Возможности технологии дополненной реальности в развитии ностальгического туризма (на примере модульного экскурсионного тура «Улицы Томска»

Бакалаврская работа

Транскрипт

1 Институт социально-гуманитарных технологий Направление подготовки Туризм Кафедра Социальных коммуникаций БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА Тема работы Возможности технологии дополненной реальности в развитии ностальгического туризма (на примере модульного экскурсионного тура «Улицы Томска» УДК : :711.7: (571.16) Студент Группа ФИО Подпись Дата З-11Б11 Плотников Евгений Евгеньевич Руководитель Должность ФИО Ученая степень, звание Доцент Иванова В.С. к.ф.н. Подпись Дата ДОПУСТИТЬ К ЗАЩИТЕ: Зав. кафедрой ФИО Ученая степень, звание СК Лукьянова Н.А Проф., д.ф.н. Подпись Дата Томск 2016

2 Министерство образования и науки Российской Федерации федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Институт Направление Туризм Кафедра Социальных коммуникаций ИСГТ или ИНЭО) УТВЕРЖДАЮ: Зав.кафедрой Н.А. Лукьянова (Подпись) (Дата) (Ф.И.О.) В форме: ЗАДАНИЕ на выполнение выпускной квалификационной работы бакалаврской работы Студенту: Группа ФИО З-11Б10 Плотникову Евгению Евгеньевичу ТЕМА РАБОТЫ: Возможности технологии дополненной реальности в развитии ностальгического туризма (на примере модульного экскурсионного тура «Улицы Томска») Утверждена приказом директора (дата, номер) 3104/с от Срок сдачи студентом выполненной работы: ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ: Исходные данные к работе Перечень подлежащих исследованию, проектированию и разработке вопросов Теоретические курсы по дисциплинам: «Экскурсоведение», «Инновационные технологии в туризме» а также материалы учебной и производственной практики. Анализ феномена ностальгического туризма, выявление особенностей технологии дополненной реальности, разработка модульного экскурсионного тура. 2

3 Дата выдачи задания на выполнение ВКР по линейному графику Задание выдал руководитель Должность ФИО Ученая степень, звание Доцент Иванова В.С. К. филос. Н. Подпись Дата Задание принял к исполнению студент: Группа ФИО Подпись Дата З-11Б10 Плотников Евгений Евгеньевич 3

4 РЕФЕРАТ Объем ВКР 73 с., источников 51, таблиц 2, приложений 1 Возможности технологии дополненной реальности в развитии ностальгичекого туризма (на примере модульного экскурсионного тура «Улицы Томска») Актуальность проблем, освещаемых в работе, связана с недостаточной освещенностью такого вида туризма, как ностальгический, а также с потребностью у туристов испытывать новые впечатления. Применение технологий дополненной реальности может напомнить жителям города, туристам, а также выпускникам прошлых лет, как раньше выглядел Томск и сравнить с видом в реальном времени. В экскурсионной деятельности это проявляется в появлении инновационных видов экскурсионных программ, и возникновения новых интерактивных способов взаимодействия с потребителями экскурсионных услуг. Ключевые слова: туризм, ностальгический туризм, экскурсия, модульная экскурсия, дополненная реальность, AR, Augmented Reality. Объект работы: область применения технологий дополненной реальности, в частности, на основе QR-меток в ностальгическом туризме. Предмет работы: возможности и ограничения применения технологии дополненной реальности. Цель работы: определить возможность применения технологии дополненной реальности с использованием QR-кодов к туристическому маршруту города Томска. Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач: 4

4 стр., 1518 слов

Особенности и технология организации пляжного туризма

... (ФГБОУ ВПО «РГУТиС») Факультет туризма и гостеприимства Кафедра «Технология и организация туристической деятельности» КУРСОВАЯ РАБОТА (КУРСОВОЙ ПРОЕКТ) по дисциплине « География туризма » на тему: « Особенности и технология организации пляжного туризма » Выполнил(а) студент(ка) группы _____ ...

5 1. Изучить особенности модульной экскурсии и технологии дополненной реальности; 2. Описать практику использования технологии дополненной реальности в социокультурной сфере на примере туризма; 3. Проанализировать рынок экскурсионных услуг города Томска и определить насколько возможно использование технологии дополненной реальности в процессе разработки экскурсии; 4. Проектирование туристического маршрута для центральной части города Томска. Методы: Теоретическая основа дипломной работы составлена с использованием научной и исследовательской литературы о современных информационных технологиях, публицистических и интернет-ресурсов. Список литературы представлен после приложения к дипломной работе. Практическая значимость дипломной работы представлена в виде анализа необходимости развития ностальгического туризма в городе Томске, а также теоретической разработке модульного туристического маршрута с применением к нему технологии QR-кода. Новизна дипломной работы заключается в том, что в ней сформулирован и обоснован модульный принцип разработки экскурсионной программы; разработана технология создания интерактивной экскурсии использованием модульного принципа. Практическая значимость работы состоит в том, что в ней реализован, сформулированный в теоретической части, модульный принцип построения интерактивной экскурсии, а именно разработана интерактивная экскурсия «Улицы Томска». Данная экскурсия будет являться самостоятельной и проводиться в свободном доступе. 5

6 ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ В данной работе применены следующие сокращения и термины с соответствующими определениями. НОСТАЛЬГИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ: Вид туризма, целью которого считаются путешествие людей на места своего исторического проживания, посещение родственников, места рождения своего или родителей. ТЕХНОЛОГИИ ДОПОЛНЕННОЙ РЕАЛЬНОСТИ (англ. augmented reality, AR) результат введения в поле восприятия любых сенсорных данных с целью дополнения сведений об окружении и улучшения восприятия информации. МАРКЕТИНГ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ: Основная идея маркетинга взаимодействия состоит в том, что объектом управления маркетингом становится не совокупное решение, а отношения (коммуникации) с покупателем и другими участниками процесса купли-продажи. ориентирована на формирование и поддержание длительных, конструктивных доверительных и привилегированных отношений с потенциальными потребителями. ЭКОНОМИКА ВПЕЧАТЛЕНИЙ: подразумевает нацеленность на создание у потребителя приятных воспоминаний об услуге или товаре. ВПЕЧАТЛЕНИЯ: мнение, оценка, сложившиеся после знакомства, соприкосновения с кем-чем-нибудь. ИННОВАЦИИ: создание неактуальных на данный момент потребностей ИНТЕРАКТИВНАЯ ЭКСКУРСИЯ: экскурсия предполагающая взаимодействие участников экскурсионной программы, с экскурсоводом, друг с другом, а также непосредственное их влияние на ход экскурсионной программы. ЭКСКУРСИОННЫЕ УСЛУГИ: туристские услуги по разработке, организации и проведению экскурсий. 6

31 стр., 15460 слов

Роль Интернет-технологий в развитии туризма

... а также доступ к различным источникам информации. Разработка способов улучшения использования Интернет-технологий в сфере туризма представляет несомненный интерес не только для отдельных туристических предприятий, но и ... об истории развитии предприятия. В нижней части сайта турфирмы даны адреса и координаты. Всего на сайте 8 разделов: загородные туры, экскурсии, познавательные туры, автобусные ...

7 ЭКСКУРСИЯ: услуга по организации посещения объектов экскурсионного показа (объекты природного, историко-культурного наследия, промышленные предприятия и др.) индивидуальными туристами (экскурсантами) или туристскими группами, заключающаяся в ознакомлении и изучении указанных объектов в сопровождении экскурсовода, гида, гидапереводчика, продолжительностью менее 24 ч без ночевки. ЭКСКУРСИОННАЯ ПРОГРАММА: последовательность посещения и изучения объектов показа с предоставлением информации об указанных объектах. ТЕХНОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ ЭКСКУРСИИ: представляет собой определенную последовательность этапов действия, конечным результатом которой является создание новой экскурсии. МОДУЛЬНЫЙ ПРИНЦИП РАЗРАБОТКИ ЭКСКУРСИИ: заключается в разделении объема экскурсионной информации на три информационных блока: теоретический (модуль 1); теоретическо-практический (модуль 2) и практический (модуль 3).

Модуль в данной работе будет рассматриваться как структурированный комплекс мероприятий и элементов интерактивной экскурсионной программы, с ограничением по времени. ЭКСКУРСОВОД: профессионально подготовленное лицо, осуществляющее деятельность по ознакомлению экскурсантов (туристов) с объектами экскурсионного показа в стране (месте) временного пребывания. ЭКСКУРСАНТ: потребитель экскурсионных услуг. 7

8 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 9 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ 13 НОСТАЛЬГИЧЕСКОГО ТУРИЗМА И ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ДОПОЛНЕННОЙ РЕАЛЬНОСТИ 1.1 Ностальгический туризм: понятие, формы и основные направления Технология дополненной реальности как фактор развития 18 ностальгического туризма История возникновения и развития технологии Augmented 18 Reality (AR) Основные характеристики и классификация технологии AR Тенденции и прогнозы роста и развития рынка дополненной 29 реальности 1.3 Обзорная экскурсия как технология ностальгического туризма 35 ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА МОДУЛЬНОГО ЭКСКУРСИОННОГО 41 ТУРА «УЛИЦЫ ТОМСКА» С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ ДОПОЛНЕННОЙ РЕАЛЬНОСТИ 2.1 Значение технологии дополненной реальности в разработке 41 экскурсионных туров 2.2 Анализ рынка экскурсионных услуг г. Томска Разработка модульного экскурсионного тура «Улицы Томска» 55 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 72 ПРИЛОЖЕНИЯ А АНКЕТА ПРИЛОЖЕНИЕ Б ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА МАРШРУТА

10 стр., 4745 слов

Интернет-технологии туризма

... -- систем, связанные с хранением и интеллектуальной обработкой данных. В настоящее время направлениями развития информационных технологий в туризме выступают: локальная автоматизация предприятия; внедрение ... последних достижений в области автоматизации и компьютеризации индустрии гостеприимства есть интересные примеры. Гостиницы предлагают доступ в Интернет в номере, электронную почту и различные ...

9 ВВЕДЕНИЕ Ностальгический туризм, очень полюбившийся туристам Западной Европы, в последнее время начинает завоевывать многие русскоязычные страны. Во время таких путешествий туристы могут получить информацию о своих корнях, а также узнать ряд исторических фактов о почти никому неизвестных народах или национальностях. Очень часто люди едут, чтобы посетить земли, на которых проживали их предки, родители, родственники или они сами, до того, как им пришлось покинуть эти места. Одно из таких мест город, в котором они учились. Томск центр студенчества. Как в России, так и в мире этот город один из самых студенческих. Город буквально наводнен университетами. Это заметили даже в знаменитой книге рекордов Гиннеса Томск признан первым городом, на одной улице которого находятся сразу четыре университета. И, во главе с этими университетами, в Томске ежегодно выпускаются около 5 тыс. специалистов. Многие из этих людей собираются каждые пять лет в городе своей юности на вечера встречи выпускников. И технологии дополненной реальности помогли бы им напомнить город в том виде, в котором они его помнили, напомнить в сравнении с настоящим. «Дополненная реальность» — термин, относящийся ко всем проектам, направленным на дополнение реальности любыми виртуальными элементами. Любой желающий сможет узнать, что за здание стоит перед ним, просто наводя на это здание фотокамеру своего смартфона. После этого на экране смартфона сразу появится текстовое окошко с подробной информацией об этой постройке. Благодаря развивающейся технологии дополненной реальности, то что раньше было фантастикой, в ближайшем будущем станет реальностью. Для создания проектов дополненной реальности выделяются огромные деньги, и воплощают эти проекты компании — специалисты. На настоящий момент 9

10 технологию дополненной реальности можно реализовать в альтернативном варианте, намного более экономичном и не требующем огромных познаний программирования. Этим вариантом является QR-код. Технология кодирования QR-код является одной из технологий «дополненной реальности». QR-код появился в 1994 году в Японии. Созданный исследователями Denso — Wave (дочерняя компания концерна Toyota), этот двумерный, или матричный, штрих-код применялся вначале для идентификации автозапчастей на заводах корпорации, но быстро обрел популярность за пределами производственных линий. Аббревиатура QR означает Quick Response, что в переводе на русский понимается как «быстрый отклик», «быстро распознаваемый». Особенность данного типа кодов в том, что они легко расшифровываются не только посредством специального сканера, но и с помощью любого смартфона, оснащенного фотокамерой и достаточно простым ПО. Термин QR-code по-прежнему является зарегистрированной торговой маркой DENSO Corporation, но использование кодов не облагается никакими лицензионными отчислениями, а сами они описаны и опубликованы в качестве стандартов ISO (Международная организация по стандартизации).

8 стр., 3735 слов

Организация и технология работы службы приема и размещения

... различной категории отличается по времени и качеству обслуживания, но информация о госте везде ... регистрации и размещения гостей В небольших гостиницах гость подходит к стойке службы приема и размещения, ... заранее подготовить места для заселения и спланировать работу администрации. Регистрацией гостей в этом ... по графику на основе даты прибытия клиента, продолжительность пребывания и тип номера. Если ...

Достаточно широкое применение QR-коды получают в рекламе журнальной и наружной. Достаточно сфотографировать изображение кода и по зашифрованной ссылке вы переходите на промо сайт рекламируемого продукта, где сможете получить детальную информацию об этом продукте. Это и шифрование расписания движения общественного транспорта на остановке, и переходы к онлайновому бронированию билетов с бумажной афиши кинотеатра, и дублирование в память вашего мобильного телефона информации на визитке, которую не надо долго вручную заносить самостоятельно. В США, странах Европы и тем более в Азии QR-кодами уже никого не удивить — они используются повсеместно. Уже сейчас они применяются в сфере туризма: размещенные в различных знаковых местах QR коды 10

11 предоставляют путешественникам необходимую информацию на различных языках. Не все понимают смысл применения QR-кодов, потому что можно не зашифровывать, а просто написать нужную информацию. Но это не так. Эта новейшая технология дает возможность на маленьком изображении кода поместить большое количество информации, при этом одним движением занести эту информацию в память своего мобильного телефона и сохранить её. Недостаточная посвященность населения города Томска в развитие технологии дополненной реальности стала основой исследования представленной дипломной работы. Цель дипломной работы определить возможность применения технологии дополненной реальности с использованием QR-кодов к туристическому маршруту города Томска. Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи: 1. Изучить особенности модульной экскурсии и технологии дополненной реальности; 2. Описать практику использования технологии дополненной реальности в социокультурной сфере на примере туризма; 3. Проанализировать рынок экскурсионных услуг города Томска и определить насколько возможно использование технологии дополненной реальности в процессе разработки экскурсии; 4. Проектирование туристического маршрута для центральной части города Томска. Объектом дипломной работы является область применения технологий дополненной реальности, в частности, на основе QR-меток в ностальгическом туризме. Предмет возможности и ограничения применения технологии дополненной реальности. Научная новизна дипломной работы состоит в том, что данная работа представлена как систематизированный анализ перспективной технологии, способной реализоваться в городе Томске. 11

12 Теоретическая основа дипломной работы составлена с использованием научной и исследовательской литературы о современных информационных технологиях, публицистических и интернет-ресурсов. Список литературы представлен к дипломной работе. Практическая значимость дипломной работы представлена в виде анализа необходимости развития ностальгического туризма в городе Томске, а также теоретической разработки модульного туристического маршрута с применением к нему технологии QR-кода. Структура дипломной работы соответствует цели и задачам исследования и состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы и приложений. 12

13 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ НОСТАЛЬГИЧЕСКОГО ТУРИЗМА И ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ДОПОЛНЕННОЙ РЕАЛЬНОСТИ 1.1 Ностальгический туризм: понятие, формы и основные направления В настоящее время среди теоретиков и практиков туризма нет единого мнения касательно обозначения понятия ностальгического туризма. Большинство экспертов в сфере туризма под ностальгическим туризмом называют путешествия в места проживания в прошлом самих туристов, их родственников или их предков. Еще ностальгическим туризмом называют путешествия, целью которых выступают посещения территорий исторического проживания представителей «своих» народов. Согласно же принятому в международной классификации определению, ностальгический туризм рассматривается как понятие, выступающее частью этнического туризма. Противоречащим общему представлению фактом является то, что в соответствии с принятым определением в международной классификации, ностальгический туризм считается понятием, которое синонимично этническому туризму, что вовсе не сопоставимо с путешествиями в родные края. Этимологическое несоответствие обнаруживается при попытке использовать указанную дефиницию для обозначения туристских потоков, направленных в пределы одного и того этнического ареала. В действительности, этнический туризм подразумевает не только приобщение к собственным истокам, своим этническим корням, но и познание культуры других этнических групп, в том числе посредством личных контактов с жителями посещаемых территорий. Этнический туризм подразумевает не только знакомство со своими истоками, но и изучение культуры других 13

13 стр., 6027 слов

Возможности технологии дополненной реальности в развитии ностальгического ...

... туризма; 3. Проанализировать рынок экскурсионных услуг города Томска и определить насколько возможно использование технологии дополненной реальности в процессе разработки экскурсии; 4. Проектирование туристического маршрута для центральной части города Томска. Объектом дипломной работы ...

14 этносов, включая личные контакты с населением территорий посещения. Турорганизаторы нередко предоставляют возможность совмещения поездки в места, связанные с жизнью самих туристов и их предков 1. Как всем известно, человек это биосоциальный организм, и даже самым скептически настроенным людям, поменявшим место жительства, живущим в другом городе или другой стране, известно чувство ностальгии. Основной мотив поездки на историческую родину ностальгия, которая выражается в тоске по родине, родному языку, обычаям, традициям, природе и т.д. А приятное и одновременно удобное комфортное путешествие в родные края способно окрасить ностальгию в лучшие тона. Ностальгический туризм помогает человеку совершить символическое путешествие в дни своей молодости (детства, юности), в места прежнего проживания или обучения, в любую памятную местность, имевшую для него большое значение. Этот вид туризма путешествие по метафизической родине, которая «располагается не в сфере территории, а в сфере культуры, что делает возможным неустанное генерирование новых и новых форм, вмещающих в ее пространство и весь этнос, и группу, и конкретного человека». Ностальгический туризм во всех своих ипостасях связан с избирательным сохранением фрагментов социальной памяти и реконструкцией прошлого.

В широком понимании слова ностальгия это, прежде всего, стремление возвратить прежнее положение, желание сделать боле привычной чужую окружающую среду. Обсуждение вопросов ностальгии и процесс развития общества дали толчок к становлению нового вида туризма ностальгического. На сегодняшний день почти 175 миллионов человек, что составляет около 3 процентов населения Земли, сменили свою историческую родину. А по мнению специалистов, практически одна из десяти поездок в мире обусловлена ностальгическими мотивами. Это сопоставимо с масштабами 1 Бутузов А.Г. // Соотечественники России как фактор развития ностальгического туризма в Россию // [Электронный ресурс] URL: (дата обращения ) 14

19 стр., 9423 слов

Система организации делового туризма в Москве

... всех сторон. Объектом является система организации делового туризма в Москве. Предмет исследования - перспективные направления развития делового туризма в Москве. Цель дипломного проекта - разработать и создать перспективное предложение по развитию делового туризма в Москве. В соответствии с поставленной целью в данной работе будут ...

15 паломнического и спортивного туризма. В литературе, посвященной изучению туризма, акцентируется внимание на увеличивающемся вкладе ностальгических путешествий в создание потоков международного туризма 2. Миграции населения являются непосредственным двигателем прогресса. На это указывает разнообразие причин переселений: Прежде всего это географические — они связаны с изменение климата, что вынуждает людей искать более благоприятные для жизни районы; далее выделяют политические причины, к которым относятся: войны, репрессии, распад или объединение государств. Миграции, вызванные желанием людей жить рядом с центрами торговли, как и поиск территории, где можно было бы сбывать продукцию собственного производства, характеризуемые развитием торгово-рыночных отношений это экономические причины переселений. Также, разнообразие форм миграции таких, как работорговля, кочевничество, миграции военных и колониальных переселений, в современном же мире нашли отражение в форме поиска безопасного места для создания семьи, выгодного места в виде удобства инфраструктуры для минимизации затрат в получении благ (место работы, торговые центры, развлечения), креативного центра места, где возможно реализоваться (бизнес-центры, городские и социальные кластеры).

Сложность количественной оценки этого феномена объясняется отсутствием во многих странах соответствующих органов статистики и выраженной ориентацией путешественников на посещение известных центров экскурсионно- познавательного и лечебно-оздоровительного (в особенности пляжного) туризма. К тому же путешественники склонны совмещать сразу несколько видов туризма. Ностальгический туризм, как правило, причудливо сочетается с познавательным, деловым и рекреационным видами туризма. Следующий важный фактор развития ностальгического туризма в районы проживания предков историческая память о местах их непосредственного исхода. Несмотря на длительность проживания в условиях 2 Зорин И.В., Квартальнов В.А.\\ Энциклопедия туризма. М.: Финансы и статистика, (Дата обращения ) 15

16 явного численного превосходства иноэтничного окружения серьезные проблемы этнического воспроизводства в среде потомков казаков в латиноамериканских странах по-прежнему сохраняется деление на кубанских, донских, терских и уральских казаков. Показательно, что эти представления до сих пор живы в русской среде крупнейшего мегалополиса Южной Америки Сан-Паулу. С каждым последующим поколением существенно стирается память о границах мест исхода. Это создает возможности для заметного расширения географии туристских маршрутов за счет включения в перечень посещаемых объектов общенациональных или региональных центров. Ошибочным представляется мнение одного из американских экспертов по проблемам стимулирования российского въездного туризма относительно возможности соединения в рамках одного тура ностальгических интересов потомков выходцев с северо-запада России и молодых балтийских государств 3. Весьма распространено и крайне негативное, с выраженным оттенком демонизации, отношение переселенцев и их потомков к странам исхода. В этой ситуации отмечается предвзятое отношение к собственным культурным «корням». Более того, во многих случаях публичная демонстрация интереса к культуре стран происхождения может стать причиной явной или завуалированной дискриминации.

27 стр., 13238 слов

«Виртуальный туризм». В заключении подведены итоги работы, сформулированы ...

... туризма», «Организация внутреннего туризма», «Маркетинговые технологии в туризме». 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ВИРТУАЛЬНОГО ТУРИЗМА На сегодняшний день туризм ... виртуальных туров. Также в рамках выпускной квалификационной работы были проведены интервью с экспертами в области создания и использования технологии виртуальных ... и совместный проект NASA и ... усилившийся рост крупных экономик, более ...

По крайней мере, многочисленные факты притеснений этнических мусульман в Европе и Северной Америке признаны правозащитными организациями соответствующих стран 4. Программы ностальгических туров довольно специфичны и разнообразны. В большинстве случаев для каждого туриста составляется индивидуальный маршрут. В большинстве случаев такие туристы ходят на кладбища, ищут могилы своих предков. Также они посещают населенные пункты, где когда-то проживали их близкие родственники или они сами. Во время таких посещений они расспрашивают местных жителей о своих 3 Юркина Н.А.\\ Введение в специальность «социально-культурный туризм». М.: ГИНФО, (Дата обращения ) 4 Биржаков К. М. Введение в туризм. М.: «Эксмо», с. (Дата обращения ) 16

17 предках. Но, к большому сожалению, за последнее время ностальгический туризм начал постепенно угасать, так что нужно инновационные решения, для возрождения и развития интересного и, что важно, полезного вида туризма. 17

18 1.2. Технология дополненной реальности как фактор развития ностальгического туризма История возникновения и развития технологии дополненной реальности; Несмотря на то, что технология дополненной реальности (Augmented Reality или AR) получила широкое распространение лишь в последние 5-7 лет, появление этой технологии можно датировать 60-ми годами прошлого века, когда эта технология развивалась как часть технологий виртуальной реальности и применялась только в сфере компьютерных технологий 5. Однако за 50 лет эта технология усовершенствовалась, что позволило ей выделиться в отдельную область, а также разделиться на различные сферы применения благодаря своим практическим свойствам. Чтобы понять, что представляет из себя технология AugmentedReality, необходимо рассмотреть это технологию со всех сторон, включая причины ее появления, историю развития, характеристики и требования для работы, сферы применения, плюсы и минусы использования ARв различных отраслях. Кроме того, немаловажно рассмотреть в работе тенденции развития технологии и прогнозы роста рынка мобильных технологий и AR. Виртуальная и дополненная реальности испытывают сильное взаимопроникновение на информационно-развлекательном рынке и в сфере обучения и передачи информации. Главной причиной такого проникновения можно считать широкий спектр прикладных областей, в которых эти технологии могут применяться. В начале 1960-х годов начали патентоваться машины для разработки технологий виртуальной реальности. Виртуальная реальность — это трехмерный интерактивный мир, созданный компьютером. Термин «дополненная реальность» был введен для обозначения 5 Бойченко И.В., Лежанкин А.В. Дополненная реальность: состояние, проблемы и пути решения. // Доклады ТУСУРа, 1 (21), часть (Дата обращения ) 18

19 трансформации и изменения виртуальной реальности. Это технологии, которые помогают увеличить и разнообразить функции объекта путем наложения реальных или искусственных изображений на него. Сейчас технологии дополненной реальности находятся на стадии становления и начального развития. Сегодня они применяются, например, для интегрирования в очки или контактные линзы, что помогает создать особый интерактивный мир, с которым пользователь может взаимодействовать. Многие разработки в этой области широко применяются или могут быть применены в недалеком будущем в здравоохранении, вооруженных силах, промышленности, маркетинге и так далее. Уже сегодня можно наблюдать рост использования технологий виртуальной и дополненной реальности в медицине. И это сказывается на развитии медицинского рынка в целом. Рост рынка, в свою очередь, приводит к росту компаний, занимающихся технологиями виртуальной реальности, что обеспечивает возникновение здоровой конкуренции, более стремительное развитие этих технологий, увеличение качества и количества используемых технических средств, технологий и инструментариев. Началом развития виртуальной реальности можно считать изобретение машины под названием Sensorma Мортоном Хейлингом в 1956 году и изобретение специальных шлемов, названных в честь Ивана Сазерленда в 1965 году.

14 стр., 6639 слов

Виртуальный туризм

... сферы общества новых информационных технологий. Эти технологии являются, возможно, первыми в истории человечества, обеспечивающими рост производительности в сфере услуг. Это наблюдается сегодня и в туризме. Ведь туризм и информация неразделимы: решение ...

В 70-х годах был создан алгоритм работы с 3D графикой, но не было технической возможности для работы с этой технологией в реальном времени. 6 Однако благодаря таким разработкам фотореалистичные машинногенерируемые изображения стали областью отдельных исследований. В 70х- 80х гг. технологии виртуальной и дополненной реальности активно изучались и дополнялись в лабораториях NASA, Массачусетском технологическом институте и Институте Северной Каролины. В начале 90-х данными 6 Антон Чивчалов, «Через 5 лет рынок дополненной реальности увеличится более чем в 3 раза» // ARNextвсе о дополненной реальности, 7 ноября 2013г.- URL: (Дата обращения ) 19

20 технологиями серьезно заинтересовались в компании Boeing: в их исследовательских центрах стали разрабатывать новые приложения для тренировки своих работников. В 1993 г. на базе Калифорнийского Университета были созданы новые навигационные системы, использующие технологии дополненной реальности. В середине 90х гг. виртуальная и дополненная реальность начинает использоваться для выполнения повседневных задач. Например, к 1997г. при Колумбийском Университете была разработана Touring Machine — динамичная система, позволяющая посетителям университета с помощью дополненных объектов получать информацию о кампусе. В дальнейшем, с помощью этой системы стали афишироваться различные рестораны на территории кампуса университета. Широкое применение технологий дополненной реальности во многом было связано с уменьшением размеров устройств, позволяющих ими пользоваться. Данная тенденция наблюдается с середины 70-х годов. Например, в 1979 году кардинально меняется способ повседневного прослушивания музыки появляется портативный плеер SonyWalkman с мобильными дисплеями. Это устройство стало одним из трех самых продаваемых продуктов начала 80-х годов, наряду с роликовыми коньками и цифровыми часами. Таким образом, наблюдается начало широкого применения технологий дополненной реальности в повседневной жизни для выполнения простых задач. Начало 90-х годов можно обозначить как период миниатюризации компьютеров. Следовательно, технологии виртуальной и дополненной реальности начинают применяться еще шире. Появляется новое направление разработка переносной электроники и мобильных компьютерных систем. В качестве примера можно привести коммерчески успешные устройства типа AppleNewtonMessagePad (1993 год) или PalmPilot (1997 год), созданные для упрощения выполнения повседневных задач (создание и контроль распорядка дня, дистанционное общение, обмен данными и так далее).

20

21 Следует отметить интересный факт: технологии дополненной реальности стали важными элементами фантастической литературы того времени, что позволяло в той или иной степени знакомить с этими разработками простых читателей, вызывать в них живой интерес и побуждать изучать данную тематику дальше. Именно к этому времени относится период популяризации течения «киберпанк», фантастических фильмов (например, серия «Терминатор»), в которых активно использовалась тематика виртуальной и дополненной реальности. Термин «дополненная реальность» был введен Томом Коделлом в 1992 году. В течение 90-х годов обычный потребитель не знал и нечасто сталкивался с технологиями дополненной реальности. Так было до представления широкому кругу пользователей ARTtoolkit (компьютерная система для создания дополненной реальности в режиме реального времени с использованием реальных объектов) Хироказу Като, что в корне изменило точку зрения пользователей по этому вопросу. В году появилась первая видеоигра с использованием технологий дополненной реальности, а к 2008 году широкое применение смартфонов среди обычных пользователей сделало возможным широкое распространение данных технологий. Сегодня технологии дополненной реальности применяются для их внедрения в специальные очки и контактные линзы. С учетом этого можно предположить, что ожидается увеличение использования технологий дополненной и виртуальной реальности и в других направлениях и отраслях. Так в чем суть технологии дополненной реальности? Новые технологии развиваются для того, чтобы вносить существенный вклад в другие развивающиеся сегменты и отрасли, такие как мобильные вычисления, игры, вооруженные силы, здравоохранение, маркетинг и т.д. Технология виртуальной реальности существовала на протяжении десятилетий, а технологий дополненной реальности появилась как разновидность 7 Антон Чивчалов, «Через 5 лет рынок дополненной реальности увеличится более чем в 3 раза» // ARNext-все о дополненной реальности, 7 ноября 2013г.- URL: (Дата обращения ) 21

22 виртуальной реальности. Технологии дополненной реальности могут накладываться на вычислительные и производственные данные и процессы и менять представление реального мира, что дает конечному пользователю абсолютно новый опыт. Дополненная реальность, внедряясь в другие отрасли техники, изменяет их, начинает их опережать в развитии. Возникает ситуация, когда технологии, используемые человеком на протяжении длительного времени, становятся в «роли догоняющих» современных технологий виртуальной и дополненной реальности. 22

23 Основные характеристики и классификации технологии AR В прикладном плане основной задачей дополненной реальности является не отделение конечного пользователя от реального мира и погружение в некое виртуальное окружение, а создание площадки для интерактивного взаимодействия с интересующим объектом. В этой связи одним из главных преимуществ технологий дополненной реальности является то, что посредством компьютерной базы можно производить взаимодействие с неким физическим образом в режиме реального времени. Эти технологии способны сделать восприятие информации человеком намного проще и нагляднее. Требуемые запросы будут автоматически доставляться пользователю. С помощью этих технологий реальные объекты приобретают новые качества и открываются с другой стороны для пользователя. В узком смысле дополненную реальность понимают, как процесс объединения объектов из реального мира с объектами из виртуального, сгенерированных компьютером. В нашем веке появляется бесчисленное колличество впечатляющих гаджетов, устройств и приложений, которые заставляют подумать, будут ли предметы, вещи и явления, которые мы знаем в их настоящем виде, всегда выглядеть так? Исследователь Рональд Азума (Ronald Azuma) выделил три признака, которыми должна обладать расширенная реальность. В первую очередь это комбинирование реального и виртуального мира. Так же, важна интерактивность и трехмерное представление объектов. Существуют некоторые основные характеристики и требования, необходимые для нормального функционирования технологий дополненной реальности. Прежде всего, в том или ином виде необходимо наличие вычислительной платформы, способной создать условия для взаимодействия с физическим объектом. Другим немаловажным элементом систем дополненной реальности является дисплей для отображения объектов дополненной реальности. Если раньше роль таких элементов выполняли привычные для восприятия мониторы, то 23

24 сегодня их роль выполняют сложные физические системы и различного рода специальные сенсоры. Следующим важным условием функционирования технологий дополненной реальности является возможность интерактивного ввода, изменения существующих виртуальных условий, возможность интерпретации изучаемого объекта именно в том виде, в котором это требуется. При этом система должна быть понятной для того, чтобы ею в различных формах могли пользоваться не только профессионалы, но и широкие массы людей. В современных условиях можно отметить еще одно важное требование для эффективной работы дополненной реальности — возможность хранения и обмена данными. Чтобы система или конкретная технология могла проектировать объект — она должна получать информацию об этом объекте из какого-либо источника. Сегодня вместо ручного ввода условий и параметров используется Интернет, позволяющий быстро получать огромную массу информации по нужному объекту и выполнять интерактивный обмен с конечным пользователем. С развитием широкого доступа к интернету появилась возможность использовать технологии виртуальной и дополненной реальности для создания искусственного интеллекта для выполнения сложных задач. Но пока что такие системы предназначены для изучения узкому кругу профессионалов, они находятся на стадии прототипов, но в перспективе могут быть широко применены. На сегодняшний день большинство исследований в области дополненной реальности сконцентрировано на использовании живого или интерактивного видео, подвергнутого цифровой обработке, «дополненного» компьютерной графикой. Более серьёзные исследования включают отслеживание движения реальных объектов, распознавание координатных меток при помощи машинного зрения и конструирование управляемого окружения. Также существует, такое понятие, как виртуальная реальность, но следует понимать, что это абсолютно другое направление. Дополненная 24

25 реальность вносит корректировки в восприятие действительности. В то время как виртуальная реальность, это полностью обособленный созданный мир. Система дополненной реальности является посредником между реальностью и человеком, а значит, на выходе она должна создавать сигнал для одного из таких органов. По типу представления информации можно выделить следующие системы: Во-первых, визуальные системы, в основе которых лежит зрительное восприятие пользователя. Такие системы создают изображение, которое используется человеком для достижения его целей. Во-вторых, существуют аудиосистемы, ориентированные на слуховое восприятие. Эти системы могут использоваться в качестве навигаторов. Когда человек достигает конкретного места, заданного программой, они выдают различные звуки. Возможно использование стереоскопического эффекта, который ориентирует человека в пространстве и помогает достичь заданного объекта. В-третьих — аудиовизуальные системы представляют собой комбинацию двух предыдущих типов, однако аудиоинформация в них носит вспомогательный характер, дополняющий визуальные функции. Системам дополненной реальности должен быть открыт доступ к получению информации окружающей среды, так как виртуальные объекты как раз строятся на основе этой информации. Каждая из таких систем обладает определенным набором устройств, с помощью сенсоров, позволяющих воспринимать различные сигналы окружающей среды: звуковые и электромагнитные импульсы, перемещение в пространстве, ускорение и т.п. Сенсоры разделяются по их назначению, так как сходные по своей природе сигналы могут нести различную информацию. Кроме вышеуказанных систем, можно выделить системы по типу следующих сенсоров: Геопозиционные системы, которые ориентируются на сигналы систем позиционирования GPS или ГЛОНАСС. В дополнение к приемникам таких сигналов эти системы оборудованы компасом и 25

26 акселерометром для определения угла поворота относительно вертикали и азимута. Следующий вид систем — оптические, работающие с изображением, которое гаджет получает на одну или нескольких камер. Камеры могут перемещаться вместе с системой либо вне зависимости от нее. Кроме перечисленного, системы различаются по степени взаимодействия с пользователем. В ряде основных систем пользователь играет пассивную роль, когда выступает наблюдателем за реакцией системы на изменение окружающей среды; а также выделяются системы, которые требуют вмешательства пользователя он как управляет работой самой системы с целью достижения результатов, так и изменяет виртуальные объекты. По данному критерию выделяются следующие системы: Прежде всего, это автономные, не требующие вмешательства пользователя в своей работе. Эти системы предоставляют информацию об объектах: они анализируют объекты, которые находятся в поле зрения человека и выдают справочную информацию, пользователь рассматривает картину в музее и с помощью приложения дополненной реальности получает дополнительные данные о художнике, о судьбе картины, истории изображенного сюжета и т.п. Системы не предполагают взаимодействие с пользователем и служат только для предоставления ему сопроводительных данных об объекте 8. И наконец, интерактивные системы, основывающиеся на взаимодействии с пользователем. На различные действия пользователя такие системы дают различный ответ. Подобные системы нуждаются в устройстве ввода информации. В качестве такого устройства выступает некий экран сенсорного мобильного устройства, планшет или специальный манипулятор. От специфики системы зависит выбор системы устройства. Если 8 Яковлев Б. С., Пустов С. И., Классификация и перспективные направления использования технологии дополненной реальности \\ Известия Тульского государственного университета. Технические науки [Электронный ресурс] URL: (дата обращения ) 26

27 пользователю нужно совершить некие действия с виртуальным объектом, то достаточно указывающего устройства. В случае имитации реальных процессов и выполнения сложных действий с объектами, используются специальные манипуляторы, которые имеют некое разнообразное количество степеней свободы. Эта интерактивность выражается в разной степени свободы. Существуют также системы, которые позволяют пользователю модифицировать виртуальную среду. Это так называемые системысимуляторы реального действия: используются в ситуации, когда пользоваться реальными объектами нет возможности. Например, существуют виртуальные «примерочные», в которых пользователь взаимодействует с интерфейсом, чтобы выбирать одежду из имеющегося набора и путем наложения слоев получать собственные изображения в различных нарядах. Различают и другие системы: в них пользователю не требуется изменять виртуальную среду. Он сам выбирает виртуальные объекты, которые хочет видеть. Пользователь также может целенаправленно воздействовать на виртуальные объекты, но не на уровне структуры, а на уровне отображения. Пользователь, таким образом, может делать, аффинные преобразования типа поворота, перемещения и т.д. К таким группам относятся различные архитектурные системы, которые позволяют увидеть, как впишется в существующую обстановку новое сооружение или его часть, а также навигационные и геоинформационные системы. 9 Подобные системы могут, например, показывать части объектов интереса, скрытые другими постройками, информацию о выбранных объектах и т.д. Можно выделить системы дополнительной реальности по степени мобильности. С одной стороны, это стационарные системы, предназначенные для работы в фиксированном месте; перемещение таких систем ведет к частичной или полной приостановке их функционирования. С другой 9 Яковлев Б. С., Пустов С. И., Классификация и перспективные направления использования технологии дополненной реальности \\ Известия Тульского государственного университета. Технические науки [Электронный ресурс] URL: (дата обращения ) 27

28 стороны, мобильные, которые могут быть без труда перемещены и зачастую их перемещение и лежит в основе выполняемой ими функции. Таким образом, выше были представлены различные основания для классификации различных типов систем дополненной реальности. Принадлежность к тому или иному типу определяется, прежде всего, функциями системы, которые наполняют объекты некими визуально новыми свойствами, создают возможность более подробного информативного ознакомления с объектом и дают возможность перемещаться индивиду (туристу, экскурсанту), например, вместе с транспортным средством в городской среде, не создавая дополнительных расходов на ее перемещение. 28

29 Тенденции и прогнозы роста и развития рынка дополненной реальности Технологии дополненной реальности в современных условиях не являются чем-либо фантастическим. Но по-настоящему бурное развитие по прогнозам будет связано с появлением большого количества технологически развитых handsfree устройств. Это позволит выполнять широкий спектр прикладных задач в различных сферах человеческой деятельности: навигация, сложные медицинские операции, сложная картография, нестандартные военные маневры. Одним из главных условий бурного развития handfree устройств является технологическое развитие цифровой отрасли в целом. Однако считается, что до пика развития современной электроники еще далеко. Продукты, основанные на дополненной реальности, позволят выполнять многие стандартные задачи необычным способом, вызывать у конечного потребителя и пользователя дополнительный интерес, вовлекать его в процесс. Еще 7 лет назад о существовании дополненной реальности знали только специалисты, а все попытки практического использования можно было пересчитать по пальцам. Однако уже в 2009 году дополненной реальностью занимались десятки компаний, а в специализированной прессе всерьёз обсуждался вопрос о том, как скоро эта технология перестанет будоражить воображение, а станет чем-то привычным и повседневным, как для всех стал мобильный телефон. Всего лишь за год количество приложений для iphone, основанных на использовании дополненной реальности в той или иной форме, выросло с нуля до двух сотен. «Уже в конце 2009 года в игру вступил сам Google с визуальным поисковиком Google Goggles, а Nokia наконец доделала давно обещанное приложение Point&Find, предназначенное для распознавания штрих-кодов и кинопостеров. А в декабре 2012 года по запросу «augmented reality» в AppStore можно найти уже почти 2000 приложений», — пишут в 29

30 своем исследовании специалисты Высшей школы маркетинга и развития бизнеса НИУ ВШЭ. Носимая электроника, которая так же может быть названа носимыми компьютерными системами новая развивающаяся отрасль компьютерных технологий, в которых активно применяются технологии виртуальной и дополненной реальности. Работа носимой электроники во многом связана с работой смартфонов и других гаджетов. Поэтому постоянный технологический рост смартфонов ведет к росту и носимой электроники. Технологические гиганты активно занимаются разработкой данного вида электроники. Следует отметить, что сегодня область носимой электроники представлена несколькими типами продуктов: «Умные очки» и другие схожие по применению типы устройств, включая схожие системы виртуального дополнения реальности. Спорт и фитнесс-трекеры, позволяющие в реальном времени отслеживать физическую нагрузку. Одежда с элементами электроники, передающая на смартфоны данные о текущем состоянии организма. Устройства в форм-факторе часов. В сочетании со смартфонами позволяют дистанционно управлять различными действиями, получать справочную информацию в удобном виде. В перспективе следует ожидать еще более тесную интеграцию портативной электроники в носимый формат. Новое исследование журнала Markets And Markets «Wearable Electronics & Technology Market (Sensors, Battery, Display, Networking)» прогнозирует рост отрасли до $814 миллиардов. По данным исследовательского центра, сегодня объем сферы носимой электроники оценивается в $2 миллиарда, однако к 2018г эта цифра может достигнуть $14 миллиардов. Носимая электроника сейчас находится в большей степени на стадии развития. Сейчас доля носимой экосистемы в системе современных информационных технологий составляет примерно 18%, однако с учетом современных реалий, эта цифра будет быстро расти. 30

31 Основными потребителями носимой электроники сегодня являются Северная Америка, Европа, некоторые регионы Азии. Масштабную интеграцию такой электроники следует ожидать после уменьшения себестоимости производимой продукции. С учетом нынешнего развития технологий, это может произойти уже к г. Можно выделить несколько ключевых игроков, активно развивающих и использующих носимую электронику: Samsung, Sony, Apple, Adidas, Fibretronic, Google, Vuzix, Recon, Olympus. «Что касается прогнозов, то по оценкам аналитиков исследовательской компании Juniper Research к 2014 году мировой рынок приложений и сервисов дополненной реальности для мобильных устройств достигнет объема в 732 млн. долларов. Исследовательская компания ARCChart прогнозирует, что ожидаемый уровень мировых доходов от мобильных приложений, использующих дополненную реальность, к 2015 году превысит 2,2 млрд. долларов. А аналитики ABI Research прогнозируют, что в 2016 году совокупный рынок достигнет уровня в 3 млрд. долларов. Компания Marketsand Markets дает еще более оптимистичную оценку. По мнению ее специалистов, рынок технологии дополненной реальности в 2016 году превысит 5,15 млрд. долларов. Специалисты компании Juniper Research считают, что всего через год к 2014 году более 400 млн. пользователей мобильных устройств будут использовать приложения с Augmented Reality по крайней мере один раз в неделю. А к 2016 году более половины всех сервисных компаний (наиболее приближенных к цифровой среде) будут применять в том или ином виде технологию дополненной реальности». «Аналитики также предсказывают, что AR будет активнее использоваться в социальных медиа и даже может «разрушить стену между цифровым и физическим пространством». Здесь имеется в виду то, что в реальном, физическом мире появятся цифровые аватары пользователей. В докладе «Mobile Augmented Reality: Smartphones, Tablets and Smart Glasses » представлены данные, согласно которым рынок 31

32 трансформируется с сегодняшней начальной формы с нишевыми устройствами до рынка сложных приложений и технологий, а дополненная реальность станет неотъемлемой частью потребительской экосистемы. Современные устройства обработки дополненной реальности во многом ориентированы на узкий круг специалистов и энтузиастов, но эта ситуация в скором времени должна измениться, и уже широкие массы людей будут активно пользоваться дополненной реальностью. Рынок дополненной реальности будет расти там, где существует большой рынок современных смартфонов и планшетов, которые являются основной платформой для использования технологий виртуальной и дополненной реальности. Прежде всего, к регионам с такими рынками можно отнести Северную Америку, Западную Европу и Дальний Восток. Лучший потенциал в этом плане имеет Япония. «В современных условиях постоянно растет доля инвестиций в приложения дополненной реальности. Если в 2013г. по данным ABI Research их объем составил $670 миллионов, то в 2018г ожидается цифра в $2,5 миллиардов. Связанно это во многом с тем, что приложения дополненной реальности все активнее интегрируются в привычные для нас мобильные устройства. В особенности это касается сфер маркетинга и розничной торговли». Также рост объемов инвестиций связан не только с тем, что приложения дополненной реальности все активнее интегрируются в привычные для нас мобильные устройства, но и с развитием облачных технологий, с помощью которых пользователь получает мгновенный доступ к заранее структурированной информации. В технологиях дополненной реальности облачные вычисления используются для потоковой работы с изображениями (например, распознавание изображений).

Согласно данным ABI Research, в скором будущем возможно развитие крайне сложных систем, связанных с Bigdata и колоссальным объемом структурированной и неструктурированной информацией. Вероятно, появление сети «Интернета всего», в котором с сетью 32

33 Интернет так или иначе будут связанны практически все окружающие нас объекты. По данным исследователей Juniper Research, сегодня технологии дополненной реальности непосредственным образом затрагивают около 60 миллионов человек, но эта цифра может увеличиться до 200 миллионов к 2018 году. Сегодня данные технологии активно используются в игровой индустрии, которая во многом является главным локомотивом развития дополненной реальности, но в скором будущем дополненная реальность станет неотъемлемой частью потребительской экосистемы. С учетом этих тенденций и роста рынка переносной электроники и смартфонов, Juniper Research прогнозирует, что дополненная реальность станет одной из важнейших платформ для коммуникации и торговли. Экосистема приложений для дополненной реальности будет расширяться. Основной рост будет происходить за счет игровой индустрии, но также в больших объемах новые цифровые технологии будут применяться в спорте, медицине, образовании, а в дальнейшем, для решения прикладных задач в СМИ, рекламе и так далее. По прогнозам, планшеты станут основной платформой для применения дополненной реальности в мультимедиа, а смартфоны будут идеальным фундаментом для совершенствования навигационных приложений с дополненной реальностью. Новые устройства вроде Google Glass привнесут еще большее разнообразие в динамичную жизнь пользователей и предложат новые подходы для решения повседневных задач. Прикладную значимость технологии Augmented Reality сложно переоценить, так как это единственная технология, которая так стремительно проделала путь от компьютерных игр, где она выполняла развлекательную функцию, до сложных медицинских аппаратов, неся в себе общественную пользу. Несмотря на то, что эта область стала расширяться и расти совсем недавно, сегодня это одна из самых перспективных сфер в области компьютерных технологий. Связано это с повсеместным распространением 33