Страхование в туризме. На примере Росгосстраха

Курсовая работа

Любая деятельность человека, в первую очередь – туристическая, сопряжена с рисковыми ситуациями, могущим нанести ущерб его здоровью, имуществу, интеллектуальной собственности, денежным средствам. Причем сроки наступления этих ситуаций, масштаб ущерба заранее не известны, а увеличение объемов производства, темпов экономического развития, активное развитие глобального туризма особенно остро поднимают проблему личного страхования.

Актуальность темы определяется тем, что страхование является одним из важнейших элементов системы рыночных отношений, представляя собой финансовые отношения, связанные с выполнением специфических функций в экономике. Туризм также представляет собой один их факторов мировой глобальной политики и экономики. В современном мире повышается количество рисков и диктуется настоятельная необходимость страхования, особенно при отправлении в длительные путешествия.

Цель работы – анализ ситуации страхования в туризме. Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • рассмотреть правовые и организационные основы системы страхования;
  • проанализировать основные особенности юридической деятельности, ее виды;
  • проанализировать организацию системы страхования в Волгограде на примере страховой компании «Росгосстрах».

Работа состоит из Введения, двух глав и Заключения. В Заключении подведены итоги проделанной работы. В работе использованы нормативно-правовые акты в сфере страхования, научная и периодическая литература.

1. Система страхования в Российской Федерации

1.1. Законодательная база системы страхования в РФ

Правовую основу страховой деятельности составляют законодательные и подзаконные акты по страхованию: Закон РФ «О страховании» , Договор страхования, Правила (Условия) страхования, Положение о Федеральной службе России по надзору за страховой деятельностью , условия лицензирования, нормативные и инструктивные акты.

Договор страхования является основным юридическим (нормативно-правовым документом), регламентирующим правоотношения сторон (страховщика и страхователя), в силу которого страховщик обязуется при наступлении страхового случая произвести страховую выплату страхователю или иному лицу, в пользу которого заключен договор, а страховщик обязуется заплатить страховой взнос в установленный срок .

4 стр., 1911 слов

Страхование и риски в туризме

... последствия страхового случая. Особенности страхования в туризме - рисковость (вероятность происшествий), кратковременность поездок, неопределенность наступления страховых случаев. В туристическом бизнесе риск наступления нежелательных событий и их негативных последствий особенно велик: сам характер оказания ...

1.2. Общая характеристика страхования в РФ

Отношения между страхователем и страховщиком, называемые страховыми, возникают в связи с наличием у страхователя страхового интереса, или потребности в обеспечении страховой защиты принадлежащего ему имущества или иных имущественных интересов. Предпосылкой возникновения страховых отношений служит страховой риск, при наступлении которого может быть нанесен ущерб имущественным интересам страхователя. Страховые отношения могут возникать на основе добровольного волеизъявления сторон или в силу закона, предусматривающего обязанности страхователя заключить договор страхования имущества, ответственности или иных имущественных интересов.

Объектом страхования может быть имущество, а также непротиворечащий законодательству имущественный интерес (возможный имущественный вред, связанный со смертью страхователя или ущербом его здоровью, риск гражданской ответственности, ожидаемая прибыль, риск предпринимательской деятельности и др.).

Страхование связано с компенсацией ущерба, нанесенного имущественным интересам страхователя, в денежной форме. Практика проведения страхования выработала оптимальную форму страховых отношений при участии специализированных страховых организаций, формирующих страховые фонды из взносов страхователей и обеспечивающих страховые выплаты.

В условиях рыночной экономики наряду с традиционным использованием возможностей страхования по защите от чрезвычайных явлений природного характера и техногенных рисков «резко возрастают потребности хозяйствующих субъектов в страховании предпринимательских рисков» , т.е. в страховом покрытии ущерба, возникающего при нарушении финансовых и кредитных обязательств, неплатежеспособности контрагентов и в результате действий других экономических факторов, ведущих к потере прибыли и реальных доходов .

Страхованию присущи следующие специфические признаки, характеризующие его экономическую категорию:

  • наличие страхового риска как вероятности и возможности наступления страхового случая, способного нанести материальный ущерб;
  • перераспределение ущерба во времени;
  • удовлетворение объективной потребности физических и юри-дических лиц в покрытии возможного ущерба;
  • возвратность страховых платежей, мобилизованных в страховой фонд, в форме страховых возмещений.

Содержание страхования заключается в компенсации ущерба при наступлении неблагоприятных событий. Оказание же помощи при возникновении негативных обстоятельств в страховой системе возможно при наличии определенных условий.

Во-первых, рисковое событие должно быть либо случайным, либо закономерным, но происходящим в неопределенный момент времени. Случайность означает то, что рисковое событие может произойти, а может и нет. Однако в страховании, как указывает В.В. Шахов, — случайное событие должно быть таковым, что вероятность его наступления может быть предвидена, измерена и учтена . Неопределенность означает, что событие произойдет, но не известно, в какой период времени.

Во-вторых, в системе страхования защищаются рисковые события, как не зависящие от воли человека, так и те, наступление которых можно предотвратить или снизить размер ущерба от них.

В-третьих, вероятность наступления рисковых ситуаций должна осознаваться обществом, а не одним человеком, что предопределяет заинтересованность в предотвращении ущерба или его уменьшении. Эта заинтересованность проявляется в организации поступления взносов денежных средств сообществом для компенсации ущерба пострадавшему его члену.

14 стр., 6683 слов

Страхование туристов в путешествии

... медицинских услуг, которые оплачиваются страховой компанией при наступлении страхового случая, предусматривается в программе страхования, которая является неотъемлемой частью договора страхования. К числу услуг экстренной медицинской помощи, оказание которых гарантируется во время путешествия, ...

В-четвертых, случайность — важная особенность страхования, однако это не означает, что любой случай может быть поводом для страхования. Случайным (вероятностным) является то событие, в отношении наступления которого не имеется достаточных знаний, которое не всегда можно предотвратить и у которого непредсказуемы время его наступления, размер ущерба и объект.

Экономическая сущность страхования проявляется в таких функциях, как рисковая, предупредительная, сберегательная, контрольная.

Рисковая — главная функция, поскольку наличие риска является предпосылкой страхования. Именно в рамках осуществления рисковой функции происходит перераспределение денежных средств среди участников страхования в связи с последствиями случайных страховых событий.

Предупредительная функция реализуется путем финансирования (за счет части средств страхового фонда) локальных мероприятий по исключению или уменьшению степени страхового риска, а следовательно, и ущерба от данного риска.

Сберегательная функция — это сбережение денежных сумм с помощью такого вида личного страхования, как страхование на дожитие. Оно связано с потребностью граждан в страховой защите достигнутого ими социального положения и уровня доходов.

Контрольная функция страхования заключается в обеспечении строго целевого формирования и использования средств страхового фонда на основании законодательства, регулирующего страховую деятельность. Осуществление данной функции реализуется через финансовый контроль за законным проведением страховых операций страховщиками.

В экономике рыночного типа страхование функционирует в двух аспектах:

  • как солидарное объединение страхователей в целях возмездного возмещения ущерба при наступлении страховых событий;
  • как сфера бизнеса, приносящая прибыль.

Многообразие подлежащих страхованию объектов, страховых организаций и сфер их деятельности, различие категорий страхователей, объемов страховой ответственности и форм проведения страхования обусловили необходимость классификации страхования, т.е. создания систематизированной группировки взаимосвязанных звеньев страховых отношений. В ее основу положены различные критерии, однако до сих пор не выработана однозначная трактовка классификации страхования………………..

Заключение

Страхование туристов — это особый вид страхования, обеспечивающий страховую защиту имущественных интересов граждан во время их туристских поездок, путешествий, шоп-туров и др. Оно относится к рисковым видам страхования, наиболее характерными чертами которых являются их кратковременность (не более 6 месяцев) и большая степень неопределенности времени наступления страхового случая и величины возможного ущерба.

Страхование в туризме имеет своей целью покрытие ущерба, вызываемого неблагоприятными, заранее предусмотренными событиями, которые возможны в практике туристкой деятельности, но не обязательны.

Страховые отношения между страховщиком и страхователем могут осуществляться на добровольной и обязательной основах, преимущественной из которых является первая.

29 стр., 14309 слов

Страхование в сфере туризма

... заинтересованных в страховании сторон и предназначенных для возмещения ущерба у лиц, участвующих в формировании этих фондов. Поскольку возможный ущерб (или страховой риск) носит вероятностный характер, то происходит перераспределение страхового фонда как в ...

В Заключении можно сделать ряд выводов:

1. В настоящее время рынок страхования в туризме является наиболее прибыльным и быстро развивающимся. Растет количество страховых компаний.

2. Среди основных видов страхования традиционными остаются добровольное и обязательное страхование.

3. Личное страхование туристов относится к рисковым видам страхования, наиболее характерной чертой которых является их кратковременность, а также большая степень неопределенности возможного ущерба при наступлении страхового случая.

4. В настоящее время в Волгограде функционирует около 50 страховых компаний, но лидером по страхованию является ОАО «Росгосстрах», которая в настоящее время развивается стремительными темпами

5. Развитие экономики и втягивание России в мировой глобальный процесс позволяют предположить о расширении рынка страхования, в том числе – и туристического.

6. Полем для конкурентной борьбы для страховщиков сейчас, как и 10 лет назад, выступают рынки Москвы и С.-Петербурга, регионы только ждут настоящего освоения. Предпочтения в сотрудничестве также определяются по известной формуле “цена + качество,” широкий спектр страховых услуг в туризме в туроператорской среде до конца не известен и не востребован.

Список использованной литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://jret.ru/kursovaya/strahovanie-turistov-rosgosstrah/

1. Федеральный закон РФ «О страховании» // Российская газета, 2004. Вып.3 (январь).

С. 3-4.

2. Алякринский А.Л. Правовое регулирование страховой деятельности в России. – М.: Гуманитарное знание, 1999.

3. Журавлев Ю.М. Страхование финансовых рисков. – М.: АНКИЛ, 2005.

4. Левин В.Л. Риски в страховании // Закон, 2004. № 2. С. 39-43.

5. Шахов В.В. Введение в страхование. – М.: Изд-в МГУ, 2002.

6. Гвозденко А.А. Основы страхования. – М.: Финансы и статистика, 2006.

7. Ефимов С.Л. Организация управления страховой компанией. – М.: РЮИД, 1995.

8. Кошелев В.А. Вопросы медицинского страхования юристов // Медицина и жизнь, 2005. № 4. С. 65-78.

9. Квартальков В.А. Иностранный туризм: Финансы и статистика, 1999.

10. Конверсо К. Лазурный берег. – Милан.: KINA, 2000. — с 64.

11. Котляров Е.А. География отдыха и туризма. – М.: Мысль, 1978. — с 238.

12. Немоляева М.Э., Хадорков Л.Ф. Международный туризм: вчера, сегодня, завтра. – М.: Международные отношения, 1985. – с 176.

13. Официальный сайт Национального управления Италии по туризму www.enit.it.

14. Пузанова Е.П., Честникова В.А. Международный туристский бизнес. – М.: Экспертное бюро – М., 1997.

15. Гражданский кодекс РФ.

16. Матвеева Н.В. Страх туриста // Спрос, 2005. № 2. С. 23-25.

17. Если бы Росгосстраха не было, его следовало бы создать: (интервью с Президентом страховой компании «Росгосстрах» Суховым В.А.) // Финансы. — 1998. — N 4. — С. 34-37.

18. Савченко В.Г. Росгосстрах пересматривает стратегию / /Финансы, 1999, № 2. С. 13-23.