Актуальность темы в первую очередь определяется необходимостью возрождения культуры эвенков. В дореволюционный период хотя и произошла трансформация традиционной материальной и духовной культуры, но, тем не менее, в целом эвенки сохранили традиционный уклад жизни, свою этническую самобытность. Каждый народ богат своим культурным наследием. Их традиции, верования, фольклор — огромное достояние мирового значения, т.е. каждая культура, есть зона оригинального культурного творчества, придающая всемирной истории неповторимый облик.
На сегодня при кажущемся обилии работ, область материальной культуры эвенкийского этноса еще не получила целостного освещения. Изучение данной проблемы в исторической науке преимущественно шло по отдельным ее областям. А ведь исследование предметов материальной культуры позволяет выяснить происхождение народа, истоки его культуры, роли народа в истории мировой культуры. Вопросы материальной культуры являются неотъемлемой частью этнической истории любого народа, она отражает уровень и характер развития общества, его духовную жизнь.
Основой исследования в дипломной работе явились труды советских этнографов, исследователи периода Российской империи, а так же записки иностранцев, которые вели торговлю на территории Российской империи, все они внесли большой вклад в исследования культуры эвенков.
Эверт Избрант Идес выходец из Глюкштадта в Голштинии. Торговал в России с 1677 г, с 1687 г. поселился постоянно, войдя в группу иностранных купцов, глубоко укоренившихся в России — так называемых «московских торговых иноземцев» . Царями Иваном Алексеевичем и ПетромАлексеевичем был послан в Пекин к богдыхану во главе посольства 1692 — 1695 гг. Эверт Избрант Идес является одним из исследователей народов Сибири. В своей книге «Записки о русском посольстве в Китай 1692 — 1695» он посвятил не только истории своего путешествия, но и записал ценные сведения, касающиеся эвенков. В своих отрывках об эвенках он дает информацию об их одежде, способах охоты, строительства жилищ, погребальные обряды их зимние и летние занятия и многое другое.
Доктор Д. Г. Мессершмидт, приглашённый Петром I для естественно исторического изучения Сибири и сбора лекарственных трав, был в путешествии по Сибири 5 лет (выехал из Тобольска в марте 1721 г. и вернулся туда в феврале 1726 г.).
Из них почти три года он проездил по местам кочеваний тунгусов (эвенков).
На протяжении 5-ти лет вел дневник, в котором сохранились записи о малочисленном народе Сибири эвенки. В его дневнике можно встретить информацию расселении эвенков, численности и роде их деятельности. Как отмечала Василевич дневники Д. Г. Мессершмидт, являются важным источником для изучения жизни эвенков.
Разработка бизнес-плана для туристского маршрута «Традиции ...
... культуры и быта определенных народов. [7] До 40% туристов посещают Этнографический музей народов Забайкалья, где знакомятся с уникальной материальной культурой эвенков, ... быт, традиции. Таким образом, разрабатываемый туристский маршрут призван удовлетворить культурно-познавательный интерес туристов, ... область. 12. Хабаровский край. 13. Калмыкия. 14. Камчатка. 15. Югра. По полученным данным видно, ...
Матвей Матвеевич Геденштром надворный советник, исследователь севера Сибири . В своих работах по изучению Сибири Геденштром понимал, что Сибирь это важнейшая часть Российской Империи особенно для будущих времен — остается еще во всех отношениях краем малоизвестным или худо понимаемым. И поэтому в его записях сохранилось достаточно информации не только нахождение рек и озер, но и народностях, которые заселяли эту дикую территорию.
Большой вклад в изучении материальной культуры народов Сибири внесла крупнейший специалист в области тунгусоведения Василевич. Глафира Макарьевна . Большую научную значимость представляет ее работа «Эвенки», где на основе литературных, музейных и архивных источников собран обширный материал, освещающий вопросы хозяйства, культуры эвенков, народа родственных эвенам. Поистине уникальную ценность составляют её сводные статьи, напечатанные в сборниках Музея археологии и этнографии: «Типы обуви у народов Сибири»; «Тунгусский нагрудник»; «Тунгусский кафтан»; «Тунгусская колыбель». Для работ Г.М. Василевич характерны стремление к объяснению происхождения тех или иных объектов традиционной материальной культуры эвенов и эвенков.
Выдающимся этнографом в области изучения культуры эвенков это Владилен Александрович Туголуков (1926 — 1989 гг.) этнограф-сибиревед, специалист по истории и этнографии тунгусоязычных народов, который написал так же множество работ по эвенкам . В большинстве его работ редко можно встретить описания культуры эвенков. Тоголуков в своих работах большой акцент делает на этногенез эвенков. В своих работах он рассматривает расселение и численность сибирских эвенков по отдельным регионам за период XVII — начала ХХ вв., а так же этносоциальную структуру и взаимодействие эвенков с якутами, русскими, долганов и других этносов.
Уварова Татьяна Борисовна, в своих работах анализируются процессы этнодемографического, этнополитического, этносоциального и этнокультурного развития эвенков в составе Российского государства.
Следующим этнографом в области изучения эвенков будет являться Туров Михаил Григорьевич . Его работы посвящены анализу хозяйств одного из малочисленных народов Сибири — эвенков в конце XIX — начале XX вв. В них дается развернутая характеристика различных видов производственной деятельности, места последних в общей системе хозяйства, выясняются главные принципы освоения среды. В работах содержится богатый материал о конкретных способах адаптации, рациональных знаниях эвенков, о таких элементах жизнеобеспечения, как поселения, жилище, пища.
Ермолова Надежда Всеволодовна кандидат исторических наук, научный сотрудник отдела этнографии Сибири, музея антропологии и этнографии им. Петра Великого . Всего проведено 10 полевых сезонов среди эвенков Амурской области, Хабаровского края, Сахалина, Якутии и Эвенкийского автономного округа. Предлагаемые работы посвящены формированию эвенков, занимающих в настоящее время территорию Приамурья, Сахалина, Якутии, где Ермолова пытается показать закономерности, по которым происходило взаимодействие между эвенками живущих на разных территориях. Так же в своей диссертации она приводит примеры и доводы, по какому признаку происходило сходство культур разных этносов.
Формирование нового познавательного тура для развития въездного ...
... в области потенциальных возможностей развития сферы туризма; Объект данной дипломной работы - въездной туризм на территории Амурской области. Предметом, является анализ развития въездного туризма в Амурской области и разработка нового продукта в сфере въездного познавательного туризма. Цель работы ...
Кривошапкин Михаил Фомич русский врач, этнограф фольклорист . В своей работе «Записки Сибирского отдела» подробно описал тунгусов, но данное описание получило форму отрывочных заметок, но все равно данные, которые были получены, являются ценными для изучения традиционной культуры эвенков.
Попов Николай Александрович русский этнограф, который в 1925 — 26 гг. побывал у Туруханских тунгусов в качестве участника экспедиции Комитета Севера. Проведя год в экспедиции, он написал работу, посвященную пищи тунгусского населения, в которой проводил аналогии культурных этносов по вопросу их питания. В своей работе он представил описания традиционной тунгусской (эвенкийской) пищи и способов её приготовления.
Цель работы — является систематизированное историко-этнографическое описание и изучение хозяйственной и традиционной материальной культуры эвенков до начала ХХ в.
Задачи работы будут следующие:
1. Характеристика основных компонентов материальной культуры эвенков изучаемого периода в тесной связи с хозяйственной деятельностью и природно — климатическими условиями.
2. Выявление как особенного, так и общего в элементах материальной культуры эвенков
3. Сопоставление данных по материальной культуре с аналогичными материалами других народов Сибири и Севера и на этой основе освещение исторических и этнокультурных связей эвенов с другими народностями Севера.
Объектом исследования в данной работе будут выступать эвенки. А предметом исследования уже выступит методы и способы применения в хозяйственной деятельности эвенков.
В настоящее время эвенки живут компактными группами в Эвенкийском автономном округе, в Катангском районе Иркутской области, в Витимско — Олекмийском районе Читинкой области, в Алданском районе Якутии и в Аянском и Чумиканском районах Хабаровского края. Во всех других областях они живут смешано с другим населением.
Хронологические рамки данного исследования будут с XVII — начало ХХ вв.
В источниковедческой базе мы можем отметить повествовательный источник Григорий Иванович Спасский русский историк, исследователь Сибири . В своих работах он описал богатейший материал по истории, археологии, этнографии. В своей работе «О сибирской оленной и собачьей езде» представлены очерки, о тунгуской езде на оленях и способах ухаживания за ним.
Так же в источниковедческой базе отметим заметки русских миссионеров, которые занимались распространением христианства среди населения с иным вероисповеданием.
Методология работы. Многоаспектность предмета исследования определила, широки спектр подходов и методов. Основой для исследования были выбраны следующие методы:
Музей как феномен культуры
... музея в системе культуры. Объектом исследования работы является музей как явление культуры. Предмет исследования – социальные функции музея и основные концептуальные модели. Теоретико-методологической основой исследования стали принципы системного и сравнительного анализа, институциональный подход. Реферат ... материальные свидетельства человека и окружающей его среды». Теоретическое осмысление музея, ...
Хронологический метод позволил выявить, как развивалась культура эвенков на протяжении с XVII — начало ХХ в., что было их исконной культурой, а что позже они переняли у пришлого населения.
Метод исторического моделирования позволил нам обнаружить, что именно сохранили эвенки до ХХ — го в., а именно какими способами или орудиями труда пользуются до сих пор.
С помощью метода аналогии стало возможным выявить, откуда был заимствован тот или иной способ постройки жилищ.
Благодаря аналогии стали известны причины заимствования культуры одних эвенков у других этнических групп.
Анализ позволил выделить определенные признаки того или иного способа охоты на оленя, ловли рыбы, введения скотоводства.
Синтез позволил выявить полюсы и минусы изучаемого предмета, так же дал возможность выделить недостатки данного предмета.
Научная новизна. Новизна работы, прежде всего, заключается в том, что автор делает попытку обобщения и систематизации, накопленных этнографической наукой данных по вопросам материальной культуры, тем самым создает целостную картину материальной культуры эвенков XVII — начала ХХ вв.
Практическая ценность заключается в том, что собранный материал работы может быть использован в дальнейших исследованиях в области материальной, духовной и социальной культуры эвенов, а также других народов Сибири для сравнительно-сопоставительного анализа. Полученные результаты могут быть применены в лекционных курсах по этнографии, а также при подготовке специального учебного курса по национальной культуре народов Сибири. Работа представит интерес для историков, этнографов, музееведов, преподавателей общеобразовательных школ.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и источников.