Совершенствование экономического планирования развития туристской отрасли Приморского края

Курсовая работа

Количество респондентов -120 человек.

Основные результаты исследования.

Как показало исследование, 81.6% выборки (91 человек) пользовались услугами туристических фирм Приморского края, 18.4% (29 человек) — не пользовались.

Мнения респондентов относительно тенденций развития туристической отрасли в Приморском крае разделились следующим образом. Значительная часть респондентов (37%) высказала мнение о перспективности данной отрасли. Однако, большинство респондентов (63%) были настроены пессимистично и ответили, что положительных тенденций развития тур отрасли нет в силу ряда сдерживающих факторов (табл. 1).

Таблица 1. Распределение мнений респондентов относительно факторов, препятствующих развитию туристской отрасли в Приморском крае.

Факторы, препятствующие развитию туристской отрасли в Приморском крае

%

недостаточный уровень развития туристской дорожной и инженерной инфраструктуры в Приморском крае

89

недостаточно высокое качество обслуживания посетителей на предприятиях туризма и гостеприимства края

45

низкий уровень вовлечения рекреационного и историко-культурного потенциала Приморского края в туристскую деятельность

39

несовершенство нормативной правовой базы в сфере регулирования туризма

15

отсутствие надежного оперативного информационного банка данных о туристских ресурсах, объектах, услугах в крае

18

Абсолютное большинство респондентов (100%) считают, что внутренний и въездной туризм в Приморском крае развит слабо.

В таблице 2 представлено распределние мнений респондентов относительно положительных тенденций в развитии туристической отрасли Приморского края.

Таблица 2. Распределение мнений респондентов относительно положительных тенденций в развитии туристической отрасли Приморского края.

Положительные тенденции в развитии туристической отрасли Приморского края

%

разработка и внедрение федеральных и краевых целевых программ развития туристической отрасли Приморского края

44

улучшение качества обслуживания на предприятиях туристического и гостиничного сервиса

25

развитие инфраструктуры

56

подготовка высококвалифицированных кадров

7

развитие внутреннего и въездного туризма

5

Мнения респондентов относительно того, что может поспособствовать развитию туристической отрасли в Приморском крае разделились следующим образом:

подготовка высокопрофессиональных кадров для индустрии сервиса и гостеприимства — 35%

повышение конкурентоспособности туристских продуктов региона — 25%

развитие в Приморском крае экологического туризма мирового уровня — 10%

развитие в Приморском крае делового и событийного туризма — 37%

учреждение на территории Приморского края национальных парков — 67%

организация в крае крупных международных и региональных деловых, культурных, развлекательных мероприятий и спортивных соревнований — 43%

создание туристско-рекреационной особой экономической зоны на территории острова Русский Владивостокского городского округа Приморского края — 23%

развитие инфраструктуры — 77%.

Таким образом, в целом по исследованию рынка туристических услуг Приморского края можно сделать следующие выводы:

  • внутренний и въездной туризм развит слабо;
  • существует ряд факторов, препятствующих развитию туристической отрасли Приморского края (недостаточный уровень развития туристской дорожной и инженерной инфраструктуры в Приморском крае; недостаточно высокое качество обслуживания посетителей на предприятиях туризма и гостеприимства края; низкий уровень вовлечения рекреационного и историко-культурного потенциала Приморского края в туристскую деятельность; несовершенство нормативной правовой базы в сфере регулирования туризма; отсутствие надежного оперативного информационного банка данных о туристских ресурсах, объектах, услугах в крае);
  • несмотря на существующие проблемы в развитии туристической отрасли Приморского края, наметились определенные положительные тенденции, а именно: разработка и внедрение федеральных и краевых целевых программ развития туристической отрасли Приморского края, улучшение качества обслуживания на предприятиях туристического и гостиничного сервиса, развитие инфраструктуры;

— среди мер, которые могут поспособствовать развитию туристической отрасли Приморского края лидируют следующие: развитие в Приморском крае делового и событийного туризма, учреждение на территории Приморского края национальных парков, организация в крае крупных международных и региональных деловых, культурных, развлекательных мероприятий и спортивных соревнований, создание туристско-рекреационной особой экономической зоны на территории острова Русский Владивостокского городского округа Приморского края.

В заключение можно сделать вывод о том, что Приморский край обладает мощным туристско-рекреационным потенциалом, способным внести значительный вклад в экономическое и социо-культурное развитие региона при грамотном планировании, в котором будут учтены все особенности и специфика туристских ресурсов Приморского края.

2.2 Анализ современного состояния экономического планирования туристской отрасли Приморского края

Основным показателем, влияющим на формирование экономических показателей тур отрасли, является объем тур потока, а также соотношение долей въездного и выездного тур потоков.

По объему международного тур потока Приморский край занимает 4-е место в Российской Федерации [16, с.35].

Данные о развитии международного въездного туризма в Приморском крае в 2006-2011 годах позволяют сделать вывод о тенденции увеличения за последние два года объёма туристского потока (далее — тур поток)

и значительном преобладании в структуре тур потока туристов из КНР.

Показатели въездного международного тур потока Приморского края приведены в таблице 1 (см. Приложение А).

В 2011 году на территорию Приморского края въехали

82414 иностранных туристов, что составило 121,6 процента к 2010 году [16, с. 37]

Данные о развитии международного выездного туризма в Приморском крае в 2006-2011 годах приведены в таблице 2 (см. Приложение А)

В 2011 году объем международного выездного тур потока в Приморском крае составил 651371 человек с ростом к 2010 году в 1,3 раза [16, с. 38].

Динамика основных показателей, характеризующих состояние развития данной сферы экономической активности представлена в виде диаграммы в Приложении Б.

Объем внутреннего тур потока в Приморском крае стабильно увеличивается, с ежегодным темпом роста 10-12 процентов. В 2011 году по оценочным данным было совершено более 720 тыс. тур поездок [16, с.40].

Однако, несмотря на поступательное развитие отрасли туризма, остается ряд нерешенных проблем, среди которых превышение выездного международного тур потока над въездным, нарастание доли «теневой» финансовой и трудовой деятельности в туризме, высокое влияние сезонности на региональную тур деятельность, снижающее устойчивость и эффективность работы тур отрасли края, достижении прироста экономических показателей работы тур предприятий края преимущественно за счет экстенсивных факторов развития.

Основной проблемой, решение которой необходимо осуществить с использованием программно-целевого метода, является низкая эффективность использования имеющегося туристско-рекреационного потенциала в Приморском крае.

Кроме того, в индустрии Приморья до сих пор не сложилась эффективная система рыночных отношений, туристский бизнес и индустрия гостеприимства существенно отстают от мировых стандартов в сфере управления, организационных и производственных технологий [8, с. 996].

Незавершившийся процесс формирования устойчивого развития туризма в Приморском крае подвергся достаточно сильному деструктивному влиянию в результате мирового экономического кризиса 2012 г., имеющего перманентный характер. Очередной спад в российской экономике начался в декабре 2011 г.

Реальные денежные доходы населения России снизились за 5 месяцев 2012 г. на 2,5 % [15, с. 47]. Россия вновь вступила в длительный период, когда доходы многих граждан либо не будут расти, либо будут падать.

Произошедшие изменения в российской экономике и в том числе в региональной экономике Приморского края вызвали обоснованную тревогу участников туристского рынка, заставили пересмотреть стратегию и тактику как отдельных туристских предприятий, так и туристской сферы в целом. К известным макроэкономическим и социально-демографическим проблемам Дальнего Востока добавились новые «факторы риска», усиливающие неопределенность принимаемых управленческих решений, поведения потребителей, финансовой надежности партнеров. Основные проблемы туристского бизнеса, имевшие затяжной системный характер, усугубились дестабилизацией мировой экономики.

Однако большинство проблем туристского комплекса Приморского края не имеют прямого отношения к мировому экономическому кризису и их негативный эффект мог быть уменьшен в меж кризисные периоды (с 2003 по 2007 г. и с июля 2009 по декабрь 2012 г.).

Причины инерционности инновационных процессов в турбизнесе Приморья связаны с неэффективным руководством туристской сферой, просчетами в выборе приоритетов развития регионального туристского комплекса, с игнорированием программ развития внутреннего туризма. Эти и другие организационно-экономические проблемы требуют детального анализа для поиска стратегии выхода из затянувшейся ситуации стагнации.

В этой связи среди проблем туристского бизнеса Приморского края, имеющих общероссийский характер, следует отметить отмену лицензирования туристской деятельности, что привело к появлению компаний без достаточного опыта работы в условиях растущего спроса и повышения требований к качеству туристского продукта. Государственный контроль деятельности туристских предприятий принял формальный характер, а введение механизма финансовых гарантий в условиях повышенного туристского спроса и несовершенной законодательной базы оказалось недостаточно эффективным.

В 2010-2012 гг. в России и, в частности, в Приморском крае усилилась тенденция значительного завышения стоимости туристских путевок. Туроператоры вслед за авиаперевозчиками неоправданно поднимали цены под предлогом увеличения топливного сбора, взимаемого с авиапассажиров. В связи с этим Федеральная антимонопольная служба России проводила проверку для установления «ценовых сговоров», однако отсутствие эффективных рычагов государственного регулирования потребительского рынка не позволило нормализовать сложившуюся ситуацию. Следствием «ценового сговора» явилось формирование у части потребителей негативного отношения к организованному туризму и способствовало оттоку клиентов туристских предприятий, переходу их к самостоятельным формам туристской активности.

Влияние региональных социально-экономических проблем Приморского края на туристский бизнес гораздо значительнее общероссийских. Несмотря на то, что за последние годы состояние и перспективы развития туризма в Приморье неоднократно обсуждались на Координационном совете Департамента международного сотрудничества и туризма Приморского края, на научно-практических конференциях различного уровня, развитие туристской деятельности в регионе происходит в условиях отсутствия четко выверенной политики и стратегии развития. Это привело к тому, что на протяжении последнего десятилетия, несмотря на высокий туристский потенциал Приморья, число въезжающих иностранных туристов не превышало 200 тыс. человек ежегодно. Для сравнения по данным Росстата в целом в Россию в 2011-2012 гг. въехало около 46 млн туристов. Таким образом, поток иностранных туристов в Приморский край составляет всего 0,87 % от общероссийского. В большинстве своем туристские предпочтения зарубежных туристов, прибывающих в Россию, связаны с высоким уровнем сервиса и разумным соотношением цены и качества предоставляемых услуг. Эти условия в настоящее время и в ближайшем будущем будут предпочтительны при выборе туристских поездок, но в Приморском крае они пока труднореализуемы [16, с. 41].

Финансовые кризисы 2008 и 2012 г. в значительной степени повлияли на внутрифирменные процессы в туризме. Они явились закономерным отражением произошедших изменений на рынке выездного туризма Приморского края в зимний сезон 2008-2009 и 2012 г., когда по данным ряда крупных туроператоров произошло сокращение туристского потока, достигшее как минимум 20 %. Спрос на летние виды отдыха приобрел в 2012 г. по сравнению с 2007 и 2010-2011 гг. отсроченный характер. В этих условиях руководители многих турфирм Приморского края оптимизировали расходы, потребовали от сотрудников большей продуктивности и самоотдачи при снижении затрат на персонал. Менеджеры некоторых направлений в низкий сезон были отправлены в неоплачиваемые отпуска большей продолжительности, чем в предыдущие годы. В связи с явным снижением спроса на отдых и развлечения возросла лояльность персонала турфирм по отношению к клиентам. В наибольшей степени пострадали и еще пострадают турагентства, делавшие ставку на работу с массовыми недорогими турпакетами и не имевшие финансового резерва для «выживания» в условиях ужесточающейся конкуренции.

Таким образом, и макроэкономическое окружение, и внутрифирменные процессы в турбизнесе Приморского края не дают повода для оптимизма. Тем не менее, усиливающееся внимание законодательной и исполнительной власти России к проблемам Дальнего Востока, возможно, в будущем будет способствовать активизации внутренних и даже въездных туристских потоков.

В программах социально-экономического развития субъектов Российской Федерации все больше внимания уделяется вопросам эффективности функционирования туристского комплекса и повышению вклада туристской деятельности в валовой региональный продукт (ВРП).

Наличие разнообразных туристско-рекреационных ресурсов региона позволяет развивать практически все направления туризма, в том числе экологический, пляжный, сельский, оздоровительный, развлекательный, деловой, культурно-познавательный, автотуризм и социальный туризм.

Для обеспечения системного развития указанных направлений необходимо использование программно-целевого метода в решении задач

по стимулированию формирования современной материально-технической базы туризма, разработке и реализации рекламно-информационного обеспечения туристской сферы, развитию международного

и межрегионального сотрудничества в области туризма, совершенствованию региональной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации туристских кадров.

Постановлением Администрации Приморского края была утверждена Государственная программа Приморского края «Развитие туризма в Приморском крае» на 2013-2017 гг. [5]. Цель данной программы — повышение конкурентоспособности туристского рынка Приморского края, удовлетворяющего потребности российских и иностранных граждан в качественных туристских услугах.

В программе ставятся следующие задачи:

  • создание инфраструктуры индустрии туризма с использованием кластерного подхода;
  • совершенствование нормативного правового регулирования в сфере туризма, направленного на содействие развитию системы обеспечения безопасности туристов, образования в сфере туризма, обеспечения и повышения качества туристских услуг и их доступности для всех слоев общества;
  • реализация кадрового потенциала индустрии туризма;
  • разработка и реализация маркетинговой стратегии, направленной на формирование образа Приморья как региона, благоприятного для путешествий и отдыха;
  • активизация конгрессно — выставочной деятельности и MICE-туризма.

Ожидаемые результаты реализации программы:

  • увеличение туристского потока в 5,6 раза;
  • увеличение количества занятых в туристско-рекреационной деятельности в 5,7 раза;
  • увеличение объема привлечения инвестиций в основной капитал средств размещения (гостиницы, места для временного проживания) в 3,1 раза;
  • увеличение коэффициента использования наличных мест гостиниц и аналогичных средств размещения в 2,4 раза;
  • увеличение количества занятых в обслуживающих отраслях и сферах деятельности (пропорционально развитию сферы туризма 1:4);
  • увеличение поступлений в бюджет в 4,9 раза.

В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Приморского края до 2025 года основной целью развития туризма

является формирование современного туристического продукта Приморского края и обеспечение его конкурентоспособности на рынках АТР и Российской Федерации. Наиболее перспективным сегментом туристического рынка является деловой и культурный туризм, так как в наибольшей степени соответствует функции Приморского края и г. Владивостока, позволяет эффективно использовать созданную для саммита АТЭС инфраструктуру, закрепить за Приморским краем статус делового и культурного центра.

В рамках настоящей Государственной программы выделяются следующие подпрограммы:

Подпрограмма № 1 «Развитие туристско-рекреационного комплекса на территории Приморского края».

Развитие туристско-рекреационного комплекса на территории Приморского края планируется осуществить путем создания благоприятных условий для формирования современных туристско-рекреационных кластеров на территории Приморского края и создания благоприятных условий для субъектов туристской индустрии.

Подпрограмма направлена на совершенствование системы регулирования туристской деятельности на уровне субъекта Российской Федерации, обеспечение конкурентоспособной инфраструктуры туризма в наиболее перспективных для развития внутреннего и въездного туризма районах Приморского края, повышение инвестиционной привлекательности отрасли туризма, содействие реализации инвестиционных проектов в сфере туризма, равномерное территориально-рекреационное развитие районов Приморского края, создание и реализацию системы мер государственной поддержки субъектов туристской индустрии.

По итогам реализации Государственной программы в 2017 году планируется поддержать не менее 23 туристских комплексов на территории Приморского края.

Подпрограмма № 2 «Повышение качества туристских услуг»

Подпрограмма направлена на совершенствование региональной нормативной правовой базы туризма, обеспечение повышения качества туристского и гостиничного обслуживания, включая мероприятия по повышению квалификации персонала в сфере туризма, проведение обучающих семинаров, конференций, выставок, круглых столов и мероприятия по повышению безопасности туризма.

По итогам реализации подпрограммы планируется повышение объема платных туристских услуг, оказанных населению, до 17447,29 млн. рублей в 2017 году.

Подпрограмма № 3 «Продвижение туристского продукта Приморского края на российском и мировом туристских рынках»

Подпрограмма направлена на продвижение туристско-рекреационного и инвестиционного потенциала, туристских продуктов Приморского края на туристские рынки и развитие индустрии делового туризма, включая активизацию конгрессно-выставочной деятельности и MICE-туризма.

Финансирование указанных мероприятий предполагается за счет средств бюджета Приморского края с привлечением федерального бюджета и внебюджетных источников.

Обобщая выше изложенное, можно сделать следующие выводы:

  • туризм в Приморском крае имеет объективные возможности для развития, обусловленные благоприятным геополитическим положением, относительно развитой туристской инфраструктурой, значительным природно-рекреационным потенциалом, туристской привлекательностью региона, сформировавшейся системой подготовки кадров и др., и, при условии преодоления существующих негативных факторов, может стать одной из точек экономического роста региона;

— несмотря на определенные положительные сдвиги в развитии туристского комплекса региона, существует целый ряд проблем, требующих разрешения. К таким проблемам относятся ослабление государственного контроля туристской деятельности, неэффективное руководство туристской сферой, игнорирование программ развития внутреннего туризма, низкая эффективность использования туристско-рекреационного потенциала Приморского края и др.

В следующей погдглаве данной работы рассматриваются предложения по совершенствованию планирования туристской отрасли Приморского края.

2.3 Предложения по совершенствованию экономического планирования туристской отрасли Приморского края

Приморский край является одним из регионов России, где туристский сектор признается приоритетным и может стать сектором специализации региональной экономики.

В настоящее время программа развития туризма в регионе должна преследовать цель воспроизводства человеческого потенциала и повышения качества жизни, а, значит, должна учитывать потребности населения в туристско-рекреационных услугах.

Следует отметить, что строительство туристских объектов и комплексов должно быть направлено на удовлетворение туристско-рекреационных потребностей и повышение качества жизни как туристов, так и местного населения. Не существует такого туристского продукта, который может быть реализован на рынке, если он не произведен в соответствии с потребительским спросом. Понимание мотивов потенциального туриста имеет огромное значение при планировании, формировании и организации туристской деятельности и создании туристского продукта на определенной территории. Именно выявление, знание и использование туристских мотивов и интересов, а также ориентация на определение рыночных потребностей должны стать основой для строительства туристских объектов и комплексов, обеспечивающих создание таких видов тур продукта, которые отражают требования определенных сегментов рынка. Туристские мотивы и потребности как определяющий компонент спроса должны быть положены в основу деятельности туристских учреждений и организаций.

Первоочередными задачами в сфере туризма потребители из числа населения Приморского края считают восстановление лечебно-оздоровительных учреждений (санаториев, курортов и т.п.) и развитие заповедных и парковых зон [9, с. 177].

Одной из важных задач по достижению цели устойчивого развития туризма в регионе является создание адекватной материально-технической базы, создание которой невозможно без инвестиций в этой сфере.

Романова Г.М. в своей статье «Региональное планирование развития туристско-рекреационных зон» предлагает следующую стратегию планирования развития туристской отрасли [13, с. 285].

Для обеспечения комплексного и устойчивого развития региона за счет развития индустрии туризма необходимо разработать стратегию планирования и прогнозировании его развития. Для разработки стратегии управления и планирования сферы туризма также необходимо провести оценку показателей спроса и предложения туристских услуг. Необходимо оценить объем совокупного туристского спроса по различным социальным группам населения и по отдельным территориям и объем совокупного предложения, которые характеризуются такими показателями, как оборот, численность занятых, доходы от реализации туристских услуг и доходы от реализации товаров и услуг в сопряженных с туризмом отраслях. На основе этих оценок необходимо разработать стратегию развития туристско-рекреационного региона, ориентированную на определенных потребителей.

Следующим этапом должны стать разработка и оценка альтернативных способов достижения цели.

Для предотвращения негативного влияния внешних факторов на процесс планирования целесообразно начинать с маркетинговой оценки территории. Проведение опросов и социологических исследований позволяет выявить положительные и отрицательные воздействия индустрии туризма на территорию региона и отношение к этому населения.

Следующим этапом программно-целевого развития должно стать точное определение целей, задач и последствий для окружающей среды организации на территории расширенной туристской инфраструктуры. Затем необходимо определить непосредственно места размещения, питания и посещения туристов. После этого предлагается провести анализ выполнимости проекта с подсчетом экономической эффективности развития туризма.

На протяжении всего процесса реализации программных предложений

должна активно осуществляться деятельность по организации детальной проработки планировочной структуры каждой туристской зоны; по созданию бизнес-планов и проектной документации для конкретных туристских объектов; по формированию маркетинг-программ, обеспечивающих продвижение на рынке всех видов туристской деятельности.

Для реализации описанной стратегии планирования развития туризма в регионе и продвижения регионального тур продукта на рынки туристских услуг предлагается создать Региональный центр планирования развития туризма (РЦПТ), в обязанности которого будет входить:

  • ведение статистической и информационно-аналитической деятельности с целью определения тенденций развития туристско-рекреационного комплекса региона и составление кадастра туристских ресурсов;
  • получение информации о тенденциях туристского рынка;
  • предоставление информационных услуг региональным властям для проведения оценки эффективности развития туризма;
  • обеспечение проведения социологических опросов среди туристов;
  • продвижение туристского региона на мировые рынки;
  • анализ и составление бизнес-планов отдельных мероприятий и объектов туристской инфраструктуры и проведение тендеров;
  • разработка нового тур продукта и предложений по его внедрению и продвижению;
  • разработка рынков специализированного туризма (конгрессного, оздоровительного, приключенческого, экологического и т.д.).

Это должна быть крупная специализированная организация, способная взять на себя функции по координации всех перечисленных направлений деятельности.

Технической и информационной основой осуществления работы центра должна стать компьютерная сеть единого регионального управленческого органа. Дополненная специальным программным обеспечением, она даст возможность собирать, систематизировать и в режиме реального времени передавать информацию об экономической конъюнктуре предприятиям туристского комплекса.

Такая оперативная информация, доступная населению, всем хозяйственным субъектам, явится дополнительным стимулом для привлечения денежных ресурсов, наглядно укажет путь к сокращению затрат, к снижению цен на туристско-рекреационные услуги региона.

В заключение можно сделать следующие выводы:

  • проблемы, препятствующие развитию туристской отрасли Приморского края, должны решаться при постоянном взаимодействии национального и регионального уровней;
  • при планировании развития туристского комплекса следует учитывать специфику региона;
  • планирование должно включать в себя следующие этапы: разработка стратегии планирования, разработка и оценка альтернативных способов достижения цели, определение целей, задач и последствий для окружающей среды, проведение анализа выполнимости проекта с подсчетом экономической эффективности развития туризма;
  • при грамотной стратегии этот сектор экономики Приморского края должен оказать положительное социальное экономическое воздействие на все социально-экономическое состояние региона.

Заключение

Туризм — самый динамично развивающийся сектор мировой экономики. К концу ХХ века туризм занял лидирующее место в международных внешнеэкономических связях, стал оказывать серьезное воздействие на развитие экономики отдельных стран и мирового хозяйства в целом, возросло его влияние на формирование валового внутреннего продукта. В настоящее время туризм является мощной мировой индустрией, занимающей до 10% мирового валового продукта, где задействованы огромные массы служащих, основные средства производства, крупные капиталы.

Туризм часто рассматривают с точки зрения его потенциального вклада в экономическое развитие. С социально-культурной точки зрения туризм привлекает инвестиции в сохранение и развитие культуры, восстановление памятников, возрождает народные промыслы, повышает уровень занятости и, соответственно, уровень жизни местного населения.

Развитие туризма имеет как положительные, так и отрицательные аспекты: он обеспечивает приток иностранной валюты, помогает решать локальные проблемы занятости, стимулирует развитие транспортной сети и инфраструктуры региона, рекреационного потенциала. Вместе с тем бурное развитие этой сферы услуг обостряет противоречие между его масштабами и наносимым ущербом: происходит определённое сокращение для местного населения продовольственных ресурсов, запасов воды, загрязняется окружающая среда.

Туристское планирование осуществляется на международном, национальном, региональном, местном уровнях.

Сущность регионального туристского планирования находит свое отражение в разработке региональной политики, программ и планов развития туризма с учетом специфических условий конкретного региона.

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

  • современное состояние туристского комплекса РФ требует разработки определенной системы мер по развитию планирования регионального туризма;
  • при осуществлении планирования необходимо учитывать туристско-рекреационный потенциал региона;
  • Приморский край обладает мощным туристско-рекреационным потенциалом, способным внести значительный вклад в экономическое и социо-культурное развитие региона при грамотном планировании, в котором будут учтены все особенности и специфика туристских ресурсов Приморского края;
  • несмотря на определенные положительные сдвиги в развитии туристского комплекса региона, существует целый ряд проблем, требующих разрешения.

К таким проблемам относятся ослабление государственного контроля туристской деятельности, неэффективное руководство туристской сферой, игнорирование программ развития внутреннего туризма, низкая эффективность использования туристско-рекреационного потенциала Приморского края и др.;

  • проблемы, препятствующие развитию туристской отрасли Приморского края, должны решаться при постоянном взаимодействии национального и регионального уровней;
  • планирование должно включать в себя следующие этапы: разработка стратегии планирования, разработка и оценка альтернативных способов достижения цели, определение целей, задач и последствий для окружающей среды, проведение анализа выполнимости проекта с подсчетом экономической эффективности развития туризма;
  • при грамотной стратегии этот сектор экономики Приморского края должен оказать положительное социальное экономическое воздействие на все социально-экономическое состояние региона.

планирование регионального туризма на современном этапе необходимо развивать комплексно, сочетая цели туристской отрасли и интересы населения региона с ориентацией на устойчивое развитие. Развитие туризма по предложенной технологии планирования позволит совершенствовать туристский сектор в рамках существующей организационной структуры управления. Предложенные система контроля программы реализации регионального плана и мониторинга развития туризма, обеспечат гарантии устойчивого развития туристского сектора экономики региона.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://jret.ru/kursovaya/razrabotka-predlojeniy-po-sovershenstvovaniyu-tehnologiy-prodaj/

1. Биржаков М.Б. Введение в туризм: учеб. — СПб.: Изд. Дом «Герда», 2006. — 512 с.

2. Биржаков М.Б. Экономика туристской отрасли. Краткий курс лекций. — СПб.: Невский фонд, 2010. — 255 с.

3. Богданов Е.И., Кострюкова О.Н., Орловская В.П., Фенин П.М. Планирование на предприятии туризма. — СПб. Издательский дом «Бизнес-пресса», 2009.-288 с.

4. Воронкова Л.П. Туризм, гостеприимство, сервис. — М.: Аспект Пресс,2009. С.46.

5. Государственная программа Приморского края «Развитие туризма в Приморском крае» на 2013-2017 годы (утверждена постановлением Администрации Приморского края от 07.12.2012 № 396-па).

6. Здоров А.Б. Экономика туризма: Учебник. — М.: Финансы и статистика, 2004. — 272 с.

7. Квартальнов В.А. Туризм: Учебник / В.А. Квартальнов. — М. : Финансы и статистика, 2011. — 320 с.

8. Косолапов А.Б., Лозовская С.А., Плоткина Н.П., Назаренко Н.М. Туристский бизнес Приморского края в условиях мирового экономического кризиса//Фундаментальные исследования. — 2012. — №11 (часть 4).

— стр. 995-998.

9. Мартышенко Н.С., Шевченко Ю.А. Проблемы стратегического планирования развития туризма в Приморском крае // Российское предпринимательство. — 2011. — № 8 Вып. 2 (190).

— c. 176-180.

10. Международные туристские организации: Справочник. Москва: Международные отношения, 2010. С.254.

11. Можаева Н. Г., Богинская Е. В. Туризм: учебник для студентов системы СПО / под ред. проф. А. А. Скамницкого. — М.: Гардарики, 2007, с.24-25.

12. Папирян Г.А. Международные экономические отношения: экономика туризма / Г.А. Папирян. — М. : Финансы и статистика, 2011. — 208 с.

13. Романова Г. М. Региональное планирование развития туристско-рекреационных зон // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2003. №5.

14. Соболева Е.А. Статистика туризма: Статистическое наблюдение: Учебное пособие. — М.: Финансы и статистика, 2008. — 160 с.

15. Социально-экономическое положение России — январь-май 2012г. — М.: Росстат, 2012. -268с.

16. Туризм и туристские ресурсы в Приморском крае: Стат.сб. — Владивосток: Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Приморскому краю, 2012. — 140с.

17. Федеральный закон Российской Федерации «Об основах туристской деятельности» от 03.05.2012 г. № 47-ФЗ.

18. Чудновский А.Д. Управление индустрией туризма: учебное пособие. -2-е изд. / А.Д. Чудновский, М.А. Жукова, B.C. Сенин. — М.: КНОРУС,2005. — С.31.

19. Яковлев Г.А. Экономика и статистика туризма: Учебное пособие. 4-е изд. перераб. и доп.- М.: Изд-во РДЛ, 2010. — 480 с.

20. Sharma K. Tourism and Economic Development. — New Delhi : Sarup & Sons, 2004.

21. Vision 2020 Tourism, World Tourism Organization, Spain, 1999. — V.3. — 83p.

22 . www.wto.org

Приложение А

Таблица 1. Объем и структура международного въездного турпотока Приморского края

Годы

2006

2007

2008

2009

2010

2011

КНР

74530

50349

49647

38102

43671

60985

Япония

7073

5529

4814

3496

4167

3188

Республика Корея

8316

6991

7808

4935

8123

7578

КНДР

2

24

2

6

11

18

США

1874

2484

1775

2456

4272

3730

Канада

644

492

505

528

1686

1812

Австралия

430

321

385

298

698

1246

Великобритания

501

461

737

366

791

805

Тайвань

208

586

112

108

184

339

Другие страны

5213

1145

1394

2657

4168

2713

Итого

98791

68382

67179

52952

67771

82414

Таблица 2. Объем и структура международного выездного турпотока Приморского края

Годы

2006

2007

2008

2009

2010

2011

КНР

768733

934192

1138867

351637

444301

581658

Япония

10271

9619

10939

4988

3210

2093

Республика Корея

11050

10165

13739

22618

32614

37117

Вьетнам

1622

1931

3163

2964

2402

3740

Индонезия

157

457

450

444

444

592

Таиланд

884

7205

11452

2978

7207

22840

Другие страны

509

432

575

427

611

3331

Итого

793226

964001

1179185

386056

490789

651371

Приложение Б

Рисунок 1. Темп прироста по въезду иностранных граждан, 2011год

Рисунок 2. Доля иностранных граждан с целью туризма (въезд), за 1 полугодие 2012 года

Приложение В

Маркетинговое исследование «Состояние туристической отрасли Приморского края и тенденции ее развития».

Цель анкетирования: узнать мнение респондентов о состоянии туристической отрасли в Приморском крае.

Пожалуйста, ответьте на вопросы анкеты, выбирая один из предложенных вариантов ответа.

1. Укажите Ваш пол

мужчина женщина

2. Укажите Ваш возраст

20-30 31 — 40 41 — 55

3. Пользовались ли Вы услугами турфирм Приморского края?

да нет

4. Считаете ли Вы, что внутренний и въездной туризм в Приморском крае достаточно развит?

да нет

5. Что, по Вашему мнению, препятствует стабильному развитию туристической отрасли Приморского края? (Можно выбрать несколько вариантов ответа)

недостаточный уровень развития туристской дорожной и инженерной инфраструктуры в Приморском крае

недостаточно высокое качество обслуживания посетителей на предприятиях туризма и гостеприимства края

низкий уровень вовлечения рекреационного и историко-культурного потенциала Приморского края в туристскую деятельность

несовершенство нормативной правовой базы в сфере регулирования туризма

отсутствие надежного оперативного информационного банка данных о туристских ресурсах, объектах, услугах в крае

6. Какие положительные тенденции в развитии туристической отрасли Приморского края Вы можете отметить? (Можно выбрать несколько вариантов ответа)

разработка и внедрение федеральных и краевых целевых программ развития туристической отрасли Приморского края

улучшение качества обслуживания на предприятиях туристического и гостиничного сервиса

развитие инфраструктуры

подготовка высококвалифицированных кадров

развитие внутреннего и въездного туризма

7. Что из ниже перечисленного может, по Вашему мнению, поспособствовать развитию туристической отрасли Приморского края? (Можно выбрать несколько вариантов ответа)

подготовка высокопрофессиональных кадров для индустрии сервиса и гостеприимства

повышение конкурентоспособности туристских продуктов региона

развитие в Приморском крае экологического туризма мирового уровня

развитие в Приморском крае делового и событийного туризма

учреждение на территории Приморского края национальных парков

организация в крае крупных международных и региональных деловых, культурных, развлекательных мероприятий и спортивных соревнований

создание туристско-рекреационной особой экономической зоны на территории острова Русский Владивостокского городского округа Приморского края