Правовой режим государственных природных заповедников

Курсовая работа

Тема моей курсовой работы — «Правовой режим государственных природных заповедников».

Актуальность выбранной темы в том, что в последнее время этой категории объектов экологического права уделяется незаслуженно мало внимания, и данная тенденция проявляется, прежде всего, в выходящей в последние годы юридической литературе. Экологическое право закрепляет и регулирует основные отношения в сфере жизнедеятельности человека на земле. Основными формами использования природы человеком является потребление природных ресурсов, охрана среды обитания. Экологическое право носит гуманитарный характер и имеет общечеловеческое значение. Заповедники особенно нужны нам сейчас, когда мы должны понять направления изменений природной среды под влиянием деятельности человека и отыскать пути наиболее бережного и разумного использования ее богатств. Наши потребности растут, и от природы мы берем все больше и больше. Поэтому необходимо обеспечить восполнение природных ресурсов по принципу расширенного воспроизводства. В этом главная задача охраны природы сегодня.

Наблюдаемое в настоящее время уменьшение биологического разнообразия является в значительной степени результатом деятельности человека и представляет серьезную угрозу для развития человечества. Одним из средств сохранения биологического разнообразия нашей планеты являются особо охраняемые природные территории и объекты (далее — ООПТ) Под биологическим разнообразием понимается разнообразие всех форм жизни — растений, животных, микроорганизмов, составляющих их генов, и экологических систем, в которые они включены как отдельные компоненты. Биологическое разнообразие не статично и постоянно меняется. Оно сформировалось как результат генетических изменений и эволюционных процессов. В настоящее время биоразнообразие сокращается по причине деградации сред обитания, уменьшения численности отдельных популяций и вымирания видов. Также существует косвенная связь между неразумным отношением человека к природе и его социальными болезнями. Потребительная деятельность человека, выражающаяся в хищническом отношении к окружающей природной среде, может поставить под вопрос существование данной человеческой цивилизации. В принципе, за каждую человеческую «победу» природа нам мстит, зачастую опрокидывая человеческие расчеты.

Подобные «победы» над природой часто имеют непредвиденные последствия и даже прямо противоположные результаты. Значит, для жизни на планете Земля просто необходима, во-первых, охрана окружающей человека природной среды всеми и повсеместно и, во-вторых, охрана окружающей природы на планете Земля в целом всем человечеством. Хотя природа, как объективно сложившаяся экосистема, имеет способность к саморегуляции (самовосстановлению), хозяйственная деятельность человека неизбежно ведет к повсеместному экологическому кризису. Это объясняется, во-первых, масштабами технологической деятельности человека, во-вторых, неспособностью человека создать не только безотходную технологию, но даже малоотходную, способную уменьшить вред природе, в-третьих, нежеланием и неспособностью большинства людей понять масштабы реальной опасности гибели цивилизации. В силу этого государство обязано выполнять (обеспечивать) экологическую функцию. Разумеется, трудно установить прямую связь между хищническим потреблением природных ресурсов и негативными социальными процессами в обществе, пандемиями и стихийными катаклизмами. Следует отметить, что неравномерно развитые государства мира по отношению к природе в разной мере способны реально обеспечивать свою экологическую функцию, т.е. правовое регулирование общественных отношений в сфере взаимодействия человеческого общества и «природы».

15 стр., 7140 слов

Экологическая культура человека

... появилась экологическая культура. В связи с глобальным экологическим кризисом, необходимо выяснить, какие отношения человека и природы можно считать гармоничными, как человеческая деятельность влияет на окружающую среду и отметить, почему экологическая культура и экологическое воспитание ...

Основная задача заповедников — строго охранять стандарты дикой природы данной местности и соответствующих ландшафтов, чтобы сравнивать и анализировать изменения, которые люди вносят в природу. Следует помнить, что сохранение всех видов животных и растений, обитающих на Земле, имеет большое научное и практическое значение. Это тот драгоценный генетический фон, который может быть крайне необходим человечеству.

Целью курсовой работы будет рассмотреть и изучить особенности правового регулирования государственных природных заповедников на современном этапе развития экологического права, продемонстрировать важность совершенствования законодательства в области охраны и развития особо охраняемых природных территорий.

Задачи данной работы — обобщить полученный нормативный материал, изучить его и провести исследование, а также обобщить некоторые результаты.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, положения, библиографии, периодических печатных изданий. В первой главе дается общая информация о правовых режимах особо охраняемых природных территорий, о концепции заповедного фонда. Учитывается международно-правовой механизм в области охраны заповедников и других природных объектов. Вторая часть, которая является основной, исследует правовую эволюцию концепции государственного природного заповедника, а также контроль и ответственность за нарушение правового режима государственных природных заповедников. В третьей главе рассматриваются правовые проблемы, основные направления развития резервных активов в современном обществе и будущее резервов.

защищенный правовой резерв

Глава 1. Понятие и правовое регулирование особо охраняемых природных территорий

1.1 Понятие и система особо охраняемых природных территорий

Развитие системы особо охраняемых природных территорий в России теснейшим образом связано с обеспечением соблюдения и защиты права каждого на благоприятную окружающую среду. В статье 42 Конституции РФ предусмотрено право гражданина РФ на благоприятную окружающую среду, основанное на принципиальном положении, что человек есть высшая ценность, что каждый имеет право на жизнь. Это право предполагает благоприятную окружающую природную среду и охрану от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, вызванного авариями, катастрофами, иной деятельностью человека, включая хозяйственную, чаще всего антропогенного характера, а также право на получение достоверной информацию о состоянии биосферы, право на возмещение ущерба причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением или стихийными катаклизмами. Конституция РФ от 12.12.1993г. Это право гарантируется государством путем планирования и нормирования качества окружающей природной среды, мерами по предупреждению и ликвидации последствий экологически вредной деятельности, социальным и государственным страхованием граждан, возмещением вреда, причиненного здоровью граждан в результате загрязнения и иных вредных воздействий на «природу», привлечением к различным видам юридической ответственности лиц, виновных в нарушении действующего законодательства.

13 стр., 6148 слов

Особо охраняемые природные территории Юга европейской части России ...

... при разработке стратегий развития ООПТ, при дальнейшем исследовании проблем использования ООПТ в рекреации и туризме. 1. Особо охраняемые природные территории в туризме и рекреации 1.1 Понятие, классификация ООПТ и возможности использования в туризме и рекреации В соответствии с Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях» особо охраняемые природные территории (ООПТ) участки ...

В значительной степени характеристики благоприятной окружающей среды, связанные с поддержанием видового разнообразия и эстетического богатства, обеспечиваются именно посредством объявления особо охраняемых природных территорий и объектов.

Несколько лет назад «особо охраняемые природные территории не употреблялся ни в специальной литературе, ни в законодательстве. Обычно использовалась терминология, включавшая слово «заповедный», что не всегда адекватно отражало сущность статуса и режима подобных территорий, вызывая споры среди специалистов. Поэтому введение в научный оборот и отчасти в законодательство термина «особо охраняемые природные территории» было по существу попыткой объединить под этим наименованием все категории природных комплексов и объектов, взятых под особую охрану государства.

Понятие правового режима земель особо охраняемых природных территорий раскрывается как система, состоящая из объектов природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного назначения и особо ценные земли. По мнению автора работы, наиболее точное и в большей степени юридическое раскрытие термина «особо охраняемые территории», выводятся элементы системы «особо охраняемых территорий» непосредственно из Земельного Кодекса РФ и Закона РФ «Об охране природной среды» — «… все земли, связанные с особой охраной территории, получают название — особо охраняемые земли». В разделе VI Земельного Кодекса РФ говорится о землях природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения. В ст. 94-99 Земельного Кодекса даются общие положения касательно каждого из видов особо охраняемых территорий.1 1 Земельный Кодекс РФ от 25.10.2001г

В экологическом праве существует понятие экологическая система. Во-первых, это естественные (нетронутая природа), т.е. область активной биологический жизни, она включает нижнюю часть атмосферы, всю гидросферу, верхнюю часть литосферы Земли. Здесь все живые организмы естественно взаимосвязаны между собой и средой их обитания; во-вторых, модифицированные («обработанная природа»), т.е. измененная человеком природная среда его обитания, носящая системный характер функционирования; в-третьих, трансформированные человеком (превращенная природа), т.е. преобразованная среда жизни человека в процессе его хозяйственной (и иной) деятельности на «лоне природы». Естественные экологические системы, где в первую очередь охраняются (заповедники, заказники, национальные парки) и лишь косвенно используются. Вторые и третьи виды экологических систем, в первую очередь, используются и соответственно охраняются правом в разной степени. В силу этого правовая охрана природы бывает комплексная, т.е. осуществляемая в отношении всей природной среды и ресурсовая, по отношению к отдельным ее компонентам (охрана почвы, воды, лесов, недр, редких животных и т.д.).

Такую правовую охрану природы обычно называют правовой охраной по объему осуществляемых мероприятий.

Одной из центральных проблем выживания человечества в современной биосфере является сохранение биологического разнообразия, что невозможно без создания особо охраняемых природных территорий (ООПТ).

Каждая экосистема и биосфера в целом представляет собой совокупность такого количества взаимосвязей между входящими в нее миллионами и миллиардами растительных и животных организмов и окружающими их элементами неживой природы, что даже при современном быстродействии вычислительной техники не хватит всей истории человечества, чтобы эти связи исследовать. И вся эта сложнейшая система находится в динамическом равновесии, т. е. медленно развивается под воздействием внутренних и внешних процессов, сохраняя качественные характеристики более-менее неизменными на достаточно (для приспособляемости отдельных видов) длительные сроки. Если же по каким-либо причинам происходит резкое нарушение этих взаимосвязей или эволюционные процессы приводят к накоплению значительного количества изменений, то биосфера переходит в иное качественное состояние. Это не означает ее гибели, но приводит к гибели значительной части населяющих ее видов и, прежде всего, доминантов, слишком активная деятельность, которых привела к возмущению системы. Так было с прокариотами и динозаврами, так может быть и с человеком. Осознание того, что, во-первых, человек всецело зависит от благополучия того эволюционного состояния системы в целом, в котором он возник и развивался, и даже небольшое изменение ее климатических и биохимических характеристик гибельно для него. Степень устойчивости человеческого организма к изменению тех или иных факторов (например, уровню радиации) значительно меньше, чем у скорпионов, тараканов, черепах и некоторых других организмов. Во-вторых, для сохранения необходимого экологического равновесия требуется, прежде всего, сохранить максимальное биологическое разнообразие.

В России сосредоточена большая часть слабонарушенных экосистем (благодаря наличию громадных неосвоенных территорий), в том числе 26% лесов планеты. Хотя на всей территории государства устанавливается в основном единый, общий правовой режим природопользования, охраны природы и отдельных природных ресурсов, некоторые территории и объекты имеют особый режим. На основе анализа действующего законодательства можно выделить виды особо охраняемых территорий:

  • административные (военные и оборонные объекты, режимные зоны органов внутренних дел, пригородные зоны) — историко-культурные (памятники истории, архитектуры, садово-паркового искусства, историко-культурные заповедники и другие);

— особо охраняемые природные территории в собственном смысле (участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение и нуждающееся в самостоятельной охране от воздействия антропогенной функции.).

Каждая из названных категорий имеет свой правовой режим, определяемый с учетом целей, для которых соответствующие территории объявляются особо охраняемыми. Остановимся на рассмотрении особого режима использования и охраны заповедников, национальных парков, заказников и иных особо охраняемых природных территорий. Общественная потребность выделения данной категории территорий и объектов для особой охраны определяется рядом причин и интересов. Основные из них — экологические, экономические, рекреационные, научные, культурные, служащие целям здравоохранения. Круг интересов общества и государства, которые учитываются при развитии системы особо охраняемых природных территорий и объектов на современном этапе, гораздо шире. Эти интересы в основном обозначаются в законодательстве, регулирующем режим таких территорий.

Одновременно при учреждении того или иного вида особо охраняемых природных территорий планируется удовлетворение особых общественных интересов. Таким образом, можно выявить следующий перечень, представляющий собой особо охраняемые территории и объекты.

Лечебно-оздоровительные зоны

Заповедники

Рекреационные зоны

Дендрологические парки

Курортные зоны

Санитарные зоны

Защитные зоны

Лечебные зоны

Территории традиционного природопользования

Памятники природы

Национальные и природные парки

Заказники

Пригородные зоны

Редкие растения и животные

Зеленые зоны

Вводится новая категория особо охраняемых обладающих специфическим правовым режимом территорий. Размеры их определяются с учетом следующих условий: поддержание достаточных для обеспечения возобновляемости и сохранения биологического разнообразия популяций растений и животных; возможности осуществления лицами, относящимися к малочисленным народам, различных видов традиционного природопользования; сохранения исторически сложившихся социальных и культурных связей; сохранения целостности объектов историко-культурного наследия. Границы территорий традиционного природопользования федерального, регионального и местного значения утверждаются соответственно Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления.1 1 Федеральный закон «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации от 7 мая 2001г.№ 49-ФЗ

Разновидностью рекреационных зон являются зеленые зоны вокруг городов и промышленных поселков. В зеленых зонах запрещается хозяйственная деятельность, отрицательно влияющая на выполнение ими экологических, санитарно-гигиенических и рекреационных функций. Зеленые зоны городов (в том числе лесопарковые защитные пояса) Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях» не выделены в качестве самостоятельного вида особо охраняемых территорий, но по существу они являются таковыми. Такие зоны выполняют средо-защитные (средообразующие, экологические), санитарно-гигеническими и рекреационные функции.

Особое место среди объектов природно-заповедного фонда России занимает озеро Байкал и Байкальская природная территория, понятие которой было введено Федеральным законом «Об охране озера Байкал» от 1 мая 1999 г. Это территория, в состав которой входят озеро Байкал, водоохранная зона, прилегающая к нему, его водосборная площадь в пределах территории РФ, особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру (например, государственные природные заповедники «Байкало-Ленский», Байкальский, Баргузинский и др.), а также прилегающие к озеру территории шириной до 200 км на запад и на северо-запад от него. На Байкальской природной территории выделяются центральная, буферная зоны и экологическая зона атмосферного влияния.2 1 Федеральный закон «Об охране озера Байкал» от 1 мая 1999 г № 92-ФЗ Упомянутый закон и ряд постановлений Правительства РФ (например, «Об утверждении перечня видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории», «Об особенностях охраны, вылова (добычи) эндемичных видов водных животных и сбора эндемичных видов водных растений озера Байкал») устанавливают ограничения и запреты на использование ресурсов Байкальской природной территории.

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» определяет природный комплекс как комплекс функционально и естественно связанных между собой природных объектов, объединенных географическими и иными соответствующими признаками, а природный ландшафт — как территорию, которая не подверглась изменению в результате хозяйственной и иной деятельности и характеризуется сочетанием определенных типов рельефа местности, почв, растительности, сформированных в единых климатических условия. Закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002г.№7-ФЗ

Часто встречается понятие «природный комплекс, взятый под охрану государства» (например, в ст. 243 УК РФ).

Уголовный Кодекс РФ Здесь речь идет о природно-географических объектах (ландшафтах), не имеющих статуса особо охраняемой природной территории, но представляющих собой целостные однородные участки территории, где органично соединены природные, исторические и культурные достопримечательности (усадьбы, музеи-усадьбы и пр.).

Особое место среди охраняемых законом природных комплексов имеют музеи-заповедники, т. е. обладающие специальным статусом особо охраняемых историко-культурных центров территории со значительной природной составляющей. По характеристикам близки к ним музеи-усадьбы, которые образуют неразрывное органичное единство с окружающей их природной средой, искусственными или естественными природными ландшафтами (например, музей-усадьба «Архангельское», Государственный мемориальный музей-усадьба А. В. Суворова в Новгородской области и многие другие), охраняемые объекты ландшафтной архитектуры (исторические парки-памятники, мемориальные ландшафты, например парковый комплекс XVII-XVIII вв. и историческая зона Лефортово в Москве).

Федеральным законом «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25 июня 2002 г. (введена новая категория «историко-культурный заповедник», которая, по мнению специалистов, охватывает понятия «музей-заповедник» и «музей-усадьба». В соответствии с этим законом выделяются особо ценные объекты культурного наследия народов РФ, многие из которых имеют экологическую составляющую. На конец 2002 г. в их Свод было занесено 62 таких объекта, например Архангельский государственный музей деревянного зодчества «Малые Карелы», Государственный музей-заповедник «Петергоф», включающие не только выдающиеся историко-культурные памятники, но и ценные в научном, познавательном и эстетическом отношении природные комплексы, в том числе сельскохозяйственные ландшафты, лесные массивы, водные объекты и т. д.

Памятники общероссийского значения — это, как правило, особо ценные объекты, значимые для социальной и исторической памяти народов России, общепризнанные благодаря своей роли и получившие соответствующий статус. Ряд природных комплексов включен в Список объектов всемирного культурного и природного наследия, ежегодно обновляемый во исполнение Конвенции ЮНЕСКО 1972 г., в который по состоянию на 1 января 2002 г. входят по категориям: «культурное наследие» — 554, «природное наследие» -4, «природно-культурное наследие» -23.

Из числа этих природных комплексов в Российской Федерации зарегистрировано 11 культурных объектов и 7 относящихся к природному наследию, в частности «Девственные леса Коми», «Озеро Байкал», представляющий собой огромный ареал — Байкальский регион площадью несколько миллионов гектаров, «Вулканы Камчатки», включающий всемирно известный Кроноцкий заповедник и четыре природных парка, а также один федеральный заказник, «Золотые горы Алтая», «Куршская коса» (в пределах России), Центральный Сихотэ-Алинь, «Западный Кавказ». Природно-заповедный фонд страны составляют (по данным на 31 декабря 2002 г.) 100 государственных природных заповедников, 35 национальных парков, 69 государственных природных заказников федерального и 2854 регионального значения, 36 памятников природы федерального и более 9000 регионального значения, 54 природных парка, 116 лечебно-оздоровительных местностей и курортов, 85 ботанических садов и дендрологических парков.

1.2 Состав природно-заповедного фонда

Центральное место в системе ООПТ занимает природно-заповедный фонд. Структура природно-заповедного фонда постоянно изменялась и совершенствовалась.

Структура заповедного фонда включает в себя несколько видов объектов, подлежащих особой охране: заповедники, заказники, памятники природы, национальные и природные парки, дендрологические парки и ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты1 1 Закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002г.№7-ФЗ. Их объединяет три признака: они государственные, природные и заповедные. В целом и по отдельным частям природно-заповедный фонд является государственной собственностью. Однако, согласно ст. 95 п.2 Земельного Кодекса РФ земли ООПТ «относятся к объектам общенационального состояния в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, и в муниципальной собственности», а также допускается включение в земли ООПТ «территорий земельных участков, принадлежащих гражданам и юридическим лицам на праве собственности» в случаях предусмотренных федеральными законами.22 Земельный Кодекс РФ от 25.10.2001г По другому признаку объекты природно-заповедного фонда отличаются от близких к ним по правовому режиму историко-культурных, архитектурных заповедников, памятников садово-паркового искусства, памятников истории и культуры. Однако не эти признаки отличают самобытность природно-заповедного фонда. Особенности природно-заповедного фонда выражаются в наличии признака заповедности. По толковому словарю русского языка оно означает неприкосновенное, запретное, завещаемое. Для режима природно-заповедного фонда характерно проявление признака заповедования в трех его формах: абсолютном, относительном, смешанном.

Режим абсолютного заповедования свойственен природным заповедникам и памятникам природы, в том числе живой природы. Он исключает хозяйственную, рекреационную деятельность как вмешательство человека в ход естественных процессов, несовместимое с целями заповедования. Такое вмешательство допустимо лишь в строго ограниченных случаях.

Практика называет три: 1.Для научно — исследовательской работы.

2.С целью предотвращения вреда природной среде (борьба с пожарами, истребление хищников, угрожающих местной фауне.

3.Для организации пассивных экскурсий по специально отведенным тропам, пешеходным маршрутам и так далее.

Согласно Положению о государственном природном заповеднике разрешаются некоторые виды лесных пользований (сбор ягод, грибов, заготовка дров и так далее) для работников заповедника, ушедших на пенсию и проживающих на его территории.1 1 Положение, утвержденное Постановлением Правительства РФ о государственных природных заповедниках в Российской Федерации от 18.12.1991г.

Режим относительного заповедования построен на сочетании абсолютного запрета с допущением ограниченной эксплуатации природных ресурсов. Этому признаку соответствует организация многочисленных форм заказного режима — государственных природных заказников.

Смешанный режим наблюдается в практике образования и функционирования национальных природных парков, где наряду с зонами активного и пассивного отдыха могут выделяться зоны абсолютного покоя, исключающие вмешательство человека. Земли, занимаемые объектами природно-заповедного фонда вместе с другими особо охраняемыми природными территориями и объектами в новом земельном законодательстве выделяются в самостоятельную категорию земель, обособленную от других категорий земель земельного фонда, называемую землями природоохранного и природно-заповедного значения.

Особо охраняемые природные территории, входящие в состав Природно-заповедного фонда. Среди ООПТ в первую очередь следует назвать государственные природные заповедники, в том числе биосферные. Особо охраняемые природные комплексы и объекты (земля, воды, недра, растительный и животный мир) на территории заповедника имеют природоохранное, научное, эколого-просветительское значение как образцы естественной среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда растительного и животного мира.

Государственные природные заповедники являются природоохранными, научно-исследовательскими и эколого-просветительскими учреждениями, имеющими целью сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем. О них будет более подробно рассказано во второй главе.

Национальные парки являются природоохранными, экологопросветительскими и научно-исследовательскими учреждениями, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и которые предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма. Земля, воды, недра, растительный и животный мир, находящиеся на территории национальных парков, предоставляются в пользование (владение) национальным паркам на правах, предусмотренных федеральными законами. Историко-культурные объекты, поставленные на государственную охрану в установленном порядке, передаются в пользование национальным паркам только по согласованию с государственным органом охраны памятников истории и культуры. В отдельных случаях в границах национальных парков могут находиться земельные участки иных пользователей, а также собственников.

Национальные парки имеют исключительное право приобретения указанных земель за счет средств федерального бюджета и иных не запрещенных законом источников. Национальные парки относятся исключительно к объектам федеральной собственности. Здания, сооружения, историко-культурные и другие объекты недвижимости закрепляются за национальными парками на праве оперативного управления. Положение о национальном парке утверждается Правительством Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 22 августа 2004 г.N 122-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 35,ст. 3607).

Вокруг национального парка создается охранная зона с ограниченным режимом природопользования.

Природные парки являются природоохранными рекреационными учреждениями, находящимися в ведении Российской Федерации, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских и рекреационных целях (в ред. Федерального закона от 22 августа 2004 г.N 122-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 35,ст. 3607).Территории природных парков располагаются на землях, предоставленных им в бессрочное (постоянное) пользование, в отдельных случаях — на землях иных пользователей, а также собственников. На природные парки возлагаются следующие задачи:

  • а) сохранение природной среды, природных ландшафтов;
  • б) создание условий для отдыха (в том числе массового) и сохранение рекреационных ресурсов.

в) разработка и внедрение эффективных методов охраны природы и поддержание экологического баланса в условиях рекреационного использования территорий природных парков.

Решение об образовании природных парков, в том числе связанное с изъятием земельных участков или водных пространств, используемых для общегосударственных нужд, принимает Правительство Российской Федерации по представлению федеральных органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды (в ред. Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 35, ст. 3607).

Создание природных парков, связанное с изъятием земельных участков или водных пространств, используемых для общегосударственных нужд, осуществляется постановлением органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с Правительством Российской Федерации.

Государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса. Объявление территории государственным природным заказником допускается как с изъятием, так и без изъятия у пользователей, владельцев и собственников земельных участков. Государственные природные заказники могут быть федерального или регионального значения. Закон «Об особо охраняемых природных территориях» от 15.02.1995г. №33-ФЗ (СЗ РФ.1995 №12.Ст.1024)

Государственные природные заказники могут иметь различный профиль, в том числе быть: а) комплексными (ландшафтными), предназначенными для сохранения и восстановления природных комплексов (природных ландшафтов);б)биологическими (ботаническими и зоологическими), предназначенными для сохранения и восстановления редких и исчезающих видов растений и животных, в том числе ценных видов в хозяйственном, научном и культурном отношениях; в) палеонтологическими, предназначенными для сохранения ископаемых объектов; г) гидрологическими (болотными, озерными, речными, морскими), предназначенными для сохранения и восстановления ценных водных объектов и экологических систем д) геологическими, предназначенными для сохранения ценных объектов и комплексов неживой природы.

Государственные природные заказники федерального значения находятся в ведении федеральных органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды и финансируются за счет средств федерального бюджета и других не запрещенных законом источников (в ред. Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 35, ст. 3607).

Подчиненность и порядок финансирования дирекций государственных природных заказников регионального значения определяются соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Закон «Об особо охраняемых природных территориях» от 15.02.1995г. №33-ФЗ (СЗ РФ.1995 №12.Ст.1024) Для обеспечения функционирования государственных природных заказников создаются их администрации.

Памятники природы — уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения. Закон «Об особо охраняемых природных территориях» от 15.02.1995г. №33-ФЗ Памятники природы могут быть федерального, регионального значения. Природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы федерального значения, а территории, занятые ими, — особо охраняемыми природными территориями федерального значения Правительством Российской Федерации по представлению федеральных органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды (в ред. Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 35, ст. 3607).

Природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы регионального значения, а территории, занятые ими, особо охраняемыми природными территориями регионального значения соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении. Передача памятников природы и их территорий под охрану лиц, в чье ведение они переданы, оформление охранного обязательства, паспорта и других документов осуществляются федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды (в ред. Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 35, ст. 3607).

Объявление природных комплексов и объектов памятниками природы, а территорий, занятых ими, территориями памятников природы допускается с изъятием занимаемых ими земельных участков у собственников, владельцев и пользователей этих участков. В случае необходимости изъятия земельных участков или водных пространств, используемых для общегосударственных нужд, объявление природных комплексов и объектов памятниками природы, а территорий, занятых ими, территориями памятников природы федерального или регионального значения осуществляется соответственно постановлением Правительства Российской Федерации и органов исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 35, ст. 3607).

Дендрологические парки и ботанические сады являются природоохранными учреждениями, в задачи которых входит создание специальных коллекций растений в целях сохранения разнообразия и обогащения растительного мира, а также осуществление научной, учебной и просветительской деятельности. Территории дендрологических парков и ботанических садов предназначаются только для выполнения их прямых задач, при этом земельные участки передаются в бессрочное (постоянное) пользование дендрологическим паркам, ботаническим садам, а также научно-исследовательским или образовательным учреждениям, в ведении которых находятся дендрологические парки и ботанические сады. Находящиеся на балансе дендрологических парков и ботанических садов здания, сооружения и помещения приватизации не подлежат. Дендрологические парки и ботанические сады образуются на основании решений Правительства Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 35, ст. 3607).

Территории (акватории), пригодные для организации лечения и профилактики заболеваний, а также отдыха населения и обладающие природными лечебными ресурсами (минеральные воды, лечебные грязи, рапа лиманов и озер, лечебный климат, пляжи, части акваторий и внутренних морей, другие природные объекты и условия), могут быть отнесены к лечебно-оздоровительным местностям. Лечебно-оздоровительные местности и курорты выделяются в целях их рационального использования и обеспечения сохранения их природных лечебных ресурсов и оздоровительных свойств. Лечебно-оздоровительные местности и курорты могут иметь федеральное, региональное или местное значение. Отнесение территорий (акваторий) к лечебно-оздоровительным местностям и курортам осуществляется в порядке, устанавливаемом федеральным законом о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах. Закон «Об особо охраняемых природных территориях» от 15.02.1995г. №33-ФЗОсвоенные и используемые в лечебно-профилактических целях территории, которые обладают природными лечебными ресурсами, а также располагают необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры, являются курортами.

1.3 Нормативно-правовое регулирование и международно-правовой механизм в отношении особо охраняемых природных территорий

Федеральные целевые программы занимают особое место в массиве экологических нормативно-правовых актов. Во-первых, в них содержатся разъяснения значимых для применения экологического законодательства терминов и понятий, характеристик негативных воздействий на окружающую среду, требований к отдельным видам экологически значимой деятельности и другие показатели. Во-вторых, в этих программах сформулированы основные направления деятельности в области охраны окружающей среды.

С этой деятельностью зачастую связаны деяния, подлежащие правовой оценке. Не только исторический, но и эколого-политический интерес представляет общий перечень федеральных целевых программ, принятых к реализации в 1996г., и объемы их финансирования, которые отражены в Приложении 1 к Федеральному закону «О перечне федеральных целевых программ и ведомственной структуре расходов федерального бюджета на 1996г.» от 23 августа 1996г. №128 ФЗ. Среди этих программ важнейшей, имеющей значение для обеспечения экологической безопасности, охраны и использования природных ресурсов, сохранения окружающей природной среды в масштабах всего государства была «Государственная поддержка государственных природных заповедников и национальных парков» (на период до 2000 года).

В настоящее время реализуется Федеральная целевая программа «Экология и природные ресурсы России» (2002-2010г.г.)». В ней объединены многие раннее реализованные программы, например, «Леса», «Водные ресурсы и водные объекты», «Сохранение редких и исчезающих видов животных и растений» и другие. «Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора»- указывается в ст. 37 Федерального Закона «Об особо охраняемых природных территориях»1 1 Закон «Об особо охраняемых природных территориях» от 15.02.1995г. №33-ФЗ.

В настоящее время к числу основных международных договоров, касающихся особо охраняемых природных территорий России, относятся:

  • Конвенция о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение, главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц;
  • Конвенция об охране Всемирного культурного и природного наследия; 1972г.

Конвенция о биологическом разнообразии 1992г.

Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (г. Вашингтон, 3 марта 1973 года).

Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (г. Вашингтон, 3 марта 1973 года).

Конвенция о доступе к информации, участии общественности в процессе при Конвенция Организации объединенных Наций по борьбе с опустыниванием (г.Париж, 12 сентября 1994 года).

двусторонние (трехсторонние) соглашения о создании и функционировании особо охраняемых природных территорий, примыкающих к государственной границе. Рассмотрим некоторые из них. нятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды (г.Орхус, 21 апреля.

Конвенция о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение, главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц, была подписана в 1971 г. в г. Рамсар (Иран), и в настоящее время к ней присоединилось более ста государств.

В соответствии с этой Конвенцией каждая Договаривающаяся сторона определяет подходящие водно-болотные угодья на своей территории, включаемые в Список водно-болотных угодий международного значения.

Границы каждого такого угодья точно описываются и наносятся на карту. Угодья для упомянутого Списка должны отбираться на основании их международного значения с точки зрения экологии, ботаники, зоологии, лимнологии или гидрологии. В первую очередь в Список включают водно-болотные угодья, имеющие международное значение в качестве местообитаний водоплавающих птиц в любой из сезонов. Каждая Договаривающаяся сторона руководствуется сознанием своей международной ответственности за охрану, управление и рациональное использование ресурсов водоплавающих птиц, способствует охране водно-болотных угодий и водоплавающих птиц посредством создания природных резерватов на водно-болотных угодьях независимо от того, включены они в Список или нет, и обеспечивает надлежащий надзор за ними. В тех случаях, когда Договаривающаяся сторона исключает из Списка или сокращает размеры водно-болотного угодья, включенного в него, она должна, насколько это возможно, компенсировать происходящую в результате этого потерю ресурсов водно-болотных угодий; в частности, она должна создавать дополнительные природные резерваты для водоплавающих птиц.

Конвенция об охране Всемирного культурного и природного наследия была принята в Париже в 1972 г. «Каждое государство — сторона настоящей Конвенции признает, что обязательство обеспечивать выявление, охрану, сохранение, популяризацию и передачу будущим поколениям культурного и природного наследия возлагается прежде всего на него. С этой целью оно стремится действовать как путем собственных усилий, максимально используя наличные ресурсы, так и в случае необходимости посредством международной помощи. Государства — стороны настоящей Конвенции стремятся обеспечить эффективную охрану и активную популяризацию культурного и природного наследия, расположенного на их территории, в том числе: Конвенция об охране Всемирного культурного и природного наследия; 1972г. На 10 декабря 2001 г. в Список Всемирного наследия, предусмотренный настоящей Конвенцией, в качестве объектов природного наследия были включены 7 российских территориальных объектов. Соглашением между Правительством СССР и Правительством Финляндской Республики от 26 октября 1989 г. предусмотрено создание международного природного резервата «Дружба» на границе этих стран. В развитие Соглашения в состав этой международной особо охраняемой природной территории распоряжением Совета Министров РСФСР от 18 сентября 1991 г. включен государственный заповедник «Костомукшский» (Республика Карелия).

Соглашением между Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации, Министерством природы и окружающей среды Монголии и Агентством охраны окружающей среды Китайской Народной Республики от 29 марта 1994 г. определено создание международного заповедника. В соответствии с Соглашением в состав этого заповедника входят государственный природный заповедник «Даурский» (Читинская обл.), заповедник «Монгол дагуур» (аймак Дорнод, Монголия) и заповедник «Далайнор» (провинция Внутренняя Монголия, КНР).

Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики от 26 апреля 1996 г. определено создание международного заповедника на озере Ханка. Согласно ст. 1 этого Соглашения, в состав международного заповедника входят государственный природный заповедник «Ханкайский» (Приморский край) и заповедник «Озеро Ханка» (провинция Хэйлунцзян).

Осознание того факта, что устойчивость биосферы зависит от устойчивости экосистем, немыслимой без сохранения видового разнообразия, привело к принятию в 1992 г. Конвенции о биологическом разнообразии, подписанной 140 странами и ратифицированной Россией в 1995 г. Важнейшим способом сохранения биоразнообразия является развитие системы особо охраняемых природных территорий (ООПТ).

Итак, ООПТ необходимы как эталоны относительно нетронутой природы различных географических поясов для определения степени нарушенности остальных экосистем. Без такого рода сведений нельзя установить сроки, объемы и направления действий по преодолению экологического кризиса.

Глава 2. Особенности правового статуса государственных природных заповедников

2.1 Государственные природные заповедники

Природные комплексы — это часть природной среды, которая составляет совокупность природных объектов и природных ресурсов, специально обособленных государством с целью их охраны. Значит, не все, а только типичные или особые ландшафты, редкие объекты природы, флоры и фауны являются природными комплексами и имеют правовой режим защиты и использования их. Экологическое право. Дубовик О.Л. — М.: Проспект, 2005г.

Предыстория образования заповедников в России. Распад феодализма и развитие капитализма в России повлекли за собой почти ничем неограниченное, беспорядочное и массовое истребление лесов, зверей, птиц и рыб. Закон об охоте 1892г. защищал лишь права землевладельцев, но был крайне несовершенным с точки зрения охраны природы, в частности зверей и птиц. Катастрофическое уменьшение численности многих видов животных, так же как и резкое сокращение площади лесов, стало очевидным в России к началу XX века. Бобры, соболи, каланы, лоси и многие другие пушные и промысловые звери стали редкостью. Все меньше и меньше становилось водоплавающей и особенно степной дичи.

В это время заповедников в России не было, и она заметно отстала в деле охраны природы от многих передовых стран Западной Европы и Америки. Создавшееся положение вызвало движение за охрану природы, необходимость которой стала очевидной для ученых, многих просвещенных людей и наиболее прогрессивных общественных людей и государственных деятелей. В конце прошлого века В. В. Докучаев одним из первых обратил внимание на исключительную важность изучения заповедных целинных степей для практических целей их правильного использования. Экология, здоровье и охрана окружающей среды в России. Учебник и справочное пособие.В.Ф. Протасов Москва. изд. Финансы и кредит.2002г.

Широкое движение по охране природы началось в России в 1905-1906 гг. по инициативе московского общества испытателей природы. Как самостоятельная категория земли ООПТ были выделены в Земельном кодексе РСФСР 1991 г., что объясняется их возросшим социально-экономическим значением, ухудшившейся экологической обстановкой, необходимостью усиления охраны окружающей среды правовыми и иными средствами.

«Государственные природные заповедники являются природоохранными, научно-исследовательскими и эколого-просветительскими учреждениями, имеющими целью сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем». Закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002г.№7-ФЗ Законодательство также определяет государственный природный заповедник, входящий в состав природно-заповедного фонда, в двух значениях: как природный комплекс, имеющий «природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, эколого-просветительское, рекреационное и иное ценное значение» Положение, утвержденное Постановлением Правительства РФ о государственных природных заповедниках в Российской Федерации от 18.12.1991г.

Закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002г.№7-ФЗ

и как «природоохранное научно-исследовательское учреждение, имеющее цель сохранить и изучить естественный ход природных процессов и явлений».

Заповедник как природный комплекс. Природный заповедник-это прежде всего природный комплекс, изъятый из хозяйственного оборота. Центральный признак, идентифицирующий его из общей массы природного вещества, является экологический. Природный комплекс должен состоять из одной или нескольких естественных экологических систем, находящихся в первозданном состоянии. Из этого следует вывод, что территории, на которых естественные процессы уже подверглись разрушению, не могут быть природно-заповедными, ибо они теряют свое эталонное значение. Два других признака природного комплекса имеют альтернативное значение. Географический признак раскрывается в двух ракурсах. Природный комплекс может быть типичным ландшафтом для соответствующего региона или, наоборот, редким для той или иной местности. Тот и другой признаки имеют в равной мере прямое отношение к заповедности природных комплексов. Вместе с тем природные заповедники образуются и с учетом биологических признаков — сохранение многообразия растительных и животных сообществ, охраны редких либо исчезающих видов растительного и животного мира, сохранение генетического фонда. Наконец, для организации заповедника на базе природного комплекса необходимо, чтобы этот комплекс нуждался в охране от внешнего воздействия человека. Так возникает необходимость в наличии природо-охранного признака, свидетельствующего об обособлении природного комплекса в категорию особо охраняемых природных территорий.1 1 Экологическое право России..Петров В.В. Издательство «БЕК».Москва-2000г

Заповедник как государственное научно-исследовательское учреждение. На заповедник как государственное научно-исследовательское учреждение возлагаются три основные задачи: охранительная, научная, культурно-просветительская. Охранительная (как подчеркивается в Положении) в сохранении биологического разнообразия и поддержания в естественном состоянии охраняемых природных комплексов, научная задача состоит в проведении экологического мониторинга, ведении Летописи природы и развития научных исследований, содействие в подготовке научных кадров и специалистов в области охраны окружающей природной среды. Культурно-просветительская — экологическое просвещение, пропаганда научных знаний.1

Некоторые заповедники выполняют и репродукционные функции — восстановление численности исчезающих животных и растений, расселение их по другим заповедным объектам. Статус государственных природных биосферных заповедников имеют государственные природные заповедники, которые входят в международную систему биосферных резерватов, осуществляющих глобальный экологический мониторинг.

К территориям государственных природных биосферных заповедников в целях проведения научных исследований, экологического мониторинга, а также апробирования и внедрения методов рационального природопользования, не разрушающих окружающую природную среду и не истощающих биологические ресурсы, могут быть присоединены территории биосферных полигонов, в том числе с дифференцированным режимом особой охраны и функционирования. Конкретный режим особой охраны территорий биосферного полигона устанавливается в соответствии с положением о нем, утверждаемым государственными органами, в ведении которых находятся государственные природные биосферные заповедники.2 1 Постановление Правительства РФ от 23 апреля 1996г. N 527 о внесении изменений и дополнений в положение о государственных природных заповедниках в Российской Федераци Они в соответствии с Международной программой ЮНЕСКО входят в Международную сеть наблюдательных станций для слежения за изменениями состояния природной среды под влиянием хозяйственной деятельности.