Современный туризм отличается разнообразием форм, видов и разновидностей. По мнению американского учёного В.Смита существуют шесть категорий туризма [14]: этнический, культурный, исторический, экологический, рекреационный, деловой.
В.А. Квартальнов считает, что главная задача историко-культурного туризма состоит в том, чтобы познакомиться с достижениями культуры, науки и техники (музеи, галереи, культовые сооружения, архитектурные ансамбли и т.п.), посетить исторические места и сооружения [3].
Музейный туризм, безусловно, не является изначально традиционным направлением деятельности музеев. Это явление в России возникло сравнительно недавно — в середине 1990-х годов, в то время, когда музеи, как и другие учреждения культуры, были поставлены в ситуацию предельного самоопределения, поиска новых путей развития и новых внебюджетных источников привлечения средств, в том числе через участие в туристской деятельности.
Ряд авторов отмечает, что на переломе XX и XXI столетий существенно меняется миссия музеев во всем мире [1,5,7,13]. Мировая практика показывает, что развитие музеев идет по пути превращения их в комплексные культурно-исторические и досуговые центры.
В связи с этим, значение музейного дела для специальности «Социально-культурный сервис и туризм» определяется, прежде всего, изменениями на рынке услуг в сфере культуры, которые формируют новые потребности и требуют привлечения новых специалистов. К музейной работе это имеет прямое отношение.
В качестве объекта исследования выступает эккурсионная деятельность музея.
Предметом исследования является процесс совершенствования туристической деятельности музея.
Цель исследования – раскрыть пути и средства совершенствования деятельности музея в сфере туризма.
Задачи исследования:
1.Определить роль и место деятельности в развитии культуры и модернизации общества
2.Выявить состояние деятельности музея
3.Определить основные направления совершенствования деятельности музея
4.Разработать рекомендации по совершенствованию деятельности музея.
База исследования – Государственный Дарвиновский музей.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что модернизация России требует совершенствования всех сторон, в частности совершенствования туристической деятельности музеев.
Придание индивидуальности социокультурной деятельности на примере ...
... исследования является развитие индивидуальности субъекта социокультурной деятельности и критериев ее организации. Базой исследования является Ломоносовский городской Дом культуры Гипотеза исследования: реализация государственных программ развития и совершенствования ... социально культурной деятельности; ü Описание целевых групп и ресурсов Ломоносовского ... условия для СКД (музей, библиотека, клуб и ...
Методология исследования строилась на изучении объективных документов, публикаций в средствах массовой информации, архивных материалов, отражающих реальное положение дел; на изучении статистических данных по материальной базе, кадров и содержании деятельности. Особую роль играла методика прямого и опосредованного наблюдения и экспертной оценки.
Методологическая база: это концепция, которую развивает Марк Ариевич Ариарский о «широком понимании сути и природы музея, позволяющей относить к их числу научно-просветительные учреждения, отражающие не только отдельные события, но и художественно-документированную характеристику определенной эпохи»
Практическая значимость.
Данное исследование имеет свою практическую значимость. Выявленные проблемы и предложения смогут содействовать в разработке и внедрении на отечественном туристском рынке прогрессивных технологий туристского обслуживания.
Структура выпускной квалификационной работы: Введение, две главы, заключение и список литературы.
1 Теоретические аспекты проблемы деятельности российских музеев как объектов туристической индустрии
1.1 Туристский продукт: понятие и сущность
уристский продукт — комплекс услуг, работ, товаров, необходимых для удовлетворения потребностей туриста в период его туристского путешествия. Турпродукт является уникальным товаром, продвигается на рынок как единое целое. При этом турпродукт занимает четкое место в уже сложившейся системе продаж. Быть узнаваемым.
Говоря проще, название и содержание программы путешествий или однодневной экскурсии должно занимать определенный раздел каталога в бумажном или электронном виде. Турпродукт создает одна турфирма, а реализацией его могут заниматься сотни турагентов, которые никогда не были сами потребителями именно этой программы, но хорошо знают типологию туризма.
Туристский продукт состоит из трёх элементов:
- тур (маршрут, программа);
- дополнительные туристско-экскурсионные услуги (прокат снаряжения, анимация, посещение фитнес-залов и бассейнов);
- товары сувенирного характера.
Главное содержание тура это сочетание рассказа и показа.
4 дополнительных компонента тура:
- транспорт;
- питание;
- досуг.
В туристский продукт входят основные и дополнительные услуги:
Основные — услуги, которые входят в туристский пакет и приобретаются туристом, по месту проживания. Образуют базовую стоимость.
Дополнительные — услуги, не предусмотренные в ваучере или путёвке, доводимые до потребителя в режиме его свободного выбора. Не входят в основную стоимость путёвки (прокат, телефон, бытовое обслуживание, почта, обмен валюты, дополнительное питание, общественный транспорт, развлечения и т. п.)
Туристический продукт это товар, для реализации которого необходима лицензия. Закон РФ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» определяет туристский продукт «комплекс услуг по размещению, перевозке, питанию туристов, экскурсионные услуги, а также услуги гидов-переводчиков и другие услуги, предоставляемые в зависимости от целей путешествия». «Туристский продукт включает в себя комплексные услуги – пакеты услуг (туры), услуги размещения, питания, транспортные услуги, культурные, спортивные, рекреационные, экскурсионные и другие, в том числе специальные услуги, туристические товары и сувениры, потребляемые в месте пребывания (карты, схемы, очки от солнца, рюкзаки и т.д.).
Предоставление услуг по сопровождению туристов
... и услуг. Типичными целями рекламы в туризме являются: информативная: предоставление информации о продукте, формирование имиджа продукта, ... туристской фирмы, так и название страны, где она расположена Всегда следует учитывать национальные особенности интереса, присущие туристам ... удобство пользования; достоверность информации; четкие условия по форме сотрудничества туроператора с тур агентами. ...
Пакеты услуг (туры) состоят из:
- услуг питания (включая напитки);
- услуг транспорта;
- трансфера (встречи, проводы, поднос или подвоз багажа и туриста до места проживания);
- организация и оказание экскурсионных, рекреационных, культурных и спортивных услуг;
- услуг по организации посещения магазинов;
— прочих услуг (оформление паспортов, виз, медицинских и ветеринарных сертификатов, проката автомобилей, страхования и др.)». Также, турпродукт часто ассоциируют с туристским пакетом (package-tour).
Стоит заметить, что тур-пакет содержит только четыре обязательных элемента: транспорт услуги размещения, трансфер и медицинское страхование.
Турпродукты можно разделить на индивидуальные, когда для конкретного клиента создается специальная программа, учитывающая его интересы и потребности, и массовые, когда один и тот же определенный набор услуг продают определённому количеству людей. Чаще всего массовым турпродуктом является тур-пакет, который может быть расширен, необходимыми для туриста товарами и услугами, в том числе, непосредственно, на месте их реализации.
Кроме того, турпродукты классифицируются по стоимости, сезонности, виду туризма, к которому они принадлежат (санаторно-курортный, культурно-познавательный, рекреационный, экологический, спортивный…), по транспорту (автобусный, автомобильный…), по массовости, по временной продолжительности.
Согласно законодательству РФ, «туристский продукт несет в себе следующие основные потребительские свойства:
- обоснованность – предоставление всех услуг должно быть обусловлено целью путешествия и соответствующими условиями, основанными на потребностях туриста;
- надежность – соответствие реального содержания продукта рекламе, достоверность информации;
- эффективность – достижение наибольшего эффекта для туриста при наименьших расходах с его стороны;
- целостность – завершенность продукта, его способность полностью удовлетворять туристские потребности;
- ясность – потребление продукта, его направленность должны быть понятны как туристу, так и обслуживающему персоналу;
- простота в эксплуатации;
- гибкость – способность продукта в системе обслуживания приспособиться к другому типу потребления и быть невосприимчивым к замене обслуживающего персонала;
- полезность – способность служить достижению одной или нескольких целей (например, отдыха и познания), удовлетворять те или иные потребности туриста».
Основные этапы планирования турпродукта и составные части документации. Туристический продукт (турпродукт) это официально утвержденный комплекс документов, который включает такие элементы:
- технологическая схема движения группы экскурсантов или отдыхающих по контрольным точкам (причалы, видовые точки, объекты показа).
6 стр., 2903 слов
Возникновение музея как феномена культуры
... возникновению музея как социокультурного института. Этому способствовало возвращение к жизни классической древности в качестве культурной ценности; освобождение человеческой мысли от богословского догматизма; развитие светской гуманистической культуры, науки и ...
Схема включает километраж, хронометраж движения и время на экскурсионный рассказ по каждой отдельной точке, резервы времени (непогода и другие экстренные случаи, ответы на вопросы туристов, время на их личные нужды и т.п.);
- схема взаимодействия транспортных, экскурсионных, музейных организаций, баз размещения и предприятий питания;
- организация обучения и переобучения персонала;
- экономические показатели, страхование туристов, стоимость билетов на экскурсии и путевок на многодневные программы;
- брендирование (создание названий, лозунгов, графических символов и рекламных слоганов), рекомендации по сувенирной продукции и продвижению туристического продукта среди главных сегментов потребительского рынка.
В эпоху кризиса цивилизаций реформирование деятельности учреждений культуры становится очевидной необходимостью. Меняются запросы посетителей вообще, да и основная категория посетителей музеев России – школьники – в новых условиях требует новых форм работы. Не случайно один из самых влиятельных музейных конкурсов в России, проводимый под патронажем благотворительного фонда В. Потанина, носит название «Меняющийся музей в меняющемся мире». Одним из инновационных путей, влияющих на процесс гуманизации общественного сознания, оказалось сотрудничество музея и образовательных учреждений, где музей выступает в роли института общения и взаимодействия различных культур. Музей способен не только “погружать” зрителя в культуру (искусство) прошлого, но и связывать ее с ценностями текущего времени. Именно это качество и придает музею особую значимость в социокультурной деятельности.
Не требует доказательства тот факт, что включение культуры и искусства в процесс развития человека способствует формированию психологической и нравственной готовности человека жить в современном, стремительно меняющемся мире. Особая роль в этом процессе принадлежит музею, который самой природой своего существования ориентирован на совершенствование социокультурной реальности.
В среде музея создается особое временное пространство, в котором есть возможность не только испытать эмоциональный подъем, очищение, но и прикоснуться к минувшим эпохам, почувствовать свое место в истории, чего не могут дать другие социокультурные институты. Это обстоятельство определяет особое место музея в системе непрерывного образования.
Музей выступает естественным сподвижником образовательных учреждений на пути гуманитарного освоения научно-технических достижений, возвращения к культуро- и природосообразности педагогики.
Именно в музее на основе междисциплинарного и поликультурного подходов с наибольшей эффективностью при помощи особых методик может формироваться ценностное отношение к культурно-историческому и художественному наследию. Использование возможностей музея позволяет во взаимодействии с образовательными учреждениями придать большую мягкость решению многих социальных и особенно молодежных проблем.
Перемены, происходящие во всех областях общественной жизни России с середины 1980-х гг. оказали существенное влияние на развитие культуры страны. Процессы трансформации мировоззрения и мировосприятия людей в связи с крушением социалистической системы и идеологии, переоценки ценностей и поиска новых ориентиров достаточно остро поставили проблему отношения общества к культурному наследию.
Знаменитые музеи России
... В 1948 году коллекция музея пополнилась этнографическими собраниями Московского музея народов СССР. Российский этнографический музей располагает полумиллионным собранием памятников традиционно-бытовой культуры, в том числе ... Радиостанция "Авроры" передала написанное В. И. Лениным воззвание "К гражданам России!", в котором говорилось о победе пролетарской революции. Судовые электрики сомкнули части ...
Музей не остался в стороне от происходящих изменений, хотя сегодня всё труднее применять к нему учрежденческий подход и рассматривать в изоляции от других областей социокультурной деятельности, от общественного мнения и поддержки, являющихся необходимым условием сохранения историко-культурного наследия, воспроизводства творческого потенциала и развития культурной жизни. Глобальные процессы интеграции, урбанизации и миграции отрывают множество людей от их «почвы», от семьи и «малой родины», от непосредственной культуры традиционного общества. Восстановление связи людей с их прошлым, наследованием ими культурных традиций предшествующих эпох, передача культурного опыта последующим поколениям немыслимы без активного участия музеев. Музей — один из важнейших институтов социокультурной сферы, основанный на принципах сохранения и распространения ценностей культуры. Благодаря своей природе, музей проявляет некоторое постоянство в отношении сосредоточенных в нем ресурсов, несет «охранительный» смысл, может служить стабилизирующим фактором в жизни общества, выполняя свои исконные обязанности сохранения и актуализации достижений материальной и духовной культуры общества. Однако именно это качество музея является для него амбивалентным, и способность «стабилизации» ценностей общества может восприниматься как «тормоз», а музей — как излишний балласт в виде склада вышедших из употребления вещей, на пути к «прогрессу» и «развитию». Диалектика бытия музея в обществе, породившая неоднозначные отношения и некоторые проблемы взаимодействия, усиленные динамикой современных преобразований, и вызвала научный интерес к исследуемой проблеме.
Становление новой культурной модели в нашей стране привело к нарушению отлаженной системы взаимодействий музея и общества. Изменение динамики интереса к музеям фиксируется в материалах государственной статистики, находит отражение в трансформации музейной сети страны, в недостаточности финансирования музеев. Эти процессы происходят одновременно с совершенствованием музейной практики, разносторонними поисками музеев как в области установления эффективных контактов с музейной публикой, так и другими группами общества. Сложившаяся ситуация потребовала осмысления проблемы взаимодействия музея и общества с учетом изменяющейся современной социокультурной среды.
Целью представленной работы являлось раскрытие путей и средств совершенствования деятельности музея.
Сотрудничество между музеями и индустрией туризма жизненно необходимо для обеих сторон. Служащие культурных учреждений, в том числе и музеев, часто плохо понимают значение туризма и не слишком симпатизируют своим посетителям-туристам, что же касается туроператоров, то их вообще едва терпят. Последние, в свою очередь, часто не проявляют понимания обстоятельств жизни музея и других учреждений культуры от которых, по существу, они впрямую зависят. Музеи должны использовать любую возможность для наведения мостов через эту пропасть, научиться сотрудничать с организаторами туризма к взаимной выгоде обеих сторон.
Музейные и культурные достопримечательности на первый взгляд столь же привлекательны для туристов, как и парки развлечений, но даже простые измерения показывают, что реально развлекательные объекты пользуются большей популярностью.
Музеи природы как фактор становления и развития музейной педагогики
... деятельности современных музеев Разновекторная значимость музеев на современном этапе развития общества подтверждается таким фактом, как активизация научных исследований, связанная с их деятельностью. Музеи рассматривают как социально-эстетический феномен культуры ... музеи-усадьбы (писателей, поэтов, художников, ученых, государственных деятелей, героев страны); 6) государственные исторические музеи ...
Одним из эффективных решений проблем будет открытие специализированной кафедры для подготовки специалистов — музейных менеджеров, компетентных в области, как маркетинговых технологий, так и духовных ценностей.
В рамках представленной работы была изучена деятельность Государственного Дарвиновского музея. По итогам анализа туристической и экскурсионной деятельности музея можно сделать вывод о том, что Государственный Дарвиновский музей располагает уникальными музейными фондами, что создает благоприятные условия для обеспечения его деятельности в условиях ограниченности финансовых ресурсов. Поэтому в случае оживления экскурсионной деятельности, которая прогнозируется уже на 2018-2019 гг., есть возможность создания новых тематических экспозиций. Преимуществом Государственного Дарвиновского музея является квалифицированный персонал и высокое качество экскурсионных услуг при сравнительно невысоких ценах.
На основе данного заключения были предложены мероприятия по развитию Государственного Дарвиновского музея.
Задачами программы являются следующие:
1. Выявить пути повышения эффективности социально-культурной деятельности Государственного Дарвиновского музея.
2. Разработать стратегию дальнейшего развития Государственного Дарвиновского музея.
3. Разработать план мероприятий с целью повышения эффективности экскурсионной деятельности Государственного Дарвиновского музея.
4. Оценить эффективность предложенной программы.
Программа выполнения стратегии включает:
1) создание новых экспозиций с использованием новейших технологий;
2) разработку и создание новых видов продуктов или услуг, таких, как проведение мероприятий: ночь музеев и др.;
3) сотрудничество с образовательными учреждениями (проведение открытых уроков, познавательных экскурсий, тематических занятий с учащимися образовательных учреждений),
4) использование в музейной практике комплексных форм социально-культурной деятельности (лекция и концерт, экскурсия и литературный вечер),
5) активную работу со средствами массовой коммуникации, постепенно формирующую образ музея как культурно-коммуникационного центра.
Таким образом, цель и задачи представленной работы реализованы в полном объеме.
1. Ариарский М.А. Прикладная культурология / М.А. Ариарский. – Изд. 2-е., испр. и допол. – СПб, 2001. – 561 с.
2. Ариарский М.А. Социально – культурная деятельность, как предмет научного осмысления / М.А. Ариарский. – СПБ.: Арт – студия Концерт, 2008. – 792 с.
3. Гнедовский М.Б. Конкурс музейных инноваций. // Мир музея. – 2007. — № 8. – С. 2 – 9.
4. Грицкевич В. П. История музейного дела до конца XVIII века. СПб.: СПбГУКИ, 2004. 408 с.
5. Гуляев В.Г. Туризм: экономика и социальное развитие / В.Г. Гуляев. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 304с.: ил.
6. Дашкова Е. В., Ивушкина Е. Б. Музееведение: учебное пособие для вузов. Шахты: ГОУ ВПО «ЮРГУЭС», 2009. 197 с.
7. Еремина О.С. Исторический опыт реформирования государства и общества в СССР И России в конце XX-начале XXI века/О.С. Еремина: диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук / Пятигорский государственный технологический университет. Пятигорск, 2009.
Анализ реализации и роли музейных проектов на примере Федерального ...
... государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный Русский музей». Указанная цель обусловила постановку и решение следующих задач: ü раскрыть понятие «музей», описать историю становления музейного дела; ü проанализировать основные направления деятельности музеев; ü изучить проектный подход в ...
8. Еремина О.С. К вопросу о показателях эффективности реформ государственного управления в России / О.С. Еремина // В сборнике: Университетские чтения — 2010. Материалы научно — методических чтений ПГЛУ. Ответственный редактор З.А. Заврумов. 2010. С. 117 — 122.
9. Ерошенков И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условия.- М.: НГИК, 2004.
10. Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности: Учеб. пособие. – М., 2002.
11. Здоров А.Б. Экономика туризма: Учебник / А.Б. Здоров. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 272 с.: ил.
12. Квартальнов В.А. Туризм: Учебник / В.А. Квартальнов. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 320 с.: ил.
13. Киселёва Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность. Московский государственный университет культуры и искусств, 2001.
14. Киселева Г.Г. Красильников Ю. Д. Основы менеджмента в социально-культурной сфере, М., 2003.
15. Лебедев А. Информационные технологии и современная музейная экспозиция // Музей. 2008. № 6. С. 81-88.
16. Музейное дело России / под ред. М. Е. Каулен. М.: Изд-во «ВК», 2003. 612 с.
17. Музейное дело России: монография / Под общ. ред. М.Е. Каулен, И.М. Коссовой, А.А. Сундиевой. — 2 — е изд. – М.: ВК — Кодекс, 2010. — 614 с.
18. Награльян А.А. Место и роль национальной традиции в условиях глобализации экономики и культуры / А.А. Награльян, Д.В. Филюшкина // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2011. № 4. С. 31 — 37.
19. Социальное проектирование в сфере культуры. Перспективные модели учреждений культуры: Сб. науч. тр./НИИ культуры. – М.,2005.
20. Суховская Д.Н. Креативные пространства России как источники формирования общенациональных ценностей / Д.Н. Суховская // В сборнике: Новые идеи в философии. Материалы Международной научной конференции. Пермь, 2015. С. 41 — 46
21. Теория и практика сохранения памятников культуры. Выпуск 24. — М.: Российская национальная библиотека, 2015. — 216 c.
22. Труды Историко-архивного института. Том 34. — М.: РГГУ, 2000. — 208 c.
23. Федоров Н.Ф.: pro et contra: к 175-летию со дня рождения и 100-летию со дня смерти: антология: в 2-х кн./ А. Г. Гачева, С. Г. Семенова. СПб.: Изд-во Дарвиновского Христианского гуманитарного института, 2004. Т. 1. 1110 с.
24. Философия музея. Учебное пособие. — М.: ИНФРА-М, 2014. — 192 c.
25. Филюшкина Д.В. Особенности взаимоотношения социальной и рекреационной структур в современной России / Д.В. Филюшкина; М — во образования и науки РФ, ГОУ ВПО «Пятигорский гос. лингвистический ун — т». — Пятигорск, 2011.
26. Флоренский П. А. Вопросы религиозного самопознания. М.: АСТ, 2004. 235 с.
27. Шляхтина, Л. М. Основы музейного дела. Теория и практика / Л.М. Шляхтина. — М.: Высшая школа, 2009. — 183 c.
28. Ярошенко Н.Н. История и методология теории социально-культурной деятельности. – М.: Эксмо, 2007.