Совершенствование системы формирования земельных ресурсов на примере Одинцовского муниципального района

Дипломная работа

До 2020 года необходимо создать в общеобразовательных учреждениях 23800 новых учебных мест. В детских садах — 5500 мест. Во внешкольных учреждениях 2500 мест. Требуется расширение сети амбулаторно-поликлинических и больничных учреждений, строительство новых стационаров, общей емкостью в 920 коек. В городе Одинцово — строительство нового корпуса на территории ЦРБ, а также возведение больниц в Новоивановском, Голицыно, Кубинке и Больших Вяземах.

Территории существующих кладбищ планируется увеличить на 65,5 гектаров. В основном, это касается Лайковского кладбища. Однако возможности организации кладбища существуют и в Никольском поселении, где правительство Москвы уже приобрело участок земли под оказание ритуальных услуг. Правда, жителей Одинцовского района там хоронить не будут.

Предполагается также развитие рекреационных территорий. Так, в районе села Уборы планируется строительство гольф-клуба и открытых спортивных учреждений. Строительство большого лыжного комплекса, гостиницы и лыжного стадиона предусмотрено на Одинцовской лыжероллерной трассе Ларисы Лазутиной.

Население Одинцовского района к 2020 году увеличится до 340 тысяч человек, а в более отдаленной перспективе до 430 тысяч человек.

Относительно развития транспортной инфраструктуры, планируется построить 45 км местных дорог. Будет произведена реконструкция всех федеральных трасс. Уже в ближайшие несколько лет построят так называемый Северный объезд Одинцово. В Каринском на месте понтонного моста для пешеходов появится бетонный мост для автотранспорта. Планируется новая трасса до аэропорта Кубинка. Сохраняются все существующие железнодорожные ветки, до Усово и Звенигорода. Дополняется скоростными поездами Смоленское направление. Будет построена дополнительная линия в составе Смоленского направления железной дороги. В пересадочных узлах запланированы автостоянки для личного транспорта. Будут введены новые автобусные маршруты.

Глава района Александр Гладышев предложил создать большой транспортный узел в районе Трехгорки, где Можайское шоссе примыкает к Минскому. Линии электропередач в этом месте будут убраны под землю, а в перспективе здесь может появиться и станция метро. Александр Георгиевич подчеркнул, что в Одинцовском районе надо строить удобные и продуманные транспортные развязки, только тогда удастся избавиться от автомобильных коллапсов.

Что касается водоснабжения, предполагается строительство нового крупного водовода от Рублевского узла, реконструкция старых водоводов и строительство нового водовода вдоль Рублево-Успенского шоссе.

28 стр., 13535 слов

Анализ конкурентоспособности организации города района

... потенциальная конкурентоспособность) и реакцию на внешние воздействия (реальная конкурентоспособность, которая подтверждается на рынке и оценивается по различным группам показателей). Конкурентоспособность фирмы ... также выяснить какие критерии учитываются при анализе конкурентоспособности организации, города или региона. Под “конкурентоспособностью” понимается текущее положение предприятия на рынке ...

В Одинцово построят новую АТС. Намечено строительство очистных сооружений открытого и закрытого типов, а в Часцовском сельском поселении в д. Бутынь на месте полигона постоят мусороперерабатывающий завод.

2.3. Методические положения формирования экономически эффективной структуры управления земельными ресурсами Одинцовского муниципального района

Происходящие изменения в области оборота земель сельскохозяйственного назначения на современном этапе: возникновение права муниципальной собственности на неиспользуемые земельные участки и невостребованные земельные доли, активизация процессов формирования землепользований и развитие рынка земельных участков на землях сельскохозяйственного назначения обусловили необходимость разработки предложений по регулированию процессов использования земельных ресурсов в муниципальном районе. (рис. 2).

Рис. 2. Последовательность работ по реализации ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» № 101-ФЗ от 24.07.2002. на территории муниципального района

Выявление фактического использования угодий, совершенствование качественного и количественного учета — вопросы, которые необходимо решать в ближайшее время. Другой немаловажной задачей, стоящей и перед муниципалитетами, является задача дальнейшего использования необрабатываемых земельных участков. Должным образом сформированные земельные участки на землях сельскохозяйственного назначения муниципальной собственности являются инвестиционно привлекательными. Однако, повышение инвестиционной привлекательности земель сельскохозяйственного назначения муниципального района возможно только при условии рациональной организации территории функционирующих сельскохозяйственных предприятий, путем оптимизации их размеров и закрепления устойчивых границ землепользований. Формирование эффективного механизма оборота земель сельскохозяйственного назначения невозможно без составления землеустроительной документации.

Основные показатели, определяющие размеры сельскохозяйственных предприятий животноводческо-зернового направления муниципальных районов: обеспеченность трудовыми ресурсами, обеспеченность основными средствами и оборотными активами, размер землепользования с учетом технологических свойств почв. Уравнение, описывающее влияния удельных показателей на удельный объем реализованной продукции сельскохозяйственных предприятий имеет следующий вид:

Y = — 61,928+ 84,216*¾ + 27,208*Х2 + 0,176*Х3 + 0,278*¾ (1)

где Y — объем реализованной продукции, тыс. руб./100га., Х1 — обеспеченность трудовыми ресурсами, чел./100га, Х2 — размеры землепользований, тыс. га, Х3 — стоимость основных средств производства, тыс. руб./ 100га, Х- стоимость оборотных активов, тыс. руб./100га;

— Коэффициент детерминации R=0,76, что позволяет сделать вывод о том, что 76% вариаций изменения произведенной и реализованной продукции, обусловлено представленными показателями. Проведенный анализ основных ресурсных показателей производства свидетельствует, что их количественная характеристика не всегда способствует экономическому росту предприятия, показатели должны находиться в определенном сочетании, способствующем их наиболее полному и эффективному использованию. Только в этом случае вероятна максимизация уровня производства сельскохозяйственной продукции. При изучении основных ресурсов сельскохозяйственных предприятий выявлены их значительные качественные и количественные различия, обусловленные как финансовым состоянием, так и территориальными особенностями их организации (табл. 5).

37 стр., 18290 слов

Современное состояние особо охраняемых природных территорий Ровеньского ...

... В староосвоенных регионах, к каковым и относится Белгородская область область, возрастает роль ООПТ регионального подчинения, с ... положении о данном государственном природном заповеднике. На территории государственных природных заповедников запрещается интродукция живых организмов ... собственников. Национальные парки имеют исключительное право приобретения земель за счет средств федерального бюджета и ...

Таблица 5 Группировка сельскохозяйственных предприятий Пермского края в зависимости от площади землепользования

Показатели Группы по площад и землепользования, тыс. га 1 2 3 4 5 менее

1 1-2 2-3 3-5 более

5 Средний размер землепользования, тыс. га 0,7 1,5 2,5 3,5 6,5 Удельный вес с.х. предприятий, % 24 28 20 15 13 Трудообеспеченность, чел/100га 2,67 2,77 3,26 3,27 4,49 Фондобеспеченность, тыс. руб./100 га 474 720 675 793 896 Обеспеченность оборотными активами, тыс. руб./100га 434 591 550 770 898 Урожайность зерновых, ц/га 9,7 9,3 11,2 12,9 12,8 Производство скота (КРС), ц/га 0,08 0,07 0,10 0,11 0,13 Прибыль от реализации продукции, тыс. руб./100 га 438 433 606 720 947 Чистая прибыль от реализации продукции, тыс. руб./100 га 37 21 102 141 297

Передача неиспользуемых и невостребованных земель сельскохозяйственного назначения в муниципальную собственность не решит проблем оборота земель без создания условий их использования. Муниципальные органы власти должны провести ряд землеустроительных мероприятий, направленных на формирование земельных участков или землепользований оптимальных размеров, которые заинтересуют потенциальных арендаторов или будущих инвесторов. Однако, инвестиционная привлекательность земель, как в разрезе муниципальных районов, так и в разрезе сельских поселений не одинакова.

Раздел III. Разработка проекта по совершенствованию системы управления земельными ресурсами на примере Одинцовского муниципального района

3.1. Организация эффективного управления землями Одинцовского муниципального района

Оценка инвестиционной привлекательности земель сельскохозяйственного назначения — сравнительная оценка участков земель сельскохозяйственного назначения в границах муниципального района, субъекта РФ по показателям, влияющим на рентабельность сельскохозяйственного производства. Методика оценки инвестиционной привлекательности земель сельскохозяйственного назначения построена на балльной оценке критериев инвестиционной привлекательности. Схему оценки можно представить в виде пяти основных этапов:

  • конкретизация критериев (факторов), влияющих на развитие сельскохозяйственного производства;
  • сбор информации по землям сельскохозяйственного назначения муниципального района в разрезе отобранных критериев;
  • определение величины баллов по критериям;
  • расчет совокупного балла инвестиционной привлекательности земель сельскохозяйственного назначения;
  • группировка муниципальных районов по величине совокупного балла.

В основу оценки отобраны следующие критерии: природно-климатический потенциал, плодородие почв, технологические свойства почвы, структура сельскохозяйственный угодий, местоположение, обустройство хозяйственных центров, показатели расселения, которые, по мнению руководителей сельскохозяйственных предприятий, являются основополагающими при организации сельскохозяйственного производства.

18 стр., 8857 слов

Туристский потенциал Городецкого района Нижегородской области

... потенциала Городецкого района. Задачи работы: ·Осветить современное состояние туриндустрии в Городецком районе Нижегородской области; ·Показать уникальность памятников природы и культуры района, выделить ... ресурсом. В целом экономико – географическое положение Городецкого района можно охарактеризовать как выгодное. Близость к Нижнему новгороду даёт рынок сбыта произведённой продукции, а культурный ...

Результаты являются базисом для принятия обоснованных управленческих решений. Во-первых, дают возможность регулирования процессов вовлечения неиспользуемых земель в оборот. Совокупный балл инвестиционной привлекательности земель сельскохозяйственного назначения дает наглядное представление о потенциале развития сельскохозяйственного производства муниципального района. Во-вторых, определение возможности использования земельных участков, выделенных в счет невостребованных земельных долей для сельскохозяйственного производства или необходимости отнесения их в фонд перераспределения, перевода в другие категории земельного фонда. В-третьих, доказано, что критерии, положенные в основу группировки муниципальных районов, являются главными факторами, влияющими на размер сельскохозяйственного предприятия. Условия развития сельскохозяйственной отрасли муниципальных районов различны, при одинаковых показателях производства (наличие основных средств, оборотных активов, трудовых ресурсов, площади землепользования) сельскохозяйственные предприятия первой, второй, третьей группы способны получать наибольшую прибыль от производства, чем хозяйства третьей и четвертой группы.

Существенные различия в условиях ведения сельского хозяйства свидетельствуют о необходимости изучения и дифференциации оптимальных размеров предприятий в разрезе выделенных групп инвестиционной привлекательности земель. Для каждого сельскохозяйственного предприятия должны быть определены индивидуальные оптимальные параметры землепользований, однако для повышения эффективности производства, размер хозяйства должен стремиться к оптимальному, установленному в границах субъекта РФ, группы инвестиционной привлекательности земель. Сельскохозяйственное предприятие, в котором основные показатели производства находятся в оптимальном соотношении, способно увеличить объем производимой продукции в среднем на 10-15%.

Таблица 6 Рекомендации по определению размеров сельскохозяйственных предприятий (на примере IV группы муниципальных районов)

Наименование

показателя Ед. измерения Средний показатель по группе Методика статистических группировок Метод экспертных оценок Метод моделирования Рекомендуемый

показатель Площадь землепользования га 2500 2400-3100 2500-3000 2500 2400-3100 Обеспеченность трудовыми ресурсами чел/ 100 га 3,4 3,^,0 3,7-3,9 3,1 3,^,0 Обеспеченность основными фондами тыс. руб./ 100 га 740 920-1200 920-980 1250 920-1250* Обеспеченность оборотными активами тыс. руб./ 100га 670 770-1100 780-950 1150 770-1100* 一 эт. ед / 100га 0,79 1,52 1,52 0,77 1,52 一 эт. ед./ 100 га 0,16 0,56 0,56 0,15 0,56 一 гол / 100 га 22,4 31,0-33,0 25,0 — 32,0 20,7 25,0-33,0 * — рекомендуемый показатель в условиях получения среднего размера валовой продукции сельского хозяйства

3 стр., 1445 слов

Понятие земельного права

... объектов культурного наследия. В пределах земель историко-культурного назначения за пределами земель поселений вводится особый правовой режим использования земель, запрещающий деятельность, несовместимую с основным назначением этих земель. Использование земельных участков, не отнесенных к землям ...

Рис. 3. Основные показатели оптимального размера сельскохозяйственного предприятия

Район имеет средние по краю показатели удельного веса невостребованных земельных долей и неиспользуемых земельных участков, в то же время предприятия района достаточно устойчиво работают, имеют хорошую производственную инфраструктуру. В процессе оптимизации земельных, трудовых, материально-технических ресурсов сельскохозяйственных предприятий района выявлены факторы, сдерживающие производство. Экономико-математическое моделирование позволило установить три группы сельскохозяйственных предприятий муниципального района (рис.4):

  • группа, в которой ограничивающим фактором являются земельные ресурсы;
  • группа предприятий с ограниченными трудовыми ресурсами;
  • группа, в которой ограничивающим фактором являются материальнотехнические ресурсы.

Рис.4. Характеристика групп сельскохозяйственных предприятий по ресурсообеспеченности

Предприятия, где ограничивающим фактором являются земельные ресурсы, размещаются, в основном, на инвестиционно — привлекательных территориях: близость к административному центру района, поселения, хорошая транспортная доступность, средний уровень развития социальной сферы и инженерной инфраструктуры производственных центров. К трудонедостаточной группе отнесены сельскохозяйственные предприятия, в которых размер трудовых ресурсов существенно не соответствует имеющемуся размеру пашни. Данные предприятия обладают достаточным размером материально-технических средств производства. Ограниченность материально-технических ресурсов наблюдается в пяти сельскохозяйственных предприятиях района, в которых стабильному развитию производства препятствует недостаток основных средств и оборотных активов. Недостаток материально-технических средств на единицу площади приводит к неэффективному использованию сельскохозяйственных угодий, что способствует зарастанию, закустариванию земель.

Для сельскохозяйственного предприятия в рыночных условиях важно определить оптимальный и рациональный размер сельскохозяйственных угодий, необходимых для получения максимального дохода и эффективного функционирования. Перспективы развития сельскохозяйственных предприятий, возможность формирования землепользований оптимальных размеров во многих ситуациях зависят от заинтересованности собственников земельных долей в распоряжении приобретенным недвижимым имуществом. Проведенный анкетный опрос собственников земельных долей, не распорядившихся своим правом на землю, позволил установить, что только 36% опрошенных готовы заключить договор аренды на земельные участки с функционирующими предприятиями, более 56% предпочитают использовать землю иначе. Сложной задачей является также актуализация состава дольщиков, многие из которых не проживают в сельской местности и не стремятся использовать земельный участок, в счет земельной доли по назначению. В то же время укрупнение землепользований сельскохозяйственных предприятий является предметом землеустроительных действий, которые должны учитывать пространственные характеристики участков, их местоположение, правовые условия. Рассмотрены варианты совершенствования размеров землепользований сельскохозяйственных предприятий в условиях ограниченности земельных ресурсов путем вовлечения неиспользуемых земельных участков, земельных участков, в счет невостребованных земельных долей, перераспределения земельных участков, выделенных в счет земельных долей, между хозяйствующими субъектами.

5 стр., 2014 слов

Использование зон особо охраняемых территорий в земельном фонде ...

... Доном. Заповедник является кластерным и состоит из пяти удаленных друг от друга участков, наибольшее расстояние между которыми около 230 километров. Они расположены в шести районах Пензенской области. Самый ...

Формирование муниципальной собственности на неиспользуемые земельные участки, невостребованные земельные доли может способствовать не только укрупнению землепользований хозяйств, а также увеличению инвестиционной привлекательности земель сельскохозяйственного назначения муниципального района. Необходимо разработать простой и понятный алгоритм формирования инвестиционных площадок (рис. 5).

Выявление земельных участков в счет невостребованных земельных долей целесообразно в границах сельскохозяйственного предприятия, в котором предоставлялись земельные доли. Создание инвестиционных площадок основывается на камасации земельных участков из числа невостребованных земельных долей, формировании компактных земельных массивов оптимальных размеров.

Рис. 5. Алгоритм формирования инвестиционных площадок на землях с.х. назначения муниципального района

3.2. Экономическая эффективность предложенных мероприятий

Сформированные, лишенные пространственных недостатков, поставленные на кадастровый учет земельные участки представляют интерес для инвесторов. На территории муниципального района выделено три земельных массива в счет невостребованных земельных долей, являющихся перспективными для развития эффективного сельскохозяйственного производства. При установлении ценности земель используется методика оценки инвестиционной привлекательности. В результате сравнительного анализа выявлены земельные массивы, обладающие наиболее высокими показателями инвестиционной привлекательности, что позволяет сделать вывод о целесообразности вовлечения земель в сельскохозяйственное производство.

Использование земельных участков, выделенных в счет невостребованных земельных долей, возможно после признания права муниципальной собственности на земельные доли или земельные участки в счет земельных долей. Предоставление невостребованных земельных долей без осуществления процедуры образования земельных участков возможно только сельскохозяйственным предприятиям и крестьянским (фермерским) хозяйствам, использующим соответствующие им земельные участки. В соответствии с ФЗ № 435 от 29.12.10г. при предоставлении земельных участков, выделенных в счет невостребованных земельных долей, инвесторам, желающим вкладывать финансовые средства в развитие сельскохозяйственного производства, кадастровый инженер по заказу органов муниципальной власти должен подготовить «проект межевания земельного участка (земельных участков)». Затраты на формирование земельных участков в счет невостребованных земельных долей несут органы местного самоуправления. Эти затраты достаточно велики, поэтому муниципалитеты должны быть уверены не только в окупаемости затрат на формирование, но и в получении дохода от предоставления земельных участков потенциальным инвесторам. Стоимость предоставления земельных участков (земельных долей) в собственность, рассчитывается по формуле:

(2)

где Сr — стоимость предоставления земельных долей (земельных участков) в собственность, руб., S3 — общая площадь земельного участка или площадь, соответствующая размеру долей, га, УПКС — удельный показатель кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения, руб./га, К — процентная ставка, в пределах 15%

Совокупность критериев финансового и технико-экономического обоснования, характеризующих предлагаемые проектные решения, подчеркивает особую значимость эффективности использования земельных ресурсов муниципального района.

10 стр., 4794 слов

Проектирование слесарно-механического участка АТП на

... характеристики АТП, необходимая площадь участков, количество рабочих, ведётся подбор оборудования и оснастки. Целью дипломной работы является повышением эффективности деятельности АТП путем разработки слесарно-механического участка. Для достижения данных ... для расчета измерения Марка автомобиля – ПАЗ 32051 – Списочное число автомобилей А С 232 шт. Пробег с начала эксплуатации – 0,5…0,75 шт. в долях ...

Таблица 6 Финансовое и технико-экономическое обоснование намечаемых мероприятий в муниципальном районе

Показатели Ед. изм. Значение до После Затраты на формирование земельных участков тыс. руб. 327 Стоимость предоставления земельных участков (земельных долей) тыс. руб. 386 Окупаемость затрат при реализации мероприятий руб./руб. 1,18 Общая площадь пашни, вовлеченная в оборот тыс. га 22,6 25,8 Стоимость валовой сельскохозяйственной продукции в муниципальном районе млн. руб. 141 162 Величина земельного налога за земельные участки сельскохозяйственного назначения тыс. руб. 58,2 66,0 Общее количество трудообеспеченных в сельскохозяйственной отрасли чел. 820 995

Предлагаемые мероприятия на территории муниципального района способствую увеличению общей площади земель сельскохозяйственного назначения, вовлеченных в оборот более чем на 3000 га. Рост трудообеспеченных в сельскохозяйственной отрасли составляет 175 чел.

Предоставление невостребованных земельных долей (земельных участков в счет невостребованных земельных долей) способствует увеличению валовой сельскохозяйственной продукции в муниципальном районе на 21млн. руб.

Кроме того, внедрение результатов исследований в Большесосновском муниципальном районе подтверждено соответствующей справкой, формирование сельскохозяйственных предприятий оптимальных размеров способствует улучшению управляемости на предприятиях АПК, а также увеличению объема производимой сельскохозяйственной продукции на 10-15%. Таким образом, основные представленные показатели свидетельствует об экономической, социальной, экологической значимости проекта (табл. 4).