Как было отмечено выше, Всемирная конференция по высшему образованию 1998 г., Болонская декларация 1999 г. указали на стратегическую миссию высшего образования в условиях экономики знаний. В духе решений указанных форумов политика ЮНЕСКО в области высшего образования в современных
Для повышения эффективности
Таким образом, мы видим чёткую и последовательную политику ЮНЕСКО в области образования, которая направлена на ликвидацию неграмотности, развитие базового образования как основы концепции непрерывного образования, образования для всех, профессионально-технического образования, с учётом достижений современной науки и информационных технологий, широкой диверсификации образования, особенно высшего, гуманитаризации и глобализации образования в интересах устойчивого
В политике ЮНЕСКО большое место занимают вопросы соблюдения и защиты прав человека в области культуры. Участие человека в культурной жизни вытекает из процесса его жизнедеятельности и общественного развития, поскольку сама культура представлена в продуктах материального и духовного
В понятие культуры включается также своеобразие исторических форм жизни людей, их самобытность, особенности национальных и этнических общностей, согласующих свои действия и поступки в традициях и нормах, как способа социального и культурного
Влияние социальных процессов на развитие туризма
... развития туризма. Проведение исследования таких социальных процессов и явилось основным содержанием данной работы. Можно выделить следующие задачи работы: изучение развития туризма на современном этапе, в том числе социального туризма, исследование социальных процессов, оказывающих влияние на развитие туризма ... не только туристов, но и другие группы населения: учреждения культуры, лечебные и ...
Во Всеобщей декларации прав человека (ст. 27) провозглашено право свободно участвовать в культурной жизни общества, заниматься творческой деятельностью, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами. При этом каждый человек имеет право на защиту его моральных и материальных интересов, являющихся результатом научных, литературных или художественных трудов, автором которых он является.
Основная деятельность ЮНЕСКО направлена на обеспечение этих прав в соответствии со своим Уставом, который предусматривает, наряду с невмешательством во внутренние дела государств, «неприкосновенность и плодотворное многообразие их культур» (п. 3, ст. 1).
Согласно Всеобщей декларации прав человека идеал свободной личности может быть осуществлён лишь тогда, когда будут созданы такие условия, при которых каждый может пользоваться как своими экономическими, социальными и культурными
ЮНЕСКО в развитие этих идей и положений разработала и ввела в действие нормативные акты в сфере культурной деятельности. В 1966 г. Генеральная конференция ЮНЕСКО приняла Декларацию принципов международного культурного сотрудничества, в которой подчеркивается, что развитие собственной культуры — право и долг каждого народа и что это право является одной из целей международного культурного сотрудничества, которое сводится к обеспечению «каждому человеку доступа к знаниям и возможности
Важным документом ЮНЕСКО в области культуры, принятым её Генеральной конференцией, является Конвенция об охране Всемирного культурного и природного наследия (1972 г.), в которой впервые в истории было заявлено, что человечество владеет общим наследием и, следовательно, должно совместно обеспечить его сохранение. Основные параметры Конвенции и новаторское её значение состоят в том, что она сводит воедино охрану культурного и природного наследия и обеспечивает постоянную юридическую, административную и финансовую основу для международного сотрудничества в этой области. Она также вводит особое понятие
- «всемирное наследие», значение которого выходит за рамки политических и административных границ.
В соответствии с Конвенцией под Всемирным культурным и природным наследием понимается дело рук человека или совместные творения человека и природы, а также зоны, включая археологические
Согласно Конвенции
Поставленный вопрос является очень важным с точки зрения прав ...
... вопрос о понятии прав человека и гражданина, о понятии его обязанностей, то есть о том, что является составляющей такого сложного понятия как статус личности, в-третьих, в нормальном, цивилизованном обществе ...
С целью реализации указанной Конвенции при ЮНЕСКО учрежден Комитет всемирного наследия и составлен Список объектов всемирного наследия, в который включено 690 уникальных памятников природы и культуры в 122 странах. Кроме того определён красный список в количестве 30 из 690 объектов, находящихся под угрозой[25].
В настоящее время около 170 государств присоединились к Конвенции ЮНЕСКО по сохранению культурного и природного наследия[26]. ЮНЕСКО проводит большую работу по оказанию содействия ряду государств для завершения идентификации всемирного наследия, обеспечения постоянного репрезентативного и авторитетного характера Списка всемирного наследия, содействия должной защите его объектов и управления ими, обеспечения более систематического мониторинга объектов всемирного наследия и расширения осведомленности общественности и поддержки с ее стороны.
При активном участии представителей стран-членов ЮНЕСКО постоянно разрабатываются концептуальные подходы к культуре. Самое значительное место занимают вопросы формирования и разработки конструктивной политики в области культуры. С этой целью проведены конференции в Монако (1967 г.), в Венеции (1970 г.) и другие форумы ЮНЕСКО. Значительное место в этой политике заняла Всемирная конференция по политике в области культуры в Мехико (1982 г.), в которой приняли участие 26 международных организаций системы ООН, 55 межправительственных организаций, 179 неправительственных организаций и 37 фондов[27].
В «Декларации Мехико по политике в области культуры» сказано, что «в самом широком смысле слова культура может рассматриваться как совокупность ярко выраженных черт, духовных и материальных, интеллектуальных и эмоциональных, характеризующих общество или социальную группу»[28]. В этой Декларации заметна эволюция понятия культуры — переход от традиционного понимания культуры как литературы и искусства к более широкому представлению, которое включает разнообразие образов жизни, системы ценностей, прав человека, патриархальных традиций и религиозного разнообразия. Такое понимание культуры и предопределило необходимость регулирования процессов культуры на международном уровне.
Основной проблемой
Оценка факторов и условий развития туризма в Чехии
... работы является комплексная оценка и характеристика географических, природно - климатических, культурно-исторических, экономических и других факторов и условий развития туризма в Чехии. 1. Теоретическая часть 1.1 ... Вывозить товары разрешается в неограниченных количествах, если они не являются памятниками культуры. Разрешается свободный ввоз и вывоз иностранной и национальной валюты. Сумма, ...
Для развития культуры в современных условиях исключительно важное значение имеет решение 41-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в декабре 1986 г. о провозглашении Всемирного десятилетия развития культуры (1988-1997 гг.).
Основными целями этого десятилетия были определены: выделение культурного аспекта в общем процессе развития; утверждение и обогащение самобытности культуры; расширение участия народов всех стран в развитии культуры; укрепление международного культурного сотрудничества[29]
Это были те самые цели, которые провозглашались ЮНЕСКО в качестве основ культурной политики для всех стран, начиная с обсуждения их в 1967 г. в Монако и затем на всех последующих конференциях и встречах по вопросам культуры. Программа по реализации Десятилетия развития культуры включала 4 области деятельности ЮНЕСКО в этой сфере: международное сотрудничество в области культуры; сохранение и обогащение культурной самобытности; культура в целях развития; сохранение и возрождение культурного
С 1993 г. началась реализация программы Десятилетия, в ходе которой осуществлялось 250 проектов, которым была присвоена эмблема Десятилетия. Из них более 100 получили финансовую поддержку ЮНЕСКО в размере $1,5 млн[30].
Главная цель этого и последующих десятилетий
— соединить
В связи с этим ЮНЕСКО ставит задачу — выработать управленческие механизмы взаимосвязи культуры и развития с тем, чтобы обеспечить условия для раскрытия творческой индивидуальности каждого, избежать стандартизации, способствовать созданию равных возможностей для самовыражения различных культур и их более плодотворных обменов. Этому должны служить 4 задачи Десятилетия: признание культурного аспекта развития, которое сводится к взаимосвязи экономики и национальной культуры; утверждение и обогащение культурной самобытности как развитие творческого потенциала и инициатив на индивидуальном и коллективном уровнях; расширение участия в культурной жизни с помощью мобилизации как личности, так и общества во имя обеспечения прав человека, доброй воли и духовного раскрепощения; развитие международного интеллектуального сотрудничества через взаимосвязь культуры разных народов для их обогащения и утверждения незыблемости человеческих истин[31].
В целях реализации этих планов в соответствии с решениями ООН и ЮНЕСКО в 1992 г. была создана Всемирная комиссия по культуре и развитию, возглавляемая бывшим Генеральным секретарем ООН Пересом де Куэльяром. В 1995 г. Комиссия представила ЮНЕСКО доклад «Наше творческое разнообразие», в котором говорится о необходимости «
Развитие историко-культурного туризма на Дальнем Востоке
... историко-культурный потенциал Дальнего Востока, что напрямую связано с развитием историко-культурного туризма в регионе. Задачи: Описать историю региона; Дать информацию об основных характерных направлениях туризма в регионах; Разработать тематические туристические маршруты на Дальнем Востоке. ...
В этой связи необходимо подчеркнуть самую тесную связь между культурой и образованием, поскольку развитие может наполниться культурой только в том случае, если оно сначала впитает в себя образование и если, в свою очередь, образование будет эффективно содействовать становлению личности в её собственной культуре.
В докладе «Наше творческое развитие» дается анализ вопроса о соотношении культуры и развития, о том, что культура в современном обществе служит надёжным средством достижения намеченных целей развития, механизмом содействия и обеспечения устойчивого роста. При этом подчеркивается несомненная важность и универсальная ценность экономического роста[33].
Культура и развитие, которые рассматриваются как
Комиссия особое внимание обратила на необходимость переосмысления политики в области культуры в плане содействия более широкому международному признанию культурных прав. Учитывая, что многие социальные группы и отдельные лица, подвергающиеся преследованиям в области культуры, не находят адекватных средств правовой защиты, Комиссия рекомендовала составить реестр всех культурных прав, которые не охраняются действующими международными актами, чтобы иметь возможность внести коррективы в действующие нормы международного права для защиты культурных прав человека.
В докладе Комиссия предложила также составить кодекс поведения в области культуры, который мог бы служить основой правового регулирования в культурных процессах[34]. Было рекомендовано стимулировать сравнительные исследования в отношении меняющихся форм участия в культурной жизни. Обращалось внимание на необходимость содействия деятельности коренных народов по активизации их культурного развития, оказывать поддержку народной музыке на местном уровне, обеспечивать многосторонние режимы авторского права и смежных прав с тем, чтобы наиболее полно удовлетворять культурные потребности, более гармонично развивать связи между творческими работниками и гражданским обществом[35].