Исследование международных сотрудничеств в таможенной сфере

Дипломная работа

История создание Всемирной таможенной организации.

1.1 Всемирная таможенная организация: предпосылки

и история создания

Экономическая интеграция представляет собой сближение и взаимоприспособление национальных хозяйств. Обеспечивается она путем, согласованной межгосударственной и внешнеэкономической политикой. Процессы экономической интеграции основываются на согласовании интересов различных участвующих в них государств и предполагают их целенаправленное взаимодействие друг с другом на международном уровне в рамках того или иного вида международного сотрудничества. Развитие международного разделения труда, появление все большего числа новых товаров и другие факторы вызвали необходимость разработки более детализированного и унифицированного внешнеторгового классификатора.

Внешнеэкономические отношения государств, прежде всего внешняя торговля, непосредственно связаны с таможенной деятельностью. Возникновение и развитие таможенного дела вызвано внутренними потребностями каждого государства в обеспечении национальных, в том числе экономических, интересов. Необходимость управления внешней торговлей привела к созданию механизма тарифного регулирования, а также к появлению специфических нетарифных мер и экспортного контроля, обеспечивающих защиту экономики, оформив, таким образом, систему таможенных отношений между странами. Регулируют систему данных отношений международные конвенции и соглашения в области таможенного дела. По мере развития международного сотрудничества в той или иной сфере международных отношений все большее значение и распространение получает такая форма международного сотрудничества как сотрудничество государств в рамках международных организаций. На сегодняшний день международные организации играют определяющую роль в деле укрепления, расширения и углубления международного сотрудничества. Международные организации являются основным организатором общения государств. Сложность и важность вопросов, подлежащих разрешению на межгосударственном уровне, требует их оперативного решения.

Оперативности можно достичь при помощи институционального постоянно действующего механизма. Таким механизмом и призваны быть международные организации. Нельзя не согласиться с мнением О.С. Оос, считающей, что в рамках международных организаций международное сотрудничество получает соответствующую постоянную институциональную основу. Следует отметить, что все формы международного сотрудничества в целом, и в области таможенного дела в частности, тесно связаны между собой. Так, на основе международных договоров создаются международные организации, в свою очередь, деятельность международных организаций приводит к заключению международных договоров, результатом работы многих международных конференций также может быть заключение международных договоров.

5 стр., 2295 слов

Роль международных организаций в сфере туризма

... формальностей в области международного туризма. Рекомендации, разработанные Комитетом по развитию, по вопросам: развития международного туризма; технического сотрудничества в области международного туризма. ... регулирования международного туризма в соответствии с нормами международного права. Конференция ООН в лице полномочных представителей государств — членов ООН — международных организаций и ...

Современные тенденции расширения международного сотрудничества государств в сфере внешнеэкономической деятельности в условиях либерализации торгово-экономических отношений и роста экономической интеграции с неизбежностью влекут за собой расширение и углубление международного сотрудничества в области таможенного дела в его различных формах, в том числе и в рамках международных организаций. Таможенное дело, как уже выше отмечалось, теснейшим образом связано с международной торговлей, оно напрямую влияет на мировые процессы товарообмена, опосредует мировую торговлю. Деятельность таможенных органов, осуществление ими таможенных формальностей и процедур могут служить как барьерами на пути международной торговли, так и средствами интенсификации торговых связей, инструментами тонкой настройки экономики. Национальные таможенные органы можно образно сравнить с «воротами» государства, через которые происходит транснациональное перемещение товаров и транспортных средств. И от того, как будут работать эти «ворота», будет зависеть уровень развития внешнеэкономических связей государств.

Движение к установлению широких внешнеэкономических связей, созданию благоприятных условий для международной торговли было бы практически невозможно без скоординированных усилий мирового сообщества в рамках международного сотрудничества в области таможенного дела на институциональной постоянной основе. Поэтому вполне закономерно, стремление мирового сообщества к созданию в системе международных таможенных отношений различных форм взаимодействия государств, и в частности образованию международных таможенных организаций.

Международные экономические отношения, включая и международные таможенные отношения, служат претворению в жизнь основных целей и принципов Устава ООН, таких как развитие дружественных отношений между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов; осуществление международного сотрудничества в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии.

Международные экономические отношения, в том числе и таможенные, должны осуществляться в строгом соответствии с общепризнанными принципами современного международного права и специфическими принципами международного таможенного права: уважение национальной независимости и суверенитета; невмешательство во внутренние дела; неприменение силы или угрозы силой; полное равноправие; уважение национальных интересов и права каждого народа распоряжаться своей судьбой; взаимная выгода, недискриминация, наибольшее благоприятствование. Международные торговые отношения, которые строятся при помощи рыночных связей, переходят на базу сложной системы двусторонних и многосторонних договорных отношений. В настоящее время они строятся на основе международных торговых договоров, соглашений о таможенных союзах, международных государственно-монополистических объединениях, взаимосвязи в рамках транснациональных корпораций, которые оказывают большое влияние на внешнюю политику государств.

11 стр., 5188 слов

Роль СМИ в международных отношениях на современном этапе

... Структура работы: Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав и заключения. В первой главе была рассмотрена сущность и основные задачи журналистики Во второй главе была рассмотрена роль СМИ в международных отношениях ГЛАВА ...

В системе международных отношений государства выступают с позиций национальной внешней таможенной политики, то есть их конкретные целенаправленные действия по охране своего экономического суверенитета в международной системе приобретают первостепенное значение, так как от них зависит согласование норм и принципов международного таможенного права и функционирование международной системы экономических отношений вообще. Международное таможенное право — регулирует межгосударственные связи лишь в специальной области их отношений, возникающих в процессе перемещения через таможенную границу товаров, физических лиц, предметов, услуг и капиталов.

Как явствует из данного выше определения, международное таможенное право, являясь интегральной частью международного права в целом, имеет вместе с тем отличительную специфику, позволяющую говорить о складывающейся самостоятельной новой отрасли международного права. Основными задачами международного таможенного права являются:

  • обеспечение международной экономической безопасности и неукоснительное соблюдение неотъемлемого суверенного права государств выбирать свою экономическую таможенную систему;
  • свобода межгосударственного общения от произвола и незаконных эмбарго, бойкота, торговых, таможенных, кредитных и технологических блокад;
  • обеспечение использования международных отношений в целях устранения эксплуатации менее развитых в экономическом отношении стран более развитыми в промышленном отношении государствами; недопущение политического давления; устранение неправомерных экономических отношений;

— — содействие перестройки международных экономических отношений на началах уважения государственного и экономического суверенитета, равноправия и взаимной выгоды, создания благоприятных условий для развития сотрудничества между государствами в области таможенных связей и взаимопомощи.

Таким образом, отраслевые принципы, с учетом специфики предмета правового регулирования данной отрасли развивают и конкретизируют основные принципы современного и международного публичного права, лежащие в основе этой отрасли.

Международная организация далеко не всегда может быть даже субъектом международных таможенных правоотношений, ибо для этого у нее должна быть специальная компетенция, предусмотренная положениями ее учредительного договора. Но и в этом случае ее функции могут быть только координационными.

Общими для обеих систем права являются источники — международный договор и международно-правовой обычай.

Однако для международного таможенного права характерна и определенная специфика. В специальных работах отечественных ученых, посвященных разработке вопросов теории права, большое внимание уделяется обоснованию тех необходимых критериев, наличие которых дает основание говорить о сложившейся в той или иной правовой системе самостоятельной отрасли права. Так, В. К. Райхер, отвечая на вопрос: «Каким условиям должна удовлетворять совокупность правовых норм для признания ее, в рамках данной правовой системы, особой отраслью права?» — писал: «Мы полагаем, что для этого необходимы следующие три условия. Во-первых, необходимо, чтобы совокупность правовых норм была адекватна определенному специфическому кругу общественных отношений, т.е. имела бы в этом смысле единый и самостоятельный предмет регулирования, а следовательно, и предметное единство. Во-вторых, регулируемый такой совокупностью норм специфический круг отношений должен обладать достаточно крупной общественной значимостью. В-третьих, образующий такую совокупность нормативно-правовой материал должен отличаться достаточно обширным материалом». В дальнейшем к этим трем признакам-критериям, лежащим в основе подхода к отрасли права, В.М. Чхиквадзе и Ц.А. Ямпольская добавили заинтересованность общества в выделении, в отпочковании новой отрасли права. Е.Т. Усенко дает еще один признак-критерий, а именно: необходимость наличия специальных принципов, регулирующих построение отрасли. Применительно к международному праву А. И. Йорыш, говоря о необходимых условиях становления новой отрасли права, делает акцент на заинтересованность международного сообщества в выделении, развитии и совершенствовании правового регулирования конкретной группы общественных отношений.

80 стр., 39628 слов

Развивающиеся страны в системе международных экономических отношений

... развития развивающихся стран; · исследовать место и роль развивающихся государств в международном товарообмене; · исследовать место и роль иностранного капитала в экономике развивающихся стран; · исследовать проблемы внешнего долга в развивающихся странах. Объектом исследования являются развивающиеся страны в системе международных экономических отношений. Дипломная работа ...

Для признания системы правовых норм в качестве особой отрасли права необходимо наличие: специфического круга общественных отношений; обширного объема нормативно-правового материала; сложившихся специфических условий, требующих своего закрепления в праве; специальных принципов права, регулирующих построение новой отрасли права; глобальности и актуальности сформировавшейся под влиянием научно-технического прогресса проблемы новой отрасли права, возникшей в сфере формирования мирохозяйственных связей.

Если решение вопроса о выделении в самостоятельную отрасль международного публичного права основывать на наличии указанных выше критериев, то у нас есть все основания сделать положительный вывод, ибо любой из них присущ данному виду права. Объектом международного таможенного права являются международные таможенные отношения в целом, т. е. весь комплекс таможенных отношений мирового сообщества во всем многообразии их связей, направленных на уважение таможенного суверенитета его участников. Следовательно, можно говорить и об объекте международного таможенного права в широком смысле. Эта специфика объекта регулируемых отношений влечет за собой и определенную специфику таможенных правоотношений в целом. В отличие от общего международного права, международное таможенное право имеет свои специфические принципы, свои специальные правовые инструментарии, такие как принцип таможенного разоружения, принцип таможенного содействия становлению нового международного экономического порядка: принцип запрещения прямых или косвенных действий, имеющих целью препятствовать таможенному суверенитету стран; принцип независимости таможенного обложения и другие принципы, а также основанные на этих принципах специфические нормы и институты (торгово-политических условий экспорта и импорта товаров, услуг и капиталов в пределах таможенной территории договаривающихся государств, конвенционных тарифов, режима таможенных границ, институт таможенного присоединения, институт единой таможенной территории и др.).

9 стр., 4282 слов

Международные конфликты и пути их разрешения

... в соответствии с современной тенденцией международного права - человек - в случае грубого нарушения его неотъемлемых прав и свобод. Международный характер конфликту также придает выход внутреннего конфликта за пределы одного государства и прямое или опосредованное участие одного из субъектов международного права в конфликте в ...

Что касается вопроса о значимости международных таможенных отношений для отдельных государств и для всего международного сообщества в целом, то он не требует особых доказательств. Об этом свидетельствует и деятельность Генерального соглашения по тарифам и торговле, Всемирной Торговой Организации, Всемирной Таможенной Организации и других организаций, согласование государственных мер по регулированию ставок таможенного обложения и размеров экспортных субсидий. Государства — участники этих организаций обязались строить свои внешнеэкономические отношения на принципе наибольшего благоприятствования в таможенном обложении, отмены тарифного протекционизма, запрета предоставления новых таможенных преференций, решения спорных вопросов таможенного обложения и применения таможенных процедур путем взаимных консультаций. Опыт работы Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), в частности, координации деятельности государств — членов ООН по согласованию их таможенной политики и сотрудничеству в рамках региональных экономических и таможенных союзов в сфере снижения ставок таможенных тарифов имеет большое значение для таможенных и торговых отношений в мировом сообществе. В работе сессий этих конференций участвовали практически все государства, ряд международных организаций и специализированных учреждений ООН. На большую значимость международных таможенных отношений указывается в десятках резолюций как главных, так и вспомогательных органов ООН.

Обширный объем таможенного международно-правового нормативного материала не вызывает сомнений. Подтверждением тому — сотни двусторонних и многосторонних договоров, соглашений государств, а также специальных программ международных организаций, полностью или частично включающих вопросы правового регулирования таможенных правоотношений и огромное количество национальных законодательных актов, посвященных международно-правовому режиму таможенной территории, таможенному суверенитету континентального шельфа, экономической зоны и других акваторий и морского дна в Мировом океане.

Большой вклад в разработку основ комплексного международно-правового таможенного режима внесли как многочисленные соглашения, принятые в рамках ГАТТ, так и рекомендации Совета таможенного сотрудничества, нашедшие отражение в Конвенции об упрощении и согласовании таможенных процедур (Киотская конвенция 1973 г.) и др.

Заинтересованность, как отдельных государств, так и международного сообщества в целом в существовании самостоятельной отрасли международного права — международного таможенного права — совершенно очевидна. Она нашла свое подтверждение и в огромном объеме нормативно-правового материала международного характера, в том числе и в материалах конференций ГАТТ по вопросам создания таможенного режима импорта и экспорта сырьевых товаров, происходящих из развивающихся стран, системы всеобщих преференций, согласования уровня тарифных ставок и др.

Об этом также свидетельствует и та напряженная борьба, которая идет между различными группами стран с рыночной экономикой за раздел и правовой статус таможенных территорий, являющихся частью сухопутной, водной и воздушной поверхности нашей планеты. Так, Комитет по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН (ЕЭК) принял Международную конвенцию о согласовании пограничных мер контроля над прохождением грузов 1982 г. Ст. 9 этой конвенции содержит положение, в силу которого договаривающиеся стороны берут на себя обязательство по широкому использованию как между собой, так и во взаимодействии с компетентными органами типовых документов, соответствующих Единому формату Организации Объединенных Наций. В октябре 1982 г. Экономической комиссией ООН для стран Латинской Америки (ЭКЛА) было принято решение о присоединении ЭКЛА к вышеуказанной конвенции Европейской экономической комиссии ООН. В настоящее время Всемирной Таможенной Организацией ведется работа по выработке основ конвенции об установлении связи между различными существующими системами таможенного транзита. В ней принимают участие Европейская экономическая комиссия ООН, Комиссия европейских сообществ, Всемирная Таможенная Организация, Экономическая комиссия ООН для стран Латинской Америки и др.

6 стр., 2934 слов

Международные организации в международном политическом процессе

... государств, в целях поддержания мира и безопасности, содействия экономическому и социальному прогрессу всех народов. 3. НАИБОЛЕЕ ИЗВЕСТНЫЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ, Организация Объединенных Наций (ООН) Организация ... греческие государства и смягчали их замкнутость. Следующим этапом развития международных организаций явилось создание международных экономических и таможенных объединений. ...

Этими специфическими отраслевыми принципами, регулирующими область международного таможенного сотрудничества государств, сложившихся в ходе практического осуществления их международных экономических и таможенных связей, являются:

  • принцип содействия становлению нового экономического порядка, основанного на подлинной справедливости, суверенном равенстве национальных экономик, взаимозависимости, общности интересов, взаимной и равной выгоде в таможенном сотрудничестве между всеми государствами независимо от их экономических и социальных систем;
  • принцип запрещения прямых или косвенных действий, имеющих целью препятствовать осуществлению экономического суверенитета государств;
  • принцип обеспечения постоянного и все возрастающего расширения и либерализации международной торговли, основывающейся на универсальном применении режима наиболее благоприятствуемой нации;
  • принцип равноправного использования государствами преимуществ международного разделения труда, способствующего развитию широкого разностороннего торгового обмена товарными массами с соблюдением равноправия всех форм собственности на основе использования выгод от исторически сложившихся форм интернационализации хозяйственной жизни; ….