Туристские ресурсы Российской Федерации

Контрольная работа

1. Туристские ресурсы Российской Федерации

Туристские ресурсы Российской Федерации — рекреационные ресурсы, объекты культурного и природного наследия, иные объекты туристского показа, способные удовлетворить духовные и интеллектуальные потребности туристов, содействовать восстановлению и развитию их физических сил, поддержанию нормальной жизни и деятельности; к туристским ресурсам также относятся особо охраняемые природные территории, в том числе лечебно-оздоровительные местности и курорты.

Россия располагает огромными возможностями для привлечения туристов. Этому способствует наличие разнообразных природно-климатических зон; богатое культурно-историческое прошлое России; большие малоосвоенные территории, где сохранилась дикая природа. К сожалению, в силу ряда обстоятельств Россия пока не в полной мере реализует свой рекреационный потенциал и достаточно однобоко использует свои ресурсы в этой области.

Перечень основных туристических и курортных зон России можно представить исходя из классификации В.Г. Гуляева (см. табл. 1)

Таблица 1 — Перечень основных туристических и курортных зон федерального значения в России

Зоны развития туризма федерального значения

Специализация по видам туризма

Города и районы, рекомендуемые для развития туризма

1. Север (Баренцево море, Архангельск, Соловки, Архангельская, Вологодская, Мурманская области, Республика Карелия)

Познавательный и экологический круизы, охота, рыбная ловля, горные лыжи, походы, паломничество

Вологда, Волго-Балгий-ский канал, Петрозаводск, Кижи, Валаам, Хибины

2. Северо-запад (Санкт-Петербург, Ленинградская, Псковская, Новгородская области)

Познавательный, деловой и конгресс-туризм, отдых, круизы, автотуризм

Санкт-Петербург, Выборг, Ломоносов, Павловск, Пушкин, Петродворец, Псков, Валдай

3. Балтийское побережье (Калининградская обл.)

Деловой туризм, круизы, отдых с лечением

Калининград, Светлогорск

4. Москва и Московская область

Познавательный, деловой, конгресс-туризм, автотуризм

Москва, Сергиев-Посад, Верея, Коломна, Истра, Руза и др.

5. Золотое кольцо древних русских городов (Владимирская, Ивановская, Костромская, Ярославская, Тверская области)

Познавательный, деловой туризм, отдых с лечением, отдых без активных способов передвижения, автотуризм

Кострома, Ярославль, Переславль- Залесский, Ростов Великий, Суздаль, Владимир, Тверь, Торжок и др.

6. Поволжье (Нижегородская, Астраханская, Волгоградская Ульяновская области, Татарстан)

Познавательный, деловой, отдых с лечением, отдых без активных способов передвижения, круизы, рыбная ловля

Нижний Новгород, Большое Болдино, Волгоград, Казань, Астрахань

7. Северный Кавказ

7.1. Каспийское побережье (Республика Дагестан)

Отдых без активных способов передвижения, познавательный туризм

Дербент

7.2. Черноморское и Азовское побережье

Отдых без активных способов передвижения, лечение, познавательный туризм

Анапа, Ейск, Сочи, Геленджик, Азов

7.3. Кавказские Минводы

Отдых с лечением, отдых без активных способов передвижения

Кисловодск, Пятигорск, Минводы

7.4. Республика Кабардино-Балкария

Горные лыжи

Домбай

8. Сибирь

8.1. Горный Алтай

Отдых без активных способов передвижения, отдых с лечением, горные лыжи, экотуризм, походы

Телецкое озеро, Бе-локуриха

8.2. Горная Шория

Отдых с лечением, горные лыжи экотуризм

Междуреченск, Таш-тагол

8.3. Байкал

Многофункциональная зона

Иркутск, Улан-Удэ, Кяхта

8.4. Якутия

Познавательный и деловой туризм, экотуризм

Якутск, р. Лена

9. Дальний Восток

9.1. Приморье (Приморский край)

Многофункциональная зона

Владивосток, Находка

9.2. Сахалин, Курилы

Отдых с лечением, познавательный и деловой туризм, охота, рыбная ловля, экотуризм

Анивский залив, Курилы

9.3. Камчатка, Командоры

Экотуризм, охота, походы

Петропавловск-Камчатский, Долина гейзеров, Командорские острова

Туристическое районирование рекреационных ресурсов России провели А.А. Романов и Р.Г. Саакянц [53]. В его основу положены в основном физико-географические признаки (рельеф местности, особенности климата, флоры, фауны, наличие геотермальных ресурсов), а также наличие культурно-исторического потенциала и развитость туристической инфраструктуры. В результате выделены четыpe крупных региона: Центр России, Север России, Юг России, Сибирь и Дальний Восток.

Северо-Западная часть России благодаря ее географическому положению, уникальному историко-культурному наследию и богатству природных ресурсов обладает значительным туристским потенциалом. Санкт-Петербург, Ленинградская, Псковская, Новгородская и Архангельская области, Республика Карелия формируют перспективное туристское направление «Серебряное кольцо России». В его пределах сосредоточено значительное количество уникальных историко-культурных объектов, памятников архитектуры и русского зодчества, в том числе старейший в России курорт — Марциальные воды.

Традиционными для северо-запада Российской Федерации видами туризма, обеспечивающими большую часть внутреннего и въездного туристских потоков, являются культурно-познавательный, событийный, деловой и активный туризм. Вместе с тем богатство и разнообразие природно-климатических ресурсов являются необходимым и достаточным потенциалом для развития оздоровительного, экологического, круизного и сельского видов туризма.

В настоящее время туристский потенциал регионов «Серебряного кольца России» используется не в полной мере, что связано с наличием сдерживающих факторов, среди которых — неудовлетворительное состояние многих историко-культурных объектов и объектов туристского показа, нуждающихся в реконструкции, а также низкий уровень развития транспортной и иной обеспечивающей инфраструктуры.

На территории регионов Центрального федерального округа, в совокупности составляющих перспективное туристское направление «Золотое кольцо России», расположено 204 исторических города, действуют 517 музеев (21 процент общероссийского показателя), 168 театров (29 процентов), 10,8 тыс. объектов культурно-досугового типа, а также более 2 тыс. гостиниц.

Центральная Россия обладает высоким туристско-рекреационным потенциалом, представляя собой центр культурно-познавательного, круизного, делового и лечебно-оздоровительного туризма.

В настоящее время наиболее развитыми видами туризма в регионах «Золотого кольца России» является культурно-познавательный, этнографический и религиозный туризм. Популярный маршрут «Золотое кольцо России» проходит через древнейшие города центра России и привлекает около 4 млн. туристов ежегодно. В то же время значительный туристско-рекреационный потенциал предоставляет возможности для дальнейшего развития и диверсификации регионального туристского продукта в сторону экологического, рекреационного, яхтенного и круизного туризма.

Наряду с общими проблемами российской туристской индустрии, для туристской отрасли «Золотого кольца России» характерно недостаточное продвижение многих туристских объектов и узкий спектр услуг, предлагаемых для отдыха и развлечения туристов. Создание туристских кластеров в Центральном федеральном округе будет способствовать сохранению объектов истории и культуры, развитию новых туристских маршрутов регионов, входящих в состав «Золотого кольца России», возрождению русских традиций, а также поддержке и развитию русской православной культуры. Необходимо формирование благоприятной среды для роста малого и среднего бизнеса, предлагающего широкий перечень туристских продуктов, как по составу, так и по цене.

Регионы Южного и Северо-Кавказского федеральных округов объединены в перспективное туристское направление «Юг России». К ним относятся Ростовская область, Краснодарский и Ставропольский края, а также Кабардино-Балкарская Республика. Богатое природное и культурное наследие, разнообразие флоры и фауны при соответствующем уровне развития могут обеспечить опережающий рост туристско-рекреационного комплекса и превращение его в одну из базовых отраслей специализации указанного направления. Азовское и Черноморское побережья, а также районы Кавказских Минеральных Вод и Приэльбрусья — известные в России и за рубежом бренды пляжного, оздоровительного и горнолыжного туризма.

К территориям перспективного туристского направления «Большая Волга» кроме субъектов Российской Федерации, входящих в Приволжский федеральный округ, относятся также Астраханская и Волгоградская области.

Историко-культурные и национальные особенности крупнейших городов, расположенных на реках Волге и Каме (Нижний Новгород, Казань, Ижевск, Самара, Ульяновск, Саратов, Волгоград, Астрахань и др.), в сочетании с большим числом рекреационных зон способствуют привлечению как российских, так и иностранных туристов.

В число регионов Сибири, обладающих наиболее богатым туристско-рекреационным потенциалом, входят Республика Алтай и Алтайский край. Развитие туризма в этих регионах входит в список основных стратегических приоритетов социально-экономического развития указанных территорий, обеспечивающих удовлетворение потребностей граждан в отдыхе и рекреации.

Регионы Сибири обладают уникальными природно-географическими, климатическими, бальнеологическими, культурно-историческими ресурсами, формирующими их потенциальную конкурентоспособность не только на российском, но и на мировом туристском рынке.

Географическое соседство Республики Алтай и Алтайского края с промышленно-развитыми регионами Западной Сибири и Урала (высокая степень транспортной доступности, наличие на территории Алтайского края единственного в Сибири курорта федерального значения «Белокуриха», экологическая чистота территории) обеспечивает высокий потенциальный спрос на все основные виды туризма (рекреационный, санаторно-оздоровительный, культурно-познавательный, деловой, экологический и активный).

Главным объектом притяжения туристов в Прибайкалье является озеро Байкал — уникальный природный объект, включенный в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Флора Прибайкалья отличается разнообразием. Природоохранные территории в бассейне озера Байкал и Прибайкалье в целом представлены большим числом биосферных заповедников (Баргузинский, Байкальский, Джергинский), национальных парков (Забайкальский и Тункинский), заказников федерального значения, а также региональными особо охраняемыми природными территориями.

Горные ландшафты Саян в сочетании с ресурсами озера Байкал создают предпосылки для создания современных всесезонных курортов и туристских комплексов.

В Прибайкалье находится множество уникальных объектов исторического и культурного наследия, в том числе большое количество сохранившихся археологических памятников (плиточные могилы и др.), что формирует значительные конкурентные преимущества этого туристского направления и создает предпосылки для развития на территории Прибайкалья большинства видов туризма, включая культурно-познавательный, этнографический, археологический, спелеологический, религиозный, оздоровительный, деловой, активный, круизный, экологический, сельский.

Развитие туризма в Прибайкалье сдерживается сезонностью работы части коллективных средств размещения, связанной, в том числе с отсутствием разветвленной и круглогодично функционирующей транспортной инфраструктуры.

Уникальными природно-климатическими особенностями обладает Дельневосточный регион. Это единственное место на территории Российской Федерации с умеренно муссонным климатом. Природные ресурсы Приморья, Камчатки и бассейна р. Амура традиционно привлекают как российских, так и иностранных туристов. Туристско-рекреационный комплекс Дальнего Востока перспективен в отношении развития въездного туризма для жителей Японии, Республики Корея, Китая и Монголии.

В настоящее время на Дальнем Востоке развиваются активные виды туризма (водный туризм, альпинизм и скалолазание, велотуризм, треккинг, горнолыжный туризм, сноубординг и др.), а также лечебно-оздоровительный и культурно-познавательный туризм. Раскрытие туристского потенциала уникальных природных объектов Дальнего Востока связано с возможностью использования отдельных участков особо охраняемых природных территорий для экологического туризма. Важнейшими видами туризма в регионе могут стать событийный и культурно-исторический туризм. Перспективным также является дальнейшее развитие круизных маршрутов, в том числе океанических.

Ресурсы представляют собой основу стратегического планирования развития туристской отрасли в стране. Только реалистическая оценка без политических, национальных, местнических амбиций даст возможность использования туристских ресурсов с наибольшим коэффициентом полезного действия, под чем мною понимается получение наибольших и в кратчайший срок финансовых прибылей для страны.

2. Система показателей развития туризма

Становление и развитие туризма как отрасли характеризуется системой определенных показателей.

Показатели развития отрасли туризма отражают количественный объем реализации туристских услуг и их качественную сторону, а также экономические показатели производственно-обслуживающей деятельности туристских хозяйствующих субъектов (агентств, бюро, фирм, комплексов, кооперативов и т.п.).

Система показателей развития туризма включает показатели, характеризующие:

  • объем туристского потока;
  • состояние и развитие материально-технической базы туризма;
  • финансово-экономическую деятельность туристской фирмы;
  • развитие международного туризма.

Туристский поток — это постоянное прибытие туристов в страну или данный регион. К показателям, характеризующим объем туристского потока, относятся: общее количество туристов, в том числе организованных и самодеятельных; количество туродней (количество ночевок, койко-дней); средняя продолжительность (среднее время) пребывания туристов в стране, регионе (в одном месте или населенном пункте).

Количество туродней определяется путем умножения общего количества туристов на среднюю продолжительность в днях пребывания одного туриста в стране или регионе:

,

где Д — количество туродней, чел-дней;

  • r — количество туристов, чел.;
  • t — средняя продолжительность пребывания одного туриста в данном регионе, дней.

Туристский поток — явление неравномерное. Для характеристики неравномерности туристского потока применяют коэффициент неравномерности. В зависимости от цели и задачи анализа динамики туристского потока используют три способа расчета коэффициента неравномерности.

Первый способ:

  • где КH — коэффициент неравномерности туристского потока, %;
  • Dтах — количество туродней в месяце максимального туристского потока, чел-дней;
  • Dmin — количество туродней в месяце минимального туристского потока, чел.-дней.

Второй способ:

,

где КH — коэффициент неравномерности туристского потока, %;

  • Dтах — количество туродней в месяце максимального туристского потока, чел.-дней.;
  • Dгод — годовое количество туродней, чел.-дней.

Третий способ:

,

где КН — коэффициент неравномерности туристского потока, %;

  • Dмах — количество туродней в месяце максимального туристского потока, чел.-дней;
  • Dсм — среднемесячное количество туродней, чел.-дней.

Среднемесячное количество туродней определяется путем деления годового количества туродней на 12 месяцев:

Показатели, характеризующие состояние и развитие материально-технической базы туризма, определяют ее мощность в данной стране или регионе.

К ним относятся коечный фонд домов отдыха, пансионатов, турбаз, гостиниц, санаториев и т.п., а также число коек, предоставляемых местными жителями; число мест в торговых залах предприятий питания для туристов; число мест, отведенных для туристов в театрах; число ванн, отведенных для туристов в водолечебницах, и т.д.

Мощность коечного фонда определяется по формуле:

  • где МК — общее количество койко-мест, ед.;
  • Kг — число койко-мест круглогодичного использования, ед.;
  • КС — число койко-мест сезонного использования, ед.;
  • t — число дней сезонного использования, дней.

Показатели финансово-экономической деятельности туристской фирмы включают: объем реализации туристских услуг или выручку от реализации услуг туризма, показатели использования рабочей силы (производительность труда, уровень расходов на оплату труда и др.); показатели использования производственных фондов (фондоотдача, оборачиваемость оборотных средств и др.); себестоимость услуг туризма; прибыль; рентабельность; показатели финансового состояния туристской фирмы (платежеспособность, ликвидность, финансовая устойчивость, валютная самоокупаемость и др.).

Отдельно выделяются показатели, характеризующие состояние и развитие международного туризма. К ним относятся:

  • количество туристов, посетивших зарубежные страны. Оно определяется по числу пересечений государственной границы;
  • количество туродней по иностранным туристам;
  • суммарные денежные затраты, произведенные туристами за время зарубежных поездок.

Развитие туризма и увеличение объема услуг туризма требуют взвешенного подхода, так как очень высоки социальные последствия принимаемых решений.

Для каждой страны или региона развитие туризма имеет как преимущества, так и недостатки.

К преимуществам относятся:

  • увеличение денежного потока в регион, в том числе притока иностранной валюты;
  • рост валового национального продукта;
  • создание рабочих мест;
  • создание структур отдыха, которые могут быть использованы как для туристов, так и для местного населения;
  • привлечение капитала, в том числе иностранного.

Недостатки развития туризма следующие:

  • формируется большой спрос на товары и услуги;
  • увеличиваются цены на местном рынке товаров и услуг, на земельные и другие природные ресурсы, на недвижимость и т.п.;
  • растет отток денег за границу при туристском импорте;
  • возникают негативные экологические и социальные проблемы.

Бесконтрольное развитие туризма может ухудшить экологический баланс страны, изменить стиль и качество жизни коренного населения.

В сравнительных таблицах приведены данные по въездному и выездному туризму в России в 2010 г. и их изменения в процентном выражении по сравнению с 2009г. Красным цветом отмечены снижения показателей в 2010 г. по отношению к предыдущему, а синим — их увеличение.

Таблица 2

Совершенно очевидно, что выездной туризм продолжает набирать обороты довольно внушительными темпами. Практически по всем странам заметно солидное увеличение потока туристов из России. Во многие страны турпоток увеличился на 30-50%, а на Кубу выехало почти в 2 раза больше, чем в 2009 году, россиян. И только Норвегия, Румыния и, особенно Словакия, потеряли некоторое количество русских туристов.

В целом, выездной туризм увеличился на 32%, т.е. более чем на треть или на 3 миллиона туристов. Всего же более 12 млн. российских туристов могли выехать за рубеж в 2010г. Это, конечно, меньше, чем в докризисные годы, но положительная динамика постепенного наращивания внешнего туризма налицо.

В то же время въездной туризм практически не изменился, увеличившись всего на 2%, что составило около 33 тысяч человек. Увеличилась популярность поездок в Россию у граждан Китая, Израиля, Турции, Кореи, Румынии, Хорватии, Малайзии, Словакии, Филиппин, Египта и Туниса. Турпоток из этих стран вырос более чем на 20%. В то же время более чем на 20% снизилось количество иностранцев из Канады, Литвы, Швеции и Греции.

На следующей диаграмме представлены наиболее популярные у российских туристов зарубежные страны в 2010 г.

Рис. 1 — Выезд Российских граждан за рубеж в 2010 г., чел.

Все также лидируют Египет, Турция и Китай, вкусы и предпочтения россиян в этом отношении практически не меняются на протяжении последних лет. Никакие негативные события в этих странах, не могут повлиять, судя по статистике, на их популярность в качестве самых привлекательных мест отдыха (или шопинга, если рассматривать Китай).

По остальным странам также существенных перераспределений предпочтений россиян по сравнению с 2009 годом не произошло.

Далее рассмотрим диаграмму популярности нашей страны у иностранных туристов в 2010 г.

Рис. 2 — Въезд иностранных граждан в России в 2010 г., чел.

Германия продолжает лидировать по количеству прибывших в нашу страну иностранцев. По-прежнему, наибольшим спросом пользуется Россия у граждан США, Китая, Великобритании, Финляндии и Италии, причем произошли небольшие перераспределения среди этих стран, и Китай вышел на третье место по количеству посетивших нашу страну иностранных туристов.

Подводя итоги проведенному анализу, можно отметить дальнейшее наращивание в 2010 году темпов выездного туризма и некоторую относительную стабильность въездного туризма.

3. Государственное регулирование в сфере туризма

Соединения факторов туристического спроса и предложения должны осуществляться путем регулирования сферы туризма и путешествий в интересах развития страны в целом или региона.

Регулирование деятельности в туризме в большинстве зарубежных стран происходит при участии государственного и частного секторов. Результаты исследований, проведенных Всемирной туристической организацией (ВТО), показали растущее участие частных структур в процессе развития международного туризма при активной их поддержке со стороны государства.

Россия, несмотря на свой колоссальный туристический потенциал, занимает весьма скромное место на мировом туристическом рынке. На ее долю приходится менее 1,5% мирового туристского потока. Среди туристских предприятий РФ — 350 зарубежных компаний или компаний со стопроцентным иностранным капиталом, которые занимаются в основном выездным туризмом.

Объективные и субъективные экономические и политические обстоятельства в последние несколько лет вызвали сокращение въездного потока туристов в Россию. К этому следует добавить нестабильность развития внутреннего туризма. В частности, спрос на санаторно-курортные и туристско-экскурсионные услуги в РФ существует, а предложение этих услуг за последние годы резко сократилось. Современная сеть туристских учреждений (1,4 млн. мест), вместе с санаторно-курортными учреждениями, пансионатами, домами и базами отдыха, в значительной степени нуждается в реконструкции. Уровень цен, сложившийся на рынке внутреннего туризма, настолько высок, что практически не отличается от зарубежного предложения. Это во многом определяет выбор потребителей не в пользу отечественного предложения.

Государственное регулирование в сфере туризма может осуществляться путем воздействия на расширение туристического рынка и осуществления соответствующей социальной политики.

Воздействие на расширение туристического рынка требует разработки рыночной стратегии продвижения туристического продукта. Стратегия представляет собой выбор долгосрочной оптимальной модели поведения на туристическом рынке, исходя из его особенностей. При любом стратегическом подходе соответствующие воздействия со стороны государственного и частного секторов обязательны. Воздействие со стороны государственных органов различных уровней является определяющим в становлении организационно-экономического механизма управления отечественной сферой туризма.

Принципы государственного регулирования туристской деятельности

  • Государство, признавая туристскую деятельность одной из приоритетных отраслей экономики Российской Федерации, содействует туристской деятельности и создает благоприятные условия для ее развития;
  • определяет и поддерживает приоритетные направления туристской деятельности;
  • формирует представление о Российской Федерации как стране, благоприятной для туризма;
  • осуществляет поддержку и защиту российских туристов, туроператоров, турагентов и их объединений.

Цели, приоритетные направления и способы государственного регулирования туристской деятельности

Основными целями государственного регулирования туристской деятельности являются:

  • обеспечение права граждан на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий;
  • охрана окружающей природной среды;
  • создание условий для деятельности, направленной на воспитание, образование и оздоровление туристов;

— развитие туристской индустрии, обеспечивающей потребности граждан при совершении путешествий, создание новых рабочих мест, увеличение доходов государства и граждан Российской Федерации, развитие международных контактов, сохранение объектов туристского показа, рациональное использование природного и культурного наследия.

Приоритетными направлениями государственного регулирования туристской деятельности являются поддержка и развитие внутреннего, въездного, социального и самодеятельного туризма.

Государственное регулирование туристской деятельности осуществляется путем:

  • создания нормативных правовых актов, направленных на совершенствование отношений в сфере туристской индустрии; содействия в продвижении туристского продукта на внутреннем и мировом туристских рынках;
  • защиты прав и интересов туристов, обеспечения их безопасности; лицензирования, стандартизации в туристской индустрии, сертификации туристского продукта;
  • установления правил въезда в Российскую Федерацию, выезда из Российской Федерации и пребывания на территории Российской Федерации с учетом интересов развития туризма;
  • прямых бюджетных ассигнований на разработку и реализацию федеральных целевых программ развития туризма;
  • создания благоприятных условий для инвестиций в туристскую индустрию;
  • налогового и таможенного регулирования; предоставления льготных кредитов, установления налоговых и таможенных льгот туроператорам и турагентам, занимающимся туристской деятельностью на территории Российской Федерации и привлекающим иностранных граждан для занятия туризмом на территории Российской Федерации;
  • содействия кадровому обеспечению туристской деятельности;
  • развития научных исследований в сфере туристской индустрии;
  • содействия участию российских туристов, туроператоров, турагентов и их объединений в международных туристских программах;
  • обеспечения картографической продукцией;
  • иными способами, применяемыми в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Координацию туристской деятельности в Российской Федерации осуществляет федеральный орган исполнительной власти в сфере туризма.

Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в РФ» определил принципы государственной политики, направленной на установление правовых основ единого туристского рынка в РФ.

С 01.06.2007г. введен механизм финансового обеспечения туроператорской деятельности. Туроператоры должны иметь банковскую гарантию или страховку от неисполнения обязательств по договору на указанную сумму (таблица 3).

Таблица 3

Направление деятельности туроператора

Дополнительные условия

Размер финансового обеспечения

Внутренний туризм

нет

500 тыс. руб.

Выездной туризм

нет

10 млн. руб.

Выездной туризм

Выручка от реализации турпродукта составляет не более 100 млн. руб. по данным бух. отчетности на конец отчетного года, а также для применяющих УСН

30 млн. руб.

Выездной туризм

Выручка от реализации турпродукта составляет не более 300 млн. руб. по данным бух. отчетности на конец отчетного года

60 млн. руб.

Выездной туризм

Выручка от реализации турпродукта составляет свыше 300 млн. руб. по данным бух. отчетности на конец отчетного года

100 млн. руб.

Если туроператор намерен осуществлять деятельность в сфере выездного туризма, а ранее не занимался им, то размер обеспечения не менее 30 млн. руб. Если туроператор оказывает услуги в нескольких сферах туроператорской деятельности, принимается наибольший размер финансового обеспечения.[10]

С 2007г. создан Единый федеральный реестр туроператоров. Без внесения в него их деятельность считается незаконной.

Информация о количестве туроператоров, сведения о которых внесены в Единый федеральный реестр туроператоров (по состоянию на 1 января 2011 года).

Общее количество туроператоров

Внутренний туризм

Международный туризм

Способы финансового обеспечения

Въездной туризм

Выездной туризм

Размер финансового обеспечения, млн. руб.

Банковские гарантии

Договоры страхования ответственности туроператора

0,5

10

30

60

100

4405

1830

638

1861

37

39

30

4375

Структура реестра туроператоров в зависимости от цели деятельности

Международный въездной туризм — 14%.

Международный выездной туризм — 44%.

Внутренний туризм — 42%.

Структура реестра туроператоров в зависимости от способа финансового обеспечения

Договор страхования ответственности туроператора — 99%.

Банковская гарантия — 1%.

Структура реестра туроператоров в зависимости от размера финансового обеспечения

Финансовое обеспечение 100 млн. руб., 1%.

Финансовое обеспечение 60 млн. руб., 1%.

Финансовое обеспечение 30 млн. руб., 42%.

Финансовое обеспечение 10 млн. руб., 14%.

Финансовое обеспечение 0,5 млн. руб., 42%.

Количество турагентств в Российской Федерации на начало 2010 года превысило 8 тысяч.

Координацию туристической деятельности в РФ осуществляет Министерство спорта, туризма и молодежной политики. Ему подведомственно Федеральное агентство по туризму.

Туруслуги оказываются, как известно, в местах представляющих географическую территорию, которую туристы или рыночный тур, сегмент выбирают с целью путешествия. Такая территория содержит все сооружения, необходимые для пребывания, размещения, питания и организации досуга туристов. Имеется налицо, таким образом, единый рынок туристического предложения, конкурентоспособная рыночная единица. Распределение муниципальных задач по оказанию туристических услуг могут быть при этом следующими.

На местном уровне:

  • планирование местности для турмероприятий, инфраструктурные мероприятия;
  • маркетинг (рыночное предложение местности);
  • координация работы турфирм;
  • информация для туристов, их сопровождение;
  • организация досуга туристов;
  • организация собраний конгрессов туристов.

На региональном и межрегиональном уровне:

  • развитие области, туррегиональное планирование, мероприятия по сохранению природы и культуры;
  • анализ рынка, разработка концепции маркетинга;
  • меры по осуществлению кооперации и предоставление интересов в объединенных службах, управлениях; профессиональные консультации, организация внутреннего маркетинга; работа с прессой, с отечественными и иностранными турбюро, транспортными предприятиями, организация услуг предприятиями гостиничного комплекса и питания, туроператорами и посредниками.

Государственная поддержка развития туризма

Федеральное агентство по туризму, в целях оказания поддержки и содействия субъектам Российской Федерации в развитии туризма и строительстве туристско-рекреационных комплексов, а также иной туристской инфраструктуры, осуществляет работу, направленную на создание благоприятного инвестиционного климата в регионах России.

Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 — 2018 годы)»

Федеральная целевая программа «Юг России»

Региональные целевые программы развития туризма в субъектах РФ

Инвестиционные проекты туристско-рекреационной направленности РФ

Материально-техническая база туризма

Туристская индустрия опирается на материально-техническую базу (МТБ), которая является основой развития организованного туризма.

К материально-технической базе туризма относятся: туристские фирмы (туроператоры и турагенты), гостиницы, туристские базы, предприятия питания и торговли, автотранспортные предприятия, пункты проката туристского снаряжения и инвентаря, бюро реализации туристских путевок, контрольно-спасательные службы (посты), туристские клубы, станции и т. п.

В основу классификации объектов МТБ туризма положены три основных признака: виды предоставляемых услуг, экономические элементы, виды собственности хозяйствующих субъектов.

Туризм — это индустрия, включающая в себя множество видов деятельности. Все сегменты индустрии туризма взаимосвязаны и зависят друг от друга. Например, успех горнолыжного курорта зависит от доставки лыжников на склоны, уровня размещения, питания и других услуг, предлагаемых туристам во время отдыха на курорте. Небольшие предприятия, соединенные с горнолыжными курортами, действуют как независимые предприятия, но на самом деле они зависят друг от друга. Эта зависимость требует совместных усилий, однако их бизнес конкурирует и борется за потребительский рынок, что затрудняет взаимодействие.

туризм государственный регулирование

Рис. 3 — Классификация объектов МТБ туризма

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://jret.ru/kontrolnaya/turisticheskie-resursyi-rossiyskoy-federatsii/

1. Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 27.12.2009г. №365-ФЗ).

2. Аванесова Г.А. Сервисная деятельность: история и современная практика, предпринимательство, менеджмент: Учеб. пособие. — М.: Аспект Пресс, 2004. — 318 с.

3. Балабанов И.Т., Балабанов А.И. Экономика туризма: Учеб. пособие. — М.: Финансы и статистика, 2001. — 175 с.

4. Боголюбов В.С., Орловская В.П. Экономика туризма. — 2-е изд. — М.: Академия, 2008. — 192 с.

5. Бутко И.И., Ситников Е.А., Ушаков Д.С. Туристический бизнес: основы организации. — изд. 2-е. — Ростов н/Д.: Феникс, 2008. — 384 с.

6. Горбылева З.М. Экономика туризма. Учеб. пособие. — Мн.: Изд-во БГЭУ, 2004. — 480 с.

7. Гуляев В.Г. Туризм: экономика и социальное развитие. — М.: Финансы и статистика, 2003. — 304 с.

8. Дурович А.П. Организация туризма: учеб. пособие/ А.П. Дурович, Н.И. Кабушкин, Т.М. Сергеева и др. — Мн.: Новое знание. — 2003. — 632 с.

9. Егоренков Л.И. Экология туризма и сервиса: Учебное пособие. — М.: Финансы и статистика, 2003. — 208 с.

10. Ильина Е.Н. Туроперейтинг: организация деятельности: учебник/ Е.Н. Ильина. — М.: Финансы и статистика, 2002. — 256 с.

11. Квартальнов В.А. Менеджмент туризма. Туризм как вид деятельности. — М.: Финансы и статистика, 2002. — 288 с.

12. Менеджмент туризма: Экономика туризма: Учебник / В.А. Козырев, И.В. Зорин, А.И. Сурин и др. — М.: Финансы и статистика, 2001. — 320с.

13. Папирян Г.А. Международные экономические отношения. Экономика туризма. — М.: Финансы и статистика, 2001. — 208 с.

14. Савояров Н. Помощь в преодолении кризиса// Туризм: Практика. Проблемы. Перспективы. — 2009. — № 9. С. 28 — 29.

15. Ушаков Д.С. Технология выездного туризма: учеб. пособие. — Ростов н/Д: МарТ, 2005. — 384 с.

16. Черевичко Т.В. Экономика туризма. — М.: Дашков и Ко, 2010. — 364 с.

17. Экономика и организация туризма: международный туризм: Учеб. Пособие / Е.Л. Драчева, ЮВ. Забаев, Д.К. Исмаев и др.; под ред. И.А. Рябовой, Ю.В. Забаева, Е.Л. Драчевой. — 3-е изд., испр. и доп. — М.:КНОРУС, 2009. — 586 с.

18. Федеральный закон «Об основах туристической деятельности в российской федерации» от 24.11.1996 N 132-ФЗ (ред. от 01.07.2011)

19. http://www.russiatourism.ru

20. http://tourest.ru