребка, ускорения в пять гребков, ускорения на полный круг бассейна, ускорения с отягощением.

3. Контрольная тренировка. Копирование условий соревнований.

Март. Количество тренировок — 4-5 в неделю.

1. Тренировка на отработку техники: серийно, по видам гребков.

2. Тренировка на отработку выносливости длительная гребля в равномерном темпе до 1 часа.

3. Скоростные ускорения: серии до 5, ускорения в три гребка, ускорения в пять гребков, ускорения на полный круг бассейна, ускорения с отягощением.

4. Силовая подготовка: серийно, упражнения с шестом, канатом, упражнения со штангой, резиновыми амортизаторами, гимнастической скамейкой, набивными мячами, брусьями.

5. Контрольная тренировка. Копирование условий соревнований

Апрель. Количество тренировок 6-8 в неделю.

Основная задача — развитие скоростной выносливости; чередование переменной тренировки с тренировкой на технику и длительной тренировкой.

Таким образом, содержание средств и методов тренировок в зимний период должно существенно отличаться от средств и методов, применяемых в соревновательном периоде.

Нам представляется, что дальнейший рост спортивных результатов в водном туризме может обеспечить качественно новая система специальной физической подготовки гребцов на открытой воде, на суше и гребном бассейне.

Для такой системы необходимо построить специальный канал с возможным перекрытием его на зиму, где гребцы водного туризма и гребного слалома смогут тренироваться круглый год в условиях, максимально приближенных к соревнованиям.

Наличие базы при канале, где могли бы разместится: раздевалки для спортсменов, тренажерные залы, спортивные залы, комплексы релаксации, автостоянки, пункты питания, дали бы этой системе возможность реализации в спортивных достижениях спортсменов, проведения соревнований различного уровня и различных близких водных видов, и в конечном виде, привлечения подростков, молодежи, населения округа к активному и здоровому отдыху, посредством занятиями водным туризмом. Федотов Ю.Н., Востоков И.Е. Спортивно-оздоровительный туризм. — М.: Советский спорт, 2003. — 364 с.

Техническое

Устройство Mark 2 работает следующим образом: оно обеспечивает доставку спортсмена на поверхность воды вверх, в тех местах, где проведение спасательных работ в принципе невозможно. Активация этого устройства, производится самим спортсменом, при возникновении угрозы его жизни и здоровья. К примеру, в том случае, когда насыщение кислородом клеток мозга, является недостаточным и спортсмен, чтобы не потерять сознание и не погибнуть активирует его вручную. Также активация этого прибора возможна с дистанционного пульта мотористом, находящимся на поверхности воды.

Применение этого прибора осуществляется в том случае, если у спортсмена возникли препятствия в виде водорослей или лодок на поверхности всплытия. Устройство успешно доставляет фридайвера на поверхность, снижая риск для его жизни и здоровья. Данное устройство использует следующие ступени функционирования:

Благодаря применению этого прибора, можно сохранить жизнь и здоровье спортсмена, занимающегося фридайвингом, как в процессе соревнования, так и в процессе тренировок в открытой воде.

СПАСАТЕЛЬНЫЙ БРАСЛЕТ и ГАЗОГЕНЕРАТОР.

Полезная модель относится к спасению на воде (миниатюрное компактное средство страховки пловца — и опытного и начинающего — при купании на случай потери плавучести), в частности к индивидуальным носимым спасательным плавучим средствам и может применяться на пляжах, при чрезвычайных ситуациях, на плавсредствах, как индивидуальное средство самоспасения на воде, доступное и простое в использовании для каждого человека. А также, как средство придания дополнительной плавучести для фридайверов для экстренного всплытия с глубины.

Известно устройство для спасения на воде, которое содержит надувной элемент, выполненный в виде пояса с разъемным замком, а также резервуар со сжатым газом, соединенный с одним концом надувного элемента и выполненный со стенкой, разделяющей между собой полости резервуара и надувного элемента, причем эта стенка выполнена с разрушаемой частью (патент РФ № 2094299, кл. В63С 9/15, публикация 27.10.1997 г.).

Известно устройство для спасения на воде — спасательный браслет, который содержит надувную эластичную камеру плавучести, свернутую и уложенную компактно в карман по периметру браслета, систему наполнения камеры газом, например, в виде баллончика со сжатым воздухом, и устройство для срабатывания системы наполнения, оснащенное вытяжным шнуром, при этом камера плавучести выполнена с возможностью наполняться газом, выходить из кармана и разворачиваться, образуя С-образную камеру плавучести, и характеризуется тем, что содержит регулируемую по длине застежку.

К недостаткам указанного спасательного средства относится использование в качестве системы наполнения камеры газом — балончика со сжатым воздухом, который не достаточно обеспечивает безопасность устройства от внешнего воздействия, например, при попадании на баллончик со сжатым воздухом прямых солнечных лучей он может взорваться вследствие избыточного нагревания.

Баллончик со сжатым воздухом должен изготавливаться из толстостенного металла или полиуретана, для обеспечения безопасности устройства.

Целью предлагаемой полезной модели является повышение безопасности устройства при его использовании, и комфортности купания и плавания в открытом водоеме с надетым на тело спасательным браслетом, за счет уменьшения веса и размеров устройства, который может крепиться как на запястье, так и на предплечье пловца с помощью различных вариантов застежек, выбираемых в зависимости от предпочтений пловца, либо крепиться специальным образом к плавкам пловца, при этом обеспечивая при необходимости быстрое срабатывание надуваемой камеры плавучести для удержания верхней части тела пловца над водой.

Указанная цель достигается тем, что спасательный браслет содержит регулируемый по длине ремешок-застежку с разъемным замком (или с липучкой, или резиновый ремешок, регулируемый без застежки, или выполнен без застежки в виде жгута), надувную эластичную камеру плавучести, свернутую и уложенную компактно в карман по периметру браслета, систему наполнения камеры газом, например в виде газогенератора, вырабатывающего необходимое количество углекислого газа при химическом взаимодействии двух или более безопасных для человека (при случайном соприкосновении с кожей) химических компонентов, и устройство для срабатывания системы наполнения без применения вытяжного шнура. Срабатывание газогенератора происходит тремя способами: при резком сдавливании рукой специального выпуклого места на браслете, или при перегибании компактного спасательного устройства, крепящегося к плавкам, или у некоторых моделей допускается самопроизвольное срабатывания газогенератора при достижении заданной глубины погружения под водой (то есть срабатывание происходит от избыточного давления под водой на расчетной глубине, в случае потери пловцом сознания).

При наполнении газом камера плавучести разворачивается или выходит из кармана и разворачивается (в зависимости от вариантов компоновки и укладки камеры), образуя С-образную или почти круговую камеру, наполненную газом. Браслет имеет небольшие габариты и регулируется по размеру руки пловца. А один из вариантов, который в обычном состоянии крепится к плавкам, может быть при необходимости одет на шею со стороны спины или со стороны груди, словно подковообразная подушка, что обеспечивает удержание головы над водой.

В качестве безопасных химических компонентов в газогенераторе могут быть использованы следующие компоненты: пищевая сода, вода, различные гидрокарбонаты и карбонаты, слабые растворы карбоновых кислот или уксусов (при газонаполнении газогенератора не должны образовываться вредные и токсичные вещества).

Газогенератор изготавливается из тонкостенного пластика или полиэтилена и внутри разделен или легкоразрушаемой при сдавливании мембраной, или высокотехнологической мембраной, которая при резком сдавливании или определенном избыточном давлении теряет непроницаемость, или поршнем на две герметичные части. В одной части баллончика находится вода и смешанный в ней один из химических компонентов, во второй — второй химический компонент (он тоже может быть в виде водного раствора для более быстрого протекания реакции), которые все вместе при смешивании и реакции образуют углекислый газ.

Технический результат универсального компактного спасательного браслета, который можно использовать как индивидуальное средство самоспасения на воде, заключается в повышении безопасности его использования, уменьшении веса и габаритов, экономичности его изготовления, удобстве при использовании, за счет того, что в качестве системы наполнения газом используется баллончик-газогенератор, который может быть выполнен из тонкостенного пластика или полиэтилена, и который вырабатывает углекислый газ при химическом взаимодействии двух или более безопасных для человека химических компонентов. Браслет легко в случае необходимости приводится в рабочее состояние и регулируется по размеру руки пловца, за счет использования регулируемой застежки или регулируемой длины ремешка застежки, или за счет выполнения его в виде эластичного жгута.

Спасательный браслет может быть выполнен в различных вариантах исполнения за счет использования разных вариантов камеры плавучести.

Наличие новых отличительных от прототипа признаков свидетельствует о соответствии заявленного технического решения критерию «новизна».

Спасательный браслет (1) выполнен в виде пустотелой, наполняемой газом, надувной эластичной камеры плавучести (2), свернутой и уложенной компактно в карман по периметру браслета. Камера плавучести выполнена из газонепроницаемого материала в форме разомкнутого кольца. Спасательный браслет имеет разъемный замок (3), который может быть выполнен в нескольких вариантах исполнения (с регулируемой по длине застежкой-кнопкой; с регулируемой микрометрической застежкой; с регулируемой по длине застежкой-пряжкой; с регулируемой по длине застежкой-липучкой, либо без застежки в виде эластичного жгута).

Камеры плавучести могут различаться по объемам: для пловцов (детей) весом до 20 кг — объем камер 3000 мл; для пловцов с большим весом — объем камер около 5000 мл. Вариант спасательного браслета, крепящийся к плавкам, целесообразно сделать единым объемом 5,1 литра согласно европейского стандарта для страхующих спасательных жилетов.

Система наполнения камеры газом (4), может быть выполнена, например, в виде газогенератора, вырабатывающего необходимый объем углекислого газа в результате химической реакции нескольких безопасных для здоровья человека химических компонентов. Газогенератор будет выполнен в нескольких видах, дающих возможность изделию быть компактным, привлекательным и похожим на украшение — в виде баллончика, либо узкой и не толстой пластины или в виде корпуса наручных часов), и сам газогенератор является устройством для срабатывания системы наполнения, так как включается просто от резкого сдавливания браслета в месте расположения газогенератора или при достижении избыточного давления; при наполнении газом камера плавучести разворачивается или выходит из кармана, разворачивается и образует C-образную камеру плавучести, на краях которой закреплена регулируемая по длине застежка. При этом надутая камера самостоятельно дополнительно крепится к руке, обжимая её.

При срабатывании газогенератора система наполняется газом в течение 3-10 секунд. Спасательный браслет может быть оснащен клапаном для поддува ртом.

Спасательный браслет может быть оснащен дополнительным внешним устройством (многоразового использования, крепящимся к Изделию снаружи камеры самим пловцом при необходимости), которое имеет пружинный или иной механизм для сжимания изделия с силой , достаточной для его срабатывания, оснащенное таймером для автоматического пуска через заранее установленный пловцом промежуток времени (для ныряльщиков — от 2 минут до 10 минут).

На концах браслета из водонепроницаемой ткани укреплен регулируемый по длине ремешок с застежкой или регулируемая по длине застежка, с помощью которых браслет закрепляется на запястье или предплечье человека. А один из вариантов, который крепится на плавках, имеющий после срабатывания вид подковообразной подушки, может быть одет или на руку или закреплен на шее пловца с любой стороны. Таким образом, спасательный браслет при плавании в водоеме выглядит как обычный браслет, в котором можно легко плавать, не подвергая жизнь опасности, имея всегда при себе спасательный буй, который удержит на воде, позволит добраться до берега, и он хорошо заметен своей яркой сигнализирующей окраской для тех, кто может оказать помощь.

Браслет может быть выполнен в виде растягивающегося жгута (фиг.2) без застежки и комплектоваться крепежным устройством, которое имеет форму скрепки (7), которая с одной стороны крепится к браслету, а свободным концом пристегивается к плавкам. При этом в случае опасности пловец может быстро отстегнуть спасательный браслет от плавок и надеть его на руку себе или другому пловцу, продев руку в жгутовое стянутое кольцо; при постоянном плавании такое сжатие было бы дискомфортно , но кратковременно в случае опасности это надежный способ крепления браслета на руку, не требующий дополнительных операций для пристегивания, кроме простого просовывания руки в изделие..

Описание работы спасательного браслета.

Человек надевает браслет безопасности на руку (на запястье подобно наручным часам, или на предплечье, подобно украшающей повязке, подобно тому, как дети надевают нарукавник для плавания; но при этом браслет не надут) и застегивает его на застежку, регулируя ее по объему руки. Или пристегивает устройство к плавкам. В случае возникновения необходимости человек должен привести спасательный браслет в рабочее состояние, для чего необходимо резко сдавить специально выпуклую часть на устройстве, чем активировать газогенератор и запустить химическую реакцию для вырабатывания газа.

Пустотелая камера плавучести наполнится углекислым газом и примет форму спасательного круга, подковообразной подушки или нарукавников (как у детей), благодаря чему человек может находиться на воде продолжительное время (ждать помощи или плыть к берегу).

Когда спасательный браслет становится не нужным, то может быть отстегнут с помощью застежки и сброшен.

Перечень фигур на чертежах:

На фиг.1 показан общий вид спасательного браслета в нерабочем состоянии.

На фиг. 2 показан общий вид спасательного браслета в виде жгута с застежкой-скрепкой

На фиг. 3- газогенератор (вариант 1)

На фиг. 4- газогенератор (вариант 2)

Газогенератор может быть выполнен из тонкостенного пластика или полиэтилена в 2- вариантах исполнения.

Газогенератор по варианту 1 (фиг. 3) представляет собой герметизированную капсулу (4), выполненную из тонкостенного пластика или полиэтилена, которая располагается внутри камеры плавучести (2).

Внутри капсулы (4) находится капсула меньшего размера (5), выполненная из тонкостенного пластика или полиэтилена (фиг. 3).

Внутри капсулы (4) находится вода с пищевой содой. Внутри капсулы (5) находится водный раствор лимонной кислоты. Капсула (5) выполнена легко разрушаемой при сдавливании, при этом жидкость из капсулы (5) смешивается с жидкостью из капсулы 4, происходит химическая реакция, при которой выделяется углекислый газ, который разрушает (если этого не произошло сразу при сдавливании) стенки капсулы 4 , и поступает в заполняемый объем (2) камеры плавучести, так как сам газогенератор находится внутри нее.

Газогенератор по варианту 2 (фиг. 4) представляет собой две герметизированные капсулы (4) и (5) и располагается внутри камеры плавучести (2).

Капсулы выполнены из тонкостенного пластика, между которыми находится мембрана (6), выполненная из легко разрушаемого полиэтилена. Внутри капсулы (4) находится вода с пищевой содой. Внутри капсулы (5) находится водный раствор лимонной кислоты. Мембрана (6) выполнена легко разрушаемой при сдавливании, при этом жидкость из капсулы 5 смешивается с жидкостью из капсулы 4, происходит химическая реакция, при которой выделяется углекислый газ, который разрывает своим давлением стенки обеих капсул (если они не были разрушены при сдавливании), и заполнят объем (2) камеры плавучести, внутри которой находился газогенератор.