Правовое регулирование рыболовства

Дипломная работа

Российская Федерация — не только крупная морская держава, но и страна с развитой рыбной промышленностью. Рыбная промышленность России — сложный и многофункциональный производственно-экономический комплекс с развитой системой межотраслевой кооперации и международной деятельности. Общая стоимость основных фондов отрасли превышает 50 млрд. руб., во всех сферах рыбного хозяйства занято около 400 тыс. человек. Рыбная отрасль относится к основным источникам обеспечения россиян пищевыми продуктами: в балансе потребления полноценных белков животного происхождения доля рыбных продуктов составляет около 30%. Компании отрасли производят более 2000 наименований продуктов питания. Промышленность также играет значительную роль в качестве поставщика продукции для сельского хозяйства и многих других секторов экономики.

К сожалению, анализ производственной деятельности рыболовных фирм и организаций за последние годы показывает, что, даже при некоторых признаках стабилизации производства, сектор остается в затяжном кризисе. Рыбный рынок в России формировался стихийно, без научно обоснованной стратегии и в отсутствие достаточно адаптированного к новым условиям механизма рыночных отношений. Все это негативно сказалось на производителях и большинстве потребителей, особенно на населении. Предпосылки рынка обусловлены спросом населения страны на рыбную продукцию, а также спросом со стороны других секторов национальной экономики на корма, техническую продукцию и другие.

Ожидаемое восстановление экономики будет сопровождаться увеличением доходов россиян, что означает рост платежеспособного спроса со стороны внутреннего рынка, в том числе на морепродукты. Развитие рыбохозяйственного комплекса позволит значительно расширить налоговую базу, особенно в части пополнения местных бюджетов в отдаленных районах. Надлежащее правовое регулирование должно играть важную роль в процессе экономического восстановления рыболовства и рыболовства.

В современном отечественном экологическом праве под рыболовством принято понимать как вид пользования животным миром (включая добычу водных беспозвоночных и морских млекопитающих); различают промышленное, любительское и спортивное рыболовство, а также прибрежное рыболовство; добывание объектов животного мира, не отнесенных к объектам охоты и рыболовства, допускается только по разрешениям специально уполномоченных государственных органов по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды обитания так и непосредственную деятельность по добыче (вылову) водных биоресурсов.

2 стр., 949 слов

Правовая регуляция рыболовства и рыбного хозяйства

... рыболовство осуществляется гражданами Украины, иностранцами, лицами, без гражданства преимущественно как общее пользование объектами животного мира. ... На основании этого государственное управление рыболовства, в сфере деятельности которого будет вестись промышленный лов ... ряд существенных ограничений и запрещений. Гражданам во время любительского (спортивного) рыболовства запрещено добывать ...

В течение последних трех лет идет активное формирование нормативно-правовой базы в области рыболовства, принят специализированный федеральный закон. На государственно-правовом уровне была признана необходимость надлежащего регулирования рыболовства и создания правовых гарантий защиты водных биологических ресурсов. Важность этих социальных отношений обусловлена ​​тем, что промысловая рыба и другие объекты биосферы являются фундаментальным ресурсом для любого государства. К сожалению, необходимо отметить ряд проблем, связанных как с неудовлетворительным положением дел в сфере охраны рыбных ресурсов, так и сугубо экономических снижение добычи промысловых видов рыб. С 1991 по 2002 гг. уловы водных биологических ресурсов во внутренних водоемах страны уменьшились почти в 2 раза. При этом общий объем допустимых уловов освоен лишь наполовину, производственный потенциал пресноводной аквакультуры используется не более чем на 40%, а марикультура находится в начальной стадии развития.

Сокращение уловов водных биологических ресурсов привело к снижению производства пищевой рыбной продукции до 2,8 млн тонн. Более 90% экспорта составляют рыбные продукты с низкой степенью переработки. Важность рыбной отрасли для экономики Российской Федерации, наличие ряда проблем как в экономическом, так и в правовом регулировании этой отрасли, наличие динамично развивающегося законодательства и определили актуальность выбранной темы. Следует отметить, что аспекты правового регулирования рыболовства не изучены на серьезном монографическом уровне.

Объектом исследования послужил комплекс общественных отношений, складывающихся в сфере использования рыбных ресурсов.

Предметом

Цель работы анализ механизма организации рыбного хозяйства.

На основании указанной цели нами были обозначены основные задачи исследования:

1. Подробно проанализировать законодательство об экономической и безопасной деятельности в сфере рыболовства.

2. Рассмотреть современные проблемы аквакультуры.

3. Изучить проблемы собственности на водные биоресурсы.

4. Охарактеризовать особенности промышленного рыбоводства.

2. Проблемы промышленного рыболовства

2.1 Собственность на водные биоресурсы

Одной из основных правовых проблем рыбоводства является решение проблем собственности на водные ресурсы. Они могут находиться в федеральной собственности, в собственности субъектов Российской Федерации, в муниципальной и частной собственности. Юридические лица и граждане, которые осуществляют рыболовство в порядке, предусмотренном Законом о рыболовстве СЗ РФ. 2004. № 52. Ч. I. Ст. 5270., приобретают право собственности на добытые (выловленные) водные биоресурсы в соответствии с гражданским законодательством. Данный закон, как и прежние законодательные нормы, подтверждает федеральную собственность на почти все водные биоресурсы, за исключением тех, которые обитают в прудах, обводненных карьерах и которые могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальной и частной собственности.

15 стр., 7278 слов

Состояние и перспектива развития санаторно-курортного обеспечения ...

... являются одними из лучших в мире. Российские курортные технологии вполне современны, имеют значительную коммерческую ценность, в том числе и экспортную. Необходимость развития курортного дела в Российской Федерации В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 41), Всеобщей декларацией ...

Согласно ст. 34 Водного кодекса РФ СЗ РФ. 2006. № 23. Ст. 2381. в Российской Федерации устанавливается федеральная собственность на водные объекты. В собственности Российской Федерации (федеральной собственности) находятся:

  • поверхностные водные объекты, акватории и бассейны которых расположены на территориях двух и более субъектов Российской Федерации;
  • подземные водные объекты, расположенные на территориях двух и более субъектов Российской Федерации;
  • водные объекты, являющиеся средой обитания анадромных и катадромных видов рыб;
  • трансграничные (пограничные) водные объекты;
  • внутренние морские воды;
  • территориальное море Российской Федерации;
  • водные объекты, являющиеся особо охраняемыми природными территориями федерального значения или представляющие собой часть этих территорий;
  • водные объекты, являющиеся частью территории курортов или лечебно-оздоровительных местностей федерального значения;
  • иные особо охраняемые водные объекты федерального значения.

Кроме этого, Водный кодекс РФ закрепляет норму, согласно которой все водные объекты, а также обособленные водные объекты (замкнутые водоемы), не находящиеся в муниципальной собственности, собственности граждан и юридических лиц, являются федеральной собственностью.

Муниципальная и частная собственность разрешена только на изолированные водные объекты. Под обособленным водным объектом (замкнутым водоемом) понимается небольшой по площади и непроточный искусственный водоем, не имеющий гидравлической связи с другими поверхностными водными объектами. Отдельные водные объекты могут принадлежать муниципалитетам, гражданам и юридическим лицам в соответствии с гражданским законодательством.

При определении прав собственности на водные биоресурсы, необходимо также обратиться к ФЗ «О животном мире» СЗ РФ. 1995. № 17. Ст. 1462. (в работе использовано издание: ФЗ «О животном мире» М., 2008)., согласно ст. 4 которого, животный мир в пределах территории Российской Федерации также признается государственной собственностью. Кроме того, упомянутый закон предусматривает перечень объектов животного мира, которые могут находиться в федеральной собственности. К ним относятся:

  • редкие и находящиеся под угрозой исчезновения, а также занесенные в Красную книгу Российской Федерации;
  • обитающие на особо охраняемых природных территориях федерального значения;
  • населяющие территориальное море, континентальный шельф и исключительную экономическую зону Российской Федерации;
  • подпадающие под действие международных договоров Российской Федерации;
  • отнесенные к особо охраняемым, ценным в хозяйственном отношении;
  • естественно мигрирующие по территориям двух и более субъектов РФ.

В контексте комментируемой статьи также необходимо определить, какими полномочиями обладает владелец водных биологических ресурсов. Согласно ст. 209 ГК РФ Гражданский кодекс РФ: в 4 ч. М., 2008., которая устанавливает содержание права собственности, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

5 стр., 2460 слов

Перспективы развития водного туризма в Республике Карелия

... видов водного туризма Карелии. Краткие сведения о республике Карелия. Общегеографические сведения Республика Карелия расположена на северо-западе России, входит в состав Северо-Западного Федерального Округа Российской Федерации. Площадь ...

Собственник имеет право полностью распоряжаться принадлежащим ему имуществом. При этом основное содержание права собственности право владеть, т.е. реально обладать имуществом; право пользоваться, т.е. извлекать выгоду, для которой имущество предназначено и право распоряжаться, т.е. определять юридическую судьбу имущества: продавать, дарить, сдавать в аренду, отдавать в залог и т.п.

Кроме названных, собственник может использовать свое имущество в предпринимательских целях и даже уничтожить его, если этим не будут нарушены нормы закона и иных правовых актов, а также права и охраняемые законом интересы других лиц. Передавая отдельные полномочия (владения, пользования и даже распоряжения), лицо не теряет своего права собственности на имущество.

Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами, в частности водными биоресурсами, осуществляется в той мере, в какой их оборот допускается законом, и если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

Право на добычу (вылов) водных биоресурсов, отнесенных к объектам рыболовства, возникает по основаниям, предусмотренным законом о водных биоресурсах СЗ РФ. 2004. № 52. Ч. I. Ст. 5270.. Таким образом, право пользования водными биоресурсами возникает на основании разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов, договора пользования рыбопромысловым участком и по иным основаниям, предусмотренным настоящим Законом.

Общее понятие договора установлено ст. 420 ГК РФ Гражданский кодекс РФ: в 4 ч. М., 2008., согласно которой договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. В соответствии со ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. В связи с этим контракты на использование морского дна должны содержать такие же существенные условия.

В свою очередь, разрешение на добычу (вылов) водных биоресурсов удостоверяет право на изъятие водных биоресурсов из среды их обитания при осуществлении промышленного рыболовства, в том числе прибрежного рыболовства, рыболовства в научно-исследовательских и контрольных целях, рыболовства в учебных и культурно-просветительских целях, рыболовства в целях рыбоводства, воспроизводства и акклиматизации водных биоресурсов, в иных предусмотренных случаях СЗ РФ. 2004. № 52. Ч. I. Ст. 5270. П. 1. Ст. 34.. В разрешении на добычу (вылов) водных биоресурсов в зависимости от вида рыболовства должны быть указаны:

74 стр., 36853 слов

Разработка экстремальных туристских маршрутов на Российском Севере ...

... опираться на федеральный закон «Об основах туристической деятельности в Российской Федерации» и другие нормативные акты. Несмотря на ... туристских возможностей Южной части Полярного Урала. ...............................45 3.1. Предложения по совершенствованию экстремальных туристических маршрутов на примере водной тропы «По рекам Полярного Урала»................................56 3.2. Разработка ...

1) сведения о пользователе водными биоресурсами, рыбопромысловом судне, районе промысла и (или) рыбопромысловом участке;

2) виды водных биоресурсов, разрешенных для добычи (вылова);

3) квоты добычи (вылова) водных биоресурсов;

4) орудия, способы и сроки добычи (вылова) водных биоресурсов;

5) требования к охране окружающей среды;

6) иные регламентирующие добычу (вылов) водных биоресурсов и обеспечивающие сохранение среды их обитания условия.

Право на добычу (вылов) водных биоресурсов, отнесенных к объектам рыболовства, может быть ограничено в соответствии с федеральными законами и международными договорами Российской Федерации.

В этой связи необходимо отметить, что согласно ч. 2 ст. 36 Конституции РФ владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами, в том числе водными биоресурсами, осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Закон, кроме того, основывается на принципе приоритета сохранения особо ценных видов водных биоресурсов, согласно которому добыча (вылов) особо ценных видов водных биоресурсов ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами.

К ограничению права пользования на водные биоресурсы относятся:

  • установление правил рыболовства;
  • получение разрешений (лицензии) на право регулирования водных биоресурсов);
  • установление ежегодных обще допустимых уловов во внутренних водах Российской Федерации, в том числе во внутренних морских водах Российской Федерации в территориальном море Российской Федерации и исключительной морской зоне Российской Федерации, в Азовском и Каспийском морях;
  • установление квот добычи (вылова) водных биоресурсов, предоставленных Российской Федерацией в соответствии с международными договорами РФ другие ограничения, предусмотренные федеральными законами, международными договорами РФ.

Согласно ст. 62 Водного кодекса РФ водопользователи по своему усмотрению осуществляют принадлежащее им право пользования водным объектом. Однако действия водопользователей, осуществляемые с нарушением законных прав и интересов других людей или наносящие ущерб состоянию водных объектов, не допускаются. Права пользования водными объектами могут быть ограничены в случаях, предусмотренных Водным кодексом РФ и иными федеральными законами, в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, охраны здоровья населения, окружающей природной среды, историко-культурного наследия, прав и законных интересов других лиц. вмешательство правоохранительных органов в деятельность водопользователей по использованию водных объектов запрещается, за исключением случаев, предусмотренных Водным кодексом и другими федеральными законами.

Согласно ст. 22 Закона о животном мире при размещении, проектировании и строительстве аэродромов, железнодорожных, шоссейных, трубопроводных и других транспортных магистралей, линий электропередачи и связи, а также каналов, плотин и иных гидротехнических сооружений должны разрабатываться и осуществляться мероприятия, обеспечивающие сохранение путей миграции объектов животного мира и мест их постоянной концентрации, в том числе в период размножения и зимовки.

49 стр., 24199 слов

Разработка экстремальных туристских маршрутов на Российском Севере ...

... – жители Крайнего Севера. История освоение Севера русскими. Обо ... водный, горный; разработка экстремальных туристских маршрутов по целям туризма: туры по местам катастроф (ГУЛАГ), туры для любителей охоты и рыбной ловли; развитие ЯНАО как туристского региона. ... как для российских туристов так ... крупных городах Севера России (к примеру, в столице ... акты. Несмотря на небольшое количество использованного ...

Независимо от видов особо охраняемых природных территорий в целях охраны мест обитания редких, находящихся под угрозой исчезновения и ценных в хозяйственном и научном отношении объектов животного мира выделяются защитные участки территорий и акваторий, имеющие местное значение, но необходимые для осуществления их жизненных циклов (размножения, выращивания молодняка, нагула, отдыха, миграции и других).

В охранных зонах территорий и акваторий запрещены некоторые виды хозяйственной деятельности или регламентированы сроки и технологии их осуществления, если они нарушают жизненные циклы объектов животного мира.

Согласно ст. 27 Закона в целях сохранения занесенных в Красную книгу Российской Федерации и (или) Красную книгу субъекта Российской Федерации редких и находящихся под угрозой исчезновения видов водных биоресурсов добыча (вылов) таких видов водных биоресурсов запрещена. В исключительных случаях добыча (вылов) редких и находящихся под угрозой исчезновения видов водных биоресурсов допускается на основании разрешений на добычу (вылов) водных биоресурсов в порядке, предусмотренном Правительством РФ.

Право на добычу (вылов) водных биоресурсов, отнесенных к объектам рыболовства, прекращается:

  • по истечении срока действия права на добычу (вылов) водных биоресурсов, отнесенных к объектам рыболовства;
  • по соглашению между лицом, которому предоставлены в пользование водные биоресурсы, отнесенные к объектам рыболовства, и уполномоченным органом государственной власти;
  • при отказе лица, которому предоставлены в пользование водные биоресурсы, отнесенные к объектам рыболовства, от права на добычу (вылов) указанных водных биоресурсов;
  • при ликвидации юридического лица или в связи со смертью гражданина, которым водные биоресурсы, отнесенные к объектам рыболовства, были предоставлены в пользование.

Принудительное прекращение права на добычу (вылов) водных биоресурсов, отнесенных к объектам рыболовства, осуществляется в случаях, если: возникает необходимость использования водных объектов для государственных нужд; добыча (вылов) водных биоресурсов, отнесенных к объектам рыболовства, осуществляется в течение двух лет подряд в объеме менее пятидесяти процентов промышленных квот и прибрежных квот; лицо, у которого имеется право на добычу (вылов) водных биоресурсов, отнесенных к объектам рыболовства, в течение календарного года два раза или более нарушило правила рыболовства, в результате чего был причинен крупный ущерб водным биоресурсам; лицо, у которого имеется право на добычу (вылов) водных биоресурсов, отнесенных к объектам рыболовства, не осуществило доставку уловов водных биоресурсов на таможенную территорию Российской Федерации; лицо, у которого имеется право на добычу (вылов) водных биоресурсов, отнесенных к объектам рыболовства, в течение календарного года без проведения согласования в установленном порядке осуществляло прекращение на сорок восемь и более часов работы технических средств контроля.

48 стр., 23722 слов

Северо-Западный регион Российской Федерации

... нового Амстердама. Вообще Северо-Западный регион обладает значительными водными ресурсами, как подземными так ... кривичей, занимавшиеся земледелием, скотоводством, охотой и рыболовством. В 8 веке территорию заселили славяне. ... Основан 16 мая 1703 года первым российским императором Петром I. До закладки ... Самые индустриально и социально развитые районы находятся вблизи Санкт-Петербурга. Соответственно ...

2.2 Организация промышленного рыболовства

Район рыбной ловли — это акватория водоема или его части, имеющая значение для рыбной ловли. Он формируется в определенных границах для осуществления промышленного рыболовства во внутренних водах Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации (в пресноводных водных объектах), прибрежного рыболовства, товарного рыбоводства, рыболовства в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также для организации любительского и спортивного рыболовства. Границы района рыболовства определяются в порядке, установленном Федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.

Место рыбалки можно использовать для одной или нескольких из этих целей. Перечень рыбопромысловых участков, включающих в себя акватории внутренних вод Российской Федерации, в том числе внутренних морских вод Российской Федерации, и территориального моря Российской Федерации, утверждается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства. Использование района рыболовства осуществляется в соответствии с законодательством о водных биологических ресурсах и водным законодательством. Использование земель для рыболовных целей осуществляется в соответствии с водным и земельным законодательством.

Итак, рыбопромысловый участок представляет собой территорию, на которой осуществляется добыча (вылов) водных биоресурсов. Эта территория может состоять как из акватории водоема и прибрежной полосы, так и из акватории водоема и прибрежной полосы. Таким образом, место рыбалки объединяет территорию водоема и прилегающую к нему полосу суши. В соответствии со ст. 1 Водного кодекса РФ СЗ РФ. 2006. № 23. Ст. 2381., акватория представляет собой водное пространство, ограниченное естественными, искусственными или условными границами. Отнесение же земельного участка к территории рыбопромыслового участка полностью соответствует требованиям земельного законодательства, поскольку, в соответствии с п. 2 ст. 102 Земельного кодекса РФ СЗ РФ. 2001. № 44. Ст. 4147., земли водного фонда могут использоваться, в том числе, и для рыбохозяйственных нужд. Кроме того, в соответствии со ст. 7 Водного кодекса РФ, поверхностные воды и земли, покрытые ими и сопряженные с ними (дно и берега водного объекта), рассматриваются как единый водный объект.

Рыбопромысловый участок формируется в определенных границах. Такое формирование рыбопромыслового участка осуществляется для следующих целей:

  • промышленное рыболовство (промысел),
  • промышленное рыбоводство (аквакультура),
  • рыболовство в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации,
  • организация любительского и спортивного рыболовства.

Перечень целей, для которых осуществляется формирование рыболовной зоны, четко установлен законом и является исчерпывающим. Как видно, в этот список вошли виды рыбной ловли, направленные на изъятие водных биологических ресурсов с целью извлечения из них прибыли, а также для личного потребления и в рекреационных целях. В перечень не вошло рыболовство в научно-исследовательских и контрольных целях; в учебных и культурно-просветительских целях; непромышленное рыбоводство, рыболовство в целях воспроизводства и акклиматизации водных биоресурсов.

8 стр., 3598 слов

Государственная молодежная политика и ее реализация в субъектах ...

... на всех уровнях государственной власти и управления Российской Федерации. Устанавливаемые соответствующими государственными органами задачи в сфере реализации молодежной политики не должны противоречить ее целям. Координация деятельности федеральных органов исполнительной власти по реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации осуществляется уполномоченным федеральным ...

Использование рыболовного района возможно как для одной из целей, указанных выше, так и для нескольких целей, указанных выше. Как правило, использование рыболовных угодий многоцелевое. Следует отметить, что предоставление места лова и его использование осуществляется на основании договоров. Эти соглашения заключаются Федеральным агентством по рыболовству по результатам конкурса. Федеральное агентство по рыболовству также организует и проводит соревнования.